Обоюдная вина дтп каско

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Кому заплатят по ОСАГО, если оба виноваты?

Каждый водитель прекрасно понимает, что если он станет виновником ДТП, полис ОСАГО позволит ему полностью или частично избежать необходимости компенсировать финансовые потери пострадавшего. Но будет ли платить страховая компания, а главное – сколько и кому, если причиной аварии частично выступят обе стороны? Иными словами, что будет, если вина окажется обоюдной.

Что такое «обоюдная вина»?

Сразу оговоримся, что в административном праве (Гражданском кодексе, законе об ОСАГО) такого понятия, как «обоюдная вина» не существует. Под так называемой «обоюдкой» страховщики и сотрудники ГИБДД подразумевают ситуации, когда все участники ДТП в той или иной степени оказались нарушителями правил дорожного движения. Итак, при дорожно-транспортном происшествии могут возникнуть три ситуации:

  1. ДТП однозначно произошло по вине одного из участников дорожного движения. Все последствия этого очевидны, следовательно, выплату по ОСАГО получает потерпевший.
  2. Автоинспекторы выносят официальное постановление о прекращении производства по делу «в связи с невозможностью установить картину ДТП из-за противоречивых показаний его участников». В случае несогласия заинтересованных сторон с таким решением, дальнейшее выяснение обстоятельств происшествия будет происходить в суде.
  3. Нарушителями ПДД в группе разбора признаются оба участника аварии. Каждому выписываются протокол и постановление по делу об административном правонарушении.

С точки зрения юристов говорить об обоюдной вине можно только в третьем случае.

Кому и сколько заплатят при «обоюдке»

Поскольку наше законодательство никак не регулирует вопросы, связанные с обоюдной виной в ДТП, страховые компании решают проблему с выплатами по ОСАГО в подобных случаях очень просто:

  • Компенсируют каждому потерпевшему-виновнику по 50% ущерба, поскольку сложившаяся на данный момент судебная практика диктует именно такое развитие ситуации. Суды при этом основываются на закрепленной в ГК РФ норме (ст. 1083), что в случае невозможности установления степени вины, она автоматически признается равной. В то время, как доказать обратное, т.е. «неравность» оказывается порой очень сложно.
  • Отказывают в выплате всем заявителям, объясняя это невозможностью установить степень вины каждого участника ДТП. Зачастую при этом страховщики прекрасно осознают неправомерность своих действий и просто надеются, что клиенты не пойдут доказывать свою правоту в суд.

Между тем, справедливость и п. 2 ст. 1083 ГК РФ требуют, чтобы выплаты каждой стороне производились пропорционально степени вины. Теоретически никто с этим не спорит. Только вот установить меру истинной виновности и убедить в этом суд весьма непросто. Суды, как правило, идут по пути наименьшего сопротивления – присуждают участникам аварии выплаты в равных долях. Впрочем, изредка случается, что при участии «виртуозных» адвокатов страховые компании обязывают произвести выплату в ином, чем 50 на 50 процентном соотношении, например, 90% на 10%, 80% на 20% и т.д. Но в реальности, даже если очевидно, что виновность одной из сторон гораздо меньше, чем другой, и есть шанс добиться большей выплаты, редкие автовладельцы готовы бороться до победного конца. Особенно из-за небольших сумм.

В случаях обоюдной вины большинство водителей с легкостью соглашаются на предложение страховой компании о половинчатой компенсации: «лучше синица в руках, чем журавль в небе». Одним словом, «обоюдка» выгодна страховой компании, поскольку правовая неразбериха оставляет ей немалое пространство для маневра. Что же касается порядка выплаты 50/50, поясним на примере. Водитель А получил ущерб на 50 000 рублей, а водитель В – на 100 000 рублей. В случае признания обоюдной вины, они, соответственно, получат 25 000 и 50 000 рублей.

Особенности оформления ДТП при обоюдной вине – как компенсируется ущерб автомобилю, и в каком размере, как подтвердить и доказать свою невиновность

Многоканальная бесплатная горячая линия 8 (800) 775-93-16

Юридические консультации по лишению прав, ДТП, страховом возмещении, выезде на встречную полосу, штрафам, покупке и обмену автомобиля и другим вопросам.

Ежедневно с 9.00 до 21.00

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 775-93-16 .
Это быстро и бесплатно!

Большинство россиян автолюбители с малым или значительным стажем, и как правило, соблюдают ПДД. Однако от этого происшествий не становиться меньше. Иногда виноват один участник движения, а иногда возникает обоюдная вина при ДТП, или «обоюдка».

Когда виноваты оба водителя это далеко не всегда «радует» инспекторов ГАИ, так как в ситуации разбираться будет сложнее. Соответствующих документов заполнять надо в разы больше.

Самым сложным в этой ситуации является определение степени виновности обоих водителей. Как это делается, а также о правилах возмещения убытков при совместной ответственности, расскажем в статье.

Понятие обоюдной вины при совершении ДТП

Дадим определение – это происшествие с участием передвигающегося по автотрассе транспорта, в результате которого причинен ущерб здоровью людей, а также их имуществу.

Специального определения описываемой темы в ПДД, которой посвящена статья нет. Она больше имеет практически характер и отражается в различных документах, составляемых при возникновении этого вида правонарушения на трассе или в городских условиях.

Обоюдная вина при совершении ДТП это когда в столкновении автомобилей виноваты оба гражданина. Объем правонарушения совершенного каждым обычно определяют судебные органы и сотрудники ГАИ.

Ответственность будет признана общей, даже если к ней был, привлечен лишь один из водителей, или не был привлечен никто.

Ситуации, при которых вина при ДТП признается обоюдной

Она возникает, когда виноваты оба. Законодательство объясняет, при каких условиях это может произойти.

Для этого необходимо, чтобы:

  • одним из субъектов движения нарушено требование дорожного знака «уступите дорогу»;
  • другой водитель, в это время двигавшийся по главной дороге, нарушил скоростной режим.

Виновность обоих это когда ПДД как бы не нарушены, но произошло происшествие, либо показание обоих субъектов заметно противоречат друг другу, а других достоверных данных подтверждающих вину лиц не зафиксировано.

Общая вина устанавливается посредством результатов расследования в суде гражданского дела с учетом выявленных обстоятельств.

Злоупотребления, связанные с обоюдной виной

Понять степень нарушения каждого можно исходя из составления общей картины произошедшего. Бывает, что один из водителей указывает, что все произошло в соответствии с действиями другого, целенаправленно умалчивает факты, снимая себя ответственность либо пытаясь разделить ее с другим лицом.

На недобросовестные действия указывает несколько признаков.

  • когда столкновение очевидно, но одно из лиц может настаивать на общей ответственности, чтобы разделить компенсацию вреда с другим гражданином и возместить 50% от объема нанесенных повреждений;
  • если видны явные нарушения только второго автолюбителя, то первый может скрыть свои «косяки» (превышение скорости, проезд перекрестка на «красный», выезд на чужую полосу и т. п.), чтобы возместить все.

Поэтому, нередко одному человеку, попавшему в аварию, приходиться выявлять попытки второго участника правонарушения разделить с ним ответственность или выставить его единственно виноватым.

Как оформляется ДТП с обоюдной виной

Первым дело необходимо вызвать инспекторов ГАИ. Они осмотрят место происшествия и составят схематичный план-схему. Затем начнутся процессуальные мероприятия.

Существует несколько вариантов фиксации:

  • заполнение бланков протоколов представителями правоохранительных органов;
  • непосредственно на стационарном посту ГАИ, или в городском, районном отделении МВД РФ;
  • оформление по европротоколу (причинен ущерб только ТС, у обоих автолюбителей есть полисы ОСАГО, размер его не превышает установленного лимита, споров между людьми нет).

Факты и доказательства субъектов пришествия должны быть немедленно оформлены и отражены в документах. К ним должны быть приложены фото и видеоматериалы, чтобы максимально воспроизвести события случившегося.

Оформление ДТП сотрудниками Госавтоинспекции

При оформлении столкновения, действия сотрудников ГИБДД должны происходить в соответствии с действующими нормами Административного Кодекса РФ и Приказа МВД России от 23.08.2017 № 664.

Каждая из сторон происшествия считающая вину общей, имеет право настаивать на письменном отражении в документах, оформляемых полицией, доказательств указывающих на нарушение правил дорожного движения также со стороны второго субъекта человека.

  • объяснительные;
  • схемы;
  • протоколы;
  • определения;
  • постановления.

Действующий Административный регламент, упразднил Справку о дорожном происшествии, которая была длительное время основным документальным доказательством, указывающим на обстоятельства произошедшего. С 20 октября 2017 г. эти справки уже не выдаются.

Оформление ДТП с последующим участием сотрудников полиции

Непосредственные участники столкновения могут произвести оформление «неприятного случая» на стационарном посту ДПС или в территориальном подразделении МВД.

Перед началом процедуры фиксации, предполагающей сдвиг автомобилей с места, лица, в присутствии сотрудников МВД РФ обязаны зафиксировать посредством фото-, видеосъемки все обстоятельства произошедшего, а именно:

  • конкретное положение автомобилей относительно объектов дорожной инфраструктуры и по отношению друг к другу;
  • следы, все предметы, возникшие при столкновении (отметины на окружающих объектах, зона разброса обломков, деталей, все следы на покрытии дороги );
  • все видимые, и возможно имеющие скрытые повреждения ТС.

По согласованию с сотрудниками ГАИ составить схему места совершения правонарушения можно самостоятельно.

При заполнении бланков документов уже сотрудниками полиции, в процессе получения объяснений, заинтересованная сторона может сконцентрировать внимание инспектора на нарушении ПДД со стороны другого участника. При этом желательно обосновать свое мнение скрупулезно собранными им доказательственными материалами (документы, записи видеорегистратора , фото и пр.).

Оформление ДТП без участия сотрудников полиции

Федеральный закон «О страховании гражданской ответственности» (ст. 11) гласит, что на основании Извещений о дорожном происшествии это возможно сделать.

Чтобы заполнить Извещения можно руководствоваться нормативной базой МВД РФ, а именно «Методическими рекомендациями по оформлению соответствующей документации дорожно-транспортном происшествии» при условии, что нет разногласий между сторонами.

Если один из граждан отказывается подписать Извещение, оформление не допускается без присутствия сотрудников МВД РФ.

Особенности возмещения ущерба

Каждая ситуация, в результате которой гражданину или ему имуществу нанесен ущерб регулируется соответствующими правовыми нормами. Рассматриваемое правоотношение не исключение. Условия компенсации регламентируются п. 3 ст. 1079 ГК РФ.

Их можно разделить по двум категориям:

  1. Возмещается третьим лицам владельцами столкнувшихся автомобилей.
  2. Непосредственным участникам происшествия возмещается на общих основаниях.

Если при столкновении автотранспорта вина признана общей, все выплаты должны осуществлять оба гражданина. При обоюдной вине по ОСАГО страховая выплата выплачивается пропорционально степени застрахованного лица (обычно 50%).

Обоюдная вина и европротокол

Лица, оформляющие столкновение по системе европротокола должны согласиться с тем, что они оба виновны в столкновении, и указать все свои нарушения ПДД в Извещении, которое составляется в 2-х экземплярах.

Каждое лицо причастное к сложившей ситуации должно направить принадлежащий ему экземпляр в течение 5 (пяти) рабочих дней в страховые компании, с момента возникновения дорожного происшествия. К нему следует приложить заявление о необходимости возмещения понесенных убытков.

При таком раскладе производится выплата на основании имеющейся вины обоих лиц в объеме 50% от величины ущерба, но не больше предусмотренного лимита по европротоколу.

Возмещение по ОСАГО

По ОСАГО при обоюдной вине страховщики произведут возмещение расходов на основании следующих фактов:

  1. Каждый из водителей признан виновным в произошедшей ситуации и нанес вред другой стороне. Тогда ущерб возмещается с учетом установленной степени ответственности каждого из автолюбителей (напр., 35% на 65%).
  2. Когда объем вины граждан не ясен, то возмещается все долях равных друг другу то есть по 50%.

Заключаемым соглашением со страховой компанией страхуется только риск ответственности владельца автомобиля (гражданской) за вред причиненный третьим лицам (водителям, пешеходам, пассажирам), тогда как причинение ущерба самому ТС своему не покрывается ОСАГО.

Выплаты КАСКО

У всех автолюбителей есть этот полис. КАСКО при обоюдной вине нанесенный ущерб может возместить полностью.

Однако он может и не предоставлять защиту в комплексе при ряде обстоятельств:

  • полис оформлен по ограниченной программе страхования, под которую попадают не все возможные риски;
  • при заключении установлена франшиза, исключающая возмещение ущерба в конкретном размере.

Существуют условия, по которым страхование КАСКО может быть не осуществлено. Это когда лицо, допущенное к управлению ТС или непосредственно сам страхователь, находились в следующей ситуации:

  • в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (одурманивания);
  • лишено права управления ТС;
  • умышленно повредило автомобиль;
  • причинило застрахованной машине вред по неосторожности в результате нарушения ПДД.

Перед тем как заключить договор КАСКО, рекомендуем предварительно проанализировать все возможные риски, учесть их, и только потом выбрать наилучший пакет услуг.

При наличии пострадавших

Обоюдная вина при ДТП с пострадавшими по-разному будет учитываться. Здесь влияет зависимость от того, кто будет признан потерпевшим.

Если нанесенный вред исходил не от пострадавшего, а он вообще являлся третьим лицом (пассажиром столкнувшегося ТС, водителем третьего автомобиля, не попавшего в аварию), вред его здоровью будет возмещаться виновниками ДТП, страховыми компаниями либо солидарно.

Пострадавший гражданин может потребовать возмещение нанесенного ущерба, от всех совместно, так как от каждого должника отдельно. Объем возмещения может быть полным так и частичным.

Пострадавший является водителем виновным в столкновении, то ущерб его здоровью возмещается в соответствии со ст. 1064 ГК РФ. Здесь учитывается степень его вины и объем вреда.

Если ответственность и автомобиль не застрахован

В этой ситуации вина при ДТП, если нет страховки, определяется с учетом нарушений правил дорожного движения, которые явились причиной столкновения.

При отсутствии полиса ОСАГО у водителя являющегося сопричинителем ущерба означает, что возмещать вред он должен из своих личных средств.

При отказе в такой ситуации лицом возмещать вред, потерпевшему следует немедленно обратиться в суд с исковым заявлением.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Вступивший в силу приговор суда по уголовному делу либо постановление или решение судебного органа по делу об административном правонарушении, вынесенные в отношении кого-либо из виновников столкновения будут обязательны при рассмотрении гражданского дела о возмещении вреда.

Особенно если имело место осуществление незаконных действий водителем.

Если лицо заблуждается, предполагая, что не нарушал ПДД, нужно объяснить, что говорят факты, зафиксированные дознавателем в документах. Лучше всего дополнительно собрать фото- и видеоматериалы, разыскать очевидцев пришествия, указывающие на его вину.

Бывает, что сотрудники МВД не выяснили все факты. Тогда следует обжаловать принятые ими процессуальные акты в установленном порядке, если есть четкие основания невиновности.

В порядке административного производства

Когда гражданин не согласен с результатами по делу об административном правонарушении, вынесенным в отношении него после столкновения, он имеет право отказаться от его подписания и сообщить о своём несогласии инспектору.

При таком развитии событий в отношении него будет составлен протокол об административном правонарушении, в котором можно конкретно указать свое несогласие с предъявленными нарушениями.

При рассмотрении дела в суде или в ГИБДД можно пользоваться своими правами, предоставленными ст. 25.1 КоАП РФ с целью доказательства своей невиновности в происшествии на дороге.

Постановление о привлечении к ответственности может быть обжаловано через вышестоящий компетентный орган (начальник, апелляционный суд) в течение 10 дней со дня его вручения его на руки.

В рамках гражданского процесса

Суд не примет самостоятельного заявления об установлении степени вины участников аварии, так как законом это не предусмотрено.

При условии, что один из участников движения не согласен со своей виной, ему следует обратиться страховую компанию за получением возмещения по ОСАГО второго виновника. В такой ситуации надо добиваться возмещения хотя бы 50% от суммы, выплачиваемой при виновности обоих участников движения.

Затем можно обратиться с иском к страховой компании о взыскании возмещения в недостающей части. Когда причиненный вред истцу превышает компенсацию по ОСАГО, надо привлечь второго участника ДТП к ответственности. Если у него не было полиса ОСАГО, тогда иск предъявляется только к виновнику столкновения.

При рассмотрении гражданского иска в суде нужно обязательно установить степень вины каждого из участников аварии, и уже с учетом нее взыскать выплату со страховой компании либо компенсацию с другим виновником.

Способы доказывания степени вины

Степень вины каждого водителя доказывается на основании собранных материалов в рамках дел об административных правонарушениях либо уголовного производства, возбужденного по факту аварии.

При этом учитывается доказательственная база и прилагающейся к ним: фото- и видеоматериалов, показаний свидетелей и иных вещественных или документальных сведений, в том числе собранных непосредственно водителями.

Чтобы сделать профессиональную оценку действий участников происшествия и воспроизвести в точности все обстоятельства её совершения, назначается специализированная судебная экспертиза.

При обоюдной вине в ДТП группой экспертов, изучаются:

  • фото- и видеозаписи, видеорегистраторов;
  • показания очевидцев;
  • процессуальные документы, оформленные при аварии.

Уже с экспертного заключения, судья будет устанавливать причинно-следственную связь между действиями водителей и допущенными ими нарушениями, и непосредственно причинением ущерба, фиксируя степень вины каждого.

Примеры судебной практики

Лучшим примером при осмыслении любого вопроса, для человека – это уже вынесенные судебные акты по той или иной проблеме. Рассматриваемая ситуация не исключение.

Чтобы читателю было ясно, что изложено в статье, предлагаем ознакомиться с наиболее часто встречающимися ситуациями в судебной практике. Это даст представление о том, как действовать в сложившихся обстоятельствах.

Ведь именно в судах апелляционной и кассационной инстанции дела рассматриваются очень скрупулезно. Выявляются все тонкости споров о вине в ДТП.

Пример 1. При признании вины совместной учитываются только нарушения ПДД, явившиеся причиной ДТП

Новосибирский областной суд решил оставить в силе решение судебного органа первой инстанции о взыскании со страховой компании второй части 50%, ранее уже выплатившей первую половину, исходя из того, что виноваты оба.

Судья указал, что поскольку нарушение правил дорожного движения одним из участников (истцом) не стоит в прямой причинно-следственной связи с аварией, то нарушение правил вторым водителем и привело к столкновению автомобилей и является основным действием, повлекшим это событие и соответственно причинение вреда.

Пример 2. Суд может отступить от принципа равенства ответственности участников аварии с обоюдной виной в зависимости от размера допущенных каждым нарушений ПДД

Омский областной суд рассмотрел решение суда первой инстанции и оставил его в силе – о начислении в пользу собственника поврежденного автомобиля сумм компенсации с других субъектов, произошедшего, не имеющих страховки ОСАГО, при этом привлеченных к административной ответственности, но при этом виноватых.

Суд признал справедливым определение объема ответственности граждан, совершивших аварию в пропорции 40% на 60%, исходя из спектра допущенных нарушений.

Пример 3. Судебная экспертиза по гражданскому делу не имеет преимущества перед постановлением по делу об административном правонарушении

Суд г. Архангельска отменил решение суда первой инстанции, которое в свою очередь, было вынесено с нарушениями. Основными доказательством вины человека явилось заключение судебного эксперта об общей ответственности участников аварии, так как в составленном заключении и постановлении по делу об административном правонарушении все факты указывали на виновность только одного субъекта.

Было указано, что вынесенное ранее решение, обязательно должно было дать объективную оценку вердикта судебного эксперта и обозначить конкретные мотивы, по которым приоритетным было заключение эксперта перед иными доказательствами.

Советы и рекомендации

Если попали в ДТП, первое что нужно сделать, это не паниковать.

При совершении столкновения, где просматривается вышеуказанная ситуация рекомендуется:

  1. Вызвать сотрудников госавтоинпекции.
  2. Немедленно начать сбор доказательств своей невиновности и соответственно виновности второго участника движения.
  3. Следить за тем, чтобы инспектор все зафиксировали по совершенной аварии, и ничего не упустили в схемах, протоколах, определениях.
  4. При несогласии с оценкой обстоятельств произошедшего, которая вынесена сотрудниками МВД или судом, немедленно обжаловать ее посредством обращения в вышестоящую судебную инстанцию или орган.
  5. При рассмотрении гражданских исков, активно участвовать в совещании, представлять судье письменные и устные пояснения, доказательства своей позиции.

В любом случае, действуя законными методами можно добиться нужного результата. Если со стороны представителей компетентных органов или граждан просматривается недопонимание или нежелание решить тот или иной вопрос, без которого невозможно объективное разрешение проблемы, ни в коем случае не следует опускать руки.

Лицам, участвующим в процессе можно всегда отстоять свои права до конца, если они нарушены, обозначить свое несогласие, потребовать пересмотра дела, если просматриваются существенные нарушения закона.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — спросите в комментариях ниже или позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 677-66-82 (Москва)
+7 (812) 424-34-73 (Санкт- Петербург)

Что такое обоюдная вина при ДТП. Когда вина считается обоюдной, как это доказать, ответственность.

Эксплуатация автомобиля без ОСАГО сейчас запрещена. Это обосновано: именно благодаря страхованию тот водитель, по чьей вине пострадали люди или было повреждено при ДТП имущество, может не беспокоиться о том, сможет ли он прямо сейчас расплатиться – за него платит страховая компания.

Однако иногда возникают ситуации, когда никого из участников аварии нельзя назвать однозначно виновным — по сути, каждый из них одновременно и виновник, и потерпевший. Как быть в этой ситуации, и кому и за кого будет платить страховщик?

○ Обоюдная вина при ДТП.

Прежде всего разберёмся с тем, какая вина при ДТП должна считаться обоюдной. Чёткого определения этого термина нет ни в КоАП РФ, ни в ГК РФ. Однако на практике под такой формой вины и страховщики, и инспектора ГИБДД понимают ситуацию, в которой каждый из участников ДТП тем или иным образом стал нарушителем Правил – и каждый из них был привлечён к административной ответственности за нарушение ПДД.

При этом необходимо помнить: сам по себе факт нарушения Правил, допущенного каждым из водителей, не означает обоюдности вины. Закон однозначно гласит: возмещение распределяется в соответствии со степенью вины каждого из участников движения – но для того, чтобы эту степень установить, необходимо, чтобы состоялся суд. Нарушение ПДД как таковое может к ДТП не иметь никакого отношения. Проиллюстрировать это можно с помощью следующих примеров:

  1. Один из водителей проехал на красный сигнал, а второй ездил на автомобиле без прав. Налицо правонарушение со стороны каждого – но говорить о том, что не имевший прав каким-то образом виновен в конкретном ДТП, не приходится.
  2. Один водитель не уступил дорогу машине, имевшей согласно Правилам преимущество – а второй совершил обгон через двойную сплошную, не удержал машину на курсе и протаранил автомобиль первого. Здесь уже можно утверждать, что хотя бы в минимальной степени, но вина каждого из водителей в совершении аварии имеется.

○ В каких случаях признаётся обоюдная вина водителей в ДТП.

Как правило, речь об обоюдной вине возникает в следующих ситуациях:

  • Обстоятельства ДТП таковы, что определить, по чьей конкретно вине оно произошло, не представляется возможным. Как правило, такое бывает при малозначительных ДТП (например, задетая машина на стоянке).
  • Напротив, при административном разборе чётко видно, что именно конкретные действия каждой из сторон стали причиной аварии. Приведённый выше пример с обгоном относится именно к этой ситуации.
  • Обе стороны при оформлении по «Европротоколу» согласились, что виновны в аварии.

Кроме того, надо помнить, что даже в том случае, если есть вина обоих водителей, «обоюдки» может и не быть. Дело в том, что конкретную степень вины может определить лишь суд – и может случиться так, что:

  • Суд не смог разобраться в ситуации и по имеющимся доказательствам установить, по чьей конкретно вине произошло ДТП.
  • Оба водителя сочли ущерб малозначительным и просто не стали обращаться с исковым заявлением.

В обоих случаях получить хоть какие-то средства по ОСАГО вряд ли сможет хоть кто-то из участников ДТП.

○ Степени вины при обоюдном ДТП.

Но даже в ситуации, когда была установлена вина обоих водителей, обоюдная вина может оказаться разной.

Такое возникает в тех случаях, когда оба участника ДТП в равной степени поспособствовали тому, чтобы произошла авария. Для установления такой степени вины необходимо:

  1. Наличие нарушений ПДД со стороны обоих водителей.
  2. Непосредственная связь допущенных нарушений с произошедшей аварией. Здесь классическим является пример с пьяным водителем, в которого врезался трезвый. Нарушил ли тот, кто употребил спиртное за рулём, Правила? Да, нарушил – и будет за это соответствующим образом наказан. Но связано ли его опьянение с произошедшей аварией? Если он двигался с установленной скоростью и не нарушал правил о манёврах – нет, он окажется невиновен в ДТП и получит полную компенсацию за повреждённую машину. В этом случае может не оказаться даже обоюдной вины.
  3. Действия водителей представляют собой нарушения Правил примерно равной тяжести.

Надо отметить, что для последнего пункта немалое значение имеет и количество нарушенных пунктов ПДД, и величина наказания за каждое нарушение, предусмотренная КоАП РФ. Такая методика спорная, однако на практике судами она применяется достаточно часто. В этом случае на основании имеющихся материалов и – прежде всего! – заключения экспертизы судья смотрит, что конкретно нарушил каждый из водителей. Если число нарушенных пунктов и возможное административное наказание совпадают, степень вины следует признать равной.

Собственно говоря, именно равная степень вины чаще всего встречается при «обоюдке». Достаточно сложно доказать, что, к примеру, один виновен на 30%, а другой водитель – на 70%.

Однако в тех случаях, когда очевидно, что действия одного из участников являются менее грубым нарушением правил, чем у другого, речь может идти уже о разной степени вины. Зачастую судьями здесь применяется та же методика, что была описана выше. Связано это с тем, что, по сути, иного пути может и не быть. Даже высококвалифицированный эксперт не всегда может ответить, насколько прямо связаны действия каждой из сторон ДТП с наступившими последствиями – а принимать решение судье как-то надо.

Характерным примером ДТП с обоюдной виной различной степени является следующая ситуация: первый водитель остановил на трассе неисправный автомобиль, не только не включив аварийную сигнализацию, но и не выставив знак остановки. Второй водитель, двигавшийся с превышением скорости, на полном ходу врезался в стоящую машину. В результате был причинён как имущественный ущерб, так и вред здоровью пассажира. Очевидно, что:

  • Обе стороны обоюдно виновны в ДТП (если бы первый водитель выставил знак на положенном расстоянии, второй, возможно, заметил бы стоявший автомобиль и не допустил бы столкновения).
  • Но вина первого намного меньше: если бы второй двигался с допустимой скоростью, он успел бы заметить и среагировать даже без установленного знака.

В описанном случае суд счёл, что степень вины первого и второго водителя соотносятся как 10% к 90%. Кассационная инстанция оставила такое решение в силе.

○ Кто оплачивает ущерб при обоюдной вине.

Многие считают, что если вина в совершённом ДТП лежит на обоих водителях, то каждый из них является одновременно и виновником, и потерпевшим – а потому ущерб никто никому не платит: обоюдная вина поглощается. На самом деле это и близко не так. Вот что говорит на этот счёт п. 22 ст. 12 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (обычно называемого просто «Закон об ОСАГО»):

  • «Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.
  • Страховщики осуществляют страховое возмещение в счет возмещения вреда, причиненного потерпевшему несколькими лицами, соразмерно установленной судом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе предъявить требование о страховом возмещении причиненного ему вреда любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность лиц, причинивших вред.
  • Страховщик, возместивший вред, совместно причиненный несколькими лицами, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.
  • В случае, если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия судом не установлена, застраховавшие их гражданскую ответственность страховщики несут установленную настоящим Федеральным законом обязанность по возмещению вреда, причиненного в результате такого дорожно-транспортного происшествия, в равных долях».

Схожую норму содержит и п. 2 ст. 1083 ГК РФ. Согласно её требованиям, возмещение уменьшается в том случае, если вред отчасти возник по причине грубой неосторожности самого потерпевшего. А при обоюдной вине, как уже можно было заметить, оба участника являются одновременно и потерпевшими, и виновниками причинённого вреда.

Таким образом, можно увидеть следующее:

  • Степень вины каждого из участников учитывается при расчете выплат.
  • Возмещение выплачивается только после решения суда.
  • Если судебного решения нет или если суд не смог определить степень вины, возмещение делится в соотношении 1:1 (или 1:1:1, если участвовало трое и т. д.).

А теперь посмотрим, как это выглядит практически.

○ Страховые выплаты по ОСАГО и КАСКО при обоюдной вине.

Из приведённой выше нормы Закона об ОСАГО следует, что выплата возмещения будет пропорциональна степени вины каждого из участников. И варианты тут могут быть следующие:

✔ Выплата 50 на 50.

Это самый распространённый вариант. Он используется как в случаях, когда до суда дело не дошло, так и тогда, когда суд приравнял друг другу степень вины обоих участников. В этом случае каждый из виновных получит лишь половину от той суммы, в которую вылился причинённый ему ущерб.

Пояснить это можно следующим примером. Допустим, в ДТП пострадали два автомобиля. Эксперт-оценщик сделал заключение, что ремонт одной машины обойдётся в 50 тысяч рублей, а другой – в 40 тысяч. Суд признал, что обоюдная вина обоих водителей равна. В этой ситуации страховые компании, с которыми были заключены договора по ОСАГО, заплатят:

  1. Первому водителю – 25 тысяч рублей.
  2. Второму – 20 тысяч.

Недостающие суммы на ремонт автовладельцам придётся изыскивать самостоятельно. Взыскать их со второй стороны не получится.

Но, предположим, разбит настолько дорогой автомобиль, что даже половина стоимости превышает размер выплат по ОСАГО. Как быть в этом случае? Здесь как раз можно обратиться в суд и взыскать недостающий размер со второго участника. Однако взыскивать можно будет лишь половину от общей стоимости ущерба – вина обоюдна и действует п. 2 ст. 1083 ГК РФ.

✔ Расчет по степени виновности.

В том же случае, если суд состоялся и определил, что вина не равно, возмещение также будет выплачено не полностью. Однако в этой ситуации страховые компании уже не просто «резать пополам» выплаты, а уменьшать их пропорционально степени вины каждого участника.

Снова возьмём двух водителей из приведённого выше примера, но допустим, что первый виноват на 10%, а второй – на 90%. В этом случае выплаты будут следующими:

  1. Первому – 45 тысяч рублей.
  2. Второму – всего 4 тысячи.

○ Выплаты по КАСКО.

Отдельно нужно сказать, как платится КАСКО в том случае, если вина обоюдна. Здесь надо учитывать условия, на которых заключался страховой договор.

В том случае, если ДТП подпадает под условия страхового случая и нет оснований для отказа (например, состояния опьянения и т. д.), КАСКО будет выплачено полностью: при таком виде договора страховщик не интересуется степенью вины, он возмещает ущерб. Единственным последствием будет то, что следующее страхование станет дороже – не будет скидки за безаварийную езду.

Но если вина водителя такова, что делает случай не страховым – он теряет право на возмещение по КАСКО. Однако это условие должно быть чётко прописано в договоре – и при необходимости его можно оспорить через суд.

○ Как нужно оформлять аварию при обоюдной вине.

В том случае, если вина в ДТП обоюдна, водителям нужно предпринять следующие действия:

  • Остановить машины и не трогать их с места до прибытия на место аварийных комиссаров от страховщика или сотрудников ГИБДД.
  • Самостоятельно зафиксировать как можно больше доказательств вины другой стороны. Для этого нужно сделать фотографии, найти свидетелей и записать их контактные данные, сохранить запись видеорегистратора, если он имеется и был включен, и т.д.
  • Вызвать ГИБДД и уведомить страховую компанию.
  • После прибытия на место инспектора нужно проследить, что он отражает в протоколе. Категорически не следует сразу же брать вину на себя: в итоге по результатам разбора на комиссии может получиться, что вся вина будет возложена на вас, а вторая сторона будет признана только пострадавшей. Необходимо при оформлении протокола как можно чётче проговаривать свою позицию, давать объяснения и добиваться их включения в протокол, обращать внимание инспектора на те обстоятельства, которые подтверждают вину другой стороны. При известном везении и незначительности вашего нарушения можно добиться того, что вас виновным в ДТП вообще не признают.
  • На административном разборе нужно придерживаться той же линии и подтверждать лишь то, что виноват второй водитель.
  • Если вы уверены, что вина второй стороны больше, чем ваша – нужно непременно обращаться в суд и добиваться там определения степени вины. Иначе, как было уже сказано, страховые компании выплатят обеим сторонам лишь половину суммы.

В том случае, если повреждения незначительны, люди не пострадали и спора о вине нет, можно воспользоваться «Европротоколом» и заполнить документы для страховой, вызвав лишь аварийного комиссара. Многие считают, что при таком способе оформления нельзя получить возмещение. Однако на самом деле ничего такого в законе не сказано. Единственное, что нужно иметь в виду при оформлении по «Европротоколу» — это размер возмещения. По состоянию на 2017 год он составляет лишь 50 тысяч рублей. Следовательно, при обоюдной вине получить удастся не более 25 тысяч.

○ Действия сотрудников ГИБДД.

В тех случаях, когда ДТП оформляет инспектор ГИБДД, необходимо проследить за следующими моментами:

  • Должна быть составлена справка о ДТП. Она выдаётся на руки каждому участнику.
  • Должен быть составлен протокол.
  • Должно быть подготовлено постановление о правонарушении, предусмотренном КоАП РФ. Поскольку при обоюдной вине всегда нарушаются Правила, то это означает, что имелось и административное правонарушение.

В свою очередь в протокол заносятся данные:

  • О расположении машин после ДТП, включая схему расположения.
  • О результатах замеров от контрольных точек на местности до машин.
  • О видимых повреждениях на автомобилях.
  • О объяснениях участников аварии.

○ Доказывание обоюдной вины.

В каждом судебном процессе доказывание – это индивидуальный процесс, зависящий от конкретных обстоятельств дела. Однако в случае, если речь идёт о ДТП с обоюдной виной, есть несколько рекомендаций, которые пригодятся в любом случае.

Прежде всего, необходимо доказать, что нарушение Правил было совершено обеими участниками. Здесь в качестве доказательств следует использовать протоколы и справки ГИБДД, постановления, вынесенные по результатам дела. Также могут применяться и показания свидетелей, самостоятельно сделанные видеозаписи и фотографии, показывающие положение машин после ДТП, тормозные следы, степень повреждения и т. д.

Кроме того, нужно помнить, что суд принимает во внимание не только действия сторон, но и иные обстоятельства дела. В частности, участник процесса может, обосновывая свою позицию, сослаться на погоду в момент аварии и, как следствие, состояние дорожного полотна. Здесь как доказательство может быть использована справка из местного центра гидрометеорологии.

Наконец, следует помнить, что важны и профессиональные знания – поэтому не следует пренебрегать возможностью получить экспертное заключение: автотехническое, оценочное и т. д. Кроме самого заключения следует вызывать в суд и экспертов – особенно если у второй стороны есть возражения или дополнительные вопросы.

При этом надо учитывать, что никакие доказательства для суда заранее определённой силы не имеют – и суд исследует их все вместе, определяя степень вины по совокупности обстоятельств. В частности, даже документы из ГИБДД могут быть не приняты во внимание, если другие доказательства не подтверждают изложенные в них обстоятельства.

○ Примеры судебной практики.

Как выглядят результаты рассмотрения дела в суде, лучше посмотреть на конкретных примерах. В частности, в начале 2017 года Ленинским районным судом в Санкт-Петербурге было рассмотрено дело о возмещении ущерба в ДТП с обоюдной виной: один из участников нарушил скоростной режим, а второй – правила пересечения перекрёстков. Истец, не согласившись с распределением вины 50:50, подал в суд иск. В нём он пытался доказать, что его вина меньше, и возмещение должно распределяться по пропорции 25:75. Однако в суде ответчик привлёк эксперта и смог доказать, что истец имел возможность предотвратить аварию. В результате распределение было оставлено прежним. Рассмотрение дела в апелляционной инстанции оставило решение в силе.

Вторым примером является случай, рассмотренный в г. Орёл в 2015 году. Обстоятельства дела таковы: в ДТП виновным был признан только один водитель, нарушивший правила поворота на перекрёстке. Тот факт, что водитель, считавшийся потерпевшим, превысил скорость, ГИБДД во внимание не принял. Виновник не оспаривал решение, поскольку его автомобиль был застрахован по КАСКО, и свою компенсацию он уже получил. Однако через полгода владелец второй машины, не удовлетворённый размером выплат по ОСАГО, подал в суд иск. В суде владелец первой машины смог доказать, что ДТП произошло по вине обоих водителей (несмотря на справку, протокол и постановление ГИБДД) – и в результате взысканная с него сумма была судом уменьшена в два раза.

○ Советы юриста:

✔ Можно ли оформить европротокол?

На практике часто возникает вопрос о том, допустимо ли оформление ДТП по Европротоколу, если обе стороны виновны в ДТП. Здесь нужно учитывать следующее:

  1. П. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО требуют, чтобы при обоюдной вине выплаты были равными, если суд не установил конкретную меру виновности каждого участника.
  2. П.21 постановления Пленума ВС РФ от 29.01.2015 №2, подтверждает эту позицию и прямо указывает, что право на выплаты сохраняется даже в случаях, когда нет документов от полиции.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: оформление Европротокола допустимо и при обоюдной вине. Однако надо помнить: согласно нормам о самом Европротоколе, он используется лишь в случаях, когда оба участника ДТП не имеют споров о том, кто из них виновен. Если кто-то из них оспаривает сам факт своей вины или её степень – следует действовать уже в обычном, а не упрощённом порядке.

✔ Ответственность за оставление места ДТП обоими водителями при обоюдной вине.

Оставить место ДТП оба водителя могут только в двух случаях:

  1. Когда они составили Европротокол и разъехались, не вызывая ГИБДД.
  2. Когда они вместе составили и подписали схему ДТП и приехали с ней на ближайший пост ДПС для оформления (п. 2.6 ПДД).

В всех остальных случаях потребуется как минимум наличие серьёзных и уважительных причин для того, чтобы куда-то уехать. И водитель, оставивший место ДТП, может быть привлечён к административной ответственности вне зависимости от степени вины.

Обоюдная вина в ДТП. Выплаты по осаго. Рассказывает Орлов Алексей Евгеньевич, специалист в области страхового права.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ