Понятие предмет система конституционного права рф

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Тема 1. Понятие и предмет конституционного права. Место российского конституционного права в системе права России

1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование “метод властеотношений”.

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

1. Метод обязывания.

1. Метод дозволения, в основном применяется к регулированию статуса гражданина или к определению полномочий государственных органов.

2. Метод запрещения.

Методы обязывания и запрещения осуществляются на основе субординации, т.е. юридического воздействия на основе властно-императивных предписаний. Метод дозволения осуществляется на основе координации и заключается в том, что субъектам конституционных правоотношений предоставляются права на собственные активные действия в пределах закона.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы» (ч. 2 ст. 15); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст. 57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающий метод: «Никто не может присваивать власть в РФ» (ч.4 ст.3 Конституции).

Конституционному праву известен и метод дозволения: «Каждый может свободно выезжать за пределы РФ» (ч.2 ст.27 Конституции); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (ч.3 ст. 35 Конституции РФ).

Понятие, предмет, источники и система науки конституционного права рф.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве).

Наука конституционного права изучает:

1) все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства;

2) не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

3) властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти;

4) территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;

5) конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;

6) вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

— Труды и наработки ученых.

Первая модель системы науки конституционного права, исходит из традиционного членения науки по предметно — тематическому признаку. Данная модель системы науки конституционного права включает шесть разделов, которые формируются в связи с тематической конкретизацией предмета изучения науки и выделением конституционно-правовой характеристики познаваемых объектов:

1. конституционное право как юридическая наука;

2. конституционное право как отрасль права;

3. конституционные основы устройства общества государства;

4. конституционные основы правового положения личности;

5. конституционные основы территориальной организации государственной власти;

6. конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

Вторая модель системы науки конституционного права представляет собой выделение общего и особенного конституционного права. Объектом познания может выступать конституционное право конкретного государства либо группы государств, объединённых по тому или иному признаку, что является основанием для выделения в системе конституционного права соответствующих научных дисциплин (например, конституционное право РФ, США, Италии и т.п., а также конституционное право государств англосаксонской правовой системы, стран мусульманского права и т.п.). По предмету, целям и методам их следует отнести к той части науки конституционного права, которую можно назвать особенным конституционным правом. Общее конституционное право выявляет то схожее в теории и практике конституционно-правовых отношений в различных странах, что позволяет строить общие теоретические конструкции (понятия, теории, концепции, научные подсистемы и т.п.) и моделировать конституционно-правовые институты, создавая общую теорию конституционного права современного государства. Особенное конституционное право отличает тесная привязанность к национальному конституционному праву, оно изучает и объясняет его с позиции общей теории и с учетом особенностей проявления конституционно-правовых отношений в конкретном государстве

Конституционное право России как отрасль и наука

Конституционное право России как отрасль

В результате изучения главы студент должен:

знать основные понятия, категории конституционного права как отрасли; специфику и классификацию конституционно-правовых норм; понятие, специфику, субъекты, объекты и классификацию конституционно-правовых отношений; роль юридических фактов в возникновении, изменении, прекращении конституционно-правовых отношений; виды источников конституционного права как отрасли, их иерархию;

– уметь отграничивать предмет, методологию и источники конституционного нрава как отрасли и науки; различать конституционное право как отрасль, науку и учебную дисциплину;

владеть способностью доказать значимость, роль и место конституционного права как отрасли в системе российского права, показать соотношение конституционного права как отрасли с другими отраслями российского права.

Конституционное право России как отрасль: понятие, предмет, методы, система и место в системе права Российской Федерации

В науке конституционного права сложилась методология определения конституционного права, основанная на определении предмета и методов правового регулирования. Под предметом правового регулирования конституционного права понимаются общественные отношения, на которые оказывают воздействие нормы конституционного права России.

Нормы конституционного права России регулируют прежде всего основы конституционного строя Российского государства, закрепляя его демократический, правовой, светский, социальный характер, федеративное устройство, государственный суверенитет, принцип разделения властей, республиканскую форму правления.

Исключительно в предмет конституционного нрава России входят отношения по поводу осуществления народом своей власти непосредственно и, прежде всего, через референдум и свободные выборы.

Нормы конституционного права закрепляют основы конституционного строя общества. В их числе: экономические основы устройства общества: формы собственности и принципы управления экономикой; местное самоуправление; идеологический и политический плюрализм.

Значительное место в предмете правового регулирования нормами конституционного права принадлежит общественным отношениям в сфере конституционно-правового статуса личности: гражданство; принципы конституционно- правового статуса личности; права, свободы и обязанности личности; гарантии нрав и свобод личности.

Предметом правового регулирования, в первую очередь конституционного права России, является федеративное устройство России: конституционно-правовые признаки и статус России как федеративного государства; конституционно-правовой статус субъектов Федерации; предметы ведения и полномочия Российской Федерации и ее субъектов.

Только нормами конституционного права России регулируется порядок выборов представительных органов государственной власти и выборных должностных лиц, а также принципы организации и деятельности, правовой статус Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.

Значительное место в предмете правового регулирования конституционного права России занимают отношения, связанные с определением системы, принципов организации и деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Закрепляя систему высших органов государственной власти России, нормы конституционного права регулируют отношения по поводу системы, организации и деятельности судебных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.

В предмет правового регулирования конституционного права России входят отношения, связанные с реализацией гражданами местного самоуправления путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления.

Можно выделить две особенности предмета правового регулирования конституционного нрава России.

1. Предметом правового регулирования конституционного права России являются самые важные в государстве и обществе отношения, в которых народ как единое целое выступает носителем государственной власти, а население муниципального образования – власти местного самоуправления. Например, отношения по поводу проведения федерального республиканского референдума. Закрепление основ полновластия народа является важной характерной чертой конституционного права России.

2. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений нормами конституционного права России неодинаково по своему объему. Часть общественных отношений: экономическая основа общества, финансовые отношения, роль и место правительства в системе высших органов государственной власти РФ, принципы налоговой и таможенной политики, закрепляются нормами конституционного права в самых общих чертах, предопределяя их содержание для дальнейшего регулирования нормами других отраслей российского права: административного, финансового, налогового, таможенного, земельного, экологического, уголовного, гражданского, процессуального.

Другая часть общественных отношений регулируется нормами конституционного права широко и глубоко. Это отношения политической системы России, правового статуса общественных объединений и политических партий, конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации, федеративного устройства России, местного самоуправления. Вместе с тем здесь остается поле для более детального регулирования этих общественных отношений нормами других отраслей российского права. Так, установленные Конституцией РФ основные права, свободы и обязанности получают дальнейшее развитие в нормах других отраслей российского права. Например, право частной собственности гражданина на землю детализируется нормами земельного права, право на благоприятную окружающую среду – нормами экологического права, презумпция невиновности – нормами уголовно-процессуального права и т.д.

Третья часть общественных отношений регулируется исключительно нормами конституционного права. Это: организация и деятельность законодательных органов государственной власти, избирательная система.

Под методами правового регулирования понимаются приемы, способы регулирования общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. К числу таких методов можно отнести.

1. Метод властеотношений, который предполагает наделение одного субъекта конституционно-правовых отношений властными полномочиями. На другого субъекта конституционно-правовых отношений возлагается обязанность выполнения велений субъекта, обладающего властными полномочиями.

2. Методы дозволения, обязывания и запретов. Примером метода дозволения может служить норма ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, которая устанавливает, что республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Метод обязывания характерен для предписаний ч. 1 ст. 59 Конституции РФ, которая гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Метод запрета воплощен в ч. 3 ст. 41 Конституции РФ, согласно которой сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

3. Метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права для субъектов конституционно-правовых отношений за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими предписаний конституционно-правовых норм.

4. Императивный и диспозитивный методы. Императивный метод означает такое предписание правовой нормы, при которой у субъекта конституционно-правового отношения не остается выбора варианта поведения, он должен строго следовать предписаниям правовой нормы. Диспозитивный метод предполагает установление правовой нормой возможности выбора субъектом конституционно-правового отношения одного из возможных вариантов поведения.

Место конституционного права в системе российского права определяется тем, что его нормы закрепляют полновластие народа, основы правового статуса личности в Российской Федерации, федеративное устройство Российского государства, систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти Российской Федерации в целом и ее субъектов. Все это говорит о том, что конституционное право России является важнейшей отраслью российского права и занимает в его системе первое место.

Ведущая роль конституционного права России в системе российского права определяется и тем, что многие входящие в него нормы являются принципами для других отраслей права. Так, конституционное право России, определяя правовой статус Правительства РФ, тем самым устанавливает основные, исходные начала для норм административного права. Устанавливая полномочия и предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, нормы конституционного права определяют их бюджетные и налоговые права. Соответствующие нормы конституционного права России выступают в качестве принципов для финансового и налогового права.

В конституционное право России входят нормы, закрепляющие экономическую основу конституционного строя, многообразие и равенство форм собственности, право частной собственности граждан и их объединений. Перечисленные нормы конституционного права России составляют основы гражданского права, регулирующего имущественные отношения.

Конституционное право России закрепляет обязанность индивидов соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Эта норма выступает в качестве принципа для уголовного права.

Конституционные нормы о презумпции невиновности граждан, о недопустимости принуждения к даче показаний против самого себя и близких родственников являются принципами для уголовно-процессуального права, административного и гражданского процессов. Нормы гл. 7 Конституции РФ, определяющие принципы организации и деятельности судебных органов государственной власти, устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Конституционная норма о праве частной собственности гражданина на землю является определяющей для земельного права, а конституционное право личности на благоприятную окружающую среду – для экологического права.

Тесная связь существует между конституционным правом России и международным правом. В силу ч. 4 ст. 15

Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, названные нормы международного права регулируют конституционно-правовые отношения. Например, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Таким образом, конституционное право России содержит нормы, определяющие основы всех других отраслей российского права. Но это не означает, что конституционное право объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения. Конституционно-правовые нормы – это нормы только конституционного права, а регулируемые ими общественные отношения – только конституционно-правовые отношения. Вместе с тем они являются основой, на которой возникают отношения, регулируемые другими отраслями права. Например, Конституция РФ в ст. 37 закрепляет свободу трудиться, тем самым она регулирует только конституционно-правовые отношения между личностью и руководством предприятий, учреждений, организаций. Одновременно такие отношения служат основой, на которой возникают трудовые отношения, регулируемые трудовым правом.

Конституционное право России как отрасль имеет свою систему, которая представляет научно обоснованное и последовательное разделение конституционно-правовых норм на определенные группы в зависимости от их содержания, характера регулируемых ими общественных отношений и значения самих норм.

Система конституционного права России как отрасли строится в соответствии со структурой Конституции РФ, но не тождественна ей. Конституция – основной, но не единственный источник конституционного права России. Поэтому хотя в Конституции РФ нет главы, посвященной избирательному праву, соответствующие нормы имеются в федеральном законодательстве, конституциях (уставах) субъектов РФ и составляют самостоятельный раздел в системе конституционного права России как отрасли права.

Первое место в системе конституционного права России занимают нормы, закрепляющие основы конституционного строя. Это обусловлено тем, что именно данные нормы определяют демократический, правовой, социальный, светский, федеративный характер устройства Российского государства, разделение властей, закрепляют принадлежность власти многонациональному российскому народу, суверенитет Российской Федерации, республиканскую форму правления, идеологический и политический плюрализм, местное самоуправление, экономическую основу конституционного строя.

Второе место в системе конституционного права России принадлежит нормам, закрепляющим основы правового статуса личности в Российской Федерации, так как высшей ценностью в России ст. 2 Конституции РФ провозгласила человека, его права и свободы.

Третье место в системе конституционного права России занимает группа норм, закрепляющих федеративное устройство России: конституционно-правовой статус Российской Федерации и ее субъектов, а также разграничение предметов ведения и полномочий между ними.

Четвертую группу в системе конституционного права России составляют нормы избирательного права, определяющие порядок проведения выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, а также порядок избрания Президента РФ и выборных должностных лиц местного самоуправления.

К пятой группе системы конституционного права России относятся нормы, закрепляющие систему и правовой статус высших органов государственной власти РФ: Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ.

В шестую группу системы конституционного права входят нормы, закрепляющие правовой статус законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Седьмую группу системы конституционного права России составляют нормы, регулирующие систему и правовой статус судебных органов государственной власти РФ.

Восьмая группа системы конституционного права России включает нормы, закрепляющие систему, принципы организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Итак, система конституционного права России выглядит следующим образом.

1. Основы конституционного строя России.

2. Основы правового положения человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Федеративное устройство России.

4. Избирательное право России.

5. Система высших органов государственной власти РФ.

6. Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

7. Система судебных органов государственной власти РФ.

8. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России.

Таким образом, конституционное право России – ведущая отрасль российского права, состоящая из совокупности норм, закрепляющих основы конституционного строя России, основы правового статуса личности, федеративное устройство, избирательную систему, систему, принципы организации и деятельности высших органов государственной власти России и ее субъектов, судебную власть и местное самоуправление.

Понятие предмет система конституционного права рф

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

КП РФ – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основополагающие общественные отношения между человеком, обществом и государством.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.
Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Таким образом, Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Понятие и предмет конституционного права

Главная > Реферат >Государство и право

Понятие и предмет конституционного права. Конституционное право в системе права Российской Федерации

Наименования «конституционное право» и «конституционный строй» изначально связаны с понятием «конституция». Под конституцией обычно понимают писаный, кодифицированный (единый) нормативно-правовой акт, принимаемый либо путем референдума, либо законодательным органом, либо учредительным собранием.

Конституционное право — одна из ведущих отраслей российского права, из норм которого непосредственно вытекают все основополагающие нормы других отраслей права. По сути дела, в каждой отрасли российского права получают воплощение и конкретизацию незыблемые, прирожденные права и свободы человека и гражданина, а также основной конституционно-правовой принцип «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Все отрасли права основываются на закрепленных именно конституционным правом принципах организации системы государственной власти, компетенции и принципах деятельности всех органов власти, федеративного устройства государства, разграничения полномочий между органами власти Федерации и ее субъектов. Наиболее тесной является взаимосвязь конституционного права с административным и муниципальным правом. Многие нормы конституционного права являются исходными для уголовного материального и процессуального права. Нормы конституционного права о свободе предпринимательской деятельности (ст. 34 Конституции РФ), о праве частной собственности (ст. 35 и 36 Конституции РФ) являются исходными для гражданского права и т. д.

Схематически конституционное право можно представить в виде ядра российской правовой системы, лежащего в основе остальных отраслей права. Кроме того, роль конституционного права как ведущей и основополагающей отрасли права обусловлена еще и тем, что именно его нормами регулируется сам процесс создания права, поскольку именно нормы конституционного права определяют виды правовых актов, компетенцию государственных органов, которые уполномочены их издавать, а также соотношение юридической силы всех правовых актов.

Особенность конституционного права как отрасли права заключается в том, что конституционное право является ведущей отраслью в национальной системе права, поскольку нормы всех других отраслей российского права вытекают из конституционных норм и не должны противоречить им, особенно в сфере регулирования прав и свобод человека и гражданина.

Конституционное право как отрасль права, являясь одной из отраслей российского права, имеет свой предмет и свои методы правового регулирования. В общей теории права под предметом правового регулирования понимают общественные отношения, которые регулирует та или иная отрасль права, под методом правового регулирования понимается способ, при помощи которого регулируются общественные отношения, входящие в предмет правового регулирования.

Предметом конституционно-правового регулирования являются общественные отношения, обусловленные конституционным строем. Сам конституционный строй представляет собой такое устройство общественной жизни, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а государственная власть осуществляется на основе разделения властей.

Предмет конституционного права охватывает три основные сферы общественных отношений:1) охрана прав и свобод человека, или отношения между человеком и государством; 2) устройство государства и государственной власти, или властеотношения; 3) отношения между человеком и государством, которые регулируются не только конституционным правом, но и другими отраслями права, как то: административное, трудовое и др.

Методы конституционно-правового регулирования — это способы, при помощи которых регулируются конституционно-правовые отношения. Существуют два диаметрально противоположных способа правового регулирования — императивный и диспозитивный.

Императивный, или авторитарный, метод правового регулирования характеризуется неравенством сторон общественных отношений. Этот метод означает установление обязательных для этих сторон правил, исключающих свободу выбора собственного поведения.

Диспозитивный метод правового регулирования характеризуется равенством сторон общественных отношений и свободой выбора поведения каждой из них. Этот метод характерен для регулирования общественных отношений, связанных с правами и свободами человека и гражданина, но только в сфере пользования этими правами и свободами. Человек может пользоваться или не пользоваться ими, например избирательными правами, т. е. имеет свободу выбора поведения.

В то же время все остальные граждане, органы государства и местного самоуправления, их должностные лица обязаны не препятствовать реализации прав и свобод человека и гражданина. В остальном метод конституционно-правового регулирования является императивным.

Одновременно конституционное право России явялется и одной из крупнейших юридических наук, тесно взаимодействующей с другими юридическими и общественными науками. Конституционное право как юридическая наука в первую очередь изучает конституционное право как отрасль права и относится к отраслевым юридическим наукам. В предмет ее изучения входят также история конституционного законодательства, практика его применения, разработка рекомендаций по совершенствованию и другие вопросы теоретического и практического прикладного характера. Изучению конституционного права всегда отводилось и по сей день отводится одно из приоритетных мест в системе юридического образования.

Система конституционного права

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых границ между институтами — напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования.

Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция, разделы Конституции — это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются все новые правовые институты, однако они обязательно имеют в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место, например, в Великобритании.

Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями, или подсистемами, это — основы конституционного строя; основные права и свободы человека и гражданина; уполномоченный по правам человека; федеративное устройство; избирательная система или избирательное право; президентская власть; законодательная власть; исполнительная власть; государственная власть субъектов; судебная власть и прокуратура; местное самоуправление; порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.

Вопрос 6.Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности, субъекты конституционно-правовой ответственности

Конституционно-правовая ответственность предусмотрена нормами самого конституционного права. Эта ответственность не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным лицом, эта ответственность не распространяется.

В демократическом правовом государстве конституционная ответственность выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею. Ответственность распространяется на должностных лиц и органы не только низшего и среднего звена, но и самого высшего. Президент, например, несмотря на то, что он пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, несет ответственность перед Конституционным судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они противоречат Конституции, а также перед Федеральным собранием, которое вправе отстранить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ.

Конституционно-правовая ответственность иногда представляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает и отмена незаконных актов, и освобождение от должности (отставка), и лишение депутата его полномочий. В Российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет определенную ответственность перед Федеральным собранием, которое вправе выразить ему недоверие.

Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конституции Российской Федерации, эту ответственность реализует Конституционный суд. Таким образом, формы ответственности наступают за конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в регулировании политических отношений. По большинству же конституционных процедур Конституция РФ санкций не предусматривает.

Другая форма ответственности государства перед своими гражданами связана с реализацией гражданами своего конституционного права обжаловать в суд решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность государства перед гражданами также вытекает из его конституционных обязанностей, например обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции).

За нарушение определенных конституционно-правовых норм наступает ответственность, ее несут должностные лица и государственные органы. От конституционно-правовой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут граждане и должностные лица по другим отраслям права: уголовному, административному, гражданскому. Например:

а) защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность;

б) каждый по Конституции обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); за нарушение этой нормы лицо отвечает по гражданскому, уголовному и административному законодательству. Во всех приведенных случаях ответственность носит не конституционно-правовой характер, хотя она наступает также за нарушение норм конституционного права.

Конституционная ответственность как таковая чаще всего носит политический и моральный характер, так, например, потеря политической репутации профессионального политика вполне может оказаться достаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенных случаях конституционная ответственность требует наличия вины того или иного должностного лица, которая должна устанавливаться с соблюдением законных процессуальных правил, поэтому конституционная ответственность часто выполняет скорее профилактическую функцию, в процессуальных же формах эта ответственность устанавливается только судебными органами.