П 1 статья 20

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в наименование статьи 20 внесены изменения

Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ пункт 1 статьи 20 изложен в новой редакции

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ в пункт 2 статьи 20 внесены изменения

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта аналогичный товар, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55

3. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ пункт 4 статьи 20 изложен в новой редакции

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Статья 20. Место жительства гражданина

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 27 Конституции РФ каждый, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом данное право, как и иные конституционные права и свободы человека и гражданина, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:

— защиты основ конституционного строя;

— защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц;

— обеспечения обороны и безопасности государства.

Цели, по которым могут быть ограничены гражданские и жилищные права граждан, «продублированы» в абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ и ч. 3 ст. 1 ЖК РФ.

2. Комментируемая статья посвящена месту жительства гражданина. В соответствии с ней «местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает», а «местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов». В свою очередь, ЖК РФ в ч. 4 ст. 1 указывает на то, что граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее — Закон о праве граждан на свободу передвижения) конкретизирует содержание понятия «место жительства» и устанавливает, что местом жительства являются: жилой дом, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

———————————
Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ (далее — Ведомости СНД и ВС). 1993. N 32. Ст. 1227.

Чаще всего определить место, где гражданин постоянно проживает, достаточно просто. С некоторой степенью условности можно сказать, что это то место, где гражданин проживает всегда. Гораздо сложнее определить место жительства, если гражданин живет в разных местах. В этом случае требуется определить то место, где он проживает чаще всего (преимущественно).

Место жительства следует отличать от места пребывания. Под последним обычно разумеется гостиница, санаторий, пансионат, дом отдыха и т.п. В таких ситуациях все достаточно просто — понятно, что гражданин не может постоянно проживать в профилактории или в охотничьем домике (если, конечно, ему не предоставлено служебное жилье в этих объектах). Есть, однако, и более сложные ситуации, когда гражданин где-либо длительное время проживает и тем не менее местом жительства место его пребывания не считается. Так, местом жительства военнослужащих срочной службы признается то место, где они постоянно проживали до призыва. Местом жительства лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях, учебных заведениях системы профессионально-технического образования и т.п., находящихся не в том месте, где граждане проживали до поступления в соответствующее учреждение, по общему правилу считается то место, из которого они прибыли. Местом жительства лиц, находящихся в следственных изоляторах, местах лишения свободы и т.п., считается то место, где они постоянно проживали до взятия под стражу.

3. С местом жительства гражданское и другое законодательство связывает вопросы исполнения обязательств, открытия наследства, подачу ряда исковых заявлений, получение пенсий и т.д. и т.п. При этом в отличие от правовой ситуации до принятия Конституции РФ 1993 г. отечественная правовая система менее жестко привязывает осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей к административному прикреплению граждан к определенному жилому помещению (прописке).

Вплоть до недавнего времени действовали многочисленные подзаконные акты, регулирующие пресловутую прописку. Закон о праве граждан на свободу передвижения вместо прописки ввел регистрационный учет граждан России. При этом важно подчеркнуть, что данный Закон указывает на то, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Нормативные правовые акты и, соответственно, судебная практика почти всегда связывали право граждан на проживание в жилом помещении с пропиской. По данному вопросу было дано соответствующее разъяснение в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства» (п. 7) . Однако с принятием Закона о праве граждан на свободу передвижения и Конституции РФ 1993 г. норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, вступила в противоречие с указанными актами и, как следствие, признана Конституционным Судом РФ неконституционной. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П «По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой» указано, в частности, что поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданки Л.Н. Ситаловой на нарушение ее конституционного права на жилище примененными судом в ее деле нормами ЖК РСФСР.

———————————
См.: Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам. М.: СПАРК, 1995. С. 171.

Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1708.

По делу было установлено, что гражданка Л.Н. Ситалова в течение пяти лет находилась в фактических брачных отношениях с гражданином В.Н. Кадеркиным и проживала в его квартире, оставаясь прописанной в другом жилом помещении. После смерти родителей В.Н. Кадеркина она поставила вопрос о прописке в его квартире, на что согласия не получила.

В жалобе был поставлен вопрос о нарушении ч. 1 ст. 40 Конституции РФ, согласно которой каждый гражданин имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен такового. Законодатель, осуществляя регулирование этого конституционного права, обязан был следовать требованию ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о недопустимости ущемления законами прав и свобод человека и гражданина. Это имело непосредственное отношение к установленному в ЖК РСФСР порядку вселения в жилое помещение.

Положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР о праве нанимателя на вселение других граждан в занимаемое им жилое помещение «в установленном порядке» носило бланкетный характер. Неопределенность юридического содержания данного положения не позволяла ответить на вопрос о том, какой орган и каким актом должен устанавливать этот порядок, и порождала произвольное понимание того, что оно означало по своему существу.

Отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен устанавливать порядок вселения в жилое помещение, позволяет законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать такой порядок по собственному усмотрению, что может привести к нарушению конституционного права граждан на жилище и произвольному лишению их жилья.

Противоречива была также и судебная практика применения ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР. При юридически сходных обстоятельствах дела указанной категории разрешались судами по-разному, что влекло неодинаковые правовые последствия для граждан.

Из Конституции РФ и Закона о праве граждан на свободу передвижения следует, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения либо условием реализации прав и свобод граждан (ст. 3 Закона), в том числе права на жилище. Однако до настоящего времени «установленный порядок», определяющий процедуру вселения в жилое помещение, понимался в правоприменительной практике исключительно как соблюдение положений о прописке, что имело место и при разрешении дела гражданки Л.Н. Ситаловой (со ссылкой на ч. ч. 1 и 2 ст. 54 ЖК РСФСР).

Таким образом, положение ч. 1 ст. 54 ЖК РСФСР, как в его буквальном истолковании, так и в том смысле, который ему придавался сложившейся правоприменительной практикой, приводило к нарушению ст. ст. 18, 19 (ч. 1) Конституции РФ, а также основных прав и свобод граждан, предусмотренных ст. ст. 27, 40 (ч. 1) Конституции РФ, и не согласовывалось с основаниями и условиями их ограничения, закрепленными в ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ. Вместе с тем ч. 2 ст. 54 ЖК РСФСР, определяя условия приобретения равных прав на пользование жилым помещением, не противоречила указанным конституционным нормам .

———————————
См. также Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы» // Российская газета. 17.04.1996. N 73.

Уже после вынесения Конституционным Судом РФ названного выше решения Правительство РФ приняло Постановление от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» , а Министерство внутренних дел РФ утвердило соответствующую Инструкцию , в которых конкретизируются нормы Закона о праве граждан на свободу передвижения. Однако с сожалением приходится отметить, что еще преждевременно говорить об окончательном «уходе» прописки из нашей жизни. Еще действуют региональные документы, которыми местные власти пытаются регулировать прописку вопреки Конституции РФ и другим указанным выше актам.

———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 30. Ст. 2939.

Инструкция о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. Приказом Министра внутренних дел РФ от 23 октября 1995 г. N 393, зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ 16 ноября 1995 г. N 980) // Российские вести. 07.12.1995. N 223.

4. Все сказанное о правилах комментируемой статьи главным образом относится к должному. Как это часто бывает, сущее не соответствует должному. В большинстве случаев на практике в качестве места жительства гражданина признается место регистрации. И отнюдь не только в силу юридической неграмотности, правового нигилизма и т.п.

Суд, изучив обстоятельства конкретного дела, может констатировать, что гражданин постоянно или преимущественно проживает (проживал) в определенном месте. Но как быть при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 52 ЖК)? Как поступать нотариусу при определении места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя? Практически в таких и множестве иных ситуаций не остается ничего другого, кроме как считать, что местом жительства гражданина является место регистрации. Не случайно, к примеру, в нотариальной практике в качестве подтверждения факта места открытия наследства, т.е. места последнего постоянного жительства наследодателя, принимаются следующие документы:

— справка жилищно-эксплуатационной организации о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка органа местного самоуправления аналогичного содержания;

— справка с места работы умершего о месте его жительства;

— справка адресного бюро о регистрации гражданина по месту его жительства;

— справка жилищного либо жилищно-строительного кооператива;

— выписка из домовой книги;

— справка рай(гор)военкомата о том, где проживал гражданин до призыва на воинскую службу;

— справка органа социальной защиты населения о том, по какому адресу доставлялась пенсия наследодателю .

Монография Б.М. Гонгало, Т.И. Зайцевой, П.В. Крашенинникова, Е.Ю. Юшковой, В.В. Яркова «Настольная книга нотариуса» (В двух томах) (том II) включена в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2004 (издание 2-е, исправленное и дополненное).

См.: Настольная книга нотариуса: Учебно-методическое пособие. В 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: БЕК, 2003. С. 198.

В случае сомнений, при наличии спора установление факта места открытия наследства, т.е. последнего места жительства наследодателя, может быть произведено в судебном порядке по правилам установления фактов, имеющих юридическое значение (ст. ст. 264 — 268 ГПК РФ) .

———————————
См.: Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. П.В. Крашенинникова. 3-е изд. М.: Статут, 2006. С. 525 — 535 (автор соответствующего комментария — И.Е. Манылов).

Это (ориентир на место регистрации) и не хорошо, и не плохо. Просто нет других критериев. Плохо, когда «регистрация по месту жительства» (прописка) воспринимается как нечто, определяющее жилищные и иные права.

К регистрации нужно относиться примерно так: если гражданин зарегистрирован (прописан) в определенном месте, то, наверное, он там проживает, — но отдавать себе отчет в том, что, может быть, данный гражданин живет в другом месте.

5. Как представляется, правило, сформулированное в п. 2 комментируемой статьи, не следует абсолютизировать. По общему правилу несовершеннолетние граждане (малолетние по ст. 28 ГК) проживают вместе с законными представителями. Вместе с тем нередко бывает и по-другому. Например, ребенок в связи с большой занятостью родителей проживает с бабушкой. Думается, в некоторых случаях возможно признание местом жительства малолетнего иного места, нежели то, где проживают его законные представители.

Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии

1. Перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

2. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

3. Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности производится в следующем порядке:

при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, — со дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующего решения;

при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

Перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста.

4. Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) рассматривается не позднее чем через пять дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. В случае отказа в удовлетворении этого заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвращает все документы.

5. Утратил силу с 1 января 2013 г.

Комментарий к Ст. 20 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. Общие правила о сроках перерасчета размера трудовой пенсии содержатся в п. 1 комментируемой статьи. В изъятие из этих правил в п. 3 данной статьи определены сроки перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) производится:

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

Соответственно, в п. 27 Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую предусмотрено, что перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производится без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении в качестве оснований для снижения размера пенсии.

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 17 Закона), Определением КС России от 24 ноября 2005 г. N 426-О было отказано в принятии к рассмотрению жалобы на нормы п. 3 ст. 17 комментируемого Закона и абз. 3 п. 1 комментируемой статьи. При этом КС России указал, что предусмотренный п. 3 ст. 17 комментируемого Закона вариант перерасчета размера страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, накопленных за 12 полных месяцев работы пенсионера после назначения (перерасчета страховой части) пенсии, ни сам по себе, ни во взаимосвязи с абз. 3 п. 1 комментируемой статьи не направлен на какое бы то ни было ущемление прав работающих пенсионеров; напротив, устанавливая основания и порядок пересмотра в сторону увеличения размера одной из составных частей трудовой пенсии, он имеет целью обеспечить повышение ее уровня; такое правовое регулирование, осуществленное в интересах указанных граждан, не может расцениваться как противоречащее предписаниям конституционных норм.

В отношении возложения на граждан обязанности обратиться с заявлением о перерасчете трудовой пенсии в сторону увеличения в Определении КС России от 15 ноября 2007 г. N 752-О-О отмечено, что это положение обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению (Определения КС России от 23 мая 2006 г. N 159-О и от 21 декабря 2006 г. N 577-О) — производить перерасчет размера страховой части трудовой пенсии через 12 полных месяцев со дня ее назначения либо со дня предыдущего перерасчета (п. 3 ст. 17 комментируемого Закона) или отказаться на соответствующий период от получения установленной ему страховой части трудовой пенсии (полностью или в определенной им части); при этом не полученные пенсионером суммы страховой части трудовой пенсии по старости подлежат зачислению на его индивидуальный лицевой счет (пункт 4 статьи 17 комментируемого Закона О трудовых пенсиях РФ) и будут учтены при последующем перерасчете.
———————————
СПС.

Следует упомянуть, что Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ, внесшим изменения в статью 11 комментируемого Закона О трудовых пенсиях (см. комментарий к указанной статье), устанавливалось правило, согласно которому перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подп. 6 и подп. 7 и 8 п. 1 указанной статьи (в ред. указанного Закона), производится с 1 января 2009 г. по заявлению, поданному гражданином по 31 декабря 2009 г. включительно в территориальный орган ПФР по месту его жительства.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Согласно п. 6 Перечня 2002 г. документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 12 марта 2010 г. N 141н/53п), к заявлению гражданина о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет в соответствии с комментируемым Законом. Там же предусмотрено, что в том случае, если необходимые документы имеются в пенсионном деле, то их представление не требуется.

Как предусмотрено в п. 28 Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую:

перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом ПФР (кроме случаев, предусмотренных в п. 29 данных Правил);

заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган ПФР по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии;

заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии с необходимыми документами регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР;

факт и дата приема заявления и необходимых документов о перерасчете размера пенсии подтверждаются распиской-уведомлением, выдаваемой территориальным органом ПФР.

3. В пункте 3 комментируемой статьи в рамках изъятий из общих правил п. 1 данной статьи о сроках перерасчета размера трудовой пенсии определен порядок перерасчета размера страховой части трудовой пенсии по старости и размера трудовой пенсии по инвалидности:

при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, перерасчет производится со дня вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующего решения;

при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности, перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности;

перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет производится со дня достижения пенсионером указанного возраста.

В соответствии с положениями разд. V Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую (в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п):

перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в связи с установлением более высокой группы инвалидности, изменением причины инвалидности и достижением пенсионером возраста 80 лет может быть произведен без подачи дополнительного письменного заявления, если в заявлении о назначении ему пенсии было зафиксировано согласие заявителя на осуществление перерасчетов его пенсии при наступлении впоследствии указанных обстоятельств. В этих случаях датой подачи заявления о таком перерасчете считается день вынесения федеральным учреждением медико-социальной экспертизы решения об изменении группы инвалидности, причины инвалидности и день достижения пенсионером возраста 80 лет (п. 29);

в том случае, если перерасчет размера пенсии производится со сроков, указанных в п. 3 комментируемой статьи или п. 2 ст. 23 Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, то днем вынесения решения (днем изменения группы инвалидности или причины инвалидности) считается дата установления инвалидности федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, которая соответствует дате начала проведения медико-социальной экспертизы этим учреждением (п. 31);

день вынесения решения об установлении инвалидности и день изменения группы инвалидности или причины инвалидности отражается в выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы (п. 32).

4. Как установлено в п. 4 комментируемой статьи, заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) должно быть рассмотрено не позднее чем через пять дней со дня приема указанного заявления со всеми необходимыми документами. При этом на случай отказа в удовлетворении заявления в данном пункте предусмотрено, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, обязан не позднее чем через пять дней со дня вынесения соответствующего решения известить об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования и одновременно возвратить все документы.

С учетом данных положений в п. 33 Правил 2002 г. обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую указано следующее:

заявление о перерасчете размера пенсии рассматривается территориальным органом ПФР в пятидневный срок;

перерасчет размера пенсии оформляется распоряжением территориального органа ПФР, которое приобщается в пенсионное дело получателя пенсии;

отказ в удовлетворении заявления пенсионера о перерасчете размера пенсии оформляется решением территориального органа ПФР;

распоряжение территориального органа ПФР о перерасчете размера пенсии выносится не позднее последнего дня срока, указанного в данном пункте.

В пункте 34 названных Правил указано, что в случае несогласия гражданина, обратившегося за перерасчетом размера пенсии, с распоряжением, вынесенным территориальным органом ПФР, по его заявлению данное распоряжение может быть обжаловано в вышестоящий орган ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение), который принимает решение по существу вопроса, обязательное для исполнения соответствующим территориальным органом; кроме того, распоряжение территориального органа ПФР и решение вышестоящего органа ПФР (по отношению к органу, вынесшему соответствующее распоряжение) могут быть обжалованы гражданином в суде. О порядке обжалования и оспаривания решений территориальных органов ПФР см. комментарий к ст. 18 Закона.

5. В пункте 5 комментируемой статьи определены особенности того перерасчета размера накопительной части трудовой пенсии по старости, который предусмотрен в п. 9 ст. 17 комментируемого Закона в отношении лиц, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, периоды которых включаются в страховой стаж. Согласно указанной норме таким лицам после назначения накопительной части трудовой пенсии по старости один раз в три года производится перерасчет размера указанной части трудовой пенсии по старости с учетом дополнительных пенсионных накоплений, отраженных в специальной части индивидуального лицевого счета, за период, истекший со дня назначения указанной части трудовой пенсии по старости либо со дня последнего перерасчета ее размера, произведенного в соответствии с указанным пунктом.

В соответствии с п. 5 комментируемой статьи такой перерасчет размера накопительной части трудовой пенсии по старости производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение без истребования соответствующего заявления у пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекает трехгодичный срок со дня назначения, либо со дня последнего перерасчета размера этой части трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным п. 9 ст. 17 комментируемого Закона.

Статья 20 ГК РФ. Место жительства гражданина

Новая редакция Ст. 20 ГК РФ

1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.

2. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов.

Комментарий к Ст. 20 ГК РФ

1. Как и имя гражданина, место его жительства позволяет определенно индивидуализировать субъектов гражданского права, в том числе в случаях, например, полного совпадения фамилии, имени и отчества. Кроме того, гражданский закон нередко связывает место жительства человека (равно как и место нахождения юридического лица) с географической территорией правоотношений. Так, место жительства гражданина учитывается в наследственных отношениях, при исполнении обязательств и т.д.

2. Комментируемая статья не связывает определение места жительства гражданина с нормами жилищного и административного законодательства, однако в спорных ситуациях весьма важно учитывать и место регистрационного учета (ранее — прописка), и характер жилого помещения (дом, квартира и т.д.). Основные оценочные категории «постоянно» и «преимущественно» имеют общепринятое значение и толкуются незатруднительно. Логично и естественно для гражданского права местом жительства малолетних и иных недееспособных граждан признается место жительство их законных представителей в гражданских правоотношениях.

3. Право на выбор места жительства является и личным неимущественным защищаемым судом правом гражданина (см. комментарий к ст. 150 ГК РФ).

Другой комментарий к Ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Статья 27 Конституции РФ провозглашает право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свободный выбор места жительства — одно из важнейших прав человека, предусмотренных Всеобщей декларацией прав человека (ст. 13). Право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства как нематериальные блага, принадлежащие гражданину, защищаются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 150 ГК РФ). Отдельные ограничения в целях безопасности, охраны государственных интересов и интересов населения, например, в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия и др., предусмотрены ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1993. N 32. Ст. 1227).

Закон разграничивает место пребывания гражданина и место его жительства. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, больница, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, члена семьи по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ: жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов), а также иное жилое помещение.

В целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими своих обязанностей перед другими гражданами, обществом и государством, а также обеспечения общественного порядка и безопасности установлена регистрация граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания. Порядок регистрации регулируется утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечнем должностных лиц, ответственных за регистрацию (СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939; 1996. N 18. Ст. 2144; 1997. N 8. Ст. 952; N 11. Ст. 1328; 2002. N 34. Ст. 3294). С введением регистрационного учета фактически утратили силу нормативные акты о прописке. Граждане, прописанные по месту постоянного жительства, считаются прошедшими регистрацию. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (см.: Бюллетень ВС РФ. 1996. N 3. С. 4).

2. Для граждан, которые не могут самостоятельно по своему усмотрению выбирать место жительства, п. 2 комментируемой статьи законодательно определяет их место жительства. Так, местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов. При раздельном проживании родителей место жительства детей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития: род деятельности, режим работы родителей, их материальное и семейное положение и др. (п. 3 ст. 65 СК). Местом жительства граждан, находящихся под опекой, если они не находятся в лечебном или воспитательном учреждении, признается место жительства опекуна.

Из анализа п. 2 комментируемой статьи и ст. ст. 26, 30 ГК можно сделать вывод, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане, дееспособность которых ограничена, могут выбирать место жительства лишь с согласия родителей, усыновителей и попечителей (см. комментарий к ст. ст. 26, 30). Вместе с тем следует обратить внимание на некоторую несогласованность ст. ст. 26 и 36 ГК. В п. 2 последней указывается, что попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Вопрос о статусе и месте жительства вынужденных переселенцев и беженцев, т.е. лиц, покинувших место жительства не в индивидуальном порядке и не по своему желанию, а вынужденно, в связи с неблагоприятными политическими, социальными условиями, стихийными бедствиями, а также в силу реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку национальной, расовой, религиозной принадлежности и др., регулируется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».

Точное определение места жительства имеет важное юридическое значение для охраны прав и интересов граждан, обеспечения устойчивости и определенности гражданских правоотношений. С ним ГК связывает наступление целого ряда гражданско-правовых последствий. Например, по общему правилу местом исполнения денежного обязательства является место жительства кредитора, а по другим обязательствам — место жительства должника; с местом жительства связано признание гражданина безвестно отсутствующим (см. комментарий к ст. 42) и объявление гражданина умершим (см. комментарий к ст. 45); место открытия наследства (ст. 1115 ГК РФ); подсудность при разрешении споров в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. По месту жительства осуществляется государственная регистрация индивидуального предпринимателя.

Статья 20 ЗоЗПП РФ. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)

Последняя редакция Ст. 20 Закона о ЗПП

1. Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней.

В случае, если во время устранения недостатков товара станет очевидным, что они не будут устранены в определенный соглашением сторон срок, стороны могут заключить соглашение о новом сроке устранения недостатков товара. При этом отсутствие необходимых для устранения недостатков товара запасных частей (деталей, материалов), оборудования или подобные причины не являются основанием для заключения соглашения о таком новом сроке и не освобождают от ответственности за нарушение срока, определенного соглашением сторон первоначально.

2. В отношении товаров длительного пользования изготовитель, продавец либо уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель обязаны при предъявлении потребителем указанного требования в трехдневный срок безвозмездно предоставить потребителю на период ремонта товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами, обеспечив доставку за свой счет. Перечень товаров длительного пользования, на которые указанное требование не распространяется, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При выдаче товара изготовитель (продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан предоставить в письменной форме потребителю информацию о дате обращения потребителя с требованием об устранении обнаруженных им недостатков товара, о дате передачи товара потребителем для устранения недостатков товара, о дате устранения недостатков товара с их описанием, об использованных запасных частях (деталях, материалах) и о дате выдачи товара потребителю по окончании устранения недостатков товара.

4. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта.

Комментарий к Статье 20 Закона о Защите Прав Потребителей РФ

При обнаружении в товаре определенных недостатков, особенно, если это произошло в период его гарантийного срока, продавец или производитель обязан исправить ситуацию. Законодательство не только обязывает устранить недостатки или предоставить аналогичный товар, но и выполнить это по определенным правилам, предусматривающим создание максимально удобных условий для второй стороны.

Сфера регулирования

Статья 20 Закона «О защите прав потребителей» регулирует правила, по которым необходимо устранить недостатки в товаре. Продавец должен выполнить некоторые требования законодательства при осуществлении ремонта или замены продукции, которую уже нельзя отремонтировать. Потребитель же, в свою очередь, имеет право при обращении требовать исполнения каждого из пунктов ст. 20 ЗоЗПП РФ.

Структура и содержание

Статья 20 ЗоЗПП РФ имеет структуру, которая включает 4 пункта:

  • в п.1 устанавливается неукоснительная обязанность продавца, изготовителя устранить выявленные недостатки в установленный сторонами срок или максимально быстро. В последнем случае этот период не может превышать 45 суток. Кроме того, если становится очевидно, что ремонт не произойдет в срок, необходимо установить вместе с потребителем новые временные рамки. Отсутствие деталей для замены не является основанием для срыва сроков, установленных в законодательстве;
  • пункт 2 фиксирует обязанность продавца предоставить на весь период ремонта на безвозмездной основе аналогичный товар потребителю;
  • п. 3 устанавливает обязанность продавца на увеличение срока гарантийного использования. Период, когда товар был на ремонте и потребитель не использовал его, не зачитывается в гарантийный. После получения предмета потребитель должен также получить от продавца документ, в котором указано положение о продлении срока гарантийного использования;
  • пункт 4 фиксирует порядок замены или ремонта частей сложного изделия. Если на них был установлен отдельный период гарантийного использования, то он также продлевается по общему правилу.

Некоторые нюансы

В статье 20 ЗоЗПП РФ используется оценочное понятие, которое указывает на необходимость представления на период устранения недостатков товара с аналогичными свойствами. Что же подразумевается под ним? Это означает, что предоставляемая временно продукция должна исполнять те же функции, что и сданная на ремонт.

Кроме того, существует определенный Перечень, установленный Правительством РФ, в который входят сложные технически товары. К ним правило о предоставлении временной замены не относится. Это обусловлено тем, что такие предметы крупногабаритные, сложноустроенные и т.д.

образом, статья 20 ЗоЗПП РФ фиксирует обязанность производителя или продавца на соблюдение определенного порядка устранения недостатков. Это необходимо, чтобы потребитель сохранил право на гарантийный срок продукции, которая временно им не использовалась.