Правонарушение статья 126

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Комментарий к Ст. 126 НК РФ

Статья 126 НК РФ состоит из 2 пунктов.

Пункт 1 ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В данном случае перечень представляемых в налоговый орган документов и сведений должен быть установлен Налоговым кодексом РФ, а также определен срок их представления.

Непредставление может выражаться в форме отказа представить имеющиеся документы, либо в форме уклонения от представления таких документов, либо в форме представления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено представление сведений только в виде документов.

Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент).

Непосредственным объектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой ст. 126 НК РФ, являются установленный порядок и сроки представления документов и иных сведений в налоговый орган.

При этом такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119 и 129.4 НК РФ.

Деяние может быть совершено в форме как действия, так и бездействия.

Правонарушение, предусмотренное п. 2 комментируемой ст. 126 НК РФ, налицо лишь постольку, поскольку не содержит признаков деяния, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (она устанавливает ответственность банка за непредставление сведений о клиенте банка налоговому органу).

Привлечение организации к ответственности по ст. 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований), от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности.

Субъективная сторона данного деяния может характеризоваться как наличием умысла (а при представлении документов с заведомо недостоверными сведениями — только прямого умысла), так и неосторожной формой вины.

Вина организации (при совершении данного правонарушения) определяется в зависимости от вины ее руководителя (иных лиц, выполняющих в организации управленческие функции) либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

По п. 2 ст. 126 НК РФ ответственность наступает за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, и влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 000 руб., с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере 1000 руб.

Пункт 2 комментируемой ст. 126 НК РФ предусматривает ответственность лица за непредставление по запросу налогового органа сведений о налогоплательщике. Непредставление может выражаться в форме отказа представить имеющиеся документы, либо в форме уклонения от представления таких документов, либо в форме представления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено представление сведений только в виде документов. Причем лицо обязано представить налоговому органу только те сведения, которые содержат информацию о проверяемом налогоплательщике, а не любые документы, истребованные налоговым органом.

Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является не только организация, но и физическое лицо (в том числе индивидуальный предприниматель).

Размер штрафа может быть уменьшен или увеличен по правилам ст. 112 и п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 126 НК РФ претерпят изменения.

Так, п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривается, что непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119, 129.4 и 129.6 НК РФ, а также п. 1.1 ст. 126 НК РФ, влекут взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Во-вторых, состав деяний, за которые предусматриваются меры налоговой ответственности согласно ст. 126 НК РФ, с 1 января 2015 г. расширяется.

Так, п. 1.1 ст. 126 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что непредставление налоговому органу документов, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 руб.

Кроме того, с 1 января 2015 г. состав налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 126 НК РФ, изменяется.

Пунктом 2 ст. 126 НК РФ с 1 января 2015 г. предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике, отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ.

Положения п. 2 ст. 126 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) применяются в отношении документов, срок представления которых в налоговые органы наступил после дня вступления в силу Закона N 347-ФЗ (п. 6 ст. 5 Закона N 347-ФЗ).

Статья 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Текст статьи.

Комментарии к статье

Отвечает ли плательщик за непредставление документов, если они находятся в архиве?

Статья 126 Налогового кодекса РФ закрепляет ответственность налогоплательщиков в виде штрафов. Штрафы уплачиваются за уклонение от передачи требуемых документов в налоговую.

Инспекция ждёт документы от плательщика положенный срок, и, если они не будут переданы, взимает штраф.

Как быть плательщику, если требуемые Налоговой службой документы уже находятся в архиве? Имеет ли он право воспользоваться этим основанием, чтобы не передавать бумаги?

Нет официальной позиции, разъяснившей бы этот вопрос, но есть судебное решение. Суд признал нахождение документов в архиве недостаточным основанием для их непредставления. Несмотря на то, что бумаги уже переданы в архив, налогоплательщик имеет к ним доступ, а значит может передать нужные документы налоговой инспекции. За уклонение от передачи документов инспекция справедливо, по мнению суда, взыскала штраф в размере 200 рублей за каждую бумагу, как и предписывает статья 126 Налогового кодекса РФ в пункте первом.

Если документы потеряны или испорчены, освобождается ли плательщик от штрафа?

Обратимся к ст 126 НК РФ с комментариями 2016 года. Она содержит меру ответственности за непредставление истребуемых бумаг в налоговую. Если налогоплательщик не передает в срок необходимые документы, он наказывается штрафом.

Вопрос о том, как быть с бумагами, пришедшими в негодность или утерянными налогоплательщиком, остаётся открытым. В судебной практике есть два подхода к решению подобных споров.

Судьи в большинстве случаев считают потерю и порчу документов плательщиком уважительной причиной для их непредставления, и признают неправомерным взимание штрафа в этом случае. Так, Налоговый кодекс РФ в ст 126 содержит упоминание, что санкции применимы лишь тогда, когда документы у налогоплательщика в наличии. Если же лицо не может передать нужные документы в инспекцию по независящим от него причинам (естественно, это необходимо подтвердить), то применение к нему ответственности в виде штрафа незаконно. Чтобы освободиться от штрафа, нужно доказать, что утрачены или испорчены бумаги были из-за влияния внешних, независящих от плательщика налога факторов. Например, в результате пожара, затопления, аварии, кражи и т.п. причин. Это преобладающая правовая позиция.

Суды расходятся в вопросе восстановления утраченных документов. По одному из мнений, штраф по ст 126 НК РФ применим только при непредставлении документов. Ответственность не связывается с их восстановлением. Поэтому судьи считают незаконными штрафы инспекции даже в тех случаях, когда плательщик утерянные бумаги мог бы восстановить.

Но некоторые судьи применяют иной подход. Они считают, что налогоплательщик может быть правомерно привлечён к ответственности в виде штрафа, если он не восстановил утраченные документы. Штраф по решению суда может быть взыскан в полном размере, если плательщик имел возможность восстановить бумаги, но не принял к этому никаких мер. Или, в одном из случаев, суд снизил штраф, взяв во внимание гибель документов при пожаре, но в целом посчитал применении санкции правомерной.

Итак, по преобладающей позиции, исходя из толкования норм ст 126 НК РФ с комментариями 2016 г., плательщик может быть освобождён от уплаты штрафа при утрате документов по решению суда. Нужно только предоставить доказательства, что потеряны они были не по вине налогоплательщика. Однако есть вероятность, что суд признает штраф правомерным, принимая во внимание необходимость восстановления утраченных бумаг.

Взимается ли штраф, если требуемые бумаги были переданы в гос. органы?

На 2016 год нет официальной позиции по этому вопросу. НК РФ не разъясняет, можно ли привлечь налогоплательщика к ответственности, если он уже передал требуемые от него налоговой службой бумаги другим государственным органам.

Остаётся опираться на комментарии к законодательству и судебные решения по подходящим спорам.

Исходя из практики, до настоящего момента судами применяется единая позиция. Считается, что взыскание штрафа по п 1 ст 126 НК РФ неправомерно, если требуемые налоговым органом документы отсутствуют налогоплательщика по причине изъятия другими государственными органами.

Если плательщик передал документы, например, в органы МВД или ФСБ, то требовать уплаты штрафа за непредставление этих же документов налоговая служба не имеет права. Причём в отдельном случае арбитражный суд также отклонил довод налоговой службы о том, что на самом деле бумаги в правоохранительные органы плательщиком не передавались. Суд отверг этот довод, так как он не был обоснован и доказан.

Итак, если требуемые налоговой бумаги уже были отданы в гос. органы или изъяты ими, штраф за их непредставление по ст 126 НК РФ не взимается. Когда к плательщику налога в таких обстоятельствах применен штраф, его можно оспорить в суде.

Статья 126 НК РФ. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Новая редакция Ст. 126 НК РФ

1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

1.1. Непредставление налоговому органу документов, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.15 настоящего Кодекса, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

влечет взыскание штрафа с контролирующего лица в размере 100 000 рублей.

1.2. Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в налоговый орган по месту учета

влечет взыскание штрафа с налогового агента в размере 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

3. Утратил силу с 1 июля 2002 г.

Комментарий к Статье 126 НК РФ

Данная статья предусматривает ответственность организации за непредставление налоговому органу, проводящему налоговую проверку, сведений о налогоплательщике (плательщике сбора). Непредставление может выражаться в форме отказа предоставить имеющиеся у организации документы, либо в форме уклонения от предоставления таких документов, либо в форме предоставления документов с заведомо ложными сведениями. Важно отметить, что в данной статье предусмотрено представление сведений только в виде документов. Причем организация обязана представить налоговому органу только те сведения, которые содержат информацию о проверяемом налогоплательщике, а не любые документы, истребованные налоговым органом.

Субъектом данной статьи, как следует из сказанного выше, является не сам налогоплательщик, в отношении которого проводится налоговая проверка, а любая другая организация, у которой имеются какие-либо сведения о проверяемом налогоплательщике.

Непосредственным объектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, является установленный Кодексом и другими актами законодательства о налогах порядок представления налогоплательщиком (налоговым агентом) документов и иных сведений в налоговый орган, в частности сроки их представления.

Характеризуя объективную сторону данного правонарушения, следует иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) данная статья охватывает налоговые органы не только по месту учета организации или физического лица, но и любые иные (например, вышестоящие, проводящие так называемую контрольную проверку; налоговые органы, проводящие встречную проверку);

б) сведения о налогоплательщике (плательщике сбора), упомянутые в п. 2 комментируемой статьи — это любые сведения об организациях и физических лицах, на которые в соответствии с Кодексом возложена обязанность по уплате налога. К ним, в частности, относятся сведения:

— о документах, свидетельствующих о налогоплательщике;

— о наличии у него лицензии, свидетельства, сертификата, других установленных законом документов;

— о документах по постановке на налоговый учет;

— об учредительных документах организации;

— о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, объектов налогообложения и т.д.;

в) запрос налогового органа должен иметь письменную форму с указанием места, даты составления, ф.и.о. должностного лица налогового органа. В запросе нужно четко указать, какие именно сведения и в какой срок необходимо представить;

г) «непредставление сведений» может выражаться:

1) в отказе виновного предоставить имеющиеся у него документы о налогоплательщике.

Если же у последнего таких документов нет (либо уже нет на момент получения запроса), то в его деянии отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренная комментируемой статьей;

2) в ином уклонении от представления упомянутой информации. Виновный в данном случае прямо не заявляет об отказе, но и не предпринимает никаких мер, чтобы исполнить запрос. В этом же ряду стоят такие действия виновного, как направление письменного ответа о том, что документы будут представлены, но позднее (затем срок представления переносится снова и снова); устное сообщение о том, что у него имеются такие документы, и в них нет ничего интересного для налоговых органов, представление лишь части запрошенных документов и т.п.;

3) в предоставлении документов с заведомо недостоверными сведениями (например, их текст искажен путем внесения поправок, дополнений, исключения части текста, ее вытравления и т.п., документ помечен другой датой, подменены подписи).

Деяние может быть совершено в форме как действия, так и бездействия.

Правонарушение, предусмотренное п. 2 комментируемой статьи, налицо лишь постольку, поскольку не содержит признаков деяния, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ (она устанавливает ответственность банка за непредставление сведений о клиенте банка налоговому органу). Конструктивными признаками деяния, предусмотренного п. 1 настоящей статьи, являются:

— нарушение именно установленных законом сроков представления документов и (или) сведений о примерах таких сроков;

— непредставление в упомянутые сроки не только документов (например, решения о реорганизации юридического лица), но и других сведений.

Субъектом деяния, предусмотренного п. 1 комментируемой статьи, могут быть организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей). При этом речь идет лишь о налогоплательщиках, плательщиках сборов и налоговых агентах. С другой стороны, субъектом деяния, предусмотренного п. 2 комментируемой статьи, могут быть только организации, а п. 3 ст. 126 Кодекса, — только физические лица. При этом предусмотренная ответственность наступает, если оно не содержит признаков состава преступления.

Привлечение организации к ответственности по ст. 126 НК РФ не освобождает лиц, выполняющих в ней управленческие функции (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной предусмотренной законом ответственности.

Необходимо учесть, что в соответствии со ст. 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы, ОВФ оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в неположенном виде — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ, а на руководителей организаций — от 3 до 5 МРОТ.

Субъективная сторона данного деяния может характеризоваться как наличием умысла (а при представлении документов с заведомо недостоверными сведениями — только прямого умысла), так и неосторожной формой вины.

Вина организации (при совершении данного правонарушения) определяется в зависимости от вины ее руководителя (иных лиц, выполняющих в организации управленческие функции) либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

Перечислим меры ответственности, предусмотренные ст. 126 НК РФ:

— с налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента, упомянутого в п. 1 ст. 126 НК РФ, взыскивается штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ;

— организация привлекается за совершение данного налогового правонарушения к штрафу в размере 5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Эти суммы могут быть уменьшены или увеличены по правилам ст. 112 НК РФ, п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В подпункте 5 п. 1 ст. 23 Кодекса закреплена обязанность налогоплательщика представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, а в подп. 7 п. 1 ст. 23 Кодекса — обязанность налогоплательщика предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном Кодексом (см. комментарий к ст. 23 Кодекса).

Необходимо отметить, что ответственность налогоплательщика за неподачу заявления о постановке на учет в налоговом органе предусмотрена ст. 116 и 117 Кодекса, за непредставление в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в каком-либо банке — ст. 118 Кодекса, за непредставление налоговой декларации — ст. 119 Кодекса. Перечисленные статьи содержат специальные нормы о применении ответственности по сравнению с нормой п. 1 ст. 126 Кодекса. Соответственно, в случае выявления перечисленных правонарушений подлежат применению ст. 116 — 119 Кодекса (см. комментарии к ст. 116 — 119 Кодекса).

Часть первая Кодекса устанавливает следующие обязанности налогоплательщика по представлению в налоговый орган документов и (или) иных сведений, за невыполнение которых наступает ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 Кодекса:

подпункт 4 п. 1 ст. 23 — представлять в налоговый орган по месту учета бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

пункт 2 ст. 23 — письменно сообщать налогоплательщиками — организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговый орган: обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

пункт 1 ст. 93 — направить или выдать налоговому органу по требованию его должностного лица заверенные должным образом копии документов, необходимые для проверки, — в 5-дневный срок (п. 2 ст. 93 Кодекса прямо предусматривает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, за отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки).

Часть первая Кодекса устанавливает следующие обязанности налогового агента по представлению в налоговый орган документов и (или) иных сведений, за невыполнение которых наступает ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 Кодекса:

подпункт 2 п. 3 ст. 24 — в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

подпункт 4 п. 3 ст. 24 — представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

пункт 1 ст. 93 — направить или выдать налоговому органу по требованию его должностного лица заверенные должным образом копии документов, необходимые для проверки, — в 5-дневный срок.

Следует отметить, что исходя из положения п. 2 ст. 93 Кодекса к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, может быть привлечен также плательщик сбора за непредставление запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки. Однако, учитывая то, что в диспозиции п. 1 комментируемой статьи плательщик сбора не указан, привлечение его к ответственности по указанному пункту представляется проблематичным.

При применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, Пленум ВАС России в п. 45 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5 предписал судам исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе. МНС России в письме от 11 мая 2001 г. N БГ-6-18/[email protected] «О применении к налоговым агентам ответственности, предусмотренной пунктом 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ» указало, что при представлении налоговыми агентами в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса сведений о доходах физических лиц налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

———————————
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 8.

Как следует из п. 19 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, несвоевременное уведомление налогового органа об обстоятельствах, указанных в ст. 23 и 24 Кодекса, влечет взыскание с соответствующей организации штрафа в однократном размере, т.е. в не зависимости от количества документов, приложенных к этому уведомлению.

Согласно разъяснению, данному в п. 20 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 Кодекса, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету). Как указано в Обзоре, поскольку справка является приложением к расчету (налоговой декларации) налога и обязанность ее представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, в случае непредставления налоговой декларации с приложениями ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 Кодекса, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной п. 1 ст. 119 Кодекса.

В упоминавшемся выше письме от 28 сентября 2001 г. N ШС-6-14/734 МНС России изложило следующее мнение по вопросам применения п. 1 ст. 126 Кодекса:

является правомерным применение к налоговому агенту ответственности, предусмотренной ст. 126 Кодекса, в случае, если это налоговый агент не представил в налоговый орган в соответствии с п. 2 ст. 230 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям, когда предприниматели не предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве таковых;

подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 126 Кодекса, налоговый агент в случае, если он не сообщил письменно в соответствии с п. 5 ст. 226 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Кодекса в налоговый орган о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика (невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 119 Кодекса), по мнению МНС РФ, выраженному в письме от 7 августа 2002 г. N ШС-6-14/[email protected], в зависимости от формирования судебной практики к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса, могут быть привлечены налогоплательщики за непредставление в соответствии с п. 3 ст. 243 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Кодекса расчета авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщика-работодателя.

2. Как установлено ст. 87 Кодекса, в случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок возникнет необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Такое истребование документов носит название встречной проверки (см. комментарий к ст. 87 Кодекса).

Соответственно, организация, получившая такой запрос, может быть привлечена к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 126 Кодекса, в следующих случаях:

при непредоставлении налоговому органу документов;

при уклонении от предоставления документов налоговому органу;

при предоставлении налоговому органу документов с заведомо недостоверными сведениями.

Банк, получивший запрос налогового органа о представлении сведений о финансово-хозяйственной деятельности своих клиентов и не представивший такие сведения или уклоняющийся от их представления либо представивший недостоверные сведения, является субъектом другого правонарушения, нежели предусмотренного п. 2 ст. 126 Кодекса, а именно — правонарушения, предусмотренного ст. 135.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 135.1 Кодекса).

Формулировка текста п. 2 ст. 126 Кодекса дает основания полагать, что не может быть привлечена к ответственности организация, которая предоставила документы по запросу налогового органа с нарушением установленного срока (см. комментарий к ст. 132 Кодекса).

В пункте 18 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений Кодекса, приведен пример неправильной квалификации налоговым органом непредставления налогоплательщиком налоговых деклараций по п. 2 ст. 126 Кодекса (налоговый орган направлял налогоплательщику требование о представлении налоговых деклараций). Как указано в Обзоре, за непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации Кодексом установлена специальная ответственность (п. 1 ст. 119), а ст. 126 Кодекса устанавливает ответственность за иные составы правонарушений. В контексте нормы п. 2 ст. 126 Кодекса субъект правонарушения — не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике.

3. Пункт 3 ст. 126 Кодекса устанавливал налоговую ответственность физического лица за деяния, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи.

В настоящее время административная ответственность руководителей и других работников организаций (в том числе организаций, являющихся налогоплательщиками или налоговыми агентами, а также банков как агентов по перечислению налогов и сборов) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (как сведений и документов в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, так и сведений и документов по запросу налогового органа), предусмотрена ч. 1 ст. 15.6 КоАП (за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 этой же статьи, — см. комментарий к ст. 129.1 Кодекса).

Согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 3 МРОТ; на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ.

В связи с введением в действие КоАП п. 3 ст. 126 Кодекса в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ утратил силу. Физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель) в случае совершения деяний, предусмотренных п. 2 ст. 126 Кодекса, подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 КоАП.

Чем грозит нарушение п.2 ст.126 НК РФ?

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса,

влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.

Здравствуйте. А что НК РФ не откроете ?

2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в размере десяти тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в размере одной тысячи рублей.
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

наверно вам нужно выяснить, что было в требовании.

а также можно написать ходатайство о снижении штрафа.
1) требование о предоставлении документов не получали. По какой причине — выясняем. Направлен запрос в Почту России, а также в канцелярию ИФНС о выдаче трек-номера заказного письма.
2) ИП готов предоставить документы/информацию, которые содержались в том требовании в минимальные сроки. Просим вас повторно выдать требование.
3) злого умысла в неполучении писем от гос органов у ИП не было.
4) деяние совершено впервые, до этого всегда своевременно получали и отвечали на требование.

А сейчас сами постарайтесь узнать трек номер этого письма и дату.

По своему опыту скажу: один раз (когда мы не сдавали через ТКС отчетность) налоговый орган послал требование курьерской службой. Письмо мы не получили. Когда стали разбираться — узнали день отправки, трек — то узнали, что курьер в отчете о доставке написал, что нам вручил письмо. Но неправильно объяснил наш адрес (у директора курьерской службы), у нас была видеозапись, что в этот день курьер вообще не приходил. Курьер просто не захотел к нам идти и выкинул письмо. Его уволили, а нам написали письмо, что проведена проверка, письмо мы не получили.

Статья 111. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком — физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), и (или) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.
Положение настоящего подпункта не применяется в случае, если указанные письменные разъяснения, мотивированное мнение налогового органа основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом);
4) иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
2. При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
2. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
3. Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.
4. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.