Метод конституционного права рф как отрасли права

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Метод конституционного права

Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования.

В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, применяется совокупность двух методов:

1. императивного;
2. диспозитивного.

Так, императивный метод объединяет методы обязывания и запрещения. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.

Для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование10общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют здесь два метода частно-правовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа — запрет, дозволение, обязывание.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть — в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Кроме такой классификации методов в литературе встречается деление на частно-правовой и публично-правовой методы, которые также можно отнести к методам конституционного права, как отрасли права.

Гражданско-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его методом диспозитивного регулирования; В.Б. Исаков – методом координации; А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – методом автономии).

Отличительными чертами этого метода являются:

• равноправие участников правоотношений, которое придает правомерному поведению субъектов правоотношений индивидуально-регулятивное значение;
• автономия участников правоотношений, которая означает способность лица свободно (независимо) формировать свою волю и осуществлять свои права в своем интересе. Не допускается вмешательство в их дела или воспрепятствование им. Речь в данном случае идет о гарантированной законом возможности лица по своему усмотрению распоряжаться субъективным правом, реализовать его, передать другому субъекту либо вообще не осуществлять то или иное право;
• самостоятельность участников правоотношений, выражающаяся в возможности самостоятельно распоряжаться принадлежащим лицу имуществом, нести ответственность по своим обязательствам, возмещать ущерб, причиненный его неправомерными действиями.

Примерами использования вышеописанного метода регулирования конституционного права является закрепление в конституции прав человека и гражданина, в частности ярко демонстрирует данный метод институт избирательного права граждан.

Следующий метод – публично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом, В.Б. Исаков – методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат – авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

• Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение». Субъект принятия обязательных решений не связан согласием стороны, которой они адресованы;
• Субъекты, выполняющие властные, управленческие и иные функции, действуют по своему усмотрению в пределах предоставленных им полномочий;
• Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически-значемое действие);
• Императивный метод может выражаться также в запрещении, каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В литературе отмечается, что в отраслях права эти первичные методы в зависимости от характера регулируемых отношений и других социальных факторов выступают в различных вариациях и сочетаниях… Представляя собой сложное многогранное явление, каждый отраслевой метод есть специфический комплекс приемов и средств регулирования, который, выражая также соответствующие способы регулирования, существует только в данном конкретном нормативном материале, тесно связан с соответствующей группой общественных отношений – предметом правового регулирования.

Метод правового регулирования — совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приёмов, способов юридического воздействия на специальную область общественных отношений.

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Метод конституционного права рф как отрасли права

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран

Конституционное право — категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах:

как отрасль права;

как учебная дисциплина.

Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством.

Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования.

Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, — предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу:

а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):

форма государственного устройства;

субъекты государственной власти;

способы реализации государственной власти;

Избирательное право и избирательная система.

б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):

принципы правового статуса личности;

основные права, свободы и обязанности;

гарантии прав и свобод;

Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства.

Методы конституционного права совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения.

управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.);

обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием);

дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению);

запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).

Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права.

Конституционное право — есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему.

2. Конституционно-правовые нормы и институты

Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах.

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу.

регулируют особую сферу общественных отношений;

носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.);

специфические источники, их содержащие (конституции и др.);

учредительный характер предписаний;

регулируют поведение широкого круга субъектов;

своеобразие их вида;

особенности их структуры.

1. по степени определенности предписаний :

диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта);

императивные (строго определенное поведение субъекта).

2. по назначению в механизме правового регулирования :

материальные (предусматривают содержание действия);

процессуальные (определяют формы реализации действия).

3. по юридической силе :

4. по территориальным пределам :

действующие на всей территории страны

действующие на территории отдельных регионов;

действующие на территории муниципальных образований.

5. по времени действия :

постоянные (не имеют определенного срока действия);

временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).

Конституционно-правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.).

Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:

народное представительство (на общегосударственном уровне ( парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание);

права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).

В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен).

Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран.

Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения.

В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей.

3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты

Конституционно-правовые отношения — это отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.).

Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:

нормоустанавливающая деятельность правительства;

порядок осуществления прав и свобод;

надзор и контроль за местными органами управления и т.д.

Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права.

В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер.

Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):

не отчуждаемость прав и т.д.

Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие.

Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:

достижение определенного возраста (18 лет);

назначение дня выборов;

образование избирательных комиссий, округов, участков;

составление списков избирателей и т.д.

Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения.

Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:

физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства;

общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений;

государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии);

органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления;

органы конституционного надзора;

органы местного самоуправления;

депутаты центральных и местных представительных учреждений;

ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.

4. Источники конституционного права зарубежных стран

Источники конституционного права — различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать.

Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы:

1. Естественное право — общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира.

Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права.

2. Позитивное право — писаное право, закрепленное в соответствующих формах.

1. Конституции (основной источник);

2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы — законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.);

3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях);

4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией);

5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона);

6. Решения органов местного самоуправления;

7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем);

8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);

9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства);

10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.

Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат — свод норм мусульманского права.

Методы конституционно-правового регулирования: понятие, система, эволюция взглядов

Для формирования любой отрасли права важное значение имеет наличие собственного метода правового регулирования. Предмет и метод регулирования составляют в совокупности главные признаки, свидетельствующие о существовании самостоятельной отрасли права.

Под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов правового воздействия на определенную группу общественных отношений.

В науке конституционного права до сих пор немалый интерес представляет вопрос о специфике методов конституционного права или методов конституционно-правового (государственно-правового) регулирования.

В свое время М. Д. Шаргородский и О. С. Иоффе особенности этих методов связывали с тем, что «нормы государственного права большей частью не детализируют сформулированных в них положений, поскольку это должно быть сделано в других отраслях права, развивающихся на его основе» [1] . Фактически такой вывод был основан на основе анализа общих положений Конституции и не затрагивал другую группу норм, детально регулирующих государственно-властные отношения. Поэтому эта позиция была подвергнута критике.

По мнению С. М. Равина, специфика отрасли государственного права выражается в том, что общественные отношения регулируются путем непосредственного применения правил (норм) конституции и изданных в соответствии с ней конституционных актов. При этом данные правила (нормы) опосредствуют все другие отрасли права, что и выражает ведущую роль государственного права в системе права [2] . Нельзя не заметить, что предложенный С. М. Равиным отличительный признак свойственен и другим отраслям права, где конституционные нормы в определенных случаях также применяются непосредственно (например, в административном и финансовом праве). На это было обращено внимание Б. В. Щетининым, который полагал, что в государственном праве главным образом используется нормоустановительный метод. Наряду с ним, по мере необходимости, используются и некоторые другие методы – дозволения, предупредительного воздействия, регламентирования структуры и др., успешно применяемые и в иных отраслях права. Комплексность общественных отношений в государственном праве обусловливает, по мнению Б. В. Щетинина, использование различных методов [3] .

Попытка обозначить уникальный для государственного права метод была предпринята Я. Н. Уманским, который заметил, что для норм данной отрасли характерен метод конституционного закрепления. Однако У майскому не удалось определить особенности этого метода [4] .

В современный период большинство государствоведов склонны искать особенности конституционного права ни в наличии какого-то специального метода регулирования, а в сочетании методов, присущих правовому регулированию как таковому, в закономерности их композиции и роли каждого из известных и применяемых методов.

Во-первых, отмечается, что для конституционного права характерно разнообразие методов правового регулирования.

Во-вторых, предпринимается попытка определить соотношение между методами по их роли в конституционно-правовом регулировании.

Необходимо отметить, что в современной отечественной науке наблюдается разнообразие подходов к определению системы методов регулирования в конституционном праве Российской Федерации.

Так, В. Е. Чиркин выделяет следующие методы: императивные методы, управомочения, субординации, обязывания, запрещения, диспозитивные методы, методы координации, согласования и репрессивные методы [5] . О. Е. Кутафин, опираясь на классическое деление в теории права методов правового регулирования, предлагает их классифицировать применительно к конституционному праву на три вида: предписание, запрет и дозволение [6] .

Представляется, что для более четкого уяснения особенностей системы методов конституционно-правового регулирования целесообразно проводить их классификацию на двух уровнях.

Прежде всего, на самом общем уровне в зависимости от характера предписаний, содержащихся в нормах права, выделяются два основных метода: императивный и диспозитивный [7] .

Императивный метод – это метод властных предписаний, основанный на запретах, подчинении и ответственности. Для отношений, регулируемых на основе данного метода, характерно неравенство сторон или субординация (например, в системе органов государственной власти).

Диспозитивный метод – это метод равноправия сторон, основанный на дозволениях и праве выбора поведения субъектами правоотношений, координации деятельности.

Названные методы могут быть подразделены в свою очередь на следующие способы воздействия: 1) предписание или позитивное обязывание; 2) запрет; 3) дозволение.

Предписание или позитивное обязывание – способ правового воздействия, суть которого состоит в предписании совершения определенных обязательных и юридически значимых действий на условиях, предусмотренных правовой нормой. Использование данного метода характерно для определения задач и полномочий государственных органов, закрепления обязанностей человека и гражданина (например, обязанность Президента РФ при вступлении в должность принести народу присягу – ст. 82 Конституции РФ или прекращение главой Российского государства своих полномочий в случае отрешения его от должности – ст. 92 Конституции РФ; обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы – ст. 57 Конституции РФ и др.).

Исполнение предписания означает, что одна сторона должна проявлять активные действия по выполнению возложенных на нее обязанностей, другая вправе требовать их выполнения, а в необходимых, предусмотренных нормами права случаях, использовать меры принуждения для совершения этих действий и привлекать к ответственности. Сам факт уклонения от обязанности нередко является основанием для привлечения к ответственности.

В конституционном праве довольно широко используется метод предписаний. На его основе определяется система и компетенция органов государственной власти и местного самоуправления, а также отношения между ними, без этого метода невозможно определить двусторонние обязательства государства и личности.

Запрет – способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий или бездействия. В отличие от предписания, обязывающего совершать активные действия, запрет призывает уклоняться, воздерживаться от юридически значимых действий, совершение которых влечет за собой негативные для общества последствия или несовместимо с государственно-правовыми ценностями.

Данный метод используется для пресечения действий, нарушающих основы конституционного строя Российской Федерации, государственную целостность и безопасность государства, общества и граждан, права и свободы человека и гражданина и иные государственно-правовые устои Российской Федерации.

В Конституции РФ наибольшее число запретов может быть найдено в главах, посвященных основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина. При этом нарушение этих запретов влечет за собой, как правило, наиболее серьезный вид юридической ответственности – уголовную ответственность. Так, согласно ст. 278 УК РФ действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Призыв к пассивному поведению отличается категоричностью, и ослушание влечет за собой ответственность, которая часто определяется в нормах, непосредственно устанавливающих такие запреты. Например, целый комплекс запретов содержится в избирательном праве, за несоблюдение которых следуют юридически неблагоприятные последствия для кандидатов и его сторонников: отказ в регистрации, признание выборов недействительными и т.п. Так, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лиц, которые не достигнут возраста 18 лет на день голосования; запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы.

В наиболее серьезных случаях в избирательном законодательстве устанавливается административная и уголовная ответственность.

Дозволение – способ правового воздействия, выражающийся в разрешении совершения определенных действий или бездействия, которые имеют или могут иметь юридическое значение. Через дозволение раскрывается диспозитивный метод правового воздействия. Этот метод применяется для регулирования прав и свобод человека и гражданина, наделения других субъектов правоотношений определенными правами и полномочиями, а также для предоставления им правовой возможности поступать по выбору в рамках задаваемой модели поведения (например, право Президента РФ принять отставку Правительства РФ или не принимать, распускать или не распускать Государственную Думу при трехкратном отклонении ею кандидатуры Председателя Правительства РФ – ст. 111, 117 Конституции РФ).

Дозволение не означает полную свободу поведения субъекта права. Зачастую одновременно с дозволением устанавливаются условия совершения действий или бездействия. Встречаются как общие условия-принципы, так и конкретные требования. Например, согласно ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Это общее условие-ограничение реализации прав и свобод. Примером установления конкретного условия являются положения ст. 39 Конституции РФ, которые определяют, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В данной статье обозначаются случаи, когда государство гарантирует социальное обеспечение. Человек лишь при определенных условиях получает право на данный вид социальной льготы и может воспользоваться данным правом, а может и отказаться от него.

Наиболее характерным примером установления рамок дозволения является регулирование полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Особенность природы полномочий заключается в том, что они являются одновременно правами и обязанностями.

В большей мере для конституционно-правового регулирования присуще использование императивного метода и способов, основанных на властных началах. Однако в отличие от некоторых других отраслей публичного права, в частности, административного или финансового права, основанных главным образом на императивно-властных предписаниях, конституционное право широко использует диспозитивный метод. Поэтому трудно согласиться с авторами, которые подчеркивают приоритетное применение властно-императивных начал в конституционном нраве, замечая, что «особенностью конституционного права является часто встречающееся неравенство сторон – участников конституционного правоотношения» [8] . В качестве примера подчинения одной стороны другой приводится, в частности, такая сфера, как регулирование конституционных обязанностей гражданина. Представляется, что одной из особенностей конституционного права Российской Федерации как отрасли публичного права является широкое применение, наряду с императивным, диспозитивного метода. В соответствии с обшей тенденцией на демократизацию общественной жизни в ней все большую роль будет играть диспозитивный метод [9] .

Особенностью конституционно-правового регулирования является нередко встречающаяся комбинация императивного и диспозитивного методов правового регулирования. Это обнаруживается даже в государственновластных отношениях, основанных в целом на подчинении. Здесь нельзя выявить ту жесткую субординацию, которая наблюдается, к примеру, при анализе методов регулирования в административном праве. Так, государственная власть в Российской Федерации организуется на основе принципа разделения властей, предполагающего относительную самостоятельность и независимость ветвей власти, взаимодействующих между собой в режиме активного партнерства и координации. Федеративное устройство России означает широкое использование принципа субсидиарности, механизмов кооперации и сотрудничества между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Природа этих отношений конституционно-договорная.

Едва ли следует согласиться и с признанием одностороннего подчинения в системе отношений государства и личности при регулировании обязанностей гражданина. Государство не только требует, но и создает условия для надлежащего исполнения гражданином своих обязанностей. К примеру, обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы обеспечивается созданием и функционированием налоговых служб, выполнение гражданином обязанности нести военную службу сопровождается определенной законом деятельностью военных органов и должностных лиц. При этом гражданину должна быть предоставлена возможность заменить военную службу на альтернативную гражданскую службу (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).

Таким образом, преобладание императивного метода над диспозитивным, властных начал над свободой выбора для конституционного права может быть названо лишь со значительной оговоркой в качестве особенности, и не должно быть переоценено, как нельзя недооценивать неуклонную тенденцию возрастания роли диспозитивного регулирования в конституционном праве. Использование того или иного метода зависит от характера регулируемых общественных отношений.

Довольно спорно введение в научный оборот понятия репрессивных методов. В качестве примера такого метода В. Е. Чиркин приводит высылку лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны во время режима чрезвычайного положения [10] . Думается, что в данном примере речь идет о применении санкции за нарушение предписаний и запретов, т.е. императивных методов. Такие санкции – неотъемлемое условие действия метода императивного регулирования, как такового.

Оригинальную классификацию методов конституционно-правового регулирования предлагает С. А. Авакьян. С точки зрения характера регулируемых общественных отношений он выделяет методы общего нормирования (регулирования) и детального регулирования соответствующих общественных отношений. Метод общего нормирования используется в определении основ конституционного строя, а метод детального регулирования – для регламентации отношений политического властвования [11] . Приводимая С. А. Авакьяном классификация корреспондируется с аналогичными функциями конституционного права и поэтому нуждается в дополнительном обосновании.

  • [1]Шаргородский М. Д., Иоффе О. С. О системе советского права // Сов. государство и право. 1957. № 6. С. 107.
  • [2]Равин С. М. Основные особенности советского государственного права // Изв. вузов. Правоведение. 1961. № 1. С. 5–6.
  • [3]Щетинин Б. В. Проблемы теории советского государственного права. М., 1969. С. 11–12.
  • [4]Уманский Я. Н. Советское государственное право. М., 1970. С. 6–7.
  • [5]Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 28–29.
  • [6]Кутафин О. Е. Предмет конституционного нрава. М., 2001. С. 38.
  • [7]Безуглов А. А., Солдатов С. А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2001. С. 16.
  • [8] Конституционное право России : учебно-метод, пособие. Краткий учебник для вузов. М., 2001. С. 164.
  • [9]Дмитриев Ю. А., Мухачев И. В. Понятие, предмет и метод конституционного права Российской Федерации – от исторических истоков к современности. М., 1998. С. 49.
  • [10]Чиркин В. Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2001. С. 29.
  • [11]Авакьян С. А. Конституционное право России : учебно-метод, пособие для семинарских занятий. М., 2001. С. 5–6.

Методы конституционного права

Автор: Ирина Нестерова

Нестерова И.А. Методы конституционного права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru

Конституционное право, будучи уникальной отраслью, не обладает собственными методами. Методологическая основа конституционного права включает в себя методы из других отраслей права.

Понятие метод в правовой науке

Прежде чем приступать к изучению методов, которые используются конституционным правом, следует рассмотреть само понятие метод и его особенности в рамках правовых наук.

Сам термин «метод» понимается как путь исследования, способ достижения цели, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности [1].

В правовой науке применяется определенная система методов:

  1. Общенаучные методы.
  2. Всеобщие методы.
  3. Специальные методы.
  4. Частноправовые методы.

Современное конституционное право стремится расширить свой методологический аппарат путем использования все новых методов, направленных на трактовку правовых явлений.

Актуальная методология конституционного права в РФ

Особенность методов конституционного права основана на публично-правовом характере отрасли. По этой причине ключевой метод конституционного права имеет черты публично-правового метода регулирования общественных отношений, а именно: властный характер, императивность, директивность. Вышеупомянутые свойства метода конституционного регулирования отражаются в следующих средствах:

  1. он воплощается в конкретных правовых нормах, определяет конкретные государственно-правовые факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений;
  2. содержит указание на конкретных субъектов, регулируемых отношений;
  3. вызывает определенные правовые последствия.

Специфика конституционно-правового регулирования заключается в использовании учредительного метода регулирования. Особенность этого метода состоит в том, что помимо универсальных способов правового регулирования он использует специфические способы средства правового воздействия, такие как общее установление и конституционное закрепление.

Общее установление проявляется в наличии в системе конституционного права множества так называемых исходных, отправных установлений, имеющих общерегулятивный характер и выражающихся в первичных нормах права. Такие нормы содержатся в Конституции Российской Федерации, конституционных федеральных законах или в федеральных законах.

Специфика общего установления и конституционного закрепления заключается в том, что они не требуют специфически юридических средств обеспечения закрепляемых норм права, т.е. юридических санкций и имеют статутный характер. Используемые конституционные средства регуляции проявляются как непосредственно, так и опосредованно, через конкретизацию нормативных положений в конкретизирующих законах и иных нормативных правовых актах.

Особенность конституционно-правового регулирования заключается в широком использовании, наряду с типичными директивными, императивными публично-правовыми средствами регуляции, так называемых «мягких» средств регулирования. Это проявляется в привлечении договорных нормативных регуляторов, использовании конституционных обычных норм и конституционного прецедентного права. Отмеченную особенность метода конституционного регулирования следует дополнить указанием на присутствие в системе конституционного права значительного числа диспозитивных норм, что не характерно для публично-правового метода регулирования.

Это обстоятельство дало основание академику О.Е. Кутафину [2] сделать вывод о том, что в системе российского права конституционное право сочетает в себе элементы как частного, так и публичного права. При этом преобладают черты публичного права, поскольку оно в большей мере связано со спецификой общих, государственных интересов, чем со сферой частных, индивидуальных и групповых. Исходя из того, что нормы конституционного права являются базовыми как для публичного, так и для частного права, О.Е. Кутафин [2 ] делает вывод о том, что конституционное право является публично-правовым. В выборе средств правового регулирования важное значение имеет предмет регулирования. Соответственно двум принципиально отличающимся группам отношений используются два типа правового регулирования:

  • отношения, связанные с реализацией гражданами принадлежащих им основных прав и свобод, регулируются на основе общедозволительного типа регулирования;
  • регулирование властеотношений осуществляется в соответствии с разрешительным принципом правового регулирования.

Исходя из вышесказанного, гражданам и их объединениям предоставляется максимум свободы поведения, деятельность властных структур, их должностных лиц жестко нормируется, ограничивается свобода усмотрения.

Отдельно обратимся к методу государственно-правового регулирования. Он представляет собой способ нормативно-организационного воздействия на соответствующие общественные отношения в целях их упорядочения, охраны и развития. Обычно государственно-правовое регулирование осуществляется с помощью сопутствующих методов, а именно:

  • метод централизованного, императивного регулирования
  • метод субординации, при котором регулирование сверху донизу осуществляется на властно-императивных началах.
  • метод координации.

Разграничиваются методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания.

Методы конституционно-правового регулирования в зависимости от характера содержащегося предписания

Теперь нужно рассмотреть каждый из отраженных на рисунке методов подробнее. Начать следует с управомочивающего метода.

Управомочивающий метод конституционного права представляет собой наделение участников конституционно-правовых отношений определенными правами.

Метод обязывания представляет собой по большей части позитивное обязывание, которое является способом правового воздействия, при котором в соответствующей правовой норме содержится предписание на совершение определенных обязательных и юридически значимых действий.

Метод дозволения базируется на дозволении.

Дозволение – это способ правового воздействия, который выражается в разрешении совершения определенного действия или бездействия, которые имеют или могут иметь юридические последствия.

В соответствии со ст.17 Конституции Российской Федерации [3] осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Этот метод тесно связан с управомочивающим методом. Но предписания, содержащегося в соответствующих нормах, не управомочивают субъекта, не обязывают его действовать определенным способом, а разрешают самому действовать по собственному усмотрению.

Метод запрещения содержит в себе запрет.

Запрет – это способ правового воздействия, выражающийся в запрете совершения определенных действий [4].

Так, в соответствии со ст.21 Конституции Российской Федерации [3], никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В завершении следует отметить, что с помощью конституционного регулирования реализуется следующее:

  • закрепляются главные принципы и положения, определяющие развитие общества и государства, личности;
  • обеспечивается защита интересов народа, личности на самом высоком юридическом уровне;
  • закрепляются генеральные перспективы развития общества и государства.