Права и обязанности граждан россии конспект урока

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Права и обязанности граждан России

Урок 31. Обществознание 5 класс

Конспект урока «Права и обязанности граждан России»

В начале нашего урока давайте вспомним одно из толкований понятия «гражданин».

Гражданин – это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности.

Основные права и обязанности гражданина Российской Федерации закреплены в Конституции нашей страны. Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Какие же права и обязанности есть у граждан нашей страны?

Все имеющиеся права можно разделить на несколько групп, а именно на: личные (гражданские), политические, социальные, экономические и культурные.

Личные (гражданские) права – это основные права и свободы, ᅠ которыеᅠ принадлежатᅠ человекуᅠ сᅠ моментаᅠ рожденияᅠ иᅠ отражаютᅠ ценностьᅠ жизниᅠ человека, ᅠ аᅠ такᅠжеᅠ егоᅠ достоинствоᅠ иᅠ неприкосновенность.

Это праваᅠ каждого. Они принадлежатᅠ человекуᅠ независимоᅠ отᅠ егоᅠ гражданства, ᅠ пола, ᅠ возраста, ᅠ национальностиᅠᅠ илиᅠ религии.ᅠ ᅠ Иᅠ хотяᅠ ихᅠ ещёᅠ принятоᅠ называтьᅠ гражданскими, ᅠ ониᅠ неᅠ связаныᅠ напрямуюᅠ сᅠ принадлежностьюᅠ человекаᅠ кᅠ гражданствуᅠ государства.

К личным (гражданским) правам и свободам обычно относят:

· правоᅠ наᅠ жизнь,

· правоᅠ наᅠ личнуюᅠ неприкосновенность,

· право наᅠ личнуюᅠ иᅠ семейнуюᅠ тайну,

· свободуᅠ совестиᅠ иᅠ вероисповедания,

· свободуᅠ выбораᅠ местаᅠ жительства,

· свободуᅠ отᅠ пытокᅠ иᅠ жестокогоᅠ обращения и наказания.

Политические права и свободы – это те права, пользуясь которыми человек может участвовать в управлении государством и влиять на события, которые происходят внутри страны.

К числу основных политических прав и свобод Конституция Российской Федерации относит:

· право на гражданство,

· право избирать и быть избранным,

· право на равный доступ к государственной службе,

· право участвовать в отправлении правосудия,

· право на обращение в государственные органы,

· право на объединение,

· свободу выражения мнения,

· право на собрания и демонстрации,

· право на получение информации,

· свободу мысли и слова,

· свободу печати и информации и ряд других прав.

Экономические права – определяют статус человека как участника предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Например, они дают каждому человеку возможность позаботиться о своём материальном благополучии и благополучии своей семьи, а также удовлетворить свои жизненные потребности.

К экономическим правам и свободам принято относить:

· право частной собственности,

· право на труд и достойное вознаграждение за него,

· право на выбор профессии,

· свободу предпринимательства и ряд других прав.

С экономическими правами неотрывно связаны социальные права – это права, которые позволяют человеку надеяться на помощь государства в определённых жизненных ситуациях. Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищённость.

К ним принято относить:

· право на жилище,

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь,

· право на благоприятную окружающую среду,

· право на социальное обеспечение,

· право на защиту от безработицы и ряд других прав.

Немаловажную роль среди других прав российских граждан играют культурные права. Они представляют собой гарантированные законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. Без полной реализации этих прав человек не может развиваться как полноценная и всесторонне развитая личность.

К культурным правам принято относить:

· право на участие в культурной жизни,

· право на получение образования,

· свободу доступа к достижениям науки и культуры,

· свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественной, научной, технической;

Как мы с вами видим, прав у граждан нашей страны достаточно много, даже у вас как у несовершеннолетних.

Но несмотря на то, что ряд прав принадлежит вам с момента рождения и является высшей социальной ценностью для общества и государства, а их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства, следует помнить и о том, что ваши права не должны нарушать прав других людей и это непременное и самое важное условие.

Например, в Англии на эту тему есть своеобразный анекдот.

Во время допроса подсудимый заявил палачу, что тот нарушает его права на жизнь и неприкосновенность личности. На что палач возразил, что своим молчанием подсудимый нарушает его право на получение информации.

Конечно, сегодня, в наши дни, такая ситуация произойти не может, ведь государство, в том числе и наше с вами, гарантирует вам защиту от пыток и жестокого обращения или наказания.

Но что же делать, если права человека всё-таки были нарушены? К кому идти за помощью?

Прежде всего следует помнить о том, что в государстве есть специальные должностные лица, которые следят за соблюдением прав граждан. Это так называемые омбудсмены.

Омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан в случаях нарушения прав и свобод человека и гражданина.

В нашей стране это:

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

· Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка;

· Уполномоченный по защите прав предпринимателей в России;

· Уполномоченный по правам студентов в России.

Именно к этим людям можно будет обратиться в случае нарушения ваших прав.
Кроме этого, существуют и другие механизмы защиты своих прав. Например, с этой целью граждане могут обратиться в суд.

Самым главным судом по защите прав граждан нашей страны является Конституционный суд Российской Федерации. Именно в него можно обратиться с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод.

Ну а в том случае, если кто-то нарушает ваши права прямо сейчас, вы можете самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, а по достижении 14 лет – в суд.

Кроме этого, вы можете обратиться с просьбой о защите своих прав в любое учреждение, занимающееся социальным обслуживанием несовершеннолетних: социальный приют или центр помощи детям, а также в службу экстренной психологической помощи по телефону и иные организации.

Основные права граждан неразрывно связаны с их обязанностями. И действительно, ведь как говорил французский философ и публицист Юг-Фелисите Робер де Ламеннэ: «Обязанность без права есть рабство. А право без обязанности – анархия».

Наверняка у каждого из вас есть определённые семейные обязанности, например, мыть посуду, выносить мусор, ходить в магазин, убирать за собой игрушки и многие другие. И ваши родители пристально следят за тем, чтобы вы не забывали вовремя выполнять свои обязанности, не так ли?

Точно так же, как и ваши родители следят за вами, государство следит за исполнением своих обязанностей гражданами нашей страны.

То есть мы можем говорить о том, что в данном случае обязанности граждан – это закреплённые в Конституции требования, которые предъявляют каждому человеку как гражданину, чтобы они действовали определённым образом или воздержались от совершения каких-нибудь действий для обеспечения интересов общества, государства, других людей и граждан, несоблюдение которых влечёт за собой ответственность.

Возможно, у вас уже возник вопрос о том, чего же больше у граждан – прав или обязанностей? Если ответить на этот вопрос формально, например, открыть текст Конституции и просто пересчитать количество закреплённых там прав и обязанностей, то выяснится, что прав намного больше. Но такова ли реальная ситуация?

Конституция Российской Федерации устанавливает следующие основные обязанности:

· соблюдать Конституцию и законы;

· платить законно установленные налоги и сборы;

· сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

· защищать Отечество, в том числе нести военную службу;

· заботиться о детях;

· заботиться о нетрудоспособных родителях;

· получить основное общее образование;

· заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

При этом никто не вправе заставить граждан исполнять какие-либо обязанности, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Более того, как и у любой медали есть оборотная сторона, так и за каждым правом человека стоит обязанность очень многих людей обеспечить это право.

Например, за вашим правом на получение образования стоит обязанность строителей отремонтировать школу к первому сентября.

Учитель обязан преподавать свой предмет понятно и увлекательно, работодатель вовремя платить зарплату и учителям, и строителям, чтобы они хорошо выполняли свою работу, и так далее. А государство на каждом этапе должно следить за тем, чтобы все выполняли свою работу добросовестно и не нарушали закон.

Поэтому общее благо возможно лишь тогда, когда все мы, как граждане, будем выполнять взятые на себя обязательства, делать то, что должны, а государство, в свою очередь, не только гарантировать, но и следить за соблюдением наших прав и законных интересов.

План-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме:
Конспект урока «Права и обязанности граждан России»

Урок окружающего мира в 4 классе. Школа 21 века

Предварительный просмотр:

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

1. Разъяснение учащимся сущности Основного закона страны, ознакомление с правовым статусом гражданина РФ;

2. Формирование умения работать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать их;

3. Формирование уважительного отношения к правам и обязанностям друг друга.

  • Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы и умозаключения;
  • Совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс».
  • Развивать у учащихся навыки работать в группе по решению общих учебных задач;
  • Расширять правовой кругозор обучающихся, прививать навыки компьютерной грамотности и коммуникативной деятельности.
  • Воспитывать уважение к Основному закону государства, патриотизм и любовь к своей Родине;
  • Формировать толерантность.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, группах.

План-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему:
Методическая разработка урока по обществознанию: «Права и обязанности граждан». 7 класс

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе

Тема урока: «Права и обязанности граждан».

Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 372

Худолей Людмила Леонидовна

Цели:

Познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан;

Формировать представления учащихся о группах прав.

Продолжать формирование навыков анализа, сравнения, обобщения изучаемого материала;

Развивать навыки монологической речи, внимание, память.

Воспитывать интерес к общественным наукам;

Воспитывать гражданина РФ;

Воспитывать чувство ответственности за нарушение или невыполнение своих

Развивать чувство товарищества и уважения к личности человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: работа в группах.

Новые понятия : право, обязанность, гражданские, политические, экономические и социальные, культурные права.

Метапредметные связи: история, литература.

Оборудование урока: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Сообщение темы, целей урока.

Класс делится на 4 группы.

Сегодня мы будем знакомиться с правами и обязанностями граждан, определим, что они означают и чем отличаются друг от друга. Каждая группа будет получать в течение урока индивидуальные задания и представлять свои результаты.

II.Изучение нового материала.

План.

2.Как и кем обеспечиваются права?

3.Права и обязанности.

1.В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Мы будем определять, какие права и свободы являются основными , неотчуждаемыми и почему?

В основе нашей жизни лежит удовлетворение тех или иных потребностей. Мы все разные, следовательно и потребности у нас разные. Но есть нечто общее у самых разных людей:

мы все нуждаемся в пище, одежде, жилище, свежем воздухе, взаимопонимании, заботе. Поэтому должны быть созданы определённые обязательные условия сохранения человеческой жизни и человеческого достоинства. Такими условиями и являются права человека

Записываем в тетрадях определение права:

Право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях.

Работа в группах.

Каждая группа, пользуясь текстом Конституции РФ, выписывает в тетрадь свою группу прав и готовит выступление (с примерами).

I группа – гражданские права

II группа – политические права

III группа – экономические и социальные права

IV группа – культурные права

Выступления представителей групп. Обсуждение.

Вывод: все права существуют в гармоничном единстве, дополняют друг друга и создают условия для достойного существования человека.

Каждый человек, родившись, уже обладает правами, равными правам другого человека. Но очень долгим был путь человечества к пониманию этого и в истории есть трагические факты жестокого попрания прав.

Задание: Прочитать рубрику «Уроки прошлого» из §2. Какие выводы можно сделать из описанных событий (трагедия Хатыни и других деревень, судьба заключённых концлагерей, Нюрнбергский процесс, принятие Всеобщей Декларации прав человека)?

Выводы учащиеся записывают в тетради:

— права человека нужно защищать совместными усилиями всех стран;

-признан всеобщий, неотчуждаемый и неделимый характер прав человека.

2.Кто же и как защищает наши права ?

Учащиеся самостоятельно читают этот раздел учебника и записывают в тетрадях выводы:

Государство признаёт права и свободы человека и обязуется соблюдать их на своей территории и принимать законы, гарантирующие каждому его права.

3.Представим себе, что свобода человека ничем не ограничена, что нет никаких правил, ее сдерживающих. Можно ли с уверенностью говорить о соблюдении прав человека. Приведите примеры из нашей обычной жизни.

Вывод: Твоя свобода заключается в возможности делать всё, что не приносит вреда другому, т. е. твоя свобода ограничена правами и свободами других людей. Записываем в тетрадь. Мы плавно подошли к новому понятию – обязанность. Определение записываем в тетрадь.

Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определённые вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Какие обязанности вы знаете? Приведите примеры. Т.о., нет прав без обязанностей.

III.Закрепление.

Итак, мы разобрали права и обязанности, которые вы должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает и попадает в неприятные истории. На конкретных примерах мы постараемся закрепить изученный материал. Каждая группа получит карточку со своим заданием.

Iгруппа: Мальчика Колю воспитывает одна мама, которая часто не пускает его в школу, заставляя выполнять домашнюю работу во время уроков. Коля с ней во всём соглашается. Какое его право нарушено? (Право на образование и право не подвергаться насилию. Сам Коля нарушил право свободно выражать свои взгляды и обязанность получать образование).

II группа: На урок Маша пришла в неприличном виде – короткая юбка, блузка с глубоким вырезом, колготки в сеточку, сапоги на высоком каблуке, чрезмерное использование косметики. Какие обязанности нарушила девочка? (Обязанность приходить в школу в форме, чистой и опрятной, со сменной обувью).

IIIгруппа: Группа школьников пришла на прогулку в парк. Побегали, попрыгали, поели, поиграли, всё разбросали, поломали и ушли. Какие обязанности они нарушили? (Обязанность сохранять окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам).

IVгруппа: Аня завела дневник и записывала в него самые сокровенные мысли. Мальчики-одноклассники вытащили дневник, прочитали и стали её дразнить. Почему были не правы мальчики? (Они нарушили право на неприкосновенность частной жизни, личную тайну).

IV.Домашнее задание: §2, выполнить задание рубрики «Проверь себя».

Конспект урока по обществознанию На тему «Права и обязанности граждан»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

2 Права и обязанности граждан

Цель урока: Формирование первичного представления о правах и обязанностях человека и их классификации, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам; побуждение детей к защите своих прав, уважению другого человека.

1. Пополнить и расширить знания учащихся о правах и обязанностях граждан;

2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока

3. Способствовать воспитанию у учащихся высокого уровня правовой культуры

Тип урока: комбинированный

I Организационный момент

II Актуализация знаний: кроссворд Слайд 1

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами. 2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. 3. Последовательность действий. 4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах. 5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности. 6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности. 7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.19 8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм. 9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

Ответы к кроссворду 1. Обряд 2. Манеры 3. Привычка 4.Правило 5 Ритуал 6. Право 7. Обычаи 8. Санкции 9. Этикет

I Мотивационно-целевой этап.

Выделенное слово в кроссворде – декларация. Что это? Ответы учеников

Слайд 2 , ребята смотрят на картинку читают четверостишие и определяют о чем пойдет речь на уроке (о правах).

Учитель: только права существуют у людей? они могут делать все что хотят? (у людей еще существуют обязанности. Записывают тему урока: Права и обязанности граждан.

III Введение в материал:

Мы к будущему готовимся.

И сердце стучит: пора!

И взрослыми мы становимся

Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими

В грядущие времена.

Как клятву произносящими

«Я твой гражданин, страна!»

Вопрос к классу: чем гражданин отличается от обычного человека. (у гражданина есть такие права и обязанности которых нет у человека).

IV Изучение нового материала

Мы уже знаем что в основе жизни человека лежит удовлетворение определенных потребностей. Потребности у людей бывают разные. Но каждому человеку необходимы пища, воздух, жилище, тепло, уважение и забота. То есть у людей существуют общие потребности. То есть каждый человек нуждается в определенных условиях, необходимых для протекания его жизнидеятельности. А для этого человек должен быть наделен определенными правами, то есть у человека должна быть возможность делать что-либо для того чтобы поддерживать условия своего существования.

Что же такое права?

Слайд 6 Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Каждый человек появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека.

1) гражданские это исходные права, без признания которых нет смысла говорить о правах человека (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, честь и достоинство)

2) Политические права (право на возможность участия граждан в политической жизни страны)

3) Экономические (право на труд, быть собственником, наследовать имущество)

4) Социальные (право на образование, на жилище, на медицинское обслуживание)

5) Культурные (право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям)

Слайд 8 Признаки прав человека:

1) всеобщий характер ( независимо от пола, расы, вероисповедания, политических взглдов, социального происхождения каждый имеет одинаковые права)

2)неотчуждаемыый характер (принадлежать всем гражданам, их ненужно, покупать, зарабатывать)

3) неделимый характер (каждый человек обладает всей совокупностью прав. Нельзя пользоваться одними правами и быть лишенным других прав).

Давайте вспомним стихотворение о царе солтане (ПУШКИН)

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Какие права нарушены? ( , здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.)

Слайд 9-11 В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. Основные права человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

2 Кто и как обеспечивает наши права?

Слайд 12 Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

соблюдать их на своей территории;

принимать законы, гарантирующие каждому его права; ( Федеральный закон . «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»)

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Рассмотрим гарантии права на образование

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

3 Где проходит граница твоих прав.

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е. твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. Слайд 13

Пользуясь своими правами мы не должны нарушать права других, (громко слушать музыку). Каждый человек имеет право на свободу мысли и слова.Но это не значит что мы вправе говорить заведомую ложь или распространять сведения, унижающие честь и достоинство другого человека.

Что здесь лишнее и почему?

— Право на жизнь, на свободную, на труд, на личную неприкосновенность, на честь и достоинство

.- Право на отдых, на образование, на здравоохранение, на участие в культурной жизни, на жилище.

Урок 2. 4 Нет прав без обязанностей. Практически все люди знают свои права лучше чем обязанности, часто люди вообще забывают о своих обязанностях. например каждый имеет право на пользования учреждениями культуры (ходить в музеи, театр или посещать библиотеку. Но также в наши обязанности входит сохранение исторического и культурного наследия. Все ли мы соблюдаем эти обязанности. Для этого нужно вспомнить никто ли не рисовал в книгах, повреждал музейные экспонаты, делал определенные пометки на памятниках?)

Слайд 15 Граждане Российской Федерации обязаны

соблюдать конституцию и другие законы РФ

Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей

платить законно установленные налоги и сборы

беречь памятники истории и культуры

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

Слайд16-17 международные документы о правах ребенка

Слайд 18 До 14 лет ты уже имеешь право

давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)

Слайд 19 Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможность

выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчивается)

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Закрепление: Слайд 21 соотнесите

2. Выберите право, которое нарушила ведьма в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

— право на получение образования;

— право на владение имуществом.

3. 1)Выберите право, нарушение которого изображено на рисунке : Слайд 22

— право на неприкосновенность жилища;

— право на справедливый суд;

4 К какой сказке относится вторая иллюстрация?

1.Выберите право, которым воспользовалась лягушка:

План-конспект урока обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан».

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Тема нашего урока: «Права и обязанности граждан». (слайд 1)

Аннотация к уроку – краткое описание урока ( слайд2)

Методическая разработка по теме: «Права и обязанности граждан» для учащихся 7 классе предназначена, как урок изучения нового материала.

Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются. (заканчивается 2 слайд)

Формулирование цели урока (слайд 3)

Исходя из темы урока давайте попытаемся определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

Что нового узнать?

Чему научиться? (Слайд заканчивается)

Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает. Таки образом сегодня на уроке мы попытаемся сформировать представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

Знакомство с планом урока (слайд 4)

Давайте мы с вами определимся с планом сегодняшнего урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение новой темы

3.1.Что такое права.

3.2.Права человека. (Характеристики).

3.4.Кто и как обеспечивает твои права.

3.5.Где проходит граница твоих прав.

3.6.Нет прав без обязанностей.

3.7.Права человека до 14 лет.

3.8.Новые возможности после исполнения 14

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание (слайд заканчивается)

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (слайды 5,6,7)

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним материал по теме прошлого урока – «Почему нужно жить по правилам»

Перед вами лежат кроссворды и вопросы к ним, пожалуйста, впишите в клеточки нужные термины. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду (слайд 5)

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.

2.Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

3. Последовательность действий.

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах.

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (заканчивается слайд 5)

Вопросы к кроссворду (слайд 6)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

(заканчивается слайд 6)

Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся тетрадями друг с другом и сверим ответы – смотрим на ответы и сверяем свои ответы

1. обряд 2. Манеры 3. Привычка 4. Правило 5. Ритуал 6. Право 7. обычаи

8. санкции 9. Этикет (слайд 7 заканчивается)

Молодцы, хорошо усвоили урок.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем. (слайд 8)

Правила игры : Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). — Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. — Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) — Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

— Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

— Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

— Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

ЭПИГРАФ К УРОКУ (слайд 9)

Урок хотелось бы начать со слов великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова:

«Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын» (слайд заканчиваеся)

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права (слайд 10)

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека. (слайд заканчиается)

Что такое права? (слайд 11)

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека. (слайд заканчивается)

Эти слова можно подтвердить Законом.

Родился ты уже человек (слайд 12)

Статья 1 гласит: «Все люди рождены свободными и равными в своих правах». Это значит, что государство уважает и обеспечивает все права за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национальности.

Статья 7-я гласит: «Ребенок регистрируется сразу же после рождения и имеет право на имя и приобретение гражданства» (слайд заканчивается)

Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Родился ты уже человек (слайд 13)

Вспомним сказку А.С. Пушкина «О царе Салтане»:

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

А неведому зверюшку».

Царь читает. Ой, что же это? дает гонцу ответ: «Ждать царева возвращенья для законного решенья»

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Тайно бросить в бездну вод»

Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, слайд заканчивается)

Конечно нет, здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.

Права и свободы человека и гражданина ( слайд 14)

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина (заканчивается слайд)

-на жизнь, -слова, печати, мирных собраний и др.

-на свободу передвижения

-на честь и достоинство

-собственность и др.

Права человека (слайд 15)

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

достоинство и др.

возможность участия граждан в политической жизни страны

участие в культурной жизни страны

доступ к культурным ценностям

свободу творчества и др.

достойный уровень жизни

наследовать имущество (заканчивается слайд 15)

Характеристика прав человека (слайд 16)

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте в кратце рассмотрим их.

1. Всеобщий характер — Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер — Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Неделимый характер — Каждый человек обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция (слайд 17, 18)

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. (слайд заканчивается)

Конечно же, Вы знаете народную мудрость: «Что написано пером, того не вырубишь топором». Можно сказать, что закрепление прав в законах делает их прочными, придаёт им обязательную силу.

Кто и как обеспечивает твои права (слайд 19)

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

соблюдать их на своей территории;

принимать законы, гарантирующие каждому его права;

обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Какие права героев нарушены? (слайд 20)

Давайте попробуем определить какие права героев сказки «Золотой ключик» нарушены в каждом, из предложенных, эпизодов сказки.

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Граница твоих прав проходит там где (слайд 21)

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т.е.

твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. (слайд заканчивается)

Давайте рассмотрим ситуацию из жизни и попытаемся в ней разобраться. «Родители купили Саше и Оле музыкальный центр с караоке. Дети были довольны, несколько часов подряд они исполняли любимые песни. Но Саше нужно было готовиться к контрольной работе. Он стал заниматься, а Оля продолжала петь. Вскоре Саша понял, что пение сестры мешает ему сосредоточиться, и попросил её сделать перерыв, чтобы он смог заниматься. Оля сказала, что она будет петь, пока ей не надоест, потому что завтра у неё свободный день. Её ответ рассердил Сашу настолько, что он на полную мощность включил телевизор».

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны (слайд 22)

соблюдать конституцию и другие законы РФ

Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей

платить законно установленные налоги и сборы

Основное общее образование бесплатно

беречь памятники истории и культуры

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

До 14 лет ты уже имеешь право (слайд 23)

давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;

быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)

Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможности (слайд 24)

выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.(слайд заканчиваеся)

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

А теперь вместе рассмотрим конкретные ситуации и попробуем определить, где и какие права сказочных героев были нарушены – Викторина «Права литературных героев» (приложение 2)

Прослушаем хорошо известные вам фонограммы песен и тоже узнаем о каких правах в них идет речь. (приложение 3)

Индивидуальные задания — игра в крестики- нолики, вопросы требующие простые ответы да, нет. (приложение 4) (слайд 25)

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока (СЛАЙДЫ 26-27) давайте попытаемся выступить в качестве законодателей. Обведите вашу ладошку и напишите те права которых у вас нет но вы хотели бы получить. (слайд заканчивается)

ЗАДАНИЕ НА ДОМ (слайд 28).

Прочитать параграф, выучить термины, подготовиться к проверочной работе, написать сочинение-рассуждение на тему: «Не бывает лишних прав»