Наследственное право по соборному уложению со статьями

05.01.2019 Выкл. Автор admin

24. Соборное Уложение 1649 г. : брачно-семейное и наследственное право.

В области семейного права продолжали действовать принципы Домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества, обязательность следования жены за мужем.

Законодательство разрешало заключение одним лицом не более трёх брачных союзов в течение жизни.

Брачный возраст был определён обычаем и практикой, но, как правило, он совпадал для мужчины с возрастом гражданской дееспособности — 15 лет.

В отношении детей отец сохранял права главы семьи до самой своей смерти. За убийство ребёнка отец получал тюремный срок, но не смертную казнь, как за убийство постороннего человека.

Уложение установило для женщин-мужеубийц особый вид казни — закапывание заживо по горло в землю.

Развод допускался, но только на основании следующих обстоятельств: уход супруга в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию.

Завещание оформлялось в письменной форме, подтверждалось свидетелями и представителем церкви. Воля завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные распоряжения могли касаться только купленных вотчин; родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону. В круг наследников по закону входили дети, переживший супруг, в некоторых случаях и другие родственники.

Родовые и жалованные вотчины наследовали сыновья, дочери наследовали только при отсутствии сыновей. Вдова получала часть вотчины на «прожиток», т. е. в пожизненное владение. Родовые и жалованные вотчины могли наследоваться только членами того же рода, к которому принадлежал завещатель.

Законную силу имел только церковный брак. Допускалось заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение всей жизни. Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин — в 12 лет. Для заключения брака требовалось согласие родителей.

В соответствии с принципами домостроя устанавливалась власть мужа над женой, отца над детьми. Юридический статус мужа определял статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Жена была обязана следовать за мужем на поселение, в изгнание, при переезде.

Закон определял статус незаконнорожденных детей. Лица этой категории не могли усыновляться, а также принимать участие в наследовании недвижимого имущества.

Расторжение брака допускалось в следующих случаях: уход одного из супругов в монастырь, обвинение супруга в антигосударственной деятельности, неспособность жены к деторождению.

Соборное уложение не дает понятия преступления, однако из содержания его статей можно сделать вывод, что преступлением является нарушение царской воли или закона.

Наследственному праву могли быть отдельные лица или группа лиц независимо от их сословной принадлежности. В случае совершения преступления группой лиц закон разделял их на главных и второстепенных (соучастников).

Наследственное право по соборному уложению со статьями

Ограничения и регламентация переходили и

в сферу наследственного права. Степень

свободы в распоряжении имуществом различна в случае наследования по

закону или завещанию (во втором случае она была большей). Воля

завещателя ограничивалась сословными принципами: завещательные

распоряжения касались лишь купленных вотчин; родовые и выслуженные

переходили к наследникам по закону.

Родовые вотчины наследовали сыновья; при их отсутствии — доче-

ри. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на

прожиток», т.е. в пожизненное пользование. Родовые и жалованные

вотчины могли наследоваться только членами рода, к которому принад-

Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая,

кроме того, получала четверть движимого имущества и собственное при-

даное, внесенное ею в семейный бюджет при вступлении в брак.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых

получал из него «по окладу». Определенные доли выделялись «на про-

житок» вдовам и дочерям, до 1684 г. в наследовании поместья участво-

Наследственное право в соборном уложении 1649 года

Гражданское право по уложению 1649 год

В Соборном Уложении 1649 г. большое внимание уделяло защите форм феодального землевладения (гл. 16, 17). Глава 16 «О поместных землях» расширила права дворян, сделав первый шаг в уравнивании прав владельцев поместий и вотчин. Статья 2 гл. 16 устанавливала право обмена поместий на вотчину только с согласия царя: Обмен поместий различных качеств не влек за собой денежной компенсации. Закон предлагал расписать «меновые поместья» по «полюбовному челобитью» (ст. 3 гл. 16). В статье 8 гл. 16 говорилось, что в случае старости, болезни увечья, право пользования поместьем передавалось сыновьям если они несли военную службу: иногда по усмотрению царя поместье жаловалось в пожизненное пользование. Основанием получения поместного владения являлась служба государю (военная, административная и т. д.) . В развитии правового статуса поместья особое значение имел прожиток, т. е. часть поместья, выделяемая после смерти его владельца на содержание вдовы, дочерей, престарелых родителей, несовершеннолетних детей. Матери или жены дворян, погибших на войне, получали на содержание поместье, которой подлежало передаче детям (ст. 22 гл. 16). Закреплялось право на дополнительное поместье за военную службу (ст. 24 гл. 16). Определялся размер поместий, получаемых вдовой и дочерью на содержание, в зависимости от обстоятельств смерти дворянина (ст. 30-32 гл. 16). Следовательно, Уложение 1649 г. содержит целый комплекс правовых норм, связанных с наследованием поместья. Интересна ст. 17 гл. 16, в которой говорилось, что оставшаяся после родителей дочь владела поместьем, . полученным ею на свое содержание до замужества, после чего она передавала свое поместье мужу в качестве приданого. Одним из оснований прекращения права дворянина на поместье по Соборному Уложению являлось длительное (свыше 10 лет) пребывание в плену, (ст. 29 гл. 16), но по возвращении из плена он вправе был требовать поместье назад. За провинности или преступление поместье у дворянина отбиралось и передавалось другому (ст. 38 гл. 16). Поместье после смерти его владельца (ст. 58 гл. 16) делилось поровну между наследниками: женой и детьми. Другой разновидностью феодальной собственности на землю было вотчинное землевладение и в Уложении 1649 г. ее правовому положению отведена специальная глава 17. Вотчина, как более ранняя форма феодального землевладения постепенно утратила свое привилегированное положение, она уже не являлась пожизненным землевладением, а зависела от воли царя. Важнейшей стороной правового статуса вотчинного землевладения было право наследования вотчин. Вотчинники не имели права отчуждать свои земли церкви. Родовые и купленные вотчины не наследовались бездетной вдовой умершего вотчинника (ст. 1 гл. 17), она имела право получить в наследство после мужа только купленные им вотчины. Вотчины по Уложению 1649 г. наследовали сыновья, дочери — только после смерти братьев (ст. 2 гл. 17). Могли наследовать и родственники по боковой линии. При наслед

В третьей главе Наследственное право в Соборном уложении дается характеристика института наследования на основе анализа многочисленных источников права древней иТематика работы связана непосредственно с Соборным Уложением 1649 года.

При ком дворянство закрепило право владеть землёй и крестьянами?

Насколько я помню, Екатерина 2 сделала много для укрепления дворянства

Подытоживая все вышесказанное и оценивая значение Соборного уложения 1649 года, следует отметить следующее во-первых, Соборное уложение 1649 года первая масштабная и всеобъемлющая кодификация российского права.

Кто придумал урочные лета

Что характерно для государстнно-политического развития России в ХVII веке.

Общая характеристика. В XVII веке в России сложились предпосылки к петровским реформам. В экономике усиливается значение крепостного труда, завершается формирование единого общерусского рынка и географическая специализация территорий. В социальной жизни постепенно теряют свое значение Земские соборы и развивается абсолютная монархическая власть. Однако часты мощные народные высступления, отчего век называют «бунташным» . Во внешней политике Россия вмешивается в европейскую Тридцатилетнюю войну. Культуры России активно впитывает западноевропейские тенденции.
Условно XVII век можно разделить на два периода: 1) время преодаления Смуты; 2) складывание предпосылок петровских реформ.
Михаил Федорович (1613–1645). Фигура нового царя устраивала все слои общества, однако реальной властью долгое время обладал его отец – митрополит Филарет. Большую роль играет Земский собор, который собирался 10 раз. Но соборы обладали только совещательной функцией. Законодательная власть находилась в руках царя и Боярской думы. Главной задачей царствования Михаила была преодаление экономических и политических последствий Смуты. Центральное управление осуществлялось через систему приказов. В местном самоуправлении заменяются выборные старосты на назначенных из центра воевод. Основу войска составляли дворяне, получавшие за свою службу земли с крестьянами. Но из-за бегства крестьян в перод Смуты эти поместья ценились дешево. Поэтому правительство увеличивает срок сыска беглых крестьян до 15 лет и передает все дела по розыску в Разбойничий приказ, то есть бегство крестьянина от землевладельца начинает расцениваться как уголовное преступление.
Помимо сохранения дворянского ополчения с 30‑х годов начинают формироваться «полки нового строя» – пехота и конница. Полки набирались из вольных людей, содержались за государственный счет (без земельных пожалований) и обучались офицерами – иностранцами.
Алексей Михайлович (1645–1676). В середине XVII века ощутимой стала потребность в систематизации всех законов и издания нового свода законов. Результатом работы специально собранной комиссии с участием выборных людей стало Соборное Уложение 1649 года. Уложение завершило оформление системы крепостного права: сыск беглых крестьян становился бессрочным, крепостное состояние наследственным, жители посадов прикреплены к пасадским общинам. Ряд статей Уложения укрепляли центральную власть царя. Таким образом сословно-представительная монархия эволюционировала в абсолютную монархию.
Абсолютизм – форма правления, когда законодательная, исполнительная и судебная власти сосредоточены в руках монарха. В своих действиях монарх опирается на назначаемый им бюрократический аппарат. Государственное и местное управление централизовано. Монарх контролирует также постоянную армию и финансовую систему. Особенностью российского абсолютизма стало то, что он не опирался на растущую буржуазию (третье сословие) . Опорой абсолютизма стало дворянство и крестьянская община. Однако абсолютизм способствовал укреплению экономических связей отдельных территорий, скложению общероссийского рынка и формированию внутри населения капиталистических элементов.
В царствование Алексея Михайловича прекращаются собираться Земский собор (последний раз Собор собирался в 1653 году по вопросу о присоединении Малороссии) , снижается значение боярской Думы (из Думы в которой заседало более 100 человек Алексей Михайлович выделяет ближнюю Думу из особо доверенных лиц, а решения принимает самостоятельно) , более разветленной становится система приказов. В промышленности появляются мануфактуры, основанные на разделении труда, применении машин и наемного труда (в основном из крепостных и черносошенных государственных крестьян) . Однако доля мануфактур в экономике России была ничтожно малой. В городах постепенно отменяется местное самоуправление и вводится воеводское управление.

Хотя уголовное право в Соборном Уложении 1649 г. было разработано на более высоком уровне, чем в предшествующих актах русского законодательства, все же основное внимание в нем уделялось описанию конкретных составов преступлений.

Как изменилось положение дворянства в 17 веке срочно

В России в 17 веке окончательнооформилось крепостное право Соборным уложением 1649 года. Все несвободное население слилось в крепостное крестьянство, поэтому укрепилось и положение дворянства. Основную массу феодалов в России соствляли дворяне в интересах, которых и было оформлено крепостное право. Земельные владения, которыми владели помещики за то, что несли военную службу, в 17веке постепенно сближались с вотчиной и по указу 1714 года стали обладать правом наследования имеющейся в их распоряжении земли. В России появился Поместные приказ, который в 17 веке усилил свою деятельность в интересах дворянства. Наделял дворян землей, контролипровал все изменения в сфере феодального землевладения, производил опись земель, а также вел сыск беглых крестьян, т. е. вел всю деятельность в интересах дворянства.

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 года. свод законов Русского государства, составленный на Земском соборе, созванном 16 июля 1648.Схема соборное уложение 1649 г . обязательственное и наследственное право .

Среди всех классов и сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек класса феодалов. Служилые люди оформились в XVII веке в сложную и четкую иерархию чинов, обязанных государству службой по военному, гражданскому, придворному ведомствам в обмен на право владеть землей и крестьянами. Они делились на чины думные (бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки) , московские (стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы) и городовые (дворяне выборные, дворяне и дети боярские дворовые, дворяне и дети боярские городовые) . По заслугам, по службе и знатности происхождения феодалы переходили из одного чина в другой. Дворянство превращалось в замкнутый класс – сословие. Власти строго и последовательно стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму. В течение всего столетия правительства, с одной стороны, раздавали феодалам огромные массивы земель; с другой – часть владений, более или менее значительную, перевели из поместья в вотчину. Большие земельные владения с крестьянами принадлежали духовным феодалам. В XVII веке власти продолжали курс своих предшественников на ограничение церковного землевладения. «Уложение» 1649 г. , например, запретило духовенству приобретать новые земли. Ограничивались привилегии церкви в делах суда и управления.

Как изменилось положение дворянства в 17 веке? Каковы причины этих изменений?Пожалуйста помогите ответить на вопросик))

В России в 17 веке окончательнооформилось крепостное право Соборным уложением 1649 года. Все несвободное население слилось в крепостное крестьянство, поэтому укрепилось и положение дворянства. Основную массу феодалов в России соствляли дворяне в интересах, которых и было оформлено крепостное право. Земельные владения, которыми владели помещики за то, что несли военную службу, в 17веке постепенно сближались с вотчиной и по указу 1714 года стали обладать правом наследования имеющейся в их распоряжении земли. В России появился Поместные приказ, который в 17 веке усилил свою деятельность в интересах дворянства. Наделял дворян землей, контролипровал все изменения в сфере феодального землевладения, производил опись земель, а также вел сыск беглых крестьян, т. е. вел всю деятельность в интересах дворянства.

Уголовный процесс по Соборному Уложению 1649 года. Судопроизводство и процессуальное право. В Соборном уложении 1649 г. содержалосьВ основе его лежали имущественные отношения. Имело место расширение наследственных прав женщин вдов, дочерей, сестер .

Что такое крепостное право.

Это когда крепость есть, а прав на нее нету.

По Уложению крепостной крестьянин наследственно и потомственно был крепок лицу, физическому или юридическому, за которым его записала писцовая или однородная с ней книга он6. К.А. Софроненко. Соборное Уложение 1649 года — кодекс русского феодального права.

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Когда барины могли покупать простых граждан (крестьянин) , меняться к людям относились как хотят

— форма зависимости крестьян; прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала (крепостничество) . В России закреплено Судебником 1497 г. , Указом «о заповедных летах» (конец XVI в.) , в котором запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому, в Юрьев день (осенний) , Указом об урочных годах, устанавливавшим 5-, 15-летние и другие сроки сыска беглых крестьян (90-е гг. XVI в.) ; Соборным уложением 1649 г. Крепостничество (особенно в последней четв. XVII — XVIII вв. ) отличалось крайне жестокими условиями (постепенное лишение крепостных почти всех гражданских прав, купли и продажи без земли, разлучение родителей с детьми, установление ответственности помещиков за истязания лишь в случае смерти крепостного и т. д.) . Отменено крестьянской реформой 1861 г.

Вбей то же самое в строку поиска. ты удивишься, сколько замечательных, развёрнутых ответов увидишь на свой вопрос.

Соборное уложение 1649 года DJVU. Год 1649. Первое издание Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1648-49 гг. кодекса законов русского государства, принятого Земским собором 1648 49 гг. С тех пор термин уложение вошел в постоянное употребление и.

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Что такое крепостное право

По Соборному Уложению 1649 года. В Соборном уложении 1649 г. содержалось предписание о том, что правосудие должно осуществляться справедливо.Имело место расширение наследственных прав женщин вдов, дочерей, сестер . Ряд семейных преступлений впервые.

Крепостное Право -совокупность юридических норм, обеспечивающих наиболее полную форму крестьянской зависимости от землевладельцев. Крепостное право включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле, беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определенного феодала, лишение крестьян права приобретать недвижимость.
В своем становлении крепостное право прошло несколько этапов:
Первый этап относится к концу XV-XVI вв. , когда началось наступление землевладельцев и государства на крестьян. Из-за роста повинностей и притеснений со стороны властей крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Бегство от господ стало в России самой распространённой формой проявления недовольства. Государственная власть не обладала ещё той силой, которая могла бы прикрепить крестьянина к земле. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. всем своим содержанием был направлен на защиту интересов землевладельцев, их собственности и власти над зависимым населением а также феодального государства. 57 статья законодательства вводила новое правило, по которому крестьяне могли уходить от своих владельцев только один раз в году — за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и в течение недели после него, с обязательной выплатой пожилого — оплаты за проживание на земле барина. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но ещё не закрепощение. Срок — конец ноября, время, когда собран урожай, был удобным для обеих сторон: крестьян и землевладельцев.
Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил с конца XVI в. до 1649 г. , когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Они лишались права перехода от одного владельца к другому. Теперь крестьяне прикреплялись к земле, а не к владельцу. При Борисе Годунове появился царский указ от 24 ноября 1597 г. , который повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых и насильно вывезенных крестьян в течение пятилетнего срока. Василий Шуйский, надеясь на поддержку дворянства, издал крепостническое законодательство, предусматривавшее увеличение срока урочных лет. Поиск беглых стал должностной обязанностью местной администрации, которая за каждого пришлого человека должна «спрашивать накрепко, чей он и откуда, и когда бежал». Для крестьянина главной становилась проблема не выхода, а поиска владельца и нового места жительства. Систему крепостной зависимости оформило Соборное уложение 1649 г. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и другими владельцами, а также установило зависимость частновладельческих крестьян и от государства. Соборное Уложение отменило «урочные лета», утвердило право на бессрочный розыск и возвращение беглых, закрепило наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного.
Третий этап закрепощения крестьян относится ко второй половине XVII — XVIII вв. , когда шло укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. При Екатерине II помещик мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк.

Такое явление в России, с 1649 по 1861 г., когда крестьяне не имели свободы и прав.

Что такое крепостное право в России

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.
Хронология закрепощения крестьян в России
Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:
1497 год — Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому — Юрьев день.
1581 год — Отмена Юрьева дня — «заповедные лета» .
1597 год — Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета» .
1607 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
1649 год — Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
1718 – 1721гг. – податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
1747 год – помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
1760 год – помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
1765 год – помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь но и на каторжные работы.
1767 год – крестьянам было строго запрещено подавать жалобы (челобитные) на своих помещиков.

Наследственное право Махмутова М.М. Международное публичное право Шевчук Д.А.Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия Свода законов Российской Империи в 1832 г.

Что такое крепостное право

Это возможность нанимать рабов. Хотя даже не нанимать а брать.

В 1649 г. на нем было принято знаменитое Соборное Уложение. Составлением проекта занималась специальная комиссия, егоЗатем перейдем к разбору норм, регламентирующих судебный процесс, уголовное право, гражданское, наследственное и семейное право.

Крепостно́е пра́во — совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов (то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату) , наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Это когда ты всю жизнь на барина работаешь от рассвета до заката за бесплатно

Крепостное право —
• (крепостничество) , форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России закреплено Судебником 1497
• указом о заповедных годах (конец 16 в.) , в котором запрещался переход крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день (осенний)
• указом об урочных годах, устанавливавшим 5-, 15-летние и другие сроки сыска беглых крестьян (90-е гг. 16 в. )
• Соборным уложением 1649. Крепостничество (особенно в последней четверти 17 — 1-й четверти 19 вв. ) отличалось крайне жестокими условиями (постепенное лишение крепостных почти всех гражданских прав, купля и продажа их без земли, разлучение родителей с детьми, установление ответственности помещиков за истязания лишь в случае смерти крепостного и т. д.) . Отменено крестьянской реформой 1861. Крепостное право известно у некоторых народов Западной Европы (в частности, у немцев восточной части Германии с 16 в.).

Казанский край в 16-17 века.создание централизованного управления.социальная политика в 17 веке?

Основные черты гражданского права по Судебникам 1497 и 1550 гг.

В тот период времени все попадало под юрисдикцию церковных властей. До принятия Соборного уложения 1649 г. все дела рассматривались на основании канонического права и в церковном суде. Под эту же юрисдикцию подпадали дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.
Семейное право основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию канонического права. Юридические последствия мог иметь только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных — согласие их хозяев. «Стоглав» определял брачный возраст: для мужчин — 15, для женщин — 12 лет. «Домострой» (свод этических правил и обычаев) и «Стоглав» закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми. Закон запрещал мужу распоряжаться приданным жены без ее согласия.

1 сентября 1648 года в Москве начал работу Земский собор, на котором в январе 1649 года было принято Соборное уложение. Оно завершила долгий процесс складывания в России крепостного права.

Становление крепостного права в России

Маленькая девочка видимо такая маленькая, что не только в википедию залезть не может, но и вопрос нормально сформулировать.
началось оно, энто становление с отмены юрьева дня.. .
А что было дальше — читай огромную статью

12. Формы собственности, обязательства, наследственное право в период МосковскогоПо семейному праву брак с 12 лет для девушек, с лет для юношей.Соборное уложение 1649 г. как свод феодального права. В 1648 г. в Москве вспыхнуло восстание.

Крепостное право в России: основные этапы становления
Крепостное право – это форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала, наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.
В истории России крепостное право зарождалось вместе с Древнерусским государством, свое начало крепостное право берет в Киевской Руси и просуществует до середины XIX в.
Смерды были свободными людьми, имеющими свое хозяйство, если смерд работал на землевладельца, он оставался свободным, однако его статус менялся и он становился закупом, но при этом он мог в случае расчета с хозяином снова стать закупом. Если же (господин) возьмет с него (т. е. закупа) больше денег (чем полагалось) , то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа. Еще одной формой зависимости – это рядовичи (крестьяне заключающие договор, ряд) .
В Псковской Судной грамоте, появляется новая норма «право перехода» : право уходить от хозяина, вернув взятую подмогу, А которой государь захочеть отрод дати своему (и) зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок быти о Филипове заговеине, також захочет изорник о (т) речися с села, или огороднику, или (ко) четник, ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от государя, ни от изорника, ни от котечника, ни от огородника, а запрется изорник или огородник, или котечник отрока государева, ино ему правда дать, а государь не доискался четверти, или огородной части, или с ысады рыбной части. Данная статья свидетельствует о процессе закрепощения крестьян в Псковской феодальной республике. Государь имел и рано отпускать (дать отрок) только в Филиппов день (т. е. 14 ноября но старому стилю) . Феодально-зависимый человек мог уходить от государя в определенные дни в году, уплатив при этом четверть урожая. Данный срок исчислялся в связи с тем, что в это времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.
В XV- XVII- вв. идет постепенное закрепощение населения: в общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом — по неделе до и после Юрьева дня: А крестьянам отказываться из волости (в волость) , из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября) ст. 57: Дожитое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор) . Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) поддвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожитое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожитое) за весь двор.
Судебник 1497 года удовлетворил требование господствующего класса, законодательно оформив повсеместное ограничение крестьянского выхода.
В 1597 г. Уложением царя Федора Иоанновича установлено право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу — «урочные лета» (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан) .
Соборное уложение Алексея Михайловича 1649 г. закрепило полное запрещение переходов крестьян, включая и «Юрьев день» . Прикрепление к личности владельца, а не к земле. Городское население также закрепощалось, запрещен выход из городского сословия.

1)-Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 года?

Развитие правовых отношений с древней руси и до сегодня?

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само, будучи кодексом, исторически и логически оно служитВ основе его лежали имущественные отношения. Имело место расширение наследственных прав женщин вдов, дочерей, сестер .

Помогите по истории срочно необходимо!

1.) ослабление роли совещательного органа (Боярской думы)
2.) документальное закрепление роли самодержца в Соборном уложении1649 г.
3.) ярко выраженная наследственность по мужской линии
4.) наличие ко второй половине 17-го века чёткой сословной системы

Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию.В Соборном Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось почти в шестидесяти случаях.

Свод законов древней руси

Какое положение содержалось в соборном уложении?

В Соборном Уложении глава государства – царь, определялся как
самодержавный и наследственный монарх. Положение об утверждении (избрании) царя на Земском сборе обосновывало эти принципы. Всякие действия, направленные против персоны монарха, считались преступными и подлежалинаказанию. Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления. Прикрепление крестьян к земле; посадская реформа, изменившая положение “белых слобод” ; перемена статуса вотчины и поместья. С принятием Соборного Уложения в 1649 году впервые
в истории российской государственности была сделана попытка создать единый свод всех действующих правовых норм, охватить им все стороны общественно –политической и экономической жизни России, а не отдельные группы общественных отношений.

В Соборном уложении закреплялся статус главы государства царя как самодержавного и наследного монарха.Соборное уложение 1649 г. было основным источником российского права до принятия СводаНаследственному праву известно наследование по закону и по завещанию.Брачный возраст устанавливался для мужчин в 15 лет, для женщин в 12 лет .

Формирование абсолютной монархии в России в XVII веке. нужен развернутый ответ

Помогите у нас завтра зачет а я болела

1) Социальная структура русского общества 17 века вполне соответствовала феодальным отношениям, устоявшимися в данное время на Руси. Одним из главных, важных и знатных сословий в русском обществе 17 века было боярство. Бояре – были потомками бывших великих и удельных князей. Боярские семьи служили царю, и занимали руководящие должности в государстве, бояре владели большими земельными участками – вотчинами.
Дворяне, занимали более привилегированное положение в русском обществе 17 века. Они составляли высший уровень государевых людей, служивших отечеству. Дворяне владели поместьями, которые передавались по наследству, при условии продолжения службы наследника государю. К середине 17 века, дворяне стали главной опорой царской власти в России. Стоит отметить, что единственным дворянским титулом, переходящим по наследству был титул князя. Остальные чины не наследовались, а присваивались, и в первую очередь, они означали должность, однако постепенно они утратили своё служебное значение.
Наиболее четкая иерархия, отражающая служебное значение была в чинах стрелецкого войска. Командирами полков были полковники, командиры отдельных отрядов полуполковники, далее шли головы и сотники.
В 17 веке в русском обществе, большинство чинов не имело четкого разделения по роду деятельности. Высшими считались думные чины, люди которые были близки к царю: думный дьяк, думный дворянин, окольничий, боярин. Ниже думных чинов находились чины дворцовые или придворные. К ним относились: стольник, стряпчий, военачальник, дипломаты, составители писцовых книг, жильцы, дворянин московский, дворянин выборный, дворянин дворовой.
К низшим слоям служивых людей относились служилые люди по набору. Это были стрельцы, пушкари, служилые казаки.
2) В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Были одной из категорий недворянского населения, имевших право владеть землёй. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей. Особенно много черносошных крестьян было в Поморье и Сибири. Исторически наиболее многочисленными (до 1 млн чел к началу XVIII века) черносошные крестьяне были в Поморье (так наз. «Голубая Русь») , которое не знало крепостного права. Это позволило черносошникам рано включиться во внешнюю торговлю со странами Запада через Архангельск. В XVIII веке черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.
3) Белые слободы ( белые земли ) — частновладельческие земли, освобожденные от гос. податей и повинностей. Созданы по указу Федора Иоановича в 1591 году. Б. С. на вотчинных правах владели кр. светские и духовные феодалы. Население Б. С. не несло посадского тягла, что приводило к росту недовольства тяглого населения. Ликвидированы Соборным Уложением 1649 г.
ну или «Части городов, принадлежавшие светским землевладельцам или монастырям, население которых было освобождено (обелено) от уплаты посадских государственных податей – тягла».
4) Духовенство — особое сословие, подразделялось на белое — священнослужители, церковнослужители, и на черное — монашество. Белое духовенство состояло из протопресвитеров, протоиереев, иереев (священники) , протодьяконов, дьяконов, иподьяконов, а также причетников в звании псаломщиков и разделялось на епархиальное духовенство (в составе которого различаются кафедральные, приходские и домовые причты) , военное духовенство, придворное духовенство, заграничное духовенство.
5) http://*www.belkazak.*com/faq/kazaki-otkuda-oni*-vzyalis-kakogo-oni-rodu-*plemeni-*58051271.*html (не забудь звездочки убрать)

Реферат Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 года.В Соборном уложении дальнейшее развитие получили основные институты гражданского права право собственности, обязательственное и наследственное право.

Семейное и наследственное право по Соборному Уложению 1649 года

Главная > Реферат >Государство и право

Оглавление

Соборное Уложение 1649 года — общая характеристика 2

Наследственное право по Соборному Уложению 1649 г. 5

Семейное право. 9

Список литературы. 14

Данная тема является предметом исследования не одного поколения российских ученых, что неудивительно, ведь «Соборное Уложение 1649 года» (далее по тексту — «Соборное Уложение»), стало памятником русского права, первым в истории нормативным правовым актом, охватившим все сферы человеческой жизни. В связи с этим, цель моей работы скорее упорядочить, проанализировать информацию, данную как в самом первоисточнике, так и в статьях, посвященных его исследованию, нежели открыть что-либо новое.

Соборное Уложение 1649 года — общая характеристика

Период сословно-представительной монархии знаменуется развитием всех отраслей права. Право данного периода развивается как общероссийское. Все изменения в гражданском, уголовном и процессуальном праве нашли отражение в новом сборнике законов середины XVII века — Соборном уложении 1649 года.

Подготовка и принятие Соборного уложения были вызваны противоречиями среди феодалов, а также противоречиями между феодалами и городским населением. Непосредственным поводом к созыву Земского Собора стал бунт в Москве в 1648 году.

Но глубинной причиной было стремление правительства подвергнуть правовой регламентации как можно больше сторон и явлений общественной и государственной жизни.

В ответ на челобитные дворян Алексей Михайлович 16 июня собирает Земский собор, на котором принимается решение о составлении нового Уложения. Для работы была создана специальная комиссия во главе с князем Н.И. Одоевским, который за 2,5 месяца собрал выписки из различных источников, систематизировал их в известном порядке, присоединил к ним новые статьи, составленные на основе челобитных дворян.

Источниками Соборного Уложения послужили:

— церковные постановления вселенских и поместных соборов;

— градские законы греческих царей (византийское право);

— старые судебники, а также указные книги приказов.

Обсуждение проекта Уложения длилось несколько месяцев — до конца января 1649 года. В Уложение было включено 967 статей, разбитых на 25 глав. Текст Уложения был подписан всеми участниками Собора. В период с 7–20 мая 1649 года новое Уложение было отпечатано в типографии тиражом 1200 экземпляров. Это был первый печатный памятник русского права.

До его публикации законы лишь оглашались на торговых площадях и в храмах.

Соборное уложение — первый в истории России систематизированный закон — делится на тематические главы и статьи.

Все главы Уложения условно можно разделить на 5 групп:

1 группа (с 1–9 гл.) — это государственное право (защищает церковь, государственную власть и др.);

2 группа (10–15 гл.) — содержит устав судоустройства и судопроизводства, и здесь же в 10 главе изложено обязательственное право;

3 группа (16–20 гл.) — вещное право, определяет правовое положение посадского населения и холопов (гл. 20);

4 группа (21–22 гл.) — уголовное право, хотя и в других главах есть статьи, относящиеся к уголовному праву;

5 группа (23–25 гл.) — положение стрельцов и городовых казаков, в 25 гл. — Устав питейных и о корчмах.

Форма постановлений Уложения отличается ясностью и определенностью.

Соборное уложение закрепило основные черты политического строя и права России, оказавшиеся достаточно стабильными затем на протяжении 200 лет. Оно широко использовалось при систематизации законов в первой половине XIX века.

Наследственное право по Соборному Уложению 1649 г.

В Соборном уложении дальнейшее развитие получили основные институты гражданского права — право собственности, обязательственное и наследственное право.

В XVII веке существовали следующие виды феодальной собственности:

— царский домен — земли никем и ничем не занятые (леса, болота), дворцовые земли, чернотягловые земли;

— вотчины: а) родовые, принадлежали боярам, детям боярским, дворянам, передавались по наследству членам рода; б) купленные — куплены у кого-либо, переданные по наследству, становившиеся родовыми; в) жалованные — жаловались царем и в любое время могли быть отозваны, поэтому эти вотчины имели условный характер; г) княжецкие — право распоряжаться которыми было ограничено (могли продаваться только братьям и племянникам, их могли наследовать мужчины не далее 7 линии родства).

Так как владение вотчиной было связано со службой, то вотчина являлась видом условного землевладения.

— поместье — условное землевладение за службу. В состав поместья входили земли, заселенные крестьянами, пустующие земли, охотничьи и рыболовецкие угодья.

Поместьями могли владеть только служилые люди. Они не имели права отчуждать его. Но Соборное уложение отразило процесс сближения поместья с вотчиной.

Наследственное право расширяло круг наследников. В него были включены дети от третьего брака. Наследование существовало как по закону, так и по завещанию. Все шире распространяется письменное завещание, при неграмотности завещателя завещание подписывали свидетели и оно утверждалось церковными властями. Сыновья наследовали землю все поровну и не один не мог продать свою долю без согласия других. Купленную вотчину, где жена была совладелицей, вдова получала в наследство. Соборное уложение определяет долю вдовы в движимом имуществе умершего супруга, она равняется 1 /4 части. Имущество, не имевшее наследников, объявлялось выморочным и переходило в руки господина или государства.

Проанализировав первоисточник, можно обнаружить, что в «Собором уложении» семейное и наследственное право тесно связаны между собой. Причины образования связи различны:

Зависимые категории населения объявлялись «имуществом» и передавались по наследству, зачастую семьями.

Порядок наследования определялся родственными, семейными связями между наследниками и наследодателем.

«Соборное уложение» закрепляет принцип передачи социального статуса по наследству, что означает, что сын наследует положение своего отца, соответственно.

Так, статья 15 главы XVII «О вотчинах» единовременно защищает интересы детей и регулирует отношения в сфере наследования. В соответствии с ней, если у наследодателя остались «дети глухи и немы», а их братья или сестры «учнут обидить их», вздумав «отлучать» «отцова или матерня имения», то имение, оставленное в наследство «розделити по жеребьям всем поровну, чтобы из них никто изобижен не был».

Таким образом, наследственное право органически вырастает из семейного в совокупности с вещным правом, т.е. из необходимости передать имущество по наследству своим родственникам.

Соборное уложение в достаточной мере регулирует наследственные отношения. Наибольшее число норм данной отрасли права содержится в главах XVI «О поместных землях», XVII «О вотчинах» и XX «Суд о холопех». В первых двух рассматривается премущественно наследование недвижимого имущества, а в третьей — движимого (зависимые категории населения, отсюда название статьи — «О холопех»).

Рассмотрим наследование вотчинных земель, раскрыв, для начала, понятие «вотчина»

Вотчина — «1) древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская); в XIII-XV вв. — господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась и в начале XVIII в. слилась в один вид -имение. В дальнейшем В. — всякая феодальная земельная собственность; 2) термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности и связанных с нею прав на зависимых крестьян. Делилась на господское хозяйство (домен) и крестьянские держания. В пределах вотчины ее собственнику (обладавшему правом иммунитета) принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

Статья 1 главы XVII «О вотчинах» гласит: «кого не станет, а после его останется жена безъдетна, да после того же останутся братия родные и двоюродные и род, и те вотчины давати в род того умершаго, кого не станет, братьям родным и двоюродным и в род, кто кому ближе». При этом жена умершего наследует «четверть».

В отношениях, связанных с наследованием вотчин следует отметить следующую особенность: лишь только купленные вотчины могли наследоваться по наследственному распоряжению. Родовые и выслуженные вотчины наследовались по закону.

В соответствии со статьей 2 главы XVII «О вотчинах» замужние сестры и дочери умершего не могли учавствовать в наследовании при живых братьях. Ученые объясняют это стремлением законодателя сохранить родовой строй, сохранить имущество внутри семьи. Об этом же свидетельствует и статья 4я этой главы. Основной смысл статьи таков, что если у наследодателя не оказывается сыновей, то вотчины наследуются дочерьми, и, в случае если у дочерей впоследствии не оказывается детей, то вотчина передается «в род», тому «кто ближе того роду».

О не менее интересной особенности рассказывается в 43й статье той же главы. В ней рассматривается ситуация, когда вотчинник или вдова «пострижаются» в монастырь. В этом случае вотчины всех видов не отдаются в монастырь. Закон приказывает «отдати те родовые и выслуженые вотчины вотчинником по уложению» , а вотчинник в свою очередь обязан «кормити и одевати» передавших ему вотчину и «всяким покоем покоити до их смерти».

Что касается неследования поместных земель, то здесь имеется одна примечательная особенность: в соответствии со статьей 56 главы XVI «О поместных землях» люди, которые женятся на вдовах или на девках «а с ними возмут прожиточныя их вдовины или девкины жилыя поместья, немалыя дачи, к своим прежним к малым и к пустым поместьям, а после того их не станет, и жены их учнут после их бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, велел им дати на прожиток прежния их прожитки, с чем они замужь шли, а мужей их дети, а их вдовины пасынки учнут бити челом государю, чтобы государь пожаловал их, старые поместья, отцов их дачи, и мачех их прожитки велел розделить всем им, смешав против дачь», то в данном случае дела решаются в пользу детей умершего. Естественно, дети должны были выделить вдове немалый прожиток, однако, сам факт того, что имущество переходит в их владение, свидетельствует о гуманизме законодателя, ведь, по сути, дети не виноваты в том, что их судьба сложилась таким образом. Было бы несправедливостью, если бы имущество наследовалось вдовой, а дети оставались бы ни с чем, даже при том условии, что у их отца было меньше имущества на момент вступления в брак.

В главе ХХ «О холопех» содержатся нормы, регулирующие отношения в сфере наследования «кабалных людей» (Понятие «кабальный» означает «несвободный», «находящийся в крепостной зависимости»).

В статье 15 данной главы рассматривается случай, когда после умершего остаются «кабалные люди», а жена, дети или «братия» умершего не желают отпустить их и отпускных им не дают, то, в случае, если «кабалные люди» будут «бить челом» государю, и подтвердят тот факт, что они «у боярина своего служили по кабалному, а не по старинному холопъству», то им будет дарована свобода.

Примечательно, что статьей 64 данной главы предусмотрены случаи защиты «кабальных людей». В случае, если перед смертью наследодатель перепишет «кабальных людей», тем самым, сделав их «старинными» или другими крепостными, что запрещало бы освобождения таких холопов после его смерти, законодатель устанавливает, что возможно доказать, что холопы служили «кабальными людьми». В данном случае их должны расспросить о том, когда они попали в кабалу и сверить данные с информацией в «записных кабалных книгах».

Семейное право.

Пожалуй, наибольший интерес с точки зрения семейного права представляют собой статьи из глав XIX «О посадских людех» и ХХ «Суд о холопех».

Рассмотрим через призму семейного права, в чем именно проявилось то, что «Соборное уложение» закрепило сословное деление общества.

В частности, это проявляется в статье 37 главы XIX, в которой говорится, что если кабальные люди, крестьяне или бобыли, закрепленные за кем-либо в писцовых книгах сбегут и женятся на городских посадских людях, то их следует вместе с семьей отдавать их прежним землевладельцам, феодалам, от которых они сбежали.

На переход социального положения от отца к сыну указывает статья 25 главы XIX: «А изо псарей тяглых людей самих и их детей в тягло имати». Данная статья свидетельствует о жестоких нравах, царивших в Московской Руси в данный исторический период.

Но стоит отметить, что, наряду с «закабаляющими» статьями, «Соборное уложение» предусматривает возможности освобождения от зависимости, перехода в другое сословие. Причем, можно найти множество примеров, проанализировав «Соборное уложение». Особый интерес представляет собой статья 26 главы XIX. В соответствии с которой московские и городовые «тяглые» люди, ставшие стрельцами «своею охотою» имели возможность остаться стрельцами.

Нормы, регулировавшие семейные отношения можно найти и в главе XXII, которая называется «Указ за какие вины кому чинити смертнаю казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание»

В соответствии со статьей 25 этой главы, если мужчина или женщина, «забыв страх Божий и християнскии закон, учнут делати свады жонками и девками на блудное дело», и это станет достоянием общественности, то им полагается наказание кнутом.

В статье 26 данной главы говорится о том, что, если жена будет жить «блудно и скверно», наживет детей и тех детей сама или кто-нибудь по ее велению погубит, то по отношении к ней будет применена смертная казнь, «чтобы на то смотря, иные такова беззаконного и скверного дела не делали, и от блуда унялися». 1

Немалое количество норм «Соборного уложения» регулируют семейные правоотношения в случаях, если один из субъектов оказывается в бегах. В частности, в статье 26 главы ХХ «Суд о холопех» говорится о том, что в случае, если от кого-либо убежит холоп/холопка и в бегах женится на иных женах/выйдет замуж за иных мужей, а первых своих жен/мужей «учнут отпиратися», то, помимо возвращения к прежнему хозяина их ждет суровое наказание.

Нормы «Соборного уложения» также защищали честь и достоинство членов семьи. Обратимся статье 99 главы Х. В ней говорится, что если кто-либо обзовет плохим словом жену, дочь или сына, то, независимо от своего положения, оскорбивший обязан выплатить жене компенсацию в размере «против мужня окладу вдвое», «дочери девке против отцова окладу вчетверо; сыну неверстаному против отцова окладу вполы». 2

Сходные отношения регулируются и статьей 280 главы Х «О суде». В статье говорится о том, что если один из бранящихся назовет другого «выблядком» (выблядок — сын, рожденный вне брака от наложницы, отсюда связь нормы семейным правом), и оскорбленный станет «государю бити челом о бесчестье», а суд докажет, что челобитник «не выблядок», то
«ему на том, кто его назовет выблядком, велеть по сыску доправити бесчестье вдвое безо всякия пощады».

Данные нормы свидетельствуют о том, что уже тогда, в Московской Руси, существовали нормы, регулировавшие отношения в сфере компенсации морального вреда. В первую очередь, это говорит о высокой степени организации русского общества того времени в сравнении с европейским.

Заключение.

В рамках реферата невозможно осветить проблему со всех сторон, во всех ее проявлениях, в лучшем случае, удается передать основной смысл. «Семейное и наследственное право по «Соборному уложению 1649 года» — тема для больших научных работ, конференций. Реферат может лишь ввести читателя в суть проблемы и, тем самым, исчерпать свое предназначение. Надеюсь, после прочтения моей работы у читателя сложилось впечатление об основных принципах семейного и наследственного права, закрепленных в «Соборном уложении». Чтобы упорядочить всю полученную информацию, подведем итог:

Для начала, отметим основные принципы наследственного права, закрепленные в «Соборном уложении»:

Степень свободы в распоряжении имуществом была различна в случаях наследования по закону и завещанию (во втором случае она была больше).

Сословные принципы ограничивали свободу завещания: родовые и выслуженные вотчины наследовались по закону, завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин.

Родовые вотчины по закону наследовались сыновьями, при их отсутствии — дочерьми. Вдова наследовала лишь часть вотчины «на прожиток» (в пожизненное пользование).

Вдова завещателя могла наследовать купленные вотчины, помимо этого, она получала четвертую часть движимого имущества. Также вдова наследовала приданое, внесенное ей в семейный бюджет при вступлении в брак.

Поместье по закону наследовалось сыновьями умершего, каждый из них получал «по окладу» их него. «На прожиток» вдовам и дочерям также выделялялись определенные доли. Примечательно, что по «Соборному уложению» в наследовании поместья участвовали и боковые родственники.

Родовые и жалованные вотчины могли быть унаследованными только членами рода, к которому принадлежал завещатель.

Незаконнорожденные от наложниц дети.

«Соборное уложение» декларировало следующие принципы семейного права:

Во-первых, следует отметить, что продолжали действовать принципы, изложенные еще в «Домострое» протопопа Сильвестра (середина XVI века), такие как главенство мужа над женой и детьми, общность имущества и .т.д.

Юридически значимым признавался только церковный брак. При этом закон запрещал заключение лицом более 3х брачных союзов в течении жизни.

По-прежнему, юридический статус жены определялся юридическим статусом мужа. Так, девушка, вышедшая за холопа становилась холопкой, за дворянина — дворянкой.

Закон обязывал жену всюду следовать за мужем — при переезде, в изгнании, на поселение.

Когда ребенок достигал 15-летнего возраста отец имел право отдать его «в люди», «в услужение» или на работу.

С этим гражданской дееспособностью (15 лет) совпадал брачный возраст.

Незаконнорожденные не могли усыновляться и не могли участвовать в наследовании недвихимого имущества.

Развод допускался лишь в ограниченном числе случаев: если один из супругов уходил в монастырь, если жена была не способна к деторождению, а также если один из супругов обвинялся в антигосударственной деятельности («лихом деле»).

Список литературы.

М.М.Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 года. М.: 1961г.

И.О. Чистяков. История отечественного государства и права. М.: 1996г.

М.Ф. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права, 6-е изд. СПб.: 1909г.

В.О. Ключевский. Русская история. Полный курс лекций. М.: 1993.

И.А. Исаев. История государства и права России. М.: 2006.

А.Г. Маньков. Уложение 1649 г.: Кодекс феодального права России. Л., 1980г.

1 М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 г. М.: 1961г., гл.XXII, ст.26.

2 М.Н. Тихомиров, П.П. Епифанов. Соборное уложение 1649 г. М.: 1961г., гл.X, ст.99.