Пересмотр решений и определений вступивших в законную силу

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Глава 19. ПЕРЕСМОТР В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА ВСТУПИВШИХ В ЗАКОННУЮ СИЛУ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ, ПОСТАНОВЛЕНИЙ

Сущность стадии надзора и ее значение

Стадия надзора – одна из стадии гражданского процесса. В соответствии со ст. 319 ГПК ее задача состоит в том, чтобы осуществить проверку законности и обоснованности судебных решений, определений и постановлений любых судов Российской Федерации, кроме постановлений Президиума Верховного Суда РФ.

Отличия надзорной инстанции от кассационной инстанции

В отличие от кассационной инстанции, к компетенции которой отнесено возбуждение производства и рассмотрение дел в отношении решений и определений судов первой инстанции, не вступивших в законную силу, по кассационным жалобам (протестам) лиц, участвующих в деле, то суды в надзорном порядке осуществляют пересмотр решений и определений судов первой инстанции и определений судов второй инстанции, вступивших в законную силу и только по протестам вышеуказанных должностных лип.

В кассационной инстанции подача жалобы (протеста) ограничена конкретным сроком, принесение же протеста должностным лицом в порядке надзора не ограничено каким-либо сроком.

Если кассационные суды при рассмотрении дела руководствуются в основном общими нормами гражданского законодательства, то надзорные имеют свои специфические особенности

Лица, имеющие право принесения протеста

В соответствии со ст. 320 ГПК правом принесения протеста в порядке надзора наделены: Генеральный Прокурор Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и их заместители – на решения, определения и постановления любого суда Российской Федерации, за исключением постановлений Президиума Верховного Суда РФ; Председатель Верховного Суда республики в составе Российской федерации, краевого, областного суда, городского суда городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, суда автономной области и суда автономного округа, прокурор республики в составе Российской Федерации, края, области, города, автономной области и автономного округа – на решения и определения районных (городских) судов, определения судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховного Суда республики, краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа, рассматривавших дело в кассационном порядке.

Данный перечень лиц, могущих возбудить надзорное производство, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Суды, рассматривающие дела по протестам в порядке надзора

В соответствии со ст. 321 ГПК право пересмотра дел в порядке судебного надзора принадлежит:

— Президиумам Верховных судов республик, краевых, областных и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и автономного округа;

— Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ;

— Президиуму Верховного Суда РФ.

Каждый из этих судебно-надзорных органов имеет свою предметную компетенцию. Так, Президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономного округа имеют право проверки решений и определений районных (городских) судов; кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга) областных судов, судов автономной области и автономного округа.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ имеет право проверки постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов; решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ.

Президиум Верховного Суда РФ имеет право проверки решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Повод для возможного принесения протеста

Поводом для возможного принесения протеста могут явиться жалобы лиц, участвующих в деле и их представителей, заявлении граждан и организаций, материалы проверок проводимых финансовыми и налоговыми органами, различные публикации в средствах массовой информации, сообщения по радио или телевидению и т.п.

Кроме того, в соответствии со ст. 3221 ГПК просьба о проверке законности и обоснованности судебного решения может поступить от уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

С целью проверки поступивших сообщений соответствующее должностное лицо, указанное в ст. 320 ГПК, а также районные и городские прокуроры в пределах своей компетенции истребуют дело из конкретного суда для решения вопроса о наличии оснований для принесения протеста. По результатам проверки может быть принесен протест либо отказано в его принесении, о чем сообщается лицу, подавшему заявление, с указанием мотивов отказа.

В силу ст. 323 ГПК должностные лица, которые могут приносить протесты, вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в порядке надзора. Однако приостановлению не подлежат судебные решения, которые в соответствии со ст. 210 ГПК подлежат немедленному исполнению (например, о присуждении алиментов) либо в силу ст. 211 ГПК судом или судье могут быть обращены к немедленному исполнению (например, о присуждении платежей в возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца).

При отказе в принесении протеста или его отзыве должностное лицо обязано отменить свое указание о приостановлении исполнения решения.

Возбуждение надзорного производства

Основанием для возбуждения надзорного производства могут являться только протесты, принесенные уполномоченными на то должностными лицами.

Извещение лиц, участвующих в деле, и направление им копий протестов

Защищая права и охраняемые законом интересы лиц, участвующих в деле, ст. 325 ГПК установила правило, согласно которому они уведомляются о принесенном протесте и им направляется его копия. Кроме того, их обязаны известить о месте и времени рассмотрения дела по принесенному протесту.

Следует отметить, что невыполнение данного правила может явиться основанием для отмены постановления суда надзорной инстанции.

Если должностное лицо по каким-либо мотивам считает принесенный протест необоснованным, то оно в силу ст. 326 ГПК вправе до начала судебного заседания отозвать его. Об отзыве протеста суд должен известить лиц, участвующих в деле.

Пределы рассмотрения дела

При рассмотрении дела в порядке надзора суд разрешает его в пределах поданного протеста и имеющихся в деле материалов. Он проверяет только правильность применения и толкования судом первой и кассационной инстанций норм материального и процессуального права и не вправе приобщать к делу новые материалы, которые не были исследованы судом первой инстанции.

Однако в интересах соблюдения законности он может выйти за пределы протеста (ст. 327 ГПК).

41. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений, постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам

Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам является второй, наряду с надзорным производством, формой пересмотра решений, определений, вступивших в законную силу. Они различаются по основаниям и способам пересмотра дел.

Основаниями для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда, вступивших в законную силу, являются:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного решения, определения суда и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

4) отмена решения, приговора или определения суда либо постановления государственного органа или органов местного самоуправления, послуживших основанием для принятия решения или определения суда.

Согласно ГПК вступившее в законную силу решение, определение пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам судом, принявшим этот акт

Возбудить производство по делу имеют право стороны, прокурор, иные лица, участвующие в деле, путем подачи заявления, представления. Срок для подачи заявления, представления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам — 3 месяца со дня открытия обстоятельства, служащего основанием для пересмотра.

Заявление о пересмотре дела подается в суд, вынесший решение, определение.

После принятия заявления о пересмотре дела судья извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания, но их неявка не препятствует процессу.

Суд устанавливает, имеется ли в действительности вновь открывшееся обстоятельство и настолько ли оно существенно, что вызывает необходимость пересмотра дела. В зависимости от этого суд либо удовлетворяет заявление и отменяет ранее вынесенное постановление, либо отказывает в пересмотре дела.

Определение суда об удовлетворении заявления обжалованию не подлежит.

В случае отмены постановления производство по делу полностью возобновляется.

Если прежнее решение, определение было исполнено, а в результате нового рассмотрения дела суд придет к иным выводам, он должен решить вопрос о повороте исполнения решения.

uristinfo.net

Глава 28. Пересмотр судебных решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу

§ 1. Социально-правовая потребность в пересмотре судебных актов в порядке надзора и его сущность
§ 2. Субъекты, управомоченные на подачу жалобы, представления в порядке надзора на вступившие в законную силу решения и определения. Судебные органы, осуществляющие пересмотр решений, определений, вступивших в законную силу
§ 3. Возбуждение судебно-надзорного производства. Процессуальные сроки и порядок рассмотрения жалоб (представлений) в президиумах судов субъектов Российской Федерации, Судебной коллегии по гражданским делам и Президиуме Верховного Суда РФ
§ 4. Основания к отмене и изменению решений, определений и постановлений, вступивших в законную силу. Полномочия судебно-надзорных органов. Отличие судебно-надзорного пересмотра от апелляционного и кассационного (по объекту, субъектам, процессуальному порядку и полномочиям)

§ 1. Социально-правовая потребность в пересмотре судебных актов в порядке надзора и его сущность

Конституцией РФ предусмотрено, что Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126).
Этим обусловлено существование надзорной инстанции как самостоятельной стадии гражданского судопроизводства.
С момента присоединения Российской Федерации к Европейскому сообществу и добровольного признания юрисдикции Европейского суда по правам человека на территории России положения ГПК РСФСР, касавшиеся института пересмотра судебных решений, определений и постановлений, перестали соответствовать европейским стандартам. Раньше протесты в порядке надзора приносили должностные лица суда надзорной инстанции и должностные лица прокуратуры. Это положение вызывало возражения у европейского суда по правам человека, и надзорная инстанция не признавалась этим судом как судопроизводство по защите прав и законных интересов граждан.
Кроме того, следует учитывать, что судебные решения и определения, вынесенные судами первой, апелляционной инстанций, определения кассационной и надзорной инстанций, вступившие в законную силу, могут содержать ошибки в применении норм материального и процессуального права и, следовательно, нарушать субъективные права и законные интересы граждан и организаций. Поэтому законом предусмотрена еще одна возможность обратиться в суд за защитой нарушенных прав и законных интересов путем подачи жалобы, представления в суд надзорной инстанции.
Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу — специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром судебных решений и определений в апелляционном или кассационном порядке. Судебные акты не всегда пересматриваются на этих стадиях процесса. Если решение, определение суда первой инстанции в свое время не были обжалованы в апелляционном или в кассационном порядке, после их вступления в законную силу, они пересматриваются в порядке надзора. В этой стадии участвующие в деле лица и другие субъекты, права и законные интересы которых затрагиваются судебными актами, пытаются еще раз обратиться к судебным органам в поисках защиты. Суды апелляционной и кассационной инстанций рассматривают судебные решения и определения, не вступившие в законную силу; срок обращения в эти суды очень короткий.
Суд надзорной инстанции, пересматривая ошибочные судебные акты, выполняет две задачи, вытекающие из положений ст. 126 Конституции РФ.
Во-первых, проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищает нарушенные субъективные права и законные интересы граждан и организаций, что является еще одной из гарантий реализующий права на судебную защиту, закрепленного в ст. 46 Конституции РФ.
Во-вторых, после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального законодательства. От того, как вышестоящие суды направляют судебную практику, во многом зависит качество работы нижестоящих судов.

uristinfo.net

§ 1. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений в порядке надзора — самостоятельная стадия гражданского процесса

Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу.

Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора — самостоятельная стадия арбитражного процесса.

Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Суды апелляционной и кассационной инстанций проверяют законность и обоснованность только решений и определений, не вступивших в законную силу, которые были обжалованы лицами, участвующими в деле. Однако срок кассационного и апелляционного обжалования судебных постановлений невелик и на некоторые решения, определения апелляционные и кассационные жалобы могут быть не поданы по различным причинам. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным. Наконец, рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки. Все это свидетельствует о том, что проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций.

Кроме того, задачей суда надзорной инстанции является обеспечение единообразного применения закона. Надзорной инстанции в современных условиях отводится важная роль в формировании общероссийской судебной практики.

Как и любая другая стадия, пересмотр вступивших в законную силу судебных решений имеет свои специфические черты, отличающие ее от других стадий процесса, в том числе от производства в суде кассационной инстанции.

Пересмотр судебных решений в порядке надзора возможен только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы, представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Возбуждение же производства в суде апелляционной или кассационной инстанций осуществляется только по волеизъявлению сторон и других лиц, участвующих в деле, которым закон предоставил право обжалования решения суда.

Предметом пересмотра в порядке надзора служат такие судебные постановления, которые вступили в законную силу. Ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения, и определения судов апелляционной и кассационной инстанций, а также определения и постановления судов надзорной инстанции.

Специфичен в этой стадии и субъектный состав правоотношений. Пересмотр вступивших в законную силу решений могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции, которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции.

Различны и сроки обжалования. Постановления суда могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу, в суды апелляционной и кассационной инстанций в течение десяти дней после вынесения решения в окончательной форме.

Указанные особенности пересмотра судебных решений в порядке надзора по сравнению с кассационной инстанцией обусловливают определенные различия в процессуальном порядке деятельности судов надзорной инстанции.

§ 2. Возбуждение надзорного производства

Согласно ч. 2 ст. 376 ГПК судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Лицам, пропустившим этот срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока, установленного ч. 2 ст. 376 ГПК, подается в суд, рассмотревший дело по первой инстанции. Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок.

На определение суда о восстановлении или об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока может быть подана частная жалоба .

Статья 112 ГПК в ред. ФЗ РФ от 27 июля 2004 г. N 94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РФ» // Российская газета. 2004. 31 июля.

Возбуждение деятельности суда надзорной инстанции проходит в два этапа: 1) принятие надзорной жалобы к производству суда; 2) рассмотрение надзорной жалобы на предмет возможности передачи ее в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу.

Надзорная жалоба или представление прокурора могут быть поданы только на вступившие в законную силу решения и определения, вынесенные судом первой инстанции, определения судов кассационной инстанции, определения постановления судов надзорной инстанции. Надзорная жалоба или представление прокурора нередко подаются одновременно на судебное решение и последующие определения, которыми оно было оставлено без изменения. Определения судов кассационной инстанции, определения и постановления судов надзорной инстанции могут быть обжалованы отдельно от решения. Не составляют исключения и определения суда второй инстанции или определения и постановления суда, рассматривающего дело в порядке надзора, которыми решения суда первой инстанции отменены с передачей дела на новое рассмотрение. Допустимость пересмотра таких определений и постановлений позволяет, в частности, предупредить при новом рассмотрении дела вынесение ошибочного решения на основе неправильных указаний суда второй инстанции или суда, рассматривающего дело в порядке надзора.

Право на обращение в суд надзорной инстанции имеют лица, участвующие в деле, другие лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены постановлениями судов.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов Российской Федерации, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица прокуратуры Российской Федерации — Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители, прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота). Другие должностные лица прокуратуры не имеют права на обращение в суд надзорной инстанции.

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора установлен законом. Надзорная жалоба или представление прокурора подаются непосредственно в суд надзорной инстанции.

Надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3) на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов ;

Верховный Суд Российской Федерации, отвечая на вопрос о том, может ли быть обжаловано в Верховный Суд РФ определение (после принятия ФЗ от 28 июля 2004 г. — постановление) президиума областного и другого соответствующего им суда по делу, подсудному мировому судье, разъяснил, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 377 ГПК РФ надзорные жалобы на постановления президиумов областных и других соответствующих им судов подаются в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ. Поскольку названная норма ГПК РФ не ставит возможность реализации этого права в зависимость от того, чье судебное постановление было предметом проверки в суде надзорной инстанции, то постановление президиума областного и другого соответствующего ему суда по делу, подсудному мировому судье, может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд РФ. В силу ст. 377 ГПК РФ решения и определения мировых судей, апелляционные решения и определения районных судов в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ обжаловаться не могут. По делам, подсудным мировым судьям, в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ могут быть обжалованы только постановления президиумов областных и других соответствующих им судов, например, когда ими внесены изменения в судебные постановления, вынесены новые решения либо когда постановления об оставлении судебных постановлений без изменения вынесены с существенным нарушением норм процессуального права, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дел на новое рассмотрение в соответствующий президиум // БВС РФ. 2004. N 3. С. 25 — 26.

4) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

5) на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; на кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда Российской Федерации;

6) на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда Российской Федерации, принятые им по первой инстанции; на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации; на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ею в кассационном порядке, — в Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в надзорном порядке, подаются в Президиум Верховного Суда Российской Федерации, при условии что такие определения нарушают единство судебной практики.

С представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений, определений судов и постановлений президиумов судов надзорной инстанции в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Требования, предъявляемые к надзорной жалобе или представлению прокурора, определены законом.

Надзорная жалоба или представление прокурора должны содержать: наименование суда, в который они адресуются; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанциям, и содержание принятых ими решений; указание на решение, определение суда и постановление президиума суда надзорной инстанции, которые обжалуются; указание на то, в чем заключается допущенное судами существенное нарушение закона; просьбу лица, подающего жалобу или представление.

В жалобе или представлении прокурора на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенное в надзорном порядке, должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения.

В жалобе лица, не участвовавшего в деле, должно быть указано, какие права или охраняемые законом интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу постановлением суда.

Если жалоба или представление прокурора ранее подавались в надзорную инстанцию, в них должно быть указано на принятое решение.

Жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагаются доверенность или другой документ, удостоверяющий полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано прокурором, указанным в ч. 4 ст. 377 ГПК.

К жалобе или представлению прокурора прилагаются заверенные соответствующим судом копии постановлений, вынесенных по делу.

Жалоба или представление прокурора подаются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в законе подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.

Согласно ст. 380 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора возвращается судьей без рассмотрения по существу в течение десяти дней с момента их поступления в суд надзорной инстанции, если: 1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК; 2) жалоба или представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции; 3) пропущен срок на обжалование постановления суда в порядке надзора и к жалобе не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока; 4) до принятия жалобы или представления к рассмотрению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве; 5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности, установленных ст. 377 ГПК.

Перечень оснований для возвращения надзорной жалобы или представления прокурора исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит .

При возвращении судьей надзорной жалобы или представления по основаниям ст. 380 ГПК РФ возможны два способа реагирования на это заинтересованных лиц: 1) исправление допущенных недостатков и новое обращение в надзорную инстанцию в пределах срока, установленного ГПК РФ; 2) при несогласии с выводом судьи о допущенных недостатках — новое обращение с надзорной жалобой или представлением в надзорную инстанцию на имя соответствующего председателя суда субъекта Федерации, Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя, с тем чтобы они могли использовать право, закрепленное в ч. 2 ст. 383 ГПК РФ. См.: Лесницкая Л.Ф. Некоторые вопросы надзорного производства в гражданском процессе // Комментарий судебной практики / Под ред. К.Б. Ярошенко. Вып. 10. М., 2004. С. 167.

При отсутствии предусмотренных законом оснований для возвращения надзорной жалобы или представления прокурора она принимается к рассмотрению суда надзорной инстанции.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда Российской Федерации, жалоба или представление рассматриваются в срок до месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации — до двух месяцев.

При рассмотрении надзорной жалобы или представления прокурора судья изучает как содержание жалобы, так и содержание приложенных к ней копий судебных постановлений и иных материалов.

По результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора судьей выносится определение: 1) об истребовании дела, если имеются сомнения в законности постановления суда; 2) об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе или представлении доводы в соответствии с законом не могут повлечь за собой возможность отмены постановления суда.

В определении об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу или представление. В определении должны быть указаны:

1) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение;

2) время и место вынесения определения;

3) дело, по которому вынесено определение;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) основание отказа в истребовании дела.

В случае отказа в истребовании дела жалоба или представление прокурора, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции .

Л.Ф. Лесницкая отмечает, что судебная практика по конкретным делам исходит из того, что отказ судом в истребовании дела или передаче его в надзорную инстанцию для рассмотрения по существу не служит препятствием для заинтересованных лиц вновь обратиться с надзорной жалобой, но уже на имя председателя суда субъекта Федерации, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителя в зависимости от того, в какой надзорной инстанции первоначально рассматривалась надзорная жалоба или представление. Более того, такое обращение рассматривается как необходимая ступень, позволяющая в дальнейшем обратиться к более высокому уровню суда надзорной инстанции и соблюсти правила о подсудности, закрепленные в ст. 377 ГПК РФ (Лесницкая Л.Ф. Указ. соч. С. 168 — 169).

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.

Определение судьи, председателя суда или его заместителя об истребовании дела должны неукоснительно выполняться нижестоящими судами.

В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве. О приостановлении исполнения решения судья выносит определение.

Истребованное дело тщательно изучается судьей. Дело, переданное для рассмотрения в суд надзорной инстанции, рассматривается:

в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) суда в срок до двух месяцев;

в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации в срок до трех месяцев;

в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации в срок до четырех месяцев.

По результатам рассмотрения дела, истребованного в суд надзорной инстанции, судья выносит определение об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суд надзорной инстанции.

Определение об отказе в передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции должно содержать: дату и место вынесения определения; фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение; наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора; указания на судебные постановления, которые обжалуются; мотивы, по которым отказано в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации выносит свое определение об истребовании дела.

Председатель суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

Установив, что по делу допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, судья выносит мотивированное определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. Оно должно содержать:

1) дату и место вынесения постановления;

2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего постановление;

3) наименование суда надзорной инстанции, в который передается дело для рассмотрения по существу;

4) наименование лица, подавшего жалобу или представление;

5) указание на судебные постановления, которые обжалуются;

6) изложение содержания дела, по которому вынесены судебные постановления;

7) мотивированное изложение оснований для передачи дела для рассмотрения по существу;

8) предложения судьи, вынесшего постановление.

Судья направляет надзорную жалобу или представление прокурора вместе со своим определением и материалами дела в суд надзорной инстанции.

В Президиуме Верховного Суда Российской Федерации надзорное производство может быть возбуждено и по мотивированному представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности (ст. 389 ГПК).

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Калиновский К.Б. Уголовный процесс. Конспект лекций
// Уголовный процесс. Сайт. К.Калиновского [Электронный ресурс]. URL: http://kalinovsky-k.narod.ru/p/lecture_notes/

Раздел III. Особенная часть: судебное производство

Тема 25. Пересмотр вступивших в законную силу судебных решений

1. Кассация в российском уголовном процессе: понятие, порядок и пределы обжалования и рассмотрения дела.

Кассация – это пересмотр вышестоящей судебной инстанцией в пределах жалоб сторон, не вступивших в законную силу решений нижестоящего суда, лишь по юридическим основаниям, то есть с точки зрения нарушений нижестоящим судом норм материального и процессуального права (так называемая чистая кассация).

Признаки чистой кассации:

* Проверяются только вопросы права, но не факта;

* Проверка производится по письменным материалам дела без судебного следствия и следственных действий;

* Итоговым решением является отмена или оставление в силе проверяемого решения.

В российском уголовном процессе кассация применяется лишь для проверки законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных решений.

Субъекты кассационного обжалования – это стороны, а также иные лица в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. С представлением о пересмотре вступившего в законную силу судебного решения вправе обратиться также Генеральный прокурор РФ и его заместители либо прокурор субъекта РФ, приравненный к нему военный прокурор и их заместители. Субъектами пересмотра решений в кассационном порядке являются:

• президиумы верховных судов республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

• президиумы окружных (флотских) военных судов; Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ

Процедура кассационного пересмотра включает в себя следующие этапы:

1) Подача кассационных жалоб и представлений в вышестоящий суд в течение 1 года со дня вступления приговора в законную силу;

2) Возбуждение процедуры кассационного пересмотра (рассмотрение жалобы или представления в судебном заседании) зависит от дискреционного усмотрения судьи, который в предварительном порядке изучает жалобу или представление;

3) Уголовное дело рассматривается в судебном заседании суда кассационной инстанции в течение 1 месяца, а в судебном заседании Верховного Суда РФ — в течение 2-х месяцев со дня вынесения судьей по результатам предварительного изучения им жалобы или представления постановления (ст. 401.13 УПК РФ).

Судья-докладчик кратко излагает содержание приговора или иного обжалуемого судебного решения, а также кассационных жалоб или представлений. Суд заслушивает выступления стороны, подавшей жалобу или представление, и возражения другой стороны.

4) Решение в форме определения принимается кассационным судом в совещательной комнате и может состоять:

* в оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы без удовлетворения;

* в отмене обжалуемого решения и прекращении дела, или направлении его на любую предыдущую судебную стадию;

* в изменении приговора или иного обжалуемого решения.

В отличие от оснований для апелляционного пересмотра судебных решений кассационные основания — это такие существенные нарушения уголовного или уголовно-процессуального закона, которые повлияли на исход дела (ст. 401.15 УПК РФ).

2. Понятие, порядок и пределы производства в надзорной инстанции

Пересмотр судебных решений в порядке судебного надзора – это такая стадия судопроизводства, в которой по материалам уголовного дела Верховным Судом РФ осуществляется ревизионная проверка и пересмотр вступивших в законную силу судебных решений с точки зрения ошибок, допущенных при их принятии нижестоящим судом. Данная стадия является исключительной, поскольку пересмотр производится в ней в отношении окончательных (вступивших в законную силу) судебных решений, которые уже подвергались прежде серьезной проверке в апелляционном и (или) кассационном порядке, и, кроме того, осуществляется высшей и конечной судебной инстанцией страны — Верховным Судом РФ.

Субъектами обжалования в порядке надзора являются те же лица, что и в кассационной стадии, т.е. названные в ч. 1 и 2 ст. 401.2 УПК РФ. Однако надзорное представление должно быть подписано только Генеральным прокурором РФ или его заместителем (ч. 3 ст. 412.3 УПК РФ).

Процедура рассмотрения уголовного дела в надзорном порядке складывается из следующих этапов:

1) Надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. Судебные решения могут быть обжалованы в этот орган в порядке надзора лишь в течение одного года со дня их вступления в законную силу (ст. 412.2 УПК РФ).

2) надзорные жалобы или представления предварительно рассматриваются в Верховном Суде РФ в течение одного месяца со дня их поступления, если уголовное дело не было истребовано, или в течение двух месяцев со дня их поступления, если уголовное дело было истребовано.

3) Рассмотрение дела Президиумом Верховного Суда РФ производится не позднее двух месяцев со дня вынесения постановления о передаче уголовного дела в суд надзорной инстанции.

В судебном заседании участвуют прокурор. Подозреваемый, осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, вправе принимать участие в судебном заседании при условии, если они заявили об этом ходатайства. Дело докладывается членом суда надзорной инстанции, ранее не участвовавшим в его рассмотрении. Докладчику могут быть заданы вопросы судьями и участниками судебного заседания. После окончания выступления судьи-докладчика первым выступает лицо, подавшее надзорные жалобу или представление, если оно принимает участие в судебном заседании. Решение принимается судьями большинством голосов.

3) Суд надзорной инстанции принимает решение:

* об оставлении жалобы или представления без удовлетворения, а обжалуемого решения без изменения;

* об отмене обжалуемого решения с прекращением дела или передачей его на новое судебное разбирательство в суд первой или второй инстанции, или возвратить прокурору;

* о внесении изменений в проверяемое решение.

Основания отмены или изменения судебного решения судом надзорной инстанции в основном аналогичны тем, которые применяются при кассационном пересмотре

При отмене приговора, определения, постановления с направлением дела на новое расследование или судебное рассмотрение суд надзорной инстанции, в силу ч. 3 ст. 412.12 УПК, не вправе:

* устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены или отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;

* предрешать вопросы: о достоверности или недостоверности того или иного доказательства и о преимуществах одних доказательств перед другими;

* определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела, т.ч. о применении того или иного уголовного закона и о мере наказания.

3. Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: понятие, основания, субъекты, порядок и сроки.

Возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствам – это исключительная стадия уголовного процесса, которая состоит в проверке вышестоящим судом правосудности вступивших в законную силу решений нижестоящего суда по обстоятельствам, которые не нашли отражения в материалах дела.

Признаки данной стадии состоят в следующем:

* Предметом проверки является законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу судебных решений первой, второй и надзорной инстанции;

* Проверка производится в соответствии с ревизионным началом, когда суд не связан жалобами или заключением прокурора и проверяет дело в полном объеме;

* Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам допускается и в сторону, ухудшающую положение обвиняемого;

* Проверка проводится по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, устанавливаемым путем получения доказательств;

* Проверяемый приговор не может быть изменен.

Основаниями для возобновления дела являются такие обстоятельства, которые при их своевременном обнаружении повлекли бы постановление совсем другого приговора. Основания делятся на две группы:

1) Вновь открывшиеся обстоятельства – как преступные злоупотребления участников процесса, не известные правосудию на момент вступления приговора в законную силу, делятся на виды:

* Преступления, связанные с подложностью доказательств.

* Преступления дознавателя, следователя или прокурора.

Вновь открывшиеся обстоятельства устанавливаются вступившим в законную силу приговором суда или решением о прекращении дела по нереабилитирующим основаниям.

2) Новые обстоятельства – как факты, неизвестные суду на момент вынесения судебного решения, свидетельствующие о незаконности или необоснованности (ошибочности) приговора или иного судебного решения по существу и требующие улучшения положения обвиняемого, делятся на виды:

* Юридические новые обстоятельства – это признание Конституционным Судом РФ или Европейским Судом по правам человека факта нарушения по данному делу Конституции РФ или Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод;

* Фактические или иные новые обстоятельства, – это факты, неизвестные суду при постановлении судебного решения в виду неполноты доказывания обстоятельств уголовного дела, или наступившие в период рассмотрения уголовного дела судом либо после вынесения судебного решения новые общественно опасные последствия инкриминируемого обвиняемому деяния, являющихся основанием для предъявления ему обвинения в совершении более тяжкого преступления, которые сами по себе или вместе с обстоятельствами, ранее установленными, свидетельствуют о неправосудности приговора или иного судебного решения. Эти обстоятельства устанавливаются с помощью собирания новых доказательств.

Субъектами производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств являются:

* Прокурор, которому принадлежит право возбуждать производство по всем вновь открывшимся, а также по новым фактическим («иным») обстоятельствам;

* Председатель Верховного Суда РФ, имеющий исключительное право возбуждать производство по новым юридическим обстоятельствам;

* Судебные инстанции, разрешающие вопрос о возобновлении производства по уголовному делу.

Порядок производства в данной стадии складывается из этапов:

1) Возбуждение производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам прокурором или председателем Верховного Суда РФ. Если прокурор возбуждает производство в виду новых фактических (иных) обстоятельств, то проводится расследование следователем с выполнением необходимых следственных и иных процессуальных действий. По результатам расследования прокурор составляет заключение о необходимости возобновления дела и направляет его в суд.

2) Разрешение соответствующим судом вопроса о возобновлении производства по делу производится в судебном заседании по правилам, предусмотренным для надзорной инстанции. Суд принимает решение: об отмене приговора с прекращением дела или направлением на любую предыдущую судебную стадию, либо от отклонении заключения прокурора.

Сроки производства. Пересмотр приговора не в пользу осужденного допускается лишь в течение сроков давности и не позднее одного года со дня вступления в силу решения суда, устанавливающего вновь открывшиеся обстоятельства.