Права и обязанности осужденных к исправительным работам

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Прокуратура Московской области

Статьей 28 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлены обязанности организаций, в которых осужденные отбывают обязательные работы. На администрацию таких организаций возлагаются: контроль за выполнением осужденными определенных для них работ, а также уведомление уголовно-исполнительных инспекций о количестве проработанных часов или об уклонении осужденных от отбывания наказания.

Таким образом, администрация организации, где отбывает наказание осужденный, обязана определить лицо, ответственное за ведение учета количества отработанных осужденным часов и за направление необходимой информации в адрес уголовно-исполнительной инспекции. Если такое лицо отсутствует, ответственность за осуществление должного контроля лежит непосредственно на руководителе юридического лица.

Статьей 43 УИК РФ установлены следующие обязанности организаций, в которых работают осужденные к исправительным работам:

  • правильное и своевременное производство удержаний из заработной платы осужденного и перечисление удержанных сумм в установленном порядке,
  • контроль за поведением осужденного на производстве и содействие уголовно- исполнительной инспекции в проведении воспитательной работы с ним
  • соблюдение условий отбывания наказания,
  • уведомление уголовно — исполнительной инспекции о примененных к осужденному мерах поощрения и взыскания,
  • об уклонении его от отбывания наказания, а также предварительное уведомление о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы.

Началом срока отбывания исправительных работ осужденным, не имеющим основного места работы, является день его выхода на работу, а осужденным, имеющим основное место работы, — день получения администрацией организации, в которой работает осужденный, соответствующих документов из уголовно-исполнительной инспекции.

Удержания производятся из заработной платы по основному месту работу осужденного за каждый отработанный месяц при выплате заработной платы, независимо от наличия к нему претензий по исполнительным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержанные суммы перечисляются в соответствующий бюджет ежемесячно. Удержания не производятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного характера, за исключением ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осужденный или администрация организации, в которой он работает, а также уголовно-исполнительная инспекция вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы осужденного в случае ухудшения его материального положения.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 43 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, неисполнение перечисленных обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В частности, неисполнение обязанности о предварительном уведомлении уголовно-исполнительной инспекции администрацией организации, в которой работает осужденный к исправительным работам, о переводе осужденного на другую должность или его увольнении с работы, наступает административная ответственность по статье 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Статья 39 УИК РФ. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ

1. Исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.

2. Осужденные к исправительным работам направляются уголовно-исполнительными инспекциями для отбывания наказания не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).

3. Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют порядок и условия отбывания наказания; контролируют соблюдение условий отбывания наказания осужденными и исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные; проводят с осужденными воспитательную работу; с участием сотрудников полиции в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, контролируют поведение осужденных; обращаются в органы местного самоуправления по вопросу изменения места отбывания осужденными исправительных работ; принимают решение о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин; проводят первоначальные мероприятия по розыску осужденных; готовят и передают в соответствующую службу материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Комментарии к ст. 39 УИК РФ

1. Исправительные работы как вид наказания предусмотрены в российском законодательстве с первых лет советской власти. Менялось их название (обязательные, общественные, принудительные, исправительно-трудовые, исправительные работы), менялись правоограничения, но в основе своей данное наказание оставалось неизменным: осужденный проживает дома, с семьей, работает в обычном трудовом коллективе.

Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ существенно изменил регламентацию наказания в виде исправительных работ. С введением его в действие это наказание может назначаться только осужденным, не имеющим основного места работы. Исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.

В этом виде исправительные работы напоминают ранее применявшееся наказание в виде исправительных работ в местах, отбываемых по указанию органов, исполняющих наказание. Но в то же время действовал также другой вид наказания в виде исправительных работ — исправительные работы по месту работы, которые на практике применялись достаточно редко. Новая регламентация исправительных работ вызывает опасение дальнейшего сокращения применения этой меры, так как в большинстве своем исправительные работы применяются за преступления небольшой или средней тяжести, виновные в которых чаще всего работают и поэтому не могут быть подвергнуты этому наказанию. Между тем не следует забывать, что ныне исправительные работы — одна из немногих альтернатив лишению свободы.

Исправительные работы применяются только в качестве основного наказания к лицам, которые могут быть исправлены без изоляции от общества. Они назначаются по приговору суда либо по постановлению судьи в связи с заменой штрафа за злостное уклонение от его уплаты (ч. 5 ст. 46 УК РФ); в связи с заменой неотбытой части наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ч. 3 ст. 82 УК РФ). Закон разрешает применять это наказание к осужденным военнослужащим в порядке замены наказания более мягким в случае заболевания, делающего их не годными к несению военной службы (ч. 3 ст. 81 УК РФ).

Отбывание исправительных работ неразрывно связано с трудовой деятельностью осужденного. Поэтому данный вид наказания не может быть назначен нетрудоспособным. В соответствии с ч. 5 ст. 50 УК РФ исправительные работы не назначаются лицам, признанным инвалидами первой группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Рассмотрение перечня категорий осужденных, которым не могут быть назначены исправительные работы, показывает, что он не может быть признан исчерпывающим. Например, законодатель не упоминает в ч. 5 ст. 50 УК РФ мужчин старше 60 лет и женщин старше 55 лет, которые считаются нетрудоспособными по возрасту.

Поскольку ст. 63 ТК РФ установила, что лица моложе 16 лет, как правило, не принимаются на работу, к исправительным работам могут быть приговорены несовершеннолетние только начиная с этого возраста.

Если санкция статьи, по которой осуждается военнослужащий, содержит наказание в виде исправительных работ, военнослужащему может быть вместо этого в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначено наказание в виде ограничения по военной службе.

Рассматриваемое наказание назначается на срок от двух месяцев до двух лет. В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством срок исправительных работ исчисляется годами, месяцами и днями.

Регламентируя вопрос о месте отбывания наказания, законодатель поставил очень важное для осужденных условие: место работы должно быть в районе места жительства осужденного.

Это понятие применялось в ИТК РСФСР при регламентации исправительных работ в иных местах. Статья 91 ИТК РСФСР указывала, что данный вид исправительных работ отбывается «в пределах населенного пункта, где проживает осужденный, или в местности, откуда он имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства».

Применение рассматриваемой нормы в наше время выявило серьезные трудности по трудоустройству осужденных к исправительным работам, особенно в сельской местности и в небольших городах с ограниченными возможностями трудоустройства. Кое-где на практике в целях трудоустройства осужденных стали расширительно понимать понятие места жительства (как известно, в условиях местного железнодорожного сообщения за несколько часов можно приехать даже в соседнюю область).

Не вносит ясности и ориентация на административный район. В некоторых случаях в соседний район можно добраться за несколько десятков минут, но есть районы протяженностью в сотни километров (например, в Красноярском крае). Видимо, этот вопрос должен решаться индивидуально применительно к каждому случаю.

Известно, что трудности с трудоустройством явились одной из основных причин минимального применения данного вида исправительных работ, назначаемых по указанию органов, исполняющих наказание.

2 — 3. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией, которая находится в ведении ФСИН России и ее органов на местах. После вступления приговора в законную силу суд, вынесший приговор, направляет две копии приговора в уголовно-исполнительную инспекцию. Инспекция вызывает осужденного, проводит с ним ознакомительную беседу, ставит на учет и предлагает ему устроиться на работу в одно из мест, которое определено органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Одновременно осужденному разъясняется порядок и условия отбывания наказания, его права и обязанности. В процессе отбывания наказания инспекция проводит с осужденным воспитательную работу, с участием сотрудников милиции контролирует поведение осужденных. При необходимости осужденные приглашаются в инспекцию, а в случае неявки они могут быть подвергнуты приводу. Если осужденный скрылся и его местонахождение неизвестно, проводятся первоначальные мероприятия по розыску в течение одного месяца. Если установить местонахождение осужденного не удается, инспекция готовит и передает в аппарат криминальной милиции материалы об осужденных, местонахождение которых неизвестно.

Осужденные ставятся уголовно-исполнительной инспекцией на один из следующих видов учета: оперативный, предварительный, контрольный, учет разыскиваемых.

На оперативном учете состоят работающие осужденные, из заработной платы которых производятся удержания в доход государства и наказание в отношении которых исполняется нормально.

На предварительном учете состоят осужденные:

— не приступившие к работе по истечении 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

— уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не поступившие на новую работу по истечении 30 дней со дня увольнения;

— не работающие без уважительных причин, в том числе в связи с болезнью, вызванной алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним.

Таким образом, на этом учете состоят осужденные, которые не отбывают наказание без уважительных причин. На контрольном учете состоят осужденные:

— не приступившие к работе до истечения 30 дней со дня поступления в инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления);

— не работающие по уважительным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

— уволенные во время отбывания наказания с прежнего места работы и не приступившие к новой работе до истечения 30 дней со дня увольнения;

— выбывшие за пределы территории, обслуживаемой инспекцией, в отношении которых не поступили подтверждения о получении личных дел;

— не работающие в связи с отбыванием административного взыскания в виде ареста, содержанием под домашним арестом или под стражей в порядке меры пресечения по другому делу в период отбывания исправительных работ;

— в отношении которых в суде решается вопрос об освобождении от дальнейшего отбывания исправительных работ в связи с тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, психическим расстройством, а также об отсрочке отбывания наказания в связи с беременностью;

— в отношении которых в суды направлены представления о замене исправительных работ другим видом наказания в соответствии с ч. 4 ст. 50 УК РФ;

— находящиеся на медицинском освидетельствовании для определения группы инвалидности, наличия психического расстройства или иной тяжкой болезни;

— в отношении которых проводятся первоначальные розыскные мероприятия.

Условно их можно рассматривать как лица, в отношении которых решается вопрос об их трудоустройстве или привлечении к ответственности.

На учете разыскиваемых состоят осужденные, объявленные в розыск службой криминальной милиции территориального органа внутренних дел.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 08.01.97 N 1-ФЗ
  • «Российская газета», N 9, 16.01.97
  • «Собрание законодательства» РФ, 1997, N 2, ст. 198

Статья 41. Обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденных к исправительным работам

1. С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, его поведения в период отбывания наказания и в целях предупреждения совершения новых правонарушений уголовно-исполнительная инспекция вправе:

а) запретить осужденному пребывание вне дома в определенное время суток;

б) запретить осужденному покидать место жительства в выходные дни, а также в период отпуска;

в) запретить осужденному пребывание в определенных местах района (города);

г) обязать осужденного до двух раз в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для регистрации.

2. Перечисленные в части первой настоящей статьи обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев. В необходимых случаях срок может быть продлен каждый раз еще до шести месяцев в пределах срока отбывания исправительных работ.

3. Отсутствие работы у осужденного не освобождает его от исполнения обязанностей и соблюдения запретов, установленных частью первой настоящей статьи.

Знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов — залог их успешной адаптации к условиям отбывания наказания

Статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закрепляет основы правового положения осужденных, в рамках которых государство обязано уважать и охранять права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивать законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При этом осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Так для лиц, осужденных к исправительным работам уголовно- исполнительный закон возлагает ряд обязанностей и правоограничений.

-осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и своевременно являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

Основным карательным элементом содержания наказания в виде исправительных работ являются удержания из заработной платы осужденного в установленном приговором суда размере. Удержания производит администрация организации, в которой работает осужденный, а их правильность и своевременность контролирует инспекция.

Осужденному запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения инспекции. При обращении осужденного с письменным заявлением по вопросу увольнения с работы по собственному желанию, инспекция обязана проверить обоснованность причин увольнения и вынести мотивированное разрешение или отказ. Отказ в выдаче разрешения на увольнение может быть обжалован осужденным у начальника территориального органа ФСИН, в прокуратуре или суде.

Осужденный обязан работать в организации, куда он направлен инспекцией, он не вправе отказаться от предложенной ему работы. Но осужденный может, по согласованию с инспекцией, трудоустроиться и самостоятельно.

Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

Осужденному предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Вопрос о времени предоставления отпуска согласовывается администрацией организации, в которой работает осужденный, с инспекцией. Другие виды отпусков предоставляются осужденному на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством без согласования с инспекцией.

По сравнению со ст. 50 УК РФ, в УИК РФ предусмотрены дополнительные правоограничения для осужденных в виде запрета на увольнение по собственному желанию без разрешения уголовно-исполнительной инспекции и уменьшения продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска до 18 рабочих дней.

К нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся неявка на работу без уважительных причин в течение 5 дней после получения предписания из уголовно-исполнительной инспекции; неявка в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову или для регистрации без уважительных причин; прогул или появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Таким образом, к нарушениям порядка и условий отбывания наказания относятся как нарушения трудовой дисциплины, так и попытки уклониться от контроля. Другие нарушения (несообщение о смене работы или места жительства, увольнение с работы без разрешения уголовно-исполнительной инспекции) не влекут прямых правовых последствий.

В случае нарушения инспекция вызывает осужденного либо посещает его по месту жительства. При отсутствии уважительных причин допущенных нарушений уголовно-исполнительная инспекция выносит письменное предупреждение о возможности замены исправительных работ другим видом наказания. При необходимости инспекция может обязать осужденного до двух раз в месяц являться для регистрации. В этом случае выносится постановление, которое объявляется осужденному под роспись, и заполняется регистрационный лист. В случае неявки осужденного по вызову или для регистрации без уважительных причин инспекция выносит постановление о приводе и доставляет осужденного.

Осужденный, допустивший повторное нарушение после письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции, признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания. Злостно уклоняющимся также признается осужденный, скрывшийся с места жительства или местонахождение которого не известно.

Если осужденный скрылся с места жительства, инспекция проводит первоначальные мероприятия по его розыску: проводит опрос родственников, соседей, сослуживцев; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых. Если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий местонахождение осужденного не будет установлено, скрывшийся осужденный объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. В соответствии с п. 18 ст. 397 УПК РФ данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, уголовно-исполнительная инспекция вносит представление в суд о замене исправительных работ другим видом наказания. В представлении указываются конкретные факты уклонения осужденного от отбывания наказания: в течение какого времени он не являлся на работу со дня получения предписания или по вызову инспекции, количество прогулов, появлений на работе в состоянии опьянения, количество приводов, какие меры воздействия применялись к осужденному и т.д. Представление о замене исправительных работ другим видом наказания направляется в суд в течение трех суток со дня выявления повторного нарушения, а в отношении лица, скрывшегося с места жительства, — после проведения первоначальных розыскных мероприятий. Вместе с представлением в суд направляется копия приговора и материалы первоначальных розыскных мероприятий. В этом случае для признания осужденного злостно уклоняющимся от отбывания наказания наличие письменного предупреждения уголовно-исполнительной инспекции не требуется. При замене исправительных работ лишением свободы неотбытая часть срока наказания исчисляется из расчета один день лишения свободы за три дня исправительных работ (ч. 4 ст. 50 УК РФ).

Комментарий к СТ 40 УИК РФ

Статья 40 УИК РФ. Условия отбывания исправительных работ

Комментарий к статье 40 УИК РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает условия отбывания наказания осужденными к исправительным работам, предусматривающие возложение на осужденных соответствующих обязанностей и конкретных правоограничений. Осужденные обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и своевременно являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

2. Следует отметить, что правоограничения связаны прежде всего с трудовой деятельностью осужденных. Из заработной платы осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда. Размер этих удержаний в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ может быть в пределах от 5 до 20%. Здесь необходимо обратить внимание на несогласованность действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. Первое, говоря о производимых удержаниях, оперирует понятием «заработок осужденного», второе — «заработная плата осужденного». Понятие «заработок» по содержанию шире, чем понятие «заработная плата». Наряду с основной заработной платой по должностным окладам, тарифным ставкам, сдельным расценкам и т.п. в заработок включаются также все виды доплат и надбавок к заработной плате (в том числе единовременные вознаграждения за выслугу лет), денежные и натуральные премии, оплата за сверхурочную работу, а также за работу в праздничные и выходные дни, вознаграждение за общие годовые итоги работы предприятия, оплата труда по совместительству и др. В связи с изложенным в законодательстве следовало бы заменить в ч. 3 ст. 50 УК РФ слово «заработок» на словосочетание «заработная плата».

Учет отработанного осужденным времени, заработной платы и произведенных из нее удержаний ведется в учетной карточке, которая заводится на каждого осужденного и помещается в картотеку персонального учета осужденных.

3. Во время отбывания наказания осужденный может быть переведен на другую работу или уволен по инициативе администрации организации на общих основаниях в соответствии с трудовым законодательством. Однако на основании ч. 3 ст. 40 УИК РФ в период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без письменного разрешения уголовно-исполнительной инспекции. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

Разрешение на увольнение или отказ в нем выносится инспекцией на основании письменного заявления осужденного после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения на увольнение должен быть мотивирован. При этом осужденному должно быть разъяснено его право на обжалование принятого решения у начальника территориального органа ФСИН России, в прокуратуре или суде в установленном законом порядке.

Действующее уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает ограничений на отбывание наказания в организациях с определенной формой собственности. Иными словами, в настоящее время осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности, предусмотренных Конституцией РФ. Местом работы осужденного могут быть также другие организации, труд в которых регулируется не только ТК РФ 2015, но и иными нормативными актами (например, трудовые отношения членов производственного кооператива ).

———————————
См.: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. Федеральных законов от 14 мая 2001 г. N 53-ФЗ, от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. N 20. Ст. 2321.

В случае возникновения необходимости в изменении места отбывания осужденным исправительных работ инспекция обращается в орган местного самоуправления. При положительном решении этого вопроса инспекция выдает осужденному предписание и направляет в организацию, в которой он будет отбывать исправительные работы, копию приговора (определения, постановления) суда, извещение и бланк расчетных сведений.

4. Об изменениях, связанных с увольнением или переводом на новое место работы, а также с изменением места жительства, осужденный, отбывающий наказание в виде исправительных работ, в течение 10 дней обязан поставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию.

5. Часть 6 ст. 40 УИК РФ закрепляет возможность предоставления осужденному в период отбывания исправительных работ администрацией организации по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 18 рабочих дней. Другие виды отпусков осужденным предоставляются на общих основаниях.

Необходимо сказать, что разработка и принятие УИК РФ происходили в период действия прежнего законодательства о труде, а именно КЗоТ РСФСР 1971 г. С 1 февраля 2002 г. вступил в силу ТК РФ, в ст. 115 которого введено понятие ежегодного основного оплачиваемого отпуска и закреплена его минимальная продолжительность — 28 календарных дней (в отличие от 24 рабочих дней, предусматривавшихся КЗоТ РСФСР). Он предоставляется всем лицам, работающим по трудовому договору, независимо от того, является работа основной или по совместительству, занят работник полное или неполное рабочее время. Таким образом, в настоящее время в национальном законодательстве имеется несогласованность: УИК РФ определяет отпуск в рабочих днях, а ТК РФ — в календарных.

Этот момент представляется важным, поскольку при исчислении отпуска в календарных днях в расчет берутся также выходные дни, а при определении продолжительности отпуска в рабочих днях исчисление производится в расчете на шестидневную рабочую неделю без учета выходных дней. То есть 18 рабочих дней, установленных ч. 6 ст. 40 УИК РФ, будут соответствовать трем рабочим неделям. При пересчете трех недель на календарные дни с учетом действующего трудового законодательства продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска осужденных к исправительным работам составит 21 календарный день.

Статья 40. Условия отбывания исправительных работ

СТ 40 УИК РФ

1. Осужденные к исправительным работам обязаны соблюдать порядок и условия отбывания наказания, добросовестно относиться к труду и являться в уголовно-исполнительную инспекцию по ее вызову.

2. Из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда.

3. В период отбывания исправительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно-исполнительной инспекции. Разрешение может быть выдано после проверки обоснованности причин увольнения. Отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Решение об отказе может быть обжаловано в установленном законом порядке.

4. Осужденный не вправе отказаться от предложенной ему работы.

5. Осужденный обязан сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места работы и места жительства в течение 10 дней.

6. В период отбывания исправительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Другие виды отпусков, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, предоставляются осужденным на общих основаниях.

Комментарий к Ст. 40 Уголовно-исполнительного кодекса РФ

1. Порядок исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает следующие обязанности осужденных:

— соблюдать установленный порядок отбывания наказания, добросовестно относиться к труду;

— соблюдать обязанности и запреты, устанавливаемые для осужденного УИИ, и являться по ее вызову;

— не увольняться с места работы по собственному желанию;

— сообщать в УИИ об изменении места жительства в течение 10 дней;

— осужденный не имеет права отказаться от предложенной ему работы.

2. Согласно статье 40 УИК РФ, разрешение на увольнение с работы УИИ дает после проверки обоснованности причин увольнения. При этом отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован. Однако осужденный в установленном законом порядке может его обжаловать.

3. Из заработка осужденного в доход государства производятся удержания в размере от 5 до 20%.

4. Очередной оплачиваемый отпуск осужденным ограничен до 18 дней и при этом должен быть согласован с УИИ. Вместе с тем осужденный имеет право и на другие виды отпусков, предусмотренные законодательством о труде.