Правовые основы организации банковского надзора и контроля

07.03.2019 Выкл. Автор admin

1. Правовые основы банковского надзора

Банковский надзор – вид публично-правовой деятельности, основной целью которой является поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Существует три формы банковского надзора :

1) предварительный (на этапе выдачи лицензии на осуществление банковских операций);

2) текущий (в ходе текущей деятельности кредитной организации);

3) «последующий» (надзор за «проблемными банками» (частично), вопросы отзыва лицензии на осуществление банковских операций, вопросы ликвидации (в том числе в порядке банкротства) кредитных организаций).

В каждой из форм банковского надзора применяются следующие методы:

1) установление специфических требований на уровне федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России;

2) контроль за выполнением указанных требований – документарный (при исследовании представляемых кредитной организацией (лицами, создающими кредитную организацию, иными лицами, связанными с деятельностью кредитной организации) документов, в том числе отчетности) либо предполагающий непосредственное исследование деятельности кредитной организации на месте (проверки, в том числе инспекционные);

3) принуждение кредитной организации к выполнению указанных требований (отказ в выдаче лицензии, применение мер предупреждения нарушений, применение наказания в административном или судебном порядке).

Основной целью предварительного надзора является оценка того, насколько учредители кредитной организации, ее потенциальные руководители готовы с точки зрения финансовой, управленческой, технической к обеспечению надлежащей устойчивости развития кредитной организации.

В ходе предварительного надзора подлежат исследованию нижеперечисленные основные вопросы, связанные с оценкой готовности создаваемой кредитной организации к осуществлению деятельности:

1) финансовое состояние учредителей, прозрачность их деятельности, их деловая репутация;

2) источники происхождения вкладов в уставный капитал кредитной организации;

3) кредитная организация в системе иных корпоративных структур (в том числе банковской группы и банковского холдинга);

4) профессиональные качества, а также деловая репутация руководителей кредитной организации;

5) структура управления кредитной организации;

6) перспективы деятельности кредитной организации с учетом структуры рынка, предполагаемой бизнес-ориентации, конкурентной среды (так называемый бизнес-план);

7) наличие помещения для размещения кредитной организации, отвечающего соответствующим техническим стандартам (так называемое банковское здание), а также необходимого для осуществления банковской деятельности технического оборудования;

8) учредительные и иные документы кредитной организации. При несоответствии каких-либо параметров деятельности кредитной организации установленным требованиям ее документы могут быть возвращены на доработку либо может последовать отказ в выдаче лицензии на осуществление банковских операций (ст. 16 Закона о банках.

Целью банковского надзора, осуществляемого в форме текущего надзора, является создание условий, при которых кредитная организация могла бы эффективно управлять рисками, возникающими в ходе ее деятельности. К основным рискам относятся:

а) кредитный риск – риск невозврата средств в установленный срок контрагентом банка. Хотя чаще всего кредитный риск ассоциируется с выдачей кредитов, он возникает в каждом случае, когда противоположная сторона берет на себя обязательство осуществить платеж или погасить обязательство перед банком, например при операциях с иностранной валютой или ценными бумагами;

б) риск ликвидности – риск, обусловленный тем, что банк сам может оказаться не в состоянии выполнить взятые обязательства по наступлении срока их погашения;

в) риск доходности – риск, связанный с тем, что активы банка могут принести меньший доход, нежели расходы, обусловленные его обязательствами;

г) рыночный риск – риск потери, обусловленной изменениями рыночной цены финансовых инструментов, принадлежащих банку. Такие инструменты включают облигации, обыкновенные акции, иностранную валюту и связанные с ней «деривативы» (например, фьючерсные или опционные контракты);

д) операционный риск – риск, связанный со сбоем в банковских процедурах или системах контроля как в силу внешних причин, так и вследствие ошибки или мошенничества внутри организации;

е) корпоративный риск – риск, обусловленный тем, что основные учредители (участники) кредитной организации, а также ее руководители могут не соответствовать занимаемой должности из-за низкой квалификации либо негативной деловой репутации.

Любой банковский риск увеличивается, если существует в концентрированной форме, например, при большой зависимости от одного или группы взаимосвязанных контрагентов, промышленных секторов или валют.

В соответствии с Законом о Банке России Банк России устанавливает значение ряда обязательных нормативов (т. е. определяет обязательные предельные величины рисков, которые может взять на себя кредитная организация или банковская группа), в том числе (ст. 62 Закона):

– предельный размер имущественных (неденежных) вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала;

– нормативы достаточности собственных средств (капитала);

– нормативы ликвидности кредитной организации;

– максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

– максимальный размер крупных кредитных рисков;

– размеры валютного, процентного и иных финансовых рисков;

– максимальный размер кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией (банковской группой) своим участникам (акционерам);

– нормативы использования собственных средств (капитала) кредитной организации для приобретения акций (долей) других юридических лиц;

– минимальный размер резервов, создаваемых под риски.

Указанные обязательные нормативы могут устанавливаться Банком России для банковских групп. Порядок и методика расчета обязательных нормативов банков определены в Инструкции Банка России № 110-И.

Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка (Н1) регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Норматив достаточности собственных средств (капитала) банка определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, взвешенных по уровню риска. В расчет норматива достаточности собственных средств (капитала) банка включаются:

– величина кредитного риска по активам, отраженным на балансовых счетах бухгалтерского учета (активы за вычетом созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, взвешенные по уровню риска);

– величина кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера;

– величина кредитного риска по срочным сделкам;

– величина рыночного риска.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н1 устанавливается в зависимости от размера собственных средств (капитала) банка:

для банков с размером собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, – 10 %;

для банков с размером собственных средств (капитала) менее суммы, эквивалентной 5 млн евро, – 11 %.

В целях определения размера собственных средств (капитала) кредитной организации Банк России проводит оценку ее активов и пассивов на основании методик оценки, устанавливаемых нормативными актами Банка России. Кредитная организация обязана отразить в своей бухгалтерской и иной отчетности размер собственных средств (капитала), определенный Банком России.

Если размер собственных средств (капитала) кредитной организации окажется меньше размера уставного капитала кредитной организации, определенного ее учредительными документами, Банк России обязан направить в такую кредитную организацию требование о приведении в соответствие величины собственных средств (капитала) и размера уставного капитала. Кредитная организация обязана исполнить требование Банка России в порядке, сроки и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве кредитных организаций.

Банк России устанавливает условия включения субординированных кредитов (депозитов, займов, облигационных займов) в состав источников собственных средств (капитала) кредитной организации, а также условия исключения субординированных кредитов из состава источников собственных средств. Сумма субординированного кредита после предварительного согласования с Банком России может быть исключена из расчета собственных средств (капитала) кредитной организации при досрочном расторжении договора субординированного кредита (депозита, займа), досрочном погашении облигаций по инициативе кредитной организации – заемщика.

Банк России вправе приостановить выплату основной суммы долга и (или) процентов по договору субординированного кредита (депозита, займа) или облигациям в случаях, если приостановление выплат предусмотрено договором субординированного кредита (депозита, займа) или зарегистрированными условиями эмиссии облигаций и осуществление очередных платежей в пользу кредиторов приведет к возникновению оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, установленных Законом о банкротстве кредитных организаций. Одновременно Банк России устанавливает запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также запрет на распределение прибыли между ее учредителями (участниками), выплату им дивидендов, удовлетворение требований учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации. Приостановление выплат по договору субординированного кредита (депозита, займа) или по облигациям и запрет на принятие кредитной организацией решений о распределении прибыли, выплате (объявлении) дивидендов, а также остальные вышеперечисленные запреты подлежат отмене при условии устранения реальной угрозы возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства по ходатайству кредитной организации, представляемому в порядке, установленном Банком России.

Норматив мгновенной ликвидности банка (Н2) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня и определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н2 устанавливается в размере 15 %.

Норматив текущей ликвидности банка (Н3) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в течение ближайших к дате расчета норматива 30 календарных дней и определяет минимальное отношение суммы ликвидных активов банка к сумме пассивов банка по счетам до востребования и на срок до 30 календарных дней.

Минимально допустимое числовое значение норматива Н3 устанавливается в размере 50 %.

Норматив долгосрочной ликвидности банка (Н4) регулирует (ограничивает) риск потери банком ликвидности в результате размещения средств в долгосрочные активы и определяет максимально допустимое отношение кредитных требований банка с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней к собственным средствам (капиталу) банка и обязательствам (пассивам) с оставшимся сроком до даты погашения свыше 365 или 366 календарных дней.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.

Норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении одного заемщика или группы связанных заемщиков и определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику или группе связанных заемщиков к собственным средствам (капиталу) банка.

Норматив Н6 рассчитывается по группе связанных заемщиков, являющихся по отношению друг к другу в соответствии со ст. 64 Закона о Банке России зависимыми или основными и дочерними.

В целях отнесения хозяйственных обществ к группе связанных заемщиков применяются правила ст. 105 и 106 Гражданского кодекса РФ.

В иных случаях заемщики – юридические лица включаются в группу связанных заемщиков, если один из заемщиков может прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков), или третье лицо, которое может также являться самостоятельным заемщиком, оказывает существенное прямое или косвенное влияние на решения, принимаемые органами управления другого заемщика (других заемщиков).

Норматив Н6 рассчитывается также по группе связанных заемщиков, если заемщики:

– входят в состав банковской группы или банковского холдинга, в состав финансово-промышленной группы;

– являются близкими родственниками по отношению друг к другу, определенными в качестве таковых федеральными законами;

– являются лицами, способными оказывать существенное прямое или косвенное (через третьих лиц) влияние на решения, принимаемые органами управления юридических лиц-заемщиков.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н6 устанавливается в размере 25 %.

Норматив максимального размера крупных кредитных рисков (Н7)

регулирует (ограничивает) совокупную величину крупных кредитных рисков банка и определяет максимальное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и размера собственных средств (капитала) банка.

В соответствии со ст.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н7 устанавливается в размере 800 %.

Норматив максимального размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам) (Н9.1) , регулирует (ограничивает) кредитный риск банка в отношении участников (акционеров) банка и определяет максимальное отношение размера кредитов, банковских гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам (акционерам), к собственным средствам (капиталу) банка.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н9.1 устанавливается в размере 50 %.

Норматив совокупной величины риска по инсайдерам банка (Н10.1)

регулирует (ограничивает) совокупный кредитный риск банка в отношении всех инсайдеров, к которым относятся физические лица, способные воздействовать на принятие решения о выдаче кредита банком. Норматив Н10.1 определяет максимальное отношение совокупной суммы кредитных требований к инсайдерам к собственным средствам (капиталу) банка.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н10.1 устанавливается в размере 3 %.

Норматив использования собственных средств (капитала) банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12) регулирует (ограничивает) совокупный риск вложений банка в акции (доли) других юридических лиц и определяет максимальное отношение сумм, инвестируемых банком на приобретение акций (долей) других юридических лиц, к собственным средствам (капиталу) банка.

Максимально допустимое числовое значение норматива Н12 устанавливается в размере 25 %.

Банки обязаны соблюдать установленные обязательные нормативы ежедневно. Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива.

Банк России устанавливает методики определения собственных средств (капитала) кредитной организации, активов, пассивов и размеров риска по активам для каждого норматива с учетом международных стандартов и консультаций с кредитными организациями, банковскими ассоциациями и союзами. При этом он вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее чем за один месяц до их введения в действие.

Ежемесячно по состоянию на первое число каждого месяца банки обязаны представлять в территориальные учреждения Банка России, осуществляющие надзор за их деятельностью, сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях по формам отчетности, установленным Указанием Банка России от 16 января 2004 г. № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации». [91]

Банк обязан по требованию Банка России и (или) территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за его деятельностью, представлять сведения о расчете обязательных нормативов и их значениях на внутримесячную дату (даты) по формам отчетности, установленным Банком России.

В случае предъявления Банком России и (или) его территориальным учреждением требования о представлении расчета обязательных нормативов на внутримесячную дату (даты) все показатели, участвующие в расчете обязательных нормативов, в том числе показатель собственных средств (капитала) и величина резервов, рассчитываются на дату расчета обязательных нормативов.

Кроме указанных нормативов Банк России устанавливает в соответствии со ст. 38 Закона о Банке России норматив обязательных резервов (размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации). Указанный норматив устанавливается Советом директоров Банка России и публикуется в «Вестнике Банка России».

Резервные требования применяются в целях регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

Обязанность кредитной организации по выполнению резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на осуществление банковских операций. Выполнение кредитной организацией резервных требований является необходимым условием осуществления банковских операций.

Депонирование обязательных резервов производится на счетах по учету обязательных резервов в валюте Российской Федерации путем их перечисления на счета по учету обязательных резервов в безналичном порядке. Депонирование на счетах по учету обязательных резервов осуществляется отдельно по обязательствам в валюте Российской Федерации и по обязательствам в иностранной валюте.

Регулирование размера обязательных резервов производится Банком России ежемесячно. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Использование обязательных резервов осуществляется в соответствии с законодательством РФ, Положением Банка России от 29 марта 2004 г. № 255-П «Об обязательных резервах кредитных организаций» [92] и иными нормативными актами Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 % обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Указанные нормативы не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются.

После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России требует, чтобы системы корпоративного управления кредитной организации соответствовали принимаемым рискам. В частности, кредитная организация обязана создать органы внутреннего контроля.

Банк России осуществляет проверку кредитной организации как на основе представляемой ею документов, в частности, отчетности, которая должна отражать основные показатели деятельности кредитной организации, а также с помощью проведения инспекторских проверок. Порядок проведения проверок регулируется ст. 73 Закона о Банке России. [93]

Если в деятельности кредитной организации выявляются какие-либо нарушения, либо осуществляемые ею операции начинают носить характер реальной угрозы для ее кредиторов, то Банк России применяет в соответствии со ст. 75 Закона о Банке России, а также в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций различные меры, в частности: направляет предписание об устранении допущенных нарушений, взыскивает штраф; направляет требование о замене руководителей кредитной организации; вводит изменение установленных для кредитной организации обязательных нормативов; направляет учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предложение предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов; направляет требование об осуществлении кредитной организацией мер по ее финансовому оздоровлению; направляет требование об осуществлении реорганизации кредитной организации; направляет требование о приведении в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) и др.

Ряд наказаний также предусмотрен КоАП РФ (ст. 14.14, 15.25, 15.26, 194 и др.).

В случае, если финансовое состояние кредитной организации становится критическим и возникает реальная угроза того, что кредитная организация окажется не в состоянии выполнять свои обязательства перед кредиторами, то Банк России вправе (в некоторых случаях обязан) предпринять меры по уменьшению негативных последствий развития событий.

К основному институту так называемого предупреждения банкротства следует отнести назначение Банком России временной администрации по управлению кредитной организацией (ст. 75 Закона о Банке России, гл. III Закона о банкротстве кредитных организаций). Временная администрация – институт «двойной» правовой природы – признается «специальным органом управления кредитной организации» (ст. 16 Закона о банкротстве кредитных организаций) и одновременно мерой воздействия.

Если нарушения кредитной организации приобретают характер постоянно повторяемых и (или) ее финансовое положение не позволяет говорить, что кредитная организация будет в состоянии исполнить все свои обязательства, то Банк России отзывает у такой кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций определены в ст. 20 Закона о банках и подразделяются на две группы: к первой группе относятся основания, когда Банк России может (но не обязан) отозвать лицензии, ко второй группе – основания, когда Банк России обязан отозвать лицензию.

При наступлении обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 20 Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в течение 15 дней со дня получения органами Банка России, ответственными за отзыв указанной лицензии, достоверной информации о наличии оснований для отзыва этой лицензии у кредитной организации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по иным основаниям, чем указанные в ст. 20 Закона о банках, не допускается.

Решение Банка России об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций вступает в силу со дня принятия соответствующего акта Банка России и может быть обжаловано в течение 30 дней со дня публикации сообщения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций в «Вестнике Банка России». Обжалование указанного решения Банка России, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают действия указанного решения Банка России.

Сообщение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в недельный срок со дня принятия соответствующего решения.

Обратим внимание, что само полномочие Банка России по отзыву у кредитной организации лицензии носит в системе российского права исключительный характер, так как является административным (внесудебным) решением , в то время как решение об аннулировании лицензии по иным видам деятельности, которые в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [94] подлежат лицензированию, принимаются судом. По инициативе Верховного Суда РФ соответствие Конституции РФ полномочия Банка России отзывать лицензию стало предметом рассмотрения Конституционного суда РФ, который признал, что отзыв лицензии прямо связан с конституционными полномочиями Банка России, предусмотренными ст. 75 (ч. 2) Конституции РФ и не противоречит иным ее положениям. [95]

Правовыми последствиями отзыва лицензии являются обязанность Банка России совершить ряд управленческих действий, а также неотвратимые изменения в правовом статусе кредитной организации (ст. 20 Закона о банках). В частности, законом установлены:

– обязанность ликвидации кредитной организации в соответствии с требованиями ст. 23.1 указанного Закона, а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Закона о банкротстве кредитных организаций;

– обязанность Банка России назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией (для предотвращения неправомерных действий со стороны руководителей кредитной организации), которая будет действовать до назначения ликвидатора или конкурсного управляющего.

Кроме того, с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций ограничивается дееспособность кредитной организации, а также «замораживаются» отношения с кредиторами кредитной организации, в частности, связанные с исполнением ею обязательств.

Более подробно вопросы, связанные с отзывом лицензии у кредитной организации и правовые последствия отзыва лицензии были рассмотрены в гл. 7.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ

Правовые основы организации надзора и контроля законодательно определены следующими законами.

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому Закону Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Содержание надзора со стороны Банка России — постоянный контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства.

Помимо банковского надзора федеральное законодательство предусматривает и другие виды государственной надзорно — контрольной деятельности в банковском секторе. Объектами данной деятельности являются не только кредитные организации, но и Банк России. Так,например, финансовая отчетность Банка России подлежит внешнему аудиту по решению Национального банковского совета, за Банком России ведется прокурорский надзор и т.д.

Широко используются в банковской сфере налоговый, таможенный, финансовый, валютный контроль. Применяются также негосударственные формы контроля, например, внешний и внутренний аудит, внутренний контроль в кредитных организациях. Кроме того, в процессе банковской деятельности Банк России и кредитные организации применяют гражданско-правовой контроль.

Главная цель банковского регулирования и надзора — поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организации, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Проверки могут осуществляться уполномоченными советом директоров представителями Банка России и по его поручению аудиторскими фирмами.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности». В этом Законе указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае выявленных нарушений кредитной организации.

В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора:

    применять к кредитной организации меры;
  • требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений;
  • взыскивать штраф в размере до 0,1% размера минимального уставного капитала;
  • ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.

В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операций создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

взыскать с кредитной организации штраф до 1 % размера оплаченного уставного капитала, но не более 1% минимального размера уставного капитала;

потребовать от кредитной организации:

  • осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов,
  • замены руководителей кредитной организаций,
  • реорганизации кредитной организации;

изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до года, а также на открытие филиалов на срок до года;

назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В РОССИИ

Правовые основы организации надзора и контроля определены:

а) в Федеральном Законе от 27.06.02 N 394-1 (с изменениями и дополнениями) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» в статье 4 читаем: «Банк России выполняет следующие функции: . осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; . .» [2]

В статье 7 также указанно: «Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. [2]

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

В главе X «Банковское регулирование и надзор» в статье 56 сказано, что: «Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Регулирующие и надзорные функции Банка России, установленные настоящим Федеральным законом, осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций. Структура Комитета банковского надзора утверждается Советом директоров. Руководитель Комитета банковского надзора назначается Председателем Банка России из числа членов Совета директоров».

В статье 73 выше названного Закона подчеркивается, что: «Для осуществления своих функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям. Проверки могут осуществляться уполномоченными представителями (служащими) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторскими организациями. Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяется Советом директоров. При осуществлении функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России не вправе проводить более одной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. При этом проверкой могут быть охвачены только пять календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки. Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:

если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;

в порядке контроля за деятельностью территориального учреждения Банка России, проводившего проверку. Повторная проверка кредитной организации (ее филиала) в порядке указанного контроля проводится Банком России на основании мотивированного решения Совета директоров;

по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

б) в Федеральном Законе от 02.12.90 N 395-1 (ред. от 19.06.01) «О банках и банковской деятельности» в главе VII «Бухгалтерский учет в кредитных организациях и надзор за их деятельностью», в статье 41 говорится, что: «Надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России в соответствии с федеральными законами» [1].

В статье 19 выше названного Закона указаны меры Банка России, применяемые им в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов и нормативных актов Банка России.

«В случае нарушения федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, устанавливаемых им обязательных нормативов, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, а также совершения действий, создающих реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

В статье 75 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации»: в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

1) взыскать с кредитной организации штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента минимального размера уставного капитала;

2) потребовать от кредитной организации:

осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

замены руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

осуществления реорганизации кредитной организации.

3) изменить на срок до шести месяцев установленные для кредитной организации обязательные нормативы;

4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев. Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

6) ввести запрет на осуществление реорганизации кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов [2].

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

Кредитная организация не может быть привлечена Банком России к ответственности за совершение нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи, если со дня его совершения истекло пять лет.

Банк России может обратиться в суд с иском о взыскании с кредитной организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи».

Понятие и правовые основы банковского надзора в Российской Федерации

Неретин Максим Сергеевич, аналитик нефтяной компании «Татнефть».

Проблемы обеспечения законности и правопорядка в банковской системе имеют как никогда актуальное значение. Совершенствование института банковского надзора зависит от целого ряда обстоятельств. В настоящее время необходимо совершенствование правовых основ банковского надзора, оптимальное определение средств банковского надзора. Одной из главных проблем в механизме осуществления банковского надзора является определение данной дефиниции. Категория «надзор» как правовая категория исследовалась в научной литературе. Проблеме надзора посвящено достаточно много научных работ. Преимущественно в научной литературе исследовался институт прокурорского надзора , а также надзор, осуществляемый в сфере внутренних дел . Кроме того, контрольно-надзорная деятельность исследовалась в теоретическом аспекте .

См.: Стуканов А.П. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции Российской Федерации. СПб., 2000.
См.: Бекетов О.И. Административный надзор. Омск, 1985; Денисов Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 51; Зырянов С.М. Административно-надзорная деятельность федеральных органов исполнительной власти. М., 2004.
См.: Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и элементы // Государство и право. 2008. N 1. С. 100; Беляев В.П. О проблемах эффективности государственного контроля // Правоведение. 2006. N 2. С. 66.

М.И. Еропкин, исследовав проблемы управления в сфере внутренних дел, отмечал, что «административный надзор — это систематическое наблюдение органов милиции за точным исполнением должностными лицами и гражданами законов и иных нормативных актов в целях обеспечения общественного порядка, предупреждения и пресечения нарушений, выявления нарушителей и принятия к ним мер общественного или административного воздействия» .

См.: Еропкин М.И. Управление в области охраны общественного порядка. М., 1965. С. 97.

Ф.С. Розаренов административный надзор определял как систематическое наблюдение органов управления за точным и неуклонным выполнением общеобязательных правил в целях предупреждения, пресечения их нарушений, выявления и привлечения нарушителей к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия» . Р.И. Денисов в самом общем виде говорит о том, что сущность административного надзора характеризуется его целевой направленностью, которая заключается в удержании поднадзорных объектов в заданном правовом режиме .

См.: Розаренов Ф.С., Котюргин С.И. Административный надзор советской милиции. М., 1979. С. 10; Котюргин С.И. Функции советской милиции. Омск, 1975. С. 85.
См.: Денисов Р.И. Административный надзор: сущность и соотношение с контролем // Проблемы теории и практики административной ответственности. М., 1983. С. 51.

В научной литературе исследовались проблемы контрольно-надзорной деятельности и в банковской системе . М.В. Максимов, исследовав проблемы контроля и надзора в банковской деятельности, отмечает, что в отличие от контроля надзор характеризуется отсутствием отношений подчиненности между надзорными органами и поднадзорными лицами. Надзор предусматривает право надзорного органа оценивать деятельность поднадзорного лишь с точки зрения законности, а не целесообразности. При этом вмешательство надзорного органа в оперативную, хозяйственную и иную самостоятельную деятельность поднадзорного лица не допускается .

См.: Гейвандов Я.А. Содержание и основные направления государственной надзорно-контрольной деятельности в банковской сфере // Юрист. 2000. N 6. С. 24; Фетисов А.А. Контроль Центрального банка РФ за деятельностью коммерческих банков: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2001; и др.
См.: Максимов М.В. Особенности правового регулирования контроля и надзора в сфере банковской деятельности в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.

В.Н. Елизаров определяет банковский надзор через контроль. В частности, В.Н. Елизаров пишет о том, что банковский надзор представляет собой общий государственный надзор в определенной области хозяйства — банковском секторе. Банковский надзор — это контроль над банками при допуске их к осуществлению банковской деятельности, и в процессе таковой он ориентируется на правовые нормы в области банковского надзора, которые служат для поддержания банковской системы в целом и защиты каждого отдельного вкладчика .

См.: Елизаров В.Н. Банковский надзор в Европейском союзе: ключевые аспекты // Проблемы современного российского и международного права. М., 2005. С. 196.

Л.Т. Казакбиева отмечает, что банковский надзор существует в целях защиты публичных интересов в сфере денежно-кредитных отношений. В этой связи банковский надзор несет в себе экономический и государственно-правовой аспект .

См.: Казакбиева Л.Т. Банковский надзор за деятельностью кредитных организаций как финансово-правовая категория: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004. С. 9.

Комитет банковского надзора Банка России является действующим на постоянной основе органом, через который Банк России осуществляет регулирующие и надзорные функции, установленные законодательством Российской Федерации. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

К компетенции Комитета банковского надзора относятся вопросы, связанные с осуществлением:

  • регулирующих и надзорных функций Банка России, в том числе совершенствованием методологии банковского надзора и регулирования деятельности кредитных организаций;
  • отдельных функций Банка России в области валютного регулирования и валютного контроля.

Комитет по вопросам, отнесенным к его компетенции:

  • проводит обсуждения, в том числе по поручению Совета директоров Банка России, Председателя Банка России, по предложению структурных подразделений Банка России, входящих в состав Комитета, иных структурных подразделений Банка России и его территориальных учреждений;
  • подготавливает по поручению Председателя Банка России необходимую информацию Национальному банковскому совету Банка России по вопросам, входящим в его компетенцию;
  • готовит предложения Совету директоров Банка России и Председателю Банка России;
  • принимает решения по вопросам: государственной регистрации кредитных организаций при их создании; выдачи генеральных лицензий на осуществление банковских операций, лицензий на привлечение во вклады денежных средств физических лиц банкам, ранее не имевшим такого права; вынесения заключения о соответствии банков требованиям к участию в системе страхования вкладов; формирования собственных средств (капитала) кредитных организаций с использованием инвесторами ненадлежащих активов; назначения временной администрации по управлению кредитной организацией; аннулирования и отзыва у кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций, а также государственной регистрации кредитных организаций в связи с их ликвидацией; выдачи кредитным организациям разрешений на создание на территории иностранного государства дочерних организаций; применения к кредитным организациям мер воздействия за допущенные нарушения в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.

Банковский надзор — прерогатива Банка России. Всякий центральный эмиссионный банк по существу своему представляет огромную экономическую силу, призванную в то же время выполнять ряд первостепенной важности функций в общей экономике страны, писал в начале XX в. Л.Н. Яснопольский . Банковский надзор является одной из функций Банка России. Функция банковского надзора объективно необходима. На данное обстоятельство было обращено внимание в работе А.С. Ахманова «Надзор за кредитными учреждениями» . В современной юридической литературе по банковскому праву уделяется недостаточно внимания рассмотрению вопросов банковского надзора. Между тем банковской надзор является в определенном смысле гарантией защиты прав вкладчиков в механизме функционирования банковской системы. В связи с этим О.Н. Антипова задачи пруденциального регулирования и надзора видит в том, чтобы посредством постоянного контроля обнаружить на ранней стадии возникновение проблем в банке, обострение которых может вызвать неплатежеспособность и банкротство кредитной организации .

См.: Яснопольский Л.Н. Государственный банк // Вопросы государственного хозяйства и бюджетного права. СПб., 1907. С. 233.
См.: Ахманов А.С. Надзор за кредитными учреждениями. М., 1927. С. 12.
См.: Антипова О.Н. Стандарты банковского надзора в России. М., 1999. С. 67.

Кроме этого, банковский надзор должен осуществляться в целях предупреждения и пресечения правонарушений в финансовой деятельности кредитной организации, а также привлечения правонарушителей к соответствующему виду юридической ответственности.

В соответствии с Законом Банк России является органом банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Целями банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор осуществляется через Комитет банковского надзора. Комитет объединяет структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций.

Правовая основа банковского надзора. Банковский надзор осуществляется на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» . Как следует из данного Закона, Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 28. Ст. 2790.

Регулирующие и надзорные функции Банка России осуществляются через действующий на постоянной основе орган — Комитет банковского надзора, объединяющий структурные подразделения Банка России, обеспечивающие выполнение его надзорных функций (ст. 56).

Решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 10 августа 2004 г. утверждено Положение «О комитете банковского надзора Банка России» .

См.: Вестник Банка России. 2004. N 51.

Формы банковского надзора. Основной формой банковского надзора является проверка. Целью проводимых Банком России проверок кредитных организаций, как это следует из Инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. N 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), уполномоченными представителями Центрального банка РФ» , является оценка на месте общего состояния кредитной организации либо отдельных направлений ее деятельности, оценка соблюдения законодательства и нормативных актов Банка России, оценка достоверности учета (отчетности) кредитной организации (ее филиала), определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов кредитной организации (ее филиала), величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитной организации, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля кредитной организации (ее филиала), финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков кредитной организации.

См.: Вестник Банка России. 2003. N 67.

Методы банковского надзора. Банк России имеет право в установленном порядке применять к кредитным учреждениям меры принуждения: ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на осуществление банковских операций; отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций и др. В целях защиты интересов вкладчиков и кредиторов Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России.

За нарушение законодательства о банках и банковской деятельности предусмотрена административная ответственность (ст. 15.26 КоАП РФ). Протокол о нарушении банковского законодательства составляют должностные лица Банка России (п. 81 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а дела о данных нарушениях рассматривает суд (ст. 23.1 КоАП РФ).

Аудит банковской деятельности. Правовую основу аудита банковской деятельности составляют Закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности» , Федеральный закон от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» и др. Закон «О банках и банковской деятельности» определяет механизм отчетности кредитной организации (ст. 42).

См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 6. Ст. 492.
См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422.

Кредитная организация подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством лицензию на осуществление таких проверок. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и др. Кредитная организация представляет в Банк России годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) после подтверждения его достоверности аудиторской организацией.

Аудит Банка России. Аудит проводится и в отношении Банка России. Аудит Банка России может быть внутренним и внешним. Внутренний аудит Банка России осуществляется службой главного аудитора Банка России, непосредственно подчиненной Председателю Банка России. Национальный банковский совет до завершения отчетного года принимает решение о внешней аудиторской проверке годовой финансовой отчетности Банка России, а также определяет аудиторскую организацию.