Приобретение права собственности в порядке приватизации

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Приобретение права собственности в порядке приватизации

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации на служебную квартиру

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд г. Омска в составе:
председательствующего судьи Л.В. Авдеевой
при секретаре судебного заседания О.В. Матвеевой
рассмотрев в открытом судебном заседании городе Омске 26 марта 2009 года
гражданское дело по иску Выдрина Андрея Владимировича, Выдриной Ольги Валерьевны к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска, Департаменту жилищной политики Администрации города Омска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации жилищного фонда,

Выдрин А.В., Выдрина О.В., действующие за себя и несовершеннолетнюю дочь Выдрину Д.А. обратились в суд с иском к ответчикам о признании за ними права собственности в равных долях на жилое помещение, расположенное в г.Омске по ул. Шакурова, д. 9 кв. 65 в порядке приватизации жилищного фонда.

В обоснование своих требований указали, что на основании ордера на данное жилое помещение №1910 от 27.06.1995 года им было предоставлено для проживания жилое помещение — двухкомнатная квартира общей площадью 52,5 кв.м, расположенная по адресу: г.Омск ул.Шакурова, д.9 кв.65. Квартира предоставлялась ГП Омское отделение Западно-Сибирской железной дороги на основании Постановления Администрации Ленинского АО г.Омска №855 от 21.06.1995 года. В ордере на жилое помещение указано, что квартира служебная. В настоящее время они зарегистрированы в квартире. Согласно выписке из реестра муниципального имущества г.Омска, квартира была передана в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 года №245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность города Омска». По вопросу приватизации квартиры они обращались в Департамент имущественных отношений Администрации г.Омска, но им было отказано с указанием на возможность приватизации жилого помещения после исключения его из специализированного жилого фонда. Считают, что они имеют право на приобретение в собственность в порядке приватизации спорной квартиры, поскольку служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него. Полагают, что данное жилое помещение не является служебным, поскольку в настоящее время не используется как служебное и не может в будущем использоваться в качестве служебного, так как они не могут быть выселены из квартиры. Кроме того, с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной и к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма. Право бесплатной приватизации жилого помещения они не использовали, в связи с чем просят признать за ними право собственности в равных долях на жилое помещение, расположенное в г.Омске по ул. Шакурова, д.9 кв.65 в порядке приватизации жилищного фонда.

Истцы Выдрин А.В. и Выдрина О.В. в судебное заседание не явились, представили заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования поддержали.

Представитель Выдрина А.В. — Отрохова О.Б., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала требования в полном объеме, по аналогичным основаниям.

Представители Администрации города Омска, Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, Департамента жилищной политики Администрации города Омска в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, о чем имеются расписки в материалах дела.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Жилые помещения передаются в общую собственность (совместную или долевую) либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В судебном заседании установлено, что на основании ордера на жилое помещение №1910 от 27.06.1995 году ГП Омским отделением Западно-Сибирской железной дороги на основании Постановления Администрации Ленинского АО г.Омска №855 от 21.06.1995 года Выдрину А.В. и членам его семьи предоставлено для проживания жилое помещение — двухкомнатная квартира общей площадью 52,5 кв.м, расположенная по адресу: г.Омск ул.Шакурова, дом 9 кв. 65 (л.д.13). В данном ордере указано, что жилое помещение является служебным.

Из копии лицевого счета на квартиру №65 в доме №9 по ул. Шакурова в г.Омске (л.д.12) следует, что в квартире зарегистрированы: Выдрин А.В. — наниматель, супруга — Выдрина О.В., дочь — Выдрина Д.А., 16.07.1994 года рождения.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г.Омска от 29.01.2009 года (л.д.17) квартира №65, находящаяся в жилом доме, расположенном по адресу: улица Шакурова, дом 9, передана в муниципальную собственность на основании Решения малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 года №245 «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность города Омска». Объект включен в состав муниципальной казны города Омска.

Из справок Государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» (л.д.7) видно, что истцы не использовали право бесплатной приватизации жилого помещения в городе Омске.

В материалах дела имеется ответ Департамента имущественных отношений Администрации города Омска №10/4024 от 10.02.2009 года (л.д.16) из которого видно, что разрешить приватизацию квартиры №65 дома №9 по ул.Шакурова в г.Омске не представляется возможным в связи с тем, что в соответствии с лицевым счетом указанное жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда. Согласно Закону РФ от 04.07.1991 года № 1541 -1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация помещений специализированного жилищного фонда запрещена. В соответствии со ст. 92 ЖК РФ жилое помещение необходимо исключить из специализированного фонда на основании решений органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Статьей 101 ЖК РСФСР, действующей на момент предоставления жилого помещения истцам, определено назначение служебных жилых помещений условиями трудовой деятельности, а именно работники, в связи с характером трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, что позволяет суду сделать вывод о том, что служебные жилые помещения предоставлялись только на период работы определенным категориям работников, которые в связи со спецификой их работы должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Из Постановления Конституционного Суда РФ №13-П от 24.10.2000г. следует, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.

Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.12.1999 года, суды, не ограничиваясь лишь формальным подтверждением целевого назначения жилого помещения, должны проверять факты, обосновывающие в каждом случае распространение на него особо правового режима, исходя из практики и перспектив целевого использования данного помещения, включения его в соответствующую производственную и социальную инфраструктуру и т.п.. Без исследования таких обстоятельств не может быть обеспечена реальная, гарантируемая статьей 46 Конституции РФ судебная защита прав граждан, в том числе права на приватизацию жилого помещения.

Как установлено в судебном заседании, в настоящее время квартира №65 дома №9 по ул.Шакурова в г.Омске не используется как служебная, а кроме того, не может в будущем использоваться в качестве служебной, так как истцы не могут быть выселены из нее.

В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ » к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.

В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

В жилищном законодательстве, в том числе в ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» отсутствуют нормы, регламентирующие последствия передачи служебных жилых помещений, закрепленных за государственным или муниципальным предприятиями либо учреждениями, в ведение органов местного самоуправления. Учитывая отсутствие нормы, прямо регулирующей такие отношения, необходимо применить аналогию закона и положения ст.7 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что с момента передачи дома в муниципальную собственность, спорная квартира, находящаяся в указанном доме, утратила статус служебной, к ней применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма и решений муниципальных органов о снятии статуса служебного жилья с указанной квартиры для ее приватизации не требуется.

По смыслу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. В том случае, если по независящим от граждан причинам, они не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, возникает нарушение положений ст. 35 Конституции Российской Федерации и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации».

Отсюда следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реа лизовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору найма жилого помеще ния, он вправе обратиться в суд в порядке ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного, фонда в Российской Федерации».

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Выдрина Андрея Владимировича и Выдриной Ольги Валерьевны удовлетворить.

Признать право общей долевой собственности на квартиру 65 дома 9 по улице Шакурова в городе Омске общей площадью 49,7 кв.м, жилой площадью 25,2 кв.м в равных долях за Выдриным Андреем Владимировичем — 02.10.1971 года рождения уроженцем города Омска, Выдриной Ольгой Валерьевной — 28.05.1970 года рождения уроженкой города Свердловска, Выдриной Дарьей Андреевной — 16.07.1994 года рождения уроженкой города Омска.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Ленинский районный суд г. Омска в 10 дней.

Ответчик вправе подать в Ленинский суд г. Омска заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, — в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Рекомендуем на данную тему обобщение судебной практики Приватизация жилых помещений . Судебная практика, решения судов

Приобретение права собственности в порядке приватизации

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Решение суда о признании права собственности в порядке приватизации

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

Советский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Старостиной Г.Г.,
при секретаре Калугиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 27 мая 2010 года
гражданское дело по иску Елены Юрьевны, Валерия Юрьевича, Дмитрия Сергеевича Дмитрия Юрьевича к Администрации города Омска, Департаменту имущественных отношений администрации города Омска о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

Истцы обратились в суд с иском к вышеназванным ответчикам о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование требований указывают, что от Строительно-монтажного треста № 1 бывшему мужу Е.Ю. — С.Н., как работнику организации на основании ордера № 2528 от 16.09.1988 года, была предоставлена квартира № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске. На основании Решения Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов от 24.12.1992 г. № 245 вышеуказанный дом был передан в муниципальную собственность. В 1994 году Строительно-монтажный трест № 1 был преобразован в ОАО «Строительный трест № 1». В настоящее время в спорной квартире зарегистрированы и проживают: Е.Ю. и ее дети В.Ю. и Д.С. Согласно копии лицевого счета и поквартирных карточек спорная квартира является служебной Треста № 1, однако данное предприятие уже не существует, В настоящее время истцам отказано в приватизации занимаемого жилого помещения, в связи с тем, что жилое помещение не исключено из специализированного жилищного фонда. Считают, что квартира утратила статус служебной и к ней должны применяться нормы закона о жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Просят признать за ними право собственности в порядке приватизации по 1/3 доли в праве общей долевой собственности за каждым на жилое помещение — квартиру № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске.

Как следует из копии свидетельства о перемене имени (л.д. 31) Дмитрий Сергеевич переменил фамилию и отчество, став Дмитрием Юрьевичем.

Истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Е.Ю. Отрохова Ольга Борисовна, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск поддержала по вышеуказанным основаниям. Просит заявленные исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации города Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации города Омска в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статья 16 действовавшего в 1994 году Закона Российской Федерации от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» устанавливала, что подготовка предприятия к приватизации состоит в инвентаризации его приватизируемых производственных и непроизводственных фондов, а также в реорганизации предприятия, включая выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов).

В ходе подготовки к приватизации предприятия определяются состав и направления использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.

Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» в статье 9 регламентировал, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

При этом указанный закон под жилищным фондом понимал совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома, в том числе общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий», действовавшего на момент акционирования ОАО «Строительный трест № 1», также определялось, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, по решению их трудовых коллективов в состав приватизируемого имущества могут быть включены находящиеся на балансе приватизируемого предприятия объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, образования, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения (бани, прачечные, парикмахерские и другие объекты) с обязательным сохранением их профиля, за исключением жилищного фонда и обслуживающих его жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных подразделений предприятий и организаций.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Исполкома Советского районного Совета народных депутатов от 13.09.1988 года № 315/4 (л.д. 24), бывшему мужу Е.Ю.- С.Н., как работнику Строительно-монтажного треста № 1, был выдан ордер № 2528 от 16.09.1988 года на право вселения в квартиру № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске. Ссылка На ордер имеется в копии лицевого счета (л.д. 25), копии поквартирной карточки (л.д. 39).

Судом установлено, что в 1994 году Строительно-монтажный трест № 1 был преобразован в Открытое акционерное общество «Строительный трест № 1».

Из копии лицевого счета (л.д. 22), копий поквартирной карточки и карточек прописки (л.д. 19, 39, 40-42) следует, что в указанном выше жилом помещении постоянно зарегистрированы и проживают: Е.Ю. с 15.11.1988 года, Д.С. с 09.04.2004 года, В.Ю. с 21.01.1990 года.

Согласно копии технического паспорта (л.д. 15), квартира № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске имеет общую площадь 28,3 кв. м, жилую 16,8 кв. м.

В силу действовавшей на момент предоставления спорного жилого помещения ст. 50 Жилищного кодекса РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РСФСР договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем -жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии — соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем — гражданином, на имя которого выдан ордер.

После введения в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации договор социального найма требует его заключения в письменной форме. Такое же требование предъявлялось в прошлом к форме договора найма жилого помещения. Поскольку для вселения выдавался ордер, нарушение письменной формы договора не влекло неблагоприятных последствий для его сторон. Действиями, свидетельствующими о заключении договора, считались вселение лиц, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в установленном законом порядке, на основании ордера в предоставленное жилое помещение, фактическое проживание там и оплата коммунальных платежей по нормам социального жилья.

Согласно ст. 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. Совершеннолетние члены семьи несут солидарную с нанимателем имущественную ответственность по обязательствам, вытекающим из указанного договора. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.

В соответствии со ст. 54 ЖК РСФСР граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную, долевую на условиях, установленных законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.

Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, «занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся- в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных указанным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации».

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года, каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Согласно положений ст. 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующий от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Омска, решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов № 245 от 24.12.1192 года «О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность в г. Омске» д. № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске передан в муниципальную собственность (копия на л.д. 22).

Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.

Следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2006 года, утв.постановлением Президиума РФ от 07 и 14.06.2006 года).

Согласно ответу УФРС по Омской области (копия на л.д. 17), запись о регистрации прав, ограничений (обременении) на квартиру № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в г. Омске в ЕРПНИ отсутствует.

Из ответа департамента жилищной политики администрации г. Омска (копия на л.д. 18) следует, что сведениями о предоставлении жилых помещений в 1988 году и присвоении им статуса служебного жилого помещения департамент не располагает.

Согласно ответу Государственного архива Омской области (копия на л.д. 21), в документах Советского райисполкома г. Омска за июнь-сентябрь 1988 года решения о включении квартиры № .. в доме № 66 по ул. Энергетиков в число служебной площади не имеется.

Как следует из ответа Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области (копия на л.д. 23), в ЕГРЮЛ по г. Омску и Омскому району отсутствуют сведения по организации Строительно-монтажный трест № 1.

Из справки ГП «Омский центр ТИЗ» (копии на л.д. 16) следует, что Е.Ю. право на бесплатную приватизацию жилого помещения не использовала.

Таким образом, судом установлено, что истцы были вселены в соответствии с законом в спорную комнату на основании ордера, проживали в ней, оплачивали коммунальные платежи согласно нормам социального жилья, т.е. приобрели право пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма.

Применительно к вышеизложенному, суд считает, что требования истцов о признании за ними права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке приватизации подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Исковые требования Елены Юрьевны, Валерия Юрьевича, Дмитрия Юрьевича удовлетворить.
Признать за Еленой Юрьевной, Валерием Юрьевичем, Дмитрием Юрьевичем право собственности по 1/3 доли за каждым в праве общей долевой собственности на жилое помещение — квартиру № .. дома № 66 по улице Энергетиков в городе Омске, общей площадью 28,3 кв. м, в порядке приватизации. и Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Советский районный суд г. Омска в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

6. Приватизация жилых помещений

Приватизация является основанием приобретения права собственности на жилое помещение, которое уже находилось в пользовании у лиц, участвующих в приватизации, т.е. приватизация не является одним из способов жилищного обеспечения граждан.

Понятие приватизации жилых помещений.

Из указанных положений следует, что:

1) к сделкам по приватизации публичной собственности применяется специальное законодательство, которое устанавливает порядок приватизации;

2) к сделкам по приватизации ограниченно применяются принципы автономии воли и свободы договора, поскольку орган государственной власти или местного самоуправления, действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество как частный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любых условиях и за любую цену.

Следует иметь в виду, что сделки по отчуждению имущества государственным (муниципальным) унитарным предприятием или учреждением не являются приватизацией, хотя и влекут переход из публичной собственности в частную. Сделки по распоряжению имуществом учреждений и унитарных предприятий совершаются ими от собственного имени и по своему усмотрению и регулируются нормами ГК РФ в соответствии с содержанием права хозяйственного ведения (оперативного управления).

Граждане — наниматели жилых помещений в домах государственного и муниципального (по ЖК РСФСР — в том числе ведомственного) жилищного фонда имеют право на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений путем заключения с органами местного самоуправления (либо с государственными предприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилого помещения в их собственность.

Способ приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда — их безвозмездная передача нанимателям. Порядок передачи регулируется Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Закон о приватизации), который в соответствии с Вводным законом (Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ) будет действовать до 1 января 2007 г. (ч. 2 ст. 2).

Основные принципы приватизации жилых помещений. К этим принципам относятся следующие:

1) право приватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.

Указанное правило следует из Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ, которым в Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии с которыми с 31 мая 2001 г. (дата вступления Закона в действие) приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.

До вступления в силу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличием гражданства Российской Федерации. Указанный Закон установил запрет на участие в приватизации жилья иностранных граждан, что допустимо в силу п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и граждане Российской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором;

2) приватизации подлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилищного фонда.

Граждане могут приватизировать жилые помещения только в домах государственного и муниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий и учреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированных предприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и в соответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальную собственность.

В зависимости от того, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение, жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, является либо государственной собственностью (федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальной собственностью.

Следует иметь в виду, что в отношении приватизированных предприятий, на балансе которых находится жилищный фонд, не включенный в уставный капитал и подлежащий передаче в муниципальную собственность, до момента реальной передачи в муниципальную собственность жилищный фонд, находящийся на балансе приватизированных предприятий, является собственностью субъекта Российской Федерации или федеральной собственностью в зависимости от того, к какой форме собственности относилось предприятие до приватизации.

Закон о приватизации не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений, находящихся в собственности хозяйственных обществ (например, акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью), поскольку безвозмездная передача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан не является сделкой приватизации, а является гражданско-правовой сделкой дарения, которая регулируется нормами ГК РФ.

В отношении жилищного фонда, находящегося в собственности общественных объединений (организаций), законодательство о приватизации жилых помещений содержит рекомендательную норму, согласно которой общественным объединениям было рекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственности жилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственного и муниципального жилищного фонда*(131). Аналогичные рекомендации относились и к приватизации жилищного фонда колхозов.

В соответствии с Положением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных (кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектов жилого фонда могло быть принято одно из следующих решений:

а) передача в муниципальную собственность;

б) передача или продажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом о приватизации и соответствующим решением Советов народных депутатов;

в) включение в уставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.

Соответственно если жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан в муниципальную собственность, то его передача в собственность граждан осуществляется в соответствии с Законом о приватизации.

До реорганизации и в момент реорганизации колхозы и совхозы могли заключать договоры приватизации жилья. С момента окончания реорганизации и регистрации нового юридического лица жилищный фонд, включенный в уставный капитал реорганизованного юридического лица, не подлежит приватизации, поскольку не может быть отнесен ни к объектам государственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся в собственности общественных организаций;

3) приватизации подлежат только жилые помещения, пользование которыми осуществляется на основании договора социального найма.

Жилые помещения, занимаемые гражданами на основании коммерческого найма или ином основании, приватизированы быть не могут. Незаселенные жилые помещения не могут быть приватизированы путем безвозмездной передачи.

Согласно ст. 12 Вводного закона, которым внесены изменения в ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации, не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г.;

4) возникновение права на приватизацию должно следовать из волеизъявления на приватизацию или отказа от участия в ней.

Жилые помещения подлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличии согласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона о приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда, когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнуто соглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ от приватизации).

Необходимо учитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на момент приватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖК РФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма.

Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

Что касается отказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 24 августа 1993 г.

Несмотря на то что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа от участия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизации фактически обязательно. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации в договор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Таким образом, право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационного учета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебные учреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемным родителям;

Данный принцип означает, что жилое помещение передается в собственность граждан в порядке приватизации бесплатно;

Использовать право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда гражданин Российской Федерации может только один раз. Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшим собственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. По достижении совершеннолетия они не утрачивают право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения. При этом несовершеннолетние граждане могут приватизировать жилое помещение также только один раз. В абз. 1 ст. 11 Закона о приватизации четко установлено право всех граждан без указания возраста приватизировать занимаемое жилое помещение один раз, а для несовершеннолетних абз. 2 установлено дополнительное право однократной приватизации по достижении совершеннолетия. Таким образом, гражданин может участвовать в приватизации жилья два раза: первый раз в возрасте до 18 лет, второй раз — после его достижения.

Порядок государственной регистрации прав на приватизированные помещения. В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации передача жилых помещений в собственность граждан должна осуществляться:

— органами государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными передавать жилые помещения;

— государственными или муниципальными предприятиями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения;

— государственными или муниципальными учреждениями и казенными предприятиями, за которыми жилищный фонд закреплен на праве оперативного управления.

Договор безвозмездной передачи (сделка) заключается в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, которое не предусматривает государственную регистрацию указанной сделки. В то же время обязательной государственной регистрации подлежит только переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 25 июля 1997 г. N 122-ФЗ (с изменениями)*(133) заявления в учреждение юстиции должны подать обе стороны договора: граждане — о регистрации своего права собственности; передающие жилье орган или организация — о регистрации ранее возникшего права и (или) перехода права собственности к гражданам.

При государственной регистрации прав учреждение юстиции должно осуществить проверку следующих условий законности сделки приватизации:

— принадлежность жилого помещения государственному или муниципальному жилищному фонду;

— предоставление приватизируемого жилого помещения гражданам на условиях социального найма;

— полномочия передающих жилье органа или организации и подписавшего договор должностного лица;

— наличие у лиц, приватизирующих жилье, гражданства Российской Федерации;

— соблюдение прав несовершеннолетних и других лиц, имеющих по закону право пользования жилым помещением;

— соблюдение принципа однократности приватизации жилья;

— обращение за регистрацией одновременно всех участвующих в договоре приватизации граждан и их правоспособность;

— соответствие формы и содержания договора требованиям действующего законодательства (дата и место заключения договора, подписи сторон, определение предмета договора, указание на безвозмездную передачу квартиры в собственность одного лица или в общую долевую собственность нескольких лиц и т.д.).

В первоначальной редакции Закон о приватизации содержал норму, позволяющую установить договором передачи как долевую собственность, так и совместную собственность лиц, участвующих в приватизации жилья. Федеральным законом от 15 мая 2001 г. N 54-ФЗ возможность выбора совместной или долевой собственности при приватизации жилья была исключена. Поскольку в соответствии с п. 3 ст. 244 ГК РФ договором приватизации может быть установлена только долевая собственность, образование совместной собственности на приватизированное жилье с 31 мая 2001 г. не допускается.

Определенная договором передачи доля в праве общей собственности — личное имущество каждого супруга. Каждый из супругов может в дальнейшем самостоятельно распорядиться такой долей. При этом требуется не согласие другого супруга, как при распоряжении совместной собственностью (ст. 253 ГК РФ, ст.ст. 34, 35 СК РФ), а соблюдение преимущественного права покупки другого супруга и иных участников долевой собственности при возмездном отчуждении доли постороннему лицу (ст.ст. 246, 250 ГК РФ).

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 г., определяются доли участников общей собственности, в том числе доля умершего. При этом указанные доли признаются равными.

С момента регистрации квартира переходит из государственной в общую долевую собственность участников приватизации (п. 4 ст. 244 ГК РФ).

Приватизация коммунальных квартир. Объектом приватизации является жилое помещение (квартира) в целом. Доли граждан в праве общей собственности на коммунальную квартиру определяются в договоре пропорционально площади занимаемых ими комнат. После заключения договора передачи в установленном порядке производится государственная регистрация права долевой собственности на всю коммунальную квартиру.

Договор безвозмездной передачи должен быть подписан всеми участниками, поскольку долевая собственность согласно п. 4 ст. 244 ГК РФ возникает при поступлении одного объекта в собственность нескольких лиц, а согласно п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве общей собственности (отличные от равных) устанавливаются соглашением всех участников. В договоре может быть закреплен и сложившийся порядок пользования квартирой, т.е. указано, кто какой комнатой владеет и пользуется (ст. 247 ГК РФ).

Приватизация комнат в коммунальной квартире. Первоначально установленный запрет на приватизацию жилых помещений (комнат) в коммунальных квартирах был признан неконституционным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова» от 3 ноября 1998 г. N 8-П*(134).

При приватизации нанимателем (нанимателями) одной или нескольких комнат в коммунальной квартире объектом приватизации является изолированное жилое помещение (комната или несколько комнат) в коммунальной квартире, а не квартира в целом. Согласия нанимателей других комнат на приватизацию не требуется. Проведенная государственная регистрация права удостоверяется свидетельством, в котором в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты).

Собственнику приватизированной комнаты (комнат) принадлежит право долевой собственности на общее имущество в коммунальной квартире. Доля собственника приватизированного жилого помещения пропорциональна доле площади принадлежащего ему жилого помещения (если соглашением собственников всех комнат не установлено иное) и следует судьбе права собственности.

Доля в праве собственности на общее имущество коммунальной квартиры не подлежит самостоятельной государственной регистрации и возникает в силу закона на основании договора передачи с момента регистрации права на комнату (часть квартиры).