Нормативно правовой акт источник права судебный прецедент

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Нормативно правовой акт источник права судебный прецедент

1) нор­ма­тив­но-пра­во­вой акт

2) ис­точ­ник (форма) права

3) су­деб­ный пре­це­дент

4) есте­ствен­ное право

5) пра­во­вой обы­чай

Ис­точ­ник права — самый глав­ный по зна­чи­мо­сти тер­мин.

В нём и на­хо­дят­ся все осталь­ные тер­ми­ны.

спо­соб, с по­мо­щью ко­то­ро­го за­креп­ля­ют­ся (на­хо­дят внеш­нее вы­ра­же­ние) нормы права. Не­ко­то­рые учёные отож­деств­ля­ют ис­точ­ник и форму вы­ра­же­ния права, дру­гие про­во­дят между ними раз­ни­цу, опре­де­ляя ис­точ­ник как яв­ле­ние, по­рож­да­ю­щее нормы права, а форму вы­ра­же­ния — как некий «кон­тей­нер норм», не сов­па­да­ю­щий по своей сути с ис­точ­ни­ком.

1) об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та в пар­ла­мен­те

2) за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва

3) за­ко­но­твор­че­ский про­цесс

4) пар­ла­мент­ские слу­ша­ния

5) от­кло­не­ние за­ко­но­про­ек­та

В за­ко­но­твор­че­ский про­цесс вхо­дят все оствль­ные про­цес­сы и тер­ми­ны. (1245)

1) об­суж­де­ние за­ко­но­про­ек­та в пар­ла­мен­те

2) за­ко­но­да­тель­ная ини­ци­а­ти­ва

3) за­ко­но­твор­че­ский про­цесс

4) пар­ла­мент­ские слу­ша­ния

5) от­кло­не­ние за­ко­но­про­ек­та

Ини­ци­а­ти­ва, слу­ша­ния, об­суж­де­ние, от­кло­не­ние — все это ме­ро­при­я­тия про­цес­са при­ня­тия за­ко­на или за­ко­но­про­ек­та.

1) Юри­ди­че­ское лицо; 2) про­из­вод­ствен­ный ко­опе­ра­тив; 3) уни­тар­ное пред­при­я­тие; 4) пол­ное то­ва­ри­ще­ство; 5) об­ще­ство с огра­ни­чен­ной от­вет­ствен­но­стью.

Для ор­га­ни­за­ции всех этих пред­при­я­тий нужна ре­ги­стра­ция юри­ди­че­ско­го лица.

1) Меры пре­се­че­ния;

2) лич­ное по­ру­чи­тель­ство;

4) до­маш­ний арест;

5) под­пис­ка о не­вы­ез­де и над­ле­жа­щем по­ве­де­нии.

Обоб­ща­ю­щее по­ня­тие — меры пре­се­че­ния.

Меры пре­се­че­ния — при­ну­ди­тель­ные меры, вре­мен­но огра­ни­чи­ва­ю­щие права лич­но­сти, при­ме­ня­е­мые ор­га­на­ми до­зна­ния, сле­до­ва­те­лем и судом к об­ви­ня­е­мым, в ис­клю­чи­тель­ных слу­ча­ях к по­до­зре­ва­е­мым при на­ли­чии преду­смот­рен­ных в за­ко­не ос­но­ва­ний с целью ли­шить их воз­мож­но­сти скрыть­ся от до­зна­ния, пред­ва­ри­тель­но­го след­ствия и суда, вос­пре­пят­ство­вать уста­нов­ле­нию ис­ти­ны по делу или про­дол­жить пре­ступ­ную де­я­тель­ность, а также для обес­пе­че­ния ис­пол­не­ния при­го­во­ра.

Нормативно правовой акт источник права судебный прецедент

19 ноября Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

8 ноября А утечек-то и не было! Решение суда.

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Судебный прецедент, обычное право, источники права, нормативно-правовой акт, международные правовые акты.

Источники (формы) права — определенный способ внешнего выражения конкретной правовой нормы. Выделяют несколько источников права:

1) правовой обычай — давно сложившиеся и вошедшие в правило общественные отношения;

2) юридический, судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, которому придан нормативный характер;

3) нормативно — правовой акт — властное предписание органов государства, устанавливающее, изменяюее и отменяющее нормы права;

Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты

Под юридическим источником права понимается та официальная норма, в которой излагаются нормы права. Она свидетельствует об их общеобязательном значении. Это форма выражения государственной воли, ее закрепления в письменном виде. Проще говоря, понятие источника права (формы права) употребляется для обозначения того акта, к которому надо обратиться, чтобы найти в нем норму права, необходимую для решения конкретного юридического дела. Юридические источники (формы) права нельзя рассматривать в отрыве от государства, так как они создаются в результате деятельности государственных органов, называемых правотворческими. И именно государство придает тому или иному правилу качество правовой нормы, используя для этого разные способы выражения государственной воли. В зависимости от этого различают следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт, международный договор.

Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически, независимо от государства. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право. Законы XII таблиц в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном Мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст. 5 ГК закрепляется, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства.

Судебный прецедент

Другой источник (форма) права называется судебным прецедентом. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же. В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в настоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

Нормативный правовой акт

В России и целом ряде других стран, в основном расположенных на европейском континенте (Италия, Германия, Франция и др.) и относящихся к другой правовой семье, называемой романо-германской, судебная практика не рассматривается в качестве источника права. Здесь считается, что суды могут только рассматривать конкретные судебные дела, но они не могут создавать новые нормы права. Основным источником (формой) права в этих странах является нормативный правовой акт, под которым понимается документ, принимаемый специально уполномоченным на то правотворческим органом государства и устанавливающий новые нормы права, либо изменяющий или отменяющий старые нормы.

Поскольку основным источником (формой) права в нашей стране является нормативный правовой акт, рассмотрим подробнее признаки, отличающие его от других источников права. Нормативные правовые акты принимают только те органы и должностные лица, которым законом предоставлено это право, причем каждый из них принимает акты определенного вида, имеющие свое название и строго определенную документальную форму. Все нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют систему, в которой каждый из них занимает свое определенное место.

В зависимости от того, каким органом они приняты и какой юридической силой обладают, нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты. Законом называется акт, принимаемый в особом порядке высшим органом законодательной власти (парламентом) или народом и поэтому обладающий высшей юридической силой. Все остальные нормативные правовые акты называются подзаконными и не должны противоречить закону. Законами регулируются наиболее важные общественные отношения: они закрепляют общественный и государственный строй, основные права и свободы граждан и их обязанности, компетенцию центральных органов государственной власти и т.д. Подзаконные акты могут детализировать, конкретизировать нормы законов.

Законы, в свою очередь, делятся на виды. Среди всех законов особое место занимает основной закон, который иначе называется конституцией. Основной закон обладает наивысшей юридической силой и является основой для всех других законов. Действующая Конституция Российской Федерации принята народом путем референдума (всенародного голосования) 12 декабря 1993 г. Далее, в соответствующем разделе будет дана подробная ее характеристика.

Так как Россия является федеративным государством, то в ней действуют федеральные законы и законы субъектов Федерации. Первые принимаются Федеральным Собранием (федеральным парламентом) и действуют на территории всей Федерации. Вторые принимаются органами законодательной власти субъектов Федерации и действуют только на территории данного субъекта Федерации. К примеру, закон, принятый Московской городской Думой, действует только на территории Москвы, так как город Москва согласно действующей Конституции России является субъектом Российской Федерации.

Федеральные законы в свою очередь делятся на два вида: конституционные и текущие. К федеральным конституционным законом относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст.108 Конституции РФ. Примером федерального конституционного закона может служить закон о судебной системе, так как ч.3 ст. 118 Конституции РФ предусматривается, что судебная система Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом.

Текущими (обыкновенными) называются федеральные законы, которые принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов. Они регулируют различные стороны экономической, социальной, политической и культурной жизни страны.

В особый вид выделяют также кодифицированные законы – это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

К подзаконным нормативным правовым актам на уровне федерации относятся:

1) постановления, принимаемые палатами Федерального Собрания Государственной Думой и Советом Федерации;

2) нормативные указы Президента Российской Федерации. К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания, не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации, которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты. Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

Нормативные и международные договоры

В качестве источников права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником международного права являются международные договоры. Причем согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора. Источником права является также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти субъектов Федерации. Однако если положения Федеративного договора противоречат Конституции РФ, то они не действуют, а применяются конституционные нормы. Это предусматривается в разделе втором Конституции РФ.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Определить как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают с силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении семи дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока, на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность, имеет обратную силу.

Действия нормативных правовых актов в пространстве

В соответствии с правилами действия нормативных правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории данного субъекта Федерации.

С территориальными границами действия нормативных правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Нормативно правовой акт источник права судебный прецедент

19 ноября Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

8 ноября А утечек-то и не было! Решение суда.

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Нормативно-правовой акт, источник (форма) права, судебный прецедент, естественное право, правовой обычай.

Источник права — самый главный по значимости термин. В нём и находятся все остальные термины. Источник права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником.

Ответ: ис­точ­ник (форма) права.

Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Обсуждение законопроекта в парламенте, законодательная инициатива, законотворческий процесс, парламентские слушания, отклонение законопроекта.

Все представленные понятия входят в законотворческий процесс.

Ответ: законотворческий процесс.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Акционерное общество, дивиденд, контрольный пакет акций, общее собрание, ограниченная ответственность.

Акционерное общество — одна из форм коммерческой организации. Уставной капитал общества разделен на определенные число акций, которые удостоверяют обязательства акционерного общества перед его акционерами. Участники несут ограниченную ответственность, не отвечают по обязательствам общества, рискуют в пределах стоимости приобретенных акций.

Дивиденд — часть прибыли акционерного общества, распределяемая между акционерами в соответствии с видом акций и долей.

Контрольный пакет акций — доля акций, позволяющая их владельцу принимать решения по вопросам функционирования общества (50% акций + 1 акция).

Общее собрание — высший орган управления в акционерном обществе.

1.2.1. Понятие, признаки и источники права

Право можно определить как систему общеобязательных, формально­определенных норм, выражающих обусловленную экономическими, ду­ховными и другими условиями жизни волю общества, охраняемую от нарушений возможностью государственного принуждения, и являющую­ся государственным регулятором общественных отношений.

В основе теоретической конструкции права лежат признаки права, отличающие его от других социальных норм (этических, религиозных, норм обычаев и т. д.). К их числу относятся:

• общеобязательность права — означает, что право является един­ственной системой социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного го­сударства;

• формальная определенность права — нормы права содержат точные и детальные требования, предъявляемые к поведению людей;

• обеспеченность исполнения норм права принудительной силой го­сударства — наличие у государства арсенала мер государствен­ного воздействия на потенциальных и фактических правонару­шителей (пресечение правонарушений, восстановление и защита прав граждан, юридическая ответственность правонарушителей и т. д.);

• признак многократности применения — означает, что нормы пра­ва обладают неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество раз.

Источник права — это внешняя форма выражения нормы права, через которую ее нормативное содержание получает формальную определен­ность и общеобязательность.

Выделяют следующие источники права: правовой обычай, юридиче­ский (судебный) прецедент, нормативно-правовой акт, нормативный договор, референдум и правосознание.

Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, сложившееся в результате постоянного и единообразного повторения каких-либо фактических отношений. Санкционированные государством обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения (например, обычаи делового оборота).

Юридический (судебный) прецедент (с лат. — «предшествующий») — это правовой акт, представляющий собой судебное или административ­ное решение по конкретному делу, которому государство придает об­щеобязательное значение. Суть юридического прецедента состоит в том, что ранее состоявшееся решение судебного или административного органа по конкретному делу имеет силу правовой нормы при после­дующем разрешении подобных дел.

Судебный прецедент является основным источником права в странах так называемой англо-саксонской правовой системы (США, Велико­британия, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). В российской правовой системе, относящейся к романо-германской правовой семье, акты высших судебных органов и нижестоящих судов не рассматрива­ются в качестве источника права. Однако фактически правовые позиции судов, изложенные по конкретным спорам, учитываются нижестоящими судами в качестве ориентира в вопросах применения и толкования пра­ва. Среди судебных актов российских судов выделяют: постановления

Конституционного Суда РФ о признании не соответствующим Кон­ституции РФ определенного нормативного акта (закона или его части); решения Верховного Суда РФ (ВС РФ) и Высшего Арбитражного Суда РФ (ВАС РФ) о признании недействительными нормативных актов; руководящие разъяснения судебной практики по применению законодательства, принимаемые пленумами ВС РФ и ВАС РФ; реше­ния судов по конкретным спорам, апробированные в порядке надзора вышестоящими судебными органами и опубликованные в официаль­ных судебных изданиях («Вестник Верховного Суда РФ» или «Вест­ник Высшего Арбитражного Суда РФ»). Перечисленные в первых двух пунктах акты судебных органов о признании недействительными нормативных актов имеют признаки, позволяющие причислить их к источникам права. Разъяснения и постановления, принимаемые пленумами ВС РФ и ВАС РФ, в строгом смысле слова к источникам права отнесены быть не могут — это лишь толкование нормативных актов.

Судебные акты, апробированные на высшем судебном уровне (реше­ния и постановления по конкретным делам), до недавнего времени рассматривались юристами исключительно в качестве своеобразных ориентиров для нижестоящих судов. Правоведами отмечалось, что «та­кие судебные акты не могут рассматриваться ни в качестве источников права, ни в качестве актов толкования права»[1]. Ситуация изменилась с вступлением в силу постановления Конституционного Суда РФ от 21 января 2010 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности по­ложения ч. 4 ст. 170, п. 1 ст. 311 и ч. 1 ст. 312 Арбитражного процессу­ального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами закрытого акционерного общества “Производственное объединение “Берег””, от­крытых акционерных обществ “Карболит”, “Завод “Микропровод”” и “Научно-производственное предприятие “Респиратор””». В п. 4 дан­ного постановления однозначно отмечается, что «толкование норм пра­ва может осуществляться Высшим Арбитражным Судом РФ как в связи с рассмотрением конкретного дела (ad hoc), так и — в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами — в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами на основе обобщенной практики их разрешения».

Нормативно-правовой акт — это государственный правовой акт (официальный письменный документ), содержащий норму права.

Среди современных источников права нормативно-правовой акт за­нимает ведущее место и характеризуется рядом признаков:

• имеет государственный характер и обеспечивается принудитель­ной силой государства;

• принимается с соблюдением определенной процедуры, призван­ной оптимизировать форму и содержание юридических норм;

• обладает заранее установленной юридической силой и занимает определенное место в иерархии нормативно-правовых актов;

• имеет четкие временные, пространственные и субъектные пределы действия;

• содержит нормы права, то есть общие правила поведения, чем от­личается от индивидуальных юридических актов (приговоров и решений суда, указов о назначении на должность и т.

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Закон — это нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. За­коны обладают высшей юридической силой по сравнению со всеми остальными актами государства.

Среди законов выделяют конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы — это сами конституции и законы, кото­рыми в них вносятся изменения и дополнения или которые прямо предусмотрены конституцией. Принимаются такие законы квалифи­цированным большинством (2/3) депутатов законодательного органа власти.

Все иные законы — обыкновенные. Они считаются принятыми, если за них проголосовало не менее половины депутатов законодательного органа власти. Обыкновенные законы не могут противоречить консти­туционным законам и не могут их отменять.

Подзаконный нормативно-правовой акт — это нормативно-правовой акт, изданный в соответствии с законом и не противоречащий ему. Под­законные нормативно-правовые акты издаются исполнительной вла­стью в пределах ее компетенции и во исполнение действующих законов (указы и распоряжения президента, постановления и распоряжения правительства, приказы, инструкции, положения министерств и ве­домств).

Действие нормативно-правовых актов распространяется во времени, по территории (в пространстве), по предметам действия и по кругу лиц.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Дата вступления нормативно-правового акта в законную силу может быть связана с моментом его официаль­ного опубликования или определена сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, то есть утрата им юриди­ческой силы, может наступать в случаях его отмены; фактической за­мены нормативного акта другим, регулирующим тот же круг вопросов; или при истечении срока, на который был принят данный нормативно­правовой акт.

Действие нормативно-правового акта в пространстве очерчено территорией государства, которая включает в себя сухопутную терри­торию, водное пространство (территориальное море шириной 12 мор­ских миль от линии наибольшего отлива), воздушное пространство, недра, гражданские морские и воздушные суда под флагом государства в момент их нахождения в открытом море или воздушном простран­стве, военные корабли и летательные аппараты, где бы они ни нахо­дились. В зависимости от юридической силы и иных характеристик, нормативные акты могут распространять свое действие как на терри­торию всего государства (например, федеральные законы), так и на определенную ее часть (например, законы субъектов Российской Фе­дерации).

Действие нормативно-правового акта по предмету определяется общественными отношениями, на которые распространяются нормы, содержащиеся в данном акте. Неограниченное действие имеют нормы основного закона (конституции) государства. Они распространяются на все без исключения правовые отношения, существующие в обществе. Действие отраслевых нормативных актов ограничено предметом опре­деленной отрасли права. Например, гражданское законодательство рас­пространяется только на имущественные и личные неимущественные отношения, субъекты которых равны, независимы и не находятся в со­стоянии подчинения.

Действие нормативно-правового акта по лицам производно от его действия по предмету. По общему правилу, нормативный акт действу­ет в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношений, на которые он распространяется. Однако существуют и определенные особенности действия норматив­ных актов по лицам. Так иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных правоотношений (избирать и быть избранными в представительные органы власти, быть государ­ственными служащими и т. д.). Напротив, уголовные законы распро­страняются на граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Нормативный договор как источник права представляет собой право­вой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон и образующий правовую норму. В качестве источника права широко распространен в международном праве; также имеет место в конституционном, граж­данском и трудовом праве.

Референдум (или всенародный опрос) также является источником права, если он проводится по поводу содержания подлежащих приня­тию законов. Очевидное достоинство референдума заключается в том, что в нем непосредственно выражается воля народа, потому иногда его объявляют источником права наивысшей юридической силы.

Правосознание выступает юридической основой судебной и адми­нистративной практики (источником права) в революционные эпохи, когда отмененное законодательство ликвидированного строя еще не заменено новым. Например, в России в период 1917-1922 гг. советские суды и административные органы руководствовались преимуществен­но так называемым «революционным правосознанием».