Многоконтурный земельный участок в разных кварталах

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Форум кадастровых инженеров

Прямой эфир

Контуры указанного земельного участка отсутствуют среди актуальных сведений ГКН

  • samsam
  • 10 июня 2018, 19:32
  • 2

Этапы подготовки межевого плана при образовании земельного участка, путем выдела 6 долей в праве общей собственности (многоконтурный)

  • ValeriyaF
  • 27 апреля 2018, 17:34
  • 4

При уточнении участка под ЛПХ получился многоконтурный участок, можно ли так?

  • solopovad
  • 28 марта 2018, 08:58
  • 7

Раздел многоконтурного земельного участка

  • svetul8910
  • 21 марта 2018, 22:38
  • 3

Заявления при образовании земельных участков путем раздела многоконтурного земельного участка

  • 20Ludmila
  • 30 января 2018, 16:17
  • 1
  • 6

Многоконтурный участок

  • gala
  • 15 декабря 2017, 07:29
  • 2

Землепользование на многоконтурный

  • GEO-Gradkadastr
  • 30 октября 2017, 09:01
  • 3

Объединение земельного участка и контура многоконтурного земельного участка

Добрый день, коллеги! Был ли у кого-нибудь опыт по объединению земельного участка с одним из контуров другого земельного участка? Ситуация такая: у некой организации в аренде несколько земельных участков, являющихся собственностью РФ. В один прекрасный день они решают их объединить и обращаются в этим в Росимущество. Те, естественно отказывают, так как один из объединяемых земельных участков является многоконтурным и один из его контуров не имеет общих границ со вторым земельным участком, участвующим в объединении. В письме к арендатору они поясняют, что они не против объединения при условии, что будут объединены, например, земельный участок с кадастровым номером :256 и контура(1),(2)и(4) земельного участка :257. Честно говоря, смутно представляю, как должен в таком случае межевой план! Может у кого было что-то подобное? И, может не мое дело, но что в итоге будет с контуром (3), который не будет участвовать в объединении? Должна ли я что-то с ним делать?

  • karablina_nf
  • 26 июля 2017, 08:03
  • 11

Раздел многоконтурного земельного участка

  • oksana81
  • 14 марта 2017, 16:30
  • 4

постановка на учёт многоконтурного участка( два участка с разными видами разрешонного использования)

Обсуждение

Прежде чем употреблять понятие «многоконтурный» к ранее учтенному участку (или к нему же после уточнения), убедитесь, что Ваш исходный участок не является единым землепользованием. Некоторые кадастровые палаты не дают уточнять ранее учтенные участки как многоконтурные, а уж если он по выписке является ЕЗП, то уточнять его можно только как ЕЗП.

В выписке на исходный участок есть слова «единое землепользование»? В xml-файле выписки на исходный участок какое наименование (вид) имеет участок? Участок до уточнения имел пять контуров или это выяснилось в результате уточнения?

Прежде всего, уточните в принимающей кадастровой палате, каким образом должен в итоге быть представлен уточненный участок – «единое землепользование» или «многоконтурный». В последнее время наблюдаются случаи, когда КП требует выполнять уточнение ранее учтенных участков до «единого землепользования».

Применяйте к оформлению проекта простую человеческую логику — в основе проекта отражается ситуация на момент начала кадастровых работ(по сведениям ГКН). В содержании проекта отображается ситуация после проведения кадастровых работ.

Сам уточняемый участок(объект работ) должен иметь тип в основе «исходный», в содержании тип «уточняемый». Если в ходе работ образуется новый контур, то в основе он должен отсутствовать, а в содержании добавлен с типом «образуемый». В содержании участок представляется как многоконтурный. Внимательно проверяйте вид и тип у всех объектов проекта.

Алгоритм формирования многоконтурного участка следующий. Создайте участок с помощью команды «Добавить\Участок. » в меню панели проекта. Затем выберите на карте площадные объекты, соответствующие контурам многоконтурного, и выполните команду «Добавить контуры» в контекстном меню участка. В результате участок станет многоконтурным и в дереве проекта будет выглядеть следующим образом:

Пример формирования многоконтурного участка Вы можете увидеть в видео-ролике «Создание многоконтурного земельного участка»

Если у Вас останутся вопросы — задавайте их прямо здесь, мы обязательно на них ответим.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОБЪЕКТОВ КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. 7.1. Схема раздела земельного участка:
а — исходный участок; б — участки после раздела

мельный участок может быть образован (сформирован) в результате следующих действий: раздел; объединение; перераспределение; выдел.
При разделе земельного участка образуется несколько новых земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются новые земельные участки, прекращает свое существование. Новые земельные участки подлежат кадастровому учету с присвоением новых кадастровых номеров и перерегистрации права. Пример раздела земельного участка показан на рисунке 7.1.
Право собственности возникает на все возникающие разделяемые участки. Сохраняется право общей собственности на разделяемые участки.
При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками.
Земельный участок, предоставляемый садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, разделяют в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. При разделе такого земельного участка могут быть образованы один или несколько земельных участков, предназначенных для ведения гражданином садоводства, огородничества или дачного строительства либо относящихся к имуществу общего пользования. При этом земельный участок, который уже разделен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Таким образом, действует принцип «выдела» земельного участка.
Раздел земельного участка, предоставленного для комплексного освоения в целях жилищного строительства, осуществляет лицо, с которым заключен договор аренды земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Выдел земельного участка предполагает так же, как и при разделе участка, образование из исходного одного или нескольких новых земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Различия «раздела» и «выдела» при государственном кадастровом учете земельных участков состоят в том, что в результате «раздела» вновь образованные земельные участки подлежат государственному кадастровому учету (с присвоением новых кадастровых номеров), государственной регистрации прав. После государственной регистрации прав на новый (новые) земельный участок (и) исходный земельный участок прекращает свое существование.
При образовании земельного участка в результате «выдела» исходный участок сохраняется в измененных границах (с неизменным кадастровым номером). Его площадь уменьшается в государственном кадастре недвижимости (ГКН). Государственную регистрацию прав на исходный земельный участок, из которого осуществлен выдел, не проводят. При этом межевание земель проводят только в отношении выделяемого (вновь образуемого) земельного участка. Вновь образованный земельный участок подлежит государственному кадастровому учету (с присвоением нового кадастрового номера), а также государственной регистрации прав. При выделе из участка земельных долей право собственности на исходный измененный участок сохраняется за оставшимися дольщиками.
В государственном земельном кадастре образование земельного участка в результате выдела было возможно только из земельных участков государственной собственности.
Понятие «земельные участки госсобственности», сведения о которых вносили в государственный реестр земель кадастрового района (ГРЗ КР), введено приказом Росземкадастра от 29 июля 2002 г. № П/301 с целью обеспечения выполнения технологических процедур.
ФЗ-221 и принятые в его развитие нормативные правовые акты не содержат норм, определяющих границы земельных участков, находящихся в государственной собственности и не закрепленных за конкретными лицами.
В то же время в соответствии со ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами, а ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность образования земельных участков, в том числе из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пример образования земельного участка в результате выдела земельного участка муниципальных земель в границе кадастрового квартала 50:23:0112004 населенного места показан на рисунке 7.2. Из участка муниципальной собственности с кадастровым номером 50:23:0112004:1 (площадью 47 га) был выделен земельный участок с кадастровым номером 50:23:0112004:4 площадью 8 га.
После выдела исходный земельный участок муниципальной собственности остается в измененных границах, не изменяется его кадаст-

Рис. 7.2. Пример вьщела земельного участка из земель муниципальной собственности

ровый номер, а площадь уменьшается на 8 га. Права на данный участок не перерегистрируют. Выделенный земельный участок после постановки на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера подлежит государственной регистрации прав.
Данный вид образования земельного участка применим теперь не только к землям государственной и муниципальной собственности, но и к участкам земельных долей; дачным кооперативам; составным земельным участкам (учтенным до 1 марта 2008 г.).
Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
До 1 января 2015 г. при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Образование (выдел) земельного участка из земель государственной и муниципальной собственности осуществляет исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, за исключением следующих случаев:
раздел садоводческих коллективов, а также участков на праве постоянного пользования и пожизненного наследуемого владения;
образование земельного участка для комплексного освоения в целях жилищного строительства; в границах застроенных территорий при наличии договора о развитии застроенной территории;
перераспределение земельных участков.
Выделяют земельные участки в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого был выделен земельный участок, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливает Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — ФЗ-101).
Участник или участники долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст. 4 ФЗ-101[23].
Требования о минимальных размерах не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых меньше минимальных размеров земельных участков, определенных региональными законами[24].
Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяют на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на земельную долю (п. 3 ст. 13 ФЗ-101).
Объединение земельных участков можно осуществлять только в отношении смежных участков. При этом образуется один земельный участок, а существование смежных земельных участков прекращается. Новый земельный участок ставят на кадастровый учет с присвоением нового кадастрового номера и перерегистрации права. При объединении участков, принадлежащих разным лицам, возникает право общей собственности. Пример объединения земельных участков показан на рисунке 7.3, I.
Не допускается объединение земельных участков на праве постоянного пользования, пожизненно наследуемого владения или срочного пользования (за исключением случая, если все участки предоставлены одному лицу).
Допускается объединение участков с залогом и без залога. В последнем случае залог распространяется на весь участок.

Рис. 7.3. Схема объединения (I) и перераспределения (II) земельного участка:
а) исходные участки; б) участки после объединения (перераспределения)

При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуется несколько новых смежных земельных участков. Существование исходных смежных земельных участков прекращается. Новые земельные участки после перераспределения подлежат кадастровому учету с присвоением новых кадастровых номеров и перерегистрации права. Пример перераспределения земельных участков показан на рисунке 7.3, II.
При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.
Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между их собственниками и (или) между собственниками земельных участков — физическими или юридическими лицами не допускается, за исключением:
перераспределения таких земельных участков в границах застроенной территории, по которой (в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации) принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории;
образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства.

Перераспределяют земельные участки на основании соглашений между собственниками земельных участков, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. При этом условия возникновения права частной либо государственной или муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются указанным соглашением.
Сервитуты и иные обременения сохраняются в прежних границах.
Целевым назначением и разрешенным использованием вновь образуемых земельных участков признают прежнее целевое назначение и разрешенное использование исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
К образуемым земельным участкам предъявляют следующие требования:
предельные размеры устанавливаются градостроительными регламентами, в иных случаях — Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами;
границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и населенных мест;
не допускается образование земельных участков, делающее невозможным разрешенное использование смежных земельных участков;
не допускается раздел, перераспределение или выдел, если обременения не позволяют использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием;
образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим недостаткам, препятствующим рациональному использованию и охране земель, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Образование земельных участков возможно при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такого согласия на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном ФЗ-101.
Земельные участки могут быть образованы на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключен такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.
Споры об образовании земельных участков рассматривают в судебном порядке.
Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. К заявлениям об образовании земельных участков обязательны следующие приложения:
кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка;
правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
В случае если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом документации по планировке территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, в заявлении об образовании земельных участков указывают реквизиты таких документов.
В решениях об образовании земельных участков должны быть указаны:
реквизиты правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки (при наличии таких документов);
сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе сведения о правах, правообладателях таких земельных участков, об их целевом назначении и о разрешенном использовании, а также кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки).
В решениях об образовании земельных участков может быть указано полномочие правообладателя земельного участка, из которого при разделе или объединении образуются земельные участки, на обращение с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, права собственности субъекта Российской Федерации или права муниципальной собственности на образуемые земельные участки. При этом выдачи исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления правообладателю земельного участка доверенности на совершение указанных действий не требуется.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются новые земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — ФЗ-122).
Отказ от права собственности на земельный участок оформляется заявлением о таком отказе собственником земельного участка в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Особенности образования нескольких земельных участков. При ведении государственного земельного кадастра существовало понятие составного земельного участка, или единого землепользования (ЕЗ).
Единое землепользование — это участок, состоящий из нескольких участков, принадлежащих одному субъекту права, занятый одной вещью, который имеет одно производственное назначение, одну категорию земель. При этом граница единого землепользования не должна пересекать границу населенного места и административного района.
ЕЗ могут быть образованы для линейных и площадных земельных участков (для участков автомобильных дорог, железнодорожного транспорта, линий электрических сетей, чересполосных и вкрапленных земельных участков), расположенных чересполосно в одном или нескольких кадастровых кварталах. ЕЗ имело один кадастровый номер, участки, входящие в него, также имели кадастровые номера.
В ряде случаев ЕЗ могли быть образованы, если земельные участки искусственно разделены линией кадастрового деления. Пример образования ЕЗ в результате искусственного деления участка автомобильной дороги линией кадастрового деления (по оси дороги) показан на рисунке 7.4, а, а на рисунке 7.4, б граница кадастровых кварталов проведена по границе землеотвода автомобильной дороги и не делит земельный участок.
О возможности постановки на государственный кадастровый учет по желанию правообладателя составного земельного участка указано в Правилах присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 660.
Со вступлением в силу ФЗ-221 при межевании земель единое землепользование не формируют. Однако для ранее учтенных единых землепользований понятие ЕЗ сохраняется.
С 1 марта 2008 г. стало возможным разделение единого землепользования путем выдела отдельных земельных участков. При этом кадастровый номер ЕЗ не меняется. Выделенным из единого землепользования участкам присваивают новый кадастровый номер.

Рис. 7.4. Кадастровое деление территории административного района вдоль автомобильных
дорог общего пользования:

а — искусственное разделение автодороги на земельные участки по границе кадастровых кварталов (по оси дороги); б — кадастровое деление территории по границе полосы отвода автодороги
В настоящее время вместо понятия единого землепользования в технологии ГКУ применяют понятие «многоконтурный земельный участок».
Многоконтурный земельный участок — это объект недвижимости (земельный участок), граница которого представляют собой несколько замкнутых контуров.[25]
Отдельные контуры не являются земельными участками, входящими в состав многоконтурного земельного участка, либо его частями.
Отдельные контуры не являются объектами учета. Ранее многоконтурному земельному участку присваивали название «единое землепользование», а входящим в его состав земельным участкам — «обособленные» или «условные».
В отношении многоконтурных земельных участков применимы все перечисленные ранее способы образования земельных участков, за исключением тех, при которых земельные участки образуются из смежных земельных участков (т. е. земельных участков, имеющих общие границы).
В данном случае следует учитывать, что в соответствии со ст. 11.6 и 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки могут быть образованы в результате объединения или перераспределения только смежных земельных участков. Поэтому в результате объединения существующих земельных участков (государственный кадастровый учет которых был осуществлен), не имеющих общих границ, не может быть образован многоконтурный земельный участок.
Границы образуемых многоконтурных земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) населенных мест. При этом под пересечением границ понимается:
фактическое пересечение границы муниципального образования и (или) границы населенного места любым контуром границы многоконтурного земельного участка;
расположение хотя бы одного из контуров границы многоконтурного земельного участка за границей соответствующего муниципального образования и (или) населенного места [т. е. расположение какого-либо контура границы на территории другого муниципального образования и (или) населенного места].
Контуры границы многоконтурного земельного участка могут находиться в разных кадастровых кварталах.
Варианты образования многоконтурных земельных участков приведены в приложении 6.

Многоконтурные земельные участки

Существует такая конфигурация объектов землепользования как многоконтурные земельные участки (МЗУ). На специализированных форумах кадастровых инженеров часто задают вопросы по поводу определения такого типа участков и постановки их на кадастровый учет.

Особенности подготовки межевого плана МЗУ

1 когда один земельный надел разделили на несколько наделов;

2 при перераспределении нескольких участков;

3 когда несколько наделов образовались при выделении доли из общего объекта собственности;

4 когда надел и его части сформированы одновременно;

5 если вместе с образованием участка проводят уточнение данных других частей;

6 когда одновременно образовались несколько наделов одного МЗУ;

7 когда в одно время уточняют сведения о наделах участка и расположении их границ;

8 если образовалось несколько новых наделов и в результате необходимо уточнить расположение границ смежных участков.

Уточнение границ МЗУ

1 когда площадь участка или же его месторасположение не отвечает сведениям, имеющимся в ГКН;

2 когда в ГКН вообще нет информации о данном участке;

3 когда пересекаются границы участка.

1 Изучение документов, подтверждающих право собственности на МЗУ (проверка на наличие любых ошибок, проверка необходимости уточнения адресного ориентира, нужно ли изменять вид разрешенного пользования).

2 Проведение геодезических измерений (должно учитываться наличие оградительных и других объектов).

3 Утверждение акта согласования границ (обязательное наличие подписей владельцев смежных участков).

4 Проведение кадастровым инженером межевого плана.

5 Регистрация межевого плана в службе кадастрового учета.

6 Получение кадастрового паспорта или же выписки.

Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Клюшниченко Виктор Николаевич, Каверин Николай Владимирович

Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса, земельные участки не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон. Вместе с тем, в границах Российской Федерации расположены различного рода объекты, площадь или протяженность которых нарушает указанные требования Земельного кодекса. Такие земельные участки ранее назывались едиными землепользованиями , но в настоящее время они получили новое название многоконтурные земельные участки. В соответствии с требованиями Российского законодательства и приказом Министерства экономического развития № 412 в редакции от 12 ноября 2015 г., на каждый земельный участок подготавливается один межевой план . При этом такие земельные участки, как правило, располагаются в границах одного кадастрового квартала. Однако соблюдение данного условия невозможно при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых площадными или линейными объектами, значительных по размерам или протяженности. Решение вопросов постановки на кадастровый учет указанных выше объектов, согласно действующему до 1 января 2017 г. приказу Министерства экономического развития от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», осуществляется в условном кадастровом квартале, границы которого могут совпадать с границами нескольких кадастровых районов или даже кадастровых округов. При этом процесс подготовки межевых планов для указанных земельных участков отождествляется с процессом формирования межевых планов на обычные земельные участки. В данной статье приводится обоснование необходимости подготовки материалов для постановки на государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков в каждом субъекте Федерации, поскольку для одного кадастрового инженера такой объем работ за ограниченный промежуток времени выполнить практически невозможно. Кроме того, в каждом субъекте Федерации установлена своя система координат, что требует дополнительных работ по стыковке объекта в зонах перекрытия.According to Art. 11.9 of the Land Code, land must not cross the boundaries of municipalities, towns and regional areas. However, in the Russian Federation border are different kinds of objects, area or length of which violate the specified requirements of the Land Code. Such land formerly known as uniform land use, but at the moment they got a new name multiloop land . According to the requirements of Russian legislation and the order of the Ministry of Economic Development number 412 for each land boundary plan prepared by one. However, such land , as a rule, are located within the boundaries of one cadastral quarter. However, compliance with this requirement is impossible for state cadastral registration of land plots occupied by areal or linear objects of considerable size. Addressing topographic surveys of the above objects, according to the order of the Ministry of economic development of the number 144, is carried out in the conventional cadastral quarter, the boundaries of which may coincide with the boundaries of several cadastral districts or cadastral districts. The process of preparation of survey plans for the said land is identified with the process of formation of survey plans in the conventional plots. This article provides the rationale for the preparation of materials for state cadastral registration of land plots meshed in each subject of the federation, because for one cadastral engineer is almost impossible. In addition, in each subject of the Federation established its own system of coordinates, which requires additional work on the docking facility in the areas of overlap.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Клюшниченко Виктор Николаевич, Каверин Николай Владимирович,

Текст научной работы на тему «Особенности кадастрового учета многоконтурных земельных участков»

ОСОБЕННОСТИ КАДАСТРОВОГО УЧЕТА МНОГОКОНТУРНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Виктор Николаевич Клюшниченко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (913)450-94-57, e-mail: [email protected]

Николай Владимирович Каверин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант, тел. (923)157-17-56, e-mail: [email protected]

Согласно ст. 11.9 Земельного кодекса, земельные участки не должны пересекать границы муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон. Вместе с тем, в границах Российской Федерации расположены различного рода объекты, площадь или протяженность которых нарушает указанные требования Земельного кодекса. Такие земельные участки ранее назывались едиными землепользованиями, но в настоящее время они получили новое название — многоконтурные земельные участки.

В соответствии с требованиями Российского законодательства и приказом Министерства экономического развития № 412 в редакции от 12 ноября 2015 г., на каждый земельный участок подготавливается один межевой план. При этом такие земельные участки, как правило, располагаются в границах одного кадастрового квартала. Однако соблюдение данного условия невозможно при постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых площадными или линейными объектами, значительных по размерам или протяженности.

Решение вопросов постановки на кадастровый учет указанных выше объектов, согласно действующему до 1 января 2017 г. приказу Министерства экономического развития от 4 апреля 2011 г. № 144 «Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров», осуществляется в условном кадастровом квартале, границы которого могут совпадать с границами нескольких кадастровых районов или даже кадастровых округов. При этом процесс подготовки межевых планов для указанных земельных участков отождествляется с процессом формирования межевых планов на обычные земельные участки.

В данной статье приводится обоснование необходимости подготовки материалов для постановки на государственный кадастровый учет многоконтурных земельных участков в каждом субъекте Федерации, поскольку для одного кадастрового инженера такой объем работ за ограниченный промежуток времени выполнить практически невозможно. Кроме того, в каждом субъекте Федерации установлена своя система координат, что требует дополнительных работ по стыковке объекта в зонах перекрытия.

Ключевые слова: земельный участок, единое землепользование, многоконтурный земельный участок, смежные земельные участки, государственный кадастровый учет, способы образования земельных участков, кадастровые работы, межевой план.

Государственным кадастровым учетом, согласно действующему до 1 января 2017 г. Федеральному закону № 221, признаются действия уполномоченного органа по внесению сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими однозначно иденти-

фицировать это имущество, или устанавливают факт прекращения его существования [1].

Земельный участок как объект права собственности и иных, предусмотренных Земельным кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности с характеристиками, позволяющими индивидуализировать ее. Кроме обычных земельных участков, соответствующих требованиям действующего законодательства, имеют место ранее учтенные земельные участки, которые выходят за пределы одного кадастрового квартала. Такие земельные участки назывались ранее «единые землепользования». На рис. 1 показано такое землепользование, сформированное из семи несмежных земельных участков [2, 3].

Рис. 1. Общий вид единого землепользования, состоящего из несмежных земельных участков

Из рисунка становится понятно, что подобные земельные участки могут быть образованы, например, из множества отдельных лесных массивов или опор линии электропередачи. В некоторых зарубежных странах такие участки оформляются сервитутами и это позволяет более бережно использовать, например, земли лесного фонда [4]. Российское законодательство интенсивно совершенствуется и единым землепользованиям присвоено новое название — многоконтурные земельные участки, понятие которых дано в письме Министерства экономического развития № 266 [5]. Согласно этому письму, многоконтурным земельным участком (МЗУ) является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с действующим законодательством и представляют собой несколько замкнутых контуров, которые могут отделяться друг от друга иными земельными участками или землями. Из определения следует, что отдельные контуры многоконтурного земельного участка не имеют общих границ, что противоречит требованиям Земельного кодекса, поскольку земельные участки могут образовываться только из смежных земельных участков [6, 7].

В письме от 22 декабря 2009 г. № 22409-ИМ/Д23 отмечено, что многоконтурный земельный участок может не иметь общих характерных точек границ, что также противоречит пункту 11.6 Земельного кодекса, поскольку объединение возможно только для земельных участков, которые имеют хотя бы одну смежную характерную точку [8]. Кроме того, многоконтурный земельный участок не должен пересекать границы муниципальных образований. Вместе с тем,

нормативные документы не дают пояснений, каким образом проходит граница самого многоконтурного земельного участка. В разъяснительных письмах Министерства экономического развития отмечено, что площадь многоконтурных земельных участков равна сумме площадей входящих в него контуров. При этом применение термина «контур» более подходит для измерения линейных величин, а не для площадных [9-11]. В открытой печати имеются публикации, в которых отмечается, что нет смысла вводить МЗУ и понятие контуров, поскольку каждый контур может быть оформлен сервитутом. В этом случае правообладатели объектов, расположенных на территории нескольких субъектов Федерации, могли бы оформлять сервитутом отдельные части недвижимого имущества без привлечения понятия «многоконтурный земельный участок». Варианты решения подобных проблем неоднократно размещались на сайтах Интернет [12]. С учетом имеющихся разработок различных авторов состав объектов, для постановки на учет которых формируются многоконтурные земельные участки, можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Состав объектов, для учета которых формируются многоконтурные земельные участки

Из рис. 2 следует, что объектов недвижимости, для размещения которых создаются многоконтурные земельные участки, множество. Точную площадь, занимаемую такими земельными участками, указать практически невозможно, поэтому необходимо изыскивать варианты по учету подобных объектов с минимальными затратами денежных средств и трудовых ресурсов. Один из таких путей предложен Федеральным законом от 23.06.2014 № 171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Глава У.6 этого закона регламентирует

порядок использования земель (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» установлен перечень объектов, размещение которых может осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Российской Федерации расположены земельные участки, поставленные на кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Земельные участки, которые были учтены до принятия указанного закона, называются ранее учтенными. Несмотря на то, что сведения об этих земельных участках внесены в кадастр, их границы сформированы по графическому материалу без межевания. Поэтому местоположение границ ранее учтенных земельных участков, к которым относятся единые землепользования, необходимо уточнить в процессе кадастровых работ с целью внесения изменений в сведения кадастра, включая их наименование и кадастровый номер.

В зарубежной практике участки под опорами воздушных линий передачи электроэнергии оформляются сервитутом без изменения категории земель и правового статуса земельных участков. Это также подтверждает Гражданский кодекс, согласно ст. 273 которого земельные участки под опорами линий электропередачи не имеют своей судьбы и следуют судьбе опор [13]. Такая практика вполне приемлема на территории Российской Федерации, однако она не находит применения, хотя данные вопросы многократно обсуждались широким кругом специалистов.

Понятие многоконтурного земельного участка не подтверждено законодательно, что, естественно, порождает множественность толкования этого термина. В геодезии под контуром понимается внешнее очертание какого-либо объекта, то есть это линейная мера. Однако применительно к многоконтурным земельным участкам контур приобретает статус площади. В Интернете имеются публикации, в которых под многоконтурным земельным участком понимается земельный участок, предназначенный для размещения единого технологического комплекса, принадлежащего физическому или юридическому лицу или группе лиц. Иными словами, под многоконтурным земельным участком следует понимать земельный участок, предоставленный физическому или юридическому лицу, сформированный из совокупности несмежных контуров, предназначенных для размещения площадного (линейного) объекта единого функционального назначения в границах одного или нескольких кадастровых кварталов, кадастровых районов или кадастровых округов. Государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка осуществляется в обычном кадастровом квартале, а также в условном, границы которого совпадают с гра-

ницами кадастрового района или кадастрового округа. Для того, чтобы поставить на государственный кадастровый учет многоконтурный земельный участок, нужно представить в кадастровое ведомство заявление и единый межевой план, составленный по межевым планам по каждому кадастровому округу, в границах которого он расположен.

В соответствии с действующим законодательством, для постановки на государственный кадастровый учет обычных земельных участков кадастровый инженер подготавливает один межевой план. Применительно к многоконтурному земельному участку возникают серьезные проблемы, сущность которых заключается в том, что один кадастровый инженер не может оперативно выполнить межевание, например, линии электропередачи, которая располагается на территории нескольких субъектов Федерации. Кроме того, в каждом субъекте Федерации принята своя система координат. Одним из вариантов решения указанной проблемы является формирование межевых планов по количеству субъектов Федерации. При этом постановка на государственный кадастровый учет многоконтурного земельного участка должна осуществляться в каждом субъекте Федерации с учетом зон перекрытия, а государственная регистрация прав на него по материалам кадастрового учета может проводиться в любом субъекте Федерации по желанию владельца многоконтурного земельного участка [14-16].

1. О государственном кадастре недвижимости : федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ в ред. 2016 г. [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2. Киселев С. Что скрывается за «многоконтурными земельными участками». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.yandex.ru/.

3. О государственном кадастровом учете земельных участков, занятых опорами линий электропередачи : письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.10.2011 г. № 22780-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Жарников В. Б., Бочарова А. А. Основные показатели рационального использования земель лесного фонда // Вестник СГГА. — 2012. — Вып. 4 (20). — С. 80-86.

5. О многоконтурных земельных участках : письмо Минэкономразвития РФ от 16.01.2009 № 266-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Земельный кодекс Российской Федерации в ред. 2015 г. [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости : федеральный закон от 23.07.2013 № 250-ФЗ [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений государственного кадастра недвижимости о многоконтурных земельных участках : письмо от 22 декабря 2009 г. № 22409-ИМ/Д23 [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Антонович К. М., Москвин В. Н., Клюшниченко В. Н. К вопросу о многоконтурных земельных участках // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2013. — С. 130-132.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — 2-е изд. испр. и доп. — М. : АЗЪ, 1994. — 928 с.

11. ГОСТ 22268-76. Геодезия. Термины и определения. — М. : Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР от 21 декабря 1976 года № 2791. — 15 с.

12. Алакоз В. В. Государственный кадастр недвижимости — основные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.racz.ru/gkn_probl.html

13. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. — Новосибирск : Сиб. университетское изд-во, 2013. — 473 с.

14. О государственной регистрации недвижимости : федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ [Электронный ресурс]. — Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

15. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним : федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 21.12.2013) [Электронный ресурс]. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Simpson, S. Land Law and Registration. Retrieved from: http://www.landadmin.co.uk/ LandLawRegistration.htm

© В. Н. Клюшниченко, Н. В. Каверин, 2016

FEATURES OF CADASTRAL REGISTRATION MULTI-LOOP LAND

Viktor N. Klyushnichenko

Siberian State University Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10. Plakhotnogo St., Ph.D., Associate Professor, Department of Cadastre and Territorial Planning, tel. (913)450-94-57, e-mail: [email protected]

Nikolay V. Kaverin

Siberian State University Geosy stems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10. Plakhotnogo St., Ph. D. student, tel. (923)157-17-56, e-mail: [email protected]

According to Art. 11.9 of the Land Code, land must not cross the boundaries of municipalities, towns and regional areas. However, in the Russian Federation border are different kinds of objects, area or length of which violate the specified requirements of the Land Code. Such land formerly known as uniform land use, but at the moment they got a new name — multiloop land.

According to the requirements of Russian legislation and the order of the Ministry of Economic Development number 412 for each land boundary plan prepared by one. However, such land, as a rule, are located within the boundaries of one cadastral quarter. However, compliance with this requirement is impossible for state cadastral registration of land plots occupied by areal or linear objects of considerable size.

Addressing topographic surveys of the above objects, according to the order of the Ministry of economic development of the number 144, is carried out in the conventional cadastral quarter, the boundaries of which may coincide with the boundaries of several cadastral districts or cadastral districts. The process of preparation of survey plans for the said land is identified with the process of formation of survey plans in the conventional plots.

This article provides the rationale for the preparation of materials for state cadastral registration of land plots meshed in each subject of the federation, because for one cadastral engineer is al-

most impossible. In addition, in each subject of the Federation established its own system of coordinates, which requires additional work on the docking facility in the areas of overlap.

Key words: land, common land, multicontour land adjacent to land, cadastral registration, methods for the formation of land cadastral works, survey plans.

1. Federal Law of July 24, 2007 No 221-FZ. O gosudarstvennom kadastre nedvizhimosti [On state real estate cadastre]. Retrieved from ConsultantPlus database [in Russian].

2. Kiselev, S. (n. d.). Chto skryvaetsya za «mnogokonturnymi zemel’nymi uchastkami» [What is behind the «multiple-circuit land»]. Retrieved from http://www.yandex.ru/ [in Russian].

3. Letter of the Ministry of Economic Development RF of October 17, 2011 No 22780-IM/D23. O vnesenii izmeneniy v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti gosudarstvennoy registratsiiprav i gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta ob»ektov nedvizhimosti [About the state cadastral registration of land plots occupied by pylons]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

4. Zharnikov, V. B., & Bocharova, A. A. (2012). Basic indicators of rational use of forest land. VestnikSSGA [VestnikSSGA], 4(20), 80-86 [in Russian].

5. Letter of the Ministry of Economic Development RF of January 16, 2009 No 266-MI/D23.

0 mnogokonturnykh zemel’nykh uchastkakh [On multiple-plots]. Retrieved from online ConsultantPlus database [in Russian].

6. Zemel’nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Land Code of the Russian Federation]. (2014). Novosibirsk: Siberian University Publ. [in Russian].

7. Federal Law of July 23, 2013 No 250-FZ. O vnesenii izmeneniy v otdel’nye zakonodatel’nye akty Rossiyskoy Federatsii v chasti gosudarstvennoy registratsii prav i gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta ob»ektov nedvizhimostii [On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation regarding the state registration of rights and state cadastral registration of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

8. Letter of the Ministry of Economic Development RF of December 22, 2009 No 22409-IM/D23. Osobennosti podgotovki dokumentov, neobkhodimykh dlya osushchestvleniya gosudarstvennogo kadastrovogo ucheta mnogokonturnykh zemel’nykh uchastkov, osushchestvleniya takogo ucheta i predostavleniya svedeniy gosudarstvennogo kadastra nedvizhimosti o mnogokonturnykh zemel’nykh uchastkakh [Features of preparation of documents necessary for the implementation of state cadastral registration of multiple-land, the implementation of the accounting and state real estate cadastre information about multiple-plots]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

9. Antonovich, K. M., Moskvin, V. N., & Klyushnichenko, V. N. (2013). On the issue of multiple-land. Izvestiya Vuzov. Geodeziya i Aerofotos»emka [Izvestiya Vuzov. Geodesy and Aerophotography], 4/S, 130-132 [in Russian].

10. Ozhegov, S. I., & Shvedova, N. Y. (1994). Tolkovyy slovar’ russkogo yazyka [Dictionary of Russian language] (2nd ed.). Moscow: AZ»» [in Russian].

11. Standarts SSSR. (December 21, 1976). GOST 22268-76. Geodeziya. Terminy

1 opredeleniya [GOST 22268-76. Geodesy. Terms and Definitions], No 2791. Moscow: Council of Ministers of the Standards [in Russian].

12. Alakoz, V. V. (n. d.). State cadastre of real estate — the main problems and prospects of development [Gosudarstvennyy kadastr nedvizhimosti — osnovnye problemy i perspektivy razvitiya]. Retrieved from http://www.racz.ru/gkn_probl.html.

13. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Civil Code of the Russian Federation]. (2013). Novosibirsk: Siberian University Publ. [in Russian].

14. Federal Law of July 13, 2015 No 218-FZ. O gosudarstennoy registratsii nedvizhimost [On state registration of real estate]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

15. Federal Law of June 23, 2014 No 171-FZ (ed. December 29, 2015). O gosudarstvennoy registratsii prav na nedvizhimoe imushchestvo i sdelok s nim [On state registration of rights to immovable property and transactions with it]. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

16. Simpson, S. (n. d.). Land Law and Registration. Retrieved from: http://www.landadmin.co.uk/LandLawRegistration.htm.

© V. N. Klyushnichenko, N. V. Kaverin, 2016