Отказ от медицинского освидетельствования на наркотическое опьянение

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Что грозит за отказ от теста на наркотики

Я гулял по парку и признаюсь честно, был в состоянии наркотического опьянения. В какой-то момент я вообще перестал понимать, где я нахожусь и вышел на проезжую часть, чем послужил причиной для аварии. К счастью никто не постражал, но на машинах остались вмятины.

На место аварии прибыли сотрудники ГИБДД и отвезли меня в отделение. После чего мы проследовали на мед. осведетельствование. Тест на алкоголь показал, что я трезв. От теста на наркотики я отказался. В целом, к тому времени я окончательно пришел в себя и вел себя естественно.

Был уже поздний вечер и меня посадили в одиночную камеру без окон. Видимо что-то вроде вытрезвителя для наркоманов. Там я просидел до утра.

Пока я сидел в вытрезвителе, у меня был коротких разговор с местным «надзирателем». Он спрашивал личные вопросы, вроде «а давно употребляешь?», а «а что употребляешь?», «не боишься ли подъсесть?». Я отвечал ему честно, и только потом заметил, что все это снимает камера видео наблюдения. Не знаю, важно ли это, но подумал уточнить эту подробность.

Перед тем как меня отпустить, меня допросил сотрудник полиции по поводу аварии. В объяснительной я написал лишь о факте задержании в момент попытки перейти дорогу.

С тех пор прошло несколько месяцев. Никто больше не звонил, повестки в суд или любые другие бумаги мне не приходили.

А теперь собственно вопросы:

1) Чем мне это грозит в будущем? Смогу ли я теперь получить водительские права? Могут ли быть проблемы с получением визы?

2) Как мне стоит действовать в дальнейшем? Имеет ли какой-то смысл проходить мед. осведетельствоваие у нарколога сейчас?

11 Декабря 2017, 18:07 Иван, г. Москва

Ответы юристов (4)

Добрый вечер, Иван. За невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ.

Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

1) Чем мне это грозит в будущем? Смогу ли я теперь получить водительские права? Могут ли быть проблемы с получением визы?

В соответствии с подпунктом «к» п. 15.2 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении который установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (Приложение № 1 к Наставлению по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» утвержденному Приказом МВД РФ от 12.02.2014 № 89-дсп) сведения о привлечении к административной ответственности хранятся в соответствии со сроком, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Однако на практике встречаются случаи, когда сведения о привлечении к административной ответственности хранятся в базе ГИАЦ МВД России значительно больший срок.

Стоит отметить, что согласно ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административных правонарушений в области законодательства о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах лицу, признанному больным наркоманией либо потребляющему наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества, судья может возложить на такое лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Контроль за исполнением такой обязанности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Однако, наложение вышеуказанных обязанностей это не обязанность суда, а право.

В случае постановки на учета в наркологическом диспансере у Вас возникнет проблема с получением права на управления транспортными средствами.

2) Как мне стоит действовать в дальнейшем? Имеет ли какой-то смысл проходить мед. осведетельствоваие у нарколога сейчас?

Согласно примечанию к ст. 6.9 КоАП РФ лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ.

Обращаться в медицинскую организацию или нет, решать Вам.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте! Если в отношении Вас не было вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ст. 6.9, 20.21 КоАП РФ, то значит факт потребления наркотических средств или появление в общественных местах в состоянии наркотического опьянения нигде не зафиксирован.

Препятствий для получения водительского удостоверения не будет равно как и других негативных последствий.

Также хочу отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП РФ, составляет один год со дня нарушения. Поэтому привлечение к ответственности нельзя исключить.

Действующим административным кодексом предусмотрено наказание, в том числе от прохождения медицинского освидетельствования.

оАП РФ, Статья 20.20. Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, а также в другом общественном месте, — влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток. Но, для направления на мед. освидетельствование уполномоченное лицо должно иметь веские основания (признаки наркотического употребления).

В Вашем случае привлечения к административной ответственности не было, следовательно последствий Вашего употребления не наступило.

Ограничений ни для получения водительского удостоверения, визы нет. В настоящее время получат какое либо заключение врача не имеет оснований, поэтому будьте впредь осторожнее с подобными веществами, а лучше исключите приём полностью.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Новые правила проверки на алкоголь и наркотики для водителей

Новый порядок проверки на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение.

Обновление 21.03.2016 года: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2015 года №344н «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств» вступает в силу 26 марта 2016 года.

Министерство здравоохранения вводит новые правила для проверки водителей на состояние опьянения. Так Минздрав разработал новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

Согласно новым правилам, планируется, что помимо проверки водителя с помощью алкотестера на состояние опьянения медицинские работники могут обязать водителя пройти дополнительные лабораторные исследования на предмет алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. Подобные дополнительные исследования в первую очередь направлены на выявление наркоманов за рулем автомобилей, которые также как и пьяные водители представляют большую угрозу безопасности дорожного движения.

Также согласно новой процедуре медицинского освидетельствования, врач имеет право выносить медицинское заключение о состоянии опьянения водителя из-за чрезмерного употребления лекарственных препаратов. К примеру, согласно новому закону, водитель который выпил слишком много обезболивающих лекарств (содержащие определенные химические вещества — подробнее об этом можно прочитать здесь) может представлять угрозу безопасности ПДД. В случае выявления опьянения из-за лекарств, водитель также как за состояние алкогольного опьянения будет признан врачом пьяным.

Новый документ Министерства здравоохранения, в случае его утверждения (проект новых правил медицинского освидетельствования водителей полностью подготовлен и размещен для ознакомления на сайте regulation.gov.ru), заменит старый нормативный акт Министерства, который был принят в 2003 году (в настоящий момент действует приказ Минздрава №308 от 14.07.2003 года).

Наше интернет-издание 1gai.ru провело полный анализ документа, с целью разъяснить все нововведения и ответить на возможные вопросы, которые будут возникать у водителей, после вступления в силу, нового нормативного акта Министерства здравоохранения.

В первую очередь новый порядок медицинского освидетельствования касается процедуры проверки водителей на состояние опьянения. Напомним, что в настоящий момент процедура выявления пьяных водителей разделена на два самостоятельных этапа. Так одна процедура проводится сотрудниками полиции на месте остановки водителя на дороге. Например, в случае подозрений сотрудников ГИБДД, что водитель находится в состоянии опьянения, медицинское освидетельствование проводится с помощью алкотестера, который возят с собой сотрудники полиции.

Если в результате замера выдыхаемого воздуха обнаружится, что в нем содержится больше 0,16 мг алкоголя, то водитель будет признан пьяным и на него будет составлен протокол о привлечение к административной ответственности. Далее сотрудник ГИБДД направляет документы в судебный орган для решения вопроса о назначении штрафа и лишения прав.

Второй вариант проверки водителя в настоящее время, это проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении. Обычно такое освидетельствование проводится, в случае, если водитель отказался проходить проверку на алкотестере, который есть у сотрудников полиции. Также проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении необходимо, если водитель после тестирования на алкотестере не согласен с результатами проверки, которую сделали сотрудники ДПС.

В случае если проверка проходит в мобильной лаборатории или медучреждении, то врач проводит освидетельствование с помощью алкотестера. Так водитель выдыхает воздух в специальную трубку устройства, и результаты фиксируются. Далее, согласно правилам, через 20 минут проходит повторная проверка. В случае выявления алкогольного опьянения составляется специальное заключение, на основании которого сотрудники ГИБДД составляют соответствующий протокол.

Стоит обратить внимание, что если после первой проверки на алкотестере в выдыхаемом воздухе не превышены пределы содержания алкоголя, то повторное исследование не проводится.

Чем новые правила медицинского освидетельствования отличаются от старых?

Новый порядок проверки на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение существенно отличается от правил принятых еще в 2003 году. Во-первых, новые правила освидетельствования подразумевают разделение состояние опьянения на следующие виды:

— Алкогольное опьянение – опьянение, вызванное потреблением алкоголя

— Наркотическое опьянение – опьянение, вызванное потреблением наркотических средств и (или) психотропных веществ, включенных
в Списки I − III Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. № 681 (далее – наркотические средства и психотропные вещества), а также их аналогами и производными

— Иное токсическое опьянение – опьянение в результате потребления способных вызвать нарушения или изменения в физиологических, психических или поведенческих функциях и реакциях человека химических веществ, в том числе лекарственных препаратах для медицинского применения
(за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ).

Медицинское освидетельствование на состояние опьянения теперь будет включать следующие виды исследований:

а) Осмотр врачом-специалистом (фельдшером)

б) Исследование выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя

в) Определение наличия психоактивных веществ в моче

г) Исследование уровня психоактивных веществ в моче

д) Исследование уровня психоактивных веществ в крови

В каких случаях водитель может быть отправлен сотрудниками ГИБДД на медицинское освидетельствование?

Согласно новым правилам медицинского освидетельствования водитель должен быть проверен на состояние опьянения в случае наличия признаков указывающих на возможное опьянение.

Признаки, которые могут указывать на употребление водителем алкоголя или наркотических средств:

— Запах алкоголя изо рта

— Резкое изменение окраски кожных покровов лица

— Поведение, не соответствующее обстановке

Проверка водителя на наркотическое опьянение

Новые порядок проведения медицинского освидетельствования теперь предполагает проверку водителя на употребление наркотических веществ. Для этого у водителя после осмотра врача (фельдшера), осуществляется отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования (экспресс-анализ).

Отбор биологического объекта производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи, в туалетной комнате, в условиях, исключающих возможность подмены биологического объекта.

В целях исключения фальсификации биологического объекта в течение первых трех минут после его отбора проводится измерение температуры
с помощью бесконтактного устройства с автоматической регистрацией результатов измерения (температура биологического объекта должна быть выше 30,0 0 С).

По результат проведенного медицинского освидетельствования, врач составляет медицинское заключение, в котором выносится одно из следующих медицинских заключений:

1) Установлено состояние алкогольного опьянения

2) Установлено состояние наркотического опьянения

3) Установлено состояние опьянения

4) Состояние опьянения не установлено

5) От медицинского освидетельствования отказался

В каких случаях водитель будет признан в состоянии наркотического опьянения?

Согласно действующему законодательству в случае выявления в биоматериалах водителя предельное содержание химических веществ, водитель будет признан пьяным (наркотическое опьянение). В результате сотрудники ГИБДД оформят административный протокол об управление автомобилем в состоянии наркотического опьянения и направят документы в суд о решение вопроса о лишении прав.

Например, если в биоматериалах водителя будут обнаружены 500 нанограмм опиатов, 25 нанограмм канабиоидов, 50 нанограмм кокаина, 500 нанограмм барбитуратов, то врач вынесет медицинское заключение о наркотическом опьянении. Подробнее о химических веществах, в случае превышения, концентрации которых водитель будет признан в состоянии наркотического или токсикологического опьянения можно посмотреть ниже.

Какие клинические признаки опьянения водителя?

Согласно новому порядку медицинского освидетельствования клиническими признаками опьянения являются:

1. Изменения психической деятельности.

Неадекватность поведения, в том числе сопровождающееся нарушением общественных норм, демонстративные реакции, попытки диссимуляции.

Заторможенность, сонливость или возбуждение.

Ускорение или замедление темпа мышления.

2. Изменение вегетативно-сосудистых реакций.

Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

Учащение или замедление дыхания.

Тахикардия или брадикардия.

Сужение или расширение зрачков.

Вялая реакция зрачков на свет.

3. Нарушения двигательной сферы

Двигательное возбуждение или заторможенность.

Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

Неустойчивость в позе Ромберга.

Ошибки при выполнении координаторных проб.

Тремор век и/или языка, рук.

Нарушения речи в виде дизартрии.

Какое допустимо максимальное содержание в моче наркотических средств и психотропных веществ?

Согласно приложения к новым правилам проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании, водитель у которого будут выявлено предельная концентрация веществ, указанных ниже в таблице, будет признан врачом в состоянии наркотического или токсикологического опьянения.

Уровни пороговых значений содержания в моче наркотических средств, психотропных веществ, иных химических веществ и их метаболитов, определяемые методами предварительного анализа

Наименование групп веществ

Концентрация нг/мл

Для лиц старше 18 лет

Для лиц до 18 лет

(6 моноацетилморфин, морфин, кодеин, дезоморфин и др.)

Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения
Порядок и правила определения наличия наркотических средств, психотропных и иных, вызывающих опьянение веществ и их метаболитов
Наркотическое опьянение

Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние наркотического опьянения
Управление транспортным средством в состоянии наркотического опьянения
Наркотическое опьянение
Порядок и правила медицинского освидетельствования на состояние наркотического опьянения
и определения наркотических средств или психотропных веществ в организме человека
при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица,
которое управляет транспортным средством
Заключение о состоянии опьянения в результате употребления наркотических средств или психотропных веществ

Изложенную ниже информацию рекомендуется использовать при организации защиты в судах по делам об административных правонарушениях, при организации защиты в суде без адвоката, при самозащите в суде, при ведении дел об административных правонарушениях в суде.

В соответствии с пунктом 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водитель транспортного средства обязан по требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил.

В соответствии с частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

Вопросы медицинского освидетельствования (медосвидетельствования) на состояние алкогольного опьянения лиц, которые управляют транспортными средствами (водителей транспортных средств), рассмотрены на страничке «Медицинское освидетельствование водителей транспортных средств на состояние опьянения (МОСО)«.

Ниже приведена информация о медицинском освидетельствование (МО) водителей транспортных средств на наркотическое опьянение (НО) (медосвидетельствование на наркотики).

С 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование на состояние опьянения (медосвидетельствование, МО, МОСО) лица, которое управляет транспортным средством, проводится в соответствии с приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», которым утвержден новый порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), отменены приложения № 1 — 6, 9 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения», в том числе и Инструкция по проведению медицинского освидетельствования, и согласно которому с 01 июня 2016 года вводится новая форма Акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) под тем же номером учетной формы, что действует и в настоящее время.

До 26 марта 2016 года медицинское освидетельствование водителей проводилось в соответствии с «Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы № 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 года № 308 в редакции приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10 января 2006 года № 1, от 14 июля 2009 года № 512н, от 15 февраля 2010 года № 85н, от 25 августа 2010 года № 724н, приказа Минздрава России от 05 марта 2014 года № 98н.

Согласно пункту 12 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», при медицинском освидетельствовании лиц, указанных в подпункте 1 пункта 5 настоящего Порядка (имеются в виду — водители транспортных средств), отбор биологического объекта (моча, кровь) для направления на химико-токсикологические исследования осуществляется вне зависимости от результатов исследований выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя.

Клиническими признаками опьянения может быть один или несколько признаков из перечисленных в приложении № 2 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического). В частности, характерными и наиболее часто указываемыми в акте признаками наркотического опьянения являются изменение размера зрачков, нистагм, неустойчивость в позе Ромберга, неточное выполнение точных движений, дрожание пальцев рук, измененное поведение, вегето-сосудистые реакции, то есть все те признаки, которые можно кратко охарактеризовать как совокупность нарушений физических или психических функций лица, управляющего транспортным средством.

Отбор, транспортировка и хранение биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований проводят в соответствии с «Рекомендациями по организации работы по отбору, транспортировке и хранению биологических объектов для проведения химико-токсикологических исследований на наличие алкоголя и его суррогатов, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ, вызывающих опьянение (интоксикацию), и их метаболитов» (приложение № 2 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ») (см. страничку сайта, а также — «Отбор пробы мочи для химико-токсикологического исследования»).

При этом, акт медицинского освидетельствования (акт МО, или акт МОСО, или акт медосвидетельствования) заполняется в полном объеме кроме заключения. Должностному лицу, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, выдается заверенная печатью медицинской организации и подписью врача (фельдшера), проводившего освидетельствование, справка произвольной формы, в которой отражается, что по результатам освидетельствования обнаружены (не обнаружены) клинические признаки опьянения, предусмотренные приложением № 2 к настоящему Порядку, медицинское освидетельствование будет завершено по получении результатов химико-токсикологического исследования биологического объекта. Копия указанной справки выдается освидетельствуемому (его законному представителю) (пункт 13 раздела «III. Порядок проведения медицинского освидетельствования» Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)).

Следует иметь в виду, что в справке, выдаваемой должностному лицу и свидетельствуемому водителю, не требуется указание конкретных клинических признаков опьянения.

Биологическим объектом для проведения химико-токсикологических исследований (ХТИ) на наличие наркотических средств и психотропных веществ является моча. Отбор биологического объекта (мочи) для направления на химико-токсикологические исследования производится в объеме не менее 30 мл в одноразовый контейнер для сбора мочи в туалетной комнате. Кровь на ХТИ отбирается при наличии у освидетельствуемого острых заболеваний, состояний, представляющих угрозу его жизни, или если в течение 30 минут после направления на химико-токсикологические исследования свидетельствуемый заявляет о невозможности сдачи мочи. Отбор крови производится из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки (флакона) объемами 10 мл и 5 мл.

Порядок и правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (водителя транспортного средства), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года № 475 «Правила определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством». Определение наличия наркотических средств или психотропных веществ осуществляется в химико-токсикологических лабораториях медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг) (пункт 3 Правил).

Максимальный срок для получения результатов химико-токсикологических исследований может определяться органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации с учетом удаленности химико-токсикологической лаборатории от медицинских организаций, осуществляющих освидетельствование, особенностей пересылки биологических проб и результатов исследования. Сроки проведения подтверждающих химико-токсикологических исследований не должны превышать трех рабочих дней с момента поступления пробы биологического объекта в лабораторию.

Химико-токсикологические исследования отобранных проб биологических объектов проводятся в месте отбора биологической пробы, в клинико-диагностических или химико-токсикологических лабораториях наркологических диспансеров (наркологических больниц) или иных медицинских организаций, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по клинической лабораторной диагностике или судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов (биохимической, генетической, медико­криминалистической, спектрографической, судебно-биологической, судебно­гистологической, судебно-химической, судебно-цитологической, химико­токсикологической).

Химико-токсикологические исследования пробы биологического объекта при медицинском освидетельствовании в обязательном порядке проводятся на следующие химические вещества, включая их производные, метаболиты и аналоги: опиаты, растительные и синтетические каннабиноиды, фенилалкиламины (амфетамин, метамфетамин), синтетические катиноны, кокаин, метадон, бензодиазепины, барбитураты, этанол и его суррогаты.

При положительных результатах химико-токсикологических исследований (ХТИ) предварительными методами (иммунохроматографический, иммуноферментный, поляризационный флуороиммуноанализ, тонкослойная хроматография) проводится их подтверждение одним или двумя подтверждающими методами (спектральные, хроматографические: специализированные системы для обнаружения опиатов, каннабиноидов, бензодиазепинов на основе тонкослойной хроматографии, газожидкостная хроматография, высокоэффективная жидкостная хроматография, хроматомасс-спектрометрия). Наиболее распространенными предварительными методами являются методы иммуноферментного или иммунохимического анализа. Наиболее распространенным подтверждающим методом является метод хроматомасс-спектрометрии.

По результатам химико-токсикологического исследования (ХТИ) биологического объекта оформляется «Справка о результатах химико-токсикологических исследований«, предусмотренная приложением № 11 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27 января 2006 года № 40 с использованием учетной формы № 454/у-06.

Список наркотических, психотропных и иных, вызывающих опьянение веществ и их метаболитов, в отношении которых наиболее часто проводятся химико-токсикологические исследования, представляет следующие наркотические средства и психотропные вещества: марихуана, конопля, гашиш, каннабис, каннабиноиды, тетрагидроканнабинол, опиум, опиаты, морфин, кодеин, героин, амфетамин, метамфетамин, фентанил, экстази, кофеин, мескалин, эфедрин, эфедрон, кокаин, крэк, спидболл, опоиды, метадон, трамадол, галлюциногы, фенциклидин, пи-си-пи, ЛСД, псилоцибин, пейот, снотворные, диазепины, барбитураты, синтетические наркотики, лекарственные препараты, содержащие нейротропные и психотропные вещества. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 30.06.1998г. № 681) в виде Списков наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен (Список I ), ограничен (Список II ), Списка психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (Список III ), Списка прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля (Список IV ), и постоянно дополняется.

Результаты химико-токсикологического исследования (ХТИ) на наркотические средства, психотропные и иные вызывающие опьянение вещества заносятся в акт медицинского освидетельствования (акт МО, или акт МОСО, или акт медосвидетельствования) после получения справки о результатах химико-токсикологических исследований с оформлением акта медицинского освидетельствования в соответствии с требованиями, изложенными в разделе » IV. Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования «Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

В соответствии с пунктом 15 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», медицинское заключение «установлено состояние опьянения» выносится в случае освидетельствовании водителей транспортных средств при обнаружении по результатам химико-токсикологических исследований в пробе биологического объекта одного или нескольких наркотических средств и (или) психотропных веществ. При этом, в соответствии с пунктом 20 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) при вынесении медицинского заключения об установлении состояния опьянения по результатам химико-токсикологических исследований пробы биологического объекта в пункте 14 Акта указываются наименования наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований. Наименование наркотических средств и психотропных веществ указывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации».

Согласно пункту 16 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», медицинское заключение «состояние опьянения не установлено» выносится в случае освидетельствовании водителей транспортных средств при отсутствии в пробе биологического объекта наркотических средств и (или) психотропных веществ.

Следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденного приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)», при медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в случаях обнаружения при медицинском освидетельствовании в пробе биологического объекта аналогов наркотических средств и (или) психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ (за исключением алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ), в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ медицинское заключение не выносится, при этом пункт 17 Акта перечеркивается, а в пункте 14 Акта указываются наименования и концентрация новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, химических веществ, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, вызывающих нарушение физических и психических функций, которые могут повлечь неблагоприятные последствия при деятельности, связанной с источником повышенной опасности, или метаболитов указанных средств и веществ, обнаруженных по результатам химико-токсикологических исследований.

В силу того, что непосредственно после медицинского освидетельствования заключение об установлении состояния опьянения или об его отсутствии врачом не выносится и отбирается биологический объект для химико-токсикологического исследования, говорить о выявлении (совершении) административного правонарушения не представляется возможным и протокол об административном правонарушении составляться не должен. В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, должен принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в виде определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (ч. 2 ст. 28.7 КоАП РФ), содержание определения установлена ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ, форма определения (рекомендуемый образец) приведена в приложении № 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения (приложение к приказу МВД РФ от 02 марта 2009 года № 185 в последующих редакциях) (с 20 октября 2017 года — в приложении № 7 к Административному регламенту исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденному приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 664). По окончании административного расследования, то есть после передачи акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения, составленного в окончательной форме, в адрес ГИБДД, должностное лицо которого возбудило дело об административном правонарушении, составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ). Время и место рассмотрения административного дела, возбужденного в отношении водителя, указываются либо непосредственно в определении, либо у водителя отбирается расписка об уведомлении о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении с помощью СМС-сообщения по телефону, либо уведомление о месте и времени рассмотрения дела производится иным предусмотренным законом способом.

В соответствии с пунктом 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 18 от 24 октября 2006 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.8 КоАП РФ, доказательством состояния опьянения водителя является акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения .

Однако при организации защиты по рассматриваемым делам не стоит игнорировать и справку о результатах химико-токсикологических исследований (справка о результатах ХТИ). Имеет смысл проверить соблюдение порядка и правил определения наличия наркотических средств, психотропных веществ и иных, вызывающих опьянение веществ, в том числе наличие лицензии у медицинской организации на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ (услуг) по химико-токсикологическом исследованию биологических объектов (пункт 3 Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством), применение зарегистрированных изделий медицинского назначения индикации и измерения, и медицинских технологии, разрешенных к применению, соблюдение процедур и правильность оформления документации, предусмотренных приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 года № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 года № 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических веществ, психотропных и других токсических веществ» (приложения 1, 2, 5-14 приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006г. № 40).

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 КоАП РФ, в случае установления врачом состояния опьянения, Вам грозит указанное выше административное наказание.

При квалификации административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.8 КоАП РФ, необходимо учитывать, что субъектом данного правонарушения является водитель транспортного средства независимо от того, является ли он владельцем данного транспортного средства. В случае вынесения обвинительного постановления Вам грозит наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.

При организации защиты в суде в случае привлечения к административной ответственности по ст. 12.8 КоАП РФ по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения, в первую очередь, рекомендуем продумать ответ на вопрос об отсутствии каких-либо Ваших возражений, замечаний и записей о Вашем несогласии с действиями ИДПС и с содержанием протоколов в графе «Объяснение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» и в графе «Объяснения и замечания по содержанию протокола» протокола об административном правонарушении, если таковые обстоятельства имеют место. Естественно, что Ваш ответ должен быть достаточно аргументирован и убедителен для судьи.

Соответствующие требования по обоснованности и убедительности относятся и к ответу на вопрос об употреблении лекарственных средств или иных средств и препаратов при записи в пункте 12 акта медицинского освидетельствования «Сведения о последнем случае употребления алкоголя, лекарственных средств, наркотических средств и психотропных веществ (со слов освидетельствуемого)».

Следует иметь в виду, что судебная система самостоятельно не вправе давать медицинскую оценку результатам исследований биологических сред организма человека, в частности выносить за врача заключение о состоянии опьянения. Однако, например, в основу обвинительных судебных решений судов Тульской области, вплоть до обвинительного постановления Верховного Суда РФ в лице Меркулова В.П. от 03 марта 2014 года № 38-АД14-2, положены результаты тестирования иммунохроматографическим экспресс-тестом содержания наркотических веществ в моче.

Если Вы не согласны с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в отношении Вас, Вы вправе пройти так называемое «независимое» медицинское освидетельствование в сторонней медицинской организации, имеющей соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) и по химико-токсикологическим исследованиям, и оспорить заключение по результатам медицинского освидетельствования на состояние опьянения в федеральном органе Министерства здравоохранения РФ, а также изложив соответствующие доводы о недопустимости акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, либо в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Срок прохождения «независимого» медицинского освидетельствования в настоящее время не регламентирован.

В настоящее время в связи с положительными результатами рассмотрения надзорных жалоб в Верховном Суде РФ по делам, содержащим сведения о результатах так называемого независимого медицинского освидетельствования, вновь стал актуальным вопрос о прохождении независимого медицинского освидетельствования.

Информация по организации защиты с целью возврата водительских прав изложена на страничках настоящего сайта — см. «Карта сайта. Навигация: Правовая помощь, консультации, услуги и защита прав в области дорожного движения».

Вы можете получить профессиональную консультацию по юридическим и медицинским вопросам и ответы на интересующие Вас вопросы, воспользовавшись контактной информацией, приведенной на страничке «Обратная связь».

Практика положительного разрешения дел в Верховном Суде РФ в условиях, когда нижестоящие судебные инстанции выносят обвинительные постановления и решения, свидетельствует о том, что следует идти до конца. Главным и определяющим здесь является правильное формулирование и обоснование своих доводов по защите без иллюзии, что суд сам за Вас сделает это.