Права граждан органы мсу

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

О прядке обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Федеральный закон от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рас-смотрению.

Статья 12 вышеуказанного Федерального закона содержит сведения о сроках рас-смотрения обращений граждан.

Также действующее законодательство предусматривает такую форму обращения граждан, как личный прием.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, закрепленное в ст. 33 Конституции РФ и отвечающее международно-правовым стандартам право граждан РФ на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления является важным средством осуществления и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, а также инструментом взаимодействия личности и публичной власти.

Подготовлено прокуратурой Пронского района

Обращения граждан в органы местного самоуправления: виды, порядок рассмотрения.

В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МСУ.

Согласно ФЗ от 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».:

обращение гражданина — это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменные предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов МСУ, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление — это просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

При рассмотрении обращения органом МСУ или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, , уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Орган местного самоуправления или должностное лицо:

обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;

запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в Федеральном законе «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

По общему правилу письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение одного месяца со дня регистрации письменного обращения.

Личный прием граждан в органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения. В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением обращения органом местного самоуправления или должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Обращения граждан в органы местного самоуправления

Институтом непосредственной демократии рекомендательного характера являются обращения граждан в органы местного самоуправления. Право на обращение граждан является важным конституционно-правовым средством выражения и защиты прав и свобод граждан. Конституция (ст. 33) закрепляет право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание конституционного права на обращение граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления включает в себя право гражданина Российской Федерации обратиться в указанные органы или к уполномоченным должностным лицам с предложением, заявлением или жалобой (ст. 4 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») и корреспондирующую данному праву обязанность данных органов или должностных лиц рассмотреть полученное обращение в установленные сроки в установленном законом порядке. Граждане и их объединения своими обращениями воздействуют на решение общественно значимых вопросов в процессе деятельности органов местного самоуправления, если эти обращения основаны на законе, в интересах субъектов волеизъявления.

Собственно субъектами права на обращение являются граждане Российской Федерации. Во всяком случае, формулировка ст. 33 Конституции говорит о возможности именно граждан России направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В то же время это не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права на обращение в России. Названные категории лиц не обладают правом на обращение лишь в его конституционном аспекте, т.е. когда в содержании права заключена политическая составляющая. В частности, иностранные граждане и лица без гражданства не смогут реализовать право на обращение, предметом которого являются, например, предложения реформирования государственной власти или принятие того или иного закона. Однако в то же время они наравне с гражданами Российской Федерации обладают правом на обращение в органы публичной власти, когда в содержании этого права выделяется административный аспект.

Обращения граждан можно классифицировать следующим образом:

1) по форме выделяют письменные и устные обращения;

2) по количеству обращающихся выделяют индивидуальные и коллективные обращения;

3) по способу внесения обращения выделяют непосредственные и опосредованные обращения.

Наиболее важной представляется классификация обращений по их целевому назначению. Закон о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации выделяет три вида обращений граждан:

1) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

2) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

3) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Право граждан РФ на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Калинина С.В.

В данной научной статье рассматривается административно-правовой статус личности, элементом которого является право граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления , закрепленного и гарантированного Конституцией Российской Федерации. Также показана связь этого права с другими конституционными правами граждан Российской Федерации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Калинина С.В.,

The right of citizens of the Russian Federation to appeal to the state governments and local authorities

In this scientific article is examined administrative-legal status of personality, element of which is the right of citizens to the rotation into the organs of power of the state and the organs of the local self-guidance, fixed and guaranteed by the constitution of the Russian Federation. The connection of this right with other constitutional rights of citizens of the Russian Federation is also shown.

Текст научной работы на тему «Право граждан РФ на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления»

Право граждан РФ на обращения в органы

государственной власти и органы местного самоуправления

In this scientific article is examined administrative-legal status ofpersonality, element of which is the right of citizens to the rotation into the organs ofpower of the state and the organs of the local self-guidance, fixed and guaranteed by the constitution of the Russian Federation. The connection of this right with other constitutional rights of citizens of the Russian Federation is also shown.

Приступая к комплексному анализу права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, следует отметить, что оно является важным элементом административно-правового статуса гражданина РФ. Он, в свою очередь, является составной частью общего правового статуса личности, определённого и гарантированного Конституцией РФ. Следует согласиться с мнением Д.Н. Бахраха, который видит многие права и обязанности граждан РФ в административно-правовых отношениях производными от их конституционных прав и обязанностей1.

Обращаясь к содержанию административно-правого статуса гражданина РФ, примем за основу вывод, сделанный С.Д. Князевым, о том, что главным предназначением правовых норм отрасли административного права является «. регулирование и охрана прав и свобод человека и гражданина»2. Исходя из этого, именно граждане РФ становятся ведущим субъектом административного права.

Рассмотрим административно-правовой статус гражданина подробнее. Большинство исследователей считает, что он проявляется наиболее ярко в процессе взаимодействия гражданина с органами государственной власти.

Преобладает мнение, что административно-правовой статус представляет собой совокупность предоставленных гражданам государством прав и свобод, возложенных на них обязанностей в сфере государственного управления, а также установленной ответственности граждан перед государством3.

Ю.М. Тихомиров определяет административно-правовой статус гражданина, как совокупность установленных законом и иными правовыми актами прав, обязанностей и ответственности гражда-

нина, обеспечивающих его участие в управлении государством и удовлетворение публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов4.

Е.В. Понизова выделяет в его основе административную правосубъектность, предполагающую наличие у гражданина правоспособности, дееспособности и де-ликтоспособности 5.

В то же время Д.Н. Бахрах связывает содержание административно-правового статуса с понятием «гражданство» и в качестве основных документов, регулирующих его содержание, называет Конституцию РФ и Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»6. К основным правам указанного статуса Д.Н. Бахрах относит: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ), право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ), право на передвижение (ст. 27 Конституции РФ), право участвовать в управлении государством (ст. 32 Конституции РФ), право обращаться лично (ст. 33 Конституции РФ), право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ) и др. Эти и некоторые другие права граждан РФ имеют основополагающее значение при осуществлении государственного управления. Они во многом определяют характер административно-правовых отношений между гражданами и другими субъектами административного права. Детализация указанных прав нашла свое развитие и отражение в ряде федеральных законов7, регулирующих административно-правовую сферу.

По мнению Д.Н. Бахраха, в административно-правовом статусе граждан выделяются следующие обязанности: защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ); платить законно установленные налоги и

Преподаватель кафедры административно-правовых и финансовых дисциплин АЭБ МВД России.

Право граждан на обращение в органы государственной власти

Важнейшим конституционным правом граждан в сфере государственного управления является право на обращение в органы государственной власти: граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Данная конституционная норма находит свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее — Ф.З № 59), который вступил в юридическую силу 02.11.2006.

Обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме иди в форме электронного документа предложение, заявление или жадоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Классификацию обращений можно провести по нескольким основным критериям:
1) по субъектам (индивидуальные и коллективные; подаваемые физическими лицами и юридическими лицами);
2) по форме (устные; письменные; в форме электронного документа):
3) по адресату (направленные в органы государственной власти; в органы местного самоуправления; должностному лицу);

4) по содержанию:
• предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и обше-ства;
— заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
• жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод иди законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Порядок подачи и рассмотрения обращений органами государственной власти и местного самоуправления регулируется Федеральным законом № 59, включает следующие положения.

1. Право на обращение имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением случаев, установленных международным договором РФ или федеральным законом), объединения граждан, в том числе юридические лица.

2. Граждане могут обращаться лично (ст. 13 ФЗ № 59 — порядок проведения личного приема граждан должностным лицом), а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.

3. Праву граждан обращаться в органы государственной власти корреспондирует обязанность уполномоченных органов и должностных лиц работать с обращениями граждан (принимать их, рассматривать в установленные законом сроки и принимать решения). Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 5.59 КоАП РФ).

4. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, со-держащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

5. Закон не предусматривает сроков для подачи обращения.

6. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает:
• либо наименование государственного органа (органа местного самоуправления), в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
• свои фамилию, имя, отчество (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
• почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме, адрес электронной почты, если ответ должен быть в форме электронного документа (в противном случае ответ на обращение не дается — ч. 1 ст. 11 ФЗ № 59);
• излагает суть предложения, заявления иди жадобы; — ставит личную подпись и дату;
• вправе приложить к письменному обращению документы и материмы либо их копии.

7. Права гражданина при рассмотрении обращения предусмотрены ст. 5, 16 ФЗ № 59, права и обязанности соответствующих органов и должностных лиц — ст. 10 ФЗ №59.

8. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. В исключительных случаях руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

9. В случае если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

10. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обязаны дать мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Обращения граждан позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов управления, исправить их ошибки. Обращения выступают и как форма обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.