Приостановление лицензии на медицинскую деятельность

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф04-4354/13 по делу N А75-9583/2012 (ключевые темы: медицинская деятельность — стоматология — лицензиат — медицинские учреждения — аннулирование лицензии)

Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2013 г. N Ф04-4354/13 по делу N А75-9583/2012

25 сентября 2013 г.

Дело N А75-9583/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2013 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 25 сентября 2013 года.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Григорьева Д.В.

судей Новоселова В.И.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Улыбка» на решение от 04.02.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Членова Л.А.) и постановление от 11.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-9583/2012 по заявлению службы по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (628012, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Карла Маркса, 30, ИНН 8601004325, ОГРН 1028600507968) к обществу с ограниченной ответственностью «Улыбка» (628309, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нефтеюганск, 1-й микрорайон, 29, 61, ИНН 8604027480, ОГРН 1028601264009) об аннулировании лицензии.

служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — служба, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности от 20.12.2010 N ЛО-86-01-000715, выданной обществу с ограниченной ответственностью «Улыбка» (далее — ООО «Улыбка», общество).

Решением от 04.02.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, оставленным без изменения постановлением от 11.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования службы удовлетворены.

В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт.

Основанием к отмене указывает на то, что обществом для устранения выявленных нарушений был издан приказ об увольнении Курбанова А.М., имеющего высшее медицинское образование и назначение на должность заведующего стоматологией Бархисова С.М., имеющего высшее медицинское образование по специальности «Стоматология терапевтическая». Кроме того по приказу директора 06.06.2013 на работу по специальности «организация здравоохранения и общественного здоровья» была принята Трояновская Л.Н.

Обращает внимание, что Курбанов А.М. имеет квалификацию «стоматология общей практики», которая включает в себя терапевтическую, ортопедическую и хирургическую помощь.

В отзыве на кассационную жалобу заявитель просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности решения и постановления с учётом тех документов, которые имелись у суда первой инстанции или апелляционного суда на момент принятия судебных актов, и не принимает дополнительных доказательств, связи с чем дополнительные документы не могут быть предметом исследования в суде кассационной инстанции и подлежат возврату.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274 , 284 , 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.

Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании приказа руководителя службы от 10.07.2012 N 360-К в период с 12.07.2012 по 20.07.2012 заявителем была проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения ООО «Улыбка» лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности.

В ходе данной проверки были выявлены нарушения: пункта 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании), подпунктов «д», «ж» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее — Положение), выразившиеся в том, что в общество на должность врача-стоматолога принят специалист — Мамаев З.О., имеющий среднее профессиональное образование по специальности «стоматология» и не соответствующий квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту, занимаемому должность врача-стоматолога и имеющему должностные обязанности, определённые приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 17.07.2012 N 29/12-К по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), материалы проверки направлены в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.

Вступившим в законную силу решением от 21.09.2012 по делу N А75-6049/2012 общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде приостановления медицинской деятельности, осуществляемой на основании лицензии от 20.12.2010 N ЛО-86-01-000715, на срок 60 суток.

Обществу выдано предписание от 17.07.2012 об устранении нарушений лицензионных требований, согласно которому ему предписывалось в срок до 17.09.2012:

— отстранить Мамаева З.О. от должности врача-стоматолога в связи с отсутствием профессионального медицинского образования (отсутствует диплом об окончании высшего медицинского учебного заведения) в соответствии с требованиями подпунктов «д» и «ж» пункта 4 Положения;

— отстранить от должности главного врача или провести профессиональную подготовку главного врача по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» в соответствие с требованиями подпунктов «в», «г» пункта 4 Положения;

— принять на должность врача-стоматолога специалиста, имеющего высшее медицинское образование и соответствующего квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» по специальности «стоматология терапевтическая», а также квалификационным характеристикам должностей работников в сфере здравоохранения, утверждённым приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»;

— при невозможности принять в медицинскую организацию врача-стоматолога оформить лицензию на медицинскую деятельность по работам и услугам «доврачебная помощь по специальности стоматология»;

— организовать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности, в том числе, организовать врачебную комиссию с целью соблюдения подпункта «а» пункта 5 Положения;

— медицинскую деятельность организовать в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 07.12.2011 N 1496н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях».

Поскольку в период приостановления деятельности и до его истечения в лицензирующий орган от общества не поступило уведомление об устранении нарушений лицензионных требований, на основании приказа от 13.11.2012 N 572-к проведена внеплановая выездная проверка устранения нарушений, повлёкших приостановление действия лицензии и исполнения предписания.

В ходе данной проверки установлено, что грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности, повлёкшие административное приостановление деятельности общества, не устранены, что зафиксировано в акте проверки от 20.11.2012.

В связи с неустранением обществом в установленный срок грубых нарушений лицензионных требований, служба обратилась арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды с учётом приостановления медицинской деятельности осуществляемой обществом на основании лицензии от 20.12.2010 N ЛО-86-01-000715, исходили из недоказанности им устранения грубых нарушений лицензионных требований.

При этом судами указано, что согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, «Стоматология общей практики» и «Стоматология терапевтическая» являются различными видами медицинских услуг, на основании чего общество не имеет право осуществлять медицинскую деятельность по виду услуг «Стоматология общей практики».

Также отмечено, что согласно подпункту «в» пункта 4 Положения Курбанов А.М., как заведующий стоматологией, помимо высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, должен получить дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Выводы судебных инстанций соответствуют закону и материалам дела.

Статьёй 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории Российской Федерации только при наличии лицензии.

Согласно пункту 9 статьи 20 Закона о лицензировании по истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлён в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлёкшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

В соответствии с пунктом 1 Положения, настоящее положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Согласно пункту 4 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются, в том числе, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (подпункт «в»); наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования (подпункт «г»); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) — подпункт «д»; соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (подпункт «ж»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Согласно пункту 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечёт за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлёкшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Из данных норм следует, что обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии должна предшествовать процедура приостановления лицензирующим органом действия лицензии, при этом лицензиату должна быть предоставлена возможность устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий, послуживших основанием приостановления лицензии.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ , а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечён к административной ответственности, уже понёс наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.

Судами установлено, что обществом при осуществлении медицинской деятельности допущены нарушения подпунктов «в», «г», «д», «ж» пункта 4, подпункта «б» пункта 5 Положения.

Обществом в материалы дела не представлено доказательств устранения грубых нарушений лицензионных требований.

Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьёй 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учётом того, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суды пришли к обоснованному выводу об аннулировании выданной обществу лицензии.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, которым дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.

С учётом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 , статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

решение от 04.02.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и постановление от 11.06.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-9583/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Решение от 14 марта 2016 г. по делу № А72-243/2016

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск Дело №А72-243/2016

Резолютивная часть решения объявлена 03.03.2016

Решение в полном объеме изготовлено 14.03.2016

Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Корастелева В.А.,

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем А.М.Герусом,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Министерства здравоохранения Ульяновской области (ОГРН 1027301185570, ИНН 7325000951)

к обществу с ограниченной ответственностью «Эльмада» (ОГРН 1127325004421, ИНН 7325114451)

об аннулировании лицензии на осуществлении медицинской деятельности

при участии представителей:

От заявителя – Мажухина О.Ю., доверенность №12 от 13.01.2016, выдана сроком до 31.12.2016, паспорт.

От ответчика – не явились, уведомлены.

Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, просит аннулировать лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000993, выданную Министерством здравоохранения Ульяновской области 13.11.2013 ООО «ЭЛЬМАДА».

Представитель заявителя предъявленные требования поддержал в полном объеме.

Ответчик, уведомленный о времени и месте разбирательства дела надлежащим образом, в заседание суда не явился, истребованные судом документы, отзыв на заявление не представить, ходатайств не заявил.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав представителя заявителя, суд пришел к следующим выводам.

Общество с ограниченной ответственностью «ЭЛЬМАДА» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000993, выданную Министерством здравоохранения Ульяновской области 13.11.2013.

В период с 16.04.2015 по 06.05.2015 на основании поступившей жалобы, в отношении ООО «ЭЛЬМАДА» проводилась внеплановая документарная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, составлен акт проверки №01-311 от 06.05.2015, составлен протокол об административном правонарушении №221 от 06.05.2015 в отношении ООО «ЭЛЬМАДА» и протокол №222 от 06.05.2015 в отношении генерального директора ООО «ЭЛЬМАДА» Любушкина А.Ю. по факту совершения административных правонарушений, предусмотренных ч.3,4 ст. Раздел II. Особенная часть > Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций > Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)’ target=’_blank’>14.1 КоАП РФ. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30.06.2015 (дело №А72-7211/2015), общество привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 70 000 руб., постановлением мирового судьи Ленинского судебного района г. Ульяновска от 02.06.2015 (дело №5-260/15) генеральный директор Любушкин А.Ю. привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в сумме 4000 руб. Выдано предписание от 06.05.2015 о необходимости устранить выявленные нарушения в срок до 03.08.2015.

В период с 04.08.2015 по 31.08.2015 проводилась внеплановая выездная проверка устранения ранее выявленных нарушений в ООО «ЭЛЬМАДА» по адресу: 432071, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Карла Маркса, д. 13А, корп.2. В результате проверки был составлен акт от 31.08.2015 №01-334/с с выводами о неустранении ранее выявленных нарушений, протокол от 31.08.2015№232 по факту нарушений, предусмотренных ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Постановлением Мирового судьи судебного участка №4 Ленинского района г. Ульяновска №5-437/2015 от 01.10.2015 ООО «Эльмада» было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа. Выдано повторное предписание об устранении ранее выявленных нарушений в срок до 16.11.2015 (включительно). В соответствии с требованием п. 1 ч.1 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Министерством здравоохранения Ульяновской области было издано распоряжение от 19.10.2015 №2756-р «О приостановлении действия лицензии на осуществление медицинской деятельности» в отношении ООО «Эльмада» до 16.11.2015.

На основании распоряжения Министерства здравоохранения Ульяновской области от 11.11.2015 №3059-р была проведена внеплановая проверка выполнения повторного предписания от 31.08.2015.

В ходе проверки установлено следующее:

Распоряжение Министерства здравоохранения Ульяновской области от 19.10.2015 №2756-р «О приостановлении действия лицензии на осуществление медицинской деятельности» ООО «ЭЛЬМАДА» исполнено не было, оказание медицинских услуг не было приостановлено с 27.10.2015 до 16.11.2015, что подтверждается информацией о клиентах, представленной генеральным директором Общества, копией книги жалоб и предложений ООО «ЭЛЬМАДА», копией договора от 05.10.2015 №УК С/881 на оказание косметических услуг, договора от 12.09.2015 №УК С/764 на оказание косметических услуг.

Нарушения, выявленные при ранее проведенных проверках, зафиксированные в акте от 31.08.2015 №01-334/с, не устранены, вновь выданное предписание от 31.08.2015 не исполнено:

— Представлены приказы от 01.09.2015 №№ 78, 79 об увольнении медицинского персонала Общества, однако медицинская деятельность продолжает осуществляться, медицинские услуги оказывают сотрудники, не имеющие медицинского образования, что подтверждается записями в Книге жалоб и предложений ООО «ЭЛЬМАДА» от 27.10.2015; заявлением от 08.11.2015; заявлением от 13.11.2015; копией договора от 05.10.2015 №УК С/881 на оказание косметических услуг, договора от 12.09.2015 №УК С/764 на оказание косметических услуг. Перечень оказываемых услуг в соответствии с п. 1.1 данных договоров указывается в спецификации. Однако, спецификация содержит отсылочное указание на «Сертификат Совершенство». Соответствующие сертификаты, позволяющие детализировать предмет данных договоров, неоднократно запрашивались (в том числе письменно) у генерального директора А.А.Фондорко. Запрашиваемые документы не были представлены в установленный срок. Кроме того, руководством общества был высказан категорический отказ в предоставлении данных документов. Данное неповиновение законному требованию уполномоченных должностных лиц затрудняет вывод об объеме и качестве оказанных в рамках данных договоров медицинских (косметических) услуг и затрудняет достижение целей и задач проверки.

— Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не организован. Документов, подтверждающих осуществление указанного контроля, не представлено.

— Заместитель руководителя медицинской организации, ответственный за осуществление медицинской деятельности, отсутствует.

— Штатное расписание, приведенное в соответствие с работами (услугами), разрешенными лицензией на осуществление медицинской деятельности, не представлено.

— Выводы о работоспособности и пригодности оборудования, используемого при осуществлении медицинской деятельности, состоящего на балансе организации, не представлены.

— Данные о периодическом метрологическом контроле оборудования отсутствуют.

— Препараты, хранившиеся с нарушением условий хранения (акт от 31.08.2015 №01-334/с) не утилизированы, договор с организацией, имеющей разрешение на утилизацию лекарственных препаратов не представлен, карантинная зона не выделена.

— Журналы учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, не ведутся (осуществляется хранение спирта этилового, раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 70%, калия перманганата, порошка для приготовления раствора для местного и наружного применения, в количестве 1 флакон, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учёту).

— Договоры на оказание платных медицинских услуг с пациентами не заключаются. В целях установления факта заполнения медицинской документации и заключения договоров на оказание платных медицинских услуг с пациентами были запрошены копии документов, оформленных по факту обращения и получения услуг Кувайцевой Т.Н. (посещение 11.11.2015), Петровой Н.П. (посещение 12.11.2015), Замалетдиновой Г.З. (посещение 15.11.2015), Муравьевой Н.В. (посещение 16.11.2015), факт посещения которых отражен в записях, представленных генеральным директором общества. Вопреки требованию Министерства здравоохранения Ульяновской области данные документы также представлены не были. Данное неповиновение законному требованию уполномоченных должностных лиц затрудняет вывод об объеме и качестве оказанных в рамках данных договоров медицинских услуг и также препятствует достижению целей и задач проверки.

— Оборудование, необходимое для оказания услуг по профилю «косметология» (лампа бестеневая с увеличительной лупой (3 шт.), устройство ультразвуковой очистки и дезинфекции инструментов и изделий (ванна) (2 шт.), стерилизатор воздушный, суховоздушный (2 шт.), аппарат для распаривания лица) отсутствует.

Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 15.12.2015 № 01-351/с.

Таким образом, установлено, что ранее выявленные нарушения не устранены. Кроме того, в ходе проверки имело место неповиновение законным требованиям уполномоченных должностных лиц, выразившееся в непредставлении части запрашиваемых документов.

В соответствии с п.11 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в случае, если в установленный лицензирующим органом срок исполнения вновь выданного предписания лицензиат не устранил грубое нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Статьей 2 Закона о лицензировании предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется, в том числе, для предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

На основании пункта 46 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории Российской Федерации только при наличии лицензии.

Медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной) и иной медицинской помощи. Так, работы (услуги) по специальности «Косметология» в Положении о лицензировании медицинской деятельности включены в Перечень работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность.

Согласно пункту 9 статьи 20 Закона о лицензировании по истечении срока административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата лицензирующий орган должен быть уведомлен в письменной форме лицензиатом об устранении им грубого нарушения лицензионных требований, повлекшего за собой назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В соответствии с частью 12 статьи 20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

В соответствии с пунктом 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (далее – Положение), настоящее Положение определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково».

Согласно пункту 4 Положения, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее — лицензия), являются, в том числе, наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, — высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» (подпункт «в»); наличие у лиц, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет — при наличии высшего медицинского образования; не менее 3 лет — при наличии среднего медицинского образования (подпункт «г»); наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием) — подпункт «д»; соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии — юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций (подпункт «ж»).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Согласно пункту 6 Положения осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона о лицензировании.

Из данных норм следует, что обращению в суд с заявлением об аннулировании лицензии должна предшествовать процедура приостановления лицензирующим органом действия лицензии, при этом лицензиату должна быть предоставлена возможность устранить выявленные нарушения лицензионных требований и условий, послуживших основанием приостановления лицензии.

Судом установлено, и подтверждается материалами дела, что обществом при осуществлении медицинской деятельности допущены нарушения подпунктов «в», «г», «е», «ж» пункта 4, подпункта «б», «в» пункта 5 Положения.

Обществом в материалы дела не представлено доказательств устранения грубых нарушений лицензионных требований.

В пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, однако допущенные им нарушения не устранил.

Исследовав обстоятельства дела, оценив в соответствии со статьей Раздел I. Общие положения > Глава 7. Доказательства и доказывание > Статья 71. Оценка доказательств’ target=’_blank’>71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, с учетом того, что применение в данном случае такой меры как аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности является необходимой мерой для защиты прав и законных интересов потребителей этих услуг, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований, которые, вследствие этого, подлежат удовлетворению.

Аналогичная правовая позиция приведена в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2013 по делу № А75-9583/2012

Требования заявителя удовлетворить.

Аннулировать лицензию на осуществление медицинской деятельности № ЛО-73-01-000993 от 13.11.2013, выданную Министерством здравоохранения Ульяновской области Обществу с ограниченной ответственностью «Эльмада».

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Эльмада» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 (шесть тысяч) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Ульяновской области.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке и в срок, установленные законом.

Имеет ли право Росздравнадзор отозвать лицензию на медицинскую деятельность без решения суда?

Отвечает юрист юридической компании «Дельта консалтинг» Дмитрий Щукин:

— Нормативной базой, регулирующей лицензирование медицинской деятельности, является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Именно он устанавливает субъектов, имеющих право на приостановление, возобновление или прекращение действия лицензии. Согласно части 1 статьи 20 данного закона приостановление лицензии может осуществлять только лицензирующий орган в строго оговоренных случаях, а именно:

1) привлечение лицензиата к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Прекращение действия лицензии или ее аннулирование может быть осуществлено только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии. Об этом говорит п.12 ст. 20 Федерального закона № 99-ФЗ.

Таким образом, Росздравнадзор или Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в административном порядке вправе приостановить действие лицензии на медицинскую деятельность.

Аннулировать лицензию возможно только в судебном порядке на основании заявления вышеуказанного органа.

Аннулирование медицинской лицензии

Статьи по теме

Лицензирование является одним из способов государственного регулирования некоторых видов деятельности. Медицинская деятельность и отдельные ее направления подлежат обязательному лицензированию, что защищает права пациента при оказании ему медпомощи.

В статье мы рассмотрим случаи, в которых происходит прекращение медицинской лицензии в форме ее временного приостановления или аннулирования, а также грубые нарушения медучреждений, которые могут стать причиной прекращения лицензии.

Приостановление медицинской лицензии

Лицензирующий орган может приостановить действие лицензии, выданной медучреждении. Это может случиться вследствие:

  • привлечения медучреждения к административной ответственности, если вовремя не были исполнены предписания об устранении нарушений, которые касаются соблюдения лицензионных требований;
  • назначения медучреждению административного наказания, а именно – административного приостановления медицинской деятельности за грубое нарушение требований лицензии.

  • возможность скачивать шаблоны документов
  • доступ к просмотру видеотренингов ведущих экспертов
  • доступ к журналам для главного врача и его заместителей

Активировать доступ

Какие нарушения могут стать причиной приостановления лицензии

В постановлении Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 года установлен следующий перечень грубых нарушений лицензионных требований.

1. Отсутствие необходимых помещений:

  • отсутствие у медучреждения строений, помещений, зданий и сооружений, необходимых для выполнения необходимых работ и услуг и отвечающих установленным требованиям;
  • отсутствие у медучреждения медицинского оборудования, приборов, инструментов и изделий, которые необходимы для оказания медицинских услуг;

2. Образование руководителей медучреждения:

  • отсутствие у руководителя медучреждения или его заместителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, у руководителей отделений медучреждения следующих документов:

— документа о высшем медицинском образовании или о дополнительном профессиональном образовании;

— сертификата специалиста установленной формы;

— документа о получении образования по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье»;

  • отсутствие у руководителя медучреждения, входящего в систему государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также у его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности следующих документов:

— документа о высшем медицинском образовании или о дополнительном профессиональном образовании;

— сертификата специалиста установленной формы;

— сертификата специалиста и документа о дополнительном профессиональном образовании по направлению «Социальная гигиена и организация государственной санитарно-эпидемиологической службы»;

  • отсутствие у руководителей отделений медучреждения высшего медицинского образования или дополнительного послевузовского образования, сертификата специалиста;
  • отсутствие у индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность:

— высшего медицинского образования, или послевузовского (дополнительного) образования, предусмотренного для специалистов с высшим медицинским или послевузовским образованием квалификационными требованиями;

— сертификата медицинского работника;

— среднее медицинское образование и сертификат специалиста, в случае, если предприниматель намерен осуществлять доврачебную медицинскую помощь.

3. Отсутствие необходимого стажа у руководителей медучреждений и их заместителей:

  • не менее 5 лет стажа по специальности, если у сотрудника высшее образование;
  • не менее 3 лет стажа по специальности, если сотрудник имеет среднее профессиональное образование.

4. Образование медперсонала. Грубым нарушением также считается отсутствие и медработников, которые заключили с медучреждением трудовые договоры, профессионального медицинского образования и сертификата специалиста, предусмотренного законом.

5. Техническое обслуживание. Расценивается как грубое нарушение и отсутствие у медучреждения заключенных трудовых договоров с сотрудниками, которые осуществляют техническое обслуживание медицинского оборудования, аппаратов, приборов и инструментов, а также отсутствие у этих специалистов необходимого профессионального образования.

К такому нарушению также приравнивается и заключение медучреждением договора со специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание медицинских изделий, если у этой организации отсутствует лицензия для ведения такой деятельности.

6. Нарушение штатного расписания и структуры медучреждения. Недопустимым считается грубое нарушение соискателем лицензии структуры и штатного расписания медучреждения, входящего в муниципальную или государственную систему здравоохранения, если это нарушает общие требования, установленные действующим законодательством.

7. Нарушение особых требований:

  • если деятельность юридического лица, которое намерено осуществлять работу по обращению донорской крови и ее компонентов в медицинских целях не соответствует требованиям, которые предусмотрены федеральным законодательством (ФЗ «О донорстве крови»);
  • если деятельность юридического лица, которое намерено осуществлять трансплантационную пересадку органов или тканей, не соответствует требованиям, которые предусмотрены федеральным законодательством (установлены в ФЗ «О трансплантации органов и тканей человека»);
  • если деятельность юридического лица, которое намерено осуществлять производство медико-социальной экспертизы не соответствует требованиям, которые установлены в ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
  • кроме того, деятельность любого медучреждения должна соответствовать и общим требованиям, установленным ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ».

8. Несоответствие юридического лица, который намерен осуществлять медицинскую деятельность требованиям, которые установлены ГК РФ в части соблюдения организационно-правовой формы юридических лиц.

9. Отсутствие в медучреждении организованного внутреннего контроля безопасности и качества медицинской деятельности, несоблюдение порядка реализации этого контроля или осуществление контрольных мероприятий не в полной мере.

10. Несоблюдение медучреждением установленных порядков оказания медицинской помощи.

Административный порядок приостановления медицинской лицензии

В том случае, если в отношении медучреждения было вынесено судебное решение о приостановлении медицинской деятельности, то ответственный лицензирующий орган в течение одних суток со дня вступления решения в законную силу должен его исполнить, т.е. лицензия приостанавливается на указанный судом срок.

Когда срок временного приостановления деятельности медучреждения истекает, оно должно уведомить лицензирующий орган о том, что препятствующие осуществлению деятельности нарушения устранены в полном объеме, и привести документы, подтверждающие это.

Также, в случае устранения нарушений до окончания срока действия наказания, медучреждение может направить ходатайство о досрочном прекращении административного наказания.

По окончании срока административного приостановления деятельности, лицензирующий орган должен проверить информацию, которая содержится в уведомлении лицензиата об устранении грубых нарушений, которые стали причиной приостановления лицензии.

Если в установленные судом сроки медицинское учреждение устранило все грубые нарушения, которые стали причиной приостановления лицензии, то ее действие возобновляется.

В этом случае установлены следующие сроки возобновления действия лицензии:

  • на следующий день после окончания срока административного наказания (приостановления медицинской деятельности);
  • на следующий день после досрочного снятия наказания;
  • на следующий день после того, как медучреждение исполнило повторное предписание контролирующего органа;
  • на следующий день после того, как стороны подписали акт проверки, который удостоверяет факт досрочного выполнения повторного предписания.

Аннулирование медицинской лицензии

Если в установленные судом сроки медучреждение не устранит грубые нарушения, которые стали причиной приостановления лицензии, то ответственный орган обращается в суд с заявлением о прекращении (аннулировании) лицензии медучреждения.

Если суд примет решение об аннулировании лицензии, то лицензиат обязан возвратить лицензию обратно в лицензирующий орган.

Все действия и решения лицензирующего органа впоследствии могут быть обжалованы в судебном порядке.

Добровольное аннулирование медицинской лицензии

По воле лицензиата аннулирование лицензии происходит в следующих случаях:

  • если лицензиат принял решение о приостановлении медицинской деятельности;
  • если индивидуальный предприниматель принял решение о прекращении медицинской деятельности;
  • если юридическое лицо приняло решение о полном прекращении медицинской деятельности или сменило профиль оказываемых услуг (прекращение деятельности происходит в соответствии с требованиями ГК РФ).

После принятия таких решений, медучреждение должно в течение 15 дней после фактического прекращения деятельности направить в лицензирующий орган извещение о прекращении медицинской деятельности (или ее вида).

Орган управления здравоохранением должен принять решение в течение 10 рабочих дней со дня получения всех документов (заявления лицензиата, а также иных документов, которые удостоверяют факт окончания деятельности юридического лица или физического лица).