Предоставление земельных участков гражданам в рф бесплатно

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Предоставление земельных участков гражданам в рф бесплатно

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям

Федеральным законом от 14.06.2011 N 138-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства» и Земельный кодекс Российской Федерации» внесены изменения в Земельный кодекс РФ , согласно которым пункт 2 статьи 28 кодекса дополнен абзацем следующего содержания:

«Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации».

Статья 33 ЗК РФ дополнена пунктом 2.1:

«Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.»

Таким образом, определение порядка и условий безвозмездного предоставления земельных участков многодетным семьям отдано на откуп региональных властей.

А улучшатся ли жилищные условия многодетных семей с принятием поправок?

Инициатива Президента о необходимости предоставлять земельные участки многодетным семьям сама по себе хороша и правильна, здесь не поспоришь. Число граждан, нуждающихся в жилых помещениях зашкаливает. Но, как это в России часто случается, реализация хорошей идеи или инициативы хромает. А точнее, власть принимает полумеры для решения проблемы нуждаемости граждан в жилье.

Предположения о том, что многодетные граждане теперь станут активно строить себе дома на предоставленных бесплатно земельных участках, разбиваются о существующие реалии нынешнего положения дел.

Во-первых, при том что матушка Россия имеет огромную территорию неосвоенных земель, земельных участков не так-то и много. Понятие «земля» и «земельный участок» не тождественны. Первое становится вторым лишь тогда, когда клочек земли сформирован, т.е. определены его границы, осуществена постановка участка на кадастровый учет. Только после этого возможно предоставление участка гражданам.

Формирование земельных участков — процедура не бесплатная. А учитывая, что большинство регионов в стране является дотационными, свободных денег на данную процедуру у местных властей нет. Не горит желанием финансово помочь регионам и федеральный центр. Поэтому имеем следующую картину: за полгода действия поправок в закон поставлено на учет граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков, например 1000 человек, а предоставлено 20 земельных участков. В перспективе на следующий год будет предоставлено еще 30 земельных участков — такая примерная картина будет характерна для большинства регионов, особенно городов.

Во-вторых, земельный участок предоставляется бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства многодетным семьям, нуждающимся в жилых помещениях.

Напомним, что нуждающимися в жилых помещениях гражданами являются лишь те, кто признан органами местного самоуправления малоимущими.

Например, Постановлением Мэрам города Омска от 30 мая 2006 г. N 154-п установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. Размера дохода определен в сумме, не превышающей величину двух прожиточных минимумов по основным социально-демографическим группам населения в Омской области.

Согласно Постановлению Правительства Омской области от 10.08.2011 N 145-п «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области за II квартал 2011 года», величина прожиточного минимума равна:

— для трудоспособного населения — 5954 руб.;
— для пенсионеров — 4422 руб.;
— для детей — 5327 руб.

Таким образом, нетрудно подсчитать примерные доходы граждан (многодетных семей), которые вправе претендовать на предоставление земельного участка бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства.

В связи с этим возникает вопрос: на какие средства малоимущие граждане будут осуществлять строительство дома на предоставленном бесплатно земельном участке?

Разумеется, какую-то часть затрат на строительство дома могут покрыть средства материнского капитала, но, как представляется, этого будет недостаточно. Поэтому существует вероятность того, что значительная часть граждан воспользовавшихся правом на получение бесплатно земельного участка, реально оценив свои финансовые возможности для строительства дома, в дальнейшем данный участок продаст третьим лицам. В итоге право на улучшение жилищных условий будет реализовано, а фактически «улучшений» не произойдет.

Порядок предоставления земельного участка бесплатно для целей индивидуального жилищного строительства

Итак, порядок предоставления земельного участка.

Как указано выше, порядок и условия предоставления регулируется законодательством субъекта Федерации. Предположу, что нормативно-правовые акты регионов, принятые во исполнение Федерального закона от 14.06.2011 N 138-ФЗ не сильно отличаются друг от друга. Рассмотрим на примере Омской области.

Указанные правоотношения в Омской области регулируются Законом Омской области от 08.02.2006 N 731-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Омской области» (далее — «закон N 731-ОЗ»), Постановлением Правительства Омской области от 29.06.2011 N 115-п «О мерах по реализации Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» (вместе с «Порядком учета граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, в собственности Омской области или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства», далее — «Порядок учета граждан»).

Кому земельный участок может быть предоставлен бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства

Согласно статье 7.1. закона N 731-ОЗ, земельные участки бесплатно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства следующим категориям граждан:

1) семьям, зарегистрированным в качестве многодетных семей в соответствии с областным законодательством;
2) единственному родителю, воспитывающему несовершеннолетних детей;
3) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в государственном (муниципальном) учреждении, у опекунов или попечителей до достижения ими 25 лет.

Необходимо иметь ввиду, что указанные граждане имеют право на получение бесплатно земельного участка только если они признаны нуждающимися в жилых помещениях. Право на получение земельного участка в указанном порядке предоставляется однократно.

Куда обращаться за бесплатным предоставлением в собственность земельного участка?

Необходимо встать на учет в целях бесплатного предоставления в собственность земельных участков. Ведением данного учета занимаются органы местного самоуправления. Обращаться нужно в органы власти по месту регистрации, т.е. жителям районов Омской области — в соответствующий орган местного самоуправления района Омской области, жителям города Омска — в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска (Краснофлотская, 8)

Земельные участки предоставляются в порядке очередности поступления заявлений.

Какие документы необходимо представить?

Перечень документов, которые должен представить гражданин для целей постановки его на учет указан в пункте 6 Порядка учета граждан . В зависимости от катерогии граждан, претендующих на предоставление бесплатно земельного участка, дополнительно предоставляются документы, указанные в пункте 7 Порядка учета граждан.

В какой срок рассматривается заявление о принятии на учет граждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка?

Заявление рассматривается органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня его поступления (п. 9 Порядка учета граждан).

По каким основаниям могут отказать в постановке на учет или снять с учета раждан в целях бесплатного предоставления в собственность земельного участка?

Основания для отказа в постановке на учет указаны в пункте 14 Порядка учета граждан, основания для снятия с учета приведены в пункте 16 Порядка учета граждан.

Обращаем внимание, что перечень оснований, приведенный в указанных пунктах является исчерпывающим, т.е. гражданин не может быть снят с учета или получить отказ в постановке на учет по иным основаниям, не указанным в п.п. 14, 16 Порядка учета граждан.

Решение органа местного самоуправления об отказе гражданину в постановке на учет и решение о снятии с учета может быть обжаловано в суде.

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 29.01.2012г.

Бесплатные земельные участки

Принцип платности, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату помимо случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, является одним из основных принципов российского земельного законодательства. Тем не менее, у граждан России существует возможность получить земельный участок бесплатно. Поэтому вопросы как получить земельный участок бесплатно и кому положен земельный участок бесплатно продолжают оставаться актуальными на протяжении уже третьего десятилетия проводимой в России земельной реформы.

Как получить бесплатный земельный участок

В каких случаях возможно предоставление земельных участков бесплатно на основании решения уполномоченного органа установлено в статье 39.5. «Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно» Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ).

Право на бесплатный земельный участок, образованный в границах застроенной территории, есть у лица, с которым заключен договор о ее развитии.

Получить земельный участок в собственность бесплатно может некоммерческая организация, созданная гражданами для ведения садоводства и огородничества, если он образовался в результате раздела земельного участка, предоставленного этой организации, и до раздела относился к имуществу общего пользования. В отдельных случаях участок может быть предоставлен в общую собственность членов данной некоммерческой организации.

Право получения земельного участка бесплатно в собственность появляется у гражданина по прошествии пяти лет со дня предоставления участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. Т. е. для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. Обязательное условие ─ все эти пять лет земельный участок необходимо использовать в соответствии с установленным разрешенным использованием.

Бесплатное получение земельного участка в собственность по истечении пяти лет со дня его получения в безвозмездное пользование возможно, если он был предоставлен гражданину в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10. ЗК РФ. А именно, для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства. Но не в любом месте, а в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. И не всем гражданам, а тем, кто работает по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации. Получение земельного участка бесплатно в собственность будет возможно лишь при условии, что гражданин на протяжении пяти лет использовал земельный участок в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании по специальности, которая входит в список, определенный законом субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ, осуществляется однократно. Бесплатно земельный участок, даже если гражданин имеет право на его получение в собственность по нескольким основаниям, может быть предоставлен только по одному из них.

Бесплатное предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, имеет место в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Ими может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет. Установлена возможность заменить бесплатные земельные участки многодетным семьям предоставлением им с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями.

Помимо случаев, предусмотренных ЗК РФ и федеральными законами, предоставление земельных участков гражданам бесплатно может происходить в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Случаи предоставления земельных участков из государственных или муниципальных земель бесплатно

ЗК РФ предусмотрено предоставление участков гражданам бесплатно.

Современное земельное законодательство РФ подразумевает получение наделов не только в процессе осуществления сделки купли-продажи или в порядке наследования, но и совершенно бесплатно. В частности, наиболее подробные сведения о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам РФ изложены в ст. 39.5 ЗК РФ, а также федеральных законах и законах субъектов РФ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно. Основания предоставления земельного участка в собственность бесплатно

Получение в безвозмездное (бесплатное) пользование земельного участка может быть доступно для граждан один раз за всю его жизнь. При этом выдел надела происходит из земли, территории которого находятся в ведении государственной власти или же муниципалитета. Однако подобное право предоставления земельного участка в собственность доступно лишь определенным категориям граждан (в частности, многодетным семьям).

Согласно действующему законодательству бесплатно происходит предоставление земельных участков следующим льготным категориям:

  • Героям РФ, СССР или Соцтруда, а также полным кавалерам, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы;
  • ветеранам ВОВ, а также инвалидам ВОВ, участникам боевых действий, а также лицам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда»;
  • гражданам РФ, которые во время ВОВ находились на прифронтовой территории, в том числе в тылу;
  • нетрудоспособным представителям семьи инвалида или же ветерана ВОВ, которые числились на его иждивении и получают пенсионное обеспечение, связанное с потерей кормильца.

Однако в данном случае следует отметить, что предоставление земельных участков в частную собственность происходит из государственного жилищного фонда. В частности, выдел земельного надела, который имеет статус федерального, позволяет лицам использовать участки с целью садоводства, огородничества, осуществления строительства жилых помещений, ведения личного подсобного хозяйства.

Основания для предоставления участка, который числится как федеральный, – решение уполномоченных на то органов.

Из муниципального фонда происходит выделение земельных участков бесплатно следующим льготным категориям граждан:

  • многодетным семьям, а также детям-инвалидам;
  • пенсионерам, которые проживают на территории сельского поселения в течение 5 лет (минимум) и достигшим определенного возраста;
  • молодым специалистам, которые закончили обучение в ВУЗе и были распределены в сельскую местность для осуществления профессиональной деятельности;
  • лицам, которые прошли реабилитацию после политических репрессий.

Основания для бесплатного предоставления земельного участка (неважно будет он федеральный или же муниципальный), в том числе и многодетным семьям, инвалидам и иным льготным категориям, зафиксированы в ст. 39.1 ЗК РФ:

  • постановление органов государственной власти или органов местного самоуправления в случаях, если предоставление в собственность земли гражданам происходит на безвозмездной основе (бесплатно) или же в бессрочное использование.
  • договор о безвозмездном (бесплатном) предоставлении надела (даже носящего статус федерального).
  • иные основания, которые предусматривает закон.

Порядок предоставления земельных участков бесплатно. Заявление о бесплатном предоставлении земельного участка

Закон предусматривает определенный порядок действий, которые осуществляются сторонами правоотношений при выделе земельного участка, с учетом основания бесплатного предоставления территорий. Порядок состоит из последовательных этапов:

  • На начальной стадии происходит подготовка схем и дополнительных документов, которые утверждают определенное территориальное расположение участка.
  • Далее порядок и условия предоставления земельного участка (в том числе многодетным семьям, детям-инвалидам и пр.) подразумевает подачу заявления в уполномоченный орган (федеральный или же местный), в котором фиксируется предварительное согласование или же отказ о выделе в собственность того или иного участка.
  • Законодательный регламент на третьей стадии предварительного согласования о предоставлении земельного участка в собственность гражданам той или иной территории с учетом бесплатного основания подразумевает официальное оглашение решения госорганов, образец которого можно найти в Интернете.
  • Далее заинтересованное лицо должно соблюсти законодательный порядок и в течение 2-х лет (периода пока действует положение о предварительном согласовании) произвести весь спектр кадастровых работ. Регламент подразумевает точное выделение территории и площади интересуемого граждан участка.
  • Условия бесплатного выдела земельного участка подразумевают постановку надела на кадастровый учет и проведение процедуры государственной регистрации права на собственность (неважно был это федеральный участок или же муниципальный).
  • После того как вышеперечисленные условия будут соблюдены, лицам необходимо осуществить подачу заявления в управомоченный орган.
  • На заключительной стадии порядок и регламент предоставления земельных участков в собственность физическим лицам (в том числе и многодетным семьям) бесплатно подразумевает принятие окончательного решения (положительного или отрицательного) по конкретному делу. После чего публикуется положение органа, который удовлетворяет или, наоборот, отказывает в оформлении права собственности после рассмотрения заявления. Если все основания соблюдены, то подписывается контракт между двумя сторонами правоотношений.

Как мы видим, лицам, чтобы получить земельный участок совершенно бесплатно, следует учитывать многочисленные условия, которые содержит закон и регламент предоставления территориальных наделов. Одним из таковых признается подача заявления в компетентный орган о передаче территории в собственность.

Типовой образец заявления можно скачать в открытом доступе в Интернете. Если такой возможности нет, то образец заявления лицам, претендующим на надел, могут выдать в госорганах, положение которых предусматривает проведение подобных сделок с гражданами РФ.

Итак, что должно содержать в себе заявление:

  • Положение о типовых документах подразумевает, что заявление должно включать полную информацию о субъекте правоотношений, претендующего на бесплатный земельный участок (ФИО, адрес и место проживания, реквизиты паспорта и др.).
  • Если заявление подается юридическим лицом, то в него включаются сведения о регистрации в ЕГЮРЛ, ИНН, официальное наименование организации и юридический адрес.
  • Закон требует указания в заявлении кадастрового номера земельного участка, если его границы необходимо более точно обозначить.
  • Образец заявления также включает в себя обязательные пункты, в которых прописывается решение о межевании территории, кадастровый номер.
  • Обязательно фиксируются условия предоставления земли юридическим или же физическим лицам в собственность и основания ее бесплатного использования.
  • Заявление содержит информацию и о конкретной цели использования надела, который выделяется физическим или юридическим лицам.
  • Федеральный регламент документооборота также подразумевает включение в заявление дополнительных реквизитов об изъятии или предоставлении земель.

Бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан. Бесплатное предоставление земельных участков инвалидам

Льготные категории граждан наделяются прерогативой первоочередного предоставления земельных участков в собственность. В частности, положение закона о бесплатной выдаче земель предусматривает условия, при соблюдении которых инвалидам предоставляется территория на безвозмездной основе.

Подобная программа, которая имеет федеральный или же региональный статус, позволяет инвалидам улучшить свое имущественное положение. Регламент выдела земельного участка подразумевает несколько конкретных целей, с которыми могут использоваться территории, предоставляемые инвалидам:

  • возведение жилого помещения или строительство дачного дома;
  • ведение на территории земли личного подсобного хозяйства;
  • постройка гаража;
  • разведение сада или огорода.

Подобная программа подразумевает сначала выдел земли в аренду, после чего инвалидам предоставляется трехлетний срок для начала строительства того или иного объекта. Если действия не будут начаты, то закон подразумевает возможность со стороны госорганов выдвинуть отказ в предоставлении инвалидам бесплатного участка. Такие случаи распространены в юридической практике.

Чтобы получить земельный надел, инвалидам необходимо учесть определенные требования (условия), которые закрепляет правовой регламент:

  • земля может быть выдана инвалидам любой группы, при этом условия не включают в себя перечень конкретных заболеваний;
  • гражданин должен быть признан госорганом малоимущим;
  • субъект получил статус нуждающегося, так как его условия проживания не соответствуют нормативам.

Социальная программа поддержки людей с ограниченными возможностями подразумевает первоочередное предоставление данной категории граждан земельного участка.

Если порядок со стороны субъекта правоотношений был соблюден, а госорган отказывает в получении земельного надела, то гражданин имеет законное право обратиться за помощью в судебную инстанцию или Прокуратуру РФ. Подобные случаи являются предметом длительных разбирательств, после чего публикуется постановление компетентного органа: был ли отказ детерминирован объективными причинами или же нет.

Предоставление земельных участков юридическим лицам бесплатно

Закон подразумевает возможность предоставления земельного участка совершенно бесплатно не только физическим лицам, но и юридическим. Положение об этом можно найти в ст. 39.5 ЗК РФ. Главное основание для выдела юридическим лицам земли – решение органов государственной или муниципальной власти.

Если речь идет об участке, который носит статус «федеральный», то государственный регламент подразумевает постановление компетентного органа о наделе организации территорией в конкретном субъекте РФ.

Однако в подобном случае должны быть соблюдены ключевые условия и законодательный порядок.

Юридическим лицом, учитывая положение и регламент, должно быть подано заявление (образец можно взять в уполномоченных органах), которое будет содержать всю исчерпывающую информацию, в том числе и цель дальнейшего использования участка. Если сведения будут ложными или не будет соблюден порядок подачи заявления, то может последовать отказ в предоставлении земли юридическим лицам на бесплатном основании.

В случае отказа оформляется постановление. Но при этом закон подразумевает мотивирующее разъяснение подобного решения в невозможности предоставления земли юридическим лицам. Образец можно посмотреть в Интернете.

Предоставление земельного участка религиозной и некоммерческой организации

Помимо перечисленных выше льготных граждан, закон подразумевает бесплатную выдачу земельных участков религиозной или некоммерческой организации. Данное положение зафиксировано в ст. 39.6 ЗК РФ.

Что касается религиозной организации, то подобные случаи бесплатного выдела земельного участка все чаще фиксируются на практике. Закон предусматривает конкретные цели, согласно которым может быть предоставлена земля организации подобного типа, в частности, для строительства сооружений религиозного, благотворительного характера.

При этом срок безвозмездного пользования составляет от 5 до 10 лет. Постановление уполномоченного органа является основанием для легитимного использования религиозной организацией подобного участка.

Может быть предоставлен земельного участка в безвозмездное пользование и некоммерческой организации.

Порядок предоставления земли, в том числе некоммерческой организации, существенно изменился, начиная с 1 марта 2015 года.

Если ранее заявление некоммерческой организации (образец имеет типовую форму) могло содержать информацию о конкретном территориальном размещении участка, то современный регламент данную возможность отменяет.

Подобные случаи все чаще становятся предметом для возникновения юридических споров между некоммерческой организацией и госорганами. Это связано с тем, что положение некоммерческой организации в подобных ситуациях четко не регламентируется.

А это становится детерминантой того, что подача заявления в компетентные органы происходит с нарушением порядка, что лишает права некоммерческой организации претендовать на единоразовое предоставление земельного участка бесплатно. В подобном случае постановление будет содержать отказ.

Предоставление земельных участков гражданам бесплатно на территории Дальневосточного федерального округа

Дальневосточный федеральный округ – один из регионов РФ, который позволяет гражданам, проживающим на данной территории, стать обладателями земельного участка на безвозмездной основе. Подобные случаи и конкретные законодательные нюансы регламентируются Федеральный закон РФ N 119-ФЗ, который был принят 22 апреля 2016 года.

В частности, данный нотариально-правовой акт устанавливает конкретные сроки безвозмездного пользования участками, которые предоставляются многодетным семьям, некоммерческой организации и иным категориям. По истечению пятилетнего срока земля выдается многодетным семьям и иным лицам правоотношений бесплатно, если отказ не будет мотивирован госорганами.

Для удобства и своевременного получения необходимой информации разработана специальная федеральная информационная программа, которая позволит гражданам, в том числе и многодетным семьям, некоммерческой организации, юридическим лицам быть в курсе всех происходящих изменений, порядке и условиях безвозмездного пользования территориями.

Федеральный закон РФ N 119 также содержит информацию о том, в каких случаях может быть опубликовано постановление, содержащее отказ многодетным семьям и иным льготным категориям граждан в предоставлении земельного участка.

Резюмируя все вышесказанное, можно прийти к выводу, что на территории РФ многодетным семьям, инвалидам, религиозным и некоммерческим организациям и прочим категориям граждан может быть выделен определенный земельный участок для безвозмездного пользования, который в дальнейшем может перейти в частную собственность совершенно бесплатно.

Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно

СТ 39.19 ЗК РФ

1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

2. Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 39.19 Земельного кодекса РФ

Законодатель предусмотрел широкие полномочия субъектов РФ в части установления порядка постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядка снятия граждан с данного учета, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам. Указанные порядки должны устанавливаться законами субъектов РФ, если иное не установлено федеральным законом. Это связано с необходимостью учета социальной, демографической ситуации, складывающейся в конкретном регионе.

Вместе с тем, учитывая, что отсутствие закона субъекта РФ не может являться основанием для отказа в реализации прав граждан, предусмотренных федеральным законом, п. 19 ст. 34 Закона N 171-ФЗ установлено, что в таком случае применяется общий порядок предоставления земельных участков без проведения торгов. При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, вправе обеспечить подготовку и утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков в целях их предоставления в собственность бесплатно указанным гражданам при отсутствии заявления заинтересованного лица.

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЗЕМЛЮ БЕСПЛАТНО

Анна Баранова, начальник юридического отдела администрации г. Климовска.

Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 Земельного кодекса РФ, является платность использования земли. Иными словами, любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с данным принципом п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ, регулирующей приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Этим же пунктом оговариваются случаи предоставления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц бесплатно — если таковые предусмотрены Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

В настоящей статье мы рассмотрим действующее федеральное законодательство, регламентирующее случаи предоставления земельных участков в собственность бесплатно.

Думается, что данная проблема является наиболее актуальной в настоящий момент в связи с острой необходимостью оформления прав на земельные участки в соответствии с новым земельным законодательством.

Условно основания бесплатного приобретения в собственность земельных участков гражданами из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три основные группы.

I. К первой группе относятся основания, предусмотренные действующим федеральным земельным законодательством (Земельным кодексом РФ и Вводным законом к нему) для бесплатного оформления прав на земельные участки, которые находятся в пользовании граждан:

1. В соответствии со ст. 20 ЗК РФ каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном/бессрочном пользовании земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Необходимо отметить, что данное право распространяется не только на граждан, которым земельный участок был предоставлен в постоянное/бессрочное пользование, но и в силу требований ст. 35 ЗК РФ также на граждан, которые приобрели данное право при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. В соответствии с указанной статьей Земельного кодекса РФ, а также ст. 552 ГК РФ покупатель приобретает право на использование части участка, соответствующей его части, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник. Аналогичная норма содержалась и в ст. 37 ЗК РСФСР.

2. Статьей 21 Земельного кодекса РФ предусмотрено право каждого гражданина однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его пожизненном наследуемом владении земельный участок. При этом взимание дополнительных денежных сумм, помимо сборов, установленных федеральным законодательством, не допускается.

И в первом, и во втором случаях для приобретения права собственности на находящийся в его постоянном/бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок гражданину необходимо подать заявление о приобретении права собственности на земельный участок в соответствующий орган государственной власти или орган местного самоуправления и представить документ, подтверждающий факт предоставления заявителю земельного участка на праве постоянного/бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Таким документом может быть, например, договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности, форма которого была утверждена Приказом министра коммунального хозяйства РСФСР N 244 от 26.03.1949. Такой договор заключался между гражданином и отделом коммунального хозяйства исполкома городского Совета депутатов трудящихся. Каждому гражданину, решившему узаконить свои права на земельный участок с расположенным на нем жилом доме, можно порекомендовать обратиться в архивный отдел соответствующего органа местного самоуправления, где могут храниться указанные документы.

В случае если гражданин приобрел в собственность здание, строение, сооружение, расположенное на земельном участке, принадлежавшем предыдущему владельцу на праве постоянного/бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения, заявитель, помимо документов на земельный участок, обязан предоставить документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на недвижимость.

Из п. 3 ст. 28 Земельного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении земельного участка должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса РФ.

3. Пунктом 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 N 137-ФЗ граждане РФ, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 Земельного кодекса РФ.

В данном случае документами, подтверждающими возникновение права на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, будут документы, свидетельствующие о возникновении права собственности на жилой дом до вступления в силу указанного Закона СССР «О собственности в СССР».

Всем перечисленным случаям переоформления прав на земельные участки присуща еще одна немаловажная особенность: граждане приобретают по данным основаниям бесплатно право собственности на весь земельный участок, который находился в постоянном/бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении, фактическом пользовании при домовладении, в том числе сверх установленных предельных размеров.

II. Вторая группа — основания безвозмездного приобретения в собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для отдельных категорий граждан установлены следующими федеральными законами:
1. Федеральным законом «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ предоставлены следующие льготы:
— для инвалидов войны предусмотрено бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства, а также для получения участков для сенокошения и выпаса скота (п. 7 ст. 14 Закона);
— для участников Великой Отечественной войны — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 9 ст. 15 Закона);
— для ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 анализируемого Федерального закона, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 7 ст. 16 Закона);
— для лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства (п. 5 ст. 18 Закона);
— для лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного и фермерского хозяйства (п. 4 ст. 19 Закона);
— для лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства (п. 3 ст. 20 Закона);
— для нетрудоспособных членов семей погибших/умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, состоявших на их иждивении и получающих пенсию по случаю потери кормильца (имеющих право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ, — бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного или фермерского хозяйства (п. 5 ст. 21 Закона).

2. Статьей 17 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусмотрены следующие льготы:
— военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых 10 лет и более, бесплатно по месту военной службы предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства,
— военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, за три года до увольнения с военной службы по возрасту, а также гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 15 лет и более, по месту военной службы или избранному месту жительства бесплатно предоставляются в собственность земельные участки по их желанию для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, крестьянского/фермерского хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства.

Земельные участки предоставляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в порядке, определенном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности:
— для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства или индивидуального/коллективного садоводства — по нормам, установленным законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, но не менее 0,10 гектара в городах и поселках городского типа и не менее 0,25 га в сельской местности;
— для ведения крестьянского/фермерского хозяйства после увольнения с военной службы — по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

3. Статьей 54 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 N 4202-1, применяемого согласно ФЗ от 17.07.1999 N 177-ФЗ в части, не противоречащей Закону РФ «О милиции», предусмотрено, что сотрудникам, прослужившим в органах внутренних дел 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства за счет неиспользуемых или отведенных в ином установленном законодательством порядке земель площадью 0,06 га — в городах, 0,10 га — в поселках городского типа и 0,25 га — в сельской местности.

Статьей 64 комментируемого Положения право на безвозмездное предоставление земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и садово-огородного хозяйства распространено на сотрудников, уволенных из органов внутренних дел с правом на пенсию по основаниям, предусмотренным в пунктах «б», «в», «е», «ж», «з» ст. 58 Положения, и имеющих выслугу 15 лет и более (в календарном исчислении), а также семьи сотрудников, погибших или умерших вследствие ранения, контузии, увечья и заболевания, связанных и исполнением законных служебных обязанностей.

ФЗ от 21.07.1998 N 117-ФЗ действие Положения о службе в органах внутренних дел РФ, а следовательно, и действие установленных им льгот распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы.

4. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» от 09.01.1997 N 5-ФЗ гражданам РФ, удостоенным звания Героя Социалистического Труда либо награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней, предоставлено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач и под садово-огородные хозяйства площадью 0,08 га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.

5. Статьей 5 Закона РФ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15.01.1993 N 4301-1 предусмотрено право на бесплатное получение в собственность земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов, дач, под садово-огородные и личные подсобные хозяйства в размерах, устанавливаемых в соответствии с законодательством субъектов РФ, но не менее чем 0,20 га в городах и поселках городского типа и 0,40 га в сельской местности.

6. Статьей 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется право собственности на земельные участки, ранее предоставленные их родителям на праве постоянного/бессрочного пользования для ведения крестьянского/фермерского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства.