Предмет метод и система таможенного права

07.03.2019 Выкл. Автор admin

2. Понятие, предмет и метод таможенного права России

Таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского права, представляющую собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк, и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права конституционного, в доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России. Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений позволяет судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следует выделять следующие виды таможенных отношений, входящих в предмет регулирования таможенного права:

— общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела и государственной таможенной службы;

— общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств;

— общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

— общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления,

— общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России;

— общественные отношения, связанные с валютным контролем;

— общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

— общественные отношения, связанные с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности;

— общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела;

— общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений;

— общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц;

— общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела.

Метод таможенного права. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права, в зависимости от вида этих отношений он может быть императивным, диспозитивным либо основанным на комбинационном сочетании обоих этих правовых способов воздействия на субъектов таможенно-правовых отношений в аспекте обеспечения соблюдения требований таможенно-правовых норм.

§ 3. Предмет, метод и принципы таможенного права

Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Употребление словосочетания «в процессе или по поводу» означает, что таможенные отношения могут быть как связаны с ввозом-вывозом товаров непосредственно (например, экспорт груза), так и косвенно опосредованы таким перемещением (например, деятельность внутри страны таможенного перевозчика). Особенность здесь состоит в том, что субъект или уже переместил груз через границу, или перемещает его в настоящее время, или имеет намерение на осуществление экспорта-импорта, или иным образом может быть связан с таким перемещением (например, таможенная ревизия проводится в отношении лиц, не являющихся субъектами внешнеэкономической деятельности, но осуществляющих торговлю ввезенными товарами). Итак, в таможенном праве ключевым словом является «перемещение», т.е. все, что связано с перемещением грузов через границу, изучается отраслью таможенного права.

Нормы таможенного права регулируют указанные отношения определенным образом, что позволяет установить метод отрасли. Именно от метода зависит то, как, каким образом достигаются цели таможенного дела.

Основным для таможенного права является императивный метод — метод властных предписаний. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего — таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля. При этом субъект внешнеэкономической деятельности не имеет альтернативы обращения к другим органам исполнительной власти и обязан выполнять все требования, не противо- речащие таможенному законодательству. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета, присущие любому правовому регулированию. *

Кроме императивного, в таможенном праве применяется и диспозитивный метод, однако пределы его действия существенно ограничены. Учитывая, что диспозитивный метод является доминантой в гражданском праве, в области таможенного дела он используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регламентируется гражданско- правовыми нормами. Например, предприниматель обращается за помощью в таможенном оформлении к посреднику (таможенному брокеру) и заключает с ним договор об оказании услуг.

Специфика отрасли таможенного права выражена в его отраслевых принципах: 1.

Принцип законности имеет обще правовой характер и означает, что действия всех участников внешнеэкономической деятельности должны строго соответствовать положениям Конституции РФ, федеральных законов и иному законодательству, а также международноправовым нормам. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации согласно ч. 2 ст. 12 ТК должно производиться в порядке, установленном таможенным законодательством. 2.

Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепризнанных международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Российской Федерации. 3.

Принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В области таможенного дела согласно ч. 1 ст. 12 ТК все лица на равных основаниях имеют право на ввоз- вывоз товаров и транспортных средств, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству. Как правило, никто из субъектов внешнеэкономической деятельности не может быть лишен такого права или ограничен в нем. 4.

Принцип охраны государственной и общественной безопасности согласно ст. 13 ТК означает запрет на перемещение отдельных товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, исходя из соображений государственной безопасности, защиты об щественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей Природной среды и других интересов. 5.

Принцип защиты экономического суверенитета России выражается в установлении государством количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров. Такие ограничения могут основываться на направлениях экономической политики, условиях выполнения международных обязательств России, необходимости защиты внутреннего потребительского рынка, а также быть ответом на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц меры иностранных государств и их союзов. 6.

Принцип свободы выбора таможенного режима установлен ст. 156 ТК и характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое врелія выбрать любой таможенный режим для таких товаров, а также изменить его на другой. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, Предусмотренные таможенным законодательством.

Рассмотренные принципы таможенного права едины, неразрывно связаны между собой и отражают важнейшие начала данной отрасли законодательства.

Понятие, предмет, метод и субъекты таможенного права

Таможенное право как отрасль системы права. Таможенное право представляет собой сравнительно новую отрасль отечественной систе­мы права. Она оформилась как самостоятельная в начале 1990-х гг. До этого времени в советском праве таможенные отношения регулиро­вались в основном нормами административного права.

Таможенное право может быть определено как система право­вых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспорт­ных средств.

Таможенное право регулирует общественные отношения в сфе­ре таможенного дела. Таможенное дело является важнейшей сферой жизнедеятельности и предметом особого правового регулирования. B соответствии с п. 2 ст. 1 действующего в нашей стране Таможен­ного кодекса РФ таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тариф­ного регулирования и запретов, ограничений, установленных в со­ответствии с законодательством Российской Федерации о государ­ственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможен­ную границу.

До сих пор среди отечественных ученых-правоведов нет единого мнения о месте таможенного права в системе отечественного права. Одни ученые (Б.Н. Габричидзе, А.Ф. Ноздрачев, К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев и многие другие) полагают, что таможенное право — самостоятельная отрасль российского права и стоит в одном ряду с традиционно выделяемыми и изучаемыми материальными и про­цессуальными отраслями. B качестве довода в пользу такого мнения они указывают на то, что у таможенного права как нормативно­правового образования существуют:

• свой самостоятельный предмет правового регулирования, представляющий собой специфический обособленный ком­плекс общественных отношений, связанных с перевозкой через государственную границу определенных материальных ценностей;

• собственный комплексный метод правового регулирования — система приемов и способов, применяемых для регулирова­ния предмета и определяемых его спецификой;

• свой круг субъектов регулирования — таможенные органы и их должностные лица, с одной стороны, и занятые во внешне­экономической деятельности физические и юридические лица — с другой;

• свой комплекс объектов регулирования — перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства;

• собственная система источников права, в основе которой лежит комплексный нормативный правовой акт — Тамо­женный кодекс РФ и которая включает в себя сложную, но единую систему законов и подзаконных актов.

Однако многие отечественные исследователи (например, К.К. Сандровский, Л.Н. Марков, Д.Н. Бахрах) полагают, что тамо­женное право не представляет собой самостоятельной отрасли права, а является составной частью (подотраслью или даже институтом) административного права. Эти ученые утверждают, что, несмотря на специфику регулируемых таможенным правом отношений, дан­ное нормативно-правовое образование не имеет такого необходи­мого для самостоятельной правовой отрасли атрибута, как метод правового регулирования, что таможенное право использует метод административного права и, следовательно, является его состав­ляющей.

Несмотря на убедительность доводов сторонников включения таможенного права в состав отрасли административного права, в целом с их позицией трудно согласиться. Действительно, в нашей стране (и не только в ней) изначально таможенное право зароди­лось в недрах административного права и развивалось в качестве его института. В советские времена, когда в условиях администра­тивно-командного управления экономикой над любыми перемеще­ниями товаров осуществлялся жесткий государственный контроль, в существовании отдельной отрасли таможенного права необходи­мости не было.

Однако с развитием рыночных экономических отношений, с ли­квидацией государственной монополии в сфере внешней торговли возникла необходимость в особом регулировании отношений в сфере таможенного дела. Отношения, связанные с перемещением матери­альных ценностей через границы государства, вышли из-под полно­го контроля государства и стали нуждаться в особом регулирова­нии, отличном от административно-распорядительного. Таможенные правоотношения приобрели значительную специфику. Во много раз вырос и объем законодательства, посвященного регулированию та­моженных вопросов. B результате динамичного развития к настоя­щему времени таможенное право имеет не только свой весьма об­ширный предмет, но и совершено специфичный метод правового регулирования, отличный от административно-правового. B связи с этим представляется более обоснованным мнение о том, что та­моженное право представляет собой не составную часть админист­ративного права, а самостоятельную отрасль права.

Современное российское таможенное право продолжает дина­мично развиваться вместе с рыночными отношениями. Оно функ­ционирует и прогрессирует с учетом и на базе интеграции россий­ской экономики в мировое хозяйство, оказывающей значительное влияние как на развитие внутриэкономических процессов, так и на характер внешнеэкономической жизни страны. И главной целью таможенного права и таможенного дела, определяющей характер правового регулирования в этой области, является сближение с об­щепринятыми международными нормами и господствующей таможен­ной практикой.

Предмет и метод таможенного права. Отрасль права представляет собой систему правовых норм, определяемую собственными пред­метом и методом правового регулирования. Поэтому для полной и детальной характеристики любой отрасли права необходимо оп­ределить ее предмет и метод. Эти два элемента позволяют иденти­фицировать нормативно-правовое образование как самостоятель­ную отрасль права и отделить ее от других отраслей.

B основу разграничения отраслей права юридическая наука тра­диционно кладет предмет правового регулирования, т.е. специфиче­ский круг общественных отношений, регулируемый нормами этой отрасли. Предмет правового регулирования, его специфика, позво­ляющая выделить отрасль, определяет и особенности метода регу­лирования отрасли права. Предмет правового регулирования — ве­дущий критерий для идентификации отрасли права.

Предметом таможенного права являются общественные отно­шения в сфере таможенного дела. Это довольно сложный комплекс отношений, имеющий собственную структуру и продолжающий динамично развиваться.

Отношения, входящие в предмет регулирования таможенного права, можно классифицировать следующим образом:

1) отношения, связанные с организацией таможенного дела в стране (основы таможенной политики, структура таможенных орга­нов, их правовой статус, компетенция и правовое положение их должностных лиц);

2) отношения, связанные с перемещением через таможенную гра­ницу государства товаров и транспортных средств (их оформление, взимание таможенных платежей, таможенный контроль);

3) отношения, характеризующие таможенные режимы (их статус, порядок определения, механизмы реализации);

4) отношения, связанные со специальными таможенными про­цедурами;

5) отношения, связанные с совершением правонарушений в та­моженной сфере (виды таких правонарушений, борьба с ними, уго­ловная и административная ответственность в таможенном деле, произ­водство по делам о нарушении таможенного законодательства);

6) отношения, связанные с участием России в международно­правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (цели, принципы, формы такого сотрудничества, основные его направления).

Таможенное право регулирует отношения, затрагивающие инте­ресы общества в целом и государства. Перемещение через тамо­женную границу товаров и транспортных средств — важнейших элементов экономического оборота — напрямую связано с обеспе­чением государственной экономической (и не только экономиче­ской) безопасности, эти отношения во многом определяют жизнь и развитие общества. Поэтому можно сделать вывод о том, что предмет правового регулирования этой отрасли права носит пуб­лично-правовой характер.

B предмете правового регулирования таможенного права доми­нирующую роль играют отношения, связанные с властно-распоря­дительной деятельностью таможенных и некоторых иных органов государственной власти (действующих в сфере таможенного дела), их подразделений и должностных лиц. Определение их правового статуса, компетенции, порядка работы является главной задачей таможенного права.

Таким образом, предмет таможенного права носит публично­правовой характер.

Предписания таможенного права направлены непосредственно на регулирование общественных отношений, складывающихся ме­жду физическими и юридическими лицами по поводу экономиче­ской, властно-распорядительной, политической и иными видами деятельности, связанными с пересечением таможенной границы и внешнеэкономической деятельностью. Другими словами, предмет таможенного права носит материальный характер.

Система отношений, подлежащих регулированию нормами та­моженного права, отражает структуру таможенного дела, и особен­ности этой системы определяются спецификой каждого из состав­ляющих ее блоков. Эти особенности обусловливают относительную обособленность этих групп, их некоторую автономию в общем мас­сиве предмета регулирования таможенного права. Однако обособ­ленность составляющих этого комплекса общественных отношений не означает их изолированности. Единство таможенного права как нормативно-правовой системы является результатом тесной связи этих отношений, их взаимообусловленности и взаимоопределяемо- сти, которые являются проявлением единства целей правового ре­гулирования в этой сфере социальной жизни, единства обществен­ного интереса. Неоднородность и в то же время тесная взаимосвязь между отношениями, составляющими предмет таможенного права, обусловливают комплексный характер этой отрасли отечественного права, его структуру и взаимосвязь между ее институтами.

Особенности предмета таможенного права обусловливают спе­цифику метода правового регулирования этой отрасли российского права.

Под методом правового регулирования в правовой науке тради­ционно понимается система приемов и способов, используемых для регулирования отношений, входящих в предмет отрасли права. Вы­деляются два таких метода. Императивный метод предписывает уча­стникам правоотношений придерживаться строго определенных правил поведения вне зависимости от их воли, без всякой возмож­ности выбора. Здесь превалируют отношения неравных сторон, од­на из которых подчиняется другой. Диспозитивный предполагает предоставление участникам правоотношений возможности само­стоятельно определить свое поведение в рамках, установленных за­коном, самостоятельно сделав определенный, предусмотренный пра­вовыми предписаниями выбор. Первый метод более характерен для публичных отраслей права, второй — для отраслей, относящихся к частному праву.

В чистом виде эти методы не применяются. Метод любой от­расли права представляет собой комплекс этих основных методов, и специфика метода правового регулирования определяется тем, какой из методов и в какой мере превалирует.

Метод таможенного права может быть определен как импера­тивно-диспозитивный. В таможенном праве как в комплексной от­расли для регулирования общественных отношений применяется единый комплексный метод, в котором находят место и диспози­тивное, и императивное начала. Большая часть норм этой отрасли носит императивный характер, предписывая жесткий порядок пере­мещения товаров через таможенную границу. Таможенное законода­тельство в приказной форме подробно регламентирует все таможен­ные процедуры (например, связанные с таможенным оформлением товаров, с таможенным контролем и др.), четкое и неукоснительное соблюдение которых обязательно и независимо от воли субъектов правоотношений.

Вместе с тем в таможенном праве присутствует и диспозитивный элемент. Например, лица, перемещающие товары через таможен­ную границу, самостоятельно выбирают (в соответствии с законом), какой таможенный режим для этих товаров им избрать. Они вольны в этом случае самостоятельно определять свои права и обязанности — в пределах, установленных законом. И подобных диспозитивных положений в таможенном законодательстве можно найти немало. Именно наличие диспозитивности в методе правового регулирова­ния таможенного права, значительная роль диспозитивных предпи­саний в процессе регулирования позволяют отличать метод этой отрасли права от метода административного права.

Характер предмета и метода правового регулирования таможен­ного права позволяет отнести эту отрасль к разряду публично-пра­вовых отраслей, а также сделать вывод о том, что таможенное право является материальной отраслью.

Субъекты таможенного права. Субъекты таможенного права — это участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере. Именно их поведение регули­руется нормами таможенного права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли.

Субъекты таможенного права делятся на три большие группы.

Общие субъекты — физические и юридические лица, имеющие отношение к международным коммерческим отношениям, участ­вующие в них прямо или косвенно. Они рассматриваются как об­щие субъекты, так как участвуют в таможенных правоотношениях, не обладая специальным правовым статусом.

Действующее таможенное законодательство (ст. 16 ТК РФ) ус­танавливает, что, если перемещение товаров через таможенную гра­ницу осуществляется в соответствии с внешнеэкономической сдел­кой, заключенной российским лицом, субъектом таможенных пра­воотношений является российское лицо, которое заключило такую внешнеэкономическую сделку или от имени либо по поручению которого эта сделка заключена.

Если же перемещение товаров через таможенную границу осу­ществляется без заключения внешнеэкономической сделки россий­ским лицом, в качестве субъекта таможенного права может рас­сматриваться лицо, имеющее право владения и (или) право пользо­вания товарами на таможенной территории Российской Федерации, или же иные лица, которые в соответствии с гражданским законо­дательством Российской Федерации и (или) с действующим тамо­женным законодательством могут совершать юридически значимые действия от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Специальные субъекты — это таможенные органы и государственные служащие, работающие в таможенных органах. Специфика этого вида участников таможенных правоотношений выражается в наличии у них особого правового статуса — установленной таможенным правом ком­петенции таможенных органов. Эти субъекты таможенного права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочия­ми в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми этой же компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные требования.

Специальный правовой статус таможенных органов и их служа­щих устанавливается и изменяется таможенным законодательством, а также специальными актами о государственной службе. Специ­фика их правового статуса обусловливается тем, что они являются обязательными участниками таможенных правоотношений.

Иные субъекты таможенного права — международные организа­ции, имеющие отношение к таможенному делу. Их права и обязан­ности устанавливаются не национальным законодательством, а ак­тами международного таможенного права — международными до­говорами и соглашениями, составляющими Специальную часть та­моженного права. Это как специализированные таможенные орга­низации, осуществляющие свою деятельность только в таможенной сфере, например Bсемирнaя торговая организация ^ТО) и Совет таможенного сотрудничества, так и международные организации с более широкой сферой деятельности, помимо прочего работающие в сфере таможенных отношений, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) или BTO.

ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА

Предмет и метод таможенного права

Современные подходы к определению места таможенного права в системе российского права

Таможенное право — относительно молодая, по историческим меркам, отрасль права. Основные институты таможенного права сформировались в короткие сроки в непростых условиях масштабных социально-экономических преобразований. В результате указанных преобразований претерпели революционные изменения методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Сложность и противоречивость процессов правового обеспечения таможенного дела, постоянные трансформации базовых норм таможенного права не дают возможности сформироваться устойчивой общепризнанной доктрине, указывающей на место таможенного права в системе российского права. Анализируя труды ведущих специалистов в области таможенного права, можно выделить основные направления правовой мысли, связанные с характеристикой таможенного права как самостоятельной единицы системы российского права:

1) характеристика таможенного права как комплексной отрасли российского законодательства;

2) характеристика таможенного права как подотрасли административного права.

Авторы настоящего учебника исходят из следующего понимания таможенного права как отрасли права.

Таможенное право — это комплексная отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм различной правоотраслевой принадлежности, предназначенных для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу.

Характерные черты таможенного права представлены на схеме (рис. 2.1). Основная черта таможенного права — комплексный характер данной отрасли. Теория о существовании в системе права комплексных отраслевых образований позволяет говорить о возможности существования комплексных правовых институтов, объединяющих нормы, имеющие отношение к различным отраслям российского права. Таможенное право как отрасль права включает в себя

Рис. 2.1. Характерные черты таможенного права

нормы конституционного, гражданского, административного, уголовного, уголовно-процессуального, финансового права.

Характеристика таможенного права как комплексной отрасли права должна основываться на выделении для данной отрасли специфических: предмета; метода; объекта; субъектов; системы источников.

Предмет таможенного права

Предмет таможенного права — общественные отношения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств международных перевозок через таможенную границу.

Для полной характеристики предмета таможенного права необходимо выделить отдельные группы общественных отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с организацией государственной службы в таможенных органах;

• общественные отношения, связанные с таможенным оформлением1;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей;

• общественные отношения, связанные с таможенным контролем;

• общественные отношения, связанные с иными видами государственного контроля, которые осуществляются таможенными органами;

• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики, ТП ВЭД ТС;

• общественные отношения, связанные с совершением правонарушений в области таможенного дела;

• общественные отношения, связанные с координированием, консультированием и предварительными решениями, осуществляемыми таможенными органами;

• общественные отношения, связанные с обжалованием и рассмотрением решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в области таможенного дела.

Особенности перечисленных видов общественных отношений:

• структура общественных отношений, составляющих предмет таможенного права, тесно связана со структурой таможенного дела, во многом совпадая с ней;

• указанная классификация общественных отношений находит подтверждение в структуре важнейших документов, регламентирующих таможенное дело: ТК ТС и Законе о таможенном регулировании;

• данные группы общественных отношений оказывают влияние па формулировку основных функций таможенных органов, так как деятельность указанных органов направлена на осуществление таможенного дела.

4. Предмет, метод и принципы таможенного права

4. Предмет, метод и принципы таможенного права

Таможенное право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных государством и предназначенных для регулирования широкого круга таможенных правоотношений.

Таможенное право, как и любая другая отрасль права, имеет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в таможенном праве является широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства как составной его внутренней и внешней политики.

Предмет таможенного права содержит емкий, с достаточно сложной системой комплекс регулируемых отношений, который следует разделять на отдельные элементы по характеру этих отношений. Назовем лишь некоторые положения из ТК РФ:

1) общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела (гл. 2 ТК РФ);

2) общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (разд. 2 ТК РФ);

3) общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов (гл. 4—18 ТК РФ);

4) общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. 3 ТК РФ);

5) общественные отношения, связанные с предварительными операциями (гл. 22 ТК РФ);

6) общественные отношения, связанные с таможенным оформлением (гл. 21 ТК РФ).

Таможенное право традиционно характеризуется двумя основными методами: императивным и диспозитивным:

1) императивный метод характеризуется неравенством сторон, между которыми возникают те или иные правовые отношения, т. е. между таможенными органами и отдельными лицами, пересекающими таможенную границу;

2) диспозитивный метод заключается в возможности согласования с таможенными органами отдельных положений договоров, заключаемых при пересечении таможенной границы.

Существует несколько принципов таможенного права:

1) принцип законности. В основе этого принципа лежит обязательное соблюдение всеми участниками таможенных отношений Конституции РФ, установленных государством законов и иных нормативных правовых актов в области таможенной политики вне зависимости от статуса лиц и органов, вступающих в таможенные правоотношения;

2) принцип демократизма. Этот принцип обозначает, что таможенное право служит государству и народу своей страны, а также что все субъекты таможенных правоотношений имеют равные права в осуществлении своей внешнеэкономической деятельности;

3) принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Он означает, что таможенное право не может реализовываться на основе устаревших методов и порядков. Оно должно находиться в постоянном поиске новых способов достижения таможенной политики;

4) принцип свободы выбора таможенного режима, суть которого заключается в свободном выборе таможенного режима лицами, экспортирующими либо импортирующими товары через таможенную границу.