Подкуп избирателей куда жаловаться

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Документы ЦИК России

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 сентября 2018 г.

Москва

О ситуации с повторным голосованием на досрочных выборах Губернатора Приморского края

9 сентября 2018 года состоялись досрочные выборы Губернатора Приморского края, по результатам которых ни один из кандидатов, включенных в избирательный бюллетень, не получил необходимого для избрания количества голосов избирателей. В связи с этим решением Избирательной комиссии Приморского края от 10 сентября 2018 года № 108/1012 на 16 сентября 2018 года было назначено повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей: Ищенко Андрей Сергеевич, Тарасенко Андрей Владимирович.

По итогам прошедшего 16 сентября 2018 года повторного голосования по состоянию на 10:00 17 сентября 2018 года при 99,16 % протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, введенных в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации «Выборы», разница в количестве голосов избирателей, отданных за каждого кандидата, составляла всего 7650 голосов.

18 сентября 2018 года территориальной избирательной комиссией Советского района города Владивостока было принято решение № 658/132, согласно которому итоги повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края на 13 избирательных участках признаны недействительными.

Данный факт имеет существенное значение для определения результатов выборов на всей территории Приморского края, так как на этих 13 избирательных участках в списки избирателей включено 24 246 избирателей, достоверность волеизъявления которых определить не представляется возможным в силу следующих обстоятельств.

17 сентября 2018 года службами МЧС России необоснованно был ограничен доступ в территориальную избирательную комиссию Советского района города Владивостока под предлогом задымления помещения. Это привело к дезорганизации и неразберихе в работе избирательной комиссии. В этой ситуации избирательная документация оставалась в помещении комиссии длительное время без охраны и контроля со стороны членов комиссии и иных участников избирательного процесса и, значит, ее сохранность не могла быть обеспечена.

При этом была прервана процедура ввода данных в ГАС «Выборы» по участковым комиссиям № 802, 808, 810, 812, 813, 816, 831, 833, 834, 837, 838, 839, 880, а также процедура по внесению данных в увеличенную форму сводной таблицы.

Указанные факты в совокупности с иными косвенными признаками позволяют с высокой долей вероятности сделать вывод о том, что с данными, содержащимися в указанных протоколах, неизвестными лицами проводились манипуляции с целью напрямую повлиять на результаты выборов.

Таким образом, отсутствие возможности достоверного определения волеизъявления 24 246 избирателей с учетом минимальной разницы в количестве голосов избирателей, отданных за каждого кандидата, само по себе исключает определение результатов выборов, которые отражали бы реальное волеизъявление избирателей всего Приморского края.

Вместе с тем нельзя игнорировать и иные факты, свидетельствующие о наличии грубых нарушений избирательного законодательства при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края, совокупность которых также не позволяет сделать вывод об отражении в формально зафиксированных итогах голосования на указанных выборах действительной воли избирателей.

Так, в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и краевую избирательную комиссию в общей сложности поступило свыше семидесяти жалоб от обоих кандидатов, участвовавших в выборах, в которых они высказывают взаимные претензии, а также сообщают о выявленных ими нарушениях законодательства Российской Федерации о выборах.

В частности, в обращении Р.Е. Орищенко содержится информация о том, что на избирательном участке № 3633 (Спасский район) был осуществлен вброс избирательных бюллетеней, который был зафиксирован наблюдателем от кандидата А.С. Ищенко.

Ещё одно обращение содержит сведения о возможном принуждении отдельных категорий граждан со стороны их руководства голосовать за одного из кандидатов, а также о подкупе избирателей в одном из районов Приморского края.

При этом в день проведения повторного голосования и до установления итогов голосования в территориальных избирательных комиссиях в Избирательную комиссию Приморского края также поступали обращения и жалобы как от представителей кандидата А.С. Ищенко, так и от представителей кандидата А.В. Тарасенко.

Представители кандидата А.В. Тарасенко в основном жаловались и приводили факты подвоза и подкупа избирателей, осуществляемые в пользу кандидата А.С. Ищенко.

В обращениях, поступивших от самого кандидата А.С. Ищенко, утверждается, что на ряде избирательных участков членами участковых избирательных комиссий были изменены первоначальные данные протоколов участковых комиссий об итогах голосования.

При этом необходимо отметить, что анализ данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий, не позволяет сделать вывод о том, что все нарушения законодательства осуществлялись исключительно с целью обеспечения победы одного из кандидатов. Более того, установлено, что имеется ряд избирательных участков, на которых 100 % голосов избирателей были отданы либо за кандидата А.С. Ищенко, либо за кандидата А.В. Тарасенко.

Изучение поступивших в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращений, внутрисистемных данных, а также иной информации из различных источников позволяет сделать вывод, что в ряде случаев, преимущественно на завершающем этапе, имели место серьезные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах при проведении повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края и установлении его итогов: вброс избирательных бюллетеней, изменение данных, содержащихся в итоговых протоколах участковых избирательных комиссий, несоблюдение установленного порядка обработки итогов голосования территориальными избирательными комиссиями, принуждение избирателей к участию в голосовании, подкуп избирателей со стороны кандидатов.

Так, установлено, что данные протоколов ряда участковых избирательных комиссий об итогах голосования были введены в ГАС «Выборы» с существенной задержкой, превышающей десять и более часов. Только утром 17 сентября 2018 года в ГАС «Выборы» были введены данные по избирательным участкам № 1916, 1918, 1919, 1932, 1947, 1961, 1968 (все – г. Находка), 2828, 2829 и 2866 (все – г. Уссурийск).

Помимо случаев необоснованной задержки ввода данных протоколов, еще одним поводом для недоверия к результатам прошедших выборов являются факты повторного ввода данных протоколов, в ходе которых в ГАС «Выборы» вносились данные, не соответствующие тем, что содержались в первоначально составленных итоговых протоколах участковых избирательных комиссий.

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации установлено, что при обработке итогов голосования территориальными избирательными комиссиями города Уссурийска и города Артёма данные, содержащиеся в 19 протоколах об итогах голосования ряда участковых избирательных комиссий, после их ввода в ГАС «Выборы» были изменены и введены в систему повторно, что повлекло существенное изменение итогов голосования по соответствующим территориальным избирательным комиссиям.

На нарушения, связанные с изменением данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования 19 участковых избирательных комиссий, и их повторным вводом в систему ГАС «Выборы», указывалось и в поступившем в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации обращении Председателя Центрального комитета Политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Г.А. Зюганова.

Также имеется информация о несоответствии данных копий протоколов, выданных наблюдателям на ряде участков в городе Находка, данным, размещенным в ГАС «Выборы».

Все вышеперечисленные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, поскольку явно содержат признаки нарушения не только прав кандидатов, но и конституционного права граждан избирать своих представителей, что, в свою очередь, указывает на нарушение закрепленного Конституцией Российской Федерации фундаментального принципа легитимации органов государственной власти и местного самоуправления на основе свободных периодических выборов.

Статья 71 Конституции Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (пункт «в»), контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов (пункт «а») к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Указанные положения Конституции Российской Федерации получили закрепление и конкретизацию применительно к избирательным комиссиям в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона установлено, что комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, а подпунктом «а» пункта 9 статьи 21 Федерального закона закреплены полномочия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В силу положений статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Таким образом, соблюдение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации на территории всей Российской Федерации являются важнейшими задачами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации как федерального государственного органа, организующего подготовку и проведение выборов, вне зависимости от того, на выборах какого уровня указанная задача требует своего применения.

В случае, когда в ходе проведения голосования и при установлении его итогов возникли обстоятельства, явно указывающие на наличие препятствий в реализации гражданами принадлежащих им прав, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана принять меры, направленные на установление причин, которые привели к возникновению таких препятствий, а также установить роль в этих процессах иных избирательных комиссий, организующих подготовку и проведение соответствующих выборов.

В связи с этим 17 сентября 2018 года в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации состоялось совещание Рабочей группы по предварительному рассмотрению жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающие избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в связи с поступившими из Приморья жалобами и обращениями. Было решено, что поступившие в ЦИК России обращения, а также результаты ввода данных протоколов участковых избирательных комиссий требуют незамедлительной, тщательной и всесторонней проверки со стороны Избирательной комиссии Приморского края под контролем и с участием Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В связи с этим в Приморский край выехала соответствующая рабочая группа.

Вместе с тем тщательный анализ имеющейся на данный момент в распоряжении ЦИК России всей совокупности как внутренних, так и внешних факторов, связанных с проведением досрочных выборов Губернатора Приморского края, позволяет утверждать, что в сложившейся ситуации невозможно достоверно определить результаты волеизъявления избирателей на основании представленных протоколов об итогах голосования территориальных избирательных комиссий.

В связи с этим представляется невозможным ориентироваться лишь на формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов, то есть на проверку результатов состоявшегося голосования без оценки степени и характера обеспечения реальных условий для свободного волеизъявления избирателей в ходе повторного голосования на досрочных выборах Губернатора Приморского края.

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип взаимного доверия, лежащий в основе взаимоотношений личности и публичной власти, требует обеспечения государством уверенности граждан в том, что выборы как одна из высших форм непосредственного выражения народом своей власти достигают цели.

В сложившейся ситуации каждое нарушение установленного порядка установления итогов голосования может повлечь за собой не только изменение процентного соотношения голосов, отданных избирателями в ходе голосования за кандидатов, но и привести к изменению результата выборов. Учитывая указанные обстоятельства, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации приходит к убеждению, что Избирательной комиссии Приморского края необходимо воспользоваться полномочиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными.

При этом не представляется возможным назначить повторный подсчет голосов избирателей, поскольку указанная процедура не сможет устранить имеющиеся сомнения в достоверности волеизъявления избирателей на указанных выборах.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 21 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Рекомендовать Избирательной комиссии Приморского края признать результаты досрочных выборов Губернатора Приморского края недействительными.

2. По завершении изучения всех обстоятельств и выявленных фактов, связанных с возможными нарушениями на досрочных выборах Губернатора Приморского края, соответствующие материалы направить в федеральные правоохранительные органы по компетенции.

3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации –журнале «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации» и официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации

Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены рег

Статья 76. Основания аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума

1. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется вышестоящей комиссией в случае нарушения требования пункта 19 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом аннулированию подлежат все решения о регистрации кандидата, за исключением первого.

2. Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании заявления кандидата о снятии своей кандидатуры, решения избирательного объединения об отзыве кандидата (списка кандидатов), представленных в данную избирательную комиссию в соответствии с пунктом 30, 31 или 32 статьи 38 настоящего Федерального закона, а также в связи со смертью кандидата.

3. Регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае утраты им пассивного избирательного права.

4. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании вступившего в законную силу решения суда о приостановлении деятельности либо ликвидации соответственно политической партии, ее регионального отделения, иного структурного подразделения. Регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого иным общественным объединением, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), на основании решения соответствующего должностного лица или органа о приостановлении деятельности общественного объединения (если это решение не обжаловано или не признано судом незаконным) либо в случае ликвидации общественного объединения.

5. Регистрация списка кандидатов аннулируется, если число кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (кроме выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по основаниям, предусмотренным пунктом 26 статьи 38 настоящего Федерального закона и пунктом 9 настоящей статьи, превышает 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти или 50 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24–26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

7. Регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л», «н» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 настоящего Федерального закона;

е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;

з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

8. Регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «е», «ж», «и», «к», «м» или «н» пункта 25 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов;

б) использования избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования руководителем избирательного объединения преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;

д) несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения кандидатом, включенным в зарегистрированный список кандидатов, ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи;

е) неоднократного несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 5 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

ж) установления в отношении избирательного объединения факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до выдвижения списка кандидатов), это избирательное объединение на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах (в том числе размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая «Интернет») призывало к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждало к таким деяниям, обосновывало или оправдывало экстремизм, либо осуществляло деятельность, направленную на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировало и публично демонстрировало нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, а также установления такого факта в отношении кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, в течение указанного периода (но до приобретения гражданином статуса кандидата), если избирательное объединение, выдвинувшее этот список, не исключит такого кандидата из списка в соответствии с пунктом 11 настоящей статьи.

9. Регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом «в», «д» или «з» пункта 7 настоящей статьи, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «а», «б», «в», «г» или «е» пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.

10. Регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума может быть отменена судом по заявлению организующей референдум комиссии не позднее чем за три дня до дня голосования в случаях:

а) нарушения порядка выдвижения инициативы проведения референдума;

б) нарушения членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума порядка проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума;

в) использования членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;

г) установления факта подкупа участников референдума членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума;

д) наличия иных оснований, установленных настоящим Федеральным законом, иным законом.

11. Избирательное объединение, в отношении которого возбуждено дело о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан по основанию, предусмотренному подпунктом «д» или «ж» пункта 8 настоящей статьи, вправе исключить из выдвинутого им списка кандидатов кандидата, действия которого послужили поводом для обращения в суд. Исключение избирательным объединением такого кандидата из списка кандидатов до принятия судом решения по делу является основанием для прекращения производства по делу.

12. В случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно подпунктом «ж» пункта 7, подпунктом «ж» пункта 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» и «з» пункта 7, подпунктами «б», «в» и «г» пункта 8 настоящей статьи, регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора.

В комментируемой статье, изложенной в новой редакции в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ, установлены основания и порядок досрочной утраты для перечисленных в ней участников процесса статуса зарегистрированного кандидата, зарегистрированного списка кандидатов, зарегистрированной инициативной группы по проведению референдума, определены субъекты, правомочные принимать соответствующие решения.

Аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов не является мерой юридической ответственности за какие-либо виновные действия, связано с реализацией кандидатом, избирательным объединением имеющегося у них права на снятие кандидатуры, отзыв кандидата или с утратой кандидатом пассивного избирательного права, а также с получением в нарушение закона кандидатом «двойного» статуса кандидата и осуществляется решением соответствующей избирательной комиссии, в котором указывается об аннулировании соответствующей регистрации.

Отмена регистрации выступает в качестве меры ответственности (санкции) за нарушение законодательства о выборах, референдуме, влечет за собой ограничение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан. Решение о применении такой меры в соответствии с пунктами 6–8 комментируемой статьи требует установления фактических обстоятельств, предусмотренных законом в качестве основания для привлечения к юридической ответственности, и в соответствии с комментируемым Федеральным законом может быть принято только судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие, компетентным устанавливать факты на основе доказательств, исследуемых по определенной процедуре. Институт отмены регистрации кандидата, списка кандидатов следует отличать от института отмены решения о регистрации кандидата, списка кандидатов (см. комментарий к статье 75, пункту 6 комментируемой статьи).

1. В комментируемом пункте предусмотрено аннулирование решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с нарушением требования пункта 19 статьи 38 комментируемого Федерального закона о том, что кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу, кроме случая, когда кандидат выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов. Такие действия не означают отказа в реализации кандидатом своего пассивного избирательного права, поскольку сама регистрация не аннулируется, первое решение о регистрации кандидата сохраняется, признаются недействительными лишь последующие решения о регистрации, принятые в нарушение указанного требования. Поэтому решение избирательной комиссии о регистрации кандидата аннулируется во внесудебном порядке, вышестоящей избирательной комиссией, что согласуется также с пунктом 11 статьи 20 комментируемого Федерального закона.

2. В комментируемом пункте закреплены последствия реализации кандидатом права на снятие своей кандидатуры, избирательным объединением – на отзыв кандидата, списка кандидатов, гарантированного в пунктами 30–32 статьи 38 комментируемого Федерального закона. В соответствии с этими нормами кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, вправе отказаться от участия в выборах, представив в избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а кандидат, выдвинутый непосредственно, – не позднее чем за 5 дней до голосования. При наличии вынуждающих к тому обстоятельств письменное заявление о снятии кандидатуры должно быть представлено ими не позднее чем за один день до дня голосования (в том числе повторного голосования). Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по единому избирательному округу, списка кандидатов, вправе отозвать этого кандидата, этот список кандидатов, представив свое решение об отзыве в избирательную комиссию не позднее чем за 5 дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). Руководитель, другие органы избирательного объединения, не принимавшие решение о выдвижении кандидата, списка кандидатов, правом отзыва не обладают. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за 5 дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до голосования (за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 комментируемой статьи). Решение об этом должно быть принято избирательным объединением с соблюдением порядка отзыва кандидатов и исключения их из списков кандидатов, выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, а в отношении отзыва кандидата – также при наличии оснований, определенных в уставе политической партии в соответствии с подпунктом «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях». Решение об отзыве кандидата, исключении из списка кандидатов, принятое с нарушением порядка и условий, предусмотренных уставом политической партии, не может служить основанием для аннулирования регистрации кандидата. Регистрация кандидата (списка кандидатов) в указанных случаях аннулируется решением избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов), которая обязана проверить правильность оформления представленных документов, соблюдение избирательным объединением установленной процедуры принятия решения об отзыве кандидата, списка кандидатов. При этом избирательная комиссия не вправе проверять по существу правильность решения об отзыве, принятого избирательным объединением, к компетенции которого относиться разрешение данного вопроса, поскольку иное означало бы вмешательство в деятельность политической партии, что противоречит пункту 1 статьи 10 Федерального закона «О политических партиях».

3. Утрата кандидатом пассивного избирательного права исключает возможность его избрания в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это происходит в случаях: а) вступления в силу указа Президента Российской Федерации о выходе лица из гражданства Российской Федерации; б) приобретения гражданином Российской Федерации гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного государства, что влечет за собой утрату пассивного избирательного права при выборах в органы государственной власти при сохранении указанного права при проведении муниципальных выборов, но только в том случае, если такое право предусмотрено международным договором Российской Федерации; в) вступления в законную силу решения суда о признании лица недееспособным; г) вступления в законную силу приговора суда, которым лицо осуждено к отбыванию уголовного наказания в местах лишения свободы; д) по­явления оснований, предуссмотренных пунктом 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона, в частности, вступления в силу приговора суда, назначившего наказание, не связанное с лишением свободы, за совершение преступления экстремистской направленности, вступления в силу решения суда о назначении административного наказания по статье 20.3 КоАП (см. комментарий к пунктам 3, 3 1 и 3 2 статьи 4).

Регистрация кандидата, утратившего пассивное избирательное право, аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей данного кандидата.

4. Комментируемый пункт введен в комментируемую статью Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. Ликвидация политической партии в процессе избирательной кампании (ряда избирательных кампаний в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях, где политическая партия, в том числе в лице ее структурных подразделений, выдвинула кандидатов и списки кандидатов) возможна как по решению съезда самой политической партии, так и по решению Верховного Суда Российской Федерации (пункт 1 статьи 41 Федерального закона «О политических партиях»). Основания и порядок ликвидации политической партии Верховным Судом Российской Федерации, а также случаи, когда ликвидация не допускается, установлены пунктами 3–6 статьи 41 указанного Федерального закона. В случае преобразования политической партии в иное общественное объединение политическая партия также должна считаться ликвидированной, так как согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 1 реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность. Внесение изменений в устав политической партии, не затрагивающее ее статуса, в том числе изменение наименования политической партии, не является основанием для прекращения участия такой политической партии в избирательной кампании.

_______________
1 СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3431.

Ликвидация регионального отделения политической партии (статья 42 Федерального закона «О политических партиях») является основанием для аннулирования регистрации только кандидата, кандидатов, списка кандидатов, выдвинутых этим региональным отделением, а также иными («нижестоящими») структурными подразделениями политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, но не затрагивает статус кандидатов и списков кандидатов, выдвинутых политической партией в целом либо ее региональными отделениями в иных субъектах Российской Федерации. Региональное отделение политической партии может быть ликвидировано только решением самой политической партии либо решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа.

Основания и порядок приостановления деятельности политической партии, ее структурного подразделения установлены статьей 39 Федерального закона «О политических партиях». Допускается исключительно судебный порядок такого приостановления в соответствии с установленной подсудностью. Срок такого приостановления – до шести месяцев, в части участия политической партии, ее структурного подразделения в конкретных избирательных кампаниях последствия приостановления аналогичны рассмотренным выше последствиям ликвидации.

Поскольку согласно подпункту 25 статьи 2 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне, комментируемая норма предусмотрела последствия приостановления деятельности либо ликвидации указанного общественного объединения: регистрация кандидата (списка кандидатов), выдвинутого этим общественным объединением, аннулируется. Следует, однако, учитывать, что статьей 42 Федерального закона «Об общественных объединениях» предусмотрен внесудебный порядок приостановления деятельности общественного объединения, его структурного подразделения, однако решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. В процессе рассмотрения судом соответствующего заявления аннулирование регистрации кандидата, списка кандидатов не допускается.

5. В соответствии с комментируемым пунктом основанием для аннулирования регистрации списка кандидатов является превышение числа исключенных из него кандидатов определенного предела: 25 процентов от числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в федеральные органы государственной власти, 50 процентов – на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Дифференциация в зависимости от уровня выборов произведена впервые, ранее на всех выборах предельный процент исключенных кандидатов, превышение которого влекло аннулирование регистрации списка кандидатов, был одинаковым – 25 процентов. При определении предельного числа исключенных учитываются кандидаты, исключенные из списка кандидатов как после заверения списка кандидатов 1 , но до его регистрации, так и после регистрации списка кандидатов по их заявлениям о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения об исключении кандидатов из списка кандидатов (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам, к каковым относятся обстоятельства, указанные в пункте 36 статьи 38 комментируемого Федерального закона), а также по решению избирательной комиссии, суда об исключении кандидатов из списка по основаниям, перечисленным в пункте 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона и пункта 9 комментируемой статьи.

_______________
1 Таким образом, кандидаты, включенные в список кандидатов при выдвижении, но исключенные из него до заверения списка кандидатов, в указанное число не входят.

6. Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ. С введением комментируемой нормы произошло более четкое разделение института отмены принятых с нарушением закона или с превышением компетенции решений избирательных комиссий о регистрации кандидатов (списков кандидатов) либо об отказе в такой регистрации и института отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (это разделение нашло отражение и в изменении наименования комментируемой статьи). Согласно пункту 11 статьи 20, статье 75 комментируемого Федерального закона (см. комментарии) любое решение избирательной комиссии может быть обжаловано в суд либо в вышестоящую комиссию (в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона, – в ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО), при этом решение, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции подлежит отмене. Однако для решений, связанных с регистрацией кандидатов, списков кандидатов комментируемый пункт, пункт 2 статьи 78 комментируемого Федерального закона установил дополнительные правила обжалования: а) ограниченный круг субъектов, которые вправе подать жалобу; б) десятидневный срок обжалования, который не подлежит восстановлению; в) изъятие из компетенции вышестоящей комиссии (а также в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 75 комментируемого Федерального закона, – из компетенции ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО) права рассматривать жалобы на решение о регистрации кандидата (списка кандидатов) и указанные избирательные комиссии вправе рассматривать только жалобы на отказ в регистрации кандидата, списка кандидатов и принимать решения по существу 1 .

7–9. Пункт 5 прежней редакции комментируемой статьи, который устанавливал основания для отмены регистрации и кандидата, и списка кандидатов, в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ разделен на три комментируемых пункта: пункт 7 устанавливает основания для отмены регистрации кандидата, выдвинутого непосредственно, пункт 8 – для отмены регистрации списка кандидатов, а пункт 9 – основания для отмены регистрации кандидата, выдвинутого и зарегистрированного в составе списка кандидатов.

Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) судом в связи с нарушением избирательного законодательства регламентирована в комментируемых пунктах, содержащих как процессуальные нормы, определяющие субъектов обращения в суд, так и нормы материального права, предусматривающие основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). Процессуальные нормы, содержащаяся в комментируемом пункте, корреспондируют части 3 статьи 259 ГПК РФ, устанавливающей аналогичный круг лиц, правомочных обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). К ним относятся: а) избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов); б) кандидат, зарегистрированный по тому же (одномандатному или многомандатному) избирательному округу; в) избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу; в) прокурор – в случаях, предусмотренных пунктом 12 комментируемой статьи. Согласно части 9 статьи 256 ГПК РФ подсудность дел об отмене регистрации устанавливается в зависимости от уровня комиссии, принявшей решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, в соответствии со статьями 24, 26 и 27 ГПК РФ.

_______________
1 См. также: Федеральный закон от 5 декабря 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», в соответствии с которым в часть третью статьи 348 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (применительно к кассационной инстанции) внесены изменения, предусматривающие, что кассационная жалоба, поданная на решение по делу о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из заверенного списка кандидатов, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поступившие в период избирательной кампании до дня голосования, рассматривается судом не позднее дня, предшествующего дню голосования, при этом регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена не позднее чем за два дня до дня голосования // Российская газета. 2006. 7 дек.; СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5303.

Право перечисленных лиц на обращение в суд обусловлено предполагаемым нарушением избирательных прав, допущенных непосредственно в отношении них или иных субъектов избирательного процесса, права, свободы и законные интересы которых они призваны защищать в соответствии с действующим законодательством. Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано ими в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (см. комментарий к пункту 5 статьи 78). Другим лицам право на обращение в суд с таким заявлением федеральным законом не предоставлено, произведенная регистрация непосредственно не затрагивает их права, свободы и законные интересы, поэтому по их заявлению гражданское дело в суде не может быть возбуждено (статья 4 ГПК РФ). Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), поданное лицом, не названным в комментируемой норме, а равно, поданное правомочным лицом менее чем за восемь дней до дня голосования, не подлежит рассмотрению в суде, в его принятии судьей должно быть отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, а в случае принятия заявления к производству суда, производство по делу подлежит прекращению в соответствии с абзацем первым статьи 220 ГПК РФ.

Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) в качестве санкции за совершенное правонарушение возможна до проведения голосования, в том числе повторного. Суд принимает решение об отмене регистрации при соблюдении совокупности следующих условий:

1) основание отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) прямо предусмотрено комментируемым Федеральным законом;

2) обстоятельства, признаваемые законом в качестве основания отмены регистрации, установлены на основе доказательств, соответствующих требованиям относимости и допустимости, исследованных в судебном заседании и оцененных в решении суда по правилам статьи 67 ГПК РФ;

3) избранный способ восстановления нарушенных избирательных прав адекватен характеру (значению, содержанию, объему, степени распространения) совершенного правонарушения и не повлечет необоснованного ограничения пассивного избирательного права кандидата, за исключением случаев, когда основание отмены регистрации является безусловным (например, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права до регистрации как вновь открывшееся обстоятельство, использование кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом);

4) не истек срок для принятия решения, установленный частью 9 статьи 260, частью 3 1 статьи 348 ГПК РФ, пунктом 5 статьи 78 комментируемого Федерального закона (не позднее чем за пять дней до дня голосования для суда первой инстанции, не позднее чем за два дня до дня голосования для суда кассационной инстанции).

Основания отмены регистрации определены в комментируемых пунктах. В под­пункте «а» пункта 7, подпункте «а» пункта 8, пункте 9 комментируемой статьи предусмотрена отмена регистрации в случае вновь открывшихся обстоятельств. Здесь же дано определение, какие обстоятельства следует считать вновь открывшимися применительно к данному случаю в комментируемых нормах сами основания не названы, в них содержится отсылка к пунктам 24, 25 или 26 статьи 38 комментируемого Федерального закона. Ко вновь открывшимся не отнесены те из перечисленных в пунктах 24, 25 и 26 обстоятельства, которые присущи только стадии избирательного процесса, предшествующей регистрации, и не могут быть подтверждены на последующих стадиях доказательствами, полученными с соблюдением федерального закона, как того требует часть 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации. Например, не может быть признано вновь открывшимся такое обстоятельство, как обнаружение большего, чем было выявлено избирательной комиссией в срок, предусмотренный законом для проверки подписных листов, количества недостоверных и недействительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (в силу положений пункта 6 комментируемой статьи, пункта 7 статьи 38 комментируемого Федерального закона нарушение комиссией закона при проверке подписных листов может служить основанием для обжалования в суд решения о регистрации кандидата, списка кандидатов в пределах установленного 10-дневного срока). В иных положениях комментируемых пунктов перечислены обстоятельства, которые могут возникнуть после регистрации кандидата, списка кандидатов и признаются основанием для отмены регистрации.

Федеральный законодатель четко определил границы допустимого отступления от установленного порядка финансирования выборов, предусмотрев в качестве основания для отмены регистрации использование кандидатом, избирательным объединением в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств избирательного фонда в сумме, превышающей 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 процентов. В данном случае юридически значимыми являются обстоятельства, свидетельствующие об источнике, размере и целях использования кандидатом, избирательным объединением денежных сумм в ходе избирательной кампании. При определении размера денежных средств, использованных из не предусмотренных законом источников для оплаты деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, следует учитывать и те выплаты из избирательного фонда, которые произведены за счет денежных средств, поступивших в этот избирательный фонд с нарушением установленного законом порядка.

Важное дополнение внесено Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ в норму, устанавливающую в качестве основания для отмены регистрации использование кандидатами, руководителями избирательных объединений преимуществ должностного или служебного положения, – данное нарушение должно быть неоднократным. Неоднократность является обязательным условием применения санкции и выражается в совершении указанными лицами не менее двух раз действий, перечисленных в пункте 5 статьи 40 комментируемого Федерального закона.

Подкуп избирателей может служить основанием для отмены регистрации при установлении фактов, свидетельствующих о совершении действий, имеющих целью склонить избирателей голосовать за определенного кандидата, расположить их в его пользу посредством предоставления материальной выгоды в какой-либо форме: вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей, оказание безвозмездных услуг, льготная продажа товаров и т.п. (см. комментарий к пункту 2 статьи 56). Такие действия должны быть совершены непосредственно самими кандидатами, избирательными объединениями, их доверенными лицами и уполномоченными представителями. Если же действия, свидетельствующие о подкупе избирателей, были совершены иными лицами и организациями, то должно быть доказано, что они действовали по поручению перечисленных субъектов избирательного процесса. Это является определенной гарантией пассивного избирательного права зарегистрированного кандидата, преградой провокационным действиям со стороны лиц, заинтересованных устранить неудобную им кандидатуру, препятствующую другому кандидату одержать победу на выборах.

Следующим основанием для отмены регистрации является несоблюдение кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона. Эти нормы запрещают осуществлять агитационную деятельность, носящую признаки экстремизма, запрещают при проведении предвыборной агитации злоупотреблять свободой массовой информации в любой форме, определенной законодательством Российской Федерации, а также нарушать законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности (см. комментарий к пунктам 1 и 1 1 статьи 56). Следует учитывать, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 комментируемой статьи за предусмотренные пунктом 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона деяния кандидата, зарегистрированного в составе списка кандидатов, может быть отменена регистрация всего списка кандидатов, если только до принятия решения судом этот кандидат не будет исключен из списка кандидатов самим избирательным объединением (пункт 11 комментируемой статьи). Вместе с тем, согласно пункту 9 комментируемой статьи по решению суда за указанное деяние может быть отменена регистрация такого кандидата. Вынесение судом решения в об отмене регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «д» пункта 7, подпунктом «д» пункта 8 или пунктом 9 комментируемой статьи, в связи с нарушением им пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона означает не только ограничение права этого кандидата участвовать в соответствующих выборах, но и лишение его пассивного избирательного права на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Вынесение судом решения об отмене регистрации списка кандидатов в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 комментируемой статьи в связи с нарушением им пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона означает, как следует из подпункта «ж» пункта 8 комментируемой статьи, серьезное препятствие для участия соответствующего избирательного объединения в последующих избирательных кампаниях (на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона). По существу установленный в ходе одной избирательной кампании факт нарушения пункта 1 статьи 56 комментируемого Федерального закона в последующем может служить основанием для отмены регистрации списка кандидатов, выдвинутых соответствующим избирательным объединением.

Новыми основаниями для отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов являются предусмотренные подпунктом «е» пункта 7 и подпунктом «е» пункта 8 комментируемой статьи ограничения. Сложность может представлять определение критерия неоднократности нарушения требований пункта 5 2 статьи 56 комментируемого Федерального закона. С учетом возможного многократного повторения в эфире одного и того же агитационного материала есть основания считать, что неоднократным нарушением в данном случае может быть признано такое, которое совершено после вынесения соответствующего предупреждения (пункт 5 1 статьи 20 комментируемого Федерального закона) либо после вступления в силу решения суда об административном наказании в соответствии со статьей 5.8 КоАП РФ.

Подпункт «ж» пункта 7 комментируемой статьи указывает на возможность отмены регистрации кандидата за указанные в этом подпункте деяния, совершенные до выдвижения гражданина в качестве кандидата (в том числе и до начала избирательной кампании), при том что факт совершения таких деяний устанавливается судом только непосредственно в процессе рассмотрения соответствующего дела об отмене регистрации кандидата. В случае вынесения судом решения об отмене регистрации кандидата (в том числе из списка кандидатов – см. пункт 9 комментируемой статьи) гражданин, в отношении которого вынесено решение, лишается пассивного избирательного права на срок, указанный в подпункте «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.

Подпунктом «ж» пункта 8 комментируемой статьи предусмотрено, что основанием для отмены регистрации списка кандидатов являются совершенные избирательным объединением до начала соответствующей избирательной кампании деяния, указанные в этом подпункте. Кроме того, избирательное объединение может понести ответственность и за деяния гражданина, выдвинутого и зарегистрированного в составе списка кандидатов, совершенные этим гражданином до выдвижения. В данном случае, как и в случае рассмотрения дела об отмене регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 комментируемой статьи, факт совершения таких деяний устанавливается судом только непосредственно в процессе рассмотрения соответствующего дела об отмене регистрации списка кандидатов (в ином случае избирательное объединение не могло бы включить такого кандидата в список кандидатов, так как в соответствии с подпунктом «г» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона он был бы лишен пассивного избирательного права). Вместе с тем политической партии предоставлена возможность исключить соответствующего кандидата из списка кандидатов; если это будет совершено до вынесения судом решения, то производство по соответствующему делу прекращается. С учетом установленных пунктом 5 статьи 78 комментируемого Федерального закона сроков рассмотрения таких дел в суде исключить такого кандидата из списка можно не позднее чем за 5 дней до дня голосования (по иным основаниям – не позднее чем за 15 дней – см. пункт 32 статьи 38 комментируемого Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона от 5 декабря 2006 года № 225?ФЗ отмена регистрации кандидата, списка кандидатов на основании подпункта «ж» пункта 7 или подпункта «ж» пункта 8 комментируемой статьи возможна только в том случае, когда деяния, предусмотренные в этих подпунктах, совершены после вступления в силу этого Федерального закона.

Предусмотренное подпунктом «з» пункта 7 и пунктом 9 комментируемой статьи основание для отмены регистрации связано с невыполнением кандидатом требований пункта 2 1 статьи 33 комментируемого Федерального закона, обязывающего кандидата при наличии у него неснятой и непогашенной судимости указать в своем заявлении о согласии баллотироваться сведения о такой судимости. Установление факта сокрытия кандидатом (в том числе зарегистрированным в составе списка кандидатов) таких сведений является основанием для отмены его регистрации. Необходимо отметить, что если будет установлено, что у кандидата имеется судимость за преступления, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 3 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона, это будет означать отсутствие у него пассивного избирательного права, в связи с чем его регистрация может быть отменена в соответствии с подпунктом «а» пункта 7 комментируемой статьи. С уче­том изменений, внесенных в комментируемый Федеральный закон Федеральным законом от 25 июля 2006 года № 128-ФЗ установление факта наличия у кандидата гражданства иностранного государства лишает его пассивного избирательного права (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации – см. комментарий к пункту 3 1 статьи 4 комментируемого Федерального закона) и, соответственно, влечет аналогичные последствия.

10. В комментируемом пункте в качестве субъекта, правомочного обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума названа избирательная комиссия, организующая референдум, которая непосредственно наделена законом полномочиями по контролю за соблюдением соответствующего закона при подготовке и проведении референдума и призвана обеспечить реализацию и защиту права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Эта норма конкретизирована в части 5 статьи 259 ГПК РФ, согласно которой с заявлением в суд об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума вправе обратиться: при проведении референдума Российской Федерации – ЦИК России; при проведении референдума субъекта Российской Федерации – ИКСРФ; при проведении местного референдума – ИКМО.

Комментируемая норма не детализирует понятие «иная группа участников референдума», это понятие содержится в пункте 2 статьи 42 комментируемого Федерального закона. Имеется в виду группа участников референдума, образуемая в порядке и на срок, предусмотренные соответствующим законом о референдуме. В частности, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» предусмотрено образование инициативной агитационной группы в целях проведения агитации по вопросам референдума, а Законом города Москвы от 29 сентября 2004 года № 58 «О референдумах в городе Москве» 1 установлено, что в качестве иной группы участников референдума может быть зарегистрирован руководящий орган общественного объединения, регионального или иного структурного подразделения общественного объединения.

_______________
1 Ведомости Мэра и Правительства Москвы. 2004. № 43; Ведомости Московской городской Думы. 2004. № 8. Ст. 177.

Суд может отменить регистрацию инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума не позднее чем за три дня до дня голосования. В силу части 10 статьи 260 ГПК РФ такое решение должно быть принято судом не позднее указанного срока. Следовательно, после истечения этого срока суд не может принять решение об отмене регистрации, производство по делу подлежит прекращению на основании абзаца второго статьи 220 ГПК РФ. Решение суда по заявлению об отмене регистрации в соответствии с частью 1 статьи 209, частью 3 статьи 261 ГПК РФ вступает в законную силу, т.е. становится обязательным, по истечении 5-дневного срока на кассационное обжалование, а в случае подачи кассационной жалобы – после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, если решение суда не было отменено. Если решение суда, которым заявление удовлетворено, не вступает в законную силу до дня голосования, оно не может быть обращено к исполнению. Однако это не означает отсутствие процессуальных гарантий эффективной судебной защиты прав участников референдума. Суд в соответствии со статьей 212 ГПК РФ в целях своевременного устранения допущенных нарушений вправе обратить решение об отмене регистрации инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума к немедленному исполнению, если замедление может привести к невозможности его исполнения, но при условии, когда об этом подано ходатайство заявителя. Следует учитывать, что отмена регистрации инициативной группы по проведению референдума в этот период не влечет отмены решения уполномоченного органа о назначении референдума.

В комментируемом пункте содержится перечень оснований, по которым может быть отменена регистрация инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. В подпункте «а» в качестве основания указано на нарушение правил выдвижения инициативы проведения референдума. Такие правила относительно референдума субъекта Российской Федерации и местного референдума закреплены в статьях 36, 37 комментируемого Федерального закона, а правила реализации инициативы по проведению референдума Российской Федерации – в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации». Последующие основания для отмены регистрации, изложенные в подпунктах «б», «в», «г» комментируемого пункта, связаны с совершением непосредственно членами и (или) уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума виновных действий в период кампании референдума. Это нарушение указанными лицами правил проведения агитации по вопросам референдума и финансирования кампании референдума (см. статьи 48–56, 58, 59); использование ими преимуществ должностного или служебного положения (см. пункт 5 статьи 40); подкуп названными лицами участников референдума, когда такие факты установлены (см. пункт 2 статьи 56).

Приведенный перечень оснований не является исчерпывающим, регистрация группы участников референдума может быть отменена по другим основаниям, установленным комментируемым Федеральным законом либо иными законами. Так, более широкий перечень оснований прекращения деятельности инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы приведен в статье 89 Федерального конституционного закона «О референдуме Россий­ской Федерации».

11. Комментируемый пункт введен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года № 225-ФЗ и устанавливает право избирательного объединения исключить кандидата из списка кандидатов по предусмотренному в нем основанию позднее срока, указанного в пункте 32 статьи 38 комментируемого Федерального закона, в случае рассмотрения в суде дела об отмене регистрации списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» или «ж» пункта 8 комментируемой статьи.

12. См . комментарий к пунктам 7 и 8 комментируемой статьи.