Покупка земельных участков через аукцион

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Приобретение земельного участка у муниципалитета: что нового ожидает покупателя?

Изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, многие эксперты уже назвали крупнейшей реформой в сфере земельных отношений за последние 14 лет (с момента принятия Земельного кодекса РФ в 2001 году). Федеральный закон от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 171-ФЗ) дает новое определение земельному участку (п. 1 ст. 1 Закона № 171-ФЗ), исключает нормы о постоянном (бессрочном) пользовании и пожизненном наследуемом владении, вводит в Земельный кодекс РФ шесть новых глав (главы V.1-V.6). В этом материале мы расскажем о новом порядке покупки земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. И хотя применяться он будет лишь с 1 марта 2015 года, рекомендуем ознакомиться с ним уже сейчас, чтобы решить, по нормам действующего или будущего законодательства выгоднее покупать земельный участок именно вам.

Необходимость реформирования законодательства

Сейчас для покупки земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заинтересованному лицу необходимо осуществить его образование (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ в действующей редакции). Различные нормативно-правовые акты требуют предоставления разных документов для образования земельных участков. В частности, в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, для образования земельного участка необходимо иметь проект межевания территории; по Земельному кодексу РФ требуется схема образования земельных участков на кадастровом плане территории; согласно Лесному кодексу РФ, необходима лесоустроительная документация; а из норм Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» следует, что еще нужен проект организации и застройки территории. Кроме того, содержание указанных документов либо не установлено, либо установлено недостаточно четко. По словам Андрея Ивакина, заместителя директора по взаимодействию с органами власти и международным отношения ГК «Ренова», а также одного из разработчиков Закона № 171-ФЗ, раньше в Росимуществе по году лежали заявки от граждан об образовании земельных участков. «Думаю, что это было вызвано не только большим количеством заявок, но и наличием содержательной коллизии между образованием земельных участков и уже имеющейся проектной документацией. Например, орган местного самоуправления утвердил проект межевания, в соответствии с которым предусмотрен раздел большого участка, находящегося в федеральной собственности. Возникает вопрос, на каком основании федеральное ведомство будет принимать или не принимать решение об образовании земельного участка, если архитектор уже позаботился и спроектировал будущие участки? Чтобы исключить эту неопределенность, мы пошли на серьезный шаг и отменили решение о необходимости образования земельного участка», – поясняет Андрей Ивакин.

Некоторые юристы подвергли критике данную новеллу. По их мнению, после исключения из земельного законодательства такой процедуры, как образование участка, публичный собственник лишается возможности разделить свою недвижимую вещь. Представляется, что это не совсем правильно с точки зрения гражданского законодательства. Однако данное нововведение будет являться хорошим стимулом для утверждения проектов межевания органами местного самоуправления, потому что с того момента, когда они утвердили такие проекты, Росимущество, Управление делами Президента РФ и иные федеральные ведомства не смогут поделить участок иначе, чем это указано в проекте межевания территории.

Андрей Ивакин, заместитель директора по взаимодействию с органами власти и международным отношениям ГК «Ренова»:

«Самым важным изменением, внесенным в Земельный кодекс РФ, я считаю обязанность по безвозмездной передаче всех федеральных участков в муниципальную собственность. Сейчас у нас в стране очень большой объем федеральных земель, распоряжается которыми Росимущество. Естественно, что большая часть таких земель находится в пользовании граждан, а доход идет в федеральный бюджет. В соответствии с новой редакцией Земельного кодекса РФ, при наличии заявки Росимущество обязано принять решение о безвозмездной передаче участка в муниципальную собственность. Исключение сделано для участков, на которых находится федеральная недвижимость, а также для тех, которые зарезервированы для федеральных нужд, предоставлены федеральным учреждениям. Таким образом, в следующем году огромное количество федеральной земли может перейти органам местного самоуправления. Это изменит земельный баланс в стране».

Что касается порядка предоставления земельного участка для строительства, то в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ в действующей редакции заинтересованный гражданин должен обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Затем орган местного самоуправления (в том числе по обращению исполнительного органа государственной власти) обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего предоставления участка для строительства.

Стоит отметить, что порядок выбора земельного участка долгое время подвергался обоснованной критике. Дело в том, что многие нюансы процедуры подготовки акта о выборе земельного участка законодательно не урегулированы. Так, в земельном законодательстве не указаны ни сроки рассмотрения органом местного самоуправления предоставленных документов, ни основания для отказа. «Акт выбора земельного участка – это такой страшный документ, который возник в законодательстве еще далеко до Градостроительного кодекса РФ, – рассказывает Андрей Ивакин. – По своему содержанию этот документ практически полностью дублирует всю градостроительную документацию. Какой смысл в акте выбора, если у нас есть правила землепользования и застройки, градостроительные регламенты, проекты планировки, межевания? Единственное, для чего сегодня нужен акт выбора – это для удостоверения отсутствия на участке охранных и защитных зон». В большинстве западных стран информация об охранных и защитных зонах размещена в Интернете на кадастровой карте территории и может быть предоставлена заявителю в один клик. Однако в России такой услуги нет, в связи с чем граждане вынуждены получать эту информацию самостоятельно. «В некоторых регионах заявителям нужно поставить на акт выбора до 20 подписей и печатей, при этом нет никаких гарантий, что дойдя до 20-ой, им не откажут. И тогда вся предыдущая работа будет проделана впустую. Кроме того, порой сами организации не знают, где у них зарыт кабель, а где охранная зона линий электропередач. И если с наземными коммуникациями дело обстоит проще (потому что их хотя бы видно), то с подземными картина еще печальнее, – жалуется Андрей Ивакин. – Поэтому из новой редакции Земельного кодекса РФ мы исключили акт выбора. По нашим расчетам, это должно сэкономить гражданам от года до трех лет».

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Посмотреть внесенные изменения и сравнить разные редакции Земельного кодекса РФ можно в системе ГАРАНТ. Для этого откройте кодекс, затем на панели инструментов выберите «Изменения в документе», а в нем – «Сравнение редакций».

После 1 марта 2015 года предоставление акта выбора земельного участка не потребуется, а вместо предварительного согласования места размещения объекта заинтересованному лицу нужно будет подготовить документацию по планировке территорий и образованию соответствующих земельных участков. Органы государственной власти и местного самоуправления будут обязаны публиковать на своих официальных сайтах информацию о наличии свободных участков. Кроме того, новая редакция Земельного кодекса РФ делает четкое разграничение, какие участки предоставляются на торгах, а какие – без проведения торгов. Но обо всем по-порядку.

Подготовка к проведению аукциона

За некоторым исключением (например, в случае, если земельный участок был предоставлен некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства; если на земельном участке расположены здания или сооружения; если продажа участка производится в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения») продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будет приниматься уполномоченным органом по заявлениям граждан или по собственной инициативе. При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны после получения от граждан заявлений выставлять на торги свободные участки.

В случае, если решение о продаже участка принимается по инициативе уполномоченного органа, данный орган самостоятельно готовит все необходимые для проведения аукциона документы. Примечательно, что Земельный кодекс РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77 расставил приоритеты между проектом межевания и схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. С 1 марта 2015 года проект межевания будет являться основным документом, и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории может использоваться только в том случае, если проект межевания не утвержден. Представляется, что данная мера позволит избежать ситуаций, когда разработана схема расположения земельного участка, утвержден проект межевания, а поставить образованный участок на кадастровый учет и зарегистрировать его еще не успели.

Таким образом, вначале уполномоченный орган составляет и утверждает схему расположения земельного участка (если такой участок предстоит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории). Теперь такая схема готовится в электронном виде, чтобы можно было сопоставить цифровой документ с межевым планом земельного участка. В случае несоответствия образованного земельного участка утвержденной схеме более чем на 10% уполномоченный орган откажет в заключении соглашения о перераспределении земельных участков (ч. 14 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). К 1 марту 2015 году Росреестр должен разработать и запустить на официальном портале специальный сервис по подготовке схемы образования земельных участков. С его помощью заявители смогут самостоятельно начертить будущий участок на кадастровом плане территории.

Затем уполномоченные органы готовят документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, на основании которых проводится кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена). Далее получаются технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений). После всех вышеназванных процедур уполномоченный орган принимает решение о проведении аукциона (ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Если проведение аукциона осуществляется по инициативе заинтересованного в предоставлении земельного участка гражданина, то образование участка и подготовка аукциона проходят в том же порядке, только все указанные действия выполняет сам заявитель. Данный порядок усложняется тем, что расходы по формированию земельного участка и подготовке всех необходимых документов ложатся на заявителя, при этом в случае его проигрыша на торгах потраченные денежные средства не возвращаются.

Необходимо учитывать, что подготовка схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования участка из земель или земельных участков, расположенных в границах городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов. При обращении гражданина с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка должна быть указана цель его использования. В течение двух месяцев со дня поступления указанного заявления уполномоченный орган проводит проверку и направляет заявителю решение об утверждении схемы расположения земельного участка (и прилагает данную схему) или об отказе в ее утверждении. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания для отказа. После утверждения схемы расположения земельного участка проводятся кадастровые работы и осуществляется государственный кадастровый учет земельного участка. Затем заинтересованное лицо проводит регистрацию права государственной или муниципальной собственности на земельный участок самостоятельно (если его образование осуществляется на основании схемы расположения земельного участка) либо через уполномоченный орган (если земельный участок образован в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной схемой размещения земельного участка). Если наличие технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения является обязательным для проведения аукциона, заявитель получает данные условия. Далее гражданин обращается в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона, в котором указывает цель использования такого участка и его кадастровый номер. Заявление может быть поданы лично, по почте либо через Интернет. После получения от гражданина всех вышеназванных документов уполномоченный орган проводит проверку и в срок не более чем два месяца принимает решение о проведении аукциона либо об отказе в его проведении.

Участок не может быть предметом аукциона, если:

  • его границы подлежат уточнению;
  • на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
  • в отношении земельного участка не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;
  • в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;
  • земельный участок не отнесен к определенной категории земель;
  • земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения на условиях сервитута или объекта, размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
  • на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и их продажа является предметом другого аукциона либо они не продаются на этом аукционе одновременно с земельным участком;
  • земельный участок изъят из оборота;
  • земельный участок ограничен в обороте;
  • земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;
  • земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;
  • земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой России, государственной программой субъекта федерации или адресной инвестиционной программой;
  • в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;
  • в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;
  • земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;
  • земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (ч. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

В случае выявления хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств уполномоченный орган принимает решение об отказе в проведении аукциона.

Чаще всего аукцион является открытым по составу участников. Его организатором может быть уполномоченный орган или специализированная организация, действующая на основании договора с уполномоченным органом.

Начальной ценой предмета аукциона может быть рыночная стоимость участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если государственная кадастровая оценка проводилась не позднее пяти лет назад. Цена участка будет определена по результатам аукциона. Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо участником признано только одно лицо, цена участка будет равна начальной цене предмета аукциона, то есть рыночной или кадастровой стоимости земельного участка (ч. 1 ст. 39.4 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77). Если аукцион признан несостоявшимся и договор купли-продажи земельного участка не заключен, начальная цена предмета повторного аукциона может быть определена ниже ранее установленной, но не более чем на 30% (ч. 17 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона») устанавливает его организатор. Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до его начала. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Кроме этого, на официальном сайте размещается проект договора купли-продажи земельного участка.

Для участия в аукционе заявителем представляются следующие документы:

  • заявка на участие с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
  • копия паспорта;
  • документы, подтверждающие внесение задатка (договор о внесении задатка).

Предоставление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке (ч. 2 ст. 39.12 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 77).

Организатор аукциона не вправе требовать представления иных документов.

Один заявитель может подать только одну заявку на участие в аукционе. Прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня его проведения. Заявка на участие в аукционе, поступившая по истечении срока приема заявок, возвращается заявителю в день ее поступления.

Заявителям, признанным участниками аукциона, и заявителям, не допущенным к участию в аукционе, организатор направляет уведомления о принятых в отношении них решениях. Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор. Один экземпляр протокола передается победителю, а второй остается у организатора. Протокол о результатах аукциона размещается на официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня его подписания.

Подведение итогов аукциона

Победителем аукциона признается участник, предложивший наибольшую цену за земельный участок. В течение трех рабочих дней со дня подписания протокола о результатах аукциона организатор обязан возвратить задатки проигравшим лицам.

Если на участие в аукционе по продаже земельного участка подана только одна заявка либо только один заявитель признан участником аукциона, аукцион считается несостоявшимся и продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу (ч. 3 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ в редакции от 21 июля 2014 года № 75).

Уполномоченный орган в 10-дневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона направляет победителю три экземпляра подписанного проекта договора купли-продажи. При этом внесенный задаток засчитывается в оплату приобретаемого земельного участка. Не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.

Екатерина Орлова, директор Real Estate Orlova Consulting & Development:

«Я советую гражданам поторопиться с приобретением земельного участка до 1 марта 2015 года, если ваш случай подпадает хотя бы под один из нижеперечисленных:

  • у участка отсутствуют технические условия, и совершение покупки без проведения торгов невозможно;
  • предстоит покупка через аукцион (за исключением участков в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, а также крестьянского и фермерского хозяйства);
  • предстоит покупка участка для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов, садовых и дачных хозяйств, а также крестьянского (фермерского) хозяйства, – при наличии множества претендентов на участок».

В пояснительной записке к законопроекту, впоследствии ставшему Законом № 171-ФЗ, указано, что его принятие позволит устранить многочисленные пробелы и противоречия законодательства, создать необходимые условия для эффективной работы органов государственной власти и местного самоуправления, исключить излишние административные барьеры при взаимодействии с лицами, заинтересованными в предоставлении земельных участков.

Аукцион земельных участков

Законодательство РФ, в частности, ст. 39.11 ЗК РФ, а также ст. 447-449 ГК РФ, предусматривает обязательное проведение аукциона для сдачи в аренду или продажи земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Орган местного самоуправления выставляет на торги имеющие кадастровый номер наделы, готовые к использованию в определенных целях, и устанавливает на них первоначальную цену. Для определения стоимости заранее проводится оценка независимым оценщиком.

В таком аукционе могут принимать участие все желающие. Победителем является тот, кто предложит максимальную цену.

Основанием для проведения аукциона земельных участков является письменное распоряжение органа местного самоуправления (п. 1 ст. 39.11 ЗК РФ). Такое решение может быть также принято на основании заявления юридического или физического лица.

Объединение двух земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в один лот для выставления на торги не допускается (п. 2 ст. 39.11 ГК РФ).

Арендная плата за земельный участок назначается пропорционально к земельному налогу, который уплачивается за пользование аналогичными наделами.

Перед продажей нужно пройти подготовительную процедуру. Она включает следующие действия:

  • Подготовка и утверждение схемы расположения земельного участка.
  • Подготовка документов для постановки надела на кадастровый учет.
  • Осуществление государственной регистрации.
  • Получение технических условий подключения коммуникаций к земельному участку в случае, если на нем будет произведено строительство жилого дома.
  • Принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о проведении торгов.

Правила проведения аукциона земельных участков

Процедура проведения аукциона по аренде либо продаже земельных участков регламентирована п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ и выглядит следующим образом:

  • Подготовка схемы расположения земельного участка лицом, которое собирается принимать участие в торгах.
  • Подача заявления об участии в торгах заинтересованными лицами.
  • Проверка государственным органом оснований для отказа в участии в торгах.
  • Проведение кадастровых работ.
  • Постановка участка на земельный учет, его регистрация.
  • Получение технических условий для подключения здания, которое будет возведено на земельном участке, к инженерным коммуникациям (электричество, водоснабжение и т.д.).
  • Принятие решения о проведении аукциона.

П. 8 ст. 39.11 ЗК РФ установлены ограничения для выставления земельного участка на аукцион для последующей продажи или аренды, а именно:

  • Границы земельного участка подлежат уточнению.
  • На надел не зарегистрировано право собственности.
  • В отношении земли не определены максимально допустимые параметры строительства и реконструкции.
  • Не установлено разрешенное использование участка.
  • Не установлена категория участка.
  • Надел предоставлен третьему лицу в постоянное бессрочное пользование.
  • На участке находится объект незавершенного строительства.
  • Земля изъята из оборота.

Как выиграть аукцион на земельный участок

Сначала необходимо собрать информацию о том, где и какие земельные участки выставляются на аукцион. Поиск лучше всего начать с официального сайта, на котором размещается информация о проведении торгов, по адресу torgi.gov.ru.

Важным фактором победы в аукционе является правильное составление документов для участия в нем, а также строгое соблюдение процедуры участия в торгах.

Когда организуют аукцион по продаже земельных участков, процедура его проведения

Россия — страна необъятная и у нее много свободных земель, которые могут быть использованы в предпринимательской деятельности. Для передачи земельных участков в право собственности специализированные органы государственной власти проводят аукционы по их продаже.

Что это такое, в каких случаях проводится

Аукцион по реализации муниципальных земель представляют собой организованное мероприятие, на котором представители местного самоуправления предоставляют возможность приобрести готовые к использованию участки для определенных целей.

Проводиться аукцион может только если получен кадастровый номер на земельный участок, только в этом случае он признается полностью готовым к эксплуатации.

Аукционы, проводимые муниципальными властями, позволяют приобретать земельные участки по более низким ценам, чем на рынке.

Цели обозначаются организатором аукциона. Это могут быть земельные участки под ИЖС, участки для комплексного освоения, для строительства складских территорий и т. п.

Кто организует аукцион

Занимается организацией аукционов представители комитета управления муниципального имущества.

Организатор определяет время, а также место, где будет проводиться аукцион, определяет порядок проведения. Извещение о том, что аукцион будет проведен размещается за 30 дней, которые размещаются в печатных издания и на официальных сайтах муниципального района.

Прекращение приема заявок организаторами начинается за 5 дней до начала аукциона.

У организатора есть право отказаться от проведения аукциона не менее чем за 15 дней до определенной ранее даты. Извещение о том, что аукцион по реализации проводиться не будет размещается на сайте муниципального образования, а также в печатных изданиях.

Следует отметить, что организатор обязан разместить в течение 3 дней извещение о отмене проведения аукциона по реализации земельного участка. Размещается данное объявление на сайте муниципального образования, а также организатор должен лично известить участников в течение 3 дней.

Кто может участвовать, что требуется для участия

Принять участие в аукционе по продаже земельного участка могут физические и юридические лица.

Земельным кодексом в статье 38.1 определяется, что подать заявку на участие не могут:

  1. Претенденты, предоставившие не весь пакет документов;
  2. Участники аукциона, которые не внесли задаток (порядка 10% от изначальной стоимости участка);
  3. Лица, которым законодательно отказано в праве на приобретение собственности;
  4. Юридические лица, у которых отсутствуют сведения в ЕГРЮЛ или в ЕГРИП.

В статье 38.1 ЗК РФ указывается, что для подачи заявки на аукцион необходимо 3 документа:

  1. Заявка, составленная по прилагаемой форме к закону, в которой обязательно указываются реквизиты расчетного счета для зачисления на него задатка;
  2. Выписки ЕГРЮЛ, либо ЕГРИП для юридических лиц, и документы удостоверяющие личность (паспорт) для физических лиц;
  3. Документы, которые подтверждают факт зачисления задатка для участия в аукционе.

Не допускаются к участию в аукционах по продаже земельных участков иностранные граждане, не имеющие российского гражданства, а также иностранные компании, уставный капитал которых более чем на 50% принадлежит иностранным гражданам.

Форма проведения аукциона и его процедура на практике

Основными формами аукционов считаются открытые и закрытые. В последнее время набирают популярность электронные торги.

Согласно ЗК РФ предпочтительнее открытая форма. В этом случае аукцион может посетить любой желающий.

Законодательно рекомендуется привлекать представителей прессы, представителей архитектурных и градостроительных отделов местной администрации, а также представителей организации профессиональных строителей. При проведении аукциона сторонней организаций, присутствие представителя муниципального отдела по работе с землей является обязательным.

После объявления характеристик представленных лотов аукционер называет изначальную стоимость участка и «шаг аукциона», для продажи земельных участков характерно повышение стоимости на 1-2% от начальной цены.

Задачей аукционера является наблюдение за желанием участников предложить большую стоимость и огласить ее остальным присутствующим. Повышать стоимость на земельный участок, претенденты могут посредствам поднятия билета.

Если аукционер называет одну и ту же стоимость трижды, победителем считается участник, который предложил данную цену.

Это общие принципы проведения торгов. Организаторы аукционов в рамках закона (Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы) могут вносить в процедуру свои коррективы, точную информацию о порядке проведения конкретного аукциона всегда можно получить в информационных бюллетенях, в печатном или электронном виде.

Результаты: определение победителя и его документирование

Участник , который предложил наивысшую стоимость по итогам аукциона, признается победителем.

После завершения аукциона по продаже земельного участка оформляется протокол, который подписывается организатором и победителем.

Протокол выступает основанием для подписания договора купли-продажи с победителем аукциона.

Договор заключается не позднее 5 дней с момента подписания сторонами протокола результатов аукциона.

Способы и порядок расчетов

Задаток, который был внесен победившим участником, учитывается в оплату приобретенного земельного участка. Оставшаяся сумма оплачивается покупателем в соответствии с порядком, определенным договором купли-продажи.

Участники, которые проиграли аукцион, получают свои денежные средства не позднее трехдневного срока на расчетный счет, указанный в заявке.

После расчетов с участниками, организатор обязан разместить в тех же источниках, в которых размещалось извещение о проведении аукциона, его результаты. На размещение данной информации у организатора есть месяц.

Оформление прав на участок, полученный по аукциону

Для оформления в собственность прав на выигранных земельный участок, глава муниципального образования составляет соответствующие постановление.

На всю процедура оформления победителям земельного участка отводится 1 месяц, отсчет которого начинается со дня подписания протокола.

Обязательным пунктом в процессе оформления права собственности является соблюдение Федерального закона о госрегистрации.

Победителю необходимо подать документы в регистрирующий орган, для того чтобы стать полноправным владельцем земельного участка, полученного по итогам проведенного аукциона.

Какие нюансы следует знать, чтобы не совершить ошибок при покупке земли на аукционах? Рассказывает практикующий инвестор

Как быстро провести оценку земельного участка, что нужно учесть при покупке земли с торгов и как сделать оптимальный выбор с точки зрения цена-качество? Ответы — на видео.

Земельный участок через аукцион: дешево сначала, но дорого потом?

Если вы решили обзавестись землей, то ее можно приобрести разными путями: купить у частного лица, у юрлица, в коттеджном поселке, а можно и через аукцион. Периодически наше государство или муниципалитеты продают участки через свои аукционы, зачастую, такое предложение оказывается дешевле рыночной стоимости. Но… здесь есть много подводных камней, которые Realestate.ru решил поднять на поверхность.

Законодательная основа

Участки, которые мы с вами можем использовать под строительство дачного дома, относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Соответственно на них распространяются общие положения для торгов землями сельскохозяйственного назначения.

Правовое регулирование земельных торгов осуществляется рядом документов: Земельным кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.11.2002 г. №808, ст.10 ФЗ «101-ФЗ от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

По словам Анны Гирман, адвоката областной коллегии адвокатов города Одинцово, при проведении земельных торгов организатором выступают исполнительный орган государственной власти, либо орган местного самоуправления. «При продаже земельных участков находящихся в федеральной собственности – это отделения Российского фонда федерального имущества, — уточнила она. Также организатором торгов может выступать специализированная организация по договору с указанными органами».

Как формируется цена?

Никто не ограничивает собственника, в данном случае государство, в формировании первоначальной стоимости участка. «Впрочем, — по словам Анны Гирман, — при выставлении на торги земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 №808 обязывает Росимущество определять начальную стоимость участка или начальный размер арендной платы на основании отчета независимого оценщика».

Порядок проведения торгов:

• Принятие решения о проведении торгов;
• Публикация извещения о проведении торгов в СМИ;
• Принятие заявок от претендентов, их регистрация в журнале приема заявок;
• Рассмотрение заявок и документов претендентов, установление факта поступления задатков от претендентов, принятие решения о признании претендентов участниками торгов или об отказе в допуске, оформление протокола о признании претендентов участниками торгов;
• Проведение торгов в месте, в день и час, указанных в извещении;
• Оформление результатов торгов протоколом;
• Публикация информации о результатах торгов, в тех же СМИ, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов;
• Заключение договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Где искать информацию о торгах?

По словам Анны Гирман, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством РФ, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать следующие сведения:

• форму торгов и подачи предложений о цене или размере арендной платы;
• срок принятия решения об отказе в проведении торгов;
• предмет торгов, включая сведения о местоположении (адресе), площади, границах, обременениях, кадастровом номере, целевом назначении и разрешенном использовании земельного участка, а также иные данные позволяющие индивидуализировать земельный участок;
• наименование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение о проведении торгов, реквизиты указанного решения;
• наименование организатора торгов;
• начальную цену предмета торгов или начальный размер арендной платы, «шаг аукциона», размер задатка и реквизиты счета для его перечисления;
• форму заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах;
• условия конкурса;
• место, дату, время и порядок определения участников торгов;
• место и срок подведения итогов торгов, порядок определения победителей торгов;
• срок заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка;
• дату, время и порядок осмотра земельного участка на местности;
• проект договора купли-продажи или аренды земельного участка;
• сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку.

Между тем, по словам генерального директора Группы Компаний «Земер» Ильи Терентьева, найти информацию по предстоящим аукционам достаточно трудно. «Надо точно знать, где и как искать объявления о торгах, — рассказал он RealEstate.ru. – Например, организатор может разместить информацию в областной газете среди прочих объявлений, напечатав ее мелким шрифтом, так что простой обыватель даже и не обратит внимание на эту информацию».

Часто информация о торгах вывешивается на сайтах местных администраций, если участки находятся в муниципальной собственности. Также есть общероссийская торговая площадка, где также можно присмотреть интересное предложение. Речь идет о torgi.gov.ru. Там, конечно же, есть участки на территории Московской области и, скорее всего, земли в Новой Москве еще под видом Москоской области. Потому что столичный департамент земельных ресурсов пока еще не внес в свой «Перечень земельных участков по административным округам для реализации на торгах в 2012 году» новые округа – Новомосковский и Троицкий. А перечень находится здесь: dzr.mos.ru/zemelnye_aukciony/list/.

Кроме того, можно следить за сайтами территориальных управлений Росимущества. В частности, если речь идет о госземлях, реализуемых в Подмосковье, то имеет смысл периодически заглядывать на данный ресурс: tu-rosim-mo.ru, в раздел «Аукционы».

Извещение об отмене в проведении торгов публикуется также в газетах и на электронных торговых площадках не позднее 5 дней со дня принятия этого решения в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов.

Необходимые документы

Для участия в торгах претендент представляет организатору торгов (лично или через своего представителя): заявку по форме, утверждаемой организатором торгов, платежный документ с отметкой банка для подтверждения перечисления претендентом задатка в счет обеспечения оплаты приобретаемых на торгах земельных участков (или права на заключение договоров аренды таких земельных участков) и иные документы в соответствии с перечнем, опубликованным в извещении о проведении торгов.
Заявка и опись документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у организатора торгов, другой у претендента.

Перечень документов является открытым, организатор аукциона имеет право требовать любой список документов по каждому конкретному участку. Один претендент имеет право подать только одну заявку на участие в торгах. При подаче заявки физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий личность. В случае подачи заявки представителем претендента предъявляется доверенность.

После чего заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируются организатором торгов в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и с указанием даты и времени подачи документов. На каждом экземпляре документов организатором торгов делается отметка о принятии заявки с указанием номера, даты и времени подачи документов.

Для участия в торгах претендент вносит задаток на указанный в извещении о проведении торгов счет (счета) организатора торгов. Документом, подтверждающим поступление задатка на счет (счета) организатора торгов, является выписка (выписки) со счета (счетов) организатора торгов.

Ограничения

Есть категории лиц, которые к торгам не допускаются: :
• иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, если в их в уставном (складочном) капитале содержится доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, которая превышает 50 %. Такие лица и компании могут только арендовать госземлю;
• лица, представившие неправильно оформленные документы или не все документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении (за исключением предложений о цене или размере арендной платы);
• лицо, не уполномоченное претендентом на осуществление таких действий;
• если претенденты не подтвердили поступление в установленный срок задатка на счет (счета), указанный в извещении о проведении торгов.

Проведение аукциона

Торги проводятся в указанном в извещении месте, в соответствующие день и час. Аукцион, начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы, «шага аукциона» («шаг аукциона» устанавливается в размере от 1-5% от начальной цены земельного участка или начального размера арендной платы и не изменяется в течение всего аукциона) и порядка проведения аукциона.

После чего участникам выдаются пронумерованные билеты, которые они поднимают после оглашения аукционистом начальной цены или начального размера арендной платы и каждой очередной цены или размера арендной платы в случае, если готовы купить земельный участок или заключить договор аренды в соответствии с этой ценой или размером арендной платы.

Если аукцион на повышение цены (а видов торгов довольно много), то каждую последующую цену аукционист назначает путем увеличения текущей цены на «шаг аукциона». После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который первым поднял билет. Затем называется следующую цену.

При отсутствии участников аукциона, готовых купить земельный участок в соответствии с названной аукционистом ценой или размером арендной платы, аукционист повторяет эту цену три раза. Если после этого ни один из участников не поднял билет, аукцион завершается. Победителем признается тот участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.

После торгов

Результаты торгов оформляются протоколом, который подписывается организатором торгов, аукционистом (при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы) и победителем торгов в день проведения торгов. Протокол о результатах торгов составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю, а второй остается у организатора торгов.

В протоколе указываются:

• регистрационный номер предмета торгов;
• местоположение (адрес), кадастровый номер земельного участка, данные о государственной регистрации прав на земельный участок;
• предложения участников торгов;
• имя (наименование) победителя (реквизиты юридического лица или паспортные данные гражданина);
• цена приобретаемого в собственность земельного участка или размер арендной платы;
• срок уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа);
• порядок, сроки и размеры платежей, если земельный участок продается в рассрочку (график платежей).

Протокол о результатах торгов является основанием для заключения с победителем торгов договора купли-продажи или аренды земельного участка. Договор подлежит заключению в срок не позднее пяти дней со дня подписания протокола. Внесенный победителем торгов задаток засчитывается в оплату приобретаемого в собственность земельного участка или в счет арендной платы.

Организатор торгов обязан в течение трех банковских дней со дня подписания протокола о результатах торгов возвратить задаток участникам торгов, которые не выиграли их.

Информация о результатах торгов публикуется в тех же средствах массовой информации, в которых было опубликовано извещение о проведении торгов, в месячный срок со дня заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Несостоявшиеся аукционы

Торги признаются несостоявшимися, если в торгах участвовало менее двух участников; ни один из участников торгов при проведении аукциона, после троекратного объявления начальной цены или начального размера арендной платы, не поднял билет; победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.

Организатор торгов в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить о повторном проведении торгов. При этом могут быть изменены их условия. Организатор торгов может снизить начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы и уменьшить «шаг аукциона» не более чем на 15% без проведения повторной оценки.

В чем подвох?

На первый взгляд, плюсом приобретения земельного участка у власти является относительно невысокая цена. По словам Ильи Терентьева, стоимость может быть ниже рыночной примерно в три раза. Однако не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. «Найти качественный земельный участок, пригодный для строительства, не так просто, — уточнил он, — иногда на открытые торги выставляются участки, которые потребуют существенных денежных вливания для их освоения».

Быть осторожнее с приобретением земли через аукционы советует и участник рынка недвижимости, пожелавший остаться неназванным. Так, по словам анонима, на открытые торги обычно выбрасывают неликвидные земли, с какими-лбио проблемами. «Хорошие земли разыгрываются на закрытых аукционах, — добавил он, — да и то в этом случае заранее известно, кому достанется участок».