Серийное транспортное средство

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство и защитный модуль для такого преобразования

Изобретение может быть использовано при скрытом переоборудовании серийного транспортного средства, например легковых и/или грузовых автомобилей, в бронированные транспортные средства для перевозки ценных грузов и денег. Способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство включает в себя этап демонтажа крыши и дверей кузова серийного транспортного средства, этап изготовления защитного модуля, выполненного из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, и этап монтажа защитного модуля в кузове. На этапе изготовления защитного модуля отдельные элементы модуля перед сборкой подвергают термической обработке, осуществляют сборку элементов модуля в цельносварную конструкцию, устанавливают на сварные швы заранее изготовленные накладки, прошедшие термическую обработку, и осуществляют соединение накладок с модулем с помощью одиночных сварочных точек. На этапе монтажа защитного модуля в кузове осуществляют установку передней днищевой панели модуля на силовую раму транспортного средства. Далее осуществляют монтаж цельносварной конструкции модуля в кузов, установку дверей защитного модуля и крыши кузова серийного транспортного средства. Технический результат заключается в упрощении переоборудования серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, сокращении трудозатрат и ускорении такого преобразования, а также в повышении защищенности транспортного средства от пулевого и осколочного поражения. 2 с. и 18 з.п.ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть использовано при переоборудовании серийных транспортных средств, например легковых и/или грузовых автомобилей, в защищенные транспортные средства со скрытым бронированием для перевозки ценных грузов и денег с обеспечением защиты сопровождаемого груза и персонала от действия огнестрельного оружия и взрывных устройств.

Известен способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, включающий в себя этап демонтажа элементов кузова серийного транспортного средства, этап изготовления защитного модуля, выполненного из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, и этап монтажа защитного модуля в кузове, а также известен и защитный модуль серийного транспортного средства, содержащий жестко соединенные между собой боковые стенки с проемами для дверей, крышу, заднюю стенку, верхнюю лицевую панель с обзорными окнами для водителя и нижнюю лицевую панель, выполненные из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, двери, выполненные из аналогичного материала и установленные в проемах (см. патент РФ 2090391, В 60 Р 3/03, опубл. 20.09.1997 г).

Недостатком такого способа преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, а также и защитного модуля серийного транспортного средства является недостаточная степень защищенности транспортного средства от пулевого и осколочного поражения, сложность переоборудования серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, поскольку известный модуль монтируется из отдельных броневых панелей с помощью крепежных элементов и подразумевает наличие незащищенных стыков, а также в связи с отсутствием днищевой защитной панели. Монтаж отдельных броневых панелей приводит к росту трудозатрат на переоборудование.

Задачей изобретения является ускорение и упрощение переоборудования серийного транспортного средства в защищенное транспортное средство при условии обеспечения скрытого характера бронирования, а также в повышении защищенности транспортного средства от пулевого и осколочного поражения. Частным результатом также является снижение веса переоборудованного транспортного средства.

Поставленная задача в части способа решается тем, что способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство включает в себя этап демонтажа элементов кузова серийного транспортного средства, этап изготовления защитного модуля из отдельных броневых элементов, предварительно вырезанных из листового материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, термообработку и этап монтажа защитного модуля в кузове, при этом согласно изобретению на этапе изготовления защитного модуля термообработке подвергают отдельные элементы модуля перед сборкой, осуществляют сборку элементов модуля: крыши, боковых и задней стенок в единую конструкцию, устанавливают на сварные швы предварительно изготовленные накладки, прошедшие термическую обработку, и осуществляют соединение накладок с элементами модуля, причем на этапе демонтажа элементов кузова с него снимают крышу, осуществляют монтаж единой конструкции модуля на силовую раму транспортного средства и затем осуществляют установку верхней и нижней лицевых панелей модуля на силовую раму транспортного средства, соединяют упомянутые панели с модулем и затем осуществляют установку крыши кузова.

Формообразование элементов модуля из листа могут осуществлять с помощью лазерной резки.

На этапе демонтажа элементов кузова из последнего могут удалять двери, а после монтажа модуля на кузов навешивать двери.

На этапе изготовления защитного модуля могут осуществлять сборку следующих элементов модуля в цельносварную конструкцию — боковых стенок, крыши, задней стенки.

На этапе изготовления в цельносварную конструкцию могут быть включены задняя и передняя днищевые панели.

На этапе монтажа сначала на силовой раме транспортного средства могут закреплять днищевую панель, затем на нее могут устанавливать цельносварную конструкцию модуля, а после монтировать верхнюю и нижнюю лицевые панели.

На этапе изготовления защитного модуля сборку элементов модуля в цельносварную конструкцию могут осуществлять с использованием в качестве стапеля образцового базового серийного транспортного средства, аналогичного подлежащему переоборудованию.

На этапе изготовления защитного модуля вклейку броневых стекол в рамку могут осуществлять с помощью герметика СТИЗ-20 (см. Гигиенический сертификат 077 МЦ 03225 Т 11692 Ж 8, Сертификат соответствия РОСС RU АЯ 02 Н 15340).

На этапе изготовления защитного модуля соединение накладок с элементами модуля могут осуществлять с использованием одиночных сварочных точек диаметром меньше 5,45 мм или меньше 7,62 мм.

Конструктивно поставленная задача решается также и тем, что защитный модуль для преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство содержит жестко соединенные между собой боковые стенки с проемами для дверей, крышу, заднюю стенку, верхнюю лицевую панель с обзорными окнами для водителя и нижнюю лицевую панель, выполненные из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, двери, выполненные из аналогичного материала и установленные в проемах, и рамки со стеклами, при этом согласно изобретению модуль снабжен задней и передней днищевыми панелями, выполненными из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, накладками, прикрепляемыми к сварным швам защитного модуля, а в передней днищевой панели выполнены проемы для органов управления транспортного средства, причем боковые стенки, крыша и задняя стенка модуля выполнены в виде единой, цельной конструкции, которая жестко связана с передней и задней днищевыми панелями, верхней и нижней лицевыми панелями, установленными на силовой раме транспортного средства.

Передняя и задняя днищевые панели могут быть жестко соединены с модулем посредством сварки или разъемными соединениями, например резьбовыми.

Накладки, прикрепляемые к сварным швам, могут быть выполнены в виде уголков и/или пластин.

В накладках могут быть выполнены отверстия по числу мест крепления к элементам модуля, причем диаметр отверстий меньше 5,45 мм или 7,42 мм.

Накладки могут быть прикреплены к элементам модуля посредством одиночных сварочных точек.

В качестве материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, может быть использован броневой лист.

В качестве материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, может быть использован броневой лист, покрытый слоями кевлара или керамическими пластинами.

Днищевые панели могут быть выполнены в виде единой панели из конструкционного алюминия, закрепленной на силовой раме, при этом толщина упомянутой панели больше толщины элементов цельносварной конструкции модуля, а последний смонтирован на упомянутой панели.

Модуль может быть смонтирован на силовой раме транспортного средства внутри кузова последнего.

Такая конструктивно-технологическая схема изготовления позволяет осуществить на этапе изготовления защитного модуля сборку элементов модуля в цельносварную конструкцию без использования стапеля, а непосредственно на образце, в качестве которого используют базовое серийное транспортное средство, аналогичное подлежащему переоборудованию, что резко удешевляет и упрощает производство.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где: на фиг.1 показана цельносварная конструкция модуля, включающая днищевые панели; на фиг.2 — боковые двери; на фиг.3 — верхняя и нижняя лицевые панели; на фиг.4 — отдельный узел из объединенных передней и задней днищевых панелей; на фиг.5 — узел рамки для монтажа стекла; на фиг. 6 — переоборудованное транспортное средство с установленным внутри кузова защитным модулем; на фиг.7 — форма накладок.

Защитный модуль серийного транспортного средства содержит жестко соединенные между собой боковые стенки 1 с проемами 2 для дверей, крышу 3, заднюю стенку 4, верхнюю лицевую панель 5 с проемом для монтажа рамки 6 с обзорными окнами водителя и нижнюю лицевую панель 7, выполненные из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения. Двери 8 модуля выполнены из аналогичного материала и установлены в проемах 2. Модуль снабжен задней и передней днищевыми панелями 9 и 10, накладками в виде пластин и/или уголков 11, прикрепленных к сварным швам защитного модуля, и монтажными пластинами 12, приваренными к верхней лицевой панели 5 для соединения с рабочими монтажными поверхностями 13 нижней лицевой панели 7. В передней днищевой панели 10 выполнены проемы 14 для органов управления транспортного средства. В защитном модуле, как минимум, боковые стенки 1, крыша 3, задняя стенка 4, верхняя лицевая панель 5 выполнены в виде цельносварной конструкции, которая жестко связана с передней и задней днищевыми панелями 10 и 9, установленными на силовой раме транспортного средства. Нижняя лицевая панель 7 имеет рабочие поверхности 13 для жесткого соединения с монтажными пластинами 12 верхней лицевой панели 5.

Указанные элементы модуля выполнены из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения. В качестве такого материала может быть использован броневой лист или броневой лист, покрытый слоями кевлара или керамическими пластинами.

Толщина днищевых панелей 9 и 10 может быть больше толщины других элементов цельносварной конструкции, причем упомянутые панели могут быть выполнены как одно целое из листа конструкционного алюминия и прикреплены к силовой раме транспортного средства и к элементам цельносварной конструкции путем, преимущественно, резьбовых соединений.

Способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство со скрытым бронированием включает в себя этап демонтажа элементов кузова серийного транспортного средства, включая крышу и (при необходимости) двери, этап изготовления защитного модуля и этап монтажа защитного модуля в объеме, ограниченном пространством кузова серийного транспортного средства. На этапе изготовления защитного модуля отдельные элементы модуля получают, преимущественно, лазерной резкой из листа и перед сборкой подвергают термической обработке. При этом необходимо отметить, что при термической обработке элементов модуля по отдельности отпадает необходимость в таком сложном и дорогостоящем оборудовании, каким является печь для закалки, поскольку появляется возможность осуществить термическую обработку в печи меньшего размера (отдельные элементы модуля выполнены, преимущественно, плоскими). Далее осуществляют сборку элементов модуля, а именно — боковых стенок 1, крыши 3 и задней стенки 4 в цельносварную конструкцию. Потом на сварные швы устанавливают заранее изготовленные накладки 11, прошедшие термическую обработку, и осуществляют соединение накладок 11 с модулем, например, с помощью одиночных сварочных точек. В необходимых случаях накладки 11 выполняются в виде уголков. Все упомянутые работы ведут без стапеля, на базовом транспортном средстве, в качестве которого используют серийное транспортное средство, аналогичное тому, которое подлежит переоборудованию. При необходимости, в состав цельносварной конструкции модуля могут быть включены днищевые панели 9 и 10.

На этапе демонтажа элементов кузова снимают крышу и двери кузова (на чертежах не показаны). При этом подразумевается, что серийное транспортное средство имеет конструкцию, в которой предусмотрен демонтаж указанных элементов кузова, например, в процессе эксплуатации. Такой конструкцией обладают, в частности, автомобили моделей УАЗ-2966, УАЗ-3151, УАЗ-3153, УАЗ-3159, УАЗ-3162, УАЗ-31512, УАЗ-31514 и подобных, а также некоторые модели автомобилей ГАЗ.

На этапе монтажа защитного модуля в кузове осуществляют установку передней днищевой панели 10 и задней днищевой панели 9 на силовую раму транспортного средства, если панели 9 и 10 не были включены в состав цельносварной конструкции модуля на этапе ее изготовления, после чего осуществляют монтаж цельносварной конструкции модуля в кузове, установку дверей 8 защитного модуля в проемы 2 и затем монтируют крышу кузова серийного транспортного средства. Рамка 6 со стеклом может быть установлена при монтаже модуля. Монтаж цельносварной конструкции модуля в кузов осуществляют с привлечением необходимых грузоподъемных средств, таких как тали, лебедки, кран. В случае включения днищевых панелей 9 и 10 в состав цельносварной конструкции модуля монтаж последней осуществляют непосредственно на силовую раму переоборудуемого транспортного средства, что сокращает трудоемкость этой операции.

Оптимальным, с точки зрения технологичности изготовления, является получение необходимой контурной конфигурации заготовок элементов защитного модуля путем лазерной резки из листа, что позволяет получить заготовки необходимой точности без дальнейшей обработки.

Предпочтительно, на этапе изготовления защитного модуля сборку элементов модуля в цельносварную конструкцию осуществляют без использования стапеля, а с использованием образцового транспортного средства, в качестве которого применяют базовый серийный автомобиль, аналогичный подлежащему переоборудованию, что снижает затраты на сборку.

Целесообразно, на этапе изготовления защитного модуля осуществлять вклейку броневых стекол обзорных окон в рамку 6 с помощью герметика СТИЗ-20, что обеспечивает повышение прочности соединения и упрощает процесс изготовления окон.

Оптимальным является на этапе изготовления защитного модуля выполнять отверстия для создания одиночных точек диаметром меньше 5,45 мм или меньше 7,62 мм, т.е. меньше калибра наиболее распространенных видов стрелкового оружия, что позволит сохранить требуемую прочность модуля в случае попадания пули непосредственно в точку сварного соединения. Упомянутые отверстия при этом выполняются в накладках, закрывающих сварные швы модуля.

Таким образом, заявляемые способ преобразования и конструкция защитного модуля позволяют быстро преобразовать серийное транспортное средство в скрытое бронированное, надежно защищающее экипаж и перевозимые ценности. Как показали испытания действующего образца на базе автомобиля УАЗ-2966, бригада из 4-х человек с помощью широко применяющегося стандартного оборудования — крана, талей, лебедок и т.п. может свободно осуществить указанное преобразование менее чем за 4 часа, что значительно меньше, чем трудозатраты в соответствии с любыми известными способами и конструкциями. Точно также при необходимости может быть осуществлено и обратное преобразование.

1. Способ преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, включающий в себя этап демонтажа элементов кузова серийного транспортного средства, этап изготовления защитного модуля из отдельных броневых элементов, предварительно вырезанных из листового материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, термообработку и этап монтажа защитного модуля в кузове, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля термообработке подвергают отдельные элементы модуля перед сборкой, осуществляют сборку элементов модуля: крыши, боковых и задней стенок в единую конструкцию, устанавливают на сварные швы предварительно изготовленные накладки, прошедшие термическую обработку, и осуществляют соединение накладок с элементами модуля, причем на этапе демонтажа элементов кузова с него снимают крышу, а на этапе монтажа осуществляют крепление единой конструкции модуля на силовую раму транспортного средства, и затем осуществляют установку верхней и нижней лицевых панелей модуля на силовую раму транспортного средства, соединяют упомянутые панели с модулем и затем осуществляют установку крыши кузова.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что формообразование элементов модуля из листа осуществляют с помощью лазерной резки.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на этапе демонтажа элементов кузова из последнего удаляют двери, а после монтажа модуля на кузов навешивают двери.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля осуществляют сборку следующих элементов модуля в цельносварную конструкцию — боковых стенок, крыши, задней стенки.

5. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля в цельносварную конструкцию включены задняя и передняя днищевые панели.

6. Способ по пп. 1 и 4, отличающийся тем, что на этапе монтажа сначала на силовой раме транспортного средства закрепляют днищевые панели, затем на них устанавливают цельносварную конструкцию модуля, а после монтируют верхнюю и нижнюю лицевые панели.

7. Способ по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля сборку элементов модуля в цельносварную конструкцию осуществляют с использованием в качестве стапеля образцового базового серийного транспортного средства, аналогичного подлежащему переоборудованию.

8. Способ по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля вклейку броневых стекол в рамку осуществляют с помощью герметика СТИЗ-20.

9. Способ по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что на этапе изготовления защитного модуля соединение накладок с элементами модуля осуществляют с использованием одиночных сварочных точек диаметром меньше 5,45 мм или меньше 7,62 мм.

10. Защитный модуль для преобразования незащищенного серийного транспортного средства в бронированное транспортное средство, содержащий жестко соединенные между собой боковые стенки с проемами для дверей, крышу, заднюю стенку, верхнюю лицевую панель с обзорными окнами для водителя и нижнюю лицевую панель, выполненные из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, двери, выполненные из аналогичного материала и установленные в проемах, и рамки со стеклами, отличающийся тем, что модуль снабжен задней и передней днищевыми панелями, выполненными из материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, накладками, прикрепляемыми к сварным швам защитного модуля, а в передней днищевой панели выполнены проемы для органов управления транспортного средства, причем боковые стенки, крыша и задняя стенка модуля выполнены в виде единой, цельной конструкции, которая жестко связана с верхней и нижней лицевыми панелями, и передней и задней днищевыми панелями, установленными на силовой раме транспортного средства.

11. Модуль по п. 10, отличающийся тем, что передняя и задняя днищевые панели жестко соединены с модулем посредством сварки или разъемными соединениями, например, резьбовыми.

12. Модуль по п. 10, отличающийся тем, что накладки, прикрепляемые к сварным швам, выполнены в виде уголков и/или пластин.

13. Модуль по любому из пп. 10-12, отличающийся тем, что в накладках выполнены отверстия по числу мест крепления к элементам модуля, причем диаметр отверстий меньше 5,45 мм или 7,62 мм.

14. Модуль по любому из пп. 10-12, отличающийся тем, что накладки прикреплены к элементам модуля посредством одиночных сварочных точек.

15. Модуль по п. 10, отличающийся тем, что в качестве материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, использован броневой лист.

16. Модуль по п. 10, отличающийся тем, что в качестве материала, защищающего от пулевого и осколочного поражения, использован броневой лист, покрытый слоями кевлара или керамическими пластинами.

17. Модуль по любому из пп. 10-16, отличающийся тем, что днищевые панели выполнены в виде единой панели из конструкционного алюминия, закрепленной на силовой раме, при этом толщина упомянутой панели больше толщины элементов цельносварной конструкции модуля, а последний смонтирован на упомянутой панели.

18. Модуль по любому из пп. 10-16, отличающийся тем, что модуль смонтирован на силовой раме транспортного средства внутри кузова последнего.

19. Модуль по п. 10, отличающийся тем, что передняя и задняя днищевые панели выполнены в виде единой панели.

20. Модуль по п. 19, отличающийся тем, что единая панель выполнена из конструкционного алюминия.

NF4A Восстановление действия патента Российской Федерации на изобретение

NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение

Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.09.2008

Автомобили

Инвалидов пересадят на новые «колеса»

Дмитрий Медведев пообещал решить проблему производства автомобилей для инвалидов

В России может быть возобновлено массовое производство специальных автомобилей, предназначенных для людей с ограниченными возможностями. С такой инициативой выступил премьер-министр Дмитрий Медведев. Серийно такие машины в стране не выпускаются на протяжении последних семи лет. Эксперты говорят, что с технической точки зрения препятствий для производства нет — наладить серийный выпуск личного транспорта для инвалидов мешает отсутствие законов.

О возможном запуске массового производства спецавтомобилей для инвалидов глава российского правительства заявил на Северо-Кавказского форуме «Машук-2014». Один из участников мероприятия поинтересовался у Дмитрия Медведева, стоит ли ожидать от отечественного автопрома производства современных и удобных в управлении машин для людей с ограниченными возможностями — таких, какие выпускаются в ряде зарубежных стран.

Отвечая на вопрос, премьер пообещал, что этой проблеме правительство обязательно уделит должное внимание. «У нас огромное количество людей, у которых ограничения по здоровью, и нам очень важно наладить производство автомобилей, которыми могут управлять люди с ограничениями по здоровью, — отметил премьер. —

Причем это должны быть нормальные качественные автомобили, а не то, что когда-то в советские времена производилось, на что, в общем, без слез смотреть невозможно было».

В Москве с бесплатной парковки эвакуировали машину, чтобы освободить место под служебные машины

По мнению Медведева, на первых этапах такого начинания необходимо выбрать базу для производства — несколько моделей, которые можно переоборудовать с учетом тех ограничений, которые испытывают инвалиды, и попытаться наладить серийный выпуск таких автомобилей.

«Это на самом деле очень важно. Тем более что мы и за границей их не покупаем, просто переделываем те обычные модели, которые существуют. Так что не сомневайтесь, это очень важная тема — будем ей заниматься», — резюмировал председатель правительства РФ.

Глава «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин рассказал «Газете.Ru», что серьезные проблемы с обеспечением инвалидов автомобилями были еще пять-шесть лет назад. «Уже на тот момент не существовало той системы, которая была в СССР, — говорит Похмелкин. – Думаю, что с тех пор этим вопросом никто особенно не занимался.

При этом меры поддержки государством инвалидов в плане предоставления им возможности получать спецавтомобили, безусловно, должны быть – бросать их с такой потребностью в рыночную среду неправильно».

По словам эксперта, главной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является отсутствие законодательной базы. «Это одна из основных причин, по которой в этом направлении не ведется никакой нормальной работы, — считает Похмелкин. — Кроме того, о ситуации с автомобилями для инвалидов никто не говорит, а если все молчат, то для правительства это значит, что проблемы попросту нет. У тех людей, у кого была и есть нужда в получении специальных автомобилей, возможно, просто не хватило «социальных сил» заявить об этом достаточно громко».

Напомним, что несколько лет назад бывший глава «АвтоВАЗа» Игорь Комаров заявлял, что на заводе в Тольятти можно наладить выпуск специальных автомобилей для инвалидов. Тогда Комаров говорил о том, что модель Lada Granta может стать той базой, на которой будет разработана модификация для людей с ограниченными возможностями.

«Мы предлагали и год, и полтора назад производить и взять на себя заказ по производству автомобилей для людей с ограниченными возможностями на базе ВАЗ-2107, — заявил Комаров в феврале прошлого года. — Сейчас «семерка» снята с производства, и мы готовы производить на базе Granta подобные автомобили». По его словам, Granta для инвалидов можно будет производить с минимальным удорожанием по сравнению с базовой версией. По словам топ-менеджера, если на такие автомобили поступит госзаказ, то завод был готов продавать их практически по себестоимости.

В России последним автомобилем, который массово производили для инвалидов, был двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска производства Серпуховского автозавода. Эту модель производили с 1970 по 1997 год. Почти за 30 лет завод выпустил около 200 тыс. спецавтомобилей.

В Ульяновской области сотрудники ГИБДД подозреваются в избиении водителя-инвалида, перепутав его с пьяным

До 1994 года на Запорожском автомобильном заводе на Украине производился ЗАЗ-968М — это поколение, имевшее в том числе и модификации для людей с ограниченными возможностями, стало последним в истории завода «Запорожцем». Также в 90-х годах определенным категориям граждан бесплатно выделялись специальные модификации «Оки» и «Таврии» — названия этих моделей прописывались даже в нормативных документах правительства о льготах для инвалидов. Однако со временем производство обеих моделей также было свернуто. После этого людям с ограниченными возможностями небольшими партиями выделяли специально оборудованные ВАЗ-2107.

Разработки автомобилей для людей с ограниченными возможностями велись и в институте НАМИ. Как подтвердил «Газете.Ru» директор Центра технической экспертизы ФГУП НАМИ Андрей Васильев, на сегодняшний день серийное производство автомобилей для людей с ограниченными возможностями отсутствует.

«Вместе с тем производятся серийные сертифицированные комплекты, позволяющие переоборудовать практически любой автомобиль для управления людьми с ограниченными возможностями, — пояснил он.

— В связи со значительным увеличением числа автомобилей с автоматической коробкой передач, необходимость в специальном оборудовании для управления сцеплением и переключением передач уменьшается. Обычным автомобилем с АКПП может управлять человек, имеющий только одну здоровую ногу. Для управления газом и тормозом принцип работы механизма ручного управления отлажен уже на протяжении многих лет и его конструкция приспосабливается только к конкретной модели автомобиля».

По словам эксперта, сегодня проводятся доработки современных серийно выпускаемых автомобилей, позволяющие использовать транспортное средство инвалидам-колясочникам без помощи посторонних лиц – устанавливаются различные устройства, позволяющие садиться в автомобиль и управлять им, не пересаживаясь из инвалидной коляски.

Серийное транспортное средство

Для получения свидетельства СПС или его дубликата юридические лица или индивидуальные предприниматели, на которых в соответствии с СПС возложена обязанность по соблюдению норм СПС (далее — заявители), направляют заявление о получении свидетельства СПС (далее — заявление) с приложением документов, в федеральное бюджетное учреждение «Агентство автомобильного транспорта» (далее — ФБУ «Росавтотранс») по адресу: 125480, г. Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 24 или по адресам филиалов ФБУ «Росавтотранс», опубликованным на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» в разделе «Филиалы».

К заявлению о получении свидетельства СПС на транспортное средство, на которое ранее не выдавалось свидетельство СПС, прилагаются документы:

  1. доверенность, предусматривающая право получения свидетельства СПС (в случае если иные подаваемые документы не содержат подтверждения этого права);
  2. копия свидетельства о регистрации транспортного средства (если транспортное средство не служит образцом для серийного производства);
  3. копия паспорта транспортного средства (если транспортное средство не служит образцом для серийного производства);
  4. копия(и) документа(ов), подтверждающего(их) основание эксплуатации транспортного средства, если заявитель не является собственником транспортного средства (при условии, что транспортное средство не служит образцом для серийного производства);
  5. копия протокола испытаний транспортного средства, выданного испытательной станцией, уполномоченной компетентным органом по СПС. Для транспортного средства серийного производства — копия протокола испытания транспортного средства, которое служило образцом, выданного испытательной станцией, уполномоченной компетентным органом по СПС, и копия технической спецификации транспортного средства, разработанная изготовителем транспортного средства. В этом случае описание параметров транспортного средства, содержащееся в протоколе испытаний транспортного средства, которое служило образцом, должно соответствовать параметрам, указанным в технической спецификации транспортного средства(i).
  6. копия документа (при наличии), подтверждающего поверку прибора, которым оборудовано транспортное средство, позволяющего производить измерение температуры воздуха, ее запись и хранение полученной информации (при перевозке быстрозамороженных скоропортящихся пищевых продуктов) в соответствии с добавлением 1приложения 2 к СПС и отвечающего требованиям Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений»*(5) (далее — Закон о единстве измерений);
  7. копия(и) протокола(ов) экспертной(ых) проверки(ок) транспортного средства в соответствии с требованиями СПС, выданного(ых) экспертами, уполномоченными компетентными органами по СПС (в случае если срок действия протокола испытаний, указанного в абзаце восьмом настоящего Порядка, истек);

К заявлению о получении свидетельства СПС для транспортных средств в связи с истечением срока действия ранее выданного свидетельства СПС прилагаются следующие документы:

  1. доверенность, предусматривающая право получения свидетельства СПС, от собственника транспортного средства в случае, если заявитель не является собственником транспортного средства;
  2. копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
  3. копия паспорта транспортного средства;
  4. копии документа(ов), подтверждающего(их) основание эксплуатации транспортного средства, если заявитель не является собственником транспортного средства;
  5. копия свидетельства СПС, подлежащего замене;
  6. копия(и) протокола(ов) экспертной(ых) проверки(ок) транспортного средства в соответствии с требованиями СПС;
  7. копия(и) протокола(ов) испытаний транспортных средств, проведенных на испытательной станции, уполномоченной компетентным органом по СПС (для транспортных средств, признанных по результатам экспертной(ых) проверки(ок), непригодными для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов);
  8. копия документа (при наличии), подтверждающего поверку прибора, которым оборудовано транспортное средство, позволяющего производить измерение температуры воздуха, ее запись и хранение полученной информации (при перевозке быстрозамороженных скоропортящихся пищевых продуктов) в соответствии с добавлением 1приложения 2 к СПС и отвечающего Закону о единстве измерений;

Заявление о получении свидетельства СПС взамен временного свидетельства СПС (далее — замена свидетельства) подается не позднее одного месяца до даты окончания действия заменяемого свидетельства СПС, при этом свидетельство СПС подлежит замене в течение шести месяцев с даты регистрации или принятия на учет транспортного средства в Российской Федерации.

К заявлению о замене свидетельства прилагаются следующие документы:

  1. доверенность, предусматривающая право получения свидетельства СПС;
  2. копия свидетельства о регистрации транспортного средства;
  3. копия паспорта транспортного средства;
  4. копии документа(ов), подтверждающего(их) основание эксплуатации транспортного средства, если заявитель не является собственником транспортного средства;
  5. копия заменяемого свидетельства СПС (оригинал свидетельства СПС сдается заявителем при получении свидетельства СПС в ФБУ «Росавтотранс»);
  6. копия протокола испытаний транспортного средства, выданного испытательной станцией, уполномоченной компетентным органом по СПС. Для транспортного средства серийного производства — копия протокола испытания транспортного средства, которое служило образцом, выданного испытательной станцией, уполномоченной компетентным органом по СПС, и копия технической спецификации транспортного средства, разработанная изготовителем транспортного средства. В этом случае описание параметров транспортного средства, содержащееся в протоколе испытаний транспортного средства, которое служило образцом, должно соответствовать параметрам, указанным в технической спецификации транспортного средства(ii), либо копия протокола экспертной проверки транспортного средства в соответствии с требованиями СПС, выданного экспертами, уполномоченными компетентными органами по СПС, на основании которого выдано свидетельство СПС, подлежащее замене.

Документы предоставляются в виде оригиналов и/или копий документов.

Копии должны быть прошиты, пронумерованы и заверены подписью уполномоченного должностного лица организации-заявителя и оттиском печати организации (индивидуального предпринимателя).

В случае если копии документов заверены подписью лица, действующего по доверенности, необходимо предоставить соответствующую доверенность.

Подписи в документах и копиях документов следует расшифровывать.

Теперь самоделки тоже имеют право на получение в ГИБДД регистрационных номеров, а соответственно и право самостоятельно передвигаться по дорогам.

Для регистрации конкретного автомобильного чуда необходимо обратиться в орган сертификации, представить туда «изделие», получить документ о соответствии транспортного средства предъявляемым техническим требованиям. А затем с полученной бумагой идти в ГИБДД и ставить машину на учет.

Постановление о 50 лошадях

Любовь к созданию многочисленных машин по собственным проектам появилась у нас не от хорошей жизни. В Советском Союзе не было и речи о выпуске автомобилей под запросы конкретного потребителя — хватило бы сил дать рынку массовые модели. Поэтому энтузиасты из подручных материалов и своими руками делали машины, отвечающие требованиям жизни.

Из трех старых, убитых собирали одну живую. На селе из легковых кузовов делали грузовые. Создавали амфибии, чтобы преодолевать болота и другие водные препятствия. Увеличивали грузоподъемность, удлиняли кузова — ведь грузовики не продавались в личное пользование.

Были и эстеты, которых не устраивала сама форма серийного легкового автомобиля. Они создавали автоварианты — от прилизанных спорткаров до самых фантастических и иногда нелепейших конструкций. Все это показывалось на выставках и на вполне законных основаниях ездило по дорогам.

В советские годы самоделки не то чтобы поощрялись, но во всяком случае не запрещались. Первые серьезные ограничения появились в 80-х годах. А именно — ограничения по мощности (50 лошадиных сил на тонну), по габаритам (4,7 метра по длине и 1,8 метра по ширине). Оставалась одна лазейка, которой и пользовалось большинство. Ведь регистрировали технику не только в ГАИ, но и в Ростехнадзоре. Например, трактора. Внедорожники же в те времена вполне подходили под эту категорию. А требования к самоделкам в Гостехнадзоре были значительно мягче. В результате с 1993 по 1995 год было зарегистрировано наибольшее количество автомобилей ручной сборки.

2005 год оказался черным для самоделок — их регистрацию и в ГАИ, и в Ростехнадзоре запретили вовсе. Верховный суд РФ аргументировал запрет тем, что надо разработать четкие требования к «самодельной» продукции. Хотя настоящая причина, видимо, крылась в борьбе с новым явлением на авторынках — в продаже так называемых конструкторов. Суть рыночного бума на «конструкторы» была проста: чтобы уйти от налогов, машину (например, японскую) сначала ввозили в Россию в виде запчастей, затем собирали ее, а регистрировали как самодельную.

Однако запрет этот, к сожалению, коснулся и авторов настоящих отечественных самоделок. Их-то творческий энтузиазм не иссяк! Доказательство тому — ежегодные выставки «Автоэкзотика», где самоделки представляются в огромном количестве. Однако в большинстве случаев это машины без номеров, привезенные на эвакуаторе и права на жизнь на дорогах не имеющие. Хотя как раз на дорогах иные самоделки могли дать фору многим серийным автомобилям.

Новые требования, которые определяют порядок сертификации, наконец, приняты и утверждены. Приказ Ростехрегулирования, утвердивший изменения N1 «Правил по проведению работ в Системе сертификации механических транспортных средств и прицепов» вступил в силу в январе этого года.

Итак, как же поставить самоделку на учет в новых реалиях? Для начала потребуется обратиться в орган сертификации. Их не так уж и много по стране. Ближайший к вам можно выбрать из списка, который опубликован на сайте Рос техрегулирования. (адрес сайта: http://www.gost.ru/wps/portal/)

Оценивать самоделку теперь будут по упрощенной схеме. Как «транспортное средство, производимое малыми сериями». Минимальное количество автомобилей в малой серии — 1 штука.

Есть тут и небольшая хитрость, с помощью которой государство спасло себя от ввоза «конструкторов». Количество автомобилей в малой партии необходимо указывать. Понятно, что тот, кто собирает для себя, больше одного автомобиля одного типа делать не будет. А тому, кто попытается лукавить с государством и под заказ приво зить машинокомплекты, занимаясь практически промышленной сборкой, по новым правилам сертификации работать будет невыгодно. Ведь количество машин в партии проверяется. Повторить процедуру сертификации нельзя.

Правда, и полученное одобрение типа не имеет срока действия. Оно заканчивается тогда, когда вступают в силу новые технические требования. Например, с нового года вступили в силу требования по экологичности Евро 3. Значит, именно с этого года прекратило действовать и одобрение типа. Ведь одобряло оно нормы Евро 2.

Новые требования к самодельным машинам, естественно, не ниже, чем к выпускающимся серийно. Тут послаблений нет, а главное, самоделки должны соответствовать правилам Европейской экономической комиссии ООН. И хотя малые партии будут сертифицировать по усеченному списку требований, все равно это серьезная процедура.

Согласно документу, проверяться на соответствие требованиям будут травмобезопасность рулевого колеса, тормозные свойства, места крепления ремней безопасности и сами ремни, стекла, зеркала заднего вида и их установка, установка устройств освещения и световой сигнализации, управляемость и устойчивость, внутренний шум, содержание вредных веществ в салоне, и, конечно, содержание вредных веществ в выхлопе. Это — выборка для легковых автомобилей.

Есть в новых требованиях и пункт, приятный для изобретателей. Машины на испытаниях теперь увечить не будут: «В отношении единичных транспортных средств проводятся испытания, не вызывающие их повреждения. Допускается замена испытаний, вызывающих повреждения, экспертной оценкой конструкции».

После всех этих экспертиз, если машина удовлетворяет требованиям, хозяин, он же изобретатель, получает одобрение типа. С этим документом — прямой путь в подразделение ГИБДД по месту жительства, где выдадут паспорт транспортного средства и поставят автомобиль на учет. Данные об одобрении типа заносятся в ПТС.

Конечно, вряд ли эти нововведения вызовут бурный всплеск в самодеятельном конструировании новых и необычных типов автомобилей. Но во всяком случае нашим Кулибиным жить станет теперь легче.

Самые известные самоделки последнего времени: слева — ISV, получивший приз как самый экзотичный автомобиль года на выставке «Автоэкзотика», справа — автомобиль «Агата», построенный членами московского Фонда авторских автомобилей.

Из жизни переделок

Стоит повнимательнее приглядеться вокруг и наверняка увидите машины, которые их владельцы сконструировали на все случаи жизни. Как правило, эти самоделки призваны преодолевать бездорожье. А как иначе в стране, где только 40 процентов дорог соответствует нормативам?

На такой «Волге» (хотя от «Волги» только кузов) можно попасть в любой конец не только России, но и Африки, Антарктики. Автомобиль проедет везде, где захочет его хозяин.

Улучшенные «Жигули» при парковке в городе справятся с любыми бордюрами.

Эта «маршрутка» чужда городов. Ее стихия — российская провинция.

Сразу и не поймешь, что это за агрегат. Однако этому произведению с чертами «Запорожца» любая грязь тоже нипочем.

А такая машина — скорее для форса. Немного фантазии — и получился приятный глазу (и современный) городской автомобильчик на базе хорошо забытого старого.