Правовая защита населения при xc

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Особенности административно-правовой защиты населения и территории от ЧС (Кропачева А.В.)

Дата размещения статьи: 21.12.2017

Центральное место в концепции административно-правовой защиты населения и территории от ЧС занимает обеспечение конституционных прав граждан, являющееся главной функцией государства, включающей в себя деятельность государственных органов и должностных лиц по обеспечению соблюдения, охраны и защиты прав, а также их восстановление в случае нарушения.
Анализ норм ФЗ N 68-ФЗ позволяет выделить основные направления защиты населения и территорий от ЧС:
— предупреждение возникновения ЧС;
— ликвидация ЧС и их последствий;
— обеспечение безопасности граждан при ЧС;
— обеспечение реализации прав и обязанностей граждан и социальная защита пострадавших от ЧС.
В ст. 7 ФЗ N 68-ФЗ перечисляются основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.
1. Заблаговременность. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Законодательством предусмотрены нормы и правила по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного и социального назначения, а также по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации ЧС.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов, органы местного самоуправления создают заблаговременно резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования соответствующей отрасли в ЧС, издают отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, правила защиты работников организации от ЧС.
2. Территориальность. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Основой формирования общегосударственной и территориальных систем защитных мер и дифференцированного подхода к организации защиты населения является зонирование территорий страны по видам и степеням возможных опасностей. В результате могут быть определены зоны, для которых характерны сейсмическая, вулканическая, лавинная, оползневая, радиационная, химическая и другая опасность. Применительно к этим зонам разрабатываются типовые варианты защиты населения и персонала работников экономики для районов со сходными условиями и проводятся мероприятия по заблаговременной подготовке к действиям по защите населения.
3. Взаимодействие. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях, на которых сложилась ЧС. При недостаточности сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. и силы и средства гражданской обороны.
Содержание системы административно-правовой защиты населения и территорий от ЧС можно рассматривать как государственную деятельность по выработке организационно-правовых мер, направленных на защиту.
В России вопросы защиты населения и территорий от ЧС возведены на уровень государственной политики. Основной задачей деятельности органов государственной власти по защите населения и территорий от ЧС является обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения.
В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 , одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности является защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
———————————
Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и функциональных подсистем, взаимодействия с аналогичными иностранными системами, повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения населения, развития системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения, поддержания на должном уровне современной технической оснащенности и готовности пожарно-спасательных сил, развития системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций и пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий, а также путем формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения.
В Российской Федерации меры по защите населения и территорий от ЧС включены в общую социально-экономическую политику. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р , планируется поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Такой подход требует реализации комплекса взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам преобразований. При этом должна произойти смена приоритетов при защите населения и территорий от опасностей и угроз различного характера — вместо культуры реагирования на чрезвычайные ситуации на первом месте должна быть культура предупреждения.
———————————
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2011. N 30 (ч. II). Ст. 4633.

Для этого необходимо проведение следующих мер:
— «совершенствование систем мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
— завершение создания общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
— развитие инновационной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
— разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов, в том числе объектов теплоснабжения;
— завершение создания межрегиональных и региональных центров управления в кризисных ситуациях;
— развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защищенности населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
— создание системы независимой оценки рисков в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Государственная политика в сфере защиты населения и территорий от ЧС проводится на основе долгосрочной государственной стратегии, важным механизмом реализации которой являются долговременные федеральные целевые программы.
Постановлением Правительства РФ от 16.03.2013 N 223 утверждена ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 — 2017 годы» , главными целями которой выступают повышение безопасности населения Российской Федерации и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру «112».
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 — 2017 годы» // СЗ РФ. 2013. N 12. Ст. 1326.

Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 555 утверждена ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года». Основными целями указанной ФЦП являются снижение риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, сокращение количества погибших и пострадавших в чрезвычайных ситуациях, предотвращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 утверждена ФЦП «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» , главной целью которой является качественное повышение уровня защищенности населения и объектов экономики от пожаров.
———————————
Постановление Правительства РФ от 30.12.2012 N 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // СЗ РФ. 2013. N 2. Ст. 88.

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 N 864 утверждена ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» , главной целью которой является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий.
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 N 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2013. N 41. Ст. 5183.

Есть и ряд других ФЦП в области защиты населения и территорий от ЧС. Использование программно-целевых методов планирования основной деятельности МЧС РФ и РСЧС позволяет более целенаправленно и эффективно использовать выделяемые средства бюджетов всех уровней на решение проблем защиты населения и территорий от ЧС.
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», которая является совокупностью функциональных и технических требований к аппаратно-программным средствам, нормативных правовых актов и регламентов межведомственного взаимодействия, направленных на противодействие угрозам общественной безопасности, правопорядку и безопасности среды обитания, формирующих вместе с действующими федеральными системами обеспечения безопасности интеллектуальную многоуровневую систему управления безопасностью субъекта Российской Федерации в целом и муниципального образования в частности за счет прогнозирования, реагирования, мониторинга и предупреждения возможных угроз, а также контроля устранения последствий чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, обеспечение высоких стандартов жизнеобеспечения и создание условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение экологических бедствий и техногенных катастроф, предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций являются важнейшими задачами государства. Проблема носит комплексный характер, ее решение требует продуманной координации действий органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, предполагает обеспечение тесного взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, активного сотрудничества с заинтересованными сторонами на международном уровне.

Литература

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 30 (ч. II). Ст. 4633.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 1481 «О федеральной целевой программе «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2017 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 2. Ст. 88.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 N 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 — 2017 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 12. Ст. 1326.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2013 N 864 «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 — 2020 годах» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 41. Ст. 5183.
5. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. N 1 (ч. II). Ст. 212.

Правовое регулирование защиты населения и территорий от ЧС Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Малышева И.С., Селезнев А.А.,

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование защиты населения и территорий от ЧС»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС

И.С. Малышева, к.ю.н., преподаватель А.А. Селезнев, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

В настоящее время в Российской Федерации продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций. Количество чрезвычайных ситуаций имеет тенденцию к увеличению: возрастает материальный ущерб, потери среди населения, ухудшается экологическая обстановка и условия жизнедеятельности людей.

Усиление антропогенного воздействия на окружающую среду, имеющиеся глобальные изменения климата на планете предопределяют необходимость не только в долгосрочном прогнозировании чрезвычайных ситуаций, мониторинга основных источников техногенной и природной опасности и предупреждения (снижения рисков возникновения) чрезвычайных ситуаций, но и в разработке механизма правового регулирования для обеспечения защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны.

В истории России правовое регулирование общественных отношений в области защиты населения и территорий от ЧС всегда относилось к числу важнейших национальных задач, непосредственное исполнение которых возлагалось на первых лиц органов власти [1].

Правовое регулирование отношений по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях — это совокупность норм и правил, устанавливаемых законодательно с помощью нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Правовое регулирование защиты населения и территорий от ЧС отвечает следующим признакам:

1. правовое регулирование в рассматриваемой сфере является разновидностью социального регулирования, предполагающего упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере защиты населения и территорий от ЧС;

2. имеет целенаправленный характер — нацелено на упорядочение общественных отношений, их охрану и защиту, вытеснения и блокировки деструктивных форм проявления поведения и деятельности субъектов права, стимулирования социального развития;

3. с помощью правового регулирования отношения между субъектами приобретают определенные правовые формы, имеющее изначально государственно-властный характер. Специфика правового регулирования защиты населения и территорий от ЧС заключается, с одной стороны, в

указании видов и объема гарантированного возможного поведения и, с другой стороны, в предписании видов и объема должного поведения;

4. правовое регулирование носит конкретный характер, потому что всегда связано с реальными отношениями;

5. правовое регулирование имеет целенаправленный характер -направлено на удовлетворение законных интересов субъектов права;

6. правовое регулирование осуществляется с помощью правовых средств, обеспечивающих его эффективность (в качестве правовых средств выступают нормы и принципы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения и наказания, акты реализации прав и обязанностей и т.д.);

7. правовое регулирование гарантирует доведение норм права к их выполнению. В соответствии с положениями Конституции РФ (ст. 15 ч. 3) любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основы порядка организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий определены:

— Международными договорами и соглашениями.

«Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (Заключено в г. Минске 22.01.1993) (Россия, Белорусия, Азейрбаджан, Грузия, Украина).

«Соглашение об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, об информационном взаимодействии при ликвидации их последствий и оказании помощи пострадавшему населению» (республики бывшего СССР).

— Конституцией РФ 1993 года, где гарантированы права граждан на благоприятную среду обитания, безопасные условия труда, возмещение вреда их жизни и здоровью, на защиту имущественных интересов физических и юридических лиц и др.

На сегодняшний день законодательной основой защиты населения и территорий от ЧС военного и мирного времени служат два основных федеральных закона:

1 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 28.12.2013). Настоящий закон определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

2 ФЗ «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998 (ред. от 28.12.2013). Данный Федеральный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

Так же, можно упомянуть такие федеральный законы как ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151-ФЗ от

22.08.1995 (ред. от 02.07.2013); ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 (ред. от 02.07.2013); ФЗ «Об обороне» № 61-ФЗ от 31.05.1996 (ред. от 03.02.2014); ФЗ «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от

09.01.1996 (ред. от 19.07.2011); ФКЗ «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30.05.2001 (ред. от 07.03.2005) и др.

В развитие этих законодательных актов и нормативных документов, в целях реализации их требований разработан, принят и действует большое количество нормативных правовых документов, определяющих все стороны данной проблемы.

Таким образом, в РФ постепенно формируется единая нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области.

Список использованной литературы

1. Федулов Г.В. Защита населения от чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование: дис. . канд. юрид. наук / Г. В. Федулов. — М., 2000. — С. 57.

Правовая защита здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Яценко Е. Ю.

В статье на основе анализа и сравнения нормативно-правовых актов рассматриваются права граждан в сфере здравоохранения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР). Автор указывает на проблемы при реализации данных прав и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Яценко Е. Ю.,

LEGAL PROTECTION OF CITIZENS’ HEALTH BY EMERGENCY SITUATIONS AND IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE AREAS

In the article at the basis of the analysis and comparison of normative-legal documents, the rights of citizens in the sphere of healthcare by emergency situations (ES) and in ecologically unfavorable areas (EUA) are considered. The author pointed out at the problems by realization of these rights and emphasized the necessity of further improvement of legislative regulation of issues of human life and health preservation in ES conditions and in EUA.

Текст научной работы на тему «Правовая защита здоровья граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах»

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И В ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ РАЙОНАХ

© 2005 г. Е. Ю. ЯцеНКО

Департамент здравоохранения администрации Архангельской области

В статье на основе анализа и сравнения нормативно-правовых актов рассматриваются права граждан в сфере здравоохранения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР). Автор указывает на проблемы при реализации данных прав и подчеркивает необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР. Ключевые слова: правовая защита, права граждан, охрана здоровья, чрезвычайные ситуации, экологически неблагополучные районы.

Многие медицинские проблемы порождают проблемы социального характера, в решении которых заинтересованы не только работники здравоохранения, но и каждый гражданин, а также общество в целом. Некоторые из них затрагивают высшие блага человека — его жизнь и здоровье и потому требуют четкого юридического регулирования [3]. В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека, и в частности право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь, являются высшей ценностью в нашей стране. Их признание, соблюдение и защита относятся к одним из важнейших обязанностей государства. Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь в соответствии с законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (в том числе права на сохранение своего здоровья), обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные права граждан России на охрану здоровья конкретизируются и регламентируются рядом законов, среди которых базовым являются «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (далее — Основы) от 22.07.1993 г. № 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями). В разделе V этого нормативного правового акта определены права отдельных групп населения в области охраны здоровья. До недавнего времени он включал в себя и статью, посвященную правам граждан при чрезвычайных ситуациях (ЧС) и в экологически неблагополучных районах (ЭНР) (ст. 28), обеспечение которых безусловно относится к числу проблем вышеназванного характера. Однако с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о внесении изменений) от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ (с изменениями от 29.11.2004 г.) и вступлении его в силу с 01.01.2005 г. некоторые из статей Основ признаны утратившими силу, и в частности статья 28 (п. 25 ст. 35 Закона о внесении изменений)*. Тем не менее данный факт ни в коей мере не умаляет необходимости и значения должного правового обеспечения охраны здоровья

* Здесь и далее при работе с нормативно-правовыми актами использовались ресурсы информационно-правовой системы «Консультант-Плюс».

указанной категории граждан, а также актуальности рассмотрения этого вопроса.

Стихийные бедствия (природные катастрофы) сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Зачастую они приводили к многочисленным жертвам, количество которых исчислялось десятками и сотнями тысяч погибших и пострадавших. Не являются редкостью они и в наши дни. Кроме того, в эпоху научно-технического прогресса все более повышается вероятность возникновения техногенных (антропогенных) катастроф, непосредственно связанных с человеческой деятельностью. Причинами их являются использование изношенного, устаревшего оборудования, снижение технологической дисциплины, отставание в разработке средств предотвращения ошибок при работе с техникой, являющейся источником повышенной опасности. В настоящее время во всем мире отмечается четкая тенденция роста числа ЧС различного характера, и не случайно последнее десятилетие ХХ века было объявлено ООН международным десятилетием борьбы со стихийными бедствиями и катастрофами [4]. На основе накопленного опыта были сделаны выводы о том, что в условиях любой ЧС в первую очередь необходимо обеспечить удовлетворение потребностей пострадавших в медицинской помощи, продовольствии и одежде, в благоприятных санитарногигиенических условиях существования и укрытии от негативных факторов окружающей среды. Без четкого нормативно-правового регулирования решение указанных задач в обстановке ЧС крайне затруднительно.

Соблюдение конституционно закрепленного права граждан на благоприятную окружающую среду позволяет иметь необходимую основу для государственного и общественного развития, для сохранения конституционного строя,суверенитета и территориальной целостности. Подтверждением этого положения служит такой пример. Неблагополучная экологическая обстановка, обусловленная техногенным загрязнением атмосферного воздуха, воды и почвы, отягощенная суровыми природно-климатическими условиями, привела к тому, что в местах проживания некоторых коренных малочисленных народов Севера усилились либо приобрели устойчивый характер процессы депопуляции. Снижается рождаемость, возрастает общая и младенческая смертность, болен каждый третий взрослый и каждый четвертый ребенок. Это реальная угроза безопасности не только для существования личности, но и для общества, и государства в целом, поскольку снижение численности здоровых людей приводит к общему ослаблению России и ее обороноспособности [1].

На современном этапе развития общественных отношений в РФ наблюдается, с одной стороны, планомерный рост уровня развития техники, постепенный подъем промышленности, а с другой — изнашивание, практически без тенденций к обновлению, много лет используемых технологических и природных ресурсов, что неизбежно приводит к обострению техногенной

обстановки в стране. Очевидно, что при этом нарушаются экологические права и законные интересы практически всего населения России. С неизменной стабильностью средства массовой информации (СМИ) сообщают о многочисленных экологических нарушениях, противоречащих конституционному праву каждого на благоприятную окружающую среду [2]. Состояние окружающей среды (ОС) в РФ характеризуется крупномасштабным загрязнением атмосферного воздуха, почв, поверхностных и подземных вод, которое с каждым годом все больше влияет на здоровье людей. Отмечается устойчивая корреляция комплексного загрязнения ОС и общей смертности с такими причинами, как болезни крови и кроветворных органов, психические расстройства, онкологические заболевания, болезни органов пищеварения и дыхания. Примерно одна шестая часть территории страны, где проживает более 60 миллионов человек, является экологически неблагополучной. Данные факты представляют прямую угрозу обществу и государству [1, 5].

С учетом изложенного знание и соблюдение прав граждан в целях сохранения их жизни и здоровья при ЧС и в ЭНР является абсолютно необходимым как для работников здравоохранения, так и для лиц немедицинских профессий, а также самих пациентов.

Вышеуказанную категорию граждан условно можно подразделить на три группы:

1. Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС.

2. Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС.

3. Граждане, проживающие в ЭНР

Кратко остановимся на правах лиц, входящих в каждую из указанных групп, исключая общие права граждан в области охраны здоровья, регламентированные Основами.

Граждане, пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС, имеют право:

1. На получение гарантированной государством психиатрической помощи (п. 1 ст. 16 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи) от 02.07.1992 г. № 3185-1).

В настоящее время оказанию психологической и психиатрической помощи лицам, пострадавшим в ЧС, уделяется большое внимание. В целях реализации Закона о психиатрической помощи и совершенствования специализированной помощи лицам с психическими расстройствами, возникающими в ЧС, Минздравом России издан приказ «О психологической и психиатрической помощи в чрезвычайных ситуациях» от 24.10.2002 г. № 325, которым утверждено Положение об организации данных видов помощи пострадавшим в ЧС. В соответствии с ним (п/п. 3.2 и 3.3 п. 3) лица с психическими расстройствами, возникшими в ЧС, имеют право ежедневно, круглосуточно обращаться для получения амбулаторной помощи в каби-

неты социально-психологической помощи учреждений здравоохранения, а для прохождения стационарного лечения — в отделения кризисных состояний учреждений здравоохранения.

Обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия пострадавшего населения также является одной из главных задач при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий в ЧС строятся на общих принципах охраны здоровья, оказания медицинской помощи населению в районах катастроф и стихийных бедствий. При этом учитываются медико-социальные особенности санитарно-эпидемиологического обеспечения населения, резкое изменение условий его жизнедеятельности. Данные мероприятия регламентированы методическими рекомендациями «Санитарно-противоэпидемическое обеспечение пострадавших и вынужденных переселенцев в чрезвычайной ситуации» (утверждены Минздравом России 24.09.2001 г.).

2. На защиту жизни, здоровья, медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зоне ЧС (п. 1 ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее — Закон о защите населения от ЧС) от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ).

3. На возмещение ущерба, причиненного их здоровью (то есть вреда) и имуществу (то есть убытков) вследствие ЧС (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; ст. 26 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» (далее — Закон о радиационной безопасности) от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ).

4. На получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, осуществляющие проведение спасательных работ и оказание медицинской помощи при ЧС, имеют право:

1. На материальные компенсации и социальные гарантии (ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; п. 3 ст. 21 Закона о радиационной безопасности).

2. На пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученными при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Граждане, не пострадавшие от непосредственного воздействия факторов ЧС и не принимавшие участия в ликвидации ее последствий, но потерявшие кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученных при защите населения и территорий от ЧС, также имеют право на пенсионное обеспечение (п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС).

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, предоставляемых гражданам в соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС, устанавливаются законодательством России и законодательством субъектов в составе федерации (п. 2 ст. 18 Закона о защите населения от ЧС; п. 3 ст. 21 Закона о радиационной безопасности).

3. Лица, которым официально присвоен статус спасателей, имеют право на медицинскую и психологическую реабилитацию (в частности, на ее виды, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ) в медицинских организациях и реабилитационных центрах за счет средств на содержание спасательных служб и формирований (п. 3 ст. 25 Федерального закона «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее — Закон о спасательных службах) от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ).

Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований, пострадавшие в ходе исполнения обязанностей, возложенных на них трудовым договором (контрактом), имеют право на первоочередное медицинское обслуживание и выплаты в размере среднемесячной заработной платы по основному месту работы (п. 6 ст. 25 Закона о спасательных службах).

Следует отметить, что в соответствии с п. 1 постановления Правительства РФ от 03.05.1994 г. № 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами», сохранение жизни и здоровья населения нашей страны в условиях ЧС считается важнейшей государственной задачей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Немаловажное значение при этом имеет хорошо отлаженное межведомственное взаимодействие (в том числе органов управления здравоохранением и силовых министерств и ведомств). В целях его эффективного осуществления разработаны, например, Положение о взаимодействии МЧС и Минздрава России по предупреждению и ликвидации ЧС (утверждено приказом МЧС и Минздрава РФ от 02.04.1997 г. № 185/94), Положение о взаимодействии Минздрава, МВД и ФСБ России при осуществлении контроля за санитарно-гигиеническим и противоэпидемическим состоянием объектов массового сосредоточения людей и действиях при ЧС, вызванных террористическими акциями (утверждено Минздравом, МВД и ФСБ РФ от 25, 19 и 21.01.2000 г. № 03-23/2-11).

Право на охрану здоровья включает в себя и права граждан на благоприятную ОС, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими

правонарушениями (ст. 42 Конституции РФ). В соответствии с Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.1997 г. № 1300, обеспечение экологической безопасности является актуальным направлением деятельности государства и общества. При этом одними из основных являются меры по стабилизации и снижению степени экологического неблагополучия на территориях, объявленных зонами экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации. Выявление подобных зон проводится путем оценки экологической обстановки на основании критериев, разработанных Минприроды России и утвержденных 30.11.1992 г.

Для граждан, проживающих в районах, признанных в установленном законодательством порядке экологически неблагополучными, особую важность представляет информирование об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей. В целом информационные права населения находятся в тесной взаимосвязи с экологическими и, более того, способствуют реализации экологических прав. Многие граждане слабо знают свои экологические права, и в частности право на получение достоверной информации о состоянии ОС (ст. 42 Конституции РФ). А это представляет собой очень серьезную проблему, поскольку право на получение экологической информации позволяет, в свою очередь, реализовать и другие важные права, такие, как право на благоприятную ОС, на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [2]. Ключевая роль в указанной сфере принадлежит Основам, ст. 19 которых налагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность предоставления соответствующей информации через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам. Подобный механизм предусмотрен и в ст. 11 Закона о защите населения от ЧС и конкретизирован Порядком сбора и обмена в РФ информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера (утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.1997 г.). В дополнение к этому МЧС России утвердило инструкцию, согласно которой определяются сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

В отношении информирования населения об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье людей, важную роль играет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, согласно которому предполагается осуществление ряда мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, о состоянии среды обитания и проводимых профилактических мероприятиях (ст. 2).

Таким образом, круг прав гражданина в области охраны здоровья при ЧС и в ЭНР достаточно широк.

Однако на практике реализация их зачастую затруднена. Связано это с тем, что акцент сделан на декларации государственных гарантий гражданам и определенным их категориям в сфере здравоохранения. Гарантиям при этом далеко не всегда противопоставляется соответствующая обязанность государства обеспечить их исполнение. В особенности грешат этим «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», представляющие собой давно устаревший, требующий замены нормативный правовой акт.

Вышеизложенное диктует необходимость дальнейшего теоретического осмысления и совершенствования правового регулирования вопросов сохранения жизни и здоровья человека в условиях ЧС и в ЭНР

1. Каменева З. В. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности / З. В. Каменева // Законодательство и экономика. — 2004. — № 1. — С. 51—60.

2. Кутузов В. И. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию / В. И. Кутузов, А. А. Попов // Журнал российского права. — 2002. — № 8. — С. 79—85.

3. Малеин Н. С. Прогресс медицины и право / Р. С. Малеин // Медицина и право: Доклады на конференции «Медицина и право в XXI веке», 23—24 июня 1999 г. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2001. — С. 134—145.

4. Мачулин Е. Г. Организация оказания медицинской помощи пострадавшим с травмами в чрезвычайной ситуации: Курс лекций / Е. Г. Мачулин. — Минск: Харвест, 2000. — 256 с.

5. Миронов О. О. Экология и нарушения прав человека: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации / О. О. Миронов — М.: Юриспруденция, 2002. — 64 с.

LEGAL PROTECTION OF CITIZENS’ HEALTH BY EMERGENCY SITUATIONS AND IN ECOLOGICALLY UNFAVORABLE AREAS

Healthcare Department Administration of Arkhangelsk Region

In the article at the basis of the analysis and comparison of normative-legal documents, the rights of citizens in the sphere of healthcare by emergency situations (ES) and in ecologically unfavorable areas (EUA) are considered. The author pointed out at the problems by realization of these rights and emphasized the necessity of further improvement of legislative regulation of issues of human life and health preservation in ES conditions and in EUA.

Key words: legal protection, citizens’ rights, health protection, emergency situations, ecologically unfavorable areas.