Система контроля и опроса на уроках права

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Держим руку на пульсе: виды контроля на уроке. Статья-сборник форм контроля на уроке

В свете новых ФГОС формат урока меняется. Больший акцент делается на самостоятельной работе учащихся. Но это не значит, что различным видам контроля на уроке теперь надо уделять меньше внимания. Просто, наряду с традиционными, приобретают актуальность новые формы контроля.

Виды контроля

Обычно различают текущий, тематический и итоговый контроль. По форме он делится на устный и письменный, а также на индивидуальный, фронтальный и групповой. Выбор формы зависит от многих факторов:

  • от цели, которую преследует учитель;
  • уровня подготовленности класса (особенно от того, насколько этот уровень «ровный»);
  • времени, которое учитель готов потратить на этап контроля и т.д.

Контроль в классах, где уровень подготовки учеников значительно различается, требует особенно тщательной проработки. Задавать при фронтальном опросе легкие вопросы плохо успевающим ученикам, особенно в 4-7 классах, неудобно. Более сильные тянут руки, слабые отвечают медленно, но если все же отвечают, ждут незаслуженно высокой оценки.

На помощь может прийти комбинированный опрос или опрос с самооценкой.

В первом случае учитель опрашивает устно одного (или более — с использованием диктофона) ученика, еще двое-трое выполняют работу у доски, пока все остальные пишут тест или развернутый ответ на листочках.

Во втором случае требуется подготовить достаточное количество вопросов разного уровня сложности и как-то их промаркировать. Например, на красной карточке вопрос на «5», на желтой — на «4», на синей — на «3». Удобно использовать конверты разных цветов: они прослужат долго, а вопросы можно писать на обычной бумаге.

Ученик сам выбирает уровень вопроса, вытягивая конверт или карточку определенного цвета. В случае хорошего ответа он получает максимум ту оценку, на которую задание рассчитано, но может взять и более сложный вопрос. Если ученик взял карточку высокого уровня сложности, но не смог ответить, ему предлагается выбрать вопрос попроще.

Удобен и очень оперативен опрос с помощью перфокарт. Их можно приобрести или изготовить самостоятельно.

По-прежнему часто используются опросы с помощью сигнальных карточек. Например, это карточки «да» и «нет» (или цветные с тем же значением); школьник поднимает ту или другую карточку в зависимости от того, согласен он с утверждением, озвученным учителем, или нет.

Нестареющая классика

Актуальной формой контроля остается диктант. На уроках русского или иностранного языка диктуют текст или словарные слова.

Проверочный диктант на уроке русского языка

На любом предмете можно провести терминологический или схематический диктант. Например, ученики должны записать формулы веществ или реакций, начертить графики и т.п.

Тестирование в последнее время всё чаще применяется как для текущего, так и для итогового контроля. Эта форма опроса достаточно объективна, то есть позволяет школьнику ощущать оценку за работу именно как оценку его знаний, а не как оценку его личности. Это происходит потому, что нормы правильных ответов на конкретную оценку известны заранее, а проверить тест школьник может и сам по эталону. То есть тест вообще создает достаточно большой простор для самооценки ученика, а ведь именно к этому призывает нас новый ФГОС.

Этот вариант контроля формирует как предметные навыки, так и метапредметные компетенции. В первую очередь внимательность, сосредоточенность, упорство, умение распределять свои силы и время. Учителя ценят тесты за то, что это самый оперативный из всех возможных видов контроля, ведь при разумной организация работы и выдумке при создании теста проверить его можно за считанные минуты у всего класса, даже если было дано два варианта. Например, можно зашифровать в ответах какие-то слова или определенные сочетания.

Быстрые варианты контроля:

  • опрос по цепочке (устный или письменный);
  • взаимоопрос;
  • задание в форме «впиши слово» и т.п.

Зачет и другие виды итогового контроля

Часто контроль по теме проводится в форме зачета.

Зачет — это целый урок (а то и два), посвященный контролю знаний за какой-либо небольшой период (модуль, четверть) или большой раздел. Рационально проводить зачет в виде сочетания многих форм и вариантов опросов, тогда оценка по нему будет максимально объективна и целый урок напряженной работы не вызовет у школьников утомления. Кроме того, это поможет снять страх, потому что переключение с одного вида деятельности на другой, из которых некоторые наверняка удаются школьнику лучше других, поможет ему избежать зацикливания на какой-то неудаче.

Например, для зачета можно выбрать устный опрос по билетам, письменные развернутые ответы, небольшой тест, какое-то количество творческих заданий или заданий-головоломок.

Задание «Сопоставь» на уроке английского языка

Планируя зачет, стоит вспомнить о том, что, кроме индивидуальной работы, существует еще групповая; и это дает дополнительные возможности для создания зачетных заданий. Это могут быть мини-проекты, подбор примеров, создание задач по данной формуле и т.п. В группе стоит предложить школьникам и произвести взаимопроверку их работ. Возможно, стоит назначить консультанта для каждой группы. Он будет проверять других и руководить процессом. Но в том случае, если уровень учащихся примерно одинаковый, лучше не назначать консультанта, а предложить всем проверить работу друг друга по кругу.

Чем больше форм контроля в течение зачета, тем более объективный будет оценка.

В магазине учебно-методической литературы можно найти сборники заданий
(в т.ч. и творческих) по предметам

Приведем пример. Учитель заготовил много различных заданий и построил работу таким образом, чтобы сочетались индивидуальные и групповые формы работы.

Первое задание — тест.

Второе — устный ответ по билетам. Предварительно проводится жеребьевка для разделения на группы. Пока учитель вызывает учеников по одному, остальные ребята выполняют работы, связанные с разгадыванием головоломок в группах в форме «мозгового штурма». Так дети скорее найдут ответ на загадку. Можно предложить хорошо ответившим ученикам провести опрос других школьников.

На следующем этапе можно провести интеллектуальную игру в тех же или новых группах (брейн-ринг, вопросы по кругу, научная конференция, пресс-конференция, суд и т.п.).

Таким образом в течение одного урока каждый ребёнок выполнит несколько видов работ и получит оценку, которая будет адекватно оценивать его познания.

Нестандартные формы

Всё большую популярность приобретают различные творческие и нестандартные варианты опроса, и это неудивительно, ведь в свете новых ФГОС школа стремится к безоценочной системе контроля.

Что имеется в виду? В первую очередь это смещение общей усредненной оценки в направлении индивидуальных возможностей и способностей ученика. На данный момент оценка отражает некую «общую температуру по больнице», а не успехи конкретного ребенка. Например, школьник всегда решал без ошибок только два примера из десяти, а в этот раз решил пять! Для него это серьезная удача, но оценка не предполагает возможности как-то эту удачу отметить. Пять примеров из десяти — это всё равно максимум три балла. А значит, ощущения победы у ребенка не будет. В этом случае ему не к чему стремиться, он теряет мотивацию. Однако невозможно выставить за такую работу четвёрку этому ученику, когда другой получает за неё тройку! Ведь предполагается что оценки унифицированы!

Безоценочная система позволяет выйти из этого неприятного положения, а использование творческих и нестандартных вариантов контроля позволит любому ученику проявить себя в достаточной степени для получения высокой оценки от учителя, даже если это будет всего лишь устное поощрение.

В качестве творческих работ могут выступать разного рода сочинения. Например, записи в форме письма, путевых заметок, бортового журнала космического корабля, лабораторного журнала; можно предложить детям сочинить фантастический рассказ, в котором описать перспективы какого-либо открытия, недавно изученного на уроке физики или химии.

Можно предложить составить викторину или какие-либо загадки, головоломки для других детей. Выполняя такое задание, школьник чувствует себя востребованным, а свою работу — необходимой. В то же время ему приходится более тщательно изучить базовый материал для того, чтобы оформить его в нестандартной форме.

Можно предложить и те формы контроля, которые сейчас пользуются наибольшей популярностью. Например, синквейны или прием «шесть шляп». Многим школьникам нравится выполнять работу в форме решения или создания головоломок. Можно предложить ребятам создать кроссворды, сканворды, загадочные письма, ребусы, шарады, найди слово. Можно создать из «творений» школьников «загадочную книгу», которая будет храниться в кабинете.

Сам себе критик

Выбирая задания для контроля, желательно предпочитать те, которые предполагают большой простор для самооценки ученика. Каждому может быть предложен оценочный лист, где указаны критерии, по которым школьник может получить баллы. Каждый ученик может самостоятельно поставить плюс или минус возле каждого критерия и, подсчитав количество полученных плюсиков, определить свой балл. В этом случае школьник самостоятельно оставляет себе оценку, и она не вызывает у него отторжения или желания защититься; напротив, ученик признаёт свои достижения и недостатки и учится с ними работать.

На каждом уроке

Какие формы контроля используются ежеурочно?

Во-первых, это домашнее задание. Но желательно дать его так, чтобы школьник, выполняя задание, действительно повторил пройденный материал, а не просто изготовил какую-нибудь отписку или даже сдал недоделанную работу со словами: «Я не понял». А для того чтобы этого не произошло, нередко рекомендуют предлагать домашнее задание вариативно. Например, два задания на выбор: одно более творческое, другое — менее. Или одно упражнение длинное, но лёгкое, а другое короткое, но гораздо сложнее. Выбирая задание по вкусу, школьник оценивает самого себя, свои интересы и свои возможности. А это позволяет ему не только повторять учебный материал, но и развиваться как личность. Таким образом формируются многие базовые компетенции школьников. Кроме того, выбрав какое-то упражнение, школьник уже стесняется перед самим собой выполнить его плохо, ведь он мог выбрать другое! Интересными бывают домашние задания, предлагающие

  • исследования или проекты,
  • подготовку к конференции, в ходе которой одни школьники должны будут отстаивать одну точку зрения, а другие — противоположную,
  • разного рода инсценировки, которые требуют создать свою группу, распределить в ней роли, то есть опять же воспитывают личностные качества учеников.

Неплохо на каждом уроке уделять пять – семь минут проверке базовых навыков. Скажем, устному счету, разным видам лингвистических разборов, повторению химических формул и т.п.

Каковы бы ни были формы опроса, надо помнить, что их основная цель — мотивировать учеников, укреплять их веру в себя, развивать их полезные личностные качества. Ведь школа в первую очередь должна учить, а не оценивать и ранжировать.

Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы

Слайд 1.

Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в обучении и воспитании подрастающего поколения. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, подчас навязанным самому обучаемому. Чтобы оценка способствовала развитию внутренних мотивов, она должна превратиться из внешнего фактора оценивания учебной деятельности, во внутренний фактор познавательной деятельности самого ученика. А это возможно только с развитием навыков оценочной деятельности у самих учащихся. Эта работа, в свою очередь, сложна тем, что приходится преодолевать сложившиеся стереотипы мышления, проводить разъяснительную работу среди детей и родителей.

Давайте поставим себя на место ученика. Представьте, нашу педагогическую деятельность каждодневно начнут оценивать по пятибалльной шкале вышестоящие по положению в школе коллеги. Каждую четверть нам будет выставляться: кому 3, кому 4, кому 5, а кому и 2. При этом мы будем в неведении, почему нам поставили именно такую отметку и, как правило, будем с ней не согласны. И все! Как нам это понравится? Почему-то когда речь идет о детях, мы полагаем, что в отношении их такая оценочная деятельность — норма. А ведь именно такая система оценивания очень часто ставит барьер между учеником и учителем, семьей и школой.

Слайд 2.

Главные вопросы в оценочной деятельности: как оценивать, что оценивать, с какой целью оценивать работу ученика на уроке. Самый сложный, наверное, вопрос о том, как оценивать. Но прежде всего хочется назвать некоторые принципы, которыми следует руководствоваться учителю при осуществлении оценочной деятельности:

  • любая деятельность ученика по добыванию знаний должна быть оценена;
  • оценка не должна носить в первую очередь контролирующей и констатирующей функции на каждом уроке;
  • она должна, прежде всего, содержать в себе побуждающие для ученика стимулы, должна способствовать тому, чтобы у ученика проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
  • контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
  • оценка на уроке должна быть полностью лишена какого-либо момента сравнения одного ученика с другим;
  • она в первую очередь должна отмечать изменения, происходящие с данным учащимся, позитивные или негативные;
  • оценка не должна быть наказанием для ученика со стороны учителя;
  • оценке учителя должна предшествовать самооценка ученика, а отсюда необходимое условие — постоянно учить детей самооценке и саморефлексии;
  • оценка должна быть понятна ученику и восприниматься им как объективная;
  • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
  • нельзя абсолютизировать роль оценки на уроке, учащийся должен понимать: это не самое главное в процессе обучения, и роль учителя во многом состоит в том, чтобы разъяснить детям, зачем нужна оценка на уроке;
  • оценку должен давать не только учитель, но и ученики друг другу.

Что же конкретно следует оценивать? Можно оценивать успехи детей, можно неудачи, можно и то и другое вместе. Можно деятельность детей по добыванию знаний. Можно конечный результат учебной деятельности.

На мой взгляд, следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи. Оценочной деятельностью занимается не только учитель и не главным образом учитель. Очень важно сместить акценты в этом вопросе таким образом, чтобы учащиеся прочувствовали, что они наравне с учителем имеют право на оценивание и своего ответа, и ответа товарища.

Слайд 3.

Взаимооценка — важнейшая составляющая оценочной деятельности на уроке, ибо эта деятельность побуждает ученика быть на уроке в активной деятельной позиции, анализировать, сравнивать, оценивать, делать выводы, стремиться работать лучше.

Перед началом взаимопроверки каждый учащийся дает самооценку своей работе. А затем под руководством учителя идет взаимопроверка. Далее работы возвращаются авторам, и они могут задать вопросы, если не согласны с действиями проверяющих, мы это называем апелляцией.

Технология проведения уроков и сам предмет таковы, что дети хотят говорить. И их надо выслушивать — а это занимает время. Поэтому на уроках часто применяются групповые формы работы. Обычно работа в группах проходит следующим образом: все группы получают задания, одинаковые по форме, но разные по содержанию. Например, каждая группа получает одно и то же задание «сравнить», но объекты для сравнения у всех разные. При подведении итогов ответы групп складываются в одну общую картину. Так прошёл урок «Роль детали в романе Гончарова «Обломов», на котором кроме самооценки, взаимооценки, ещё была оценка экспертов (Самойлова Ю., Чукин А.)

На следующем уроке проводился совместный анализ, проведенного урока и сопоставлялись четыре оценки: самооценка, взаимооценка, оценка экспертов и учительская оценка. Практика показывает, что если проводить такую работу в системе, то они, в конце концов, практически не расходятся.

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Предлагается учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Слайд 4

Так проходят уроки по лирике, на которых сами же ребята оценивают чтение стихов других учащихся, уроки-пресс-конференции (журналисты оценивают самые интересные правильные ответы, а гости – самый интересный вопрос), уроки-инсценирования, на которых лучшей оценкой являются аплодисменты одноклассников.

Интересна такая форма урока, как урок-презентация, на котором учащиеся в течение 5-6 минут представляют какого-либо писателя, поэта или какое – либо произведение. Предварительно они ищут материал, готовят доклады. На таком уроке каждый ученик на специально приготовленном листке дает балльную оценку выступлений своих одноклассников.

Слайд 5

Предварительно обсуждается вопрос о нормах оценивания устных ответов, обычно мы это делаем по 10-балльной шкале и в содержание оценки вносим:

  • умение четко и логично излагать материал,
  • глубину содержания выступления,
  • манеру изложения,
  • умение отвечать на вопросы.

На этом же листке каждый выступающий выставляет себе самооценку. Преподаватель также в своем формуляре выставляет каждому учащемуся оценку. В заключительной части урока идет обмен мнениями по поводу услышанных выступлений, учитель при этом имеет не больше прав, нежели учащиеся и не навязывает свое мнение детям, старается, выслушав всех, высказаться последним, оценки объявляются на следующем уроке.

Слайд 6

Таким же образом проходит у нас и оценка таких творческих работ учащихся, как литературные газеты, афиши к драматическим произведениям, кроссворды, тесты, словарные диктанты. Оцениваются они по следующим параметрам:

  • содержание,
  • оформление,
  • насколько интересна слушателям и т.д.

В ходе подведения итогов урока следует особо внимательно отнестись к оцениванию ответов учащихся. Выставляемая ребенку отметка должна относиться и к его дальнейшей творческой деятельности по данному предмету, и потому она (отметка) должна носить эмоционально положительный характер и быть строго дифференцированной. Так, например, ребенку-отличнику следует ставить оценку «5» за высказывание новаторских идей, нового взгляда на какой-либо факт, причем эти идеи должны быть соответственно оформлены.
Учащимся со средними и хорошими способностями можно ставить оценку «5» за интересные идеи и неожиданную интерпретацию фактов, требуя от них и помогая оформить мысль.
Оценивая более слабые ответы, следует все же хорошо отозваться о способностях этой группы учащихся, осторожно указав на неудовлетворительные стороны ответов, предоставив возможность более удачного выступления на следующем уроке.
Только путем создания на уроке эмоционально положительной воспитывающей среды можно стимулировать мотивацию каждого ребенка к обучению.

Также важен вопрос формирования самооценки у учащихся.

Слайд 7

Вот пример обучения самооценке при выполнении устного задания: развернутый ответ у доски по какому-либо вопросу. Ученик по желанию вызывается к доске, класс получает задание по окончании ответа дать рецензию ответа по следующему алгоритму:

  • достоинства ответа,
  • замечания,
  • дополнения,
  • исправления,
  • общий вывод.

Затем слово предоставляется отвечавшему, который может согласиться с оценкой своего ответа или выразить несогласие. После этого выставляется окончательная оценка по привычной пятибалльной шкале. При этом дети, конечно, должны быть знакомы с основными требованиями, которые предъявляются к устному развернутому ответу на уроке.

Следует так же сказать, что в начале учебного года в каждом классе и детей, и их родителей следует ознакомить с перечнем основных компетенций, которыми должны владеть дети на конец года. Они вывешиваются в классном уголке, но лучше напечатать персонально каждому и вклеить в рабочие тетради. Это позволяет каждому ученику самостоятельно увидеть, как обстоят у него дела с овладением конкретными компетенциями.

Слайд 8

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

  • иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
  • иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
  • четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
  • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Что же конкретно следует делать, чтобы оценка способствовала формированию внутренних мотивов познавательной деятельности? Главное, на мой взгляд, – это развитие навыков самооценки, самоконтроля и самокоррекции. Работа эта нелегкая и требует много времени. Мы порой экономим время на уроке за счет момента подведения итогов, а на развитие навыков самооценки и подавно. Но, экономя в малом, мы проигрываем в большом.

Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками.
Эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радовать вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему. Ситуация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути их устранения.
Отрицательной стороной деятельности учителя по контролю и оценке является его эгоцентричность. Он стоит как бы над детьми, только сам имеет право оценить, похвалить, исправить ошибки. Ученик не принимает участия в этой деятельности. Более того: его участие часто наказывается (“не подсказывай” – а он нашел у соседа ошибку; “исправил” – а он у себя нашел ошибку…). Такой подход формирует у школьника убеждение в том, что оценка – проявление отношения учителя не к его деятельности, а к нему самому.
Приведу пример. Учитель проводит диктант, перед сдачей тетрадей предлагает его проверить. Ученик находит в своей работе ошибки и исправляет их. В соответствии с инструкцией учитель снижает оценку на балл. Проанализируем эту ситуацию. Ученик сам нашел ошибку, что означает наличие у него навыка самоконтроля. Естественно, в данном случае требуется не наказание, а поощрение. Но найдется учитель, который скажет: “Ученик должен сразу писать без ошибок”. Однако процесс перехода умения в навык (а именно этого требует педагог) достаточно трудный и неровный, поэтому тот факт, что ученик еще не может сразу применить правило написания, скорее, его беда, а не вина. И пока у школьника не сформирован тот или иной навык, он должен иметь право на исправление ошибки, на совместный с педагогом анализ причин своих неудач. Кроме того, непедагогична эта ситуация еще и потому, что у школьника формируется негативное отношение к действию самоконтроля, безразличное отношение к оцениванию (“Зачем искать у себя ошибки, если учитель все равно снизит отметку?”). Противоречие, образующееся при такой ситуации, отрицательно отражается на всем учебно-воспитательном процессе, так как вносит дискомфорт в отношении между обучаемым и обучающим, между одноклассниками, детьми и родителями.
В процессе реализации воспитательной функции создаются условия для формирования тех качеств личности, которые становятся стимулом положительного отношения к учению. Это касается прежде всего умения и желания осуществлять самоконтроль. Сюда относятся:

  • умение сравнивать результат своей деятельности с эталоном;
  • умение анализировать правильность (неправильность) выбора способа учебного действия, средств достижения цели;
  • поиск ошибок в чужой и своей работах, анализ их причин и определение путей исправления.
    Таким образом, система контроля и оценки становится регулятором отношений школьника и учебной среды. Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. Он не только готов, он стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг, а что ему еще предстоит преодолеть. Нужно помогать ребенку с первых дней обучения овладевать контролем, показать, что это такое, как он осуществляется, и постепенно приучить его самого контролировать и оценивать свои действия – вот задача, которая встает перед взрослыми.

Необходимо далее предупредить родителей о том, что с течением времени, когда ребенок овладеет наиболее простыми формами контроля, им необходимо будет проследить, чтобы первичное впечатление понятности урока он не начал принимать за свидетельство того, что материал уже усвоен.

Слайд 9

Вот обычные признаки кажущейся понятности задания:

  • заявление ребенка, что он может делать упражнения раньше, чем выучит правила;
  • утверждения, что в классе было так понятно объяснено, что учить и повторять совершенно не требуется;
  • уверения, что плохую отметку в классе он получил случайно, так как забыл в момент, когда вызвали, но вообще-то он все знает хорошо и т.д.

В последнем случае ребенок иногда действительно может после опроса припомнить дома забытый материал, а родители легко идут на поводу у своих детей и часто готовы спорить с педагогом, доказывая, что их сын или дочь знали заданное. Необходимо довести до родителей и самих учащихся ту простую психологическую истину, что такое непроизвольное припоминание не может служить показателем того, насколько хорошо был в действительности выучен урок. Кроме того, нужно, чтобы ребенок понял, что само по себе первоначальное понимание еще не обеспечивает уверенного ответа, когда его вызывают на уроке. Если этот момент упустить из виду, то может получиться парадоксальное явление, которое нередко ставить взрослых в тупик: чем лучше объясняет учитель в классе новый материал, тем меньше начинают работать ребята дома. А ведь по существу дела ничего странного нет. Это логически вытекает: зачем же учить, если все понятно? Такую ситуацию учителю вообще трудно выявить без взаимодействия с родителями. Без контакта с ними он вряд ли сможет узнать, что у некоторых ребят появилось мнение, что он, учитель, настолько хорошо все объясняет, что учить что-либо дома уже излишне.
По мере того как ученик переходит из класса в класс, меняется и объем и качественное содержание изучаемого материала. Соответственно этому меняются и приемы умственной работы школьника. Понятно, что и приемы контроля должны также измениться.

Слайд 10

Для формирования самооценки ученика при обсуждении выполненного задания или в конце урока предлагаю детям ответить на следующие вопросы:

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать .

  • Мне больше всего удалось .
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что .
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

После самооценки ученика даю свою оценку. Применяю специфические для каждого ученика эталоны: результат, полученный учеником, сравнивается с его же прошлым результатом, и тем самым показывается динамика его развития. Например: «Сегодня у тебя более аккуратная работа», «Вчера тебе было сложнее при выполнении разбора…», «Какой сегодня уверенный ответ!». При этом поощряю малейшее продвижение ученика вперёд, принимаю во внимание усилия и старания ученика. Даю советы:

  • «Если ты испытываешь затруднения, вернись к инструкции».
  • «Если ты не достиг цели, то выполни задание…».

Итак, оценка — мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого. Прежде всего оценка должна быть справедлива. Под этим понимается как оправданность ее с точки зрения качества ответа, так и понятность ее для ученика. Далее, психологическая грамотность подразумевает умение учесть индивидуальные особенности учащегося. Скажем, ребятам хрупкого душевного склада, обладающим большой впечатлительностью, нередко можно причинить психологическую травму неосторожно высказанным оценочным суждениям. Поэтому важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя является умение найти верный тон для высказывания своей оценки.
Давая оценку, каждый учитель думает о дальнейшем росте ученика. Не бывает учащегося, который бы, переступая порог школы, не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть ученики, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть, которым что-то может мешать учиться. Причины могут быть разными, но последствия получаются схожими – не умеющие учиться и не имеющие нормальных условий к учению постепенно становятся не желающими учиться, «трудными» учениками, если учитель формально относится к результату и оценке учебного труда таких учащихся.

Что касается обсуждения материалов, то нельзя не заметить, что в репликах учащихся похвала и критика, уважение и доброжелательность составляют тот баланс, который необходим для конструктивного диалога уважающих друг друга собеседников. Все меньше реплик «понравилось все!», все чаще – обстоятельный анализ.

Ребенок нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки или хотя бы не только ради нее? Зависимость от внешней оценки снижается тогда, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция — САМООЦЕНКА.

Слайд 11

“Ты сам свой высший суд” — этот принцип несколько заглушает боль от несправедливых осуждений и несколько отрезвляет хмель от заслуженных похвал.

Устный vs письменный опрос на уроке: сравнение способов и приемы проведения опросов

Что лучше, объективнее и рациональнее для использования на уроке: устный или письменный опрос? Споры тянутся с давних пор. И до сих пор нет четкого ответа, так как находится много сторонников того или иного способа. Рассмотрим подробнее, письменный и устный вопросы, обсудим их особенности, приведем несколько способов проведения и решим: устный или письменный опрос использовать?

Устный опрос

Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Плюсы устного опроса

  • Более гибкий, чем письменный.
  • Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
  • Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
  • Развивает навыки выступления перед аудиторией.
  • Заставляет работать в быстром темпе.

Недостатки:

  • Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
  • Не исключает давление авторитета учителя.
  • Оставляет часть учащихся пассивными.
  • Требует много времени.

Приемы устного опроса

Принято выделять два вида устного опроса:

  • фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
  • индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).

Способы проведения фронтального опроса

Фронтальный опрос можно проводить, используя следующие приемы:

  • Светофор. У каждого ученика есть двуцветные карточки красного и зеленого цвета. При вопросе учителя все поднимают карточки. При этом красный сигнализирует о том, что ученик не готов отвечать, зеленый — сигнал «Я знаю». Пассивность при таком опросе невозможна. Конечно, не исключена возможность того, что учащиеся могут лукавить. Однако учитель должен объяснить, что, поднимая зеленую карточку, ученик должен быть действительно готов ответить.

Такой опрос не занимает много времени. Проводить его можно на этапе проверки домашнего задания, после объяснения новой темы, чтобы выяснить, насколько новый материал усвоен.

  • По цепочке — этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
  • Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
  • Программируемыйопрос — это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
  • Взаимоопрос — учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.

Письменный опрос

Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).

Плюсы письменного опроса

  • Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
  • Охватывает всех (или многих) учащихся.
  • Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
  • С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
  • Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.

Недостатки способа

  • Требует тщательной подготовки.
  • Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации дифференцированного подхода.
  • Тратится время на проверку ответов.

Способы проведения письменного опроса

К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.

  • Блиц-контрольная — содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
  • Фактологический диктант — требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
  • Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Технология уплотнённого опроса на уроке

Студентка 2 курса факультета Истории и права Шадринского гос. пед. института

Статья подготовлена для участия в международной научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия» (Прага, май 2015 г.)

Опрос является важным составляющим компонентом урока, позволяя систематически проводить текущий контроль, качественно оценивать усвоение материала. На уроке опрос является одним из видов самостоятельной работы обучающихся, способствующих развитию их самостоятельности и закреплению знаний.

Среди видов опроса выделяется уплотненный опрос, эффективно используемый многими опытными педагогами. Своё название он получил благодаря тому, что при его использовании, преподаватель экономит время на проверку знаний и навыков учащихся, «уплотняя» различные формы и методы контроля, сжимая и помещая их в отрезок времени, отводимый в методике преподавания на опрос в начале урока.

Уплотненный опрос иначе называется комбинированным [1], так как представляет собой комбинацию различных форм повторения, фиксации и проверки знаний. Такая технология позволяет в ходе опроса проверить и оценить гораздо большее количество учеников и осуществлять стимулирование всего класса, группы обучающихся при опросе.

Рассмотрим организацию уплотнённого опроса на следующем примере.

1-й шаг – начало уплотнённого опроса. Одному или двум ученикам отводится 5 минут на подготовку ответа у доски, нескольким ученикам даются задания для индивидуальной работы.

2-й шаг – фронтальная работа. В течение тех 5 минут, которые отведены на подготовку ответа у доски, с остальными учениками учитель проводит устный фронтальный опрос по ключевым понятиям изучаемого раздела. 1-3 наиболее активных ученика за эту работу могут получить оценки.

3-й шаг – оцениваемый ответ у доски. Перед тем, как поставить оценку, учитель просит класс проанализировать и оценить ответ товарища [2]. Анализ и оценивание, выполненные другим учеником, также оцениваются.

4-й шаг – ученики, работавшие индивидуально, сдают выполненные задания. Их учитель может проверить в течение урока.

5-й шаг – завершение уплотнённого опроса, общая оценка работы класса на данном этапе урока.

Собственно уплотнение при технологии уплотненного опроса достигается посредством…

  • разделения учащихся для разных видов учебной работы;
  • использования в ходе опроса разных методов контроля;
  • сочетания индивидуальных и фронтальных форм организации учебно-познавательной деятельности;
  • организации самоконтроля и взаимоконтроля, стимулирования самостоятельности учащихся.

Таким образом, при уплотненном опросе удается опросить большинство учащихся, основательно проверить их знания, воспроизвести обширный по размеру материал, оценить уровень его усвоения. Кроме того, в технологию уплотнённого контроля хорошо вписывается использование обучающих информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Так, интерактивная доска позволит учащимся задействовать богатый иллюстративный материал при подготовке ответа у доски, а электронные тесты могут заменить традиционные карточки, используемые в качестве индивидуальных заданий (это особенно актуально, когда в классе на всех учеников не хватает индивидуальных рабочих мест за компьютерами).

Это, естественно, хорошие стороны уплотненного опроса. Однако следует отметить, что у уплотненного опроса есть и некоторые недостатки, обусловленные, главным образом, его сравнительной организационной сложностью. Так, ученики, работающие индивидуально, «выпадают» из коллективной работы класса, а учителю приходится гораздо тщательней готовиться к такому опросу, более чётко отслеживать время, контролировать одновременно выполнение нескольких заданий. При уплотнённом опросе трудней организовать учебно-познавательную деятельность в одном темпе, ведь сами учебные задания не у всех одинаковы. Чтобы обеспечить порядок на уроке, преподавателю приходится, например: одновременно наблюдать за устным ответом ученика, за реакцией всего класса на ответ, а также за тем, как реализуются задания учениками, работающими по карточкам, какая им необходима помощь и т.д. Для этого нужно высокоразвитое умение распределять своё внимание между различными параллельно происходящими действиями многих учащихся, а кроме того – контролировать время, и поддерживать темп работы, ведь опрос – лишь один из этапов урока. Вышеперечисленные проблемы вполне разрешимы опытным преподавателем, однако у начинающего педагога уплотненный опрос вызывает серьезные затруднения, приводящие к ухудшению организации деятельности учащихся, к нарушениям учебной дисциплины, и как следствие – к снижению темпа и нерациональному использованию времени урока.

Итак, технология уплотнённого опроса имеет следующие особенности:

1) обеспечивает существенную экономию времени при проведении текущего контроля;

2) позволяет включить в работу весь класс;

3) способствует развитию у учеников самостоятельности, навыков самоконтроля;

4) реализует разнообразие форм и методов контроля за счёт комбинирования индивидуального контроля с фронтальным и групповым;

5) предоставляет возможность использовать программные системы для проверки учеников даже в условиях нехватки рабочих мест;

6) предъявляет повышенные требования к квалификации педагога, требует от него постоянного переключения внимания для организации и контроля деятельности обучающихся.

1. Методика контроля в учебном процессе: виды, методы и приемы, формы и организация. – URL: http://paidagogos.com/?p=140 (дата обращения 20.04.2015).

2. Сидоров С.В., Гаврилов А.Г. Теоретические предпосылки проектирования рефлексивной компетентности // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 1. С. 253-256.