Моральный долг из фильма тимур и его команда

05.11.2018 Выкл. Автор admin

Моральный долг. Примеры из жизни

Современный человек ведет активную жизнь, контактируя каждый день с другими людьми. На него как на члена общества налагается определенный долг, который он должен выполнять, взаимодействуя в социуме.

Понятие долга

Долг — понятие многоплановое и может пониматься совершенно по-разному. Прежде всего, следует уяснить, что, вступая в контакт с окружающими людьми, человек приобретает объективные обязанности. Заключаются они в том, что на человека возлагается ответственность за совершение тех или иных поступков в отношении других людей. Притом совершенно неважно, какой статус в обществе занимает человек и чем занимается. Ответственность обнаруживается даже в самых простых действиях – к примеру, если нужно обратиться к врачу, то в любом случае сначала требуется записаться на прием, занять очередь в больнице, соблюсти нормы поведения в общественном месте…

Помимо этого, практически у каждого человека есть близкие люди, коллеги, друзья, и со всеми ними его связывают объективные обязанности и, как следствие, определенный долг. К примеру, гармоничные отношения в семье сложно представить, если все ее члены не будут выполнять определенные объективные обязанности по отношению друг к другу. Вообще, по-другому жизнь в социуме тяжело представить, в любой сфере деятельности следует поступать по совести и долгу.

Общественный и моральный долг

Как правило, понятие долга имеет две стороны. Человек, исполняющий необходимые объективные обязанности, подвержен общественному долгу. Данный тип долга проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека – дома, на учебе, на работе, в обществе друзей и т.д.

Моральный долг человека имеет под собой иную природу. Он проявляется тогда, когда человек превращает внешние моральные требования в личную задачу. Здесь нет места постороннему влиянию и указам, личность сама осуществляет индивидуальный моральный выбор на основе собственных убеждений. В этом случае человек не ограничивается одной только осведомленностью о нормах морали, он ставит себе цель следовать им, во что бы то ни стало.

Зачастую перед принятием морального долга человек внутренне борется со своими противоречиями. Но когда моральный выбор сформирован и становится частью сознания личности, появляется одухотворение, а также силы и мужество для совершения поступка. Высшее проявление морального долга ознаменовывается преодолением внутренних барьеров в пользу выбора совести и морали. В этом случае человек уверенно начинает следовать к своей цели.

Примеры морального долга

В большинстве случаев выполнение морального долга основывается на трех основных мотивах. Когда долг воспринимается как:

Данный мотив имеет достаточно распространенную природу. Например, когда два человека вступают в брак, они обязуются поддерживать друг друга, как говорится, и в беде, и в радости, а также хранить верность на протяжении всей жизни.

Для многих людей моральный долг имеет форму благодарности. Например, признательность мужа за рождение первенца жене или благодарность родителям за реализацию в жизни.

Редкий, особенно ценный мотив для совершения морального долга. Основывается, как правило, на личностных качествах самого человека, таких как милосердие, неравнодушие, обостренное чувство справедливости. Например, волонтерская деятельность. Данный моральный долг из жизни ярко демонстрирует осознанное желание помочь другим людям. Члены волонтерской или добровольческой организации на безвозмездной основе оказывают помощь различным категориям граждан, не считаясь со своими силами, временем и возможностями. Можно сказать, что они действуют по зову и велению сердца, оставаясь неравнодушными к чужой беде.

Свойства долга

У каждого человека в жизни возникало чувство долга. Ощутить его можно тогда, когда человек чувствует и понимает, что он может и должен сделать что-то очень хорошее и полезное для других людей. Его никто не заставляет совершать красивые поступки, это желание идет изнутри. Как понять, что это именно та ситуация, которая требует выполнения морального долга от человека? Для начала следует разобраться в свойствах долга.

Человеку следует осознать, что он должен оказать помощь и что он может это сделать. Что если он бездействует и не помогает, то тоже совершает поступок, только плохой, основывающийся на таких качествах характера, как трусость, равнодушие, лень.

2. Интерес в исполнении.

Человек должен понимать, что оказание помощи людям, если это в его силах, входит и в его интересы. Ведь такая помощь облагораживает человека, дает ему моральное удовлетворение от выполненного долга, гордость за себя, делает его сильнее и добрее.

3. Добровольное принятие.

Человек сам принимает решение о совершении морального долга, отталкиваясь только от своих личных убеждений. Его никто не принуждает, он сам хочет этого.

Чем руководствоваться в ситуациях морального выбора?

Прежде всего, следует:

  1. Распознать ситуацию и прояснить ее.
  2. Составить все варианты морального выбора.
  3. Проверить каждый выбор, задав три вопроса:
  • «Законно ли это действие?».
  • «Правильно ли это действие?».
  • «Принесет ли пользу другим людям это действие?».

4. Принять решение.

5. Проанализировать решение, задав два вопроса:

  • «Как отразится на мне это действие?».
  • «Как я себя почувствую, если не совершу это действие?».

6. Совершить действие.

В этой ситуации важно не оправдывать себя в безнравственном выборе. А для этого нужно четко понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Долг и совесть

Большинство моральных выборов в нашей жизни диктуется именно совестью. Для цивилизованного человека обязанности и долг имеют огромное значение, но только совесть определяет, как правильно поступить личности. Поэтому совесть является внутренним моральным самоконтролем, основывающимся на глубоком познании своей ответственности и долга.

Бытует мнение, что совесть не относится к рассудку человека, а является сугубо личным чувством. И не во всех случаях человек может трезво осознать, почему совесть позволяет ему совершать те или иные поступки, а некоторые запрещает. Именно внутренний моральный самоконтроль дает человеку ощущать себя в гармонии с окружающим миром, ведь когда он действует по велению совести, он уверен, что поступает справедливо и честно.

Как гордо звучит заявление: «Я буду поступать по совести!»… Если бы не она, то человечество ожидало бы ужасные последствия, а так мир держится на поступках хороших людей.

Заключение

С одной стороны, совесть как внутренний регулятор проверяет действия человека и выступает в качестве главного основания для выполнения морального долга. С другой — между долгом и совестью может произойти конфликт, так как иной раз интересы самого человека не совпадают с общественными интересами. Понять, кто прав — долг или совесть, можно лишь с учетом всех обстоятельств и в зависимости от правильной личной интерпретации слова «долг».

Урок по ОРКСЭ «Моральный долг»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Тема: Моральный долг

Цель: Создать условия для формирования представления о моральном долге; способствовать воспитанию культуры межличностных отношений.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний .

Основные термины и понятия: моральный долг, моральные обязанности, человек долга

Предметная – создать условия для формирования понятий «долг», «моральный долг», «милосердие», «моральные нормы», «благодарность»; способствовать активизации осознания данных ценностей и духовности в человеческой жизни

ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностная – организовать коллективную работу и работу в группах для развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас. Какой сегодня замечательный день! У меня очень хорошее настроение!А у вас? .

Дети приветствуют друг друга улыбкой, пожелают удачи

Проверка домашнего задания.

А) Фронтальная работа с классом

– О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
– С каким понятием познакомились?
– Какие условия нужны для этого?
– Приведите примеры

Ответы детей: Сухомлинский «Как воспитать человека?»

Актуализация знаний учащихся

Ребята ответьте мне на несколько вопросов.

— Почему мы помогаем родителям?

— Зачем мы уступаем место пожилым?

— Для чего заботимся о младших?

Правильно многие поступки мы выполняем из чувства долга или еще говорят морального долга. Итак тема урока…

Сегодня вы узнаете, что такое

Ответы детей. (нас так учат дома, в школе, это наш долг )

фильм-притчу «Воробей». Проблемная ситуация

– А сейчас мы посмотрим фильм-притчу «Воробей». (фильм-притчу «Воробей».)
–какая проблема здесь? – Почему, вы так решили?
– Докажите …
– Что мы подразумеваем под словосочетанием «МОРАЛЬНЫЙ ДОЛГ»?
– Какова тема урока сегодня?

Данная ситуация относится к общественному долгу?

Мораль — это заданные этикой правила поведения.

Изучение нового материала

Как вы думаете, что такое долг?

Правильно. Давайте подберем подходящее слово на каждую букву слова долг.

Что объединяет эти слова?

Ответы детей (добрые поступки; если сказал надо сделать; когда делаешь, что-то не ради выгоды, а просто так.)

Они все положительные. Хорошо быть добрым, ответственным, любить окружающих, проявлять героизм.

Составление кластера на доске

Долг, как утверждает наука, связывает человека с другими людьми, с обществом.

— С кем, по вашему мнению, нас связывает долг?

Вот видите, перед сколькими людьми мы находимся в долгу, а другие люди в долгу перед нами. А ,что значит моральный долг?

Правильно Моральный долг – выполнение существующих в обществе норм не по принуждению, а на основе своих убеждений. Принимая свой долг, человек добровольно принимает на себя свои обязанности по отношению к другим, поэтому моральный долг это выполнение моральных обязанностей

Родители, друзья, соседи, ветераны, братья наши меньшие

Ответы детей (это когда нас не заставляют, что-то делать, а мы сами делаем)

Работа по учебнику

А) Работа по 1 абзацу учебника на странице 26.

– Что такое «Долг»?
– Что такое «Моральный долг»?

Б) Беседа учителя о моральных обязанностях:

Методическая разработка по ОРКСЭ (4 класс) на тему:
Урок по модулю «Основы светской этики»

Тема: «Моральный долг»

Предварительный просмотр:

Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок 10.Тема: «Моральный долг»

Гараева Лилия Шамиловна

учитель первой категории

МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»

  1. Познакомить учащихся с понятиями “моральная ответственность”; «моральный долг», формировать у учащихся представление о моральном долге ,как об обязанностях (в семье, школе, обществе) регулирующих нравственное поведение

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

-интерес к познанию окружающего мира

-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей

-формирование этических чувств ( ответственности) на основе анализа поступков

-воспитывать в детях чувство долга, развивать самостоятельность

-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

-развивать умение работать с информацией, делать теоретические выводы ,

-развивать кругозор, обогащать словарный запас

-раскрыть сущность понятия «моральный долг», «ответственность» сформулировать моральные правила, обязанности

-анализировать изучаемые объекты,

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

-воспринимать смысл познавательных текстов

-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал ,высказывания на основе личного опыта

-устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: мультимедийный проектор; электронное пособие «Основы светской этики», листы бумаги, карточки с изображением символов

— На уроках мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде Приложение 1 . (Работа в группах. Проверка на доске)

— Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)

— Каким образом эти понятия связаны между собой? (Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)

— Как можно понять такие высказывания?(Слайд)

Свобода – это в первую очередь не привилегия, а обязанности.

Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся .

— Кто из вас может про себя сказать, что он человек ответственный?

Какие есть у вас дела дома, в семье, в школе, за которые отвечаете только вы? Всегда ли вы без подсказки выполняете свои дела?

— Приведите примеры безответственных поступков.

3. Постановка цели и задач урока .

— Говоря об ответственности, мы часто произносим «должен». Какое однокоренное слово встретилось в кроссворде? (долг) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какая цель будет у каждого из вас?

4. Изучение нового материала .

— Итак, мы сегодня говорим о моральном долге. Как вы понимаете, что это такое? (Дети высказывают своё мнение)

Долг – осознание необходимости исполнения моральных норм. Если человек осознаёт свой долг, то будет действовать не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральный долг иногда называют моральными обязанностями.

— Чтобы понять, какие обязанности есть у человека, поработаем с текстами. Вы прочитаете текст и обсудите в группе, о какой моральной обязанности идёт речь.

5. Работа в группах с текстами. Высказывание мнения группы всему классу. Проверка по экрану.

А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища» — исполнение установленных в обществе норм;

Л.Толстой «Собака» — благодарность;

Ю.Коринец «Неизвестный солдат» — патриотический долг;

С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» — профессиональный долг.

-Какие моральные обязанности ещё существуют? (бескорыстная помощь другим, родительский долг, уважение прав человека и др.)

Подведение итога. (Слайд)

-Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?

(Не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей)

1)Вспомните книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?

2)Привести примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

Д идактические материалы к занятиям

Кроссворд. Приложение 1.

Художественная литература: А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища»; Л.Толстой «Собака»; Ю.Коринец «Неизвестный солдат»; С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» (приложение 2).

Учебные пособия для учеников по курсу «Светская Этика».

Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11, стр.26-27.

Урок по модулю «Основы светской этики» на тему «Моральный долг» (4 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Моральный долг. Урок 11.Разработала Гараева Лилия Шамиловна Гимназия №3 г.Зеленодольск

Вопросы урока: Что такое моральный долг? В чем особенность морального долга? Какие моральные обязанности есть у человека?

Мудрые мысли: Нарушая свой долг, тем самым нарушают и свои права. Ж.Ж. Руссо Сознавать долг и не исполнять его – это трусость. Конфуций.

Вывод: Долг – это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм. В моральном долге внешние культурные нормы превращаются в личную задачу каждого человека.

Моральный долг Моральные обязанности Говорить правду Уважать других людей и их права Бескорыстная помощь другим людям Родительский долг – заботиться о детях Заботиться о больных и стариках Профессиональный долг Патриотический долг

Вопросы и задания: Вспомните книгу А. Гайдара «Тимур и его команда». Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга? Приведите еще примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

Самое главное в моральном долге – это не слепое выполнение существующих в обществе норм и требований, а сознательное и добровольное следованием им.

Мораль — Результат преобразовательной деятельности человека, неотъемлемая часть культуры.

Добродетельные герои сказок Г. Х. Андерсена, Ш. Перро Добродетель и порок в сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино» 3. Вот что значит «настоящий верный друг» 4. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А. Де Сент – Экзюпери)

Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок 10.Тема: «Моральный долг»

Гараева Лилия Шамиловна

учитель первой категории

МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»

1. Познакомить учащихся с понятиями “моральная ответственность”; «моральный долг», формировать у учащихся представление о моральном долге ,как об обязанностях (в семье, школе, обществе) регулирующих нравственное поведение

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

-интерес к познанию окружающего мира

-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей

-формирование этических чувств ( ответственности) на основе анализа поступков

-воспитывать в детях чувство долга, развивать самостоятельность

-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

-развивать умение работать с информацией, делать теоретические выводы ,

-развивать кругозор, обогащать словарный запас

-раскрыть сущность понятия «моральный долг», «ответственность» сформулировать моральные правила, обязанности

-анализировать изучаемые объекты,

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

-воспринимать смысл познавательных текстов

-проводить сравнения ,обобщать изучаемый материал ,высказывания на основе личного опыта

-устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: мультимедийный проектор; электронное пособие «Основы светской этики», листы бумаги, карточки с изображением символов

— На уроках мы много говорили о качествах, присущих человеку. Отгадайте, какие качества, какие этические понятия зашифрованы в кроссворде Приложение 1. (Работа в группах. Проверка на доске)

— Какие понятия связаны с темой предыдущего урока? (Свобода, ответственность)

— Каким образом эти понятия связаны между собой? (Дети рассуждают о том, что каждый свободен делать моральный выбор, совершая какие-либо поступки, но при этом помнить об ответственности за них)

— Как можно понять такие высказывания?(Слайд)

Свобода – это в первую очередь не привилегия, а обязанности.

Свобода – это ответственность. Вот почему её так боятся .

— Кто из вас может про себя сказать, что он человек ответственный?

Какие есть у вас дела дома, в семье, в школе, за которые отвечаете только вы? Всегда ли вы без подсказки выполняете свои дела?

— Приведите примеры безответственных поступков.

3. Постановка цели и задач урока.

— Говоря об ответственности, мы часто произносим «должен». Какое однокоренное слово встретилось в кроссворде? (долг) Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какая цель будет у каждого из вас?

4. Изучение нового материала .

— Итак, мы сегодня говорим о моральном долге. Как вы понимаете, что это такое? (Дети высказывают своё мнение)

Долг – осознание необходимости исполнения моральных норм. Если человек осознаёт свой долг, то будет действовать не по принуждению, а на основе своих убеждений. Моральный долг иногда называют моральными обязанностями.

— Чтобы понять, какие обязанности есть у человека, поработаем с текстами. Вы прочитаете текст и обсудите в группе, о какой моральной обязанности идёт речь.

5. Работа в группах с текстами. Высказывание мнения группы всему классу. Проверка по экрану.

А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища» — исполнение установленных в обществе норм;

Л.Толстой «Собака» — благодарность;

Ю.Коринец «Неизвестный солдат» — патриотический долг;

С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» — профессиональный долг.

-Какие моральные обязанности ещё существуют? (бескорыстная помощь другим, родительский долг, уважение прав человека и др.)

Подведение итога. (Слайд)

-Как вы поняли, что самое главное в исполнении морального долга?

(Не слепое следование нормам, а сознательное выполнение своих обязанностей и ответственностей)

1)Вспомните книгу А.П.Гайдара «Тимур и его команда»

-Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?

2)Привести примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов, литературы.

Дидактические материалы к занятиям

Кроссворд. Приложение 1.

Художественная литература: А.Барто «Любочка», Л.Толстой «Два товарища»; Л.Толстой «Собака»; Ю.Коринец «Неизвестный солдат»; С.Баруздин «Каменщик», «Маляр» (приложение 2).

Учебные пособия для учеников по курсу «Светская Этика».

Электронное пособие «Основы Светской этики». Урок 11, стр.26-27.

Помогите ПОЖАЛУЙСТА!
1) Вспомните книгу А.Гайдара «Тимур и его команда».Какие поступки Тимура и его друзей можно считать выполнением морального долга?
2) Приведите еще примеры выполнения морального долга из жизни, фильмов,литературы.
Предмет не «литература», а ОРКСЭ(основы культур светской этики)

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики

Больше никакой рекламы

Хочешь пользоваться сайтом без рекламы?
Подключи Знания Плюс, чтобы не смотреть ролики