Понятие методы система источники административного права

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Предмет, метод, система и источники административного права

Главная > Реферат >Государство и право

КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

КИРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

дисциплина: «Административное право»

тема: «Предмет, метод, система и источники административного права».

Студентка группы П-209э Чехачёва Е.В.

1. Предмет административного права

2. Метод административного права

3. Система административного права


4. Источники административного права

Административное право — самостоятельная отрасль правовой системы России и несет свои отличительные признаки с учетом своей направленности и стоящих перед ней задач. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола. Реализация в законодательстве идей естественных и неотъемлемых прав гражданина, разделения властей, контроля за государственной администрацией — необходимое условие превращения полицейского права в административное.

Административное право — одна из самых больших и сложных отраслей правовой системы России. Это определяется разнообразием задач, стоящих перед ней. Для каждой из сфер общества необходимы свои административно — правовые нормы, охватывающие их деятельность. Нет ни одной сферы жизни общества, в которой не участвовала бы государственная администрация. А в ряде сфер — в обороне, государственной безопасности, охране общественного порядка, здравоохранении, народном образовании, транспорте, связи, энергетике — ее роль является решающей.

Административное право — очень важная отрасль права, так как роль государственной администрации в России очень велика. От нее зависит эффективность управления и реализация гражданами многих прав. Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего по предмету и методу правового регулирования.

1. Предмет административного права

Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет — тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли. Характерная особенность административного права в том, что оно, по сути, в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе. Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Несомненно, административное право — это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Однако, было бы принципиально неверным отождествлять административное право исключительно с государством. Это в не меньшей степени и право индивидуума, личности, гражданина. Административно-правовые нормы по своей природе направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснение многочисленных негативных явлений, объективно возникающих в них.

Административное право — это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм данного права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса. Многие административно-правовые нормы буквально «написаны кровью» и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики. И, наконец, именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

Говоря о предмете административного права как отрасли, выделяются следующие группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли:

отношения в системе «государство — общество — человек». Для этих отношений в большинстве случаев характерно обязательное участие государства в лице его органов, прежде всего исполнительной власти, и должностных лиц. Во многих случаях эти отношения возникают по инициативе государства, например при привлечении лица к административной ответственности;

отношения в системе не только государственной власти, прежде всего исполнительной, но и законодательной и судебной ветвей единой государственной власти;

спорным является вопрос о возможности административно-правовых отношений между гражданами. Традиционным считается, что возникновение подобных отношений невозможно по определению, что для них обязательным условием является наличие специального субъекта (органа или должностного лица исполнительной власти). Однако есть и другая позиция: возникновение таких отношений между гражданами возможно, например, в случае, когда один гражданин требует от другого прекратить нарушение общественного порядка;

особую группу отношений, урегулированных административным правом, составляют отношения, условно говоря, благочиния, обеспечения соблюдения общественного порядка и безопасности.

Как и любая отрасль права, административное право выполняет регулирующую и охранительную функции. При этом особенностью регулирующей функции административного права является то, что оно является необходимым условием реального, подчеркнем это слово, существования иных отраслей права, создает своего рода инфраструктуру, в которой реализуются их нормы. Можно сколько угодно декларировать исключительность и важность положений конституционного и гражданского права, однако без системы, при которой декларативные положения названных отраслей станут претворяться в жизнь, и конституционные положения, и гражданско-правовые нормы останутся набором красивых деклараций.

В том случае, если, например, гражданин, намеренный продать свою квартиру, вынужден тратить дни в очередях и месяцы в ожидании документов, он вряд ли оценит все возможности, предоставленные ему гражданским оборотом. Если для реализации конституционного права на свободу передвижения гражданин должен обивать пороги государственных инстанций, ему будет сложно объяснить прямое действие норм Конституции РФ (принята в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г.) . Кроме того, без государственного принуждения в случаях угрозы общественным отношениям все отрасли права оказываются беспомощными. Поэтому, устанавливая административную ответственность за те или иные деяния, административное право создает условия для того, чтобы общественные отношения не постигла энтропия. В этом административное право тесно связано с уголовным, с той лишь разницей, что административное право наказаниями призвано предотвращать ущерб общественным отношениям, который может перерасти в уголовные деяния. Яркий пример — установление административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения: карая нарушителей Правил дорожного движения, административное право должно предотвращать еще более опасные последствия, например гибель и увечья людей, за которые следует уже уголовная ответственность. Эта особенность административного права позволяет ряду исследователей обоснованно называть его «смягченным уголовным правом». По сути, не будет преувеличением сказать, что административное право одновременно выполняет функции строителя и полицейского, призванного воплотить красивые замыслы иных отраслей права в реальность и защитить созданное от всяких посягательств.

Современная российская действительность характеризуется удивительным сочетанием административного произвола и безграничной свободы — по сути, вольницы в худшем значении этого слова. Многие ограничения, характерные для тех обществ, которые, мы любим именовать цивилизованными и которые во многом притягательны для российского обывателя, кажутся для нас дикими. С одной стороны, опять же можно привести пример с Правилами дорожного движения, нарушение которых в российских условиях становится чем-то вроде национального вида спорта. С другой — во многих сферах существует избыточное регулирование, во многом необходимое только самим регулировщикам.

Административное право — это право общества, переходящего от дикого средневековья, от жизни по «понятиям», как бы они ни именовались, к жизни по закону и справедливости. Не случайно, само понятие «правовое государство» определено немецкими учеными, занимавшимися разработкой полицейского права — предшественника современного административного права. Исходя из этого, оно является одним из необходимых условий существования общества, претендующего на цивилизованность. 1

2. Метод административного права

Предмет административного права определяет сферу правового регулирования данной отрасли, круг общественных отношений, которые упорядочиваются посредством административно-правовых норм. Метод же административного права характеризует способ воздействия отрасли на общественные отношения. Иными словами, предмет административного права отвечает на вопрос, что именно регулирует эта отрасль, в то время как метод объясняет, посредством каких приемов, способов, механизмов.

Говоря о методе административного права, нельзя коснуться широко распространенной в правовой науке точки зрения о том, что каждая отрасль права обладает собственным, специфическим методом. Данная позиция относит метод отрасли наряду с ее предметом к числу индивидуализирующих особенностей каждой отрасли права, к своеобразным фамилии (предмет) и имени (метод). Однако иной подход основан на том, что все отрасли права независимо от предмета состоят из таких традиционных методов правового воздействия, как предписание, запрет и дозволение. Вопрос лишь в том, какой удельный объем занимает каждый из этих методов в правовом регулировании, насколько часто используется каждый из них.

Административное право характеризуется методом «властеподчинения», когда одна сторона регулируемых административным правом отношений, например орган исполнительной власти или должностное лицо, обладает властными, распорядительными полномочиями в отношении другого участника этих отношений, например гражданина или юридического лица. Однако, анализ норм каждой из отраслей российского права позволяет сделать вывод о том, что «выделять» каждой отрасли особый метод по меньшей мере не вполне корректно. Гражданское право, трудовое право, семейное право содержат большое количество запретов и предписаний, уголовное право допускает дозволения, а административное — использует все традиционные методы правового регулирования:

1) предписание — закрепление (возложение, установление) прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой. Крайней формой данного метода является принуждение, характеризующееся использованием возможностей государственного механизма для силового обеспечения выполнения требований, предписываемых правовыми нормами. При этом административное принуждение применяется в большом количестве случаев не только для защиты административно-правовых норм, но и для обеспечения реализации норм всех иных отраслей российского права. Например, обращение взыскания судебным приставом-исполнителем на имущество организации-должника, которое может сопровождаться применением мер административного принуждения, установленных федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (в ред. от 22 августа 2004 г.), в основе имеет реализацию гражданско-правовых положений;

2) запрет — определение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия. При этом запрет может быть сформулирован как предельно императивно («запрещается», «не допускается» и т.п.), так и в относительно мягких формах, тем не менее, не меняющих сути запрета («рекомендуется воздерживаться» и т.п.);

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Усложнение общественных отношений, появление новых проблем, требующих правовой упорядоченности, необходимость формулировки адекватных ответов на вызовы времени заставляют использовать эти методы не автономно, а в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме того, возрастает удельный вес и таких методов правового регулирования, которые до недавнего времени играли несколько второстепенную, производную роль от трех названных традиционных методов правового регулирования. Речь идет, в частности, о таких, как стимулирование, согласование, прогнозирование.

Понятие, предмет и метод административного права

Административное право — это отрасль права,регулирующая обще­ственные отношения в сфере государственного управления.

Предмет административного права составляют управленческие от­ношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в связи с прак­тической реализацией исполнительной власти государства.

Особенности отношений, составляющих предмет административно­го права, состоят в следующем:

• возникают, развиваются и прекращаются в сфере государствен­ного регулирования социально-экономической и общественно­политической жизни;

• опосредуют закрепленную в Конституции РФ государственную политику признания, соблюдения и защиты прав и свобод челове­ка и гражданина, создания условий для достойной жизни и сво­бодного развития личности;

• составляют содержание особого вида государственной деятель­ности по практической реализации исполнительной власти (госу­дарственно-управленческой деятельности);

• выражают приоритет публично-правовых интересов в регулируе­мой сфере и соответствующих им государственно-правовых средств воздействия на общественные связи.

Метод административного права образует определенная совокуп­ность правовых средств или способов регулирующего воздействия от­расли права на общественные отношения, составляющие предмет ее регулирования.

Особенности метода административного права заключаются в сле­дующем:

• характеризуются правовыми средствами, рассчитанными на от­ношения «власть — подчинение», то есть с участием неравноправ­ных сторон;

• выражаются в правовых средствах распорядительного типа, то есть в предписаниях и запретах, адресуемых другой стороне;

• предполагают односторонность волеизъявления одного из участ­ников, которое юридически властно, а потому имеет решающее значение.

8.1. Предмет, метод, система и источники административного права

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового регулирования.

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений – отношений, которые возникают в сфере государственного управления, т.е.

Любая отрасль права характеризуется двумя аспектами: предметом и методом правового регулирования. Под предметом отрасли права понимают круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли, а метод – это способ регулирующего воздействия на общественные отношения, т. е. на поведение их участников.

Предметом административного права можно назвать совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Другими словами, предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности систем исполнительной власти. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений, определяют правовое положение граждан в сфере управления; регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами; регулируют порядок прохождения государственной службы; регулируют правовое положение общественных организаций и их служащих; устанавливают формы, методы государственного управления и процессуальный порядок его осуществления; определяют способы обеспечения законности в государственном управлении. Ряд административно-правовых норм регулирует отношения управленческого характера, которые возникают при осуществлении законодательной и судебной деятельности. Эти положения относятся к функционированию аппаратов указанных ветвей власти. Таким образом, административно-правовые отношения – это отношения управления, управленческие отношения.

Предмет административного права включает, по существу, две группы общественных отношений управленческого характера:

1) основную, которую составляют отношения, непосредственно связанные с осуществлением государственного управления, т. е. возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе управленческой деятельности органов исполнительной власти, и

2) вспомогательную, которую составляют отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся: в процессе управленческой деятельности исполнительных органов муниципальных образований (поскольку в силу положений ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти); в ходе осуществления судами присущих им определенных административно-властных полномочий (например, осуществляя функции судебного контроля и реагируя на жалобы граждан и общественных объединений, суды в ряде случаев своими решениями отменяют и изменяют ранее принятые акты субъектов системы исполнительной власти, неизбежно принимая тем самым определенное участие в возникновении, изменении и прекращении административно-правовых отношений); внутриорганизационные отношения, возникающие в процессе деятельности администраций предприятий, учреждений и организаций; и наконец, отношения, возникающие при исполнении обязанностей и осуществлении своих прав общественными объединениями и гражданами (так, в частности, граждане, являясь управляемыми субъектами административного права, могут в ряде случаев действовать или не действовать тем или иным образом по своему усмотрению, в том числе и быть инициатором возникновения административно-правовых отношений, например, в случае подачи ими административной жалобы, заявления о выдаче лицензии на занятие определенного рода деятельности, подачи ходатайства о признании за ними определенного статуса и пр.).

Административное право, осуществляя регулятивную функцию, использует определенную совокупность правовых средств и способов регулирующего воздействия своих норм на управленческие отношения, на поведение их участников. Это – методы правового регулирования общественных отношений. Вместе с предметом они, как уже отмечено, дают наиболее емкую характеристику любой отрасли российского права, включая и административное право.

Любая отрасль российского права в той или иной степени использует в качестве средств правового регулирования следующие три юридические возможности: предписание, запрет и дозволение. Предписание – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Запрет – это фактически также предписание, но несколько иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. А дозволение – это юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Рассматривая особенности метода административного права, необходимо исходить из того, что административное право – это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения – это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона – орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступает в качестве управляющего (субъект управления), а другая – в качестве управляемого (объект управления).

Управление всегда предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто даже и подчинение одного лица другому. Поэтому административное право изначально закрепляет принцип императивности (власти и подчинения), т.е. юридического неравенства субъектов (участников) административных правоотношений, возможности тех из них, кто наделен юридически властными полномочиями, во внесудебном порядке, воздействовать на других (в отличие, например, от гражданского права, где преобладает принцип диспозитивности, т.е. равноправия сторон). При этом, естественно, методы административно-правового регулирования отношений предполагают односторонность волеизъявлений одного из участников управленческих отношений, характеризуются, прежде всего, средствами, рассчитанными на отношения власти и подчинения, поэтому наиболее отчетливо выражаются в правовых средствах распорядительного типа, т. е. в предписаниях и запретах.

Суть методов административно-правового регулирования управленческих общественных отношений может быть сведена к следующему:

1) установление определенного порядка действий – предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным конкретной административно-правовой нормой;

2) запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических мер воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности);

3) предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой (как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора);

5) предоставление возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.

Административное право представляет собой систему, которая состоит из отдельных административно-правовых норм и институтов. Нормы административного права по конкретному содержанию регулируемых ими общественных отношений подразделяются на нормы, регулирующие управленческие отношения общего характера, т. е. общие для всего управления (такие нормы составляют Общую часть административного права), и на нормы, регулирующие общественные отношения в той или иной отрасли или сфере управления (они составляют Особенную часть административного права). Таким образом, административное право состоит из двух частей: Общей и Особенной.

В состав Общей части административного права входят следующие административно-правовые институты, т. е. группы норм, регулирующие однородные общественные отношения: нормы, закрепляющие принципы государственного управления; нормы о правовом положении граждан в сфере государственного управления; нормы, регулирующие государственную службу и определяющие правовой статус государственных служащих; нормы, определяющие формы и методы государственного управления, среди которых большую группу составляют нормы, регламентирующие порядок принятия актов управления и совершения иных процессуальных действий, т. е. административно-процессуальные нормы, регулирующие применение мер убеждения и принуждения в сфере государственного управления; нормы об административной ответственности и ее реализации (производстве по делам об административных правонарушениях).

Нормы Особенной части административного права делятся на следующие основные группы: нормы, регулирующие управление в области экономики; нормы, регулирующие управление в области социально-культурной сферы; нормы, регулирующие управление в административно-политической сфере; нормы, регулирующие межотраслевое управление. Отдельно выделяются здесь также и нормы, регулирующие управление отдельными отраслями (промышленностью, транспортом, здравоохранением и т. п.).

Источники административного права – это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т. е. нормативные акты.

К числу источников административного права относятся:

1) Конституция РФ, многие нормы которой, например, закрепляющие основные права и свободы граждан в сфере государственного управления (ст.ст. 22, 24-25, 27, 30-35), определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. 77, 110-117), разграничивающие предметы ведения между Российской Федерацией и ее субъектами (ст.ст. 71-73) и др., имеют административно-правовую направленность, а также соответствующие нормы конституций и уставов субъектов Российской Федерации;

2) законы Российской Федерации (например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») и законы ее субъектов (например, Областной закон Ростовской области от 22 января 1997 г. № 35-ЗС «О государственной службе в Ростовской области»);

3) нормативные Указы Президента РФ, относящиеся к предмету административно-правового регулирования (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также соответствующие нормативные акты руководителей субъектов Российской Федерации;

4) нормативные Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»), а также соответствующие нормативные акты правительств субъектов Российской Федерации;

5) нормативные акты министерств, государственных комитетов, комитетов, агентств и иных федеральных органов и служб Российской Федерации, а также соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

6) нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае предоставления им законом соответствующими государственными полномочиями в рамках положений ст. 132 Конституции РФ;

7) отчасти также нормативные акты руководителей как государственных, так и негосударственных корпораций, концернов, предприятий и учреждений, которые, однако, носят сугубо локальный, ограниченный рамками данного коллективного образования характер (например, какое-нибудь Положение о рейтинговой системе, утвержденное приказом ректора высшего учебного заведения).

Следует также отметить, что административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях также следует рассматривать в качестве источников административного права (например, Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 9 июня 1977 г.).

Многообразие источников административного права, общее количество которых вряд ли подлежит точному исчислению, остро ставит проблему его систематизации и кодификации, поскольку на сегодняшний день административное право относится к числу самых несистематизированных (некодифицированных) отраслей правовой системы Российской Федерации (по существу кодифицирован только один институт административного права – институт административной ответственности). Во многом это объясняется многопрофильностью административного права, хотя многие управленческие проблемы регламентированы и кодифицированы в других отраслях права (например, Земельный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.).

Тема 2. Предмет, методы, источники и система административного права

Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом.

Соотношение административного права с другими отраслями права. Методы административноправового регулирования.

Предмет, задачи и система курса «Административное право».

Источники (формы выражения) административного права. Административное право и административное законодательство.

Понятие и предмет науки административного права. Роль науки в совершенствовании административного права и государственного управления.

Административное право зарубежных стран (на примере Франции и Великобритании).

2.1. Понятие административного права

Административное право России является одной из самостоятельных отраслей публичного права. Самостоятельность отрасли административного права означает, что оно имеет собственный предмет и метод правого регулирования. Публичность означает то, что административное право регулирует общественные отношения, которые представляют в первую очередь интересы общества и государства.

Административное право – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Административно-правовые нормы регулируют также управленческие отношения в процессе деятельности иных форм осуществления государственной власти (законодательной, судебной), их обслуживающих аппаратов, в сфере деятельности института президентства и обслуживающих его структур, а также в аппаратах прокуратуры, государственного контроля, военного управления, аппаратах ЦИК РФ, Счетной палаты и иных государственных органах, а также управленческие отношения, возникающие в сфере негосударственного управления, например в связи с осуществлением общественными объединениями некоторых функций государственного управления (к примеру, административные комиссии, рассматривающие дела об административных правонарушениях).

Административное право отличается от других отраслей права предметом регулирования . Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства. Предмет административного права — общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Система отрасли административного права включает в себя две основные подсистемы – Общую (первую) и Особенную (вторую) части, которые, в свою очередь, можно подразделить и на меньшие подсистемы. Эта система, как учебная дисциплина, представлена в плане курса административного права.

В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны. Нормы административного права, будучи регуляторами управленческих отношений:

— определяют административно-правовой статус граждан;

— регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, органов государственного управления, их компетенцию и взаимоотношения с другими государственными органами, органами местного самоуправления; общественными объединениями, гражданами, предприятиями, организациями и т.д.;

— определяют административно-правовой статус государственных служащих;

— устанавливают формы и методы государственного управления;

— определяют способы обеспечения законности в государственном управлении;

— регулируют управленческие отношения в социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферах, а также в межотраслевом управлении;

— устанавливают административную ответственность за несоблюдение норм административного и иных отраслей права;

— регламентируют административно-юрисдикционную деятельность уполномоченных органов и порядок ее осуществления.

2.2. Соотношение административного права с другими отраслями права

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права . В первую очередь, с конституционным (государственным) правом . Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также в федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.

Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов

и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.

Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.

Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административноправового регулирования.

Тесная взаимосвязь имеется с трудовым правом . Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируются административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.

Имеется связь и с уголовным правом . Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административными и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления и наоборот.

Также следует отметить взаимосвязь с уголовно-процессуальным и граждански-процессуальным правом , а также с законодательством о судоустройстве, регулирующими порядок образования судов и организационные основы судебной деятельности. Отличие административного права от норм перечисленных отраслей права обусловлено различиями между исполнительной деятельностью и осуществлением правосудия. Вместе с тем следует указать, что суды при рассмотрении дел административно-правового характера (например, жалоб на действия органов управления и их должностных лиц) руководствуются административно-процессуальными нормами.

Кроме того, имеется связь и с комплексными отраслями права: морским, воздушным, горным, лесным и другими отраслями. Эта связь, в частности, состоит в том, что в них наряду с нормами других отраслей права содержатся и нормы административного права.

Место административного права в системе права определяется характером и важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует управленческие отношения.

Административное право характеризуется мобильностью, которая обусловливается особенностями общественных отношений, складывающихся в сфере управления, исполнительной деятельности государства.

2.3. Методы административного права

Предмет правового регулирования, будучи главнейшим критерием разграничения отраслей права, вместе с тем не позволяет провести окончательного разделения системы права на отдельные отрасли. Поэтому механизм правового регулирования включает в себя и методы правового регулирования, которые в совокупности с предметом правового регулирования обеспечивают более точное разграничение отраслей права, регламентирующих сходные общественные отношения.

Методы административного права – это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения.

В зависимости от характера регулируемых общественных отношений в теории права выделяют два метода правового воздействия: императивный и диспозитивный.

Диспозитивный метод основан на равенстве сторон, вступающих в общественные отношения, применяется, как правило, для регламентации отношений, регулируемых отраслями частного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участником которых, в большинстве случаев, выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования, который также называется административно-правовым методом . Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства сторон и односторонность юридически-властных волеизъявлений одного из участников.

Административное право использует три юридических возможности: предписание (возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в определённых условиях), запрет (возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в определённых условиях), дозволение (юридическое разрешение совершать определённые действия, либо не совершать их по своему усмотрению).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты.

2.4. Источники административного права

Источники административного права – это внешние формы выражения административноправовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера).

Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство.

В законодательном массиве административного права следует выделять общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП РФ, ФЗ о системе государственной службе и т.п.); законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре

нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); международные акты, действующие в данной сфере правоотношений.

Определяя пределы и структуру системы источников административного права, ученыеадминистративисты констатируют высокую степень ее подвижности, которая задается изменениями в правовой и организационной системе государства.

К числу источников, по поводу которых отсутствует единство во взглядах, относится юридический прецедент (напр., постановления Конституционного Суда России, Президиума Верховного Суда). Данные акты обладают признаками нормативных, однако не являются самозначимыми и действуют лишь до тех пор, пока действует акт, с интерпретацией которого связаны соответствующие прецеденты.

Как источник права постановления Конституционного Суда РФ имеют общеобязательное значение, применяются самостоятельно и неоднократно, в том числе по правилам аналогии в праве, являются окончательными, не могут быть преодолены повторным принятием акта или отдельного положения, признанного противоречащим Конституции РФ, а также обладают непосредственным действием и подлежат обязательному официальному опубликованию. Относительно постановлений Конституционного Суда РФ как носителей нормативной информации следует отметить, что в них затрагиваются права и свободы различных участников социальных отношений и формулируются новые по смыслу положения, подлежащие обязательному учету при реализации ими своего статуса. В то же время нормативность рассматриваемых актов имеет несколько отличный от традиционного понимания нормы права и ее структуры смысл. Итак, постановления Конституционного Суда РФ следует признать источниками права, обладающими свойством нормативности, что допускает их включение в общую иерархию нормативных источников, в правовую систему государства

Система источников административного права выглядит следующим образом: 1) на федеральном уровне :

а) Конституция РФ; б) общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

в) постановления Конституционного Суда РФ; г) федеральные конституционные законы;

д) федеральные законы, включая законы РФ и РСФСР, кодексы РФ и основы законодательства РФ; е) нормативные указы и распоряжения Президента РФ; ж) нормативные акты палат Федерального Собрания РФ;

з) нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ; и) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (В соответствии с

Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 г. № 1009 (ред. от 29.12.2008) «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается);

к) нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ);

2) на региональном уровне :

а) конституции (уставы) субъектов РФ; б) постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ; в) законы субъектов РФ;

г) нормативные акты высших должностных лиц субъектов РФ; д) нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов РФ; е) нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти

субъектов РФ; ж) нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной

компетенции; 3) на муниципальном (местном) уровне :

а) уставы муниципальных образований; б) нормативные акты представительных органов муниципального образования;

в) нормативные акты главы муниципального образования; г) нормативные акты местной администрации.

2.5. Наука административного права

В основу административно-правовой науки положены теоретические положения науки об управлении.

Развитие науки административного права России происходило с несомненным учетом западноевропейского опыта государственного управления Франции, Пруссии, Голландии и Швеции.

Наука административного права в России возникла в первой половине XVIII века. Первоначально она была наукой о полиции и именовалась наукой полицейского права. В числе наиболее значительных произведений русских полицеистов (последняя четверть XIX в. – начало XX в.) относятся работы В. Гессена, И. Андреевского, Н. Белявского, В. Дерюжинского, А. Елистратова, а также труды таких ученых, как, В.В. Ивановский, В.Н. Лешков, А.С. Оскольский, М.К. Палибин, И. Шеймин и др.

В советский период (после 1917 г.) наука административного права стала формироваться с возникновением государственного управления и административного права как отрасли права, регулирующего управленческие отношения.

В первые годы советской власти административное право преподавали профессора В.Л. Кобалевский, А.Ф. Евтихиев, А.И. Елистратов с дореволюционным университетским стажем работы.

Как известно, в начале 30-х годов разработка права была прекращена. Под ошибочным предлогом отмирания права было исключено преподавание курса административного права в учебных заведениях.

С 1938 года в университетах было восстановлено преподавание административного права. В юридических журналах того времени были опубликованы статьи и заметки, посвященные вопросам теории административного права, где главным был вопрос о предмете административного права.

Наиболее интенсивно наука административного права стала развиваться после Великой Отечественной войны. Так, в 1945 г. вышел новый учебник административного права известного ученого С.С.Студеникина.

С послевоенного периода по настоящее время издано большое количество учебников, учебных пособий по административному праву. Исследования проводились по важнейшим вопросам и институтам административного права, такими учеными, как А.П. Алехин, Г.В. Атаманчук, Д.Н. Бахрах, И.Л. Бачило, К.С. Бельский, А.А. Демин, А.А. Кармолицкий, И.Ш. Килясханов Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Б.М. Лазарев, Г.И. Петров, М.И. Пискотин, Л.Л. Попов, В.Д. Сорокин, Ю.Н. Старилов, С.С. Студеникин, Ю.А.Тихомиров, Т.Я. Хабриева, Н.Ю. Хаманева, А.П.Шергин и др.

Наука административного права имеет тесную связь и взаимообусловленность не только с наукой управления, но другими науками, изучающими управленческие процессы (психология управления, социология управления, информация и управление, информатика, финансовый контроль), а также со многими отраслями юридической науки (теория государства и права, конституционное право, гражданское право, муниципальное, финансовое, экологическое, трудовое, уголовное и уголовно-процессуальное право).

Административно-правовая наука представляет собой систему теоретических взглядов, представлений и положений об отрасли административного права и предмете его регулирования. Ее задачами является выявление проблем административного права, толкование административно-правовых норм, определение и исследование предмета административного права в современных условиях организации и деятельности органов исполнительной власти, разработка новых понятий и принципов, направленных на совершенствование всей управленческой деятельности.

Предметом административно-правовой науки является исследование правоотношений в сфере государственного управления, применения норм административного права, анализ практики реализации этих норм, выявление и изучение общих и характерных закономерностей административно-правового регулирования общественных отношений.

Если говорить обобщенно, то к предмету науки административного права относится научнотеоретический анализ всех вопросов, входящих в учебный курс административного права. Теоретической основой науки административного права являются философские и социологические науки, положения теории управления и общей теории права, политология, а также научные труды ученых.

Важное значение для науки административного права имеет анализ законодательства Российской Федерации, субъектов Федерации, решений органов исполнительной власти.

Методологической основой науки административного права являются исторический, сравнительноправовой, социологический, формально-юридический, логический и другие методы исследования.

Развитие административно-правовой науки немыслимо без изучения и учета практической деятельности государственных и муниципальных органов.

Как уже отмечалось, система науки административного права обусловлена системой самого административного права, его структурой, совокупностью норм и правовых институтов. Однако, как отмечают ученые, система отрасли административного права характеризуется меньшим объемом по сравнению с административно-правовой наукой. Последняя не только исследует правовую сторону управления, но и многочисленные другие проблемы и отношении.

Чтобы успешно развивалась наука в целом, в том числе и административно-правовая наука, необходимы научные кадры, владеющие современными знаниями, способные объективно анализировать

процессы, происходящие в стране, уметь использовать научно-обоснованные методы воздействия на