Орксэ урок моральный долг

05.11.2018 Выкл. Автор admin

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
Урок по ОРКСЭ по теме «Моральный долг»

Урок в 4 классе

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ «Моральный долг»

Цель урока: формирование представления у учащихся о моральном долге (гражданский, родительский, профессиональный, патриотический).

-овладение навыками осознанного построения речевых высказываний;

-знакомство с понятиями моральный долг, моральная обязанность и понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе

-развитие навыков находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга.

-развитие представлений младшего подростка о значении морального долга в жизни личности, семьи, общества;

— воспитание чувства ответственности, обязательности;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о моральном долге

ЛичностныеУУД : оценивание собственной учебной деятельности, своих достижений, самостоятельности.

Предметные УУД: Осознать ценности выполнения морального долга в жизни страны.

Метапредметные УУД: совершенствовать работу с текстом, с понятиями.

ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Оборудование для детей: учебник «Основы светской этики», раздаточный материал (тексты художественных произведений), заготовки для светофора.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, мультимедийная презентация, учебник «Основы светской этики».

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные: слово учителя, беседа; демонстрационные: презентация, видеофрагмент.

Виды деятельности: групповая, фронтальная, творческая, словарная работа.

Урок ОРКСЭ на тему «Моральный долг». 4-й класс

Цели:

  • Предметная – создать условия для формирования понятий «долг», «моральный долг», «милосердие», «моральные нормы», «благодарность»; способствовать активизации осознания данных ценностей и духовности в человеческой жизни.
  • Метапредметная – создать условия для формирования умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия; для формирования навыков смыслового чтения готовности слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
  • Личностная – организовать коллективную работу и работу в группах для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Тип урока: объяснение нового материала.

Планируемые результаты:

  • Предметные – познакомить учащихся с понятиями «моральный долг», «долг» как основой нравственного выбора человека. Продолжать знакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; представлений о светской этике; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности; осознание ценности человеческой жизни.
  • Метапредметные – учить осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, способствовать проявлению самостоятельности суждений ,осуществлять поиск и обработку информации.
  • Личностные – воспитывать уважительное отношение к свободному выбору личности, формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Основные понятия: долг; моральный долг; моральные нормы; благодарность; моральные обязанности.

Метапредметные связи с литературой, окружающим миром.

Организация пространства – групповая; фронтальная;

Ресурсы (оборудование):

  • основные – учебные пособия для комплексного учебного курса «Основы светской этики» ;
  • дополнительные – классная доска с набором картинок; видеофильм, энциклопедическая и справочная литература .

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный пересказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа, решение проблемной ситуации, дифференцированная работа.

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

(Дети приветствуют друг друга улыбкой)

– Я рада вас видеть, прошу садиться.

2. Проверка домашнего задания.

А) Фронтальная работа с классом

О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
– С каким понятием познакомились?
– Какие условия нужны для этого?
– Приведите примеры.

Б) Индивидуальная работа учащихся

(дифференцированная работа на карточках; работа у доски по изученной ранее теме)

3. Актуализация знаний учащихся

– Ответьте на вопросы.

  • Подберите синоним к слову ЗЛО? (ДОБРО)
  • Определение, какого понятия я прочитаю сейчас.

– Черта характера личности и её действий, которая говорит о том, что человек отвечает за собственный свободный выбор. (ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)

  • Какое чувство, мы испытываем к родным и близким? (ЛЮБОВЬ)
  • Человек, совершающий подвиг проявляет ……… (ГЕРОИЗМ)

– Составьте слово, из первых букв данных слов. (ДОЛГ)
– Объясните значение этого слова.
– Прочитаем, как дается определение слову «ДОЛГ» в словаре.
– А сейчас мы посмотрим фильм-притчу «Воробей». (Проблемная ситуация)
– Данная ситуация относится к общественному долгу?
– Почему, вы так решили?
– Докажите …
– Что мы подразумеваем под словосочетанием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»?
– Какова тема урока сегодня?

4. Новая тема

Сегодня тема урока «Моральный долг».
– Как вы понимаете ее?
– Что бы вы хотели узнать по этой теме?
– Сегодня нам предстоит разобраться с понятием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ».
– Почему он так важен?
– С кем может связывать долг?

5. Физкультминутка

6. Открытие детьми новых знаний

А) Работа по 1 абзацу учебника на странице 26.

Что такое «Долг»?
– Что такое «Моральный долг»?

Б) Беседа учителя о моральных обязанностях:

  • Моральные нормы.
  • Уважительное отношение.
  • Бескорыстная помощь.
  • Благодарность.

В) Работа в группах

По плану:

  • Характеристика обязанности.
  • Примеры.
  • Оценивание правильности подобранных примеров.

1 гр. – Моральные нормы.
2 гр. – Уважительное отношение.
3 гр. – Бескорыстная помощь.
4 гр. – Благодарность.

Г) Проверка и оценка работы учащихся в группах

Организация работы учащихся в группе:

  • задания выполняются по плану;
  • используется учебник, жизненный опыт и информация, полученная на уроке;
  • умение вносить коррективы (исправление допущенных ошибок);
  • оценка своих ответов и ответов одноклассников.

7. Закрепление и обобщение изученного материала

Игра «ДА» или «НЕТ» (проверка знаний полученных на уроке)

– На следующие вопросы вы отвечаете только словами “Да” или “Нет”.

  • Осознанные действия человека называются долгом? (ДА)
  • Связан ли со свободой моральный долг? (ДА)
  • Связан ли с ответственностью моральный долг? (ДА)
  • Обижать младших, обманывать, брать чужое – это моральная норма? (НЕТ)
  • Моральные нормы или обязанности – это общепринятые в обществе правила? (ДА)
  • Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)
  • Существует ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)
  • Завидовать, обзываться, пинаться – это норма? (НЕТ)
  • Надо ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)
  • Является ли нормой умение благодарить ? (ДА)
  • Забота о детях – это обязанность родителей? (ДА)
  • Дети должны помогать родителям? (ДА)

Взаимопроверка выполненной работы. Правильные ответы записаны на доске.

8. Домашнее задание

1. Стр. 26-27;
2. Выполнить задание 2 стр.27;
3. Составить рассказ по теме «Моральный долг».

9. Рефлексия

Ответы на вопросы:

– Назовите тему урока?
– Что такое моральный долг?
– В чем особенность морального долга?
– Какие моральные обязанности есть у человека?
– Почему мы должны это знать?
– Что вам больше всего запомнилось?
– Оцените свою работу на уроке?

Презентация к уроку (4 класс) по теме:
Моральный долг.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Тема урока «Моральный долг»

Модуль «Основы светской этики» 4 класс Урок №11 Тип урока: комбинированный

Аннотация Данная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 4 классе по учебному комплексу ОРКСЭ и служит пособием при разработке и проведению урока по данному курсу.

Цель : формирование представления о моральном долге Задачи : воспитывать чувство ответственности, обязательности; учить находить выход из сложных жизненных ситуаций, требующих исполнения морального долга. формировать нравственные нормы поведения;

Оборудование и средства наглядности: ПК Иллюстрации Учебные тетради Учебное пособие

Основные термины и понятия: Моральный долг Моральная обязанность

Компетентности, формируемые у обучающихся: Коммуникативная Социальная

Ход урока Организация деятельности учащихся. Проверка домашнего задания. Прослушивание и обсуждение рассказов учащихся об ответственном поведении человека (из литературы)

III . Словарный диктант. Качество, противоположное злу (добро) Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) Величайшее чувство, доступное человеку (любовь) Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм)

Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм

IV .Объявление темы. (запись в тетрадь) Вы узнаете, что такое -моральный долг -моральная обязанность

V .Изучение нового материала. Составление кластера -Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом. — С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

Моральный долг Родители, семья Друзья , одноклассники Соседи Ветераны Родина, страна Город , село

2.Работа в парах. Приведите примеры выполнения морального долга. Составьте предложение со словом долг . 3.Обсуждение результатов самостоятельной работы 4.- Обратитесь к словарю, выпишите значение слова долг . — Совпадает ли ваше понимание значения слова с тем, что написано в словаре?

Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг называют моральной обязанностью

VI . Работа со статьёй. Комментированное чтение. Вопросы по содержанию.

VII .Закрепление изученного. 1.- Продолжите фразы: « Всеобщее осуждение окружающих вызывает. »

2. « Человека в обществе будут уважать за…»

Собери пословицу: Долг не ревёт, а честь смолоду. Сам погибай, а спать не даёт. Береги платье снову, товарища выручай.

VIII .Подготовка учащихся к беседе с членами семьи. Что ты расскажешь членам семьи о моральном долге и моральных обязанностях?

IX . Подведение итога урока. Вспомните всё, о чём говорилось на уроке. Подумайте и сделайте вывод, что такое моральный долг.

X . Домашнее задание. Подбери пословицы на тему урока. Найди иллюстрации по данной теме. Посоветуйся с родителями и составь рассказ о моральном поступке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «Моральный долг» составлена совместно с моим сыном для выступления на уроке.

Разработка урока по предмету ОРКСЭ. Тема «Моральный долг».

Презентация к уроку «Моральный долг» по новому модулю «Светская этика» для 4 класса. Содержание урока дополнено хужожественными произведениями.

Урок к презентации по теме «Моральный долг» 4 класс.

Моральный долгСоздание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

Углубление знаний о добродетели, повторение ранее изученных понятий. Расширение знаний о моральных принципах, применение полученных знаний в жизни. Развитие аналитико-синтетических процессов на пример.

На уроке пользуемся «Письмами о доброте» Д.С. Лихачёва. В основе морального долга, по мнению Дмитрия Сергеевича, забота о ближних! Важно учить детей заботиться друг о друге.

План-конспект урока по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
Урок ОРКСЭ по теме: «Моральный долг»

На уроке пользуемся «Письмами о доброте» Д.С. Лихачёва. В основе морального долга, по мнению Дмитрия Сергеевича, забота о ближних! Важно учить детей заботиться друг о друге!

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Конспект урока по теме: «Моральный долг» в модуле «Основы светской этики» 4 класс Автор урока: Першина Ирина Ивановна учитель начальных классов

Тема урока: Моральный долг Цель урока: Формирование представлений у учащихся о моральном долге Задачи: образовательные: повторить понятия: добро, ответственность, любовь, героизм познакомиться с новыми понятиями: моральный долг, моральные нормы, моральные обязанности, установить их связи воспитательные : формировать нравственные нормы поведения «собственного Я» воспитывать чувство ответственности и морального долга, проявляя заботу о близких и родных формировать самооценку, помогая осознать её развивающие : развивать чувства понимания, уважения друг к другу, умения прислушиваться к мнению других, работая в паре, группе, коллективе Оборудование: на доске слова «Мы начинаем!» наглядность: «я и мой моральный долг», цитата « Поступай так, как велит долг человека» (Цицерон) составление на доске кластера «Моральный долг» по ходу урока (для него заготовить стикеры) презентация «Что объединяет людей?» («Письма о добром» Д.С. Лихачёва) раздаточный материал для работы в паре: карточка №1 «Кроссворд» карточка №2 «Индуктор» карточка №3 « Денотатный граф» карточка №4 « Кластер» карточка №5 стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь» карточка №6 рефлексия «Продолжи фразу» Основные термины и понятия: на повторение — добро, ответственность, любовь, героизм новые понятия — долг, моральные нормы, моральные обязанности, моральный долг Компетентности, формируемые у учащихся: коммуникативная личностная познавательная

Прочтите на доске слова: «Мы начинаем!» — Сегодня мы много будем работать в паре, поэтому вежливо поприветствуйте друг друга. — Помните, что, уважая друг друга, можно договориться о многом! — О чём пойдёт сегодня разговор, вы узнаете, когда кроссворд отгадаете (работа в паре) карточка №1 Д обро О тветственность Л юбовь Г ероизм 1. Качество, противоположное злу (добро) 2. Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность) 3. Величайшее чувство доступное человеку (любовь) 4. Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм) — Какие понятия вы вспомнили?

1) Постановка учебной проблемы — Что вы заметили? (по вертикали появилось слово долг и на доске появляется понятие «долг») -Как это понятие связано с добром, ответственностью, любовью, героизмом? 2) Поиск ответа а) работа в паре карточка №2 «Индуктор» -Попробуйте в паре составить на стикере предложение со словом «долг» так, чтобы оно было связано с данными понятиями. — Кто готов, выходите к доске и приклеивайте стикер вокруг понятия «долг» (учитель зачитывает вслух предложения детей). Вывод: Это наше представление о долге. (Возможно его нужно будет разделить на группы: денежный долг, профессиональный (служебный) долг, патриотический долг по отношению к Родине, моральный (нравственный) долг. В этом случае нужно сказать детям, что сегодня мы будем разговаривать только о «моральном долге.)

б ) работа с учебником — Найдите в учебнике понятие «долг» на стр. 26 «Долг — это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм» — Какие ассоциации у вас возникли, когда вы прочитали это понятие? в) — Для ответа используем приём «Денотатный граф» (имя— глагол—имя) долг обязывает осознавать (понимать): (моральные нормы)исполнять(моральные обязанности) На карточке №3 Дополните данную схему существительным и связанным с ним прилагательным, пользуясь учебником на стр. 26 — С какими же понятиями в данном определении связан долг? ( моральные нормы и моральные обязанности) Как вы это понимаете? ( правила и их выполнение ) — О каком же долге у нас сегодня пойдёт речь? (о моральном долге ) ( учитель добавляет слово «моральный » в кластер на доске) — С кем, по вашему мнению, нас связывает моральный долг?

г) карточка №4 Составление кластера Моральный долг с родителями с друзьями семьей с одноклассниками с учителями с соседями жителями одного города жителями одной страны Проверка: Называйте по одному слову от пары. ( учитель дополняет кластер на доске) — Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? (мнения детей)

г) Просмотр презентации «Что объединяет людей?(Слайд 1) — Дмитрий Сергеевич Лихачёв, известный русский учёный, писатель, который много сделал для сохранения и развития культуры нашей страны. Он написал книгу «Письма о добром и прекрасном». В одном из писем он поднимает проблему: «Что объединяет людей?» и даёт ответ: (Слайд 2) «Забота. Забота скрепляет отношения между людьми!» Просмотр следующих слайдов без комментариев. (слайды 3 — 9) Слайды 10 — 11 — зачитываются Какой вывод можно сделать? ( Моральный долг повелевает нам делать только хорошие поступки

— Самое главное — запомни: Моральный долг — это твой выбор! а) Учитель читает стихотворение: Но как бы жизнь нас ни ломала, в ней некое есть волшебство. Хороших людей слишком мало, И всё-таки их большинство. Стань добрым волшебником! Ну-ка попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой, Понять и исполнить желание другого Одно удовольствие, честное слово!

б) А теперь прочтите в паре стихотворение Редьярда Киплинга «Заповедь» и попробуйте ответить, а что такое «заповедь». карточка № 5 Редьярд Киплинг «Заповедь» 1.Владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей за смятенье всех, 2.Верь сам в себя, наперекор вселенной, И маловерным отпусти их грех, 3. Пусть час не пробил — жди, не уставая, пусть лгут лжецы — не снисходи до них, 4. Умей прощать и не кажись, прощая, великодушней и мудрей других. 5.Умей мечтать, не став рабом мечтанья, и мыслить, мысли не обожествив, 6.Ровно встречай успех и поруганье. Не забывая, что их голос лжив. 7. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловлять глупцов, 8. Когда вся жизнь разрушена, и снова ты должен всё воссоздавать с основ.

12. Останься прост, беседуя с царями, 13 Останься честен, говоря с толпой, 14. Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, пусть все , в свой час, считаются с тобой, 15. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег,- Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек! — Что же такое «заповедь»? (правило жизни) Вывод: Значит, моральный долг — жизнь по особым моральным правилам!

в) — Попробуйте сформулировать правило, зашифрованное в ваших строчках. (Каждой паре даются свои строчки.) Напишите это правило крупно на листочке. — Кто готов — повесьте его на доску! г) Вывод: Таким образом, мы создали «Наши заповеди»: — Владей собой! — Верь сам в себя! — Не лги! — Умей прощать! — Умей мечтать!

— Спокойно реагируй и на похвалу и на замечание! — Будь скромным! Скромность украшает человека! — Не падай духом! — Рискуй! Риск — благородное дело! — Что было, то прошло! Ни о чём не сожалей! — Будь ответственным! — Будь прост в общении! — Дал слово — сдержи его!! — Уважай других! — Бескорыстно помогай другим! — Имей цель в жизни и всегда стремись к ней!

д) А зачем нужны заповеди? Продолжите фразу на карточке №6 рефлексия: «Знать заповеди нужно для того, чтобы …(быть воспитанным). Но только знать их недостаточно, потому что их надо . » ( выполнять) « Поступай так, как велит тебе долг человека » (Цицерон) (вывешивается на доске) — Как ты понимаешь эти слова? ( надо жить по совести ) ( учитель добавляет в кластер слова: Я и мой. моральный долг )

— Задумайся, а всегда ли ты выполняешь свой моральный долг? — Что тебе захотелось изменить в себе после нашего разговора? -Есть ли те, кто хотел бы ответить вслух на эти вопросы? (заслушиваем мнения детей по желанию) Подумайте над примерами выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы. Может, ты захочешь приготовить какой-нибудь проект по теме «Зов долга?» (например: игра-викторина «Долг в жизни людей разных профессий», сообщение-презентацию или сочинение «Долг в судьбе человека», «Народные пословицы о долге» или придумать свой проект)

9. Умей поставить, в радостной надежде, на карту всё, что накопил с трудом, 10. всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть о том. 11. Умей принудить сердце, нервы, тело Тебе служить, когда в твоей груди Уже давно всё пусто, всё сгорело И только Воля говорит «Иди!»

Сегодня может быть не каждый Всё принял, понял и достиг, Но безусловно очень важно Почувствовать хоть малый сдвиг.

Урок по ОРКСЭ на тему «Моральный долг»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема: «Моральный долг»

Выполнила: Псарева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МБОУСОШ №36 г. Тулы

Урок по теме: «Моральный долг»

— формирование понятия моральный долг;

— расширение знаний о моральных принципах;

— применение полученных знаний в жизни.

— развитие умения высказывать свою и точку зрения;

— развитие умения сравнивать, выделять главное;

— развитие аналитико — синтетических процессов на примерах литературных произведений;

— развитие сознательного и добровольного выполнения моральных обязанностей;

— развитие творческого воображения.

— способствование осознанию учащимися необходимости исполнения моральных норм;

— воспитание патриотизма, уважения к старшим.

Оборудование к уроку:

— проектор, презентация по теме: «Моральный долг»;

— Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Прсвещение,2012;

— раздаточный материал: рассказ писателя

-Здравствуйте ребята ! Я рада вас сегодня видеть и для того чтобы наша работа была успешной давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко)

Вместе легко и всегда интересно.

Целеполагание и мотивация.

— Дети, я предлагаю вам разгадать кроссворд и узнать тему нашего урока. ( Слайд)

Нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними ( Добро).

Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей ( Мораль).

Противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить и исправить ( Зло).

Это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества ( Эгоизм).

— Какое слово получилось?

— Тема нашего урока будет связана с этим словом ( Моральный долг).

— Какие цели поставим на уроке?

Узнать, что такое долг.

В чём особенность морального долга.

Какие моральные обязанности есть у человека.

Актуализация знаний и умений.

(Работа в группах )(Слайд )

— Откроем словарь и найдём значение слов: I группа — слово долг

II группа — слово мораль

— Придумайте предложение с этими словами.

— Какие пословицы и поговорки вы знаете с этими словами?

— Дополните пословицы и объясните их значение: (Слайд )

……… невелик, да лежать не велит.

Кто служит Родине верно, тот …… исполняет примерно.

— Подумайте и определите смысл словосочетания «моральный долг»

Первичное усвоение знаний.

— Откройте учебники на странице 26, прочитайте первый абзац текста.

— Проанализируем текст, ответив на мои вопросы.

Чем моральный долг отличается от понятия долг?

Какими словами можно заменить «моральный долг»?

— Прочитаем выделенные предложения.

Какие обязанности есть у людей?

Осознание и осмысление нового учебного материала.

Продолжим чтение учебного материала. (Слайд)

— Какие обязанности должен выполнять каждый человек?

исполнять установленные в обществе моральные нормы;

уважать других людей и их права;

бескорыстная помощь другим людям;

благодарность в оказании помощи другому;

забота о больных, стариках;

Первичное закрепление нового учебного материала

Коллективное чтение произведения Л.Н.Толстого «Прыжок», обсуждение моральных качеств героев. (Слайд)

Л. Н. Толстой «Прыжок»

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было — она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.

Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ли ему, или плакать.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик погрозил ей и крикнул на неё, но она ещё злее рвала шляпу.

Матросы громче стали смеяться, а мальчик покраснел, скинул куртку и бросился за обезьяной на мачту. В одну минуту он взобрался по верёвке на первую перекладину; но обезьяна ещё ловчее и быстрее его, в ту самую минуту, как он думал схватить шляпу, взобралась ещё выше.

— Так не уйдёшь же ты от меня! — закричал мальчик и полез выше.

Обезьяна опять подманила его, полезла ещё выше, но мальчика уже разобрал задор, и он не отставал. Так обезьяна и мальчик в одну минуту добрались до самого верха.

На самом верху обезьяна вытянулась во всю длину и, зацепившись задней рукой за верёвку, повесила шляпу на край последней перекладины, а сама взобралась на макушку мачты и оттуда корчилась, показывала зубы и радовалась.

От мачты до конца перекладины, где висела шляпа , было аршина два, так что достать её нельзя было иначе, как выпустить из рук верёвку и мачту.

Но мальчик очень раззадорился. Он бросил мачту и ступил на перекладину. На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.

Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было ему повернуться и дойти назад до мачты. Все молча смотрели на него и ждали, что будет.

Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

В это время капитан корабля, отец мальчика, вышел из каюты. Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек.

Он увидал сына на мачте, и тотчас же прицелился в сына и закричал:

— В воду! прыгай сейчас в воду! застрелю!

Мальчик шатался, но не понимал. «Прыгай или застрелю. Раз, два. » и как только отец крикнул: «три» — мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул.

Точно пушечное ядро, шлёпнуло тело мальчика в море, и не успели волны закрыть его, как уже 20 молодцов матросов спрыгнули с корабля в море. Секунд через 40 — они долги показались всем — вынырнуло тело мальчика.

Его схватили и вытащили на корабль. Через несколько минут у него изо рта и из носа полилась вода, и он стал дышать.

Когда капитан увидал это, он вдруг закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтоб никто не видал, как он плачет.

(Должно быть уважение к старшим, родительский долг)

Игра «Ответь правильно»

(Учащиеся отвечают «да» или «нет») (Слайд)

1. Долг- это осознанные действия человека? (ДА)

2. Моральный долг связан со свободой? (ДА

3. Моральный долг связан с ответственностью? (ДА)

4. Обижать младших, обманывать, брать чужое- это моральная норма? (НЕТ)

5.Моральные нормы или обязанности- это общепринятые в обществе правила? (ДА)

6. Нужно ли уважать других людей и их права? (ДА)

7.Есть ли документ, в котором прописаны какие права имеет человек? (ДА)

8. Завидовать, обзываться, пинаться- это норма? (НЕТ)

9. Нужно ли заботится о пожилых и больных людях? (ДА)

10. Уметь благодарить- это норма? (ДА)

11. Родители должны заботится о своих детях? (ДА)

12. Дети должны помогать родителям? (ДА)

Разговор о моральном долге нельзя не рассказать о движении, которое существует в мире. Это «Волонтерство».Волонтёрская или добровольческая деятельность осуществляется на основе привлечения людей разных возрастов для оказания помощи без расчёта на денежное или иное вознаграждение. Вот пример волонтёрского движения в нашем городе. 2500волонтёров из Тульской области помогают детям из социальных учреждений, депутаты и волонтёры Новомосковска очистили от мусора берег истока реки Дона, группа «Мирабель» собирает гуманитарную помощь для детских домов и организовывает праздники для малышей, волонтёрский отряд «Лиза Алерт» занимается поиском пропавших людей, в организации эстафеты Олимпийского огня приняли участие 900 волонтёров, 5 туляков – волонтёров участвовали на Олимпиаде в Сочи.

Домашнее задание: 26-27 чтение, ответы на вопросы. Узнай у родителей, что для них профессиональный долг и расскажи об этом на следующем уроке.

Подведение итогов. Рефлексия.

— что узнали нового на уроке?

— что расскажите родителям?

— какой момент вам запомнился больше всего на уроке?