Мониторинг земель в россии

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Статья 67. Государственный мониторинг земель

1. Государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и прогнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

2. Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия;

2) обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений);

3) обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю;

4) обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения государственный мониторинг земель подразделяется на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель.

В рамках мониторинга использования земель осуществляется наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением.

В рамках мониторинга состояния земель осуществляются наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель.

Осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

4. Результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Информация о результатах государственного мониторинга земель является общедоступной.

5. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 32160 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 165-166. — URL https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 21.11.2018).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru.

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Похожие статьи

Принципы построения системы мониторинга земель на примере.

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для

3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель; 4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

Применение системы дистанционного мониторинга земель.

Применение системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения вРоссийской Федерации. Волчков Сергей Сергеевич, студент; Булгаков Павел Алексеевич, Мурлыкин Роман Юрьевич.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят: − своевременное выявление изменения состояния земель

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного.

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии.

Проблемы регулирования процедуры принудительного.

сельскохозяйственное назначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, целевое назначение.

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации.

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

Применение геоинформационных систем в мониторинге земель.

Следует отметить что, в Орловской области будет создана геоинформационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых земель.

Некоторые особенности правового режима земель.

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов.

Мониторинг земель Республики Крым на современном этапе

мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Крым, мониторинг земель, мониторинг земель Республики, состояние земель, Российская Федерация, процесс, единый центр.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА ЗЕМЕЛЬ

В условиях стремительно меняющейся экономической ситуации и в целях укрепления Российской экономики необходимо уделять внимание мониторингу земель. Мониторинг представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для оперативного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения негативных процессов.

Мониторинг земель осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и постановлением правительства от 28 ноября 2002 г. №846.

Главными задачами мониторинга являются:

Своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий процессов, негативно влияющих на состояние земель;

Информационное обеспечение Государственного кадастра недвижимости, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель;

информирование граждан о состоянии земель [1]

Под содержанием мониторинга земель понимают систематические наблюдения в виде съемок, выявление проблем и оценка развития [2]:

— состояния землепользований, угодий, полей, участков;

— процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие процессов водной и ветровой эрозии, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление), зарастания и закустаривания сельскохозяйственных угодий, загрязнения земель пестицидами, тяжелыми металлами, радиоактивными нуклидами, другими токсичными веществами;

— состояния береговых линий рек, озер, морей, заливов, водохранилищ, лиманов, гидротехнических сооружений;

— процессов, вызванных образованием оврагов, оползней, селевыми потоками, землетрясениями, карстовыми, криогенными и другими явлениями;

— состояния земель населенных пунктов, объектов нефте- и газодобычи, очистных сооружений, навозохранилищ, свалок, складов горюче-смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта, мест захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, а также других промышленных объектов.

Оценка состояния земель осуществляется выполнением нескольких наблюдений, анализом произошедших изменений и сравнением полученных результатов с установленными. В результате оценки формируются доклады, прогнозы и рекомендации с целью устранения факторов, имеющих негативных характер.

Земля является важнейшим компонентом окружающей среды, поэтому вопросы мониторинга должны носить государственный статус. Необходим единый государственный подход, который обеспечит получение комплексной информации о состоянии земель.

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли Российской Федерации независимо от формы собственности, целевого назначения и характера использования. Государственный мониторинг земель осуществляется с учетом выделения трех уровней мониторинга: федеральный, региональный, локальный. Федеральный мониторинг охватывает всю территорию Российской Федерации. Региональный мониторинг охватывает территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и другими границами. Локальный мониторинг ведется на территориальных объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

Вопрос осуществления мониторинга земель относится прежде всего к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г.). Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Также мониторинг должен проводится с учетом различных федеральных, региональных и местных программ, а порядок осуществления мониторинга устанавливается федеральным органом исполнительной власти.

Но в настоящее время действует Положение об осуществлении государственного мониторинга земель (далее – Положение), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Исходя из частей 6 и 9 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель мониторинг осуществляется:

1) исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утвержденных Росреестром (Роснедвижимостью, Росземкадастром).

2) с использованием автоматизированной информационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти и органов местного самоуправления [3].

В настоящее время предлагается утвердить порядок, который бы определял механизмы осуществления государственного мониторинга земель. Данный порядок определяется приказом Министерства экономического развития и вступает в силу с 1 января 2015 года.

Данный порядок обусловливает проведение систематических наблюдений за фактическим состоянием и использованием земель, выявление позитивных и негативных тенденций, их оценка и прогноз развития, а также формулирование предложений о предупреждении негативных воздействий на земли.

В соответствии с данным порядком государственный мониторинг будет подразделяться на мониторинг использования земель и мониторинг состояния земель. Касательно мониторинга использования будет осуществляться наблюдение за непосредственным использованием земель и земельных участков. Таким образом, станет ясно, какие земли необходимо ввести в эксплуатацию или изменить их целевое назначение. В рамках мониторинга состояния земель будет проводиться наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель (количественные и качественные характеристики также прописаны в приказе).

Определены различные показатели состояния земель, которые могут быть выражены как в абсолютных, так и относительных значениях. Результаты оценки сводятся к формированию прогнозов и рекомендаций по использованию земель. Данные, выявленные в ходе проведения государственного мониторинга земель используются для государственного доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации.

Данные, полученные после мониторинга земель, хранятся в архиве автоматизированной информационной системы государственного мониторинга земель, информация о котором является общедоступной. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления имеют неограниченный доступ к результатам мониторинга.

Список использованных источников:

Государственный мониторинг земель

Государственный мониторинг земель, осуществляемый в целях наблюдения за состоянием земель, является элементом системы государственного экологического мониторинга — комплексной системы наблюдения за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием природных и антропогенных факторов. Экологический мониторинг может быть классифицирован по территориальному признаку как глобальный, национальный, региональный и локальный, а также по отраслевому признаку. В соответствии с последним критерием государственный экологический мониторинг включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа РФ, состояния недр, исключительной экономической зоны РФ, внутренних морских вод и территориального моря РФ. Порядок ведения мониторинга в отношении отдельных природных объектов детализирован в законодательстве. Например, порядок ведения мониторинга земель определен в постановлении Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель». В свою очередь, в отношении отдельных категорий земель могут разрабатываться специальные планы и прогнозы. Примером таковых является Концепция развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 30.07.2010 № 1292-р.

При проведении государственного мониторинга земель решаются следующие задачи: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов; информационное обеспечение деятельности по осуществлению государственного земельного надзора за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Полученные в ходе мониторинга земель данные являются правовым основанием для предъявления требований к правообладателям земельных участков по устранению земельных правонарушений и привлечению виновных лиц к юридической ответственности.

Мониторинг земель осуществляется применительно ко всем категориям земель, в том числе частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 16 Закона о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения), а также мониторинг мелиорированных земель (ст. 21 Закона о мелиорации земель). Согласно СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 16 апреля 2003 г.) мониторинг состояния почвы осуществляется в жилых зонах, включая территории повышенного риска, в зоне влияния автотранспорта, захороненных промышленных отходов (почва территорий, прилегающих к полигонам), в местах временного складирования промышленных и бытовых отходов, на территории сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зон.

Объем исследований и перечень изучаемых показателей при мониторинге определяется в каждом конкретном случае с учетом целей и задач по согласованию с органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Мониторинг проводится с учетом результатов исследований на всех предыдущих стадиях проектирования, строительства, а также по окончании строительства объекта, при вводе его в эксплуатацию и на протяжении всего его эксплуатационного периода.

Мониторинг земель включает в себя: сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием: дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.; наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных); соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования, осуществляемые в ходе проведения мониторинга, в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель па момент начала ведения мониторинга), периодические (для получения данных о состоянии земель за определенный период — один раз в три года и более) и оперативные (для получения данных о состоянии земель на текущий момент). Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Сбор и обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга, а также подготовка прогнозов и рекомендаций, которые касаются особо опасных явлений и процессов, связанных с состоянием земель, осуществляются территориальными органами и организациями Росреестра и других федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, участвующими в осуществлении мониторинга, а также органами местного самоуправления. Согласно ст. 6 Закона об охране окружающей среды органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в России, который ежегодно представляется Росреестром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в Правительство РФ.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Однако проведенные наблюдения показывают, что теоретические и методологические основы мониторинга земель проработаны недостаточно, в результате чего затрудняется полноценное его осуществление в рамках производственных работ. Данная проблема обусловлена тем, что мониторинговые наблюдения являются достаточно ресурсоемкими, и не всегда дают мгновенного результата. Поэтому научно-техническая база мониторинга земель оказалась фрагментарной, что в первую очередь отразилось на землях поселений. В настоящее время в мировой и отечественной литературе отсутствует теоретическое обоснование методов и подходов к изучению состояния городских земель как специфической группы в составе категории земель поселений.

Ведение Государственного кадастра недвижимости и мониторинга земель является, в известной мере, пассивным процессом, а обратная связь в виде активного управляющего воздействия на объект наблюдения осуществляется в процессе охраны земель и государственного земельного контроля. Результаты мониторинговых наблюдений следует использовать в практике градостроительного, правового и экономического регулирования землепользования.

Многоаспектный принцип формирования баз данных мониторинга земель предусматривает получение текстовых, табличных и картографических документов различного тематического содержания и разных масштабов в качестве основной пространственно-организованной информации, структурированной в соответствии с административно-территориальными уровнями управления земельными ресурсами города. Информация для оценки состояния земель продуцируется в рамках межведомственного взаимодействия городских организаций при реализации следующих технологических процессов:

1. Получение первичной информации;

2. Хранение первичной информации и ее обработка;

3. Комплексный анализ данных мониторинга земель и эксплуатация автоматизированных банков данных:

оценка и интерпретация данных мониторинга земель;

подготовка выходной продукции;

передача информации потребителям.

Банк данных мониторинга городских земель, являющийся частью единого информационного пространства городского управления, формирует территориальный орган Росреестр при участии уполномоченных организаций – продуцентов первичной информации.

Геоинформационная система мониторинга городских земель должна обеспечивать:

ведение семантической и графической баз данных, их взаимосвязь и объединение в единую интегрированную среду;

статистическую обработку хранимой информации;

подготовку выходных форм представления информации по запросам;

информационное взаимодействие с органами государственного и муниципального управления.

Выбор технических средств при создании геоинформационной системы мониторинга городских земель определяется объемом создаваемого банка данных, структурой и характером информационных потоков, требованиями к надежности системы и сохранности информации. Предусматривается интеграция городской геоинформационной системы мониторинга земель в федеральную систему, а также в федеральную и городскую системы экологического мониторинга.

Отдельного рассмотрения заслуживает мониторинг земель как источник пространственной информации для инфраструктуры пространственных данных субъекта РФ. Прежде всего, необходимо позиционировать инфраструктуру пространственных данных субъекта РФ как систему сбора, обработки, хранения и предоставления потребителям юридически значимых пространственных данных и принятия решений на основе этих данных.

В данной системе инфраструктура пространственных данных субъекта РФ занимает центральное положение. Из ФГБУ «ФКП Росреестра» в ИПД в виде слоев в формате любой распространенной геоинформационной системы поступают следующие первичные сведения: о земельных участках, местоположении зданий и сооружений, границах зон с особыми условиями использования территорий, границах территорий, покрытых лесом, границах поверхностных водных объектов, границах особо охраняемых природных территорий с пространственной привязкой в местной системе координат кадастрового округа. Информацию для мониторинга можно получать различными способами — от осмотра земельных участков должностными лицами до сведений, поступающих от населения. Но основой для мониторинга земель должны быть данные ДЗЗ, размещаемые в ИПД субъекта РФ. Причем все данные, поступившие из других источников, должны проходить верификацию по данным ДЗЗ, с целью исключения субъективного фактора. Органы, ответственные за мониторинг земель (Управление Ростреестра и орган, осуществляющий полномочия Минсельхоза России в субъекте РФ) должны контролировать фактическое использование земельных участков в соответствии с его категорией и разрешенным видом использования. Для этих целей необходимо применять специальные программные комплексы обработки данных ДЗЗ со стандартными алгоритмами анализа мультиспектральных космических снимков (дешифровочные признаки, вегетационные индексы, заранее сформированные библиотеки спектральных образов местности).

На основе выявленных признаков административных правонарушений на земельных участках должны формироваться планы проверок юридических и физических лиц.

Выполняя мониторинг земель, Управление Росреестра субъекта РФ аккумулирует имеющиеся сведения, в том числе из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» субъекта РФ, по результатам проверки земельных участков по линии государственного земельного надзора на наличие признаков административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.1, 7.10, 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В свою очередь, государственный земельный надзор в случае выявления кадастровых ошибок в ходе проверочных мероприятий должен доводить уточненную информацию до филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» субъекта РФ, с целью исправления сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости.

На рисунке 1 приведена схема информационного взаимодействия по управлению земельными ресурсами, отражающая роль мониторинга земель в информационном взаимодействии.

Рисунок 1 — Схема информационного взаимодействия по управлению земельными ресурсами

Таким образом, механизм информационного взаимодействия в рамках инфраструктуры пространственных данных в рамках действующего законодательства уже позволяет достаточно эффективно управлять земельными ресурсами. Для осуществления подобного механизма в настоящее время существуют достаточно хорошо отработанные технические и программные решения. Они позволяют создавать геопорталы — информационные системы, интерфейс которых обеспечивает доступ через сеть Интернет к пространственно-распределенным данным. Проблема реализации этого, прежде всего, стоит в финансовой и организационной неготовности, причем, если финансовые затраты способны окупиться фактически через несколько лет, то организационные вопросы связаны с региональным законодательством и системой соглашений с федеральными органами государственной власти.

Список использованных источников

1. Федеральный закон от 30.11.1994 г. №51 ФЗ «Гражданский кодекс РФ». Часть1.

2. Федеральный закон от 25.10.2001г. №136ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 30.12.2001г. №195ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

4. Васюков П.В., Щербина С.В. Инфраструктура пространственных данных регионального уровня в Чувашской Республике // Геопрофи. — 2014. — № 2. — С. 11–15.