Неисполнение распоряжения правительства рф

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации . ”

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 48, ст. 6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. № 1042

Правила
определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте:

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом;

размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом;

размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно — штраф, пеня).

2. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 — 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее — цена контракта (этапа).

3. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 — 8 настоящих Правил):

а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);

д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);

е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);

ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);

з) 0,2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);

и) 0,1 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент начальной (максимальной) цены контракта в случае, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

7. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

8. В случае если в соответствии с частью 6 статьи 30 Федерального закона контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде штрафа, штраф устанавливается в размере 5 процентов объема такого привлечения, установленного контрактом.

9. За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

10. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

11. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

12. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 августа 2017 г. № 1042

Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570

1. Абзац третий пункта 1 признать утратившим силу.

2. Подпункт «в» пункта 2 изложить в следующей редакции:

«в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063″.».

Обзор документа

Пересмотрены правила расчета в госконтракте штрафа за ненадлежащее исполнение контрагентами обязательств, а также пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения. Уточнено, что речь идет также о штрафах в случаях неисполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как и раньше, размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, в т. ч. рассчитываемой как процент цены контракта (либо как процент его этапа, если предусмотрены этапы исполнения).

Для заказчиков штрафы установлены в виде фиксированной суммы в рублях (а не в виде процентов). Так, если цена контракта превышает 100 млн руб., то размер штрафа составит 100 тыс. руб. (раньше — 0,5% цены контракта).

Детализированы штрафы за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств в т. ч. по госконтрактам, цена которых превышает 100 млн руб.

Введены правила расчета штрафа по контракту, заключенному по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Кроме того, установлены правила расчета штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, не имеющих стоимостного выражения, а также обязательств по контракту, заключенному с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта.

Закреплено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не может превышать его цену.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Неисполнение распоряжения правительства рф

Постановление Правительства РФ от 30 августа 2017 г. N 1042
«Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063»

В соответствии со статьей 34 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом;

изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 21, ст. 3022).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 48, ст. 6266).

3. Настоящее постановление применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Правительство России

О дифференциации штрафных санкций за ненадлежащее исполнение контрактных обязательств при госзакупках

Постановление от 30 августа 2017 года №1042. Установлен новый порядок определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта. Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, в которой участвуют субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в госзакупках, повысить уровень конкуренции в этой сфере.

Постановление от 30 августа 2017 года №1042

Постановлением Правительства от 25 ноября 2013 года №1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. По этим правилам размер штрафа устанавливается в контракте в виде фиксированной суммы. Она рассчитывается как процент цены контракта.

В целях установления соразмерных штрафных санкций при нарушении контрактных обязательств подписанным постановлением утверждены новые правила определения размеров штрафов и пени, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств. Постановление Правительства от 25 ноября 2013 года №1063 признано утратившим силу.

Новой редакцией Правил предусматривается дифференцированный размер штрафа в зависимости от цены контракта (цены этапа исполнения контракта).

Установлены особенности расчёта штрафа по контракту, заключённому по итогам закупки, участниками которой являются субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Определён также порядок начисления штрафа за неисполнение обязательства по привлечению к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

При этом устанавливается, что общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств не может превышать цену контракта.

Новая редакция Правил подготовлена с учётом сложившейся судебной практики.

Цель принятых решений – расширить участие малых и средних предприятий в закупках для государственных и муниципальных нужд, повысить уровень конкуренции в сфере госзакупок.

Ответственность за невыполнение Распоряжения №471

Вопрос-ответ по теме

Вышло Распоряжение Правительства от 21.03.2016г № 471-Р Принимая во внимание внутренние локальные документы у нас в округе принято, что все лекарственные препараты и медицинские расходные материалы проводит уполномоченное учреждение, но мы, как Заказчики, могли проводить только запросы котировок на эти же товары (допустим, срочная потребность и т.д.)Теперь, получается мы исключены этой возможности. Что же будет грозить за невыполнение требований данного распоряжения?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований настоящего закона. *

Распоряжением Правительства РФ от 21 марта 2016 г. № 471-р установлен перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион (далее – Перечень № 471-р).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Аналитические обзоры

Ответственность за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения

Александр Киселев, Старший юрист Практики по проектам в энергетике

Михаил Насветников, Младший юрист Практики по проектам в энергетике

VEGAS LEX_Ответственность за нарушение законодательства в сфере теплоснабжения_26.07.2018

Расширение полномочий органов исполнительной власти в сфере надзора (контроля) за несоблюдением требований к разработке, утверждению и актуализации схем теплоснабжения

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ вносит изменения в положения Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) в части:

1) расширения перечня полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по выдаче предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;

2) наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по направлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, для утверждения проектов схем теплоснабжения или проектов актуализированных схем теплоснабжения городов федерального значения и городских поселений, городских округов с численностью населения 500 тыс. человек и более (соответственно).

Кроме того, изменения затронули вопросы административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение:

— требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;

— порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем 500 тысяч человек.

В частности, КоАП РФ дополнен статьей 9.24. (Нарушение законодательства о теплоснабжении), предусматривающей ответственность за совершение следующих правонарушений:

1. Ненаправление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, либо направление проекта схемы теплоснабжения или проекта актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения для утверждения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, с нарушением требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, уполномоченным должностным лицом органа исполнительной власти города федерального значения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Неразмещение в установленные сроки информации о месте проведения публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения или проекту актуализированной схемы теплоснабжения поселения, городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или города федерального значения либо итогового документа (протокола) публичных слушаний уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения пятьсот тысяч человек и более или органа исполнительной власти города федерального значения, уполномоченных на проведение публичных слушаний, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

3. Неисполнение должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа с численностью населения менее пятисот тысяч человек или должностным лицом органа местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, в установленный срок решения, принятого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, по результатам рассмотрения разногласий, возникших между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поселений или городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и потребителями при утверждении схем теплоснабжения или актуализации схем теплоснабжения, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

4. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

5. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 – 4 настоящей статьи, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Таким образом, планируемые изменения направлены на усиление ответственности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за несоблюдение требований к схемам теплоснабжения, а также за нарушение порядка их разработки, утверждения и актуализации.

Целью изменений является введение дополнительных механизмов, направленных на обеспечение своевременной разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения и, следовательно, на выполнение базового требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения городов и поселений, принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений.

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вносит изменения в ряд отраслевых нормативных правовых актов:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 года № 400
«О Министерстве энергетики Российской Федерации»

В рамках изменений Минэнерго России наделено полномочиями по выдаче обязательных для исполнения органами исполнительной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления предписаний об устранении нарушений требований к схемам теплоснабжения городских поселений, городских округов с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, а также городов федерального значения, к порядку их разработки, утверждения, актуализации, а также по рассмотрению дел, связанных с нарушением таких требований.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года № 1038
«О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства»

Изменения наделяют Минстрой России полномочиями по рассмотрению дел, связанных с нарушением главой местной администрации поселения, городского округа решения, принятого по результатам рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, а также с нарушением должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения таких схем теплоснабжения.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154
«О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»

Целью внесения изменений в указанное постановление является совершенствование требований к порядку разработки, утверждения, актуализации схем теплоснабжения, в том числе в части регламентации порядка проведения публичных слушаний.

4. Приказ Минстроя России от 21 марта 2014 года № 111/пр «Об утверждении Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек»

Целью внесения изменений в указанный приказ является совершенствование Порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, в том числе в части сроков его проведения.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения».

В частности, были скорректированы требования к схемам теплоснабжения:

— однозначно определяются условия отнесения генерирующего объекта к объектам, мощность которых поставляется в вынужденном режиме в целях обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, при наличии актуализированной схемы теплоснабжения;

— уточняются требования к составу разделов схем теплоснабжения;

— обновляется порядок разработки и актуализации схем теплоснабжения (актуализированных схем теплоснабжения), в том числе порядок проведения их общественного обсуждения;

— уточняется порядок и процедура отбора заявок от теплоснабжающих, теплосетевых организаций о наделении их статусом единой теплоснабжающей организации;

— определяются особенности разработки и актуализации схем теплоснабжения поселений и городских округов в зависимости от численности населения такого населенного пункта.

Постановление Правительства Российской Федерации от 03 апреля 2018 года № 405 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» вступает в силу с 1 августа 2018 года.

Предпосылки принятия Федерального закона

Принятый в 2010 году Закон о теплоснабжении закрепил необходимость разработки схем теплоснабжения. В период 2012 – 2013 гг. были утверждены Требования к схемам теплоснабжения[1], Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения[2]. Распоряжением Правительства РФ № 112-р от 04 февраля 2013 года органам местного самоуправления (администрациям муниципальных образований) предписано разработать и утвердить схемы теплоснабжения своих территорий до 31 декабря 2013 года.

При этом авторами нормативно-правовых документов не было учтено, что трудозатраты и сроки создания схемы теплоснабжения для городов и поселений (с населением до 500 тыс. человек и более 500 тыс. человек) существенно различаются.

В настоящее время вопросы перспективного развития систем теплоснабжения в России решаются на трех уровнях:

— на федеральном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении стратегических условий развития регионов, формировании предложений и заказов по приоритетным научно-техническим и проектно-техническим работам и др.;

— на региональном уровне – государственная политика в сфере теплоснабжения состоит в определении и проведении обоснованной инвестиционной политики, внедрении прогрессивных технологий производства и транспортировки тепловой энергии и т.п.;

— на местном уровне – с учетом местных природно-климатических особенностей и условий взаимодействия с окружающей средой в поселениях и городских округах прорабатываются конкретные решения по развитию систем теплоснабжения в рамках заданных ограничений по энергетическим ресурсам региона. При этом в качестве ограничений могут рассматриваться экологические особенности территории, дефицит материалов, сырья, трудовых ресурсов и др.

Согласно пояснительной записке к Федеральному закону, по состоянию на 01 января 2017 года в поселениях, городских округах с населением менее 500 тыс. человек до сих пор не утверждены схемы теплоснабжения в 1,8% случаях.

В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о теплоснабжении, схемы теплоснабжения подлежат ежегодной актуализации не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема (пункт 24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения).

По данным мониторинга, ежегодная актуализация схем теплоснабжения поселений, городских округов происходит с существенным нарушением сроков актуализации, а часть схем вообще не актуализируется в течение нескольких лет после первичного утверждения.

Принятие Федерального закона, а также внесение изменений в нормативные правовые акты обеспечит своевременную разработку, утверждение и актуализацию схем теплоснабжения, а также соответствие этих документов требованиям законодательства, что в свою очередь позволит выполнить требования к надежности и бесперебойности теплоснабжения поселений, обеспечит принятие оптимальных инвестиционных и тарифных решений, создаст условия для сокращения сроков подключения к системам теплоснабжения.

Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» подписан Президентом Российской Федерации 19 июля 2018 года.

[1] Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения), утв. Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года № 154.

[2] Методические рекомендации по разработке схем теплоснабжения, утв. совместным приказом Минэнерго России и Минрегион России от 29 декабря 2012 года № 565/667.