Понятие муниципального права рф

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Понятие муниципального права

Местное самоуправление как выражение власти народа является одной из основ конституционного строя РФ. В сферу муниципального правового регулирования включены управленческие общественные отношения в процессе их практической, повседневной реализации на уровне муниципального образования.

Муниципальное образование – это городское поселение, сельское, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (МСУ), имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

От имени муниципального образования как особой административно-территориальной единицы согласно ст. 125 ГК РФ выступают органы местного самоуправления так как они своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальное право – комплексная отрасль права, регламентирует управленческие отношения по предметам ведения и в объеме полномочий органов местного самоуправления и как комплексная отрасль права тесно взаимосвязано с другими отраслями права. Общественные отношения, регулируемые муниципальными нормами, возникают при осуществлении вопросов местного значения в поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских муниципальных образований в г. Москве и Санкт-Петербурге.

Круг отношений, регулируемых правом в рамках дисциплины «Муниципальное право», более широкий, нежели понятие «право муниципального управления», которое отражает содержание регулирования управленческих отношений, реализуемых органами местного самоуправления только в отношении субъектов права, не входящих в систему местного самоуправления расположенных на территории муниципального образования.

Объект муниципального права по содержанию идентичен его предмету, т.е. это те же управленческие отношения; поведение субъектов муниципального права в процессе осуществления управленческих отношений в сфере местного самоуправления.

Участниками (субъектами) муниципально-правовых отношений выступают, с одной стороны (публично-правовой), орган местного самоуправления и уполномоченное должностное лицо муниципального образования, с другой – физические и юридические лица, проживающие или осуществляющие свою деятельность на основании местных норм права и законодательства в целом.

Нормы муниципальной отрасли взаимодействуют с нормами других отраслей права: например, нормы муниципального права можно встретить в различных по содержанию и направленности ФЗ и Конституции РФ.

Муниципальное право как комплексная отрасль права в своей совокупности правовых норм, регулирующих ее специфические отношения в деятельности местного самоуправления, не имеет, а использует правовые нормы других отраслей права. Особое значение для муниципального права имеет административное право. Нормы последнего не только регламентируют правовой статус органов местного самоуправления и их должностных лиц, но и регулируют управленческие отношения, осуществляемые в муниципальных образованиях, и осуществляют правоохранительные функции.

Методами воздействия муниципального права являются: общие методы убеждения и принуждения, экономические и социально-психологические методы, методы согласования и административных договоров, и др.

Понятие муниципального права. Предмет муниципального права.

Концепция муниципального права как комплексной отрасли права начала развиваться менее десяти лет назад. Правовой основой этого процесса служит становление и развитие местного самоуправления в Российской Федерации. Сам факт базирования муниципального права на местном самоуправлении как самостоятельном институте власти дает основания отнести муниципальное право к самостоятельной отрасли права.

Муниципальное право — это комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления, в процессе реализации населением права на местное самоуправление непосредственно, а также через органы местного самоуправления.

муниципальное право обладает собственным кругом источников права, главным из которых является ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ»; имеется собственное законодательство, которое в своей совокупности образует правовые основы местного самоуправления.

Т.о. предметом муниципального права как отрасли является общественные отношения в сфере организации и деятельности местного самоуправления.

Образовательный портал — все для студента юриста.

I. Муниципальное право как отрасль российского права

1. Понятие муниципального права как отрасли российского права.

Муниципальное право — это отрасль российского права, совокупность общеобязательных норм права, которые закрепляют и регулируют общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

2. Предмет муниципального права как отрасли российского права.

Предмет муниципального права — это общественные отношения, складывающиеся в сфере действия норм муниципального права, в частности, в сфере местного самоуправления.

Предмет муниципального права составляют следующие виды общественных отношений:

— Общественные отношения между субъектами местного самоуправления.

— Общественные отношения в сфере деятельности муниципальных органов власти.

3. Метод муниципального права как отрасли российского права.

Метод муниципального права — это средства, нацеленные на урегулирование общественных отношений в сфере действия норм муниципального права, а также достижения задач и реализацию функций муниципального права.

Система методов муниципального права:

4. Система муниципального права как отрасли российского права.

Систему муниципального права как отрасли российского права составляют следующие элементы:

— Отрасль муниципального права, как совокупность всех правовых норм регулирующих общественные отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные общественные отношения, возникающих в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения.

— Субинститут муниципального права, как совокупность норм права регулирующих отдельные стороны институтов муниципального права.

5. Понятие источников муниципального права.

Источники муниципального права — это нормативные правовые акты, которые содержат норма права, лежащие в сфере действия муниципального права.

Система источников муниципального права:

— Конституция РФ (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32 Конституции РФ)

— Федеральные законы РФ ( ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 28.08.95 г , ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.03 г , ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ «Об основах муниципальной службы в РФ», ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»).

— Указы Президента РФ (в частности, указ « О конгрессе муниципальных образований», указ «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка»).

— Постановления Правительства РФ

— Постановления Конституционного суда РФ

— Нормативно-правовые акты субъектов РФ (Конституции и уставы субъектов РФ, иное законодательство субъектов РФ).

— Международные договоры, ратифицированные РФ (в частности, Европейская Хартия Местного Самоуправления).

6. Понятие муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовая норма — это норма права, регулирующая отношения в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения

7. Классификация муниципально-правовых норм.

Муниципально-правовые нормы подразделяются:

По объекту правового регулирования:

— нормы, закрепляющие общее понятие местного самоуправления

— нормы, закрепляющие организационные основы местного самоуправления

— нормы, определяющие основные положения государственной муниципальной службы

— нормы, складывающиеся в процессе принятия решений по вопросам местного значения.

— нормы, устанавливающие гарантии местного самоуправления.

— управомочивающие правовые нормы

— обязывающие правовые нормы

— запрещающие правовые нормы

По территориальным пределам действия:

— нормы, действующие на всей территории Российской Федерации

— нормы, действующие только в пределах конкретного субъекта Российской Федерации

— нормы, действующие только в определенном муниципальном образовании.

По методу правового регулирования:

— Императивные правовые нормы

— Диспозитивные правовые нормы

По назначению в механизме правового регулирования:

— Материальные правовые нормы

— Процессуальные правовые нормы.

8. Понятие муниципально-правовых отношений.

Муниципально-правовые отношения — это общественные отношения, складывающиеся в сфере местного самоуправления и подлежащие регулированию муниципально-правовых норм.

9. Классификация муниципально-правовых отношения.

Виды муниципально-правовых отношений:

— общественные отношения в сфере организации местного самоуправления

— общественные отношения в сфере осуществления своих полномочий органами местного самоуправления

— общественные отношения, связанные с осуществлением муниципальной службы

10. Субъекты муниципально-правовых отношений.

Субъекты муниципально-правовых отношений — это участник общественных отношений в сфере местного самоуправления, решения вопросов местного значения, наделенный конкретными правами и обязанностями.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений:

— органы местного самоуправления

— иные государственные и негосударственные органы и организации.

Лекция 1: «Муниципальное право и его место в системе российского права»

1.1. Понятие, предмет и метод муниципального права

Муниципальное право, как и любая другая отрасль права, представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих определенный круг общественных отношений.

Понятие муниципальное право появилось в российском правоведении сравнительно недавно. Само слово муниципалитет (от лат. municipium — самоуправляющаяся община) применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.

Муниципальное право — комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

Муниципальное право — самостоятельная отрасль права, так как:

1) Конституция Российской Федерации закрепила местное самоуправление как один из каналов осуществления народовластия (ч. 2 ст. 3), наделила население городских, сельских поселений и иных территорий статусом субъекта права (ст. 8, 9);

2) муниципальное право регулирует отношения в сфере местного самоуправления как одной из форм единой публичной власти;

3) местное самоуправление не входит в систему государственной власти. Местное самоуправление можно рассматривать как элемент системы сдержек и противовесов;

4) местное самоуправление призвано решать вопросы местного значения, т.е. вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Предмет муниципального праваотношения в сфере осуществления местного самоуправления. Отношения в сфере осуществления местного самоуправления — деятельность населения, которая:

а) признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации;

б) осуществляется населением самостоятельно и под свою ответственность;

в) направлена на решение непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения;

г) осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В целом муниципальное право регулирует общественные отношения, совокупность которых можно представить в виде следующих основных групп:

— отношения, возникающие в результате организации местного самоуправления как института народовластия;

— отношения, возникающие в процессе реализации права населения муниципального образования, а также отдельного гражданина на местное самоуправление;

— отношения, возникающие в связи с организацией деятельности представительных, исполнительно-распорядительных и иных органов местного самоуправления;

— отношения, связанные с регулированием статуса членов выборных органов и должностных лиц, наделенных полномочиями на отдельные публично-властные функции в сфере местного самоуправления, муниципальной службы, и муниципальных служащих;

— отношения, связанные с наделением отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления;

— отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти;

— отношения, возникающие в процессе межмуниципального сотрудничества.

На основе предмета муниципального права можно сформулировать и его понятие.

Муниципальное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления организации и функционирования местного самоуправления.

Следует учитывать, что это определение отражает не все, а лишь основные, наиболее важные характеристики муниципального права.

Под методом правового регулирования в муниципальном праве понимается совокупность средств и способов, с помощью которых правовые нормы воздействуют на общественные отношения в системе местного самоуправления, регулирую их.

В связи с тем, что муниципальное право охватывает сферы публичного и частного права, оно сочетает два способа регулирования общественных отношений в системе местного самоуправления: императивный и диспозитивный.

Императивный метод состоит в том, что в системе местного самоуправления принимаются решения на местных референдумах, собраниях, сходах, представительными и исполнительными органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления, которые обязательны к исполнению всеми субъектами правоотношений, действующими в пределах границ муниципального образования, т.е. в данном случае налицо отношения соподчиненности субъектов правоотношений, зависимость одних от других.

В случае невыполнения решений местного самоуправления, принятых в пределах его компетенции, наступает ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Императивный метод предусмотрен законодательством о местном самоуправлении для депутатов и выборных должностных лиц.

Диспозитивный метод заимствован из сферы частного права. Органы местного самоуправления являются юридическими лицами и самостоятельно выступают в гражданском обороте. Они вправе заключать договоры с юридическими лицами, с государственными органами. В данном случае применяется принцип юридического равенства субъектов отношений.

Муниципальные образования являются собственниками муниципальной собственности. От их имени органы местного самоуправления управляют и распоряжаются муниципальной собственностью.

При формировании муниципальной собственности органы местного самоуправления приобретают движимое и недвижимое имущество путем заключения договоров купли-продажи и т.д.

Таким образом, муниципальное право характеризуется сочетанием двух методов регулирования отношений в системе местного самоуправления: императивного и диспозитивного, что и отличает его от других отраслей права.

Муниципальное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования, которое предполагает субординацию субъектов, прямое подчинение. Правоотношения в данном случае возникают, как правило, в результате и на основании властного предписания. Наличие отношений соподчиненности характерно, например, для административного права, регулирующего управленческие отношения.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др. Наиболее сильное воздействие имеет место со стороны норм и институтов гражданского права. Гражданский кодекс РФ, как и другие нормативно-правовые акты гражданского законодательства, достаточно широко регулирует имущественные отношения с участием муниципальных образований, других субъектов (участников) местного самоуправления, которые становятся в этом случае одновременно и субъектами гражданского права. В ГК РФ закрепляется положение о том, что «городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами» (п. 1 ст. 124). От имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ). В рамках институтов гражданского права регулируются также отношения муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) и ее приватизации (ст. 217 ГК РФ), правовой режим муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК РФ) и муниципальных учреждений (ст. 120 ГК РФ) и т.п.

Используются в муниципальном праве и запреты — способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

В муниципальном праве используется также метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления. Особенность этого способа воздействия состоит в том, что государство, признав местное самоуправление особым уровнем власти народа, установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, что местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, приняло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту от нарушений прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. В качестве примера можно привести ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которая устанавливает, что образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. В соответствии с данным Законом федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечивать муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (ст. 37).

Можно говорить об особом значении в муниципальном праве метода гарантий. Такая значимость объясняется федеративным характером государства, предоставляющим широкие полномочия субъектам Российской Федерации в области местного самоуправления. В целях обеспечения прав местного самоуправления Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» строго разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. При этом закрепляется, что федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут ограничивать гарантированные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права местного самоуправления.

Таким образом, в муниципальном праве не используется один из методов правового регулирования в качестве основного, специфического, присущего данной отрасли права, а имеет место синтез методов правового регулирования, что обусловлено предметом муниципального права и комплексным характером отрасли «муниципальное право». Все это создает особый режим муниципально-правового регулирования.

Понятие муниципального права

В этот период в Российской Федерации шел процесс форми-рования правовой базы местного самоуправления.

В теории права под отраслью права понимается обособившаяся внутри его системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений [19, с. 396]. Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Изначально муниципальное право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые ученые и в настоящее время не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего в Конституции РФ есть отдельная глава, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли является наличие в ее составе общего ин-ститута, закрепленного, как правило, в особой главе коди-фицированного нормативного акта [2, с. 155]. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муници

пальному праву рассматривается Конституция РФ. Однако Конституция РФ является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести административное, гражданское, трудовое право и иные отрасли.

Правовое регулирование местного самоуправления отнюдь не исчерпывается конституционными нормами. А.Н. Костюков совершенно верно указывает, что общественные отношения, регулируемые конституционным и муниципальным правом, различаются. Конституционное право регулирует отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества, а муниципальное — отношения, возникающие при реализации права населения на местное самоуправление. Муниципальное право конкретизирует положения конституционного права в области местного самоуправления [12, с. 11].

В юридической науке существует также мнение, что муниципальное право является подотраслью административного права. Например, Ю.Н. Старилов наряду с милицейским, строительным, социальным, служебным, образовательным правом относит муниципальное право к Особенной части административного права [18, с. 21]. В.С. Четвериков, называя муниципальное право комплексной отраслью в сипу отсутствия своих, специфических норм права и использования правовых норм конституционного, гражданского, административного права, фактически говорит о нем как подотрасли административного права [21, с.

Безусловно, муниципальное право имеет очень много общего с административным. Во-первых, само муниципальное управление достаточно схоже с государственным, так как осуществляется преимущественно с использованием метода власти — подчинения. Во-вторых, муниципальная служба принципиально не отличается от государственной гражданской службы. В-третьих, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, выполняя при этом функции государственного управления. В-четвертых, в круг вопросов местного значения включается правоохранительная деятельность, органы мест-ного самоуправления могут являться органами административной юрисдикции.

Тем не менее все это еще не позволяет включать муниципальное право в административное в качестве подотрасли.

Значительный объем в муниципальном праве норм конституционного, гражданского, финансового и некоторых других отраслей права позволяет считать его самостоятельной комплексной отраслью российского права. В пользу отраслевого характера муниципального права говорит и тот факт, что оно обладает присущим только ему предметом регулирования, специфическими правовыми конструкциями, своеобразной структурированностью норм, сочетанием различных методов юридического воздействия, т.е. совокупностью факторов внутреннего свойства [7, с. 9].

Слово «муниципальный» происходит от латинского «пшшаршш», обозначающего буквально «самоуправляющаяся община» [7, с. 6]. О.Е. Кутафин и В.И. Фадеев уточняют, что «ПШИГБ» по латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а «сарю» — беру, принимаю. В связи с этим муниципалитетом называлось городское управление, берущее на себя решение общегородских задач, распоряжение хозяйственными средствами [13, с. 45].

В процессе становления отрасли российского права, регулирующей организацию и функционирование местного самоуправления, за ней утвердилось наименование «муниципальное право», несмотря на наличие в русском языке близкого в данном случае по значению термина «местное право». Закон о местном самоуправлении (2003) предусматривает, что слова «местный» и «муниципальный» и словосочетания с ними должны пониматься как тождественные. В различных нормативных актах, затрагивающих данную сферу, чаще используется термин «местный». Так, в Конституции РФ и других нормативных актах говорится о местном самоуправлении, органах местного самоуправления, местном бюджете и т.п. Вместе с тем в законодательстве речь идет о существовании муниципальной собственности, муниципальных образованиях. В связи с этим наименование отрасли права, регулирующей местное самоуправление, как «муниципальное право» представляется вполне допустимым.

Под муниципальным правом понимается не только отрасль права, но еще и научная, и учебная дисциплины. Все эти понятия взаимосвязаны между собой, так как имеют один источник — сферу общественных отношений, возникающих при организации и деятельности местного самоуправления. Однако каждое из этих понятий имеет свое специфическое содержание.