Налоговый кодекс статья 256 пункт 1

05.09.2018 Выкл. Автор admin

Статья 256 НК РФ. Амортизируемое имущество

Текст статьи.

Комментарии к статье

Можно ли амортизацию по зданию включить в расходы по налогу на прибыль, если оно было куплено в 2015 году для сдачи в аренду, но арендаторы так и не найдены?

Недавно в законодательство были внесены изменения: согласно новой редакции п 1 ст 256 НК РФ, для признания имущества амортизируемым, его первоначальная стоимость должна составлять 100 000 руб. Но эта норма применяется только к тем имущественным объектам, которые введены в эксплуатацию с 1 января 2016 года.

Ранее в законе упоминалась более низкая стоимость амортизируемого имущества.Амортизация может быть начислена на имущество, принадлежащее фирме на праве собственности и используемое для извлечения дохода. Амортизация позволяет погасить частями стоимость приобретенного имущества, но начисляется она только на имущество со сроком полезного использования более года.

Начисляться амортизация начинает с 1-го числа месяца, который следует за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Необходимость гос. регистрации имущественного объекта и дата такой регистрации не влияет на начало начисления амортизации.

Если здание было приобретено с целью сдачи в аренду, то началом его эксплуатации будет считаться момент фактической передачи арендатору. Дата должна стоять в арендном договоре или в акте приема-передачи здания.

Получается, если арендаторы не найдены, то фирма не начала эксплуатировать здание, а значит не имеет права и начислять амортизацию. Соответственно, и уменьшить расходы на суммы амортизации, отчисляя налог на прибыль фирма не может. Так как у нее нет арендного договора, подтверждающего ввод здания в эксплуатацию и начало извлечения с его помощью прибыли.

Так, если здание не используется ни в какой деятельности для получения дохода, то учитывать амортизацию по этому зданию в составе расходов фирма не имеет права.

Нужно приостановить начисление амортизации, если ОС (основное средство) модернизируется в несколько коротких этапов — каждый меньше года?

Если ОС проходит модернизацию или реконструкцию, то в процессе этого видоизменения оно не используется для извлечения дохода. Если фирма не получает прибыль амортизация, налог на прибыль, соответственно, не может быть уменьшен на амортизационную сумму.

По п 3 ст 256 НК РФ нельзя амортизировать имущество, которое находится в процессе модернизации больше года, если только параллельно с модернизацией оно не продолжает использоваться.

Может ли фирма пойти на хитрость и, разбив период модернизации на короткие этапы — каждый меньше года, продолжать начислять амортизацию на такое имущество?

В законодательстве этот вопрос не проработан, но Минфин даёт следующие разъяснения. По мнению департамента в законе подразумевается общий срок реконструкции или модернизации. То есть, если общий срок модернизации ОС превысит 12 месяцев, независимо от того, будет ли он разбит на более короткие этапы, амортизация этого средства должна быть приостановлена.

Так, если бы фирма продолжила от использования такого имущество получать прибыль амортизация налог на прибыль мог бы быть уменьшен на суммы амортизации согласно НК РФ. Или, если бы модернизация длилась меньше года в один этап. Однако, если ОС модернизируется и не используется в целом дольше, чем год, то модернизацию следует приостановить. Разделение периода модернизации на этапы не поможет избежать такой приостановки.

Статья 256. Амортизируемое имущество

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, производные финансовые инструменты (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

1) имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

2) имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

3) имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;

4) объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

5) утратил силу с 1 января 2008 г.;

6) приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;

7) имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22, 23 и 30 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса, а также имущество, указанное в подпункте 6 и 7 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса;

8) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора;

9) объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 статьи 286.1 настоящего Кодекса.

3. Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:

переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;

переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода;

зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

4. Амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 256 НК РФ

Амортизация начисляется по основным средствам и нематериальным активам. И те и другие для целей НК РФ называются амортизируемым имуществом.

Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации.

Амортизируемым имуществом в налоговом учете признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

А в бухгалтерском учете согласно абз. 4 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н (далее в настоящей главе — ПБУ 6/01), активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 руб. за единицу, могут отражаться в составе материально-производственных запасов. То есть в бухгалтерском учете такое имущество можно не амортизировать, а отражать в составе МПЗ.

Момент начала использования имущества в деятельности организации следует считать моментом ввода его в эксплуатацию. Следовательно, именно с момента ввода его в эксплуатацию налогоплательщикам предоставлено право уменьшения его стоимости посредством амортизации.

При этом указанные положения не предусматривают требования о прекращении начисления амортизации в случае отсутствия дохода от использования амортизируемого имущества в какой-либо промежуток времени.

В Налоговом кодексе РФ отдельно выделено условие, что начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации (п. 4 ст. 259 НК РФ).

В п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены те виды основных средств и нематериальных активов, которые организация не может включать в состав амортизируемого имущества и амортизация по которым, соответственно, для целей налогообложения не начисляется. В первую очередь речь идет о земле, объектах природопользования (воде, недрах и т.д.), материально-производственных запасах, товарах, ценных бумагах и финансовых инструментах срочных сделок.

Некоммерческие организации могут начислять амортизацию только по тому имуществу, которое куплено на средства, полученные от предпринимательской деятельности, и используется для ее осуществления.

Также не относятся к амортизируемому имуществу:

— имущество бюджетных организаций;

— имущество, купленное на бюджетные ассигнования (амортизация не начисляется на часть его стоимости, равную этим средствам);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования;

— объекты сельскохозяйственного назначения, построенные за счет бюджетных средств;

— объекты внешнего благоустройства (объекты лесного и дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.);

— приобретенные печатные издания, произведения искусства;

— основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные атомными станциями в рамках международных договоров с Россией для повышения их безопасности.

Добавим, что п. 3 ст. 256 НК РФ установлено, что из состава амортизируемого имущества в целях гл. 25 НК РФ исключаются основные средства:

— переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в данном случае Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации» устанавливается исключение. Так, абз. 2 п. 3 ст. 256 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) предусматривает, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;

— переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

— находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев. Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. в данном случае Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую

Налогового кодекса Российской Федерации» устанавливается исключение. Так, абз. 4 п. 3 ст. 256 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) предусматривает, что из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства, находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают

использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода;

— зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

То есть, например, если имущество временно перестало использоваться организацией для извлечения дохода и переведено на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев, то данное имущество подлежит выводу из определенной амортизационной группы, и, следовательно, по нему перестает начисляться амортизация.

А остаточная стоимость имущества, по которому амортизация не начисляется, не участвует в определении доли прибыли, необходимой для уплаты авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации (Письмо Минфина России от 11 февраля 2013 г. N 03-03-06/2/3364).

В п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены те виды основных средств и нематериальных активов, которые организация не может включать в состав амортизируемого имущества и амортизация по которым, соответственно, для целей налогообложения не начисляется. В первую очередь речь идет о земле, объектах природопользования (воде, недрах и т.д.), материально-производственных запасах, товарах, объектах незавершенного капитального строительства, ценных бумагах, финансовых инструментах срочных сделок (в том числе форвардных, фьючерсных контрактах, опционных контрактах).

Некоммерческие организации могут начислять амортизацию только по тому имуществу, которое куплено на средства, полученные от предпринимательской деятельности, и используется для ее осуществления.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. ст. 256 НК РФ дополняется новым пунктом — п. 4 ст. 256 НК РФ (в редакции, изложенной Федеральным законом от 29 ноября 2014 г. N 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации»).

Так, согласно п. 4 ст. 256 НК РФ предусматривается, что амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы в соответствии со ст. 274 НК РФ.

Статья 256 НК РФ. Амортизируемое имущество

Новая редакция Ст. 256 НК РФ

1. Амортизируемым имуществом в целях настоящей главы признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 рублей.

Амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемое имущество, полученное организацией-инвестором от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

Имущество, относящееся к мобилизационным мощностям, подлежит амортизации в порядке, установленном настоящей главой.

Амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя, а также капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя.

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества или созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном настоящей главой.

2. Не подлежат амортизации земля и иные объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы), а также материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, производные финансовые инструменты (в том числе форвардные, фьючерсные контракты, опционные контракты).

Не подлежат амортизации следующие виды амортизируемого имущества:

1) имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности;

2) имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности;

3) имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования. Указанная норма не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком при приватизации;

4) объекты внешнего благоустройства (объекты лесного хозяйства, объекты дорожного хозяйства, сооружение которых осуществлялось с привлечением источников бюджетного или иного аналогичного целевого финансирования, специализированные сооружения судоходной обстановки) и другие аналогичные объекты;

5) утратил силу с 1 января 2008 г.;

6) приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и стоимость культурных ценностей, приобретенных музеями, являющимися бюджетными учреждениями, в Музейный фонд Российской Федерации, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов;

7) имущество, приобретенное (созданное) за счет средств, поступивших в соответствии с подпунктами 14, 19, 22, 23 и 30 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса, а также имущество, указанное в подпункте 6 и 7 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса;

8) приобретенные права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, если по договору на приобретение указанных прав оплата должна производиться периодическими платежами в течение срока действия указанного договора;

9) объекты основных средств, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 статьи 286.1 настоящего Кодекса.

3. Из состава амортизируемого имущества в целях настоящей главы исключаются основные средства:

переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование, за исключением основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации;

переведенные по решению руководства организации на консервацию продолжительностью свыше трех месяцев;

находящиеся по решению руководства организации на реконструкции и модернизации продолжительностью свыше 12 месяцев, за исключением случаев, если основные средства в процессе реконструкции или модернизации продолжают использоваться налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода;

зарегистрированные в Российском международном реестре судов суда на период нахождения их в Российском международном реестре судов.

При расконсервации объекта основных средств амортизация по нему начисляется в порядке, действовавшем до момента его консервации, а срок полезного использования продлевается на период нахождения объекта основных средств на консервации.

4. Амортизация, начисленная по основным средствам, переданным в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям в случаях, если эта обязанность налогоплательщика установлена законодательством Российской Федерации, учитывается при определении налоговой базы в соответствии со статьей 274 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 256 НК РФ

Амортизация начисляется по основным средствам и нематериальным активам. И те и другие для целей НК РФ называются амортизируемым имуществом.

В п. 2 ст. 256 НК РФ перечислены те виды основных средств и нематериальных активов, которые организация не может включать в состав амортизируемого имущества, и амортизация по которым соответственно для целей налогообложения не начисляется. В первую очередь речь идет о земле, объектах природопользования (воде, недрах и т.д.), материально-производственных запасах, товарах, ценных бумагах и финансовых инструментах срочных сделок.

Некоммерческие организации могут начислять амортизацию только по тому имуществу, которое куплено на средства, полученные от предпринимательской деятельности, и используется для ее осуществления.

Также не относятся к амортизируемому имуществу:

— имущество бюджетных организаций;

— имущество, купленное на бюджетные ассигнования (амортизация не начисляется на часть его стоимости, равную этим средствам);

— имущество, полученное в рамках целевого финансирования;

— объекты сельскохозяйственного назначения, построенные за счет бюджетных средств;

— объекты внешнего благоустройства (объекты лесного и дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.);

— продуктивный скот, буйволы, волы, яки (за исключением рабочего скота);

— приобретенные печатные издания, произведения искусства;

— основные средства и нематериальные активы, безвозмездно полученные атомными станциями в рамках международных договоров с Россией для повышения их безопасности.

И наконец, самое главное. Не считается амортизируемым имущество, первоначальная стоимость которого составляет менее 10 000 руб. или равна этой сумме. Затраты на покупку или создание такого имущества полностью включают в материальные расходы по мере того, как объект вводят в эксплуатацию. В бухучете аналогичное правило применимо только по отношению к объектам основных средств, стоимость которых не превышает 2000 руб. Их стоимость списывают на затраты по мере отпуска в производство или в эксплуатацию.

Добавим, что из состава амортизируемого имущества надо исключать те основные средства, которые:

— переданы или получены в безвозмездное пользование;

— законсервированы на срок свыше трех месяцев.

После того, как объект будет снят с консервации, амортизация по нему должна начисляться в прежнем порядке;

— находятся на реконструкции и модернизации более 12 месяцев. Теперь подробно остановимся на изменениях.

Налогообложение неотделимых улучшений

С 2006 г. арендатор имеет право включить стоимость некомпенсированных неотделимых улучшений в состав своего амортизируемого имущества (ст. 256 НК РФ). Правда, это касается только тех улучшений, которые произведены с согласия арендодателя. То есть арендатор может амортизировать неотделимые улучшения в течение всего договора аренды. А сумму амортизации надо рассчитать исходя из срока полезного использования арендованного объекта. Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ определять этот срок нужно по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Амортизацию следует начислять со следующего месяца после ввода улучшений в эксплуатацию.

Учет компьютерных программ

Если покупателю переданы исключительные права на программный продукт, он считается нематериальным активом (п. 3 ст. 257 НК РФ). В этом случае в обязательном порядке заключается лицензионный договор, где перечисляются исключительные права. Скажем, перезапись программы или базы данных, дальнейшее распространение, модификация.

Другой комментарий к Ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом признаются отдельные виды имущества, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

1) находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 НК);

2) используются налогоплательщиком для извлечения дохода;

3) погашение стоимости осуществляется путем начисления амортизации;

4) срок полезного использования составляет более 12 месяцев;

5) первоначальная стоимость составляет более 20000 рублей.

Несоблюдение какого-либо из данных требований означает, что налогоплательщик не может относить имущество к амортизируемому.

С 01.01.2009 объект концессионного соглашения подлежит амортизации у концессионера в течение срока действия указанного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК. Его первоначальная стоимость определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК (абзац 10 пункта 1 статьи 257 НК).

Определение понятия «благоустройство территории» отсутствует в действующем законодательстве. Поэтому, по мнению Минфина России, необходимо руководствоваться его общепринятым значением в контексте использования для целей налогового законодательства.

Под расходами на объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точек зрения пространства на территории организации (письмо Минфина России от 04.12.2008 N 03-03-06/4/94).

Минфин России не разрешает учитывать в составе расходов или в виде амортизационных отчислений суммы, затраченные на внешнее благоустройство, ссылаясь на подпункт 4 пункта 2 статьи 256 НК (см., например, письмо от 07.11.2007 N 03-03-06/1/777).

Минфин России в письме от 02.04.2007 N 03-03-06/1/203 указывает на то, что в случае если обустройство территории необходимо в соответствии с актами законодательства, то такие расходы учитываются при налогообложении прибыли в соответствии с положениями ст. 260 НК.

В письме от 30.10.2007 N 03-03-06/1/745 Минфин России отмечает, что в законодательстве отсутствует понятие «благоустройство территории». В связи с этим под расходами в объекты внешнего благоустройства следует понимать расходы, которые не связаны с коммерческой деятельностью организации и направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. Минфин России приходит к выводу о том, что расходы на благоустройство территории текущего характера, не связанные с коммерческой деятельностью организации, также не учитываются в целях налогообложения прибыли, поскольку не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, и, следовательно, не удовлетворяют критериям признания расходов, предусмотренным ст. 252 НК.

В то же время по смыслу правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.

Статья 256 ТК РФ. Отпуска по уходу за ребенком (действующая редакция)

По заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.

Отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком.

По заявлению женщины или лиц, указанных в части второй настоящей статьи, во время нахождения в отпусках по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию.

На период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность).

Отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 256 ТК РФ

1. Комментируемой статьей женщине, имеющей ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, предоставлено право получить отпуск по уходу за ним. Такой отпуск предоставляется по заявлению женщины полностью или по частям в пределах установленного строка и оформляется приказом или распоряжением работодателя.

В любое время женщина вправе прервать отпуск и выйти на работу. Для этого она должна подать заявление. Выход женщины на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В случае отказа ей работодателем в предоставлении прежней работы она вправе обратиться с иском в суд.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи отпуска по уходу за ребенком могут быть использованы также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другим родственником или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком. Данные лица обладают теми же правами, которые имеют матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. В частности, указанный отпуск может быть использован ими полностью или по частям. В период отпуска по уходу за ребенком за ними сохраняется место работы (должность). В Постановлении Пленума ВС РФ от 28.01.2014 N 1 обращено внимание на то, что возможность предоставления отпуска по уходу за ребенком отцу, бабушке, деду, другим родственникам или опекуну не зависит от степени родства и совместного проживания указанных лиц с родителями (родителем) ребенка. При разрешении спора об отказе в предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет отцу, деду (бабушке) либо другому лицу суду необходимо проверять, осуществляет ли данное лицо фактический уход за ребенком и не предоставлен ли этот отпуск матери ребенка (п. 19).

2. В период отпуска по уходу за ребенком лицам, осуществляющим такой уход, предоставляются пособия, порядок и сроки выплаты которых определяются федеральными законами.

В соответствии с Законом об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет (ст. 11.1).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Законом о пособиях гражданам, имеющим детей (ст. 11.2). При этом минимальный размер пособия индексируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период исходя из прогнозного уровня инфляции, и с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

В случае ухода за двумя и более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия суммируется. При этом суммированный размер пособия не может превышать 100% среднего заработка, определенного для исчисления пособия, и быть менее суммированного минимального размера этого пособия.

Согласно ст. 14 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка, определяемого в соответствии с указанной статьей (ч. ч. 3.1 и 3.2), на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14). При этом средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При обращении за ежемесячным пособием по уходу за ребенком по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком предоставлено не только лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но и другим лицам, перечисленным в ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, осуществляющим уход за ребенком. В частности, право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и др. (абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, выплата таким лицам ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится в минимальном размере, который с 01.01.2014 составляет 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Положение абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей, согласно которому ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в минимальном размере, лицам, указанным в абз. 6 — 8 ч. 1 ст. 13 данного Закона, в том числе матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В Определении Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 N 179-О-П по делу по жалобе гражданки Сыроегиной М.Н. на нарушение ее конституционных прав абз. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» изложен вывод Суда о том, что дифференциация порядка определения размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предоставляемого матерям, уволенным в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерям, уволенным по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, приводит к не согласующимся с конституционным принципом равенства различиям в реализации ими права на социальное обеспечение, а потому не может считаться разумной и обоснованной. В связи с этим законодателю предписано устранить необоснованные различия в размерах ежемесячного пособия по уходу за ребенком для матерей, уволенных в связи с ликвидацией организаций в период отпуска по беременности и родам после рождения ребенка, и матерей, уволенных по тому же основанию в период отпуска по уходу за ребенком, установив для них единые правила исчисления указанного пособия. В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.

Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам (ст. 13 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимальный и максимальный размеры указанного пособия определяются с учетом этих коэффициентов (ст. 15 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

Правила назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены разд. IV и VI Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н.

3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов РФ могут увеличивать установленные указанным Федеральным законом размеры государственных пособий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (ст. 17.3 Закона о пособиях гражданам, имеющим детей).

4. Лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» выплачивается денежная компенсация в размере 50 руб.

Условия назначения, выплаты и источники финансирования ежемесячных компенсационных выплат, установленных Указом Президента РФ от 30.05.1994 N 1110 «О повышении размера компенсационных выплат отдельным категориям граждан», определены Порядком назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан».

Такие ежемесячные компенсационные выплаты назначаются и выплачиваются находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет: матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм; матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел; матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.

Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.

5. Отдельным категориям лиц законодательством установлен более высокий размер пособия по уходу за ребенком. Так, лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, в зоне отселения до их переселения в другие районы, гарантируется ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет (п. 7 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19, ст. 20 Закона о Чернобыле). При этом в случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. Суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100% заработка (дохода), из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Эта льгота распространяется и на граждан, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (п. 4 ст. 1 и ст. 7 Закона об аварии на ПО «Маяк»).

Порядок назначения и выплаты указанного пособия определен Правилами выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2005 N 439, и разъяснен Приказом Минздравсоцразвития России от 01.12.2008 N 692н «Об утверждении разъяснения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет».

Коллективными договорами (соглашениями) могут быть установлены более высокие размеры ежемесячных компенсационных выплат работающим женщинам и другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет.

6. По желанию женщины (отца ребенка, бабушки, дедушки, другого родственника или опекуна) во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком она может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. О работе на условиях неполного рабочего времени см. коммент. к ст. 93.

Поскольку ч. 3 комментируемой статьи не содержит указания на то, что работа на условиях неполного рабочего времени возможна только по основному месту работы, следует полагать, что на указанных условиях можно работать и по совместительству в другой организации.

За лицами, работающими на условиях неполного рабочего времени или на дому в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на период этого отпуска сохраняется право на получение ежемесячного пособия.

В случае, когда в период отпуска по уходу за ребенком у женщины возникает право на оплачиваемый учебный отпуск, она может им воспользоваться, прервав отпуск по уходу за ребенком. Прерванный отпуск можно получить вновь. При этом за счет учебного отпуска он не продлевается.

7. На период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет за лицами, осуществляющими такой уход, сохраняется место работы (должность).

Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано принять меры, направленные на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В соответствии с Законом о занятости органы государственной власти субъектов РФ вправе организовывать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (п. 3 ст. 7.1-1). Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет осуществляются по направлению органов службы занятости при условии обращения женщин указанной категории в эти органы. Порядок и условия направления органами службы занятости женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ (п. 1.1 ст. 23).

Приказом Минтруда России от 18.02.2013 N 64 утверждены Методические рекомендации по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на создание условий для совмещения женщинами обязанностей по воспитанию детей с трудовой занятостью, а также на организацию профессионального обучения (переобучения) женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

8. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им трех лет не включается в стаж работы, дающей право на ежегодный оплачиваемый отпуск (ст. 121 ТК).