Права женщины военнослужащей

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Права и обязанности беременной женщины-военнослужащей

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста на что имеет право и какие обязанности у беременной женщины военнослужащей. Или подскажите ссылку где можно прочитать об этом в статусе военнослужащего ничего не сказано.спасибо

Ответы юристов (4)

Здравствуйте, Наталья. ФЗ «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе» не делит военнослужащих на мужчин и женщин. Все военнослужащие обладают одним статусом. Трудовое законодательство на военнослужащих не распространяется. Поэтому в законе и нет никаких изъятий для женщин.

Ст. 16 ФЗ «О статусе военнослужащих» устанавливает право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужщих:

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.
Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих — обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года абзац первый пункта 2 статьи 16 после слов «федеральных органов исполнительной власти» будет дополнен словами «и федеральных государственных органов».
2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее — военно-медицинские организации).
При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.
Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 230-ФЗ)

Полностью статью не привожу ввиду очень большого объема. Но почитать о своих правах и обязанностях вы можете в двух указанных выше законах: base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=190489;from=48660-6;rnd=184768.6397450382355601;;ts=01847686806999000255018

Есть вопрос к юристу?

Вы имеете право на отпуск по беременности и родам и затем на отпуск по уходу за ребенком

Указ Президента РФ от 16.09.1999 N 1237 (ред. от 02.01.2016) «Вопросы прохождения военной службы» (вместе с
«Положением о порядке прохождения военной службы»)

Статья 32. Порядок предоставления отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом на них распространяются дополнительные социальные гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.

Вы имеете право взять основной отпуск за текущий год

та же ст. 32
4. Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желаниюпредоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.
Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года. Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один
полный месяц.

Военнослужащие женского пола, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Уточнение клиента

Скажите пожалуйста,если я после декретного отпуска приступлю к исполнению обязанностей( выйду на службу) меня имеют право уволить если ребёнку нет трех лет??

21 Января 2016, 15:36

Ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы

25. Увольнение с военной службы беременных военнослужащих женского пола, военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей
в возрасте до 14 лет), не допускается, кроме случаев, когда
военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по основаниям,
предусмотренным подпунктами «а», «в» — «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона, или когда увольнение осуществляется по их желанию.

Уточнение клиента

А что за пункт а,б и ж.

22 Января 2016, 09:12

Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией
ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего
военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом
предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного
старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
д_1)
в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного
лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае: непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является; непредставления
военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и
обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги
(супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо
недостоверных или неполных сведений; участия
военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления
коммерческой организации, за исключением случаев, установленных
федеральным законом; осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности; вхождения
военнослужащего в состав органов управления, попечительских или
наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих
неправительственных организаций и действующих на территории Российской
Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации или законодательством
Российской Федерации; нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным
законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета
(вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных
банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»,
запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные
средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами
территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться
иностранными финансовыми инструментами;
д_2)
в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром
(начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать
решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим,
являющимся командиром (начальником), которому стало известно о
возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной
заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту
интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта
интересов;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е_1)
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении
военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в
виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
ж)
в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной
организации или военной образовательной организации высшего образования;

«О воинской обязанности и военной службе»

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

НачФин.info

  • » rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Подробности Категория: Консультация военного юриста Опубликовано: 18 ноября 2016 Автор: Марина Байдак Просмотров: 8477

Вопрос: Здравствуйте! Я прохожу службу по контракту, воспитываю одна ребенка, которому нет еще и 5 лет. Какие льготы предусмотрены законодательством в отношении меня как военнослужащей?

Ответ: На основании п. 9 ст. 10 Федерального закона № 76-ФЗ от 27.05.1998 года «О статусе военнослужащих» установлено, что военнослужащие женского пола, которые воспитывают детей без отца, пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Таким образом, на вас распространяются льготы, установленные в том числе и ТК РФ. Который в частности предоставляет матерям, воспитывающим детей в возрасте до 5 лет, ряд льгот.

А именно, в соответствии с частями 2, 3 ст. 259 Трудового кодекса существуют льготы, когда привлекать военнослужащих-женщин (имеющих детей до 5 лет) к определенным мероприятиям допускается только с их письменного согласия и, особо подчеркнем, только при условии, что это не запрещено им в соответствии с медзаключением, выданным в порядке, установленном ФЗ и иными нормативными правовыми актами РФ.

К таким мероприятиям относятся:
— направление в служебные командировки;
— привлечение к сверхурочной работе;
— привлечение к работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

При этом хотим отметить, что женщины-военнослужащие должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в командировку, или от привлечения к сверхурочной работе, или к работе в ночное время, или в выходные и нерабочие праздничные дни.

Ряд льгот для матерей установлены и положением «О порядке прохождения военной службы» от 16.09.1999 № 1237 о чем мы уже писали подробно здесь, а именно пунктом 25 ст. 34 определено, что не допускается увольнение таких одиноких военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 14 лет.

Конечно за исключением случае когда увольнению может произойти «безоговорочно» («а», «в» — «ж» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»)

Таким образом, подводя итог, вас, как военнослужащую с ребенком, без письменного согласия не смогут направить в служебную командировку, привлечь к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни , а также вы не подлежите увольнению, кроме случаев определенных законодательством.

Права женщины- военнослужащей, воспитывающей детей одна?

Я военнослужащая, вдова. Воспитываю двоих детей 15 и 8 лет. Имею ли я право отказаться от суточных дежурств по части и выполнения служебных обязанностей в выходные дни?

Ответы юристов (2)

Добрый вечер, Лариса!

Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Согласно ст. 96 ТК РФ к работе в ночное время не допускаются: беременные женщины; работники, не достигшие возраста восемнадцати лет, за исключением лиц, участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений, и других категорий работников в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, работники, имеющие детей-инвалидов, а также работники, осуществляющие уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, матери и отцы, воспитывающие безсупруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, а также опекуны детей указанного возраста могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия и при условии, если такая работа не запрещена им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом указанные работники должны быть в письменной форме ознакомлены со своим правом отказаться от работы в ночное время.

Изложенное, также дублируется и нормами ст. 259 ТК РФ.

Таким образом, прав на отказ от суточных дежурств по части выполнения служебных обязанностей в выходные дни, Вы не имеете.

Уточнение клиента

Спасибо за ответ.

20 Мая 2016, 00:53

Однако, необходимо помнить, что в соответствуии с ч.8 Устава гарнизонной и караульной службы в ВС РФ — военнослужащие женского пола к несению караульной службы не привлекаются.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Права женщины военнослужащей

Стремление женщин к социальному равноправию с мужчинами, к выполнению более широких социальных функций привело к кардинальным изменениям роли женщины в обществе. Женщины все более активно участвуют в традиционно мужских видах деятельности, таких, как политика, государственное управление, предпринимательство, армия.

Социально-экономическая ситуация в России стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом частей и подразделений. Кроме того, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Чувство социальной обеспеченности, постоянный заработок, бесплатное жилье, медицинское обслуживание, обмундирование и ежегодный оплачиваемый отпуск, различные социальные гарантии, компенсации и денежные надбавки — все это привлекает женщин в армию.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации проходят службу на должностях офицеров, прапорщиков и мичманов, военнослужащих рядового состава по контракту более 90 тыс. женщин.

Особенности порядка прохождения военной службы женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, иных федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяются тем, что, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, женщины-военнослужащие пользуются социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства.

Особенности порядка прохождения военной службы военнослужащими женского пола нашли отражение как в Федеральных законах «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», Положении о порядке прохождения военной службы, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, так и в целом пакете законодательных актов органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Положения о порядке прохождения военной службы прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и указанным Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих. В настоящей статье рассмотрим отдельные вопросы прохождения военной службы военнослужащими женского пола.

Порядок поступления на военную службу определяется нормами Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) и Положения о порядке прохождения военной службы (далее — Положение).

Федеральным законом определены два вида поступления на военную службу:

— добровольный — по контракту;

— обязательный — по призыву.

Граждане женского пола призыву на военную службу не подлежат, однако они вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Гражданин, изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает заявление в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете (в случае, если не состоит на воинском учете — в военный комиссариат по месту жительства), или в воинскую часть.

Пунктом 2 ст. 5 Положения установлено, какие сведения должны содержаться в заявлении. Вместе с заявлением гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность и гражданство, а также представляет следующие документы:

а) заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;

б) автобиографию, написанную от руки в произвольной форме;

в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;

г) заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих профессиональное или иное образование;

д) заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке и о рождении детей;

е) дополнительные документы (перечень и содержание дополнительных документов могут устанавливаться Министром обороны Российской Федерации, а в воинских частях — руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Заявления граждан, изъявивших желание поступить на военную службу по контракту, регистрируются и принимаются к рассмотрению. Гражданин, заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту.

Заявление лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, может быть возвращено военным комиссаром (командиром воинской части) по основаниям, перечисленным в п. 5 ст. 5 Положения.

Военный комиссар рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания о выполнении следующих действий:

— о проведении медицинского освидетельствования кандидата;

— о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору;

— о проверке соответствия уровня его образования, профессиональной и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту;

— о рассмотрении его кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту.

Граждане, поступающие на военную службу по контракту, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 33 Федерального закона.

Действующее законодательство не предусматривает таких ограничений для поступления на военную службу женщин, как семейное положение, наличие детей (в том числе дошкольного возраста).

Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

Направление кандидатов в воинские части осуществляется военным комиссаром в соответствии с заключением о наличии вакантных должностей, соответствующих воинским званиям кандидатов, их образованию, подготовке, состоянию здоровья и результатам отбора.

Кандидатура гражданина, прибывшего для заключения контракта в воинскую часть, рассматривается командиром воинской части.

Первый контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданами женского пола в возрасте от 18 до 40 лет, как состоящими, так и не состоящими на воинском учете. Принятие граждан женского пола на военную службу по контракту производится только при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола. Перечень воинских должностей, которые могут замещаться военнослужащими женского пола, определяется Министром обороны Российской Федерации, руководителями других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Во время прохождения военной службы женщины-военнослужащие могут быть назначены только на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями.

Беременные женщины-военнослужащие в соответствии с медицинским заключением и с их согласия, а также имеющие детей в возрасте до полутора лет, если они не могут выполнять служебные обязанности (на срок до достижения ребенком возраста полутора лет), могут быть назначены на воинские должности с более легкими условиями службы с сохранением месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячных и иных дополнительных выплат по воинской должности, которую они занимали до назначения.

Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Положения военнослужащим женского пола отпуска по беременности и родам предоставляются на основании заключения военно-врачебной комиссии продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней (в случае осложненных родов — 86) после родов. При многоплодной беременности отпуск по беременности и родам предоставляется продолжительностью 84 календарных дня до родов, при рождении двух или более детей — 110 календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него военнослужащим женского пола по их желанию предоставляется основной отпуск за текущий год установленной продолжительности, а в год окончания отпуска по уходу за ребенком — отпуск пропорционально времени, оставшемуся до конца календарного года.

Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком исчисляется пропорционально времени исполнения служебных обязанностей со дня окончания отпуска по уходу за ребенком до конца календарного года.

Продолжительность основного отпуска определяется в этом случае путем деления установленной для конкретного военнослужащего полной продолжительности основного отпуска на 12 и умножения полученного результата на количество полных месяцев, в течение которых он исполнял свои обязанности. При этом неполный месяц продолжительностью более 10 дней считается за один полный месяц.

Военнослужащему женского пола по его желанию предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность.

Женщинам-военнослужащим для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц.

Не допускается увольнение с военной службы беременных женщин-военнослужащих, а также имеющих детей в возрасте до 3 лет, детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), кроме как по собственному желанию и в случаях, предусмотренных в Федеральном законе:

— при достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

— в связи с признанием военно-врачебной комиссией военнослужащего женского пола не годным к военной службе;

— в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;

— в связи с лишением воинского звания;

— в связи со вступлением в законную силу приговора суда о назначении наказания в виде лишения свободы;

— в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.

Женщины-военнослужащие, находящиеся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, не могут быть исключены из списков личного состава воинской части.

Довольно распространенной является такая ситуация: во время нахождения военнослужащей в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком истекает срок контракта о прохождении военной службы. В данном случае возможны два варианта:

1. Женщина желает продолжить военную службу. Во время отпуска по уходу за ребенком за военнослужащим женского пола сохраняется место военной службы и воинская должность. Исполнение обязанностей по невакантной воинской должности на период нахождения занимающей ее военнослужащей в отпуске по уходу за ребенком может быть возложено на военнослужащего с его согласия (п. 2 ст. 12 Положения), либо эта воинская должность может быть замещена лицами гражданского персонала соответствующих специальностей. После окончания отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком военнослужащая-женщина заключает новый контракт в течение одного месяца с момента прибытия в воинскую часть. При этом военнослужащей, не достигшей предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда она подлежит досрочному увольнению с военной службы, а также при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом.

2. Женщина не желает продолжать военную службу. Женщина-военнослужащая, находящаяся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком, не может быть исключена из списков личного состава воинской части. Во время отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком даже при истечении срока контракта она продолжает прохождение военной службы, за ней сохраняется статус военнослужащей. Увольняется в таком случае военнослужащая после прибытия в воинскую часть после окончания указанных отпусков (в соответствии с Положением).

На военнослужащих-женщин распространяются также иные социальные гарантии и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.

Не допускается привлечение военнослужащих-женщин к несению гарнизонной и караульной служб, за исключением участия в отдании воинских почестей при погребении военнослужащих и возложения венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за независимость и свободу Отечества, и участия в обеспечении гарнизонных мероприятий (ст. 9 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации).

Запрещается назначение военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих установленные для них нормы (ч. 2 ст. 271 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации) и др.

С учетом увеличивающегося числа женщин-военнослужащих необходимость применения законодательства об охране семьи, материнства и детства приобретает все большую актуальность. Незнание законодательства или его произвольное толкование приводит к ущемлению прав военнослужащих-женщин и не отвечает государственным интересам по охране семьи, материнства и детства.

Так, во время проведения Главной военной прокуратурой проверки исполнения законов, направленных на обеспечение социальной защиты, безопасных условий службы и прав женщин в армии, было выявлено около 3000 нарушений прав военнослужащих-женщин. Женщинам необоснованно отказывают в заключении контрактов о прохождении военной службы, в контракт включаются положения, ущемляющие их права, они часто привлекаются к работе, не предусмотренной должностными обязанностями, матери, имеющие малолетних детей, привлекаются к работам в ночное и сверхурочное время, в том числе в составе суточных нарядов. Нарушения особенно распространены в отдаленных гарнизонах. Это связано с тем, что и командиры (начальники), и военнослужащие-женщины плохо знают законодательство, испытывают дефицит информации.

Представляется, что соблюдению прав военнослужащих женского пола при прохождении ими военной службы должны уделять больше внимания должностные лица как органов военного управления, так и различных государственных структур, общественных организаций и объединений.

Права женщины военнослужащей имеющая ребёнка до 1.5 года

Имеет ли женщина военнослужащая по контракту имеющая ребёнка до 1.5 лет воспользоваться статьями трудового кодекса 258, 259.

Ответы юристов (5)

Добрый вечер, Елена! Да, распространяются. Но вопрос интересный. На самом деле есть статья 11 Трудового кодекса РФ. Привожу выдержку из этой статьи:

Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.

То есть по общему правилу положения ТК на военнослужащих не распространяются. Но… статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» содержит следующее положение:

9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.

Таким образом, статьи 258 и 259 ТК РФ на военнослужащих женского пола распространяются, поскольку содержат социальные гарантии, для женщин с семейными обязанностями.

Есть вопрос к юристу?

С одной стороны, согласно ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих.

Но! Как говорит норма закона с п. 9 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» трудовое законодательство в части социальных гарантий распространяется на женщин-военнослужащих: «Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.»

То есть к любым работам могут привлечь с письменного согласия, так как, повторюсь социальные гарантии затрагивающие военнослужащих указанны в ТК РФ, военное законодательство не рассматривает их, но они имеют место быть. По этому, и нужно обращаться к статье 10, вышеуказанного закона. Законодатель как бы подчеркнул, что те гарантии, которые не найдете в законе о военных, ищите в ТК РФ.

То есть, получается, что ст 258, 259 ТК РФ, на нее распространяются, так как если они не будут распространяться, это уже называется дискриминация, когда одни женщины могут запретить направляться в служебные командировки, привлекаться к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, а другие нет.

Посмотрите еще судебную практику. Вот нашла, «В соответствии с частью восьмой статьи 11 ТК РФ трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Вместе с тем пунктом 13 статьи 11 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ „О статусе военнослужащих“ предусмотрено предоставление военнослужащим отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 января 2014 г. N 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних». http://base.garant.ru/70578102.

Раз на отпуска распространяется, на беременность и роды, то на остальные нормы, следуя логике тоже должно распространяться. Ведь нельзя же разделить такие вещи как беременность, роды и отдельно уход за ребенком до 1,5 лет, все это и есть гарантии. Если их убрать, одну из гарантий, то нарушаются права женщины военной.

Имеет ли женщина военнослужащая по контракту имеющая ребёнка до 1.5 лет воспользоваться статьями трудового кодекса 258, 259.

Добрый день! Да, на Вас распространяются нормы трудового законодательства.

Имеет ли женщина военнослужащая по контракту имеющая ребёнка до 1.5 лет воспользоваться статьями трудового кодекса 258, 259.

В соответствии с п. 9 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Таким образом, в Вашем отношении, применимы нормы Трудового кодекса РФ, закрепляющие права лиц с семейными обязанностями (глава 41).

В соответствии с п. 9 ст. 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Таким образом, в Вашем отношении, применимы нормы Трудового кодекса РФ, закрепляющие права лиц с семейными обязанностями (глава 41).

Для того, что бы воспользоваться законными правами

воспользоваться статьями трудового кодекса 258, 259.

Вам необходимо подать письменный рапорт командиру части по команде. Для начала поговорите с непосредственным командиром подразделения или начальником. С Уважением.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Консультация юриста: Право беременных военнослужащих на льготы и компенсации

Здравствуйте! Я на седьмом месяце беременности. Будет третий ребенок. Несу караульную службу в ЗАТО (проверка пропусков) по 14 часов с одним перерывом на обед 2 дня через 2 дня. Освободили только от физических нагрузок и ночных смен. Приходится по долгу стоять. Скажите, пожалуйста, имею ли я право на какие-нибудь льготы и компенсации сейчас и после родов?

Юлия, здравствуйте. Особенности регулирования труда женщин определены в гл. 12 Федерального закона от 30.12.2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее по тексту — Закон). Для наиболее полного ответа на Ваш вопрос приведу выдержки из статей Закона, содержащихся в указанной главе.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по из заявлению снижают нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До предоставления беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счёт средств работодателя.

При прохождении обязательного диспансерного обследования в медицинских учреждениях за беременными женщинами сохраняется средний заработок по месту работы.

Женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе до достижения ребёнком полутора лет.

Женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности — 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух или более детей — 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами (в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, лицу, подлежащему обязательному социальному страхованию, и осуществляющему уход за ребенком, выплачиваются следующие виды пособий:

— со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет — ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 40 процентов среднего заработка. Данный вид пособия выплачивается по месту работы;

— после достижения ребенком возраста полутора лет — ежемесячное пособие на ребенка, размер, порядок назначения, индексации и выплаты которого устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ)).

По заявлению женщин, во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности.

Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни беременных женщин.

Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.

Перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком женщине по ее желанию предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида до восемнадцати лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается.

Александр Томенко,
военный юрист