Правовая защита капитальных вложений

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Статья 15. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

Статья 15. Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности

1. Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

защиту капитальных вложений.

См. Регламент заключения международных договоров Российской Федерации по вопросам поощрения и защиты инвестиций, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2016 г. N 992

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ в пункт 2 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

3. Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

5. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ в пункт 6 статьи 15 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Правительство Российской Федерации:

устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

В случае неисполнения инвестором обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ
«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

С изменениями и дополнениями от:

2 января 2000 г., 22 августа 2004 г., 2 февраля, 18 декабря 2006 г., 24 июля 2007 г., 17 июня, 23 июля 2010 г., 18, 19 июля, 6, 12 декабря 2011 г., 28 декабря 2013 г., 3 июля 2016 г., 26 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 15 июля 1998 года

Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

25 февраля 1999 года

Под инвестиционной деятельностью в настоящем законе понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Устанавливается, что лица, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов и не являющиеся инвесторами, наделяются правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором с инвестором. Закон не ограничивает круг лиц, которые могут быть инвесторами. Законом установлено, что права разных категорий инвесторов на осуществление инвестиционной деятельности могут быть ограничены только федеральными законами. Также закон устанавливает принципы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, а также определяет порядок осуществления государственных капитальных вложений.

Устанавливается, что все инвестиционные проекты до их утверждения подлежат экспертизе, в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Кроме того, все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 4 марта 1999 г. N 41-42, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 марта 1999 г. N 9 ст. 1096

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 369-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 и подпункта «а» пункта 2 статьи 4 названного Федерального закона, вступающих в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 215-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Государственные гарантии и защита капитальных вложений

Государство в соответствии с федеральными законами и иными норма­тивными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными право­выми актами субъектов Российской Федерации предоставляет всем субъ­ектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности, следующие государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности:

— обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной дея­тельности;

— гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

— право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должно­стных лиц;

— защиту капитальных вложений.

– устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ;

– утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, с участием иностранных инвесторов;

– утверждает порядок регистрации инвестиционных проектов;

– контролирует исполнение инвестором взятого им обязательства по реализации инвестиционного проекта в сроки.

В случае неисполнения инвестором обязательств он лишается льгот. Денежная сумма, не уплаченная в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату.

Защита капитальных вложений. Капитальные вложения могут быть:

— национализированы только при условии предварительного и равно­ценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам ин­вестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ, Граж­данским кодексом РФ;

— реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом РФ.

С целью защиты капитальных вложений в соответствии с законода­тельством РФ осуществляется страхование капитальных вложений.

Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, производится в порядке, установленном законодательством РФ.

Порядок возмещения убытков субъектам инвестиционной деятельнос­ти в случае прекращения или приостановления инвестиционной деятель­ности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определяется законодательством РФ и заключенными договорами и (или) государствен­ными контрактами.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 10 ; Нарушение авторских прав

Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита капитальных вложений

Действующее отечественное инвестиционное законодательство часто оперирует термином «государственные гарантии». Так, в частности, в ст. 14 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» говорится о государственных гарантиях прав субъектов инвестиционной деятельности. Аналогичным образом и ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», употребляет понятие «государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности».

Статьи 15–18 последнего Закона посвящены гарантиям прав субъектов инвестиционной деятельности, которые сводятся к признанию возможности защиты и обеспечения интересов таких субъектов способами и в порядке, предусмотренными действующим законодательством.

Однако необходимо обратить внимание на то, что представленные в ст. 15 гарантии по своей сути относятся к принципам инвестиционной деятельности, ее основополагающим началам, применяемым вне зависимости от организационно-правовой формы инвестора, формы собственности на имущество, таким образом реализуется конституционный и гражданско-правовой принцип равноправия. Поэтому согласимся с Н. В. Илларионовым [1] , что терминологически «государственные гарантии» – это не совсем корректный термин в условиях провозглашения и реализации концепции правового государства.

Анализируя ст. 15 Закона, необходимо отметить, что под государственными гарантиями нрав субъектов инвестиционной деятельности понимаются средства, методы, условия, которые создает и использует государство для обеспечения инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений.

К таким гарантиям относятся:

– обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

– гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

– право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

– защита капитальных вложений.

Также необходимо обратить внимание на такое основополагающее начало, как гласность в обсуждении инвестиционных проектов. По мнению А. Б. Смушкина [2] , это требование следует понимать двояко – гласность при разработке и обсуждении инвестиционного проекта самими субъектами инвестиционной деятельности и гласность экспертизы инвестиционных проектов (да и любого иного участия государства в инвестиционной деятельности). С. С. Занковский вкладывает в понятие гласности следующее содержание: «Она предполагает как открытость в работе с проектами органов власти и муниципальных образований, так и участие граждан в подобном обсуждении, что не всегда идет на пользу инвестору. Тем не менее граждане, равно как их объединения и юридические лица, имеют право на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях (строительстве, реконструкции объектов жилищно-гражданского назначения, благоустройстве территорий, прокладке инженерных и транспортных коммуникаций), за исключением, естественно, сведений, составляющих государственную тайну. Они получают информацию от органов исполнительной власти (федеральных и региональных), органов местного самоуправления через средства массовой информации, посредством проведения общественных обсуждений, а также организации экспозиций и выставок.

Всякого рода нарушения в данной сфере (непредставление информации или ее опоздание, неполнота либо недостоверность) служат поводом для обращения граждан в суд, так как смысл информации заключается в том, что до принятия соответствующих решений граждане имеют право обсуждать их проекты, вносить предложения и участвовать в подготовке таких решений в любой форме, в том числе собраний (сходов), общественных слушаний, и требовать рассмотрения их предложений» [3] .

Также можно выделить гарантию защиты от неблагоприятного изменения законодательства (наряду с внесением изменений и дополнений в инвестиционное соглашение в связи с изменением законодательства), которая является одним из правовых средств, обеспечивающих стабильность условий осуществления инвестиционной деятельности. Она также закреплена в ст. 9 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и ст. 18 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Однако ст. 15 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусматривает применение данной гарантии в отношении приоритетных инвестиционных проектов, а также в случае, если новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории РФ. Рассматриваемая гарантия действует в течение срока окупаемости приоритетного инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала его финансирования (при условии, что товары, ввозимые на таможенную территорию РФ инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта) [4] .

При этом инвестору, реализующему приоритетный инвестиционный проект, предоставляется ряд льгот, в частности, в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет инвестор платит ввозные пошлины на товары, необходимые ему для реализации инвестиционного проекта, в размерах, которые действовали на начало финансирования инвестиционного проекта, если даже они были впоследствии увеличены. Исключение составляют особого вида пошлины, устанавливаемые в целях защиты экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами [5] .

Пункт 1 ст. 16 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», посвящен защите капитальных вложений, изъятие которых допускается только двумя способами:

– национализация при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ;

– реквизиция по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены ГК РФ.

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ закреплено правило, согласно которому никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Таким образом, национализация возможна только в случае возмещения убытков, которое должно быть равноценным и предварительным.

Статья 235 ГК РФ относит национализацию к видам прекращения права собственности. Общий порядок национализации закреплен в ст. 306 ГК РФ. Согласно данной норме национализация осуществляется на основании закона РФ, прекращающего право собственности. Статья 306 ГК РФ также указывает, что помимо убытков возмещается стоимость национализированного имущества. На основании ст . 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

К недостаткам такого регулирования национализации можно отнести отсутствие законодательного закрепления перечня случаев, при наступлении которых государство вправе принимать подобные законы. Это может привести к злоупотреблениям и нарушениям прав инвесторов. Ведь риск утраты (утрата) права собственности может быть для инвестора весьма существенным [6] .

Реквизиция также относится к способам прекращения права собственности и проводится в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Реквизиция представляет собой изъятие имущества у собственника в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (ст. 242 ГК РФ). При этом должна проводиться оценка стоимости изымаемого имущества. Которая на основании п. 2 ст. 242 ГК РФ может быть оспорена собственником в суде.

При прекращении обстоятельств, которые послужили основанием проведения реквизиции, собственник имущества вправе в судебном порядке требовать возврата ему сохранившегося имущества, однако, исходя из принципов гражданского законодательства, он должен вернуть полученную ранее компенсацию стоимости имущества за вычетом потерь от снижения его стоимости, иначе возникало бы неосновательное обогащение на стороне собственника имущества.

Таким образом, говоря о реквизиции, необходимо отметить, что ее особенностями являются:

– проведение в интересах общества;

– основанием выступает не закон, а акт компетентного государственного органа;

– собственнику выплачивается стоимость оценки имущества;

– возможность возврата имущества при отпадении основания для реквизиции.

Рассматривая вопрос государственных гарантий прав субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, необходимо также обратиться к ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, предусматривающей государственное регулирование, а также государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Полномочия но государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).

В настоящее время государственный орган, осуществляющий контроль (надзор) в области долевого строительства, вправе получать от застройщиков (иных лиц, привлекающих денежные средства для строительства) сведения и (или) документы, которые необходимы для проведения государственного контроля (надзора), при этом такие сведения требуется направить в течение 10 рабочих дней со дня направления мотивированного запроса указанным лицам (п. 4 ч. 6 ст. 23 Закона).

Рассматривая государственные гарантии, предоставляемые участникам инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, необходимо отметить, что законодательство на современном этапе стремится к устранению ранее имевших место недостатков, происходящие процессы направлены на повышение уровня безопасности осуществления такой деятельности.

  • [1]Илларионов Н. В. Система гарантий в механизме правового регулирования венчурных инвестиционных отношений // Налоги. 2012. № 47. С. 22–25.
  • [2]Смушкин А. Б. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (постатейный) // СПС Консультант-Плюс. 2007.
  • [3] См.: Занковский С. С. Предпринимательские договоры / отв. ред. В. В. Лаптев. М.: Волтере Клувер, 2004.
  • [4]Лисица В. Н. Особые экономические зоны в Российской Федерации. Новосибирск: РИФ-Новосибирск, 2010.
  • [5] 2 Российское предпринимательское право: учебник / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М.: Проспект, 2011.
  • [6]Елизарова Н. В., Харитонов А. В. Комментарий к Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.02.99 N 39-ФЗ «ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ»
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
  • «Российская газета», N 41-42, 04.03.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 01.03.99, N 9, ст. 1096

Статья 16. Защита капитальных вложений

1. Капитальные вложения могут быть:

национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причиненных субъектам инвестиционной деятельности, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации;

реквизированы по решению государственных органов в случаях, порядке и на условиях, которые определены Гражданским кодексом Российской Федерации.

2. Страхование капитальных вложений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.