Меры пресечения понятие задачи и виды

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Меры пресечения: понятие, основания, виды

Меры пресечения – предусмотренные законом средства, применяемые к обвиняемому, которые заключаются в определенном психологическом воздействии, угрозе имущественных потерь, установлении за указанным лицами присмотра, помещении их под стражу, лишающих или ограничивающих свободу обвиняемого. В исключительных случаях мера пресечения также может применяться к подозреваемому, при этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278, 279, 281 и 360 УК, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении которого избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания.

Меры пресечения:

  1. подписка о невыезде;
  2. личное поручительство;
  3. наблюдение командования воинской части;
  4. присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
  5. залог;
  6. домашний арест;
  7. заключение под стражу.

Основания применения мер пресечения – наличие обстоятельств, позволяющих полагать, что обвиняемый:

  1. скроется от дознания, предварительного следствия или суда;
  2. может продолжать заниматься преступной деятельностью;
  3. может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора. Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения. Специальные основания: несовершеннолетие (ст. 105 Уголовно-процессуального кодекса); отношение к воинской службе (ст. 104 Уголовно-процессуального кодекса); наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса); тяжесть совершенного преступления (ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса).

  • Характеристика мер пресечения

Понятия и виды мер пресечения ,основания и порядок избрания

Главная > Реферат >Государство и право

Понятия и виды мер пресечения ,основания и порядок избрания


Содержание

Список используемой литературы

Все производство по уголовному делу слагается из принимаемых органом дознания, следователем, прокурором и судом разного рода процессуальных решений и совершаемых в соответствии с этими решениями процессуальных действий. Эти решения и действия всегда так или иначе затрагивают чьи-либо права и интересы (граждан, учреждений, предприятий, организаций). Они нередко бывают связаны с определёнными ограничениями (иногда весьма существенными) возможностей граждан пользоваться принадлежащими им правами и свободами.

Необходимость такого рода ограничений обусловливается самим ходом решаемых по уголовному делу задач уголовного судопроизводства (необходимостью раскрыть преступление, изобличить виновного или виновных, привлечь изобличённых к ответственности и т.д.). Далеко не все и не всегда при этом готовы добровольно претерпевать вызываемые самой логикой уголовно-процессуальной деятельности ограничения и требования. В связи с этим органы государства, осуществляющие уголовно-процессуальную деятельность, наделяются достаточно широкими полномочиями применять различные меры принуждения.

Все меры процессуального принуждения принято подразделять на две группы: меры пресечения и иные меры процессуального принуждения. Перечень мер пресечения, основания, условия и порядок их применения, изменения и отмены определены в законе (гл. VII УПК РСФСР). Но, так как тема моего реферата «Меры пресечения в уголовном праве», то речь дальше пойдёт исключительно о мерах пресечения.

Меры пресечения, будучи чисто принудительными средствами, занимают особое место в системе норм уголовно-процессуального права.

Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях – к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспе6чения исполнения приговора.

От всех остальных мер процессуального принуждения меры пресечения отличает ряд специфических признаков:

во-первых, это цели их применения – лишение обвиняемого (а в исключительных случаях – подозреваемого) возможности совершать действия, препятствующие производству по конкретному уголовному делу;

во-вторых, это особые основания их применения (достаточно обоснованные предположения, что без таких мер вполне реальна возможность наступления тех последствий, которые нужно предотвратить);

в-третьих, названные меры имеют личный характер: они представляют собой ограничения личной свободы конкретного обвиняемого или подозреваемого. Степень строгости таких ограничений зависит от основательности опасений ненадлежащего поведения обвиняемого, подозреваемого (скроется, совершит побег, воспрепятствует установлению истины и т.п.), а также от некоторых других обстоятельств, учитываемых при избрании конкретной меры пресечения (ст. 91 УПК).

Далее мною будут рассмотрены подробно виды мер пресечения, цели применения, порядок из избрания, изменения и их отмены.

Понятие и виды мер пресечения.

В процессе производства по уголовному делу органы расследования и суд к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения, вынуждены использовать меры уголовно-процессуального пресечения, которые служат реализации назначения уголовного судопроизводства. При этом государственное принуждение связано с существенными ограничениями установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, поэтому в уголовном процессе оно допустимо лишь в строго установленных законом случаях, при соблюдении соответствующих гарантий законности и обоснованности его применения.

Меры пресечения – это государственное принуждение, применяемое по основаниям, сформулированным в уголовно — процессуальном законе, и не являющимся видом юридической ответственности. Тем же уголовно – процессуальным законом определяются допустимые пределы и порядок применения государственного принуждения к обвиняемым и подозреваемым.

Меры уголовно-процессуального пресечения (являются основной составной частью института мер уголовно-процессуального принуждения и представляют собой способ обеспечения деятельности правосудия в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, а в исключительных случаях, в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступления. Меры пресечения составляют весьма значительную часть мер уголовно-процессуального принуждения. Их применение всегда связано со значительным ущемлением прав и свобод определенных категорий лиц, вовлеченных и сферу уголовно-процессуальной деятельности.

Целью применения мер пресечения является обеспечение успешного расследования и судебного разбирательства уголовного дела. В отличие от мер уголовного наказания, меры пресечения не имеют карательного и воспитательного воздействия и действуют до вступления приговора в законную силу. Меры пресечения нельзя рассматривать как меры процессуальной ответственности, так как они применяются не за совершение преступления и не за совершение процессуального нарушения, а для предотвращения совершения обвиняемым (подозреваемым) процессуальных нарушений и новых преступлений.

Меры пресечения обладают свойством принудительности. Практически любая из форм уголовно-процессуального принуждения всегда влечет за собой то или иное ограничение личной свободы граждан (свободы воли, передвижения, неприкосновенности и т.д.)

Меры пресечения могут быть избраны на досудебных стадиях уголовного процесса дознавателем, следователем, прокурором; на судебных стадиях мера пресечения избирается судом. Прокурор вправе избрать меру пресечения по любому уголовному делу, за которым он осуществляет процессуальный надзор, однако для применения заключения под стражу прокурор должен обратиться с ходатайством в суд. Судья единолично избирает меру пресечения по уголовному делу, принятому судом к производству.

Применение меры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п.29 ст.5 УПК). Избрание меры пресечения является правом, а не обязанностью компетентных должностных лиц. Если основания для применения меры пресечения отсутствуют, то мера пресечения не применяется.

Избрание — принятие решения о мере пресечения в общем виде регулируется ст. 101 УПК РФ. При наличии оснований, условий и мотивов выносится мотивированное постановление (а судом — определение) об избрании конкретной меры пресечения. Копия этого постановления вручается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также его представителям по их просьбе. Обвиняемому (подозреваемому) разъясняется порядок обжалования решения о мере пресечения. При этом следует учесть, что избрание меры пресечения не обязательно. Если отсутствуют основания для избрания меры пресечения, то от обвиняемого или подозреваемого отбирается обязательство о явке (ст. 112).

Достаточно пространно, но все же не полно определяют меры пресечения А.И. Чуваев и Л.М. Лукьянова: «Под мерами пресечения следует понимать меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии установленных законом оснований и в предусмотренном законом порядке уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, осужденному, а в исключительных случаях к подозреваемому с целью помешать им, скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора» 1 .

Все меры пресечения составляют единую систему, так как они объединены общими основаниями, целями и порядком применения в уголовном судопроизводстве, которую возможно классифицировать.

Классификация, приведенная В.А.Михайловым, по своей методологии представляется более удачной. Используя ее в качестве основы, систему мер пресечения, закрепленную в ныне действующем УПК РФ можно охарактеризовать как состоящую из следующих четырех групп:

1) носящих характер морально-личностного воздействия на обвиняемого: подписка о невыезде, личное поручительство и присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

2) носящих характер административно-властного воздействия на обвиняемого: наблюдение командования воинской части;

3) носящих характер имущественного воздействия на обвиняемого: — залог;

4) носящих характер физического ограничения личной свободы: домашний арест, заключение под стражу 2 .

В УПК Российской Федерации в качестве мер пресечения согласно ст.98 закреплены следующие меры пресечения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

Данный перечень мер пресечения является исчерпывающим. Следователь, дознаватель, суд не вправе избрать какую-либо другую меру пресечения кроме перечисленных выше в ст. 98 УПК РФ. При этом нужно отметить, что в системе мер пресечения, меры расположены от наиболее легких к наиболее строгим. Связь между мерами пресечения очевидна и она обусловлена тем, что не исполнение избранной меры пресечения влечет применение более строгой.

По виду принуждения меры пресечения делятся на физически-принудительные и психологически-принудительные. Физически-принудительные меры пресечения — заключение под стражу (ст. 108) и домашний арест (ст. 107) — физически ограничивают личную свободу обвиняемого, изолируя его от общества. Они избираются и применяются непосредственно к обвиняемому без согласия заинтересованных лиц. Прямое ограничение личной неприкосновенности требует состязательной процедуры избрания таких мер пресечения. С тяжестью данных мер пресечения связано и специальное ограничение срока их применения — ст. 109 УПК РФ.

Остальные меры пресечения относятся к психологически-принудительным. Они ограничивают личную свободу обвиняемого психическим воздействием. Эти меры не связаны с изоляцией от общества, избираются и применяются при согласии заинтересованных лиц (а иногда только по их ходатайству), без специально установленного срока.

Меры пресечения могут быть применены ко всем обвиняемым при соблюдении условий и оснований применения мер, установленных УПК РФ, за исключением двух мер пресечения, таких как:

— наблюдение командованием воинской части, которое применяется только к лицам, находящимся на действительной военной службе;

— присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, которое может быть применено только к лицам, совершившим преступление, но не достигшим возраста 18 лет (несовершеннолетним).

Важный вопрос, связанный с применением мер пресечения – это применение к одному обвиняемому (подозреваемому) нескольких мер пресечения, например подписки о невыезде и личного поручительства, одновременно. В научной литературе этот вопрос рассматривается не однозначно.

Наряду с общими условиями уголовно — процессуальный закон содержит также ряд специальных условий, наличие которых необходимо для избрания либо конкретной меры пресечения, либо меры пресечения в отношении отдельной категории граждан (военнослужащих, несовершеннолетних и некоторых других).

Наиболее строгие специальные правила закон устанавливает для избрания в виде меры пресечения заключения под стражу, поскольку, являясь самой строгой из всех мер пресечения, она в наибольшей степени ограничивает права и свободы граждан, включая конституционное право на свободу и личную неприкосновенность. Данная мера пресечения может применяться только в отношении лиц, обвиняемых (подозреваемых) в совершении преступления, за которое уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. В отличие от ранее действовавшего законодательства УПК РФ рассматривает заключение под стражу как исключительную меру пресечения, применение которой возможно только при невозможности избрания иной, более мягкой меры пресечения.

6.1 .Понятие и виды мер процессуального принуждения

Под уголовно-процессуальным принуждением понимается совокупность предусмотренных законом мер принудительного воздействия, призванных обеспечить исполнение участниками процесса своих обязанностей при производстве по УД.

Меры процессуального принуждения не являются мерами ответственности. Они применяются не только вследствие нарушения участниками процесса своих обязанностей, но и для предотвращения этого. Некоторые из мер процессуального принуждения могут быть применены не только к подозреваемому или обвиняемому, но и к иным участникам процесса (потерпевшему, свидетелю и др.).

Всем этим мерам в определенной степени свойственно принуждение, которое проявляется в ограничении прав и свобод лица. Подобные ограничения допускаются исключительно в интересах раскрытия преступления, изобличения виновного и разрешения УД судом.

Таким образом, меры процессуального принуждения — это предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством процессуальные средства принудительного характера, применяемые в строго установленном законом порядке дознавателем, следователем, прокурором и судом в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников процесса для предотвращения и устранения возможных препятствий в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел в целях обеспечения успешного выполнения задач УСП.

УПК предусматривает следующие видымвр процессуалъ-. ного принуждения: задержание подозреваемого, меры пресечения, обязательство о явке, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество (эти меры принуждения могут быть применены только в отношении подозреваемого или обвиняемого), привод, обязательство о явке, денежное взыскание (эти меры принуждения могут применяться и к иным участникам процесса).

6.2. Меры пресечения: понятие, сущность, виды, основания иусловия применения

Меры пресечения — это меры процессуального принуждения, применяемые к обвиняемому, а в исключительных случаях — к подозреваемому, при наличии определенных оснований для обеспечения его явки в органы предварительного расследования и в суд и надлежащего поведения при производстве по делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора.

Основаниямидляизбраниямерыпресеченияявляютсядап- ные, свидетельствующие о том, что обвиняемый (подозреваемый): 1) скроется от дознания, следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать участникам процесса, уничтожить доказательства или иным путем воспрепятствовать производству по делу. Кроме того, основанием дня избрания меры пресечения может явиться необходимость обеспечить исполнение приговора суда (ст. 97 УПК).

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает следующие виды мер пресечения (ст. 98): 1)подпискао невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.

При наличии оснований для избрания меры пресечения, определяя ее вид, дознаватель, следователь, прокурор и суд должны учитывать тяжесть предъявленного обвинения, сведения о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).

Мера пресечения в отношении обвиняемого избирается на время предварительного расследования и судебного разбирательства до вступления приговора в законную силу. При продлении срока расследования одновременно с ним продляется и срок действия меры пресечения. И только такая мера пресечения, как заключение под стражу, имеет собственный срок исчисления, который нуждается в самостоятельном продлении.

В отношении подозреваемого мера пресечения действует 10 суток. Если в этот срок ему не предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется (ст. 100 УПК). Мера пресечения, избранная в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277, 278,279, 281 и 360 УК, действует в течение 30 суток (именно в этот срок им должно быть предъявлено обвинение).

Решение об избрании меры пресечения оформляется соответствующим постановлением (определением), копия которого вручается обвиняемому (подозреваемому), а также его защитнику и законному представителю по их просьбе.

58. Меры пресечения. Понятие, виды, основания и порядок применения. Особенности применения мер пресечения к подозреваемому.

Меры пресечения – предусмотренные законом меры процессуального принуждения, применяемые по уг. делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

подписка о невыезде (не применяется к несовершеннолетним и на судне, напр., к стюардессе, подводнику, шоферу-дальнобойщику, проводнику дальнего следования);

личное поручительство; — требуется согласие обвиняемого

наблюдение командования воинской части; — требуется согласие обвиняемого

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

домашний арест; — только по суд. решению

заключение под стражу. – только по суд. решению

Основания (если дознаватель, следователь, прокурор, суд при наличии достаточных оснований полагают, что обвиняемый, подозреваемый):

скроется от дознания, предварительного следствия или суда;

может продолжать заниматься преступной деятельностью;

может угрожать свидетелю, иным участникам уг. судопр-ва, уничтожить док-ва либо иным путем воспрепятствовать пр-ву по делу;

— Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Досудебное пр-во. При избрании меры пресечения должны быть достаточные и проверенные данные (а не интуиция след-ля и т.д.) для предположения, что обвиняемый предпримет противоправные действия, чтобы воспрепятствовать пр-ву по уг. делу, продолжить преступную деятельность и уклониться от исполнения приговора.

Особого внимания требует решение об избрании мер пресечения к несовершеннолетнему обвиняемому (ст. 423). Необходимо точно установить число, месяц, год его рождения, уровень его психического развития, склонность к употреблению спиртного, наркотиков, его отношение к учебе, соответствует ли возрасту его интеллект, как относятся к его воспитанию родители; осознавал ли он фактический характер и общественную опасность своих действий/бездействий — для этого назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. Из гуманных целей каждый раз должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр (ст. 105 Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым).

При избрании меры пресечения дознаватель/../.. выносят постановление,

вводная часть к-го содержит указания на дату, место составления, фамилию должностного лица, номер уг. дела, ФИО обвиняемого/подозреваемого, квалификацию прест-ия.

Мотивировочная часть – данные, обосновывающие избрание меры пресечения со ссылкой на статью УК + основания для избрания меры пресечения (ст. 97 УПК).

Резолютивная часть – мера пресечения, анкетные данные обвиняемого.

Если постановление вынесено дознавателем, то в нем должно быть отражено согласие начальника органа дознания.

В судебном пр-ве вопросы, касающиеся избрания и применения мер пресечения, решаются судом в соответствии с его полномочиями (гл. 5 УПК).

Особенности применения мер пресечения к подозреваемому (ст. 100):

В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение должно быть предъявлено подозреваемому не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется, за исключением след. случаев:

Обвинение в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 206, 208, 209… УК, должно быть предъявлено подозреваемому, в отношении к-го избрана мера пресечения, не позднее 30 суток с момента применения меры пресечения. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется.

Понятие и виды мер пресечения

Виды мер пресечения: 1)

Подписка о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ). 2)

Личное поручительство (ст. 103 УПК РФ). 3)

Наблюдение командования воинской части (ст. 104 УПК РФ). 4)

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым (ст. 105 УПК РФ). 5)

Залог (ст. 106 УПК РФ). 6)

Домашний арест (ст. 107 УПК РФ). 7)

Заключение под стражу (ст. 108 УПК РФ). 6.4.

Основания и условия для избрания меры пресечения

Основаниями избрания меры пресечения является наличие в распоряжении следователя (дознавателя и др.) судьи или суда доказательств, которые позволяют с определенной долей уверенности предположить, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться от органов дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу, или будет продолжить заниматься преступной деятельностью, или в последующем может помешать исполнению приговора.

Избрание меры пресечения направлено на преодоление определенных препятствий, возводимых обвиняемым или лицом, на которое пало подозрение. Меры пресечения характеризуются особой целенаправленностью. Они избираются в целях воспрепятствования обвиняемому (подозреваемому): 1)

скрыться от дознания, предварительного следствия или суда, или 2)

помешать производству по уголовному делу, или 3)

продолжать заниматься преступной деятельностью, а также — 4) для обеспечения исполнения приговора.

Избрание меры пресечения в других целях — грубейшее нарушение законности.

Условия избрания меры пресечения. 1)

Любая из мер пресечения может быть избрана только после возбуждения уголовного дела. 2)

Имеется основание избрания меры пресечения. 3)

Мера пресечения применяется к обвиняемому или подозреваемому. 4)

Наличие в деле доказательств, изобличающих лицо в совершении преступления.

Разрешая вопрос о необходимости применить к лицу меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, дознаватель, следователь, прокурор, судья, суд учитывают, помимо характера и содержания оснований избрания меры пресечения: 1)

тяжесть совершенного преступления и соответственно предъявленного обвинения, 2)

личность подозреваемого или обвиняемого, 3)

возраст (к примеру, несовершеннолетие или преклонный), 4)

семейное положение (женат или нет, наличие на иждивении детей), 5)

характер и род занятий (деятельности), 6)

состояние здоровья; 7)

данные о трудоспособности, 8)

наличие места работы и жительства по месту производства расследования (судебного разбирательства), 9)

наличие ранений, государственных наград, почетных званий, 10)

наличие (отсутствие) судимости, срок отбывания наказания в местах лишения свободы, сколько времени после освобождения находится на свободе, 11)

факты, характеризующие его как члена общества (по месту жительства, работы, увлечениям и т.п.), 12)

события его биографии (к примеру, участвовал в предотвращении последствий аварии в Чернобыле, землетрясения в Армении, в боевых действиях в Чечне) и др.

Меры пресечения на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату в депутаты представительного органа местного самоуправления; кандидату на должность выборного должностного лица местного самоуправления только по постановлению (определению) суда (ст. 24 «Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Фе- дерации, не обеспечивших реализацию Конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»).

Меры пресечения могут быть применены к кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ только по постановлению (определению) Верховного Суда РФ (ст. 25 Указа Президента РФ от 21 сентября 1993 «О поэтапной конституционной реформе в РФ»).