Право собственности на земли рекреационного назначения

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Можно ли построить дом на землях рекреационного назначения?

Добрый день! Купили участок (в собственности), земли нас. пунктов, ЛПХ, есть кадастровый номер. Хотели построить дом, решили взять град. план в администрации МО, и там оказалось, что участок находится за землях рекреационного значения (Р-2). Можно ли будет нам построить там дом?

Ответы юристов (2)

Согласно Земельному кодексу РФ, а именно ст. 98:

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Понятие рекреационных земель дается через перечень объектов (учреждений и организаций) с целевым назначением восстановления здоровья граждан, для организационной деятельности которых отводятся земельные участки. Вопросы, регулирующие использование и охрану этих земель, содержатся в:

— ФЗ от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

-ФЗ от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

-ФЗ от 22.07.2005 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации и многих других НПА.

Нормы эти содержат не только перечень прав и пути реализации прав граждан на отдых, спорт, путешествия, но и обязанности граждан по ответственному отношению к охране окружающей среды, использованию природных богатств, культурного наследия, а также запрет на использование земли в связи с деятельностью, не ориентированной на оздоровление граждан.2. Земельные участки под объектами недвижимости, предназначенными для обеспечения оздоровительных мероприятий, т.е. для рекреационных нужд(оздоровления с помощью туризма, лечения, отдыха, занятия физической культурой и спортом), у правообладателей не изымаются, а существующая необходимость в использовании учебно-туристических троп и трасс на землях различного статуса владения осуществляется на основе публичного и частного сервитутов. Понятие сервитута дано в ст. ст. 274 — 277 ГК РФ, общие положения которого применяются при пользовании сервитутом в целях рекреации. Режим использования земельных участков зависит от выбранного объекта для реализации поставленных задач: это могут быть туристические тропы, а может быть пансионат на берегу моря. Поэтому в ряде случаев требуются уточнения, которые содержатся в специальных законах, например, Водный кодекс РФ — в отношении водных объектов (пляжей, прудов, озер, водохранилищ и т.д.), в Лесном кодексе РФ — в отношении земель лесного фонда (лесопарковых зон, скверов, садов) и др.

Уточнение клиента

Прошу все же уточнить- можно ли строить дом на участке в зоне рекреации, ведь изначально земля была в жилой зоне, а сам участок — ЛПХ в населенных пунктах. С уважением.

28 Октября 2017, 04:09

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к Ст. 98 ЗК РФ

1. В соответствии со ст. 94 ЗК земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны этих земель устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Данная позиция нашла отражение в сложившейся судебной практике.

Как следует из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 января 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/2516, суд первой инстанции признал недействительным постановление главы муниципального образования о предоставлении ответчику в собственность земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства.

При рассмотрении спора судом установлено, что право истца на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком удостоверено государственными актами на право пользования землей и постановлением главы муниципального образования, согласно которому земельный участок, находящийся в пользовании истца, признан освоенным и используемым по назначению.

Таким образом, изданное по результатам инвентаризации земель постановление подтверждает факт передачи земельного участка под размещение главных корпусов, административных зданий и зоны отдыха дома отдыха «Дружба».

При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованном предоставлении ответчику спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства правомерен.

Кроме того, как указывается в Постановлении, суд правомерно применил ст. 92 ЗК РСФСР, аналогичная норма содержится и в ст. 98 ЗК. Спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и исходя из содержания названных норм может быть использован только для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Как следует из указанной нормы, в том случае, если учебно-туристические тропы и трассы проложены с согласия собственника или иного пользователя земельного участка, использование указанных земельных участков может осуществляться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком, т.е. сервитутом.

Поскольку в данном случае целью предоставления ограниченного права пользования земельным участком является обеспечение прохода или проезда через земельный участок неограниченного круга лиц, то устанавливается публичный сервитут.

Согласно ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случае если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка и иной землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В том случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

4. Согласно ст. 86 ЗК в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

Как следует из ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», под зелеными зонами понимаются территории в границах поселений, покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в совокупности образующие зеленый фонд городских и сельских поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Специальным актом, регулирующим отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иной градостроительной деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности — осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды, а одна из целей разработки правил землепользования и застройки — создание условий для сохранения окружающей среды.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны). Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, а в зоны особо охраняемых территорий — земельные участки, имеющие в том числе рекреационное и иное особо ценное значение.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты применительно к зонам с особыми условиями устанавливаются в том числе с учетом требований охраны особо охраняемых территорий и иных природных объектов.

5. Согласно общей норме, закрепленной в ст. 7 ЗК, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Земли рассматриваемой категории могут использоваться для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 — 286 ГК предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Функции государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» возложены на Роснедвижимость.

Должностные лица и специалисты названного Федерального агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» . С 2009 г. его функции переходят согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).
———————————
Примеч. ред.: ранее контроль осуществлялся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле».

Так, указанные должностные лица вправе: рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Кроме того, статья 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Можно ли оформить в собственность земли рекреациооного назначения?

Садовый дом и участок приобрела по садовой книге несколько лет назад в черте города. Хотела начать оформление в собственность, председатель сада пояснил, что невозможна приватизация, так как земля рекреационного назначения. Возможно ли оформление земли и сада в собственность через суд?

2 ответa на вопрос от юристов 9111.ru

Гульшат, обратитесь в муниципальное образование с заявлением о передаче в собственность земельного участка. Отказ — оспорьте в судебном порядке.

Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статья 28 ЗК РФ устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в пределах особо охраняемых природных территорий, ограничиваются в обороте (подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ).

Аналогичное положение содержится в п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В силу п. 1 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся, в том числе земли особо охраняемых природных территорий, а также земли рекреационного назначения.

В силу ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Из содержания подп. 1 п. 5 ст. 27 ЗК РФ следует, что ограниченными в обороте являются только земли особо охраняемых природных территорий.

Ограничение в обороте установлено только для земельных участков, расположенных в зонах особо охраняемых природных территорий, в отношении земельных участков, расположенных в рекреационной зоне, установлены ограничения по видам хозяйственной деятельности, что не исключает их приватизации.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» отказ в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ может быть произведен уполномоченным органом лишь в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).

С учётом изложенного, при условии, что Ваш земельный участок не находится в зоне особо охраняемых природных территорий, расположение земельного участка в рекреационной зоне не является запретом на его приватизацию, и у администрации отсутствуют правовые основания для отказа в предоставлении Вам земельного участка.

Отказ в предоставлении земельного участка в собственность препятствует Вам в реализации исключительного права на выкуп данного земельного в порядке ст. 36 ЗК РФ.

Рекомендую Вам официальный отказ администрации в предоставлении Вам земельного участка обжаловать в судебном порядке.

Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 — 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Как оформить в собственность земли рекреации

Имею в собственности участок 10 соток. Подъездная дорога к участку проходит вдоль водоема (ручей, впадающий в водохранилище). Граница участка, обращенная в сторону водоема, располагается в 50 метрах от него. Между подъездной дорогой и границей участка располагается участок 4 сотки, входящий в зону рекреации и являющийся землей населенного пункта (деревни).

Данный участок поставлен мной на кадастровый учет.

Имею желание выкупить этот участок (в крайнем случае, взять в аренду).

Какие действия я должен предпринять?

Ответы юристов (5)

Какие действия я должен предпринять?
Александр

Считаю, что у Вас есть возможность взять такой участок в аренду, обратившись с заявлением в администрацию, но при этом следует учитывать, что на таком участке можно занимать только деятельностью не соответствующей её назначению:

ст. 98 ЗК РФ: 1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.
2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.
5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Есть вопрос к юристу?

Также следует учитывать:

ст. 39,8 ЗК РФ:. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Соответствующей её назначению. Ответственность предусмотрена КоАП РФ:

ст. 8.8:1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Считаю, что начинать, как я и писал выше, необходимо с обращения в местную администрацию.

Уточнение клиента

В тему только обращение в местную администрацию и мнение Евгения, что такой участок можно взять в аренду. И это все?

17 Декабря 2016, 13:30

Здравствуйте! В дополнение к сказанному коллегой уточню, что перевод земель рекреационного назначения в другую категорию возможен в исключительных случаях при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы.

Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», устанавливает ограничения изменения целевого назначения земель особо охраняемых территорий и объектов, предусматривая возможность перевода названной категории земель в другую категорию только в том случае, если их использование по целевому назначению невозможно ввиду утраты ими особого природоохранного, научного, историко-культурного, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения при наличии положительных заключений государственной экологической экспертизы и иных установленных федеральными законами экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды (ч. 1 ст. 10).

Согласно гл 17 ЗК РФ рекреационные земли относятся к землям особо охраняемым территорий и объектов и ограничены в обороте согласно ст. 27 ЗК РФ

ЗК РФ, Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков

1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи

ЗК РФ, Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий

1. К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

2. К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения;

3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) особо ценные земли.
3. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.

4. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

6. Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Так как в соответствии со ст 11 ЗК РФ поставленный вами на кадастровый учет земельный участок находится в ведении органа местного самоуправления в области земельных отношений в его полномочиях решения вопроса о предоставлении вам в собственность ( аренду)рекреационного земельного участка.

ЗК РФ, Статья 39.15. требует Предварительное согласование предоставления земельного участка на основании поданного заявления.

1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее — испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральнымзаконом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 5 пункта 1 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в абзац втором пункта 5 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не осуществляется.
6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
КонсультантПлюс: примечание.
До 1 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьей 39.15 Земельного кодекса РФ (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).
8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 -13, 15 — 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункт 3 пункта 8 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 — 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в подпункте 4 пункта 9 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ статья 39.15 дополняется новым пунктом 10.1. См. текст в будущейредакции.
11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ в пункт 13 статьи 39.15 вносятся изменения. См. текст в будущейредакции.
13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.
14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
17. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.