Развод апостол павел

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Новый Завет


Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины.

2 Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

3 Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

4 Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.

5 Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.

6 Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

7 Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

8 Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я.

9 Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

10 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,- 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей. 12 Прочим же я говорю, а не Господь: || если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; 13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.

14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.

15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.

16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.

18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.

19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.

20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.

21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.

22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.

23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.

24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.

25 Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным.

26 По настоящей нужде за лучшее признаю’, что хорошо человеку оставаться та’к.

27 Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены.

28 Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль.

29 Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; 30 и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; 31 и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

32 А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; 33 а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: 34 незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.

35 Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

36 Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

37 Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

38 Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

39 Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

40 Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

Предыдущая книга

Следующая книга

Библия о браке человека. Причины развода для мужа и жены. Безбрачие, целибат, скопцы, монастыри в церкви

Затронув тему ограничений, давайте далее поразмышляем о монашестве и монастырях. Сегодня многие христиане считают особо добродетельными тех верующих, кто сам себя отлучил от мира. Однако Библия никогда и никого не заставляла уходить в монастыри. Бог создал людей не для монашеской жизни в закрытой келье, а для любви и радости в браке:

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:27,28, см. также Быт. 9:1).

Иисус продолжал учение Отца о семье:

«В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мар. 10:6-9).

Добровольное безбрачие сегодня многие основывают на фразе Христа:

«Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19:12).

Однако здесь Иисус не призывал ни оскоплять себя физически, ни оставлять свои семьи. Перед этим высказыванием Христос говорил о запрете развода без причины прелюбодеяния: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние … тот подает ей повод прелюбодействовать» (Мф. 19:9, Мф. 5:32, см. также Мар. 10:11,12). На что ученики сказали: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19:10). То есть: если нельзя разводиться, то лучше и не жениться. Именно на это замечание учеников, Христос изрек вышеприведенную фразу (Мф. 19:12), чем пояснил, что действительно, человек может не жениться, посвятив всю жизнь Богу, но перед принятием такого решения нужно очень хорошо подумать. Поэтому Иисус закончил Свое обращение словами: «Кто может вместить, да вместит».

Дорогой читатель, я еще раз прошу вас обратить внимание, что в приведенном разговоре учеников с Иисусом речь идет об изначальном добровольном отказе от брака, а не о разводе и уходе из семьи на служение к Богу. Хотя именно так многие понимают данное высказывание Христа, подтверждая его другой репликой Иисуса:

«Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лук. 18:29,30, см. также Мф. 19:29).

Руководствуясь этим призывом, некоторые верующие бросают семьи, даже жену с малолетними детьми, и уходят в монастырь. Хотя Христос здесь говорил совсем о другом. Иисус обращал внимание верующих на важность правильного расставления приоритетов в жизни каждого человека: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33). Поставив Бога на первое место, человек порой должен поступиться мнением своей родни. В итоге данный шаг приведет к благу: «и … все приложится вам» (Мф. 6:33). Эту же мысль Христос выражал другими словами:

«Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трех: отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Лук. 12:51-53, см. также Мф. 10:34-36).

Действительно, на пути некоторых людей, начинающих искать Бога, могут встать их близкие. Именно родня зачастую оказывает огромное влияние на выбор людьми их жизненного кредо. Вот тогда человеку приходится принимать решение: послушаться родных и отречься от Господа, или встать на путь Создателя, иногда претерпевая в дальнейшем определенное разделение в семье. Но и тогда верующий не должен прекращать заботиться о своих близких, иначе он перестанет быть христианином. Об этом однозначно говорил апостол Павел:

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

Между тем исторически распространенные церкви начали сами регулировать вопросы о браке. В католичестве установлен так называемый целибат – положение, запрещающее священникам и епископам быть в браке. В православной церкви принят целибат только в отношении епископов. Что касается мирян, то церкви в основном венчают только тех молодоженов, кто принял их веру. При этом православная церковь имеет право даже разрывать семейную жизнь своего прихожанина с иноверцем, несмотря на запрет Иисуса, который единственным основанием инициативы для развода назвал прелюбодеяние (см. выше Мф. 19:9, Мф. 5:32, Мар. 10:11,12). Согласно 72-му правилу VI Вселенского (православного) Трулльского собора 691-692 гг., церковь имеет право «расторгать сожитие», если оцерквленный христианин вступил в брак с «еретиком» (человеком, исповедующим другие взгляды, даже если он христианин, но следует ошибочному, с точки зрения православия, учению).

«Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен».

12-е и 42-е правила того же собора принуждают клирика, принимающего сан епископа, отказаться от жизни с женой. В этом случае супруга должна удалиться в монастырь подальше от места служения ее мужа:

«Некоторые из … боголюбезнейших предстоятелей (епископов. – Прим. авт.), и по совершившимся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем претыкание и соблазн другим. … да не будет отныне ничего таковаго. … Аще же кто усмотрен будет сие творящий, да будет извержен».

«Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучается с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его во епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный».

А теперь давайте посмотрим, что Библия говорит о семейной жизни верующих людей с неверующими и епископов:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7:12-14, см. также 1 Пет. 3:1,2).

«Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией (1 Тим. 3:2-5, см. также Тит. 1:5-9).

Павел утверждал, что апостолы свободны иметь жен, поэтому большинство из них имели семьи:

«Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа (Петр. – Прим. авт.) (1 Кор. 9:1,4,5).

Хотя лично Павел выбрал жизнь «скопца», то есть отказался от брака (был безбрачным изначально либо стал вдовцом – доподлинно неизвестно), но христиан он не принуждал следовать его примеру:

«Хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем,… и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор. 7:1,2,6-11).

Павел в собственном безбрачии видел положительные моменты для служения Творцу. Однако апостол понимал, что у каждого свое дарование от Бога (см. также 1 Кор. 7:17 ), и поэтому призывал братьев во избежание блуда лучше вступать в брак. То есть апостол говорил о сугубо добровольном выборе человека (см. 1 Кор. 7:37). Лишь безбрачным и вдовам Павел советовал остаться, как он. Но и в этом случае, таков был лишь его совет, а не повеление. Повелевал же он от имени Господа жене не разводиться с мужем и мужу не оставлять жены своей. Под вдовами, которые могут посвятить всю свою жизнь Богу, апостол подразумевал одиноких женщин старше 60 лет (см. 1 Тим. 5:9), а молодым вдовам Павел советовал вновь жениться:

«Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом» (1 Тим. 5:14).

Сегодня же церковь лишила своих служителей права выбора. Как мы увидели, в католичестве нельзя женатому человеку быть священником, православный священник не может стать епископом, если не оставит жену. А 6-е правило того же VI Вселенского Трулльского собора запрещает православному клирику жениться после рукоположения. То есть, если молодой православный служитель хочет иметь семью, значит, он должен успеть найти супругу, пока учится в семинарии:

«Из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступать в брак… отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер, не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступать в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинить, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир, восхочет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие, прежде положения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера»

Таким образом, в исторически распространенных конфессиях имеет место ситуация, когда многих священников церковные правила заставляют, во-первых, нарушать заповедь Господа о запрете развода, во-вторых, становиться «скопцами», то есть быть «святее» епископов и пресвитеров первоапостольской церкви и даже апостолов, которые имели жен (см. выше 1 Тим. 3:2-5, Тит. 1:5-9, 1 Кор. 9:5).

Стоит отметить, что апостол Павел предупреждал, что в будущем появятся учителя, которые введут запреты на вступление в брак:

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям …, через лицемерие лжесловесников, запрещающих вступать в брак» (1 Тим. 4:1-3).

Не только безбрачие, но и в целом отстранение от мира не соответствует учению Библии. Иисус призывал христиан быть светилами в мире:

«Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:14-16, см. также Лук. 8:16, Лук. 11:33).

Об этом же говорил апостол Петр:

«Возлюбленные! прошу вас … удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они … увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (1 Пет. 2:11,12).

О том же возвещал апостол Павел:

«Итак, возлюбленные мои, … со страхом и трепетом совершайте свое спасение, … чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Филип. 2:12,15, см. также Тит. 2:7,8,10).

А в Послании к Коринфянам апостол Павел рассуждал о том, что христианам суждено жить среди язычников и общаться с ними, однако при этом церковь должна бороться за внутреннюю чистоту, не сообщаясь с закостенелыми в грехах лжебратьями и даже извергая их из общин:

«Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5:9-11).

Давайте подведем итог двум последним главам. Самоограничения не являются сами по себе добродетелью. Богу угодно не самобичевание, не аскетизм (см. Кол. 2:23), не самоотстранение человека от всего мирского, а лишь если эти самоограничения добровольны, осознанны, являются тренировкой стойкости характера (см. 1 Кор. 7:5), не несут вред организму (см. 1 Тим. 5:23) и неудобство другим людям (см. Филип. 2:4), но главное, сопряжены с активным несением Евангелия (см. Мф. 28:19).

Новый Завет о браке

Оглавление

^ Взаимные права и обязанности супругов

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.
Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

^ Безусловная верность супругов

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

^ Супружеские отношения

Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление.

^ Нерасторжимость брака. Развод.

Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную (см. Втор.24:1-4). А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.

Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева материнского родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Евангелие от Марка ( Мк.10:2-12 )

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания. Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Евангелие от Луки ( Лк.16:18 )

Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей.
Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен, оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?

^ Второбрачие вдовствующих

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

^ Воскресение изменяет значение брака

Иисус сказал им в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине, когда назвал Господа Богом Авраама и Богом Исаака и Богом Иакова. Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.
На это некоторые из книжников сказали: Учитель! Ты хорошо сказал. И уже не смели спрашивать Его ни о чем.
(См. параллели: Мф.22:23-32 ; Мк.12:18-27 ).

^ Семья – священный союз

Семья — это первый, естественный и в то же время священный союз. Человек призван строить этот союз на любви, вере и свободе. Семья — первоначальная, исходная ячейка духовности не только в том смысле, что именно здесь человек впервые научается (или, увы, не научается!) быть личным духом. Духовные силы и умения (а также слабости и неумения), полученные в семье, человек переносит затем на общественную и государственную жизнь.

Настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Если брак не основан на любви, то семья имеет лишь внешнюю видимость; если брак не дает человеку счастья, то он не выполняет своего первоначального назначения. Научить детей любви родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, — это школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. В жизни общества она подобна прекрасно распустившемуся цветку. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», — это настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества».

Человек призван к тому, чтобы видеть и любить в любимой женщине (или соответственно в любимом мужчине) не только плотское начало, не только телесное явление, но и «душу» — своеобразие личности, особенности характера, сердечную глубину, для которых внешний облик человека служит лишь телесным выражением или живым органом.
То, что должно возникнуть из брака, есть прежде всего новое духовное единение и единство — единство мужа и жены: они должны понимать друг друга и делить радость и горе жизни; для этого они должны однородно воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Здесь важно не душевное подобие, не сходство характеров и темпераментов, а однородность духовных оценок, которая только и может создать единство и общность жизненной цели у обоих. Важно, чему ты поклоняешься, что любишь, чего желаешь себе в жизни и в смерти, чем и во имя чего ты способен жертвовать. Жених и невеста должны найти друг в друге это единочувствие и единолюбие, объединиться в том, что есть важнейшего в жизни и ради чего стоит жить. Ибо только тогда они сумеют, как муж и жена, всю жизнь верно воспринимать друг друга, верить друг другу и верить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие перед Лицом Божиим. С этим связано и взаимное уважение, и способность образовать новую, жизненно сильную духовную ячейку. Только такая ячейка может решить одну из главных задач брака и семьи — осуществить духовное воспитание детей.

Итак, нет более верной основы для достойной и счастливой семейной жизни, чем взаимная духовная любовь мужа и жены: любовь, в которой начала страсти и дружбы сливаются воедино, перерождаясь в нечто высшее — в огонь всестороннего единения. Такая любовь примет не только наслаждение и радость — и не выродится, не выветрится, не огрубеет от них, но примет и всякое страдание, и всякое несчастье, чтобы осмыслить их, освятить их и очиститься через них. И только такая любовь может дать человеку тот запас взаимного понимания, взаимного снисхождения к слабостям и взаимного прощения, терпения, терпимости, преданности и верности, который необходим для счастливого брака.

^ Благословенная трудность семьи

Вступая в брак, надо быть готовым на повседневный, ежечасный подвиг любви. Создание плодотворных, наполненных любовью и заботой супружеских отношений требует времени и труда, вернее, всей жизни. Необходимо приложить огромные усилия, чтобы эгоистические формы поведения, приобретенные во время ухаживания, трансформировались в бескорыстную любовь, которая является основой счастливого брака.

При вступлении в семейный союз человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. С одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, а с другой, хорошо узнать будущего супруга до брака невозможно.

Оба супруга приносят с собой в брак личное прошлое, культуру, манеру общения. Два различных стиля жизни, два жизненных опыта и две судьбы сливаются в единое целое. Но если каждый из супругов не обладает навыками общения и умением понимать другого и не желает учиться этому, то близости, приносящей удовлетворение, не получится.

Брак — это когда сходятся два несовершенных человека, и каждый из них помогает другому дополнить и усовершенствовать себя. Вы не потеряете свою индивидуальность, если научитесь ставить нужды своего супруга выше своих собственных. Брак — не просто нечто, что вы добавляете к своим ежедневным занятиям холостого человека. Брак должен занять центральное место в вашей жизни, а все остальные занятия отойти на второй план.

Благословенная трудность семьи в том, что здесь каждый из нас неслыханно близко подходит к самому важному персонажу нашей жизни — к другому человеку. Специально для брака свойство Другого быть именно Другим резко подчеркивает два запрета: библейский запрет на однополую любовь и запрет на кровосмешение. Мужчина должен соединиться с женщиной и принять ее женский взгляд на вещи, ее женскую душу — до глубины своей собственной мужской души; и женщина имеет столь же трудную задачу по отношению к мужчине. Кроме того, мужчина и женщина, создающие новую семью, должны прийти непременно из двух разных семей, с неизбежным различием в навыках и привычках, в том, что само собой разумеется, — и заново привыкать к перепадам, к чуть-чуть иному значению элементарнейших жестов, слов, интонаций.
Что касается отношений между родителями и детьми, тут, напротив, единство плоти и крови — в начале пути; но путь — снова и снова перерезание пуповины. Тому, что вышло из родимого чрева, предстоит стать личностью. Это — испытание и для родителей, и для детей: заново принять как Другого — того, с кем когда-то составлял одно неразличимое целое в теплом лоне родового бытия. А психологический барьер между поколениями до того труден, что поспорит и с пропастью, отделяющей мужской мир от женского, и со рвом, прорытым между различными семейными традициями.

Этот Другой — он же, по словам Евангелия, Ближний! Все дело в том, что мы его не выдумали — он неумолимо, взыскательно предъявляет нам жесткую реальность своего собственного бытия, абсолютно не зависящую от наших фантазий, чтобы вконец нас измучить и предложить нам наш единственный шанс на спасение. Вне Другого нет спасения; христианский путь к Богу — через Ближнего.

^ Новозаветное учение о браке

В Новом Завете понимание брака претерпело коренные изменения. Различия тем более явственны, что в новом Завете использованы категории ветхозаветного мышления для того, чтобы наполнить их новым содержанием. Так, например, в противовес иудейскому представлению, нигде в Евангелии не упоминается о том, что деторождение является оправданием брака. Само по себе деторождение является средством спасения лишь тогда, когда оно сопровождается «верой, любовью и святостью» ( 1Тим.2:15 ). Особенно ясно изменение ветхозаветных норм жизни видно на трех примерах:

1. Рассказ об отношении Иисуса Христа к левирату[1] приведен во всех синоптических Евангелиях ( Мф.22:23-32 ; Мк.12:16-27 ; Лк.20:27-37 ). Важно подчеркнуть, что этот рассказ имеет непосредственное отношение к учению Христа о воскресении и бессмертии – учению, которое не нуждается в идее вечной жизни в потомстве. Когда саддукеи («которые говорили, что нет воскресения») спросили, кто из семи братьев, последовательно женившихся на одной и той же женщине, будет иметь ее женой «в воскресении», Иисус отвечал, что «в воскресении не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах».

Эти слова часто толкуются в том смысле, что брак есть чисто земное установление, действительность которого уничтожается смертью. Такое понимание преобладало в Западной Церкви, которая разрешает вдовцам вступать в новый брак и никогда не ограничивает число этих браков. Но если считать правильным такое понимание слов Иисуса, то мы окажемся в прямом противоречии с учением о браке апостола Павла и с канонической практикой Православной Церкви. Ответ Иисуса Христа саддукеям строго ограничен значением их вопроса. Они отвергали воскресение, потому что были пропитаны иудаистским пониманием брака как возобновления земного человеческого бытия путем воспроизведения потомства. Об этом Господь и говорит им: «Заблуждаетесь», потому что жизнь в Царствии будет подобна жизни ангелов… Поэтому ответ Христа – только отрицание наивного и материалистического понимания воскресения, отрицание материалистического понимания брака.

2. Сущность христианского брака глубоко освящена в запрещении Христом развода. Такой запрет прямо противоречит Второзаконию ( Мф.5:32; 19, 9 ; Мк.10:11 ; Лк.16:18 ). Христианский брак нерасторжим, и это исключает всякие материалистические, утилитарные его истолкования. Союз мужа и жены является самоцелью; это вечный союз между двумя личностями, союз, который не может быть расторгнут ради «продолжения рода» (оправдание конкубината[2]) или защиты родовых интересов (оправдание левирата).

Так как искусители хотели уличить Христа и обвинить в нарушении закона Моисеева, то, проникая в их тайные мысли, Он указал им на того же Моисея и изобличил их его же словами. «Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?» ( Мф.19:4 , ср.: Быт.1:27 ). Первоначальный акт творения говорит, что Бог создал человека в действенном виде, т.е. составил одного человека из двух половин – мужчины и женщины, предназначив одну половину для другой, что мужчину Он создал для женщины, а женщину для мужчины. Значит, брак лежит в основе самого акта сотворения человека. И потому, создав человека таким путем, Бог сказал: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью; так что они уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:5 , ср.: Быт.2:24 ). И из этих слов Моисея, раскрывающих основную идею брака, Христос делает прямой и ясный для всех вывод: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Ответ решительный, бесповоротный, сам собою вытекающий из плана и задачи сотворения человека. Человек не имеет права расторгать то, что сочетал Бог. И если он иногда и разлучает, то это его произвол, а не воля Господня, это, наоборот, явное нарушение заповеди Господней.

«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». Требование абсолютной моногамии показало все несовершенство слушателей Христа (см.: Мф.19:10 ). Фактически любовь стоит вне категорий «возможного» и «невозможного». Она есть тот «совершенный дар», который познается лишь в реальном опыте. Любовь, очевидно, несовместима с супружесткой изменой, потому что в этом случае ее дар отвергается и брака более не существует. Тогда мы имеем дело не с юридическим только «разводом», но и с трагедией злоупотребления свободой, то есть, с грехом.

3. Апостол Павел, говоря о вдовстве, исходит из того, что брак не прерывается смертью и любовь никогда не перестает ( 1Кор.13:8 ). Вообще, отношение апостола Павла к браку разительно отличается от иудаистско-раввинистического взгляда на брак, что особенно заметно в 1-м Послании к Коринфянам, где апостол отдает предпочтение безбрачию над браком. Только в Послании к Ефесянам этот отрицательный взгляд исправлен учением о браке как образе союза Христа и Церкви; учением, которое стало основой богословия брака, созданного православной традицией.

В спорном вопросе о безбрачии вдов взгляд апостола Павла точно соответствует канонической и освященной традиции Церкви: «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступать в брак, нежели разжигаться» ( 1Кор.7:9 ). Второй брак вдовца или разведенного терпим только как лекарство от «разжжения», не более того. Современный чин благословения второбрачных ясно показывает, что он допускается только из снисхождения к человеческой слабости. Священное Писание и Предание всегда исходили из того, что верность вдовца или вдовы покойной или покойному – это нечто большее, чем «идеал», это – норма христианской жизни, потому что христианский брак – не только земной, плотский союз, но вечные узы, которые не распадаются и тогда, когда тела наши «станут духовными» и когда Христос будет «всяческая во всех».

Эти три примера ясно показывают, что Новый Завет наполнил древнее библейское учение о браке новым содержанием и что основывается это новое представление на Благой вести о Воскресении, проповеданной Спасителем. Христианин призывается уже в этом мире воспринять новую жизнь, стать гражданином Царства, а идти по этому пути он может в браке. В таком случае, брак перестает быть простым удовлетворением временных природных потребностей и гарантией иллюзорного выживания через потомство. Это – единственный в своем роде союз двух существ в любви; двух существ, которые поднимаются над своей человеческой природой и становятся едиными не только «друг с другом», но и «во Христе».

1. Левират – древний брачный обычай, по которому жена умершего должна выйти замуж за его брата – своего деверя (левиря).
2. Конкубинат – узаконенное Римским правом фактическое сожительство мужчины и женщины без юридического оформления брака.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Название книги

Развод и повторный брак

Бегичев Павел Александрович

Я написал статью о разводе и повторном браке более тринадцати лет назад. Сейчас уже точно и не вспомню дату написания.

Помню лишь, что к исследованию вопроса меня побудило горячее желание «найти лазейку» в Священном Писании, чтобы разрешить вступить в повторный брак некоей даме, которая развелась с мужем и желала при этом вступить в брак с другим мужчиной. Даму чисто по-человечески было очень жалко, я, как молодой и начинающий служитель, пытался её консультировать по поводу Библейского учения на этот счёт. Мы вместе изучали Библию, и я был готов разрешить ей повторный брак, но неожиданно она сама пришла к прямо противоположному выводу.

Мне это показалось настолько странным, что я еще более углубился в тему, уже вне этого душепопечительского общения.

С тех пор прошли годы пасторского служения. Я видел немало горя, вызванного разводами, видел «удачные» повторные браки, видел «неудачные». Видел страдания детей и родственников. И постоянно возвращался к этому вопросу.

Поистине, тема весьма обширна, неоднозначна и сложна.

Не так давно, я начал произносить в церкви «На Шелепихе» серию проповедей по Евангелию от Матфея. И одна из них вызвала широкий общественный резонанс, побудивший меня всерьез взяться за переработку старой статьи.

Многое изменилось, со времени первого написания. Я стал магистром богословия и начал лучше понимать греческий язык, изучил дополнительные материалы и свидетельства. Я общался с оппонентами, со многими из которых у меня сложились тёплые и дружеские отношения. Поэтому понял, что материал статьи нуждается в существенной доработке. Объём статьи увеличился почти вдвое. Появились новые аргументы.

О результате судить, безусловно, вам, дорогие читатели.

Но видит Бог, я ищу не утверждения своих мыслей. Я нахожусь в поиске Истины. И больше всего на свете пекусь о благополучии Церкви Христовой и её святости.

Да благословит вас Бог!

П. А. Бегичев, апрель 2013

Тема развода и повторного брака не перестаёт будоражить умы современных христиан. Это тем более поразительно на фоне практически повсеместной церковной практики поощрения оных. Сегодня трудно найти церковь, где не было бы семейных пар, состоящих в повторном браке или разведённых членов церкви, но, тем не менее, споры об этом явлении не утихают.

Настоящая проблема нынешнего общества — это разваливающаяся семья, отмирание самого института брака.

В России ежегодно разводятся более 500 000 пар. Более 400 000 детей ежегодно остаются без отца.

В начале 20-го века это ещё осуждалось общественным мнением, но теперь — нет…

К разводу легкое отношение даже в исламе. Согласно законам шариата, для того чтобы развестись с супругой, мужу достаточно при свидетелях трижды произнести фразу: «Я с тобой развожусь» или «Эта женщина мне больше не жена». Однако, по решению суда Саудовской Аравии, с декабря 2009 года для объявления о разводе достаточно отправить жене 3 ЅМЅ-сообщения с подобной фразой.

Христианство (как мы увидим ниже) на протяжении всей своей истории как могло, пыталось противостать разрушению института семьи и брака.

Но, к сожалению, не преуспело…

И если поначалу христианская культура держала количество разводов на уровне статистической погрешности (в основном только монархам было сделано исключение). То к началу 20 века процент разводов угрожающе вырос — до 5 %.

Сегодня эта цифра перевалила за 50 %. То есть в браке остается меньше людей, чем разводится.

Развод в большинстве христианских церквей сегодня — это дело привычное…

Один из пасторов пишет в своем блоге:

На днях разговаривал со знакомой. Ей совсем скоро исполняется 40. Вижу — расстроена сильно. Спрашиваю — в чём дело. Отвечает — развелась с мужем.

Дальше такой разговор:

— А из-за чего развелась?

— Не пойму сама, как так вышло… Столько лет вместе нормально прожили…

— А кто от кого ушел?

— Он от меня… И ладно бы у него другая женщина была, понятно было бы, — так ведь нет никого.

— А кто заявление на развод подавал?

— Ну, он последнее время что-то мне вообще мало внимания уделял… Всё работа и работа… А тут ещё и поругались из-за чего-то… я и подумала — подам на развод, может он испугается и будет лучше себя вести со мной… Он сначала не хотел разводиться, а потом говорит — ладно, если ты так хочешь — разводимся… А когда я решила примириться, он отказался… Получается — он меня любил-любил, а потом разлюбил?

Воистину, правильно написано в Библии: «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Притчи 14:1)

Автор данной статьи относится к «партии меньшинства», которая, впрочем, была до недавнего времен «партией большинства», т. к. совсем недавно большинство ортодоксальных протестантских церквей имели достаточно чёткую позицию: развод допустим только по одной причине — прелюбодеяние одного из супругов (Мтф.19:9). Нежелание неверующего супруга жить с верующим (1-е Кор.7:15) фактически, также является прелюбодеянием (подробнее об этом мы поговорим ниже). Но, ни один из вышеперечисленных фрагментов Священного Писания не утверждает возможности вступить в повторный брак. Он разрешён только в случае смерти одного из супругов (1-е Кор.7:39).

Такая позиция весьма непопулярна в наши дни. Сегодня второй брак разрешается практически в любых случаях. (Обычно начинается это с заявления разведённого, что не он был инициатором прежнего развода. За 20 лет своего служения я не встретил ни одного человека, который взял бы вину за развод исключительно на себя; вину либо делят пополам, либо полностью перекладывают на бывшего супруга). Развод же зачастую допускается и в случае умственной неполноценности одного из супругов и даже в случае половой дисфункции одного из супругов.

Цель данной работы не в том, чтобы отстоять традиционный взгляд, а в том, чтобы попытаться найти смысл Господних повелений по этим вопросам.

Сразу же хочу сделать два заявления. Первое — эта работа не поможет тому, кто привык принимать решения не на основании Библии, а «в угоду необходимости» или на основании того, что «если Бог посылает любовь, то она выше и святее «мёртвой буквы библейского императива». Я не смогу такому человеку помочь, потому что уверен — свои умозаключения мы обязаны строить только на Священном Писании и «…не мудрствовать сверх того, что написано…» (1-е Кор.4:6). Кроме того, тут как никогда более уместно будет вспомнить слова К.С. Льюиса из его статьи «Право на счастье».

Когда я был очень молод, все прогрессивные люди говорили как один: «К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность, как на все наши прочие потребности». По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек всегда считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы — часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно. Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?

Второе — в этой работе не ставится вопрос о вечном спасении тех, кто не по воле Божьей вступает во второй брак. Автор верит, что благодатью Иисуса Христа они спасутся, но считает своим долгом предупредить их о грехе, который может впоследствии привести к серьёзным проблемам в христианской жизни, а иногда и к отпадению от Бога. У автора есть несколько друзей, которые состоят в неправедном втором браке. Это не означает, что он с ними прекращает всякое общение, но и не означает, что можно закрыть глаза на грех. Не считает автор, также, что те, кто находится в неправедном повторном браке, должны разводиться вновь, т. к. нам запрещено умножать беззакония. По большому счёту, автор хочет предупредить об опасности тех христиан, которые ещё не познали ужаса греха, имя которому — развод. И, если Господь позволит, удержать разведённых христиан от греха в повторном браке.

Ну и, конечно же, всем нам необходимо помнить, что любовь не должна уводить нас от истины, равно как и истина от любви.

Чтобы найти истину, мы с вами должны просмотреть все наиболее ясные тексты Библии, которые что-то прямо или косвенно говорят о нашем вопросе. По мере изучения ключевых текстов мы будем делать промежуточные выводы. Но для вашего удобства я их буду помещать в подзаголовках в виде тезисов, которые впоследствии будут аргументированы. Итак, начнём.

1. Развод и повторный брак — не одно и то же.

Начать, я думаю, необходимо с определения, что же такое брак.

В Священном Писании мы находим, что брак — это союз одного мужчины и одной женщины. «…и будут два одной плотью…» (Матф.19:5) В этом состоит первоначальный Божий замысел относительно брака. Полигамия никогда Богом не одобрялась. Бог уготовал для каждого мужчины только одну женщину и наоборот. Этот факт много раз игнорировался во времена Ветхого Завета. Но, тем не менее, именно таков Божий стандарт для нас, подтверждённый Самим Христом. (Мтф.19:8). Кроме этого брак — не просто сожительство, а взаимное согласие мужчины и женщины жить вместе, воспитывать детей, иметь совместное хозяйство и быть верными друг другу до смерти. Вступление в интимные отношения без такого соглашения не считается началом брака или основанием для него, т. к. это обычный грех блуда. Например, в Законе говорилось, что тот, кто изнасилует девицу, должен на ней жениться (Втор.22:29), следовательно, они не считались мужем и женой лишь только на основании физической близости меж ними. Брак всегда считался законным только после соблюдения необходимых установлений общества, которые в разных странах и культурах различны, но всё же вполне определённы.

Поэтому даже брак между неверующими людьми Бог признаёт законным, если эти постановления соблюдены. Достаточно вспомнить разговор между Христом и самарянкой. Господь сказал, что у неё было пять мужей, но тот, с кем она жила на тот момент не был мужем ей. (Ин.4:16–18). Из этого отрывка следует, что Господь признаёт только законные, с человеческой точки зрения браки. Более того, Христос признаёт неверующих, которые находятся в законном браке полноценными мужем и женой. Это особенно важно помнить, т. к. некоторые христиане полагают, что все браки, заключённые ими до уверования автоматически аннулируются с момента принятия ими Христа. «Древнее прошло, теперь всё новое…», — восклицают они, не понимая, что этот стих возвещает лишь о прощении грехов. Но брак, заключённый до уверования — это не грех, который должен быть прощён Господом, но это обязательство жить неразлучно до смерти, и к нему так же применима Божья заповедь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мтф.19:6). (Ведь если, например, ты задолжал до покаяния кому-то крупную сумму денег, вовсе не означает, что, став христианином, ты можешь не возвращать её.) Став христианином, человек освобождается от грехов, но не от обязательств.

Другим распространённым в наши дни заблуждением является мнение, что любой развод автоматически подразумевает возможность вступления в повторный брак. (Например, 1-еКор.7:15 говорит: «… если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра в таких случаях не связаны…» и слова «не связаны» совершенно безосновательно толкуются, как позволение вступить в повторный брак. Ниже мы рассмотрим эту проблему подробнее).

Мало того, что данное утверждение не находит подтверждения в Библии, оно противоречит ясным утверждениям Писания. Даже во времена ветхозаветного жестокосердия, когда повторный брак был разрешён, развод не всегда предполагал полную свободу вступления в брак.

Втор.24:1–4 гласит: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа, но и этот последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет этот последний муж ее, взявший ее себе в жену, — то не может первый ее муж, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того как она осквернена, ибо это есть мерзость перед Господом, и не порочь земли, которую Господь Бог твой дает тебе в удел».

Это единственный дидактический текст Ветхого Завета, говорящий о разводе и повторном браке. На основании этой информации мы можем сделать вывод: даже во времена Ветхого Завета, когда отношение к браку было достаточно вольным, развестись можно было два раза, а вступить в повторный брак, только один раз.

Следовательно, развод и второй брак — не одно и тоже, и не всегда развод подразумевает вступление во второй брак.

Кто-нибудь может возразить, что здесь только первый муж не может вступить в брак со своей бывшей женой, а о других мужчинах ничего не написано, но нам известно, что Бог всегда расположен более к восстановлению разрушенного брака (см. например 1-е Кор.7:11), но уж если невозможно восстановление разрушенного брака, который был освящён Господом, то как может состояться новый? Если женщина была осквернена для законного мужа, то может ли она быть чистой для другого мужчины? Вопрос риторический.

Поэтому мы вправе ожидать, что если в Новом Завете Господь позволит разводиться, то Он должен сообщить нам о возможности или невозможности второго брака.

Однако, прежде чем переходить к учению Нового Завета нелишним будет заметить, что тема развода и повторного брака в Ветхом Завете встречается ещё и при описании отношений между Богом и Израилем. Примечательно, что Бог подаёт пример милостивого супруга. Он ненавидит развод. (Мал.2:16 практически во всех авторитетных переводах Библии, кроме синодального, этот стих звучит именно так: «Я ненавижу развод»).

Бог разводится с Израилем по причине прелюбодеяния последнего.

Иер.3:8. И Я видел, что, когда за все прелюбодейные действия отступницы, дочери Израиля, Я отпустил ее и дал ей разводное письмо, вероломная сестра ее Иудея не убоялась, а пошла и сама блудодействовала.

Но Бог никогда не вступил в повторный брак. Он не двоежёнец. Он пообещал, что Его брачные отношения с Израилем будут милостиво восстановлены. (Иер. 3:12; Ос.2:19). И своей полноты они достигнут, когда верный остаток Израиля будет включён в Церковь Иисуса Христа. Бог показал, как святы для Него брачные отношения. Нам же заповедано быть святыми, так как Он свят. (1Пет.1:16)