Система коммерческого законодательства

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Источники коммерческого права

Понятие и виды источников

Правовой основой торгового законодательства является Конституция РФ. В соответствии с конституционными принципами осуществляется нормативно-правовое регулирование коммерческой деятельности. Поскольку установление правовых основ единого рынка находится в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ), правовое регулирование отношений в сфере оптового товарооборота осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального уровня.

Вместе с тем в отличие от гражданского законодательства в состав торгового законодательства включаются и нормативные правовые акты субъектов РФ. В Законе о регулировании торговли предусмотрено разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Данный Закон устанавливает, что правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется также ГК РФ, Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов РФ, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в случаях и в пределах, которые предусмотрены Законом о госрегулировании торговли, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, законами субъектов РФ.

До принятия Закона о госрегулировании торговли в России, по существу, отсутствовала разработанная государственная торговая политика. Закон возлагает обеспечение проведения государственной политики в области торговой деятельности на Правительство РФ.

На органы государственной власти субъектов РФ возложена реализация государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта РФ.

Субъекты РФ осуществляют разработку и принятие законов, иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области государственного регулирования торговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ; иные предусмотренные федеральным законом полномочия.

Органы местного самоуправления создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Указанное полномочие осуществляется органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, в случае если создание таких условий определено как вопрос местного значения законами этих субъектов РФ.

В соответствии с Законом о госрегулировании торговли субъекты РФ и муниципальные образования наделены таким важным полномочием, как принятие региональных и муниципальных программ развития торговли на соответствующей территории. Основные требования к разработке и содержанию программ установлены Законом (ст. 18).

В программах развития торговли определяются:

  1. цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли;
  2. мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности;
  3. объем и источники финансирования программ;
  4. основные показатели эффективности реализации программ развития торговли;
  5. порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

Во исполнение Закона о госрегулировании торговли принят ряд постановлений Правительства РФ. Формирование современного торгового законодательства в Российской Федерации началось с принятия Указов Президента РСФСР от 25 ноября 1991 г. N 232 «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР», от 3 декабря 1991 г. N 297 «О мерах по либерализации цен», от 12 декабря 1991 г. N 269 «О едином экономическом пространстве РСФСР», которые способствовали становлению рыночных отношений, бурному развитию торговли и накоплению первоначального капитала.

Указом Президента РФ от 29 января 1992 г. N 65 «О свободе торговли» была ликвидирована административно-командная система управления торговлей, и всем юридическим и физическим лицам было предоставлено право осуществлять торговую и посредническую деятельность без специальных разрешений с уплатой установленных платежей и сборов.

Торговое законодательство, как и предпринимательское законодательство в целом, основывается на соответствующих положениях ГК РФ о праве собственности, юридических лицах, сделках, об обязательствах и др. Вместе с тем, поскольку коммерческая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности, правила ГК РФ об организационно-правовых формах осуществления предпринимательской деятельности, исполнении обязательств с участием предпринимателей, ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств распространяются на все предпринимательские отношения, включая коммерческие.

Однако сложная структура ГК РФ, который построен по пандектной системе, и регулирование различных по своей природе отношений (предпринимательских и потребительских) не могли не сказаться на полноте и качестве регулирования. В настоящее время признается, что ГК РФ имеет некоторые пробелы и даже ошибки. Так, многие коммерческие договоры в ГК РФ не предусмотрены (к примеру, оптовой купли-продажи, оказания маркетинговых услуг). В статье 128 ГК РФ среди объектов гражданских прав названа вещь, а не товар. Между тем товарный рынок состоит из рынков разнообразных товаров, отличающихся по своим характеристикам, свойствам, степенью опасности для жизни и здоровья населения, влияющих на их оборотоспособность. Изучение правового режима различных товаров является одной из основных задач коммерческого права.

Отраслевая специализация торгового законодательства стала складываться довольно давно по меркам законодательства в условиях рыночной экономики. Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. N 2171 был утвержден Общеотраслевой классификатор отраслей законодательства. В нем наряду с гражданским законодательством выделено законодательство о торговле.

15 марта 2000 г. Указом Президента РФ N 511 одобрен Классификатор правовых актов. В нем в рубрике «Хозяйственная деятельность» имеется специальный раздел «Торговля», в котором есть подразделы «Общие положения», «Бытовое обслуживание населения», «Розничная торговля», «Оптовая торговля» . Таким образом, законодательство в сфере товарного обращения разграничивается на отдельные отрасли. Торговое законодательство уже с 1993 г. выделено из общего массива нормативных актов, тем самым была признана его специфика. Однако классификация подразделов раздела «Торговля» не является достаточно полной, позволяющей определить круг отношений, складывающихся в сфере торговли, и вместе с тем учесть особенности торговых отношений, требующих специального регулирования. Отсутствие детальной рубрикации подраздела «Оптовая торговля» не позволяет отразить специфику складывающихся правоотношений и сдерживает развитие законодательства.

Появление новых видов товаров, использование для их производства различного сырья, расширение импорта диктуют необходимость обеспечения безопасности товаров для потребителей.

Принят и постоянно пополняется блок нормативных актов, содержащих государственные требования к производству и обороту различных видов социально значимых товаров, а также товаров, представляющих опасность для жизни и здоровья потребителей. Действуют Федеральные законы от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», «Об обращении лекарственных средств», от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», федеральные законы о закупках товаров для государственных и муниципальных нужд и др.

В Законе РФ «О защите прав потребителей» содержатся требования, обращенные не только к организациям розничной торговли, но и к изготовителям товаров и организациям оптовой торговли, направленные на защиту интересов граждан-потребителей. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» регулирует не только отношения по розничной купле-продаже товаров на розничных рынках, но и отношения по организации торговли на рынках, участию сельскохозяйственных кооперативов в управлении рынками.

Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» является основным нормативным актом, регулирующим отношения по организации и осуществлению торговли биржевыми товарами на товарных биржах.

Следует отметить, что значение принятого Закона о госрегулировании торговли, вступившего в силу 1 февраля 2010 г., трудно переоценить. Впервые на законодательном уровне в нем определен ряд основных понятий в области торговой деятельности: торговля, оптовая и розничная торговля, торговая сеть, торговый объект и др.

Закон ограничивает государственное вмешательство в торговую деятельность установлением требований к ее организации и осуществлению, антимонопольным регулированием, информационным обеспечением в этой области и государственным контролем. В части 2 ст. 4 Закона установлено, что не допускается применение иных методов государственного регулирования торговли помимо указанных.

Как было сказано, в Законе определена компетенция федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области торговли, закреплены формы участия некоммерческих объединений торговцев и товаропроизводителей в формировании и реализации государственной политики в области торговли, установлены формы содействия торговле. Законом установлены обязательные требования к субъектам товарных рынков, а также к органам государственной власти и местного самоуправления по организации и осуществлению торговли.

В отличие от ГК РФ Закон о госрегулировании торговли устанавливает преимущественно публично-правовые требования к хозяйствующим субъектам с целью недопущения ущемления прав производителей продовольственных товаров, ликвидации барьеров для входа на товарный рынок, исключения недобросовестных практик во взаимоотношениях торговцев с поставщиками продовольствия.

Вместе с тем он регулирует узкий круг торговых отношений, в основном в области оптового оборота продовольственных товаров. Эффективное развитие торговли как важнейшей отрасли экономики предполагает принятие и иных нормативных правовых актов, в частности Стратегии развития торговли, проект которой принят на Экспертном совете Минпромторга России. Основная цель Стратегии состоит в выравнивании условий для поставщиков и потребителей за счет развития различных современных форматов торговли, создании профицита товаропроводящей системы.

Немаловажное значение в качестве источников регулирования коммерческих отношений имеют и подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, является Министерство промышленности и торговли РФ. В соответствии с определенными Законом о госрегулировании торговли полномочиями Минпромторг России утверждает форму торгового реестра, методические рекомендации по разработке региональных программ развития торговли и др. (ч. 2 ст. 5).

Все большее значение в качестве источников регулирования коммерческих отношений приобретают локальные нормативные акты (положения о структурных подразделениях организаций, стандарты, инструкции и т.п.), принимаемые организациями по собственной инициативе либо в соответствии с требованиями законодательных или подзаконных нормативных актов. Так, в сфере биржевой торговли многие важные вопросы биржевой деятельности регулируются правилами биржевой торговли, разрабатываемыми и утверждаемыми каждой товарной биржей.

Источниками коммерческого права являются также торговые обычаи. Они в определенной степени смягчают негативные последствия, вызванные значительными пробелами в правовом регулировании коммерческих отношений.

В условиях расширения международных торговых связей Россия заключает многочисленные двусторонние договоры по торговому и экономическому сотрудничеству с другими государствами.

Российская Федерация присоединилась к таким международным конвенциям, как Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.

Авторитетные международные организации издают различные акты рекомендательного характера в области внешнеторговой деятельности. Так, Международная торговая палата периодически переиздает сборник «Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС)», действующие в настоящее время в редакции ИНКОТЕРМС-2000. Указанные правила стали все чаще применяться и во внутренней торговле. Для их применения необходимо согласование сторонами в заключенном договоре конкретных правил, включенных в сборник.

Торговое законодательство с необходимостью должно учитывать и Принципы европейского договорного права, поскольку данный акт «вобрал в себя наиболее ценные элементы не только европейских, но и других развитых правовых систем».

Расширение международных торговых связей приводит к необходимости гармонизации национального законодательства о торговой деятельности. Россия является участницей различных региональных объединений — СНГ, ЕврАзЭС, ШОС и др. Экономическая интеграция обусловливает необходимость унификации законодательства об экономической деятельности, включая торговлю. В настоящее время важное значение приобретает создание единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС, основой построения которого является Таможенный союз. Российской Федерацией заключен Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г. (ратифицирован Федеральным законом от 22 мая 2001 г. N 55-ФЗ), с 1 июля 2010 г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Договором о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации (от 18 июня 2004 г.) установлен статус Основ законодательства, под которыми понимаются правовые акты ЕврАзЭС, которые устанавливают единые для сторон договора нормы правового регулирования в базовых сферах правоотношений и которые принимаются путем заключения сторонами соответствующих соглашений.

Пути совершенствования торгового законодательства

Коммерческая деятельность обладает целым рядом особенностей по сравнению с другими видами деятельности, прежде всего динамичностью и постоянным применением новых форм и методов организации продаж товаров. Еще известный русский ученый Ю.С. Гамбаров отмечал, что торговля особенно нуждается в специальных нормах и учреждениях, способствующих быстроте заключения сделок, легкости их доказательств и др.. Как отмечается в литературе, торговля требует непрерывного расширения рынка и увеличения продаж. Стабильность и ограниченность объема ГК РФ не позволяют с достаточной полнотой урегулировать коммерческие отношения.

В настоящее время основной задачей, как представляется, направленной на повышение эффективности правового регулирования торговых отношений, является проведение кодификации торгового законодательства. Принятый Закон о госрегулировании торговли определяет государственную торговую политику, но не решает существующие проблемы в области договорного регулирования торговых отношений. Необходимо законодательное закрепление договорных форм, отражающих специфику торговли, таких как дистрибьюторской, оптовой купли-продажи, маркетинга, в области электронной торговли, а также иных правил, отражающих особенности заключения, изменения и расторжения торговых договоров, исполнения договорных обязательств.

В зарубежных странах накоплен успешный опыт параллельного развития гражданского и торгового законодательства. В большинстве европейских стран, а также в ряде стран Центральной и Южной Америки достаточно давно приняты и действуют торговые кодексы. С 2000 года во Франции действует новый Коммерческий кодекс.

Предложения о принятии торгового кодекса Российской Федерации были выдвинуты экономистами и юристами еще в 90-е гг. XX в. В последнее время за его принятие выступают различные государственные деятели. Принципиальную возможность принятия торгового кодекса РФ в качестве продолжения Гражданского кодекса РФ, который будет допускать субсидиарное применение норм ГК РФ, разделяют многие ученые.

Необходимость разработки и принятия торгового кодекса РФ последовательно отстаивает в своих выступлениях и работах Б.И. Пугинский.

Принятие торгового кодекса позволило бы ликвидировать существующие пробелы в нормативном правовом регулировании коммерческих отношений, повысить социальную значимость торговли, систематизировать торговое законодательство, привести многие институты коммерческого права в соответствие с зарубежными аналогами.

Необходимо отметить, что Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ Постановлением от 3 декабря 2009 г. N 33-24 приняла Модельный торговый кодекс для государств — участников СНГ, носящий рекомендательный характер. В регулировании торговых отношений кодекс сочетает публично-правовые требования и частноправовые начала.

Успешное развитие торговли предполагает широкое применение торговых обычаев, необходимость активного участия в формировании практики добросовестного осуществления торговой деятельности саморегулируемых организаций, участниками которых являются торговцы и товаропроизводители.

Эффективность торговой деятельности, развитие как внутреннего, так и международного товарооборота в условиях глобализации в значительной степени позволяют обеспечить использование правовых конструкций и правил, содержащихся в таких актах «неформальной унификации», как Принципы европейского договорного права, Принципы международных коммерческих договоров и др.

О МЕСТЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА М.Ю. ЧЕЛЫШЕВ

Челышев М.Ю., доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права юридического факультета ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Как известно, в современной юридической науке вопрос, вынесенный в заголовок настоящей работы, является одним из дискуссионных.

См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 30.

Думается, что ответ на поставленный вопрос наряду с прочим обоснованием может быть дан с использованием двух посылок. Во-первых, с учетом правового понимания существа одной из ключевых категорий коммерческого права — коммерческой деятельности; а во-вторых, на основе теории комплексных правовых отраслей. Попробуем далее выявить правовую сущность коммерческой деятельности. Такую деятельность, по нашему мнению, нужно понимать в узком смысле — это вид предпринимательской деятельности, предпринимательская деятельность в области торговли . По сути, в данном случае речь идет о выделении коммерческой деятельности как отдельного вида предпринимательской деятельности исходя из экономического критерия — формы систематического извлечения прибыли (ее получения от продажи товаров). С другой стороны, этот критерий имеет и юридическое основание, — он приведен в определении предпринимательской деятельности, сформулированном в ст. 2 ГК РФ.

В науке имеет место и иное представление о сущности этой деятельности, в соответствии с которым коммерческая и предпринимательская деятельность — это синонимы (широкое представление о сути коммерческой деятельности). Отсюда следует позиция о выделении предпринимательского (коммерческого) права в качестве совокупности норм гражданского права, регулирующих предпринимательские отношения, т.е. как подотрасли гражданского права (см.: Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2009. Т. 1. С. 19).

Коммерческая деятельность имеет два правовых режима, которые в совокупности характерны и для других видов предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, например для инновационной деятельности. На наш взгляд, верное представление об указанных правовых режимах коммерческой деятельности, выражающих ее правовую сущность, имеет большое значение для систематизации законодательства, регулирующего отношения в коммерческой сфере. При этом такая систематизация выступает одним из основных способов совершенствования действующего законодательства, включая и область нормативного правового регулирования коммерческой деятельности.

Во-первых, к названным режимам нужно отнести частноправовой режим осуществления коммерческой деятельности. В данном аспекте коммерческая деятельность, будучи разновидностью предпринимательской деятельности, представляет собой систематическое заключение возмездных договоров, оформляющих коммерческую деятельность (реализацию товаров), и их исполнение . Такая деятельность регламентируется нормами частного (гражданского) права. В целом указанный правовой режим коммерческой деятельности следует охарактеризовать как договорный, т.е. речь идет о правовом режиме непосредственного осуществления коммерческой деятельности. Представляется, что подобный режим в общем адекватно отражен в действующем законодательстве, хотя отдельные его составляющие требуют соответствующего совершенствования.

О таком понимании юридической сущности предпринимательской деятельности см.: Хорьков Ю.А. Правовое положение субъектов малого предпринимательства: частноправовой аспект: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2006. С. 9.

Во-вторых, осуществление коммерческой деятельности связано с необходимостью исполнения ее субъектами ряда публично-правовых обязанностей. Совокупность правовых предписаний о подобных обязанностях, на наш взгляд, следует обозначить как публично-правовой режим осуществления коммерческой деятельности. Конечно, нужно учитывать, что строго формально в рамках такого публично-правового режима не устанавливаются, собственно, правила, посвященные этой деятельности (она, по определению, частноправовая), а прежде всего закрепляются ее публично-правовые предпосылки (регистрационные и пр.) и последствия в виде адекватных публично-правовых обязанностей субъектов, осуществляющих коммерческую деятельность (использовать контрольно-кассовую технику, платить законно установленные налоги и сборы и др.). Поэтому справедливо утверждение о том, что «правовой режим предпринимательства не должен смешиваться с правовым режимом деятельности публичной власти» .

Коммерческое право: Учебник. В 2 ч. / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. Ч. 1. СПб., 1998. С. 90.

Несомненно, что названные последствия выражаются и в субъективных правах органов публичной власти, осуществляющих в коммерческой сфере контрольно-надзорные функции. Другими словами, публично-правовой режим осуществления коммерческой деятельности есть совокупность публично-правовых предписаний, определяющих публично-правовые предпосылки и последствия осуществления обозначенной деятельности. Это определение следует распространить и на публично-правовые режимы осуществления любой иной экономической деятельности.

Указанные правовые режимы коммерческой и иной экономической деятельности находятся в тесной взаимосвязи, основанием которой является в первую очередь субъектный признак. Отмеченные режимы в случае с коммерческой деятельностью «замыкаются» на коммерсанте, т.е. на лице, осуществляющем торговую деятельность. Именно этот признак выступает как один из центральных показателей известной общности регламентируемых отношений . При этом нужно согласиться с В.П. Мозолиным, полагающим, что «гражданско-правовые отношения сами по себе в их практическом осуществлении нередко сопровождаются отношениями, регулируемыми нормами других ветвей права, прежде всего, нормами налогового и административного права» .

Не случайно в отраслевом законодательстве (Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» и др.) довольно часто сфера регулирования того или иного акта (соответствующий круг общественных отношений) устанавливается через указание субъектов и определение их правовых признаков.

Мозолин В.П. Современная доктрина и гражданское законодательство. М., 2008. С. 26 — 27.

Названная взаимосвязь проявляется и во взаимовлиянии частноправового и публично-правового регулирования в области осуществления коммерческой деятельности. Указанная связь, как и в иных случаях, находит свое отражение в стадиях правового регулирования и элементах его механизма. Так, специфика публично-правового режима коммерческой деятельности может оказывать направляющее воздействие на область правореализации в частноправовой договорной сфере.

Раз коммерческая деятельность, будучи частью деятельности предпринимательской, имеет такую частно-публичную сущность (это межотраслевая область правового регулирования), то, следовательно, ее регламентация должна носить точно такой же характер. Причем эта особенность данной регламентации не только отражается во внешней форме права — в его источниках, в первую очередь в законодательстве о предпринимательской и коммерческой деятельности, но и обнаруживается внутри права, в его системе. Вот здесь для уяснения места коммерческого права в системе права вполне подходит теория комплексных правовых отраслей.

По сути в доктрине названная теория уже используется для оценки места предпринимательского права в системе права. Так, следует согласиться с определением предпринимательского права как «комплексного (вторичного) образования, гармонично сочетающего публично-правовые и частноправовые начала» . Согласно другой точке зрения предпринимательское право является полностью самостоятельной отраслью, т.е. некомплексной . Однако и тут автор признается, что предпринимательское право сочетает в себе частноправовые и публично-правовые начала .

Белых В.С. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды // Правовое положение субъектов предпринимательской деятельности / Отв. ред., сост. В.С. Белых. Екатеринбург, 2002. С. 15; см. также: Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М., 2008. С. 26. В юридической литературе по предпринимательскому праву встречаются схожие определения, отражающие все или только некоторые из указанных признаков предпринимательского права (см., например: Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г. Лахно. М., 2002. С. 30 и др.).

См.: Лаптев В.В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Государство и право. 2005. N 5. С. 103.

См.: Лаптев В.В. Некоторые проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Государство и право. 2005. N 5. С. 102.

В советской и российской правовой литературе в отношении комплексных правовых отраслей присутствует в основном два полярных взгляда — от полного отрицания до признания обозначенных правовых образований. Так, с одной стороны, отмечается, что комплексных отраслей права не существует, но могут быть комплексные нормативные акты . Конечно, в приведенном подходе есть и рациональное зерно: наиболее ярко комплексность, а следовательно, и соответствующие межотраслевые связи отражаются именно в нормативных правовых актах.

См.: Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963. С. 121.

С другой стороны, в отечественном правоведении указывается на наличие комплексных правовых отраслей, для которых характерно сочетание разноотраслевого правового регулирования соответствующих общественных отношений. Наша позиция, основанная на исследовании межотраслевых правовых связей гражданского права, именно в этом и заключается, — такие отрасли в системе права имеются наряду с основными, базовыми правовыми отраслями, а соответствующие комплексные отрасли законодательства представляют собой определенный источник (или один из них) права . К подобным правовым отраслям можно, в частности, отнести потребительское право, предпринимательское право, судебное право, горное право.

См.: Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л., 1947. С. 190.

Думается, что если все же исходить из обратного, т.е. из первого заключения о существовании лишь комплексных отраслей законодательства, то представляется, что наши рассуждения о комплексных правовых отраслях с гражданско-правовой составляющей в таком случае ценны тем, что позволяют глубже уяснить специфику гражданско-правового регулирования, осуществляемого при помощи таких отраслей законодательства.

В советской юридической науке на существование комплексных правовых отраслей обратил внимание В.К. Райхер, которого Ю.К. Толстой относит к первым авторам, высказавшимся в пользу деления отраслей права на основные и комплексные . В.К. Райхер отмечал, что советское страховое право слагается из двух составляющих — гражданско-правовой и финансово-правовой части . Указанным автором, исследовавшим область страхового права, сделан вывод, что в единой системе права необходимо выделять два типа правовых отраслей — основные и комплексные . По его мнению, к последним нужно относить, кроме страхового и транспортного права, также и жилищное право . Такие отрасли, согласно его позиции, включают элементы различных основных отраслей права и не являются простым смешением разного правового материала . Их характеризуют три условия, необходимые для отрасли права:

См.: Толстой Ю.К. Заметки о научной деятельности О.С. Иоффе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 22 — 23.

См.: Райхер В.К. Указ. соч. С. 194.

— адекватность совокупности правовых норм определенному кругу общественных отношений — наличие известного предметного единства (самостоятельного предмета регулирования);

— достаточная крупная общественная значимость регулируемого круга общественных отношений;

— достаточная обширность объема соответствующего нормативного правового материала .

Там же. С. 189 — 190.

Практически все обозначенные условия могут быть выделены применительно к указанным выше комплексным правовым отраслям, в частности в отношении предпринимательского права. Отмеченное предметное единство регулируемых комплексной отраслью права общественных отношений базируется на «известном взаимодействии и взаимопроникновении очерченных по разным признакам предметов правового регулирования» . По В.К. Райхеру, получается, что это единство выражено в представлении о едином предмете правового регулирования комплексной отрасли под иным углом зрения, в другом аспекте (по сравнению с базовыми отраслями). В предпринимательском праве это отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Второе условие формирования и развития комплексной отрасли права (существенная общественная значимость регулируемого круга общественных отношений) также проявляется для предпринимательского права. Эта значимость выражается во множестве аспектов: обеспечение занятости населения, фискальное значение и пр. Безусловно, для предпринимательского права можно выделить и третий признак — нормативный правовой материал этой отрасли (и частная, и публичная составляющие) носит достаточно обширный характер. По существу, на примере ныне действующих в России федеральных законов можно довольно уверенно заключить, что их большинство прямо или косвенно связано в соответствующей степени с областью предпринимательства.

Наряду с названными признаками (условиями) комплексной отрасли права нужно обратить внимание и на еще одно, так сказать «процедурное», обстоятельство. Правовое закрепление специальных процедур, которые устанавливаются и детально регламентируются отраслевыми правовыми нормами (собственных процедур правовой отрасли), выступает одним из признаков самостоятельности любой отрасли права. Для всех комплексных правовых отраслей как относительно самостоятельных правовых образований характерно наличие подобных процедур. Так, в предпринимательском праве, в частности, это процедуры легитимации субъектов предпринимательства.

Что касается метода правового регулирования, то, по убеждению В.К. Райхера, для организации системы права предмет «имеет решительное преимущество перед формальным критерием, исходящим из методов правового регулирования» . Методы правового регулирования непостоянны, точнее, их постоянство менее выражено по сравнению с предметом правового регулирования . Другими словами, если исходить из данной позиции, то критерий метода не имеет особого значения для решения вопроса об обособлении той или иной комплексной правовой отрасли. На первый взгляд это действительно так, поскольку методы правового регулирования объединяемого в комплексных отраслях правового материала, если исходить из их традиционных отраслевых признаков, не приобретают той степени единства, которая характерна для базовых отраслей.

Толстой Ю.К. Заметки о научной деятельности О.С. Иоффе.

Вместе с тем одной из причин формирования и развития комплексных правовых отраслей и институтов как с гражданско-правовой составляющей, так и без нее выступает применение в действующем законодательстве такого приема, как межотраслевое правовое регулирование. Другими словами, данное регулирование есть не только отмеченное внешнее проявление комплексной правовой отрасли (когда оно представлено в законодательстве), но и необходимое основание для образования такой отрасли. Поэтому не только предметный признак, но и в известной степени критерий метода правового регулирования служат основаниями для обособления комплексных правовых отраслей, в которых применяется отмеченное межотраслевое правовое регулирование.

Скажем, в рамках предпринимательского права как комплексной отрасли использовано названное межотраслевое правовое регулирование. В целом его можно обозначить в данной сфере как частно-публичное, т.е. сочетающее в себе частноправовые и публично-правовые инструменты (приемы, способы и средства). Вышеизложенное позволяет заключить, что применение межотраслевого правового регулирования как специального правового инструмента (приема) нужно признать в качестве пятого признака (условия возникновения и существования) комплексных правовых отраслей как относительно самостоятельных правовых образований, в том числе и предпринимательского права.

В некоторых современных диссертационных исследованиях цивилистического характера встречаются попытки подтвердить существование и ряда иных признаков комплексных правовых отраслей (точнее, признаков их самостоятельности). Например, А.М. Аврах обосновывает, что к признакам потребительского права как самостоятельной комплексной правовой отрасли необходимо отнести наличие в ее рамках норм, подтверждающих известную обособленность потребительского договора в рамках системы гражданско-правовых договоров . А.Г. Нуриев полагает, что им на примере такой комплексной отрасли права, как нотариальное право, «выявлен новый дополнительный системообразующий признак комплексных правовых отраслей с гражданско-правовой составляющей — наличие собственных процедурных правовых норм» .

См.: Аврах А.М. Договор с участием потребителей в системе гражданско-правовых договоров: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 9.

Нуриев А.Г. Гражданско-правовые нормы в нотариальном праве: Дис. . канд. юрид. наук. Казань, 2007. С. 8.

По сути, с приведенными выводами стоит согласиться, поскольку они верно отражают соответствующие аспекты сущности комплексных правовых отраслей. Вместе с тем выделение комплексных правовых отраслей в системе права базируется на том, что у них, как и у основных отраслей, единый (конечный) набор системных признаков. Хотя, как было показано выше, эти признаки в ряде случаев берутся несколько под иным углом зрения, имеют разное проявление. К таким общим признакам всех правовых отраслей нужно, как известно, относить следующие взаимосвязанные признаки (признаки системности, признаки самостоятельности правовой отрасли):

— признак, заключающийся в наличии собственных правовых принципов отрасли;

— признак, отраженный в особенностях правовых норм отрасли и их системной организации;

— признак, выраженный в специфике источников отрасли.

Как видно, все эти признаки отвечают на вопросы: что соответствующая правовая отрасль регулирует, как это происходит и чем (какими правовыми нормами, выраженными в них правовыми средствами) регламентируется та или иная группа общественных отношений? С учетом изложенного представляется верной выявленная отмеченными авторами специфика комплексных правовых отраслей. Однако эту специфику следует в обоих случаях отнести не к самостоятельным признакам комплексной правовой отрасли, а к содержанию обозначенного третьего признака системности правовой отрасли.

Подход к предпринимательскому праву как к комплексной правовой отрасли нужно использовать и в отношении коммерческого права. Чем это обусловлено? Во-первых, тем, что, как уже неоднократно указывалось выше, коммерческая деятельность есть вид предпринимательства. Следовательно, во-вторых, отношения, возникающие при осуществлении коммерческой деятельности, носят предпринимательский характер. Отсюда, в-третьих, регламентация таких отношений осуществляется в рамках предпринимательского права. Таким образом, коммерческое право находится внутри предпринимательского права как комплексного правового образования.

Что же представляет собой коммерческое право как часть права предпринимательского? Думается, что это его подотрасль, соответственно, также комплексное правовое образование, но несколько иного уровня. Такое утверждение основывается, прежде всего, на существующей дифференциации правового регулирования отношений с участием предпринимателей, которая, в свою очередь, базируется на разграничении самих этих отношений по видам предпринимательской деятельности.

Система коммерческого законодательства

Абитуриенту и студенту привет! Надеемся, что информация представленная на сайте поможет Вам в выборе будущей профессии, страны и места обучения. Будь в месте с нами в курсе последних событий образования и ЕГЭ. Внезапно наступила сессия? Не беда, шпаргалки на помощь придут всегда!

Поступающим

Популярное

    Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в нихПравила поступления во французский вузОбучение филологии заграницейВыбор страны для овладения высшим образованиемИспанские общежития для студентов

7. Место коммерческого права в системе российского права

Коммерческое право подотрасль гражданского права. В системе права Российской Федерации коммерческое право не выступает в качестве самостоятельной отрасли права и формируется из правовых институтов и норм ряда отраслей права: гражданского, антимонопольного, финансового, таможенного, земельного, отдельных правовых актов, регулирующих торговую, внешнеторговую и иную коммерческую деятельность, а также международных правовых актов в области коммерческой деятельности, признанных Российской Федерацией и включенных в ее правовую систему. Коммерческое право пересекается с хозяйственным правом, которое также, как и коммерческое право, не является самостоятельной отраслью права. Следует различать понятия «коммерческое право» и «коммерческое законодательство». Коммерческое право — совокупность общих и специальных норм частного права, регулирующих отношения между предпринимателями или с их участием при осуществлении предпринимательской деятельности.

Коммерческое законодательство — это совокупность нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Специализация коммерческого законодательства заключается в правовом регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с. ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в ГК РФ и ряде специальных нормативных актов, например Федеральном законе «Об акционерных обществах». Специализация коммерческого законодательства — правовое регулировании отношений, связанных с предпринимательской деятельностью, с ее осуществлением и публичной организацией (управлением). Особенности правового регулирования этой деятельности воплощены в нормах частного и публичного права. Система коммерческого права — явление субъективное. Субъективны и элементы этой системы — отрасли законодательства, так как тексты составляющих их нормативных актов компонуются законодателем произвольно исходя из практической целесообразности. Одни нормативные акты содержат преимущественно нормы одной отрасли права, например Гражданский или Уголовный кодексы РФ. Такие нормативные акты именуют отраслевыми и относят к основным отраслям законодательства. Другие нормативные акты содержат нормы разных отраслей права, ни одни из которых не имеют явного преимущества, например Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и многие другие специальные нормативные акты. Такие нормативные акты именуют комплексными и относят к комплексным отраслям законодательства.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости: правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.