Система медицинское права

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Система медицинского права

Предмет и метод медицинского права. Одной из тенденций развития и совершенствования системы российского права является ее дальнейшая структуризация, выделение новых межотраслевых институтов, подотраслей и отраслей, таких как муниципальное, банковское, бюджетное, налоговое, информационное. Серьезные основания имеются для того, чтобы уже сейчас включить в число межотраслевых институтов и медицинское право. В будущем не исключается постепенное формирование самостоятельной отрасли медицинского права, поскольку объективная необходимость в регулировании фактически существующих общественных отношений предопределяет выделение соответствующей отрасли права.

Для формирования самостоятельной отрасли права особо значимы четыре критерия — своеобразие и качественная однородность тех или иных общественных отношений (иными словами, наличие предмета правового регулирования), распространенность общественных отношений данного типа; Необходимость использования специальных правовых средств (методов) их регулирования и наличие правовых норм (достаточно обширного законодательства).

Применительно к медицинскому праву можно утверждать, что оно имеет свой предмет регулирования. В последнее время общественные отношения, связанные с обеспечением охраны здоровья населения и отдельных граждан, реализацией и защитой прав и свобод человека в сфере здравоохранения и медицинской деятельности превратили здоровье человека в важнейший объект социального и даже политического регулирования. Реформа российского законодательства, прогресс науки, изменение этических представлений делают необходимым правовое регулирование общественных отношений, связанных с трансплантацией органов, использованием метода искусственного оплодотворения и имплантацией эмбриона, исследованиями фетальных тканей. Несомненно, нуждаются в правовом регулировании проблемы массовой вакцинации населения, определения правового и социального статуса ВИЧ-инфицированных и лиц, употребляющих наркотики. В обществе не решена проблема защиты человека от дискриминации по признаку наличия заболевания (психическое расстройство, ВИЧ-инфицированность и др.).

Развитие в России рынка потребительских услуг остро поставило вопросы защиты прав пациентов и врачей. Безусловно, требуют правовой оценки факты причинения вреда законным интересам пациента в результате ненадлежащего лечения, но не менее злободневна проблема правовой защиты врача от необоснованных (а иногда и некомпетентных) притязаний пациента и его представителя. Это далеко не полный перечень вопросов, находящихся на стыке медицины и права.

Отношения, связанные со здоровьем человека во многом специфичны, ибо обусловлены его физическим, нередко и психическим состоянием в различных ситуациях общественной, политической, профессиональной, семейной, бытовой жизнедеятельности. Удельный вес общественных отношений, обуславливаемых состоянием здоровья человека, необходимостью мер по его защите и поддержанию в надлежащем состоянии и восстановлению (лечению) постоянно увеличивается. Здоровье отдельных людей, особенно руководителей государства, народа в целом, становится положительным или отрицательным фактором внутриполитической и международной стабильности, развития и прогресса в экономике и социальной жизни. Последнее десятилетие характеризуется крупными сдвигами в медицинской науке и биологии, предопределяющими качество и продолжительность человеческой жизни, возможности излечения наследственных заболеваний, разнообразной трансплантологии, биотехнологии и клонировании. Это одновременно порождает не только чисто медицинские, но и этические, и иные социальные проблемы, требующие правового решения и регулирования.

Совершенствование правового регулирования невозможно без разработки ряда теоретических проблем. Это касается, прежде всего, обоснования предмета и выбора методов правового регулирования, установления соотношения и взаимодействия различных правовых актов, решения вопросов юридической ответственности в сфере охраны здоровья граждан.

Переход к платным лечебно-профилактическим, санитарным и фармацевтическим услугам неизбежно приведет к созданию нового хозяйственного механизма здравоохранения. Его основой становятся экономические и юридические категории, базирующиеся на расчете стоимости медицинской услуги и процедуры, договорных отношений между сторонами, юридической (в том числе имущественной) ответственности за негативные результаты лечения (его неблагоприятные исходы), а также за вред, причиненный здоровью застрахованных больных ненадлежащим лечением.

В условиях страховой медицины имущественная ответственность возлагается на лечебно-профилактические учреждения и медицинских работников, особенно в случаях, когда здоровью пациента причиняется вред в результате их деятельности.

Изучение материалов уголовных дел экспертными комиссиями в связи с неблагоприятными исходами лечения показали, что в 27,9% случаев они были вызваны врачебными ошибками, в 8,5% — отсутствием надлежащих условий для медицинской деятельности и в 7,4% обусловлены недобросовестностью работников лечебно-профилактических учреждений.

Метод правового регулирования отношений в сфере медицинской деятельности. В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, Деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Какие права и свободы человека и гражданина реализуются либо затрагиваются в процессе медицинской деятельности? Какими методами (в том числе, методами каких отраслей права) эти права и свободы могут быть эффективно реализованы либо защищены?

К сфере медицины имеют непосредственное отношение закрепленные Конституцией Российской Федерации и другими правовыми актами право на жизнь, право на здоровье и его охрану, право на личную неприкосновенность частной жизни, личную тайну.

Поскольку сохранение и улучшение здоровья являются первейшими жизненными потребностями человека, то их удовлетворение всеми незапрещенными способами относится, прежде всего, к сфере частной жизни граждан.

Существует также публичный интерес в обеспечении общественного здоровья, который воплощается в государственной профилактике болезней, оказании медицинской помощи лицам в беспомощном состоянии и отдельным категориям граждан (военнослужащим, детям и т.д.), оказание помощи в пределах установленного минимального стандарта, в рамках Государственных или иных программ за счет средств государства, муниципальных образований. Такие отношения включают элементы частно-правового регулирования, проявляющиеся в праве граждан на дачу согласия и отказ от медицинского вмешательства, на выбор лечащего врача, на участие в выборе способа лечения.

Существует третий тип отношений. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Реализация данной нормы допускает принудительное лечение, медицинское освидетельствование (диагностику), принудительные профилактические мероприятия и т.п. В качестве примера можно указать на меры, предусмотренные в ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Законе Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Все эти медицинские отношения лежат в сфере публичного (административного) права. Их участниками являются наделенные компетенцией уполномоченные органы и учреждения, на граждан возлагается обязанность выполнять предписанные законом мероприятия, им представляются специальные гарантии прав и свобод.

Сложились три подхода к правовому регулированию медицинских отношений: на основе административно-правового, гражданско-правового методов и смешанный — социально-правовой. Однако это обстоятельство не должно препятствовать созданию Медицинского кодекса. Действующие кодексы содержат нормы различных отраслей права. Даже в таком «чистокровном» кодексе, как Гражданский кодекс, имеются нормы административного, гражданско-процессуального права. Медицинский кодекс должен закрепить указанное многообразие методов правового регулирования, установить регулятивные начала (дозволения и запреты), границы их действия.

На данный момент административно-правовой метод правового регулирования в области здравоохранения продолжает играть весьма важную роль, так как многие отношения здесь регламентируются административными актами: положениями, инструкциями, правилами и т.д. Такими актами определяются служебные права и обязанности работников здравоохранения, «технология» лечения, санитарно-профилактической деятельности, медицинской реабилитации, правонарушения в области охраны здоровья.

Учитывая растущую социальную и экономическую значимость медицины, не уменьшающееся число врачебных ошибок и других нарушений требований медицинской этики и деонтологии (деонтология — совокупность нравственных норм профессионального поведения медицинских работников.), вплоть до преступлений, высокую ответственность врачей и других представителей медицинской профессии перед людьми и обществом в целом, было признано необходимым разработать специальный раздел права — медицинское право. Такое предложение было рассмотрено в 1977 г. на IV Международной медикоправовой конференции в Праге. Сегодня медицинское право — это 16-я отрасль права, признанная наряду с другими отраслями, такими как уголовное, гражданское, трудовое, семейное и пр. Проблема правовой регламентации медицинской деятельности и защиты прав и законных интересов граждан России в области охраны здоровья имеет исключительное значение. Пивные причины тому — несовершенство медицинской законодательной базы, отсутствие реальных (а не декларативных) правовых механизмов обеспечения охраны здоровья, правовой нигилизм медицинского персонала и юридическая неграмотность населения, социально-правовая незащищенность как пациента, так и медицинского работника.

Среди основных направлений качественного улучшения ситуации в отечественном здравоохранении наряду с другими следует назвать:

— совершенствование нормативно-правовой базы сферы охраны здоровья (законодательный уровень);
— признание медицинского права как самостоятельной отрасли права (научно-теоретический уровень).

Становление новой отрасли права — процесс в достаточной степени длительный, зависящий от множества факторов и составляющих.

Вот некоторые причины, свидетельствующие о возможности рассмотрения медицинского права в качестве «претендента» на самостоятельность:

— действующий классификатор правовых актов предусматривает наличие отрасли законодательства, регулирующей вопросы здравоохранения;
— учебные программы юридических и медицинских вузов все чаще содержат специальные разделы по медицинскому праву, а в самих учебных заведениях организуются самостоятельные кафедры для преподавания медицинского права;
— диссертационные исследования, выполняемые по отраслям юридической науки, нередко посвящены актуальным проблемам юридического обеспечения медицинской деятельности;
— научно-практические конференции всероссийского и международного уровня организуются и проводятся для обсуждения и решения значимых вопросов медицинского права;
— в системе Российской академии медицинских наук, имеющей государственный статус открыто новое научное направление — «медицинское право».

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Международное право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Медицинское право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Предмет и метод медицинского права как отрасли права

Медицинское право— это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения.

Предмет медицинского права – это комплекс общественных отношений, возникающий при осуществлении лечебно-профилактической помощи, санитарно-гигиенической и иной здравоохранительной деятельности, а также совокупность нормативно-правовых актов, определяющий правовой статус участников этих отношений.

Метод медицинского права — совокупность приемов и способов, применяемых государством в целях регулирования здравоохранительных и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В регулировании здравоохранительных правоотношений используется императивный и диспозитивный методы.

Императивный метод– это метод властных предписаний, он характерен прежде всего для отношений субординации, власти и подчинения.

Применительно к медицинской деятельности — это правоотношения по поводу выполнения медицинскими организациями властных предписаний, направленных на обеспечение качества, недопущение некомпетентных лиц к занятию медицинской практикой и др.

Диспозитивный метод предполагает равенство участников правоотношений. Применительно к медицинской деятельности – это в первую очередь правоотношения, возникающие между равными субъектами по поводу оказания медицинских услуг.

1)Лечащий врач при сборе анамнеза обязан выяснить у больного о непереносимости лекарств и наличии аллергических реакций на медикаменты..Родственники больного имеют право получить информацию о тяжести состояния больного ,о методах лечения,о назначенном лечении,опрогозе течения болезни от лечащего врача или зав.отделения. Если пациен не давал согласие на разглошение информации о своем здоровье то это статьяФедеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

Статья 13. Соблюдение врачебной тайны

Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

2..С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Система медицинского права и медицинского законодательства. Реализация медико-правовых норм;

Наличие.системы.медицинского.права.позволяет.законодателю при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию.того.или.иного.вопроса.медицинской.деятельности, эффективно сочетать положения данных документов с уже существующей юридической базой. Между системой права и системой.законодательства.имеется.много.общих.черт.и.взаимных связей, однако ставить знак равенства между ними нельзя – эти категории не тождественны.

В теории права система права определяется как внутренняя.структура.права,.которая.состоит.из.взаимозависимых норм, логически распределенных по отраслям, подотраслям и институтам [10].

Система медицинского права– это его внутреннее строение, определяющее объединение норм права в правовые институты и подотрасли медицинского права. Норма медицинского права является первичным элементом системы медицинского права и представляет собой содержащееся в нормативном.правовом.акте.общеобязательное.правило.поведения, предназначенное для урегулирования медицинских отношений и обеспеченное силой государственного принуждения. Следующим элементом системы медицинского права является институт медицинского права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности..Например,.управление.в.сфере.здравоохранения, предоставление платных медицинских услуг и др. Подотрасль медицинского права как структурный элемент системы права — это обособленная часть отрасли права, которая регулирует качественно.однородные.группы.общественных.отношений..Например, медицинское страхование, медицинская экспертиза и др. Под системой медицинского законодательствапонимается система нормативно-правовых актов, которые являются внешней.формой.существования.медико-правовых.норм,.способом придания им объективности, определенности.

Система медицинского права и система медицинского законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Понятие системы медицинского права характеризует сущностную внутреннюю сторону объективного права, понятие системы законодательства отражает его внешнюю сторону – форму. Различия между системой медицинского права и медицинского законодательства наблюдаются в структурных элементах, содержании, объеме. Так, система медицинского права является невидимой, поскольку отражает внутреннее строение права, в то время как система медицинского законодательства является внешней, видимой формой системы права. Система медицинского права представляет собой совокупность правовых норм, а система медицинского законодательства – совокупность нормативно-правовых актов. К тому же, первичным элементом системы медицинского права является норма права со своей структурой (гипотезой, диспозицией, санкцией), а первичным элементом системы медицинского законодательства – статья закона, которая содержит нормативное распоряжение (текст грамматически и логически завершенных частей нормативного акта, в котором непосредственно выражаются содержание и структура медико-правовых норм), не содержащее, как правило, все три элемента логической правовой нормы. Система медицинского права формируется объективно, соответственно существующим общественным отношениям, а система законодательства создается в результате целенаправленной деятельности уполномоченных субъектов и потому включает субъективный момент. Кроме того, структурные элементы системы медицинского права в отличие от системы медицинского законодательства не имеют внешних реквизитов: названий разделов, глав, статей.

Таким образом, если система права отражает внутренние закономерности и отношения норм в их взаимной связи, то система законодательства характеризует внешнее объединение нормативного материала, его структуру и соотношение институтов и норм. Обе эти категории диалектически связаны между собой как форма и содержание. На этом вопросе мы остановились не случайно, поскольку в настоящее время не обеспечивается строгое соблюдение принципов построения системы права, что ведет к нарушению «внутренней логики» отраслей законодательства, по-прежнему допускается смешение права и закона. Как и прежде, принятие одного-двух законов дает повод признать появление соответствующей отрасли права. Если исходить из данной посылки, то медицинское право уже существует, если не столетие, то, по крайней мере, не одно десятилетие. Такое механическое отождествление упрощает представления о праве и законе, так как первое явление гораздо шире и богаче второго.

Систему медицинского законодательства составляют: 1) международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины; 2) конституционное законодательство; 3) общее законодательство об охране здоровья населения; 4) отраслевое законодательство, содержащее правовые нормы, регулирующие общественные отношения, участниками которых являются медицинские работники и пациенты [11].

Реформирование законодательства о здравоохранении началось в 1992 г. после принятия Верховной Радой Украины Основ законодательства Украины о здравоохранении.

После принятия в 1996 г. Конституции Украины специалистами в области здравоохранения был осуществлен анализ направленности указов Президента Украины и законов Украины по вопросам здравоохранения, а также экспертиза решений правительства и ведомственной нормативной базы на предмет их соответствия действующему законодательству [12]. Анализ всех действующих нормативно – правовых актов и методических документов показал, что законы Украины были изданы на развитие 10 разделов Основ, Указы Президента — 9, постановления Кабинета Министров Украины – 6, приказы Министерства здравоохранения Украины – 10, методические рекомендации – на развитие 4 разделов Основ. Анализ, проведенный Министерством здравоохранения Украины и Институтом общественного здоровья показал, что эти нормативные акты развивают положения 10 из 12 разделов Основ. Исключение составили 1 и 12 разделы, где изложены общие положения и содержится регламентация ответственности за нарушение законодательства об охране здоровья.

В 2004 г. Верховной Радой Украины было принято более 100 законов, касающихся охраны здоровья. Они развивают 27 статей девяти разделов Основ и положения Конституции Украины.

На развитие ст. 2 раздела Основ «Права и обязанности граждан в сфере здравоохранения» приняты такие Законы: «Об охране труда» от 14 октября 1992 г., «Об информации» от 2 октября 1992 г. и др. Более 15 законов принято для развития разд. 3 Основ («Основы организации здравоохранения»), которые.непосредственно.касаются.охраны.здоровья,.обеспечения санитарного и эпидемического благополучия и т.д. Более 16 законов Украины подготовлено для развития семи из восьми статей разд. 4 Основ («Обеспечение здоровых и безопасных условий жизни»). Разработаны и приняты четыре закона Украины чисто медицинской направленности («Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» от 15 февраля 1995 г., «О донорстве крови и ее компонентов»от 23 июня 1995 г., «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку» от 16 июля 1999 г., «О психиатрической помощи» от 22 февраля 2000 г. и др.) для развития раздела 5 Основ («Лечебно – профилактическая помощь»).

Законы Украины «О ратификации Соглашения об обеспечении населения лекарственными средствами, вакцинами и другими иммунобиологическими препаратами, изделиями медицинского назначения и медицинской техники, которые вырабатываются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств» от 26 апреля 1996 г., «О ратификации Соглашения между Правительством Украины и Правительством Швейцарской Конфедерации об оказании безвозвратной финансовой помощи на Проект «Охрана здоровья матерей и детей (неонатология)» от 27 июля 1998 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г. приняты для развития разд. 6 -7 Основ.

Положения ст. разд. 8 Основ «Медико-санитарное обеспечение санаторно-курортной деятельности и отдыха» в определенной степени развивают законы Украины «О плате за землю», многочисленные указы Президента Украины.

Однако нормы действующих законов охватывают не все основные сферы медико-правовых отношений. Многие нормы Основ носят декларативный характер (так, например, в Основах не заложен механизм осуществления прав, о которых говорится почти во всех разделах этого нормативного акта, не определены обязанности, которые неразрывно связаны с правами; отсутствуют перечень оснований и условий возникновения ответственности, способы и формы ее несения и пр.).

Установление государством правовых норм – не самоцель. Главная задача состоит в практическом осуществлении заложенных в них требований. Речь идет о реализации государственной воли, выраженной в правовой форме. Реализация права как процесс может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенных действий, предусмотренных нормами права. С субъективной – характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям в момент совершения предписываемых действий. Так, например, субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания, осознавая общественный долг или из страха неблагоприятных последствий.

Классификацию форм реализации медико-правовых норм можно провести на различных основаниях. Так, например, с точки зрения уровня (глубины) реализации содержащихся в нормативных актах положений можно выделить: 1) реализацию общих установлений, содержащихся в преамбулах законов, в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности; 2) реализацию (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию; 3) реализацию в конкретных медицинских правоотношениях конкретных медико — правовых норм.

По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием медико-правовой нормы, следует различать: 1) соблюдение запретов (пассивное воздержание от совершения действий, находящихся под запретом). Так, например, согласно ст.74 Основ: «медицинской и фармацевтической деятельностью могут заниматься лица, имеющие соответствующее медицинское образование и соответствуют единым квалификационным требованиям». Для соблюдения зафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение: воздержание от занятия медицинской и фармацевтической деятельностью, если нет соответствующего медицинского образования; 2) исполнение обязанностей (реализация обязывающих норм, предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активное поведение). Например, согласно ст.39 Основ «врач обязан объяснить пациенту в доступной форме состояние его здоровья, цель предложенных исследований и лечебных мер, прогноз возможного развития заболевания, в том числе наличие риска для жизни и здоровья» или, например, согласно ст. 8 Закона Украины «О лекарственных средствах» заказчик клинических испытаний лекарственного средства обязан перед началом клинических испытаний заключить договор о страховании жизни и здоровья пациента (добровольца)); 3) использование субъективного права (в этой форме реализуются управомачивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права). Так, например, в ст. 290 ГК Украины записано: «совершеннолетнее дееспособное физическое лицо имеет право быть донором крови, ее компонентов, а также органов и других анатомических материалов и репродуктивных клеток». Субъективное право предполагает как активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, если отказывается от использования своего права. Субъективное право может быть осуществлено путем собственных фактических действий управомоченого, посредством совершения юридических действий, через предъявление требования к обязанному лицу и в форме притязания, т.е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права.

Система медицинское права

§ 3 Система и источники медицинского праваа

Выделяя медицинское право как комплексную отрасль права, важно определить и охарактеризовать его систему и источники. Это важно как в учебных, так и в практических целях, поскольку дает возможность более якисног го изучения медицинского права и системного его восприятие. Наличие системы медицинского права позволяет законодателям при принятии нормативно-правового акта, посвященного регулированию того или иного напря м медицинской деятельности, эффективно сочетать положения этих правовых документов с уже существующей юридической базой. Система медицинского права также снижает вероятность для должностных лиц сферы здравоохранения ‘я, обладающие административно-распорядительные функции, утверждение неправомерных социально-экономических решений. Будучи такой, что объективно существует, система медицинского права предоставляет возможность анализировать ее внутреннее строение, составных частейтини.

. Система медицинского права — это его внутреннее строение.

Медицинское право существует в трех измерениях:

Исходя из такого подхода вопрос о системе целесообразно рассмотреть по каждой из них. Так, система медицинского права как отрасли права состоит из следующих элементов::

— нормы медицинского права;

— институты медицинского права;

— подотрасли медицинского права.

Такое распределение связано с рассмотрением внутренней структуры медицинского права по принципу:»от меньшего к большему», т.е. от самых мелкой части (норма медицинского права) к большей (институт и во дгалузь), которые уже в своей совокупности и образуют медицинское право как отрасль права.

Первичный элемент системы медицинского права — норма медицинского права, являясь структурным элементом системы права, является общеобязательным правилом поведения, предназначенным для урегулирования медицинских правоотношений дносин и обеспеченным силой государственного принуждения. К особенностям медицинского права следует отнести то обстоятельство, что медицинские правоотношения регулируются нормами различных отраслей права: уголовного, граж ного, административного и др.. Например, вопросы осуществления принудительных мер медицинского характера урегулированы с помощью норм уголовного права. Взаимоотношения пациента и частной лечебной ус танов при заключении договора на оказание медицинской помощи регламентируются нормами гражданского праваава.

. Институт медицинского права — это структурный элемент системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений в сфере медицинской деятельности.

К основным институтов медицинского права относятся: управление в сфере здравоохранения, лечебно-профилактическая помощь населению, обеспечение лекарственными средствами, оказание платных медицинских услуг а и.

Подотрасль медицинского права — это структурный элемент системы права является обособленной частью отрасли права, которая регулирует качественно однородные группы общественных отношений.

Среди подотраслей медицинского права выделяются права населения в области здравоохранения, гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам, медицинская экспертиза и др..

Рассматривая систему медицинского права как учебную дисциплину, необходимо сказать о важности внутреннего строения медицинского права с позиций образовательного процесса. По этому критерию система медицинского права вклю ючае общую и особенную части. Общая часть включает нормы, имеющие значение для всех институтов и подотраслей медицинского права. Это нормы, регулирующиечі:

— организацию здравоохранения населения Украины;

— права человека в области здравоохранения;

— защита прав пациентов и др..

В свою очередь особенная часть медицинского права включает большое количество институтов, каждый из которых посвящен регулированию определенной разновидности общественных отношений. К ним относятся::

— правовое обеспечение медицинской деятельности по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека;

— юридическое регламентация предоставления платных медицинских услуг;

— юридические аспекты оказания психиатрической помощи;

— дефекты оказания медицинской помощи: юридическая квалификация и др..

И, наконец, система медицинского права как часть правовой науки включает составные элементы медицинского права, которые подвергаются научному осмыслению с целью наиболее полного и всестороннего решения задач, и стоят перед учеными. Система медицинского права как часть правовой науки включает следующие основные направления:

— теоретико-правовые основы медицинского права как комплексной отрасли украинского права;

— соотношение и взаимодействие медицинского права с другими отраслями права;

— поиск оптимальных путей регламентации новых направлений медицинской деятельности;

— совершенствование образовательных программ в области юридического образования и др..

Таким образом, систему медицинского права необходимо рассматривать с позиций отдельной отрасли права, учебной дисциплины и части правовой науки. Именно такое, комплексное восприятие, позволяет более глубоко познать к ключевые аспекты медицинского права, исследовать его составляющие элементи.

Рассматривая систему медицинского права, очень важно ориентироваться в источниках этой отрасли права. Под источником права (в теории права нередко наряду с этим термином употребляется понятие»форма права») в общ гальнотеоретичному смысле понимают способ закрепления правовых норм. Исторически выделяют несколько источников права. Это нормативно-правовой акт, правовой обычай, юридический прецедент и нормативный договор. На сегодняшний день наиболее распространенным источником является нормативно-правовой акт, который и будет дальше показан как основной источник медицинского права. В аспекте изучения юридической регламентации медицинской деятельности не димо отметить, что источники медицинского права — это способ внешнего закрепления правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности. С позиций современного развития правовой науки можно выделить следующие особенности источников медицинского праваправа:

Следует выделить четыре критерия для классификации источников медицинского права:

Согласно первому критерию (юридическая сила) источники медицинского права делятся на законы и под законные акты. Законы в сфере медицинского права — это нормативно-правовые акты, которые характеризуются высокой юридических методических силой и принимаются в установленном порядке по наиболее важным вопросам медицинской деятельности высшим органом законодательной власти Украины качестве примеров можно привести. Закон Украины от 4 апреля 1996 № 123/96-ВР»О лекарственных средствах»,. Закон Украины от 24 февраля 1994 г. Л ® 4004-XII»Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения», а также. Закон Украины от 6 апреля 200 0 p № 1645-11. И»О защите населения от инфекционных болезнейороб».

Подзаконные акты в сфере медицинского права — это акты, принимаемые на основе и во исполнение законов Украины. Президентом Украины, различными государственными органами и органами местного самоуправления (кабинет ом. Министров Украины,. Министерством здравоохранения Украины, органами управления здравоохранения на местах, областными советами и т.п.). Приведены примеры подзаконных актов как источника медицинского права:

-. Указ. Президента Украины от 6 декабря 2005 № 1694/2005″О неотложных мерах по реформированию системы здравоохранения населения»;;

-. Постановление. Кабинета. Министров Украины от 31 марта 2004 № 411″Об утверждении. Положения о. Государственном реестре лекарственных средств»;;

-. Приказ. Министерства здравоохранения Украины от 2 сентября 2005 г. № 441″Об утверждении. Перечня лекарственных средств, разрешенных для применения в Украине, которые отпускаются без рецептов из аптек и а их структурных подразделений»;

-. Распоряжение. Киевской областной государственной администрации от 20 июля 2005 p N? «.

Общее правило в структуре источников права, которое действует также и в системе медицинского права, заключается в том, что закон по юридической силе всегда более значимый, чем подзаконный акт. В случае возникновения спорного остей между положениями закона и подзаконного акта по одному и тому же вопросу — действует закон.

зависимости от предмета регулирования источники медицинского права могут быть общие и специальные. Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает как медицинские правоотношений ни, так и правоотношения от других отраслей права. Это прежде всего. Конституция Украины,. Гражданский кодекс Украины,. Уголовный кодекс Украины и др.. В свою очередь специальные источники медицинского права — это норма тивно-правовые акты, посвященные исключительно вопросам регулирования общественных отношений в сфере медицинской деятельности качестве примеров можно привести. Закон Украины от 22 февраля 2000 p. М 1489-111″О психиатрической д опомогу»или. Закон Украины от 16 июля 1999 № 1007-XIV»О трансплантации органов и других анатомических материалов человекуюдині».

По характеру правового регулирования источники медицинского права могут быть материальные и процессуальные. Нормативно-правовые акты материального характера преимущественно регулируют содержательную сторону медицинских правов отношений, то есть права и обязанности участников. К такого рода источникам относятся. Основы законодательства Украины о здравоохранении от 19 ноября 1992 г. № 2801-XII. Если же говорить об источниках медицинского пр ава преимущественно процессуального характера, то это акты, регулирующие порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права, т.е. определяют порядок, процедуры осуществления тех или иных знач ущих для медицинской деятельности явлений качестве примера источника медицинского права с преимущественно процессуальным характером можно привести. Приказ. Государственного комитета. В страны по вопросам регуляторной политики и предпринима тва,. Министерства здравоохранения от 16 февраля 2001 № 38/63″Об утверждении. Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по переработке донорской крови и ее компонентов, изготовление из них препаратов, хозяйственной деятельности по медицинской практике и проведения дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ», которое определило порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на т еритории Украины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателяммцями.

И, наконец, в зависимости от сферы действия источника медицинского права могут быть:

— общегосударственные (нормативные акты. Верховной. Рады Украины,. Президента Украины,. Кабинета. Министров Украины, центральных органов исполнительной власти и т.п.);

— республиканские (Автономная. Республика. Крым);

Первые действуют на всей территории Украины, вторые и третьи — только на определенной территории Украины. Закон Украины от 5 июля 2001 N ° 2586-III»О борьбе с заболеванием туберкулезом»- пример общественность льнодержавного источники медицинского права. В то же время. Распоряжение. Киевской городской государственной администрации от 04 октября 2005″Об организации профилактических мероприятий по защите населения г.Киева от заболеваний гриппом, птичьим гриппом и других острых респираторных заболеваний»- один из вариантов местных источников медицинского праврава.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Система медицинское права

Формирование в настоящее время в России рынка медицинских услуг, концептуальные изменения в системе социального взаимодействия «врач-пациент» определяют приоритетные направления правовой политики в сфере здравоохранения [10]. Кроме того, развитие медицинской науки и практики клинических исследований инициирует целый комплекс проблем, требующих решения и регулирования посредством правовых норм [2,3,8]. В частности требует дальнейшего развития и совершенствования нормативная база в области трансплантологии и донорства тканей и органов [5]. Еще более сложной представляется проблема клонирования человека [1,7]. Возникает комплекс проблем с установлением отцовства (материнства), имущественных прав клонированных людей. По-прежнему неоднозначно отношение к эвтаназии. Эти и другие проблемы предстоит решать законодателю для соблюдения основного принципа правового общества — приоритета прав и свобод человека [4,9].

Таким образом, появление новой отрасли гражданского права — медицинского права является ответом на происходящие изменения в сфере здоровья граждан и здравоохранения, количественные и качественные изменения в Российском законодательстве. Процесс специализации, на наш взгляд, является объективным регулятором общественных отношений [1]. Цель такой специализации и выделение самостоятельной отрасли права – наиболее полно, с учетом специфики отношений, охватить особенности, новизну и динамику социальных преобразований в рассматриваемой сфере деятельности и отразить их качественное состояние. Ю.Д. Сергеев и А.А.Мохов считают, что уже давно назрела необходимость введения медицинского права «в процесс обучения студентов всех юридических вузов и факультетов в силу всё нарастающей потребности юридической практики». Признавать придётся не только медицинское право, но ряд других «комплексных» отраслей права. В юридической науке выделяются такие комплексные отрасли права, как образовательное, предпринимательское, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, которые соединяют в себе разнородные нормы и институты. В настоящее время с развитием рыночных отношений сформировались новейшие комплексные отрасли права (коммерческое, договорное), а также отрасли, вызванные развитием научно-технологического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и другие. Сформированы уже и такие комплексные отрасли права как образовательное, медицинское, транспортное и др.

Медицинское право — представляющая собой совокупность юридических норм, установленных, санкционированных государством, международными организациями, регулирующих общественные отношения в сфере медицинской деятельности (в системе медицинского обеспечения прав на жизнь, здоровье, физической и психической неприкосновенности, по оказанию медицинских услуг, а также действия или деятельность медицинских работников по сохранению, предоставлении последним достоверной информации о их диагнозе, динамике протекания болезни, методах и предполагаемых конечных результатах лечения, врачебной тайны, обязанностях пациента, трансплантации органов и тканей человека, вопросы эвтаназии, судебно- медицинской и судебно — психиатрической экспертиз и т.д.) [6]. Многие общественные отношения в сфере медицинских услуг и здравоохранения еще не урегулированы правом. Медицинская деятельность и образование давно заслуживают самостоятельного отраслевого регулирования. При этом многие аспекты правового регулирования в системе медицины и здравоохранения нуждаются в уточнении, конкретизации. Органы и ткани человека, предназначенные для пересадки, в условиях рыночный отношений фактически имеют правовой режим вещей, ограниченных в обороте, право собственности, на которые принадлежит гражданину, у которого они изъяты или его наследникам. Организация медицинской помощи (стационарная и амбулаторно-поликлиническая) должна быть детально регламентирована. Особой регламентации правом требует организация психиатрической помощи гражданам, ее классификация, виды основания ее оказания. В России в настоящее время психиатрическая и иная помощь оказываются бесплатно без предъявления полиса лишь в строго оговоренных в законах случаях, что не соответствует реальным условиям жизни граждан(низкому уровню и качеству жизни подавляющей массы населения). Это свидетельствует о болee высокой гуманности большинства советских нормативно-правовых актов, регулировавших общественные отношения в сфере медицины и здравоохранения. Медицинское право имеет свои специфические институты права: институт сертификации медицинской деятельности, институт медицинского страхования и др. Известные в России исследователи медицинского права считают, что «медицинское право — это система нормативных норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу охраны здоровья граждан и медицинской деятельности, а равно общественные отношения в процессе функционирования и развития сферы здравоохранения».

Таким образом, обзор специальной литературы по рассматриваемой проблеме позволяет выделить следующие аргументы в пользу идентификации в области гражданского права отдельной отрасли – медицинского права:

А) Особенность предмета и метода правового регулирования, которые в настоящее время в области здравоохранения являются формализованными и мешают развитию науки об отраслях права.

Б) Наличие особых субъектов права, методов правового регулирования, принципов, санкций, функций, самостоятельные виды юридической ответственности, которые могут быть факультативными критериями классификации норм права на отрасли и институты.

В). Широта общественных отношений в сфере медицинской деятельности

Г). Наличие специальных понятий и категорий.

Выделение новой отрасли права – медицинского права, структура предмета которого включает такие объекты как жизнь и здоровье человека, позволит разработать классификацию биологических объектов человека и животных и определить степень их ограничения в гражданском обороте.