Понятие предмет и система конституционного права рф

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Понятие предмет и система конституционного права рф

Конспект лекции: Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

  • 1) основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
  • 2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:
  • 3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;
  • 4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления.

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Понятие и предмет конституционного права как отрасли права

Рассмотрим понятие и предмет конституционного права как отрасли права.

Конституционное право представляет собой одну из отраслей правовой системы России. Понятие конституционного права раскрывает его сущностные черты.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Понятие конституционного права раскрывается в его основополагающих правовых нормах.

Общественные отношения, которые регулируются нормами отрасли, в юридических науках принято называть её предметом.

В сравнении с остальными правовыми отраслями предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они заключаются в том, что оно регулирует отношения, которые складываются почти во всех сферах: политической, экономической, социальной, духовной и т.д.

Важной отличительной чертой предмета конституционного права является то, что конституционно-правовое регулирование общественных отношений в разных сферах жизни, охватываемых этой отраслью, имеет различное объемное наполнение.

В части общественных сфер нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения. В полном объеме их регулирование осуществляется иными отраслями права. Так, в экономической сфере предметом конституционного права являются лишь те отношения, которые характеризуют основные начала, понятия и принципы экономики. А в целом правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

В других сферах жизнедеятельности общества предметом конституционного права охватывается более широкий или весь комплекс общественных отношений. К ним относятся отношения, связанные с устройством государства, органов государственной власти, всей политической системы общества. То есть это сферы, посредством правового регулирования которых обеспечивается целостность, полноценность, управляемость общества как единой социальной системы.

Таким образом, предметом конституционного права являются базовые, основополагающие отношения, создающие фундамент сложной системы социальных связей, которые подлежат правовому воздействию. Эти базовые отношения являются системообразующими, оформляющими целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, которая основана на общих началах политического, экономического и социального устройства.

По причине подобного всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они характеризуются огромным многообразием и сложностью системы.

Нормы рассматриваемой отрасли закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и местного самоуправления. К ним следует отнести:

– виды органов государственной власти;

– правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты;

– систему органов местного самоуправления.

Подобной правовой регламентацией обеспечивается такое управление обществом, которое построено на четком согласовании и соподчинении всех организационных структур, задействованных в реализации властных правомочий по управлению обществом.

Конституционно-правовое регулирование порядка организации и деятельности различных органов власти производится с разным уровнем глубины.

К предмету конституционного права можно отнести почти всю область общественных отношений, которая связана с установлением правового статуса представительных и законодательных органов государственной власти.

Это объясняется тем, что именно данными институтами в большинстве своем обеспечивается самоорганизация общества как единого политического организма. Ими создается каркас механизма управления общественными процессами и принимаются законы, при помощи которых производится правовое регулирование самых важных общественных отношений.

Конституционно-правовым регулированием в полной мере охватываются и общественные отношения, которые связаны с функционированием института главы государства – Президента Российской Федерации.

К предмету отрасли конституционного права в сфере регулирования деятельности исполнительной власти относятся только те правоотношения, в которых выражаются конституционные основы и принципы, определяющие порядок формирования и статус исполнительных органов. Прежде всего, это касается Правительства РФ, правительств и высших должностных лиц субъектов РФ.

Подробная и точная компетенция правительства и всех остальных органов исполнительной власти регламентируется нормами административного права.

Схожим образом рассматриваются пределы конституционно-правового регулирования судебных учреждений. Однако правоотношения в сфере конституционного судопроизводства, которые связаны с деятельностью Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов Федерации, в полном объеме охватываются предметом конституционного права.

Предметом конституционного права в области органов местного самоуправления охватываются отношения, которые устанавливают основы их правового статуса, принципы их организации и деятельности, механизм взаимоотношений с органами государственной власти. В целом правоотношения, которые возникают в сфере местного самоуправления, относятся к предмету муниципального права.

Таким образом, понятию конституционного права можно дать следующее определение. Конституционное право – это совокупность норм права, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества. К ним относятся: основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Предметом конституционного права являются базовые отношения, возникающие в процессе формирования основ жизнедеятельности общества и государства.

Понятие, предмет, источники, нормы и система конституционного права рф как правовой отрасли.

КП-одно из отраслей правовой системы РФ представляет собой совокупность обще обязанных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли является предмет и метод правового регулирования.

Предметом кп являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

-основ конституционного строя РФ, суверенитета народов и форма его осуществления, принципа гос устройства и разделения властей, социального и светского характера, государственного идеологического многообразия и верховенства конституции государства

-Взаимоотношение между государством и личностью, правовых основ статусов российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящиеся на территории РФ, прав и свобод человека и гражданина и гарантии их реализации

-Федеративное устройство РФ, состав и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации (71ст) и предмета совместного ведения федерации и ее субъектов (72 ст), верховенство федеральных законов над правовыми актами субъектов

-Организация и функционирования системы органов гос власти Рф: органов федеральной гос власти РФ, органов судебной сласти.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

федеральные конституционные законы;

указы Президента РФ;

постановления Правительства РФ;

решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

законы бывшего СССР и РСФСР в части, не противоречащей Конституции РФ;

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать.

В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются:

1) на управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции).

По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции).

По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются:

1) на конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Особенность норм КП:

1) большинство норм конституционного права носит обобщенный характер, они излагаются на уровне принципов;

2) как правило, нормы КП не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция или только одна диспозиция, лишь несколько статей содержат санкцию (ст. 80, ст. 97 К РФ);

3) нормы КП обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права, они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права;

4) нормы КП носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта КП;

5) применять нормы КП могут только государство и муниципальные органы, граждане могут ими только пользоваться.

1) нормы-цели (нормы программного характера) выражают стремление государства способствовать возникновению соответствующих отношений (ст. 2, ст. 7);

2) нормы-принципы (констатирующие нормы) содержат наиболее общие положения всего правового регулирования, требования, содержащиеся в них закреплены в общем виде, ими обязаны руководствоваться все юридические и физические лица, для применения требуется их детализация (ст. 10, ст. 6);

3) учредительные нормы (устанавливающие нормы) учреждают органы государства (ст.ст. 80-93);

4) дефинитивные нормы содержат легальные определения (ст. 10;

5) нормы-правила содержат очевидные не нуждающиеся в доказывании правила (ст. 18);

6) нормы конкретного действия содержат конкретно сформулированные правила, устанавливают четко определенные права и обязанности участников правоотношений;

7) нормы — исторические справки содержатся в преамбуле и указывают на незыблемость существующих отношений.

Система конституционного права – это единство взаимосвязанных норм конституционного права РФ, образующих совокупность конституционно–правовых институтов. Система конституционного права РФ включает в себя следующие институты:

основы конституционного строя РФ

основные права и свободы человека и гражданина в РФ

3. федеративное устройство;

4. избирательная система (избирательное право);

5. президентская власть;

6. законодательная власть;

7. исполнительная власть;

8. государственная власть субъектов РФ;

9. судебная власть и прокуратура в РФ;

10. местное самоуправление

11. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ.

Понятие конституционного права, его предмет, метод, субъекты и источники

Конституционное право – это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности. Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право − ведущее по своему источнику – конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому, считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Предмет, методы и источники науки конституционного права

К предмету науки российского конституционного права относятся:

1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;

2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;

3) практика реализации норм конституционного права;

4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция, направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

– исследование соответствующего понятийного аппарата;

– учение о конституции в ее историческом развитии;

– сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

– системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;

– изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления, гарантирования и реализации прав и свобод человека и гражданина;

– анализ формы правления и государственного устройства РФ, тенденций развития отечественной государственности.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием «расчлененного целого», широко использует такие понятия, как «элемент», «структура», «система», «функция», «целостность».

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.

2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.

3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.

4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.