Регистрация коммерческих организаций кем осуществляется

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Государственная регистрация коммерческих организаций.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Заявление представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

5) документ об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Налоговый орган принимает решение о государственной регистрации, которое является основанием для внесения записи в государственный реестр, причем с момента внесения такой записи государственная регистрация считается состоявшейся, а субъект предпринимательства — созданным.

Регистрация юридических лиц

§1. Регистрация юридического лица — обязательное условие его возникновения

Юридическим лицом признается организация, обладающая совокупностью образующих ее признаков: владение обособленным имуществом и несение им ответственности по своим обязательствам; наличие возможности приобретения и осуществления от своего имени гражданских прав и обязанностей; выступление в суде в качестве истца или ответчика (п.1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ).

Перечисленные признаки организация приобретает только при условии ее регистрации как юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных Гражданским кодексом РФ ( п.2 ст. 48 ГК РФ ).

§2. Коммерческие и некоммерческие юридические лица и их организационно-правовые формы

Юридические лица, создаваемые с целью извлечения прибыли, именуются коммерческими организациями и могут регистрироваться в организационно — правовых формах хозяйственных товариществ ( полное товарищество , товарищество на вере) и обществ ( общество с ограниченной ответственностью , акционерное общество) , крестьянских (фермерских) хозяйств , хозяйственных партнерств , производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий .

Некоммерческие юридические лица в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли не преследуют и регистрируются в формах:

2) общественных организаций (политические партии, профсоюзные организации, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные с а моуправления );

5) товариществ собственников недвижимости, включая товарищества собственников жилья;

6) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ;

7) общин коренных малочисленных народов РФ;

8) фондов , включая благотворительные фонды;

9) учреждений ( государственные учреждения, муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

14) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

Подробное перечисление коммерческих и некоммерческих организаций нами сделано не случайно, поскольку от цели создания организации зависит выбор учредителем ее организационно — правовой формы и государственного органа, который будет осуществлять регистрацию юридического лица.

Так, если основной целью организации является не получение прибыли, а благотворительная деятельность, то регистрация такой организации не может быть осуществлена в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), а должна производиться, например, в форме благотворительного фонда.

В свою очередь, ООО как организация коммерческая не подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ, поскольку этот государственный орган не осуществляет регистрацию коммерческих юридических лиц.

По ссылкам, приведенным выше, читатель может ознакомиться с правовым положением отдельных видов юридических лиц. Выбор конкретной организационной формы юридического лица будет первым шагом на пути к его созданию.

§3. Основные положения о регистрации юридических лиц

Статьей 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация юридического лица трактуется как акт уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в ЕГРЮЛ (далее — реестр) сведений о создании юридического лица.

Актом уполномоченного органа является его решение о регистрации юридического лица , а к вносимым в реестр сведениям о его создании относятся: полное и сокращенное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма; адрес (место нахождения) исполнительного органа; способ образования (создание или реорганизация ); учредительные документы; сведения об учредителях; размер уставного капитала (фонда, складочного капитала) и другие сведения (ст. 5 закона о регистрации).

Органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решения о регистрации юридических лиц, в настоящее время являются Федеральная налоговая служба РФ (ФНС), Министерство юстиции РФ (Минюст) и их территориальные органы (регистрирующие органы).

В компетенцию ФНС входит регистрация коммерческих организаций , Минюст регистрирует создание некоммерческих юридических лиц (см. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506, Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313).

Сведения о создании юридического лица вносятся в реестр путем внесения в него записей на основании документов, которые обязан представить в регистрирующий орган заявитель. К ним относятся: з аявление о государственной регистрации юридического лица; решение о создании юридического лица (протокол, договор и т. п.); учредительные документы в двух экземплярах; выписка из реестра иностранных юридических лиц, если учредителем является иностранное юридическое лицо ; документ об уплате государственной пошлины (ст. 12 закона о регистрации). Документы представляются заявителем в полном объеме. Законом не допускается дополнять пакет документов после их передачи регистрирующему органу.

Заявителями , т.е. лицами, имеющими право подписать заявление о регистрации, могут быть: руководитель создаваемой организации; лица, которым учредительными документами предоставлено право без доверенности действовать от имени юридического лица; учредитель или несколько учредителей организации. Если учредителем организации выступает не гражданин, а юридическое лицо, то право подписи заявления о регистрации от имени юридического лица — учредителя принадлежит его руководителю (директору, управляющему и пр.).

Полномочия на подписание заявления о регистрации для отдельных видов юридических лиц могут устанавливаться федеральными законами, актами государственных органов или актами органов местного самоуправления.

Заявление о регистрации составляется по установленной законом форме и удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой за исключением предусмотренных законом случаев должна быть засвидетельствована нотариально. В частности, нотариального свидетельствования подписи не требуется, если документы представляются в регистрирующий орган лично заявителем. За свидетельствование подлинности подписи заявителя нотариусом взимается государственная пошлина в размере 200 рублей (п.1 п/п 21 ст.333.24 Налогового кодекса РФ).

Решением о создании юридического лица согласно статьи 50-1 ГК РФ является решение о его учреждении, принятое учредителем. Если учредителей несколько, то решение принимается ими единогласно. В решении указываются сведения об учреждении юридического лица, об утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования его имущества, об избрании (назначении) органов управления, результаты голосования по этим вопросам и иные, предусмотренные законом, сведения.

Учредительными документами юридических лиц, за исключением хозяйственных товариществ, являются уставы . Хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора , к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица. Устав юридического лица должен содержать сведения, предусмотренные ГК РФ и законами для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм и видов (п.4 ст.52 ГК РФ). Так, содержание устава ООО регулируется ГК РФ и законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», а содержание устава акционерного общества — ГК РФ и законом «Об акционерных обществах».

Документ об уплате государственной пошлины — это квитанция, выданная учреждением банка, или иной документ, подтверждающий уплату госпошлины заявителем.

Размер государственной пошлины за регистрацию юридического лица по общему правилу, установленному Налоговым кодексом РФ (ст.333.33), составляет 4000 рублей.

Государственная пошлина за регистрацию политических партий и их региональных отделений уплачивается в размере 3500 рублей, а за регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и их отделений — в размере 1400 рублей.

Внесенной в реестр записи о создании юридического лица присваивается основной государственный регистрационный номер (ОГРН) , который в дальнейшем указывается во всех последующих записях о юридическом лице, например, при изменении устава, состава учредителей и пр. Последующим записям присваиваются государственные регистрационные номера (ГРН) и даты их внесения.

§4. Порядок регистрации юридических лиц

Закон о регистрации устанавливает общий порядок регистрации создаваемых юридических лиц, которым определяются: правила представления документов на регистрацию; сроки и место регистрации; требования к формам документов и их оформлению.

Правила представления документов называют четыре способа их доставки в регистрирующий орган:

— почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью документов;

— непосредственно заявителем или его представителем;

— заявителем или его представителем через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг;

— непосредственно заявителем в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, в порядке, предусмотренном Приказом ФНС от 12.08.2011 г. № ЯК-7-6/489.

Срок государственной регистрации юридического лица по общему правилу составляет пять рабочих дней со дня получения документов регистрирующим органом, который выдает заявителю расписку о получении документов, указывает их перечень и дату получения.

Место государственной регистрации юридического лица определяется местом (административно — территориальным районом) указанного в заявлении о регистрации исполнительного органа юридического лица (генерального директора, президента и пр.), а при отсутствии исполнительного органа — местом регистрации иного органа или лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности (ст. 8 закона о регистрации).

Соответственно названному правилу документы для регистрации подаются заявителем в тот регистрирующий орган, в чью юрисдикцию входит обслуживание района местонахождения исполнительного органа организации или иного, представляющего ее органа.

В Москве регистрация коммерческих юридических лиц производится в едином регистрирующем органе — Федеральной налоговой службе №46, независимо от того, в каком районе Москвы находится исполнительный орган создаваемого юридического лица.

Разумеется, что местонахождение юридической компании — представителя заявителя никакого правового значения для процедуры регистрации не имеет. Представителем заявителя может быть компания, расположенная в любом районе Москвы (и не только), специализирующаяся на регистрации юридических лиц. К таким компаниям относится и представляемое нами » Юридическое бюро «Скрепка».

Требования к формам документов и их оформлению , согласно п.п. 1.1. и 1.2. статьи 9 закона о регистрации, устанавливаются Федеральной налоговой службой РФ, которой издан Приказ от 25.01.2012 г. № ММВ — 7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Приказом, в частности, утверждена форма № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», которая является единой как для коммерческих, так и для некоммерческих организаций . Требования к оформлению заявления о регистрации подробно излагаются в разделе II Приказа и касаются заполнения в заявлении сведений о наименовании, адресе юридического лица, размере уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда, учредителях и других сведений.

Составлять заявление о регистрации следует с большой аккуратностью и вниманием. Исправить содержащиеся в заявлении противоречия требованиям закона у заявителя возможности не будет. При выявлении в заявлении таких противоречий регистрирующий орган на законных основаниях отказывает в регистрации юридического лица. При этом уплаченная государственная пошлина возврату не подлежит и не учитывается при повторной подаче документов на регистрацию.

Не позднее одного рабочего дня после истечения срока для государственной регистрации регистрирующий орган выдает заявителю или его представителю документ, подтверждающий факт внесения записи о государственной регистрации, в реестр. С 4 июля 2013 г. таким документом является свидетельство о государственной регистрации юридического лица , форма которого утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7-6/[email protected] В свидетельстве указывается, что в реестр в отношении регистрируемого юридического лица внесена запись его его создании, основной государственный номер записи, дата ее внесения в реестр, наименование регистрирующего органа, данные должностного лица, подписавшего свидетельство.

Юридическое лицо считается зарегистрированным с момента внесения соответствующей записи в реестр.

§5. Специальный порядок регистрации юридических лиц

Статья 10 закона о регистрации допускает установление специального порядка регистрации юридических лиц , которым могут изменяться и дополняться требования общего порядка регистрации. Эти требования устанавливаются законами об отдельных видах юридических лиц и иными нормативными актами.

Так, в соответствии со статьей 13.1. Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие юридические лица подлежат государственной регистрации в общем порядке , но с учетом специального порядка , установленного этим законом.

Специальный порядок регистрации юридических лиц предусматривается также федеральными законами «Об общественных объединениях», «О банках и банковской деятельности», «О негосударственных пенсионных фондах», другими законами и может касаться количества и состава представляемых на регистрацию документов, сроков регистрации, регистрирующего органа и пр.

Так, согласно пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительные документы этих организаций в отличие от правила, установленного общим порядком регистрации, представляются не в двух, а в трех экземплярах.

Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» при регистрации местной религиозной организации помимо документов, предусмотренных законом о регистрации, предписывается представлять документ, подтверждающий вхождение местной религиозной организации в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, истории возникновения религии (статья 5).

Сроки регистрации некоммерческих юридических лиц согласно Административного регламента Минюста существенно отличаются от сроков, установленных законом о регистрации.

Например, регистрация общественных объединений осуществляется в течение 33 дней, политических партий — в течение 30 дней, регистрации религиозных организаций — в течение одного месяца и трех дней, а в случае необходимости проведения государственной религиоведческой экспертизы — в течение 6 месяцев и трех дней. Иные некоммерческие организации регистрируются в течение 17 рабочих дней.

Следует отметить, что полномочиями по регистрации некоммерческих организаций внутри одного ведомства могут быть наделены разные органы, входящие в его состав.

Так, согласно Административного регламента Минюста РФ решение о государственной регистрации политической партии принимается только Центральным аппаратом Минюста, а территориальные органы Минюста на местах (в субъектах РФ) осуществляют регистрацию региональных и местных отделений политических партий.

Правильное определение регистрирующего органа и состава представляемых для регистрации документов имеет важное практическое значение, поскольку представление не всех необходимых документов или представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган ведет к отказу в государственной регистрации юридического лица (ст. 23 закона о регистрации).

Существование юридических лиц прекращается путем специальных процедур, именуемых в законе ликвидацией и банкротством.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций

Государственная регистрация регулируется: ГК; Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; федеральными законами по конкретным организационно-правовым формам юридических лиц; а также рядом постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение этих законов.

Что собой представляет ЕГРЮЛ Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах (абз. 4 н. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

В ЕГРЮЛ согласно ст.1 данного Федерального закона должны содержаться следующие сведения и документы о юридическом лице:

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков пародов России или на иностранном языке, в ЕГРЮЛ указывается также наименование юридического лица на этих языках;

б) организационно-правовая форма;

в) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования;

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица;

ж) сведения о правопреемстве — для юридических лиц, созданных в результате реорганизации юридических лиц, для юридических лиц, в учредительные документы которых вносятся изменения в связи с реорганизацией, а также для юридических лиц, прекративших свою деятельность в результате реорганизации;

з) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, или в случаях, установленных законом, дата получения регистрирующим органом уведомления об изменениях, внесенных в учредительные документы;

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством РФ);

и) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

к) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или др.);

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

м) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом;

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

о) идентификационный номер налогоплательщика, код причины и дата постановки на учет юридического лица в налоговом органе;

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

р) помер и дата регистрации юридического лица в качестве страхователя:

— в территориальном органе Пенсионного фонда РФ;

— исполнительном органе Фонда социального страхования РФ;

с) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации;

т) сведения о том, что юридическое лицо, являющееся хозяйственным обществом, находится в процессе уменьшения его уставного капитала.

В регистрационном деле юридического лица должны содержаться все документы, представленные в регистрирующий орган.

Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных и других персональных данных физических лиц, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Сведения и документы о конкретном юридическом лице предоставляются в виде: выписки из государственного реестра; копии документа (документов), содержащегося в государственном реестре; справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений и документов устанавливается Правительством РФ и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса.

Сама государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Это Минюст России, ЦБ РФ, территориальные органы Казначейства России, Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Росфинмониторинга, ФАС России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг России и др.

До 1 июля 2002 г. существовало 4,5 тыс. регистрирующих органов, в которых работали около 18 тыс. человек. При этом 14 тыс. из них занимались только регистрацией юридических лиц. Эта процедура практически не регулировалась. В основном шло «законотворчество» местных органов власти. В результате в каждом регионе была своя цена за регистрацию, которая колебалась от 0,5 до 200 МРОТ. Кроме этого, помимо регистрационной палаты предпринимателю приходилось идти в налоговую инспекцию, пенсионный фонд, фонд соцстраха, Госкомстат, нотариальную контору, банк и т.д.

Теперь, чтобы открыть торговую организацию, внести изменения в учредительные документы или закрыть фирму, необходимо прийти в местную налоговую инспекцию, сдать требуемые бумаги, уплатить твердую государственную пошлину — с 1 января 2010 г. — 4 тыс. руб. и ждать пять дней. Таким образом, процесс регистрации коммерческой организации, во-первых, избавлен от неумеренной бюрократической опеки. Перекрывается канал для обогащения нечистых на руку чиновников, берущих за определенную мзду быстро зарегистрировать организацию. Во-вторых, принцип «одного окна» позволяет избавиться от «мертвых душ».

В каких случаях могут отказать в государственной регистрации? Отказ в регистрации торговых организаций возможен только по трем основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ:

— непредставления определенных законом необходимых для государственной регистрации документов;

— представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (п. 2 ст. 20 Федерального закона).

Данные правовые нормы наряду с другими положениями Федерального закона свидетельствуют об отказе законодателя от прежде действовавшей практики проверки законности создания и соответствия учредительных документов юридического лица закону.

Срок принятия решения об отказе в регистрации аналогичен сроку принятия решения о регистрации юридического лица и составляет пять рабочих дней с момента подачи в регистрирующий орган документов. Решение об отказе в регистрации должно быть мотивированным и содержать ссылку на конкретное нарушение, допущенное заявителем. Это решение направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Очень важно, что ст. 24 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ предусмотрена ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Например, за необоснованный отказ в государственной регистрации, неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации, а также за незаконный отказ в предоставлении или за несвоевременное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ. В соответствии с п. 1 и 2 ст. 14.25 КоАП несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ влечет наложение на должностных лиц административного штрафа.

Такое же наказание предусмотрено и за незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.

Одновременно и заявители несут ответственность за непредставление либо несвоевременное представление, либо представление недостоверных сведений, необходимых для включения в ЕГРЮЛ (ч. 3 и 4 ст. 14.25 КоАП).

Федеральный закон от 25.06.2002 № 72-ФЗ внес существенные коррективы в УК. Во-первых, устанавливается уголовное наказание за неправомерный отказ в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо уклонения от их регистрации, либо неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии). Во-вторых, установлено уголовное наказание за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением порядка регистрации, а равно за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.

Основная проблема заключается в том, чтобы в ЕГРЮЛ были зарегистрированы действующие юридические лица. Ведь регистрация нужна для обеспечения нужд участников экономического оборота, чтобы каждый мог получить достоверную информацию о потенциальном контрагенте, его имущественном и финансовом состоянии. Недостоверная информация о юридических лицах не позволяет даже правоохранительным органам найти того, кто стоял за тем или иным юридическим лицом. Неслучайно на практике очень часто можно столкнуться с фирмами однодневками, которые используются всевозможными мошенниками, тем более что мизерный уставный капитал в размере 10 тыс. руб. для открытия юридического лица их не остановит.

Регистрация юридического лица в 2018 году: пошаговая инструкция

Торопитесь?

Наш умный сервис заполнит за Вас документы для регистрации ООО
бесплатно и прямо сейчас!

Юридические лица могут быть коммерческими и некоммерческими. Если вы учреждаете юридическое лицо с целью получения дохода, оно относится к первой группе. Коммерческие организации, в свою очередь, подразделяются на корпоративные и унитарные.

Столь популярная в России организационно-правовая форма ведения бизнеса, как ООО, относится к коммерческим корпоративным организациям. В эту же категорию попадают хозяйственные товарищества, партнерства, крестьянские хозяйства и производственные кооперативы. Наибольшей популярностью пользуется ООО, поэтому, рассказывая о государственной регистрации юридических лиц, мы в первую очередь подразумеваем организации такого типа.

Где осуществляется государственная регистрация юридического лица

Государственную регистрацию юридических лиц осуществляет инспекция ФНС, за которой “закреплен” район, в котором предприниматель нашел адрес под офис. Определить точные координаты проще всего с помощью сервиса ФНС : введите город, улицу, дом — и система автоматически подскажет, какая инспекция вам нужна.

Приготовьтесь вместе с пакетом регистрационных документов представить сотруднику регистрирующего органа гарантийное письмо на юридический адрес. Такое письмо оформляет собственник или арендодатель помещения, подтверждая готовность разместить у себя офис создаваемой организации. Гарантийное письмо не служит безусловным доказательством “чистоты” юридического адреса: адрес массовой регистрации юридических лиц ФНС “забракует” в любом случае.

Закон не запрещает регистрацию ООО на адрес, по которому проживает директор или учредитель. Правда, при таком раскладе нельзя исключить вероятность отказа в регистрации юридического лица: сотрудники ИФНС могут посчитать, что ведение предпринимательской детельности в жилом помещении нарушает интересы других жильцов. Будьте готовы подтвердить обратное. Если место государственной регистрации юридического лица — это квартира, заявление Р11001 понадобится сопроводить копией свидетельства о праве собственности и оформленным в свободной форме согласием собственника помещения. Возможно, потребуется согласие от каждого прописанного в квартире лица.

Какие документы нужны для регистрации юридического лица

Обратите внимание: с 29 апреля 2018 года в заявлении на регистрацию заявитель должен указывать свой электронный адрес. Документы, подтверждающие факт регистрации (лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, устав с отметкой ИФНС, свидетельство о постановке на налоговый учет), направляются инспекцией не в бумажном виде, как раньше, а в электронном. Бумажные документы, в дополнение к электронным, можно будет получить только по запросу заявителя.

Если вы выступаете единственным учредителем ООО, от вас понадобятся такие документы:

  • заявление на регистрацию по форме Р11001,
  • решение о создании организации,
  • устав учреждаемого общества,
  • банковская квитанция об оплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица.

Если вы создаете ООО вместе с деловыми партнерами, список будет длиннее:

  • заявление по форме Р11001,
  • протокол общего собрания учредителей,
  • договор об учреждении коммерческой организации (в ИФНС на регистрацию он не создается, но должен быть заключен)
  • устав ООО,
  • квитанция об оплате госпошлины за регистрацию юридического лица.

Также понадобятся документы, подтверждающие юридический адрес. Если в создании юридического лица участвуют иностранные граждане, документы, удостоверяющие их личности, нужно будет перевести на русский. Если подавать заявление на регистрацию юрлица учредитель будет не сам, понадобится нотариальная доверенность, на основании которой представитель вручит сотруднику регистрирующего органа пакет документов для регистрации юридического лица.

Порядок регистрации юридического лица

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо, нужно проделать следующие шаги:

  1. Придумайте фирменное наименование ООО, которое не противоречит букве закона. Не забывайте, что названия на иностранных языках и аббревиатуры разрешают использовать исключительно в качестве дополнительных. Подробнее об этом и других нюансах читайте в нашем материале, посвященном наименованию ООО.
  2. Определитесь с юридическим адресом. Воспользуйтесь сервисом проверки адресов массовой регистрации юридических лиц, чтобы избежать отказа.
  3. Выберите коды ОКВЭД, описывающие деятельность создаваемой вами компании. Чтобы упростить эту задачу и не упустить ни одного кода, который может оказаться полезным впоследствии, воспользуйтесь подборкой кодов ОКВЭД по направлениям бизнеса.
  4. Определитесь с суммой уставного капитала ООО. Минимальная сумма уставного капитала — 10 тысяч рублей (для некоторых типов бизнеса — больше). Если минимальная сумма не делится поровну на всех учредителей без остатка, увеличьте ее до подходящей цифры. Внести уставный капитал можно вплоть до четырех месяцев с дня регистрации в налоговом органе юридического лица, но чем быстрее, тем лучше.
  5. Оформите решение учредителя или протокол общего собрания и договор об учреждении ООО. Образцы документов вы найдете на нашем сайте. Здесь же можно оформить полный пакет документов с помощью бесплатного сервиса, тем самым избежав опечаток и неточностей, не нарушив хронологию и правила сокращений.
  6. Подготовьте устав ООО. Учредители ООО могут воспользоваться типовым уставом или взять готовый устав из нашего сервиса и отредактировать его в соответствии со спецификой организации. Чтобы ничего не упустить при оформлении устава, стоит воспользоваться бесплатной услугой проверки регистрационных документов.
  7. Заполните форму Р11001. Образец заявления о государственной регистрации юридического лица вы найдете на нашем сайте. Обратите внимание: ошибки в заявлении чаще всего приводят к отказам в регистрации компании, поэтому не рекомендуем оформлять этот документ вручную. Воспользуйтесь специальной программой ФНС или подготовьте заявление вместе с прочими документами в нашем онлайн-сервисе. Распечатав заявление, не подписывайте его. Сделать это нужно на глазах у сотрудника регистрирующего органа или при нотариусе.
  8. Внесите оплату государственной пошлины в банке. В 2018 году госпошлина за регистрацию юридического лица — 4000 рублей. Сумма должна быть поровну разделена между учредителями.
  9. Подготовьте уведомление о переходе на УСН, если планируете платить налоги по этой системе. В большинство налоговых инспекций достаточно представить два экземпляра, но некоторые ИФНС требуют три.
  10. Проверьте документы и подавайте их в свою ИФНС. Если не получается сделать это лично, отправьте вместо себя доверенное лицо, предварительно посетив нотариальную контору. В таком случае понадобится сделать особую отметку в заявлении о государственной регистрации юридического лица.

Долго ожидать решения по вашему вопросу не придется: в 2018 году на регистрацию юридического лица в общем случае уходит не более трех рабочих дней (если нет объективных причин продлить срок рассмотрения документов).

Сведения о государственной регистрации юридических лиц вносятся в ЕГРЮЛ. Проверить информацию в реестре регистрации юридических лиц можно у нас на сайте через форму поиска.

Регистрация коммерческих организаций кем осуществляется

перейти на сайт Гродненского облисполкома

В соответствии с п. 9 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком — банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
Министерством финансов — страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;
Министерством юстиции — торгово-промышленных палат;
Администрацией свободной экономической зоны «Гродноинвест» — коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономических зонах;
Гродненским облисполком — коммерческих организаций с иностранными инвестициями;
Гродненским облисполкомом, Гродненским горисполкомом — субъектов хозяйствования, не указанных выше.
Гродненский облисполком решением от 12 февраля 2009г. №94 «О некоторых вопросах государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в Гродненской области» делегировал часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а Гродненский горисполком — соответствующим администрациям районов.

Службы Администраций и райисполкомов, осуществляющие государственную регистрацию в г.Гродно и Гродненской области

Администрация Ленинского района

72 34 26, 74 03 02

Администрация Октябрьского района

Администрация СЭЗ “Гродноинвест”

2 06 92, 2 46 43

2 14 10, 2 69 70

2 19 34, 2 08 73

2 95 36, 2 84 44

  • 7. Перечень документов, представляемых для государственной регистрации.
  • Перечень документов, представляемых для государственной регистрации, определен Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение).
  • Формы заявлений о государственной регистрации утверждены Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27 января 2009г. №8 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009г. №1» (далее – Постановление №8)

Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе с иностранными инвестициями (п.13 Положения):
— заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции (Приложение 1 Постановления №8);
— устав (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате.doc или.rtf);
— легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными организациями;
— копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;
— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Перечень документов, предоставляемый в регистрирующий орган для государственной регистрации индивидуального предпринимателя (п.14 Положения):
— заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции (Приложение 3 Постановления №8);
— фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;
— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (п.16 Положения):
— заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции (Приложение 4 Постановления №8);
— оригинал свидетельства о государственной регистрации;
— фотография индивидуального предпринимателя;
— оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Перечень документов, предоставляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) юридических лиц (п.15 Положения):
— заявление о государственной регистрации по форме, установленной Министерством юстиции (Приложение 2 Постановления №8);
— изменения и (или) дополнения в двух экземплярах, которые должны быть оформлены в виде приложений к уставу (учредительному договору — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), без нотариального засвидетельствования, их электронная копия (в формате doc или rtf). По желанию коммерческой, некоммерческой организации устав (учредительный договор) может быть представлен в новой редакции;
— оригинал свидетельства о государственной регистрации в случае изменения наименования организации или ее реорганизации;