Работа по правам ребёнка в детском саду

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Охрана прав детей

Российская Федерация — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».

Как, известно, ребенком считается лицо, которое не достигло своего совершеннолетия, то есть 18 лет. И поэтому именно эта категория людей наиболее нуждается в защите государства. Во всем мире, и в России в частности, существует немалое количество законов и прочих правовых актов, которые гарантируют права детей и их защиту.

Наиболее значимым международным правовым актом о защите детей является Конвенция о правах ребенка. Она была принята в 1989 году в Нью-Йорке 20 ноября. Эта конвенция включает в себя пятьдесят четыре статьи, в которых широко раскрыты права детей. И эти права должны распространяться на всех детей.

В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом об основных гарантия прав ребенка в РФ, законодательными актами РФ об охране здоровья граждан, Федеральным законом «Об образовании», Законом о социальной защите инвалидов, Законом о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

В дополнение к вышеперечисленным законодательным актам, в гражданском, административном, уголовном и других видах законодательства также существуют нормы о защите прав детей, которые дополняют соответствующие положения в Конституции РФ.

Как родители, так и государственные органы обязаны соблюдать и защищать предусмотренные Конституцией Российской Федерации законные интересы и права ребенка. Закон о защите прав ребенка включает в себя правовую систему и разработанные юридические формы защиты прав детей.

Защита прав ребенка в МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» относится к числу актуальных проблем. На сегодняшний день в нашем ДОУ по защите прав воспитанников выстроена система работы по трем направлениям: с сотрудниками, детьми, родителями.

Целью всей работы является формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста.

Основные задачи в работе с детьми:

• сохранить и укрепить здоровье воспитанников, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья;

• формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности;

• способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;

• воспитывать уважение к правам другого человека, толерантность;

• развивать эмоциональную сферу ребенка, эмпатию, формировать коммуникативные умения и навыки;

• знакомить воспитанников в доступной форме с основными документами по защите прав ребенка.

В ДОУ осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников:

• проводятся консультации с целью повышения правовой грамотности родителей (законных представителей, во время которых происходит знакомства с нормативно-правовыми документами;

• создание конструктивных партнерских взаимоотношений родителей со специалистами ДОУ ;

• организация дней открытых дверей, консультаций для повышения педагогической культуры родителей;

• совместная подготовка к праздникам и утренникам, выставкам, конкурсам, мастер-классам и др. с целью гармонизации взаимоотношений между родителями, детьми, дедушками и бабушками.

Ставятся и выполняются основные задачи в работе с сотрудниками ДОУ:

• ознакомить коллектив с существующими документами по защите прав и достоинства ребенка;

• повышать уровень правовой культуры всех сотрудников ДОУ.

Систематическая работа ДОУ по правовому воспитанию способствует обеспечению защиты прав детей, объединению всех участников образовательного процесса. У сотрудников детского сада и родителей воспитанников повышается уровень правовой культуры, компетентность в воспитании и развитии дошкольников. В общении педагогов с детьми осуществляется личностно-ориентированнная модель.

Основные цели деятельности общественного инспектора:
— обеспечение прав и законных интересов детей;
— предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
— социальная защита детей, находящихся в социально опасном положении.

Основные направления деятельности:
— выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
— осуществление контроля выполнения своих обязанностей опекунами и попечителями;
— осуществление мер по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;
— организация и проведение профилактической работы с несовершеннолетними;
— взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам защиты и охраны прав детей.

Положение о Совете по профилактике безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав см. Положение

Социальный паспорт МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» 2017-2018 учебного года см. Социальный паспорт

План работы инспектора по охране прав детей на 2017-2018 учебный год МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» см. План работы

План работы Совета профилактики на 2017-2018 учебный год МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» см. План работы

План работы инспектора по охране прав детей на 2017-2018 учебный год МБДОУ «Детский сад «Золотой ключик» по профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними. см. План работы

Программа родительского всеобуча «Школа ответственного родительства» МБДОУ «Детский сад» Золотой ключик» г.Вуктыл. смотреть

МДОУ «Детский сад №227»
города Ярославля

  • Уполномоченный по правам ребенка
  • Уполномоченный по правам ребенка

Об Уполномоченном по правам ребёнка в ДОУ.

Уполномоченный по правам ребёнка Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №227 избран в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства воспитанников и восстановления нарушенных прав ребёнка.

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, направленным на защиту прав и интересов ребенка, Уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.

Уполномоченный по правам ребёнка в МДОУ детском саду № 227:

  • — Проводит личный приём родителей воспитанников;
  • — Рассматривает жалобы и заявления родителей воспитанников;
  • — Содействует разрешению конфликта путём конфиденциальной процедуры;
  • — Определяет защиту законных интересов воспитанника;
  • — Участвует в восстановлении нарушенных прав ребёнка;
  • — Вносит предложения администрации МДОУ детского сада №227 о проведении дисциплинарного расследования деятельности участников образовательного процесса.

Уполномоченный не вправе разглашать, ставшие ему известными в процессе выяснения, сведения без согласия заявителя

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации

Владимир Петрович Лукин

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка

Кузнецова Анна Юрьевна

Официальный сайт: http://www.rfdeti.ru/
Адрес: 125993, г. Москва, ГСП-3, Миусская пл., д.7 стр. 1
Телефон: +7 (499) 2517740 Факс: +7 (495) 2217066

Уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области

Крупин Михаил Львович

Адрес: 150000, г. Ярославль, Советская пл., д.3
Телефон: (4852) 40-07-90, 40-15-02
Факс: (4852) 72-62-98
Email: [email protected]

ДЕТСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ: Экстренная консультативно-психологическая помощь по телефону доверия с единым общероссийским номером (звонки для абонентов всей области бесплатные) 8-800-2000-122

Личный приём граждан Уполномоченным: первый четверг с 10-00, третий четверг с 14 -00 каждого месяца по адресу: г. Ярославль, Советская пл., д.3 в здании Правительства Ярославской области.

Запись на приём по телефону: (4852) 40-07-90, 40-15-02.
При себе необходимо иметь паспорт и копии документов по теме обращения.

Устные консультации юриста Уполномоченного по правам ребенка по телефону (4852) 40-15-02:
понедельник – пятница с 08.30 до 12.00 часов и с 13.00 до 17.00 часов

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса МДОУ детского сада № 227

Краснова Ирина Александровна, педагог-психолог

Часы приема: 1-й, 3-й вторник 12.00 – 18.00
методический кабинет
Контактный телефон: 8(4852) 44-25-36;

Методическая разработка по теме:
Перспективный план организации работы по проблеме защиты прав ребёнка

Представлен перспективный план работы социального педагога в детском саду по защите прав ребёнка на 2011-2012 учебный год.

Предварительный просмотр:

детский сад «Солнышко»

Перспективный план организации работы

по проблеме защиты прав ребёнка

2011-2012 учебный год

1. Приобретение материалов, литературы по защите прав ребёнка

Старший воспитатель, социальный педагог

2. Обновление информационного стенда «Аспекты права» на основе нормативно правовых документов

3. Выставка специальной литературы по проблеме защиты прав ребёнка

4. Папка нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ

Заведующая, социальный педагог

5. Заключение договоров с родителями воспитанников в ДОУ и социуме

Заведующая, социальный педагог

6. Составление и корректировка банка данных о семьях детей, посещающих МДОУ; семьях, находящихся в СОП

Заведующая, социальный педагог,ст.воспитатель,

7. Составление и корректировка картотеки, о семьях детей, посещающих МДОУ; семьях, находящихся в СОП

8. Составление плана ИПР с семьями, находящихся в СОП

9. Сотрудничество с социумом : специалисты отдела опеки и попечительства МО «Коношский район», ПДН, КДН,ГУ ОСЗН по «Коношскому району»

10. Работа с семьями группы «риска»:

— выявление раннего социального

— профилактика социального сиротства;

-раннее выявление неорганизованных детей, неблагополучных семей, посещающих ДОУ.

-посещение семей на дому;

-консультации по коррекции детско-родительских отношений;

-составление плана ИПР;

-контроль семей группы «риска»;

-Посещение специалистов в решении проблемы родителей (по необходимости) ПДН, ГУ ОСЗН, отдела опеки и попечительства МО «Коношский район»;

-Составление «тревожного листа»

11. Работа по правовому образованию родителей в ДОУ:

— Тема: «Конвенция о правах ребёнка – документ для взрослых и детей»

Задачи : Ознакомить родителей с основными статьями Конвенции о правах ребёнка (1,2,5-9,12,13,16,18,19,24,27,28,31); нацелить родителей на воспитание уважения прав ребёнка и защиту этих прав.

•Анкетирование на темы: «Я и мой ребёнок», «Мой ребёнок и его индивидуальные способности»

•Выставка детских рисунков на тему «Дом, в котором я живу»

— Тема: «Я ребёнок, я имею право!»

Задачи: Ознакомить родителей с условиями, в которых дети проводят время в детском саду; установить сотрудничество ДОУ с семьями; повысить информированность родителей о правах детей и работе по их соблюдению.

•День открытых дверей: знакомство с бытом и жизнью групп; наглядная информация «Права ребёнка»; раздача родителям памяток – выписок из семейного кодекса РФ.

— Тема: «Наказание в воспитании. Особенности воспитания у ребёнка чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к окружающим»

Задачи: научить родителей правильно реагировать на поступки детей; формировать навыки общения с ребёнком в конфликтных ситуациях.

• Консультация психолога детской поликлиники

•Анкетирование родителей на тему «Наказание в воспитании»

•Раздача родителям памяток «Наказывая, подумай!»

-Тема: «Воспитание уважения к правам ребёнка, защита его прав»

Задачи: Дать установку на уважительное отношение к правам ребёнка; обсудить пути взаимодействия ДОУ и родителей в воспитании и образовании детей; выявить проблемы и предложить пути их решения.

•Вечер вопросов и ответов: приглашение психолога, специалистов КДН, ПДН, управления образования, опеки и попечительства, ГУ ОСЗН.

Права детей в детском саду

Детский сад – это основное современное дошкольное учреждение. В такие заведения ходят дети в возрасте от 2 до 6 лет. Пребывание малышей в стенах садика строго регламентируется нормами законов. Права малолетних членов групп, которые сформированы по приказу руководителя, регулируются национальными и международными нормативно-правовыми актами.

Юридические возможности детей

Российские дети с самого рождения обладают индивидуальными правами. Право на жизнь, уважение, имя, качественное медицинское обслуживание и другие важнейшие гарантии устанавливаются законами как неотъемлемые признаки существования личности сразу после рождения. Кроме этого, дети пользуются важными социальными правами, которые дают возможность развиваться:

  • получение образования;
  • гарантия возможности развития (физического и умственного);
  • соблюдение равноправия между всеми детьми (нельзя выделять лучших);
  • безопасность пребывания на территории;
  • право на качественное и полноценное питание;
  • защищенность от всех форм насилия и грубого неправомерного поведения воспитателей по отношению к ребенку.

Законодательная база

Права человека в мире сегодня защищены должным образом. Российская Федерация присоединилась к мировым актам, а также разработала собственную систему юридических гарантий соблюдения законных возможностей маленьких членов общества в детских садах. Выделим основные НПА:

  • ФЗ №124 от 24.07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», который состоит из 26 статей, собранных в 5 глав (общие понятия; направления обеспечения гарантий и возможностей; организационные основы; обязательность исполнения норм и заключительные положения). В данном законопроекте регламентируются перечень прав, а также механизм их реализации на практике.
  • Семейный кодекс РФ. В главе 11 рассматривается перечень основных возможностей несовершеннолетних, в том числе – гарантия их защиты со стороны государства.
  • Конвенция о правах ребенка – это акт мирового значения, важной особенностью которого является гарантия защищенности клиента детского сада от всех форм морального и эмоционального насилия. Речь идет про критику, давление со стороны воспитателей, угрозы, изоляция с целью реализации какого-то преступного умысла. Документ принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (резюлюция 44\25), состоит из преамбулы и 54 статей. В акте рассматриваются все виды возможных нарушений по отношению к детям, а также способы государственной защиты лиц до 18 лет.
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят 29.12.2012 года под №273). В законе устанавливается структура системы получения знаний в РФ, а также регламентируются полномочия всех учреждений, которые связаны с организацией процесса просвещения.
  • Декларация прав ребенка от 1959 года. Документ состоит из преамбулы и 10 главных принципов воспитания и жизни детей (равенство, гарантия возможностей, наличие имени и гражданства, социальное обеспечение, условия для инвалидов, развитие личности в любви и понимании, получение бесплатного обязательного образования, защита от небрежного отношения).
  • Уголовный кодекс РФ. Этот документ устанавливает ответственность педагогов ДОУ за причинение физического и морального вреда воспитаннику.
  • Конституция РФ.

Право на жизнь

Неотъемлемая гарантия существования человечества закреплена в Конвенции. Всестороннее общее развитие учеников (как в плане интеллекта, так и здоровья вообще) считается важнейшей задачей ДОУ. Для этого в садике должны быть обеспечены все условия.

Санитарное состояние помещений контролируется персоналом и государственными специализированными инспекциями. Для развития маленьких необходимо обеспечить наличие полностью укомплектованных игровых комнат. Образовательный процесс в садике строится так, чтобы дети стремились познавать новое и понимали, что учеба – это для них первая задача.

Соблюдение условий доступа ребенка с ограниченными физическими возможностями в садик – обязанность администрации. Инвалид не виноват, что он не ходит, но он ничем не хуже других детей. Таких малышей нельзя обижать, потому что это будет считаться ущемлением прав ребенка в детском саду.

Персонал учреждения обязан оказывать первую медицинскую помощь. Безусловно, ДОУ – это не больница, поэтому обеспечение узкоспециальными лечебными препаратами не предусмотрено нормативами, но симптоматические лекарства (температура, боль в горле, обезболивающие, антисептики, противодиарейные средства) должны быть в аптечке медицинской сестры.

Лечебные услуги в саду оказываются бесплатно. Как только видно, что маленькому становится хуже, он заболевает – воспитатель сразу оповещает про ситуацию родителей. Все дальнейшие действия согласовываются с мамой или папой. В случае ухудшения состояния пациента работник имеет право вызвать бригаду скорой помощи, которая уже будет решать вопрос о необходимости госпитализации малыша.

Основные права ребенка в детском саду

Учебная программа детского сада значительно отличается от школьной. Главная цель педагогов – подготовка к дальнейшему обучению. Результат достигается с помощью проведения развивающих игр с детьми, небольших занятий по предметам, демонстрацией личного примера. Например, сегодня в детсадах учат английскому языку, письму, основам чтения и математики. В перечень прав родителей в детском саду входит возможность ознакомления с программами для детей, внесения предложений по изменениям и дополнениям к тематике обучения. Право на отдых и досуг в садике реализовывается следующим образом:

  • 2 часа в день (обычно это обеденное время) ребята спят. Отметим, что если кто-то не хочет спать, воспитатель не имеет права его заставить, накричать на него. Девочка (мальчик) может спокойно лежать в кровати, либо перейти в игровую комнату, которая обычно находится по соседству со спальней.
  • Для успешного формирования основных навыков ребенок имеет право несколько часов в день проводить с игрушками. Во время досуга педагоги ДОУ могут организовывать соревновательные мероприятия между детьми (например, кто лучше расскажет стих). Любители рисовать с интересом проведут оформление красочных плакатов и картинок для стенда.

Малыш, как и любой член общества, имеет право выразить собственное мнение. Например, ему что-то не нравится в процессе организации дня либо какой-то другой момент пребывания в садике. Малолетний может свободно выражать личную позицию. Данная возможность относится к неотъемлемым правам человека, поэтому педагоги не смогут ущемлять детей по этой линии.

Персонал детского садика должен уважать воспитанников. Право младших детей на достойное к ним отношение носит комплексный характер и состоит из таких элементов:

  • Защита нужд и интересов. Воспитатель как «мама» малышей во время их пребывания в учреждении обязан постоянно находиться с ними, общаться с каждым ребенком. Дети должны ощущать внимание и понимать, что они могут здесь научиться чему-то интересному и освоить важный материал для их развития в будущем. Многие преподаватели нарушают эту норму, потому что любят «дать детям волю», а сами предпочитают посидеть в интернете или почитать книжку.
  • Защита от жестокого обращения и эмоционального насилия. Откровенно некультурное поведение воспитателей по отношению к детям сейчас случается довольно часто. Педагог не должен применять физическое (подзатыльники и другие удары) и моральное наказание, а все споры с детьми, когда те чем-то недовольны (не хотят кушать, спать, играть) надо улаживать методом убеждения.

Обязанность администрации садика – обеспечивать полноценное питание для растущего организма. Опыт подсказывает, что маленькие дети на протяжении дня не обойдутся одними бутербродами из дому, поэтому данный вопрос должен всегда быть на повестке дня. Нарушение прав ребенка в детском саду может проявляться в:

  • отсутствии питания как такового;
  • кормлении исключительно кашами;
  • маленьких порциях, не соответствующих нормам для определенного возраста, которые утверждены законодательно.

Как узнать о нарушении прав ребенка в садике

Существует несколько вариантов получить информацию о событиях в ДОУ:

  • Каждый день интересоваться у ребенка, что он делал и кушал.
  • Провести наблюдение за прогулкой воспитанников на свежем воздухе. Эту операцию можно осуществить самостоятельно, либо попросить кого-то из знакомых. Поведение детей во время нахождения на улице прояснит положение дел. Если малыши будут активно играть и общаться между собой – значит в группе положительная эмоциональная ситуация, благоприятный микроклимат для развития ребенка. Когда воспитатель постоянно кричит, дети ведут себя пассивно, играют поодиночке – обстановка требует реакции и вмешательства, потому что работа педагога выполняется неправильно.

В такой ситуации можно сделать вывод о:

  • некомпетентности педагога;
  • использовании им неправильных методов;
  • отсутствии желания налаживать общение между воспитанниками.

Ребенок без прививок в детском саду

Родители самостоятельно принимают решение по поводу необходимости вакцинации ребенка по календарю. Возможность посещения воспитательного учреждения не зависит от того, получил мальчик укол, или нет.

Медицинская сестра не имеет полномочий для отказа в нахождении малыша в группе, даже если он не прошел какую-то прививку. При нарушении такого права родители могут обратиться за защитой в вышестоящие органы.

Посещение музыкальных занятий и физкультуры, режим дня

Педагоги не всегда допускают детей к занятиям физической культурой, даже если они готовы принимать активное участие в них. Основная мотивация таких действий педагогов – отсутствие формы. Поведение неправильное, потому что:

  • покупка костюма – индивидуальное решение родителей малыша;
  • нарушает право ребенка на полноценное физическое развитие вместе со сверстниками.

Посещение занятий музыкой для ребенка также часто становится проблематичным, потому что воспитатель не пускает в зал детей без текстов песен, мотивируя это тем, что без них ребенок не сможет принимать активного участия в разучивании.

Недопуск ребенка на занятие – причина написать жалобу на имя директора либо в управление образования.

Любая спорная ситуация может решиться мирным путем. Позиция №1 состоит в том, что родители должны узнать распорядок дня в конкретном ДОУ еще до устройства в группу. За определенное время до первого посещения ребенку необходимо объяснить, что в такое-то время ему надо будет кушать, спать (а лучше – начинать приучать к распорядку садика еще дома). Правило №2 – возникший спор между воспитателем и ребенком необходимо решать компромиссом. Например, если девочка не хочет спать – она идет в игровую, чтобы не другие дети могли отдохнуть.

Опоздавший ребенок может быть не допущен воспитателем в группу, потому что априори поздний приход произошел по вине родителей.

Основные обязанности родителей

Важно отметить, что представители ребенка имеют не только права, но и обязанности перед ДОУ. Основной перечень такой:

  • предоставлять справки о состоянии здоровья чада после 3-дневного отсутствия;
  • забирать ребенка согласно условиям договора;
  • уведомлять администрацию о длительном непосещении группы с указанием причины.

Правила общения с персоналом

Права родителей в детском саду по новому закону об образовании предусматривают возможность:

  • поддерживать контакт с руководством сада;
  • знакомиться с учебными программами;
  • интересоваться распорядком дня;
  • забирать ребенка на протяжении дня;
  • предлагать проекты изменений в работе учреждения;
  • получать консультации психолога по воспитанию;
  • совершать другие действия, предварительно согласовав их с администрацией.

Мать и отец должны соблюдать правила этики во время общения с воспитателями. Необходимо придерживаться делового стиля. Вместе с тем, родители обязаны защищать права ребенка, заранее приготовив ответ на возможные обвинения, касающиеся плохого поведения малыша. Основные способы защиты прав сына (дочери):

  • личная беседа с воспитателем или директором;
  • составление письменной жалобы на имя руководителя заведения;
  • жаловаться в районный или городской отдел образования.

Следовательно, права ребенка в детском саду подразумевают определенные обязанности его родителей. Законные представители также вправе ознакомиться с особенностями воспитательного процесса дошкольного учреждения, с распорядком дня, меню ребенка на каждый день. Также в связи с новыми правилами, вступившими в силу вместе с новым законом об образовании, мать и отец могут забрать чадо из сада на протяжении дня, активно участвовать в жизни развивающего дошкольного учреждения.

Работа по правам ребёнка в детском саду

Долганова Елена Владимировна, воспитатель
1-й квал.категории МДОУ д/с №1 п. Новозавидовский
Конаковского района Тверской области

Одним из важнейших направлений сотрудничества детского сада и родителей является предупреждение нарушений прав ребенка в семье.

В периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции о правах ребенка сказано, что быстрая трансформация общественного устройства в сочетании с экономическим кризисом обусловила появление широких слоев населения, испытывающих трудности в адаптации к новым социально-экономическим условиям, что в значительной части случаев ведет к дезорганизации семьи, росту насилия в семье, в том числе и в отношении детей, расширению масштабов девиантного поведения.

Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

  • защиту его от всех форм жестокого обращения;
  • права на охрану здоровья;
  • защиту его права на образование;
  • права на игру;
  • Права на сохранение своей индивидуальности.

В ДОУ нужно вести правовое просвещение родителей, выявлять группы семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка.

Нарушения прав ребенка в семьях чаще всего связаны с применением унижающих его достоинство и наносящих ему физический ущерб наказаний, в том числе телесных.

Если проанализировать юридическую грамотность родителей детей дошкольного возраста, получается, что лишение свободы движения, которое относится к базовым физическим потребностям ребенка, большинством родителей не воспринимается как нарушение его прав; только некоторые родители считают, что, оставляя ребенка на несколько часов, уходя из дома по делам, они нарушают тем самым его права.

Вместе с тем, согласно ст. 156 УК РФ, запирание ребенка одного на длительное время можно квалифицировать как неисполнение родителями обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Большинство родителей справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Но все же допускают по попе и даже использование ремня.

Многие родители понимают, что унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Ожидаемые последствия — неуверенность в себе, формирование комплекса неполноценности, неудачи во взрослой жизни, занижение самооценки, подавление личности; родители опасаются, что ребенок вырастет озлобленным, в нем проявятся замкнутость, трусость или садизм. Некоторые справедливо полагают, что такое обращение приведет к нарушению взаимоотношений ребенка с взрослыми — к неуважению унижающего, потере доверия.

Таким образом, основной вред, который наносит ребенку унижение его достоинства, большинство родителей видят в психологической травме. То есть, родители знают, какими последствиями чревато для ребенка унижение его достоинства. Но, к сожалению, большая часть родителей полностью поддерживает применение телесных наказаний, или считает их допустимыми в отдельных случаях. Но только малая часть телесные и иные унижающие ребенка наказания не приемлет ни при каких обстоятельствах. Они отдают предпочтение разъяснительной работе с детьми на основе взаимного уважения. Итак, даже в обычной семье нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — распространенное явление. Но почему же родители прибегают к всякого рода наказаниям? Наверное, так происходит потому, что:

— с ними аналогично поступали в их собственном детстве;

— родители не знают альтернативных методов воздействия;

— не воспринимают собственное поведение как травмирующее психику ребенка.

Бесконечные приказания, угрозы, предупреждения, нотации, обзывания — все эти формы отражают отношение к ребенку всего лишь как к объекту воспитания. Методы субъективного отношения — доброжелательная критика, советы, утешение, обращение указания в шутку, выражение обиды — именно эти формы регулирования отношений можно рекомендовать родителям.

Практика, а также многочисленные исследования показывают, что дети, чьи права в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они не организованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и с взрослыми.

Часто права детей нарушаются в семьях, живущих в тесноте. Излишняя скученность порождает большую нервозность у всех членов семьи.

Низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и индивидуальное развитие его способностей. К тем же результатам приводит и невысокий образовательный статус родителей. Отсутствие отца — источника уверенности и авторитета, создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера как агрессивность по отношению к взрослым, недисциплинированность, асоциальность. А это, в свою очередь, может провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком.

Также средний интеллектуальный уровень снижается при увеличении числа детей в семье. Хотя члены больших семей обычно внимательнее друг к другу, сплоченнее, заметнее ориентированы на семейные ценности, тем не менее, отношение родителей к детям становится более однообразным, мало учитываются их индивидуальные потребности и различия между ними. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Взаимодействие с семьей имеет очень большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника — жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности. Сотрудничество с семьей предполагает решение задач оказания помощи родителям через индивидуальные и фронтальные занятия, используя традиционные и нетрадиционные формы, активизируя и обогащая воспитательные умения родителей. Индивидуальные формы (беседы, консультации, приобщение родителей к жизни в детском саду) важны для оказания помощи семьям разного типа, помогают выявить потребности родителей, заинтересовывают родителей в предстоящей фронтальной работе, в получении необходимой помощи у специалистов и т. д. Наиболее распространенными в сотрудничестве с семьей являются беседы. Беседа является наиболее благополучной и результативной возможностью воспитателя убедить родителей в особенности своей педагогической позиции. Каждая беседа индивидуальна, она зависит от конкретных людей, от конкретных ситуаций.

— традиционные родительские собрания, на которых обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы;

— семинары-практикумы формируют педагогическую рефлексию и позицию;

— занятия тренингового характера, основная цель — помочь родителям правильно строить общение и совместную деятельность с ребенком;

— вечера вопросов и ответов;

— заседания круглого стола;

— проведение совместных праздников, на которых родители не пассивные зрители, а активные участники: готовят номера, выступают вместе с детьми.

Нетрадиционные формы построены по типу развлекательных программ, направленные на привлечение внимания родителей к детскому саду, на установление неформальных контактов. Родители могут лучше узнать своего ребенка. Эти формы сокращают эмоциональную дистанцию («Поле чудес», КВН, конкурсы знатоков, педагогический случай, «Папа, мама, я — спортивная семья» и т. д.). В системе работы педагогов важно использовать все формы работы, при этом главное — содержательная сторона, а не увлечение увлекательностью. Выбор форм работы с каждой семьей зависит от профессионализма, компетентности и индивидуальности воспитателя и родителей, и принадлежит самому педагогу, с одной стороны, а также зависит от потребностей и желаний родителей, с другой.

В приведенной ниже таблице предлагается вариант распределения функций между разными специалистами и службами образовательного учреждения в работе по защите прав ребенка в семье.

Соблюдение и защита прав детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи

“… Только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его гуманность и складывается его будущее”. (Джеймс Грант)

Мы выполняем своеобразный социальный заказ: нам поручено воспитать работоспособное поколение, которое хочет и может стать состоятельными людьми в цивилизованном государстве. Нельзя не считаться с тем, что мы живем в условиях открытого общества, интегрированного в мировую культуру, экономику, хозяйство, поэтому наши воспитанники должны не просто адаптироваться к изменившимся условиям жизни, но активно включаться в сам процесс социально-экономических преобразований. С нашей помощью им предстоит вернуть не только экономическое, но и моральное достоинство стране, т.к. ничего не может быть страшнее нравственного обнищания общества. Именно поэтому особую тревогу вызывает духовно-нравственное неблагополучие детей.

В современных условиях ДОУ приходится зачастую вступать в противоборство с окружающей средой, защищая интересы ребенка. И так часто, к сожалению, представителями этой агрессивной среды становятся самые близкие люди — родители.

Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родителя обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее целиком зависят от мира на Земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту.

К счастью, человечество не осталось равнодушным к проблемам детей, и в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка.

Семья — это основа любого государства, а дети ее будущее. И поэтому как мы относимся к этой самой незащищенной части населения, можно судить о нравственном здоровье общества. Конвенция о правах ребенка четко определила, что каждый ребенок имеет право на жизнь, имя, гражданство, право жить и воспитываться в семье (родной или приемной), знать своих родителей. Следуя духу Конвенции и ст. 54 Семейного кодекса РФ, родители обязаны создать условия для его полноценного физического, умственного и духовного развития.

В последние годы в силу объективных и субъективных причин в семье произошли существенные изменения. Сегодня семья, к сожалению, перестает быть защитником, нравственным ориентиром, в ней утрачивается отношение к детям. Материнская любовь, самое могучее и бескорыстное из всех чувств, доступных человеческому сердцу, покидает души некоторых женщин. В какой еще стране столько бросают детей, столько лишают прав родителей, которые забыли о своей великой миссии, возложенной на них природой: не только дать жизнь новому человеку, но и воспитать из него достойного гражданина своей страны?!

Рассматривая систему образования и систему прав ребенка, есть основания говорить о взаимном влиянии и развитии этих двух систем. Система дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение — это то место, где ребенок проводит основную часть своего времени и именно здесь он может быть ущемлен в своих правах в наибольшей степени. Однако именно в рамках системы дошкольного образования и может быть создан механизм, объединяющий усилия раз личных государственных структур, занимающихся проблемами защиты прав детей.

Особое внимание уделено проблеме соблюдения и защите прав и интересов детей в дошкольных образовательных учреждениях города Салавата.

Социальная картина по городу Салавату такова:

В г. Салавате 34 076 детского населения, из них 10717 детей дошкольного возраста. В 2003 году родилось 1578 детей, а в 2004 году на 64 ребенка меньше. Увеличивается число внебрачных детей в г. Салавате 327 многодетных семей, в них воспитывается 1269 детей, из них 607 детей дошкольного возраста. 193 неблагополучных семей, из них 63 семьи, дети которых посещают детский сад.

В городе функционируют 45 дошкольных образовательных учреждений с контингентом воспитанников 6650 человек. 2740 детей от 1 до 7 лет не посещают дошкольное образовательное учреждение, что составляет 29 %.

Продолжает рост численности детей, оставшихся без попечения родителей. Ежегодно в городе выявляются более 100 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете в отделе опеки состоят 685 детей, из них 398 детей находятся под опекой и попечительством; 206 детей — на усыновлении; 27 детей — в детском доме “Росточек”, 54 человека – в сиротских группах при школе – интернат.

Специалистами проводится определенная работа по управлению деятельностью по охране прав несовершеннолетних. Сегодня в обществе активно обсуждается проблема нарушения прав детей.

Основные направления работы по реализации прав ребенка в дошкольном образовательном учреждении

Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей – одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: социально-правовом и психолого-педагогическом.

Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и других детских учреждений.

Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в образовательном учреждении.

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы”, – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:

1924 год – в рамках лиги Наций принята Женевская декларация прав ребенка.

1948 год – Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав человека, которая провозгласила, что дети имеют особое право на защиту и помощь.

1959 год – Декларация прав ребенка.

1989 год – Конвенция о правах ребенка.

1990 год – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В 1990 г. наша страна ратифицировала важнейший международный документ – Конвенцию о правах ребенка, в которой впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка – правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.

Реализация прав ребенка включает:

— защиту его от всех форм жестокого обращения,

— права на охрану здоровья,

— защиту его права на образование,

— права на сохранение своей индивидуальности.

В чем причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Учитывая особую важность проблемы защиты прав детей, педагоги детского сада № 49 определили задачу создания системы работы по защите прав ребенка в саду как приоритетную.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне детского сада, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психолога.

Молодеет возраст родителей, которые злоупотребляют спиртными напитками, если еще пять лет назад лишали родителей родительских прав в отношении детей, возраст которых достигал 10 лет и более, то в последние годы из общего количества лишенных родителей родительских прав составляют 1/3 часть матерей, дети которых дошкольного возраста.

За последние 5 лет количество семей группы социального риска увеличились почти на 15 %. Число одиноких матерей вырос, в ДОУ их составляет 3,3 %. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: изменение типа взаимоотношений взрослых и детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, они сами дезориентированы. На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы.

Если проследить динамику случаев лишения родительских прав в нашем городе, то картина будет безрадостной.

2003 г. — 33 родителя было лишено родительских прав в отношении 47 детей;

2004 г — 49 родителей было лишено родительских прав в отношении 61 ребенка; из них 15 детей дошкольного возраста.

2005 г — 47 родителей было лишено родительских прав в отношении 65 детей.

2006 г — 48 родителей было лишено родительских прав в отношении 75 детей.

87 родителей были подвергнуты мерам административного воздействия за злостное неисполнение своих обязанностей по воспитанию и обучению детей. В 2004 году был один случай привлечения родителя к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.

Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте.

Основной причиной детского сиротства является алкоголизм родителей, а отсюда жестокое отношение к детям в семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Ежегодно в городе Салавате более 30 детей отбирается из неблагополучных семей, в которых родители злоупотребляют спиртным, через лишение родительских прав. А сколько их еще продолжает жить в таких условиях?

За 10 лет своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.

Благодаря своевременному выявлению неблагополучных семей, постановки их на учет и профилактической работе с этими семьями со стороны образовательных учреждений, дети своевременно изолируются от пагубного влияния таких родителей.

Нет на земле большего горя, чем сиротство. И тем оно страшней, что ребенок беззащитен перед ним. Горе всегда с ним. Оно может быть облегчено, но никто на свете не заменит мать и отца. Никто на свете не объяснит ребенку, без вины виноватому, за что же он так жестоко наказан, почему ему некому сказать самое проникновенное слово: “Мама!”.

В последние годы участились случаи, когда детей разных возрастов от новорожденного и до 5 летнего возраста оставляют в подъездах домов, на берегу реки Белой и у малознакомых людей и забывают о них.

Что происходит с нашими семьями, с нами, взрослыми? Очень много вопросов, на которые пока нет ответов.

Отказ матери от своего ребенка . несколько лет назад такие факты были единичными, хотя подобные действия родителей известны с незапамятных времен. Нельзя сказать, что среди тех, кто отказался от новорожденных, только юные матери, но чаще всего они. Причина одна — бытовая неустойчивость, такое заявляют матери-кукушки. А, на мой взгляд, это просто женское бездушие и черствость.

Сегодня мир вступил в XXI век. Однако проблема защиты прав и интересов детей приобретает еще большую остроту и актуальность.

II. Практическая часть.

Родители по очереди зачитывают вопросы, отвечают. После ответа на вопрос педагог предлагает дополнить его ответ желающим.

Вопрос. Как записывается фамилия, имя и отчество ребенка при государственной регистрации ребенка?

Ответ. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца. Фамилия ребенку определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия по соглашению отца и матери, а при отсутствии соглашения относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия решаются органом опеки и попечительства.

Вопрос. Как определяются сведения о родителях при рождении ребенка?

Ответ. Отец и мать, состоящие в браке между собой, записываются родителями в записи акта о рождении ребенка по заявлению любого из них.

Запись о матери ребенка, родившегося у родителей, не состоящих в браке между собой, при регистрации ребенка производится по заявлению матери, а запись об отце ребенка — по совместному заявлению отца и матери или по заявлению отца ребенка, или по решению суда. При отсутствии совместного заявления родителей или при отсутствии решения суда об установлении отцовства фамилия отца ребенка в книге записей рождений записывается по фамилии матери, имя и отчество ребенка — по ее указанию (статьи 17, 18 закона РФ “Об актах гражданского состояния”).

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы ребенка, зафиксированные в Конвенции.

Ответ.В Конвенции изложены следующие гражданские права и свободы ребенка на:

  1. Имя и гражданство, а также насколько это возможно знать своих родителей и на их заботу.
  2. Индивидуальность, включая гражданство, имя и семейные связи.
  3. Свободу выражения своего мнения.
  4. Свободу мысли, совести и религии.
  5. Свободу ассоциаций и собраний.
  6. На защиту личной жизни.
  7. Информацию.
  8. Не быть подвергнутым пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Вопрос. Имеются ли ограничения, изложенные в Конвенции, на право ребенка: свободно выражать свое мнение; свободу мысли, совести и религии; свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

Ответ. Ограничения на эти права ребенка предусмотрены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и защиты населения или защиты основных прав или свобод других лиц.

Вопрос. Назовите гражданские права и свободы человека и ребенка, изложенные в Конституции Российской Федерации.

Ответ. Основные гражданские права человека и ребенка, зафиксированные в Конституции Российской Федерации, включают право каждого на гражданство, свободное выражение своего мнения, свободу мысли, совести, вероисповедания, свободу объединений и мирных собраний, неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, доступ к информации, не быть подвергнутым пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Вопрос. В каких законодательных документах конкретизированы конституционные нормы в отношении ребенка?

Ответ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах “Об общественных объединениях”, “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”, Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации и других нормативных актах.

Решить эту сложную проблему мы сможем только благодаря совместной работе всех заинтересованных структур. Наша главная задача -создать систему по профилактике и предупреждению процессов разрушения семьи, работать не только с неблагополучными, но и со здоровыми семьями. Наша задача — воспитывать будущих матерей и отцов.