Мероприятия по профилактике правонарушений и негативных явлений

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Профилактика правонарушений

Профилактические мероприятия в рамках акции «Сообщи, где торгуют смертью» с 12 марта по 23 марта в МБОУ «СОШ №8» (2017-2018 учебный год)

Информация о проведенных в 2014 году мероприятиях антинаркотической направленности в МБОУ «СОШ №8»

  • Отчет по месячнику «Краснокамский район без наркотиков», октябрь 2015
  • СПРАВКА об организации работы педагогического коллектива и администрации МБОУ СОШ №8 по профилактике преступлений, правонарушений и других негативных явлений среди несовершеннолетних
  • Результаты анализа занятости несовершеннолетних , состоящих на учете группы риска, на учете как находящиеся в социально опасном положении, а также детей-инвалидов за 2015 год, чел.

Информация о проведенной работе по профилактике правонарушений и преступлений в соответствии со ст.14 ФЗ-120 МБОУ «СОШ №8», за первое полугодие 2014-2015 уч.г.

Описательный отчёт о физической культуре и спорта в МБОУ «СОШ № 8» за 2014 год

Информация об охвате обучающихся дополнительным образованием с 2011-2012 цучебного года оп 2012-2013 учебный год по МБОУ «СОШ №8», в т.ч. «группа риска» и «СОП»

План совместной профилактической работы по предупреждению правонарушений, безнадзорности, бродяжничества, негативных привычек, наркомании и токсикомании среди студентов, противодействию распространения наркотических средств в МОГКТЭП и на прилегающих территориях

«Зона безопасности» колледжа – комплекс согласованных действий, осуществляемых субъектами профилактической работы, направленный на защиту обучающихся колледжа от негативных явлений и формирование у них потребности в здоровом образе жизни, включающий в себя следующие компоненты:

физическая «зона безопасности» (комплекс межведомственных мероприятий, включающий организацию охраны, видеонаблюдения, антитеррористические мероприятия, выявление лиц употребляющих психоактивные вещества (далее – ПАВ) в колледже);

информационная «зона безопасности» (комплекс межведомственных мероприятий по защите колледжа от негативной информации извне и проведения информационных, профилактических мероприятий, в том числе: выпуск газет, журналов для детей, подростков и молодежи, работа детских и молодежных телестудий, выпуск телепередач по данной тематике);

психолого-медико-педагогическая «зона безопасности» (комплекс мероприятий по профилактике психосоматических заболеваний обучающихся колледжа, консультирование, добровольное тестирование, анкетирование, оказание психолого-медико-психологической помощи обучающимся);

правовая «зона безопасности» (система правовой поддержки детей и подростков, правовое просвещение, воспитание правовой культуры обучающихся);

семейная «зона безопасности» (межведомственная система работы с семьей и родителями, направленная на профилактику асоциальных явлений и семейного неблагополучия);

социальная «зона безопасности» (комплекс межведомственных мероприятий, направленных на социальную защиту обучающихся и улучшение работы социальных институтов);

образовательная «зона безопасности» (комплекс мер по совершенствованию образовательных программ, технологий преподавания, повышение роли и значения воспитательного компонента в процессе обучения по вопросам профилактики употребления ПАВ).

1.ФИЗИЧЕСКАЯ «ЗОНА БЕЗОПАСНОСТИ»

Профилактика негативных явлений среди несовершеннолетних

Аналитическая записка по результатам мониторинга по проблемам, проявлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних, и учету профилактической работ в этой сфере в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Материалы для специалистов:

Учебно-методические журналы, пособия:

  • Учебно-методический журнал «Профилактика зависимостей» В публикациях журнала представлена информация по ряду актуальных направлений в области защиты детства: профилактика аддиктивного поведения несовершеннолетних; формирование культуры здорового образа жизни; предупреждение асоциальных явлений в образовательной среде и др.
  • Справочное пособие «Основные ресурсы помощи при решении проблем зависимостей (от наркотиков, алкоголя, табака и пр.), а также сопряженных с ними проблем (инфекции, в т.ч. ВИЧ и гепатиты, конфликты с законом и пр.)» Cодержит информацию о государственных, некоммерческих (общественных) и коммерческих организациях, предоставляющих медицинские, психологические и социальные услуги для химически зависимых и их близких на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • Профилактика зависимостей

Внимание! Стало возможным оформить подписку на журналы «НаркоНет», «Не будь зависим — скажи « Нет! » наркотикам, алкоголю, курению, игромании», «Журал для тех,кто хочет уберечь детей от наркотиков» Журналы «НаркоНет», «Не будь зависим — скажи « Нет! » наркотикам, алкоголю, курению, игромании», «Журал для тех,кто хочет уберечь детей от наркотиков»

  • Учебно-методические материалы по тематике административной и уголовной ответственности за реализацию несовершеннолетними алкогольной продукции и табачных изделий, незаконного распространения среди них наркотических средств и психотропных веществ, а так же за немедицинское потребление наркотиков.
  • Опыт первичной психолого-педагогической профилактики наркозависимости среди учащихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга
  • Нормативные документы

Международные договоры:

Конвенция о правах ребенка Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Доклады, выступления и статьи первых лиц государства, общественных организаций:

Федеральные законы:

Федеральный закон Российской Федерации от 7 июня 2013 года N 120-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Федеральный закон от 25 июля 2002 N 114-ФЗ О противодействии экстремистской деятельности

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:

Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690 Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 167-р План мероприятий на 2015 — 2017 годы по реализации важнейших положений национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации

Приказы и письма Министерства образования и науки Российской Федерации:

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 О концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июня 2007 г. N АФ-226/06 Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних

Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде Приложение к приказу Минобразования РФ от 28.02.2000 N 619 «О Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»

Приказы и письма Министерства здравоохранения Российской Федерации:

Приказ министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 октября 2014 г. N 581н О порядке проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Распоряжения и постановления Правительства Санкт-Петербурга, Законы Санкт-Петербурга:

Государственная программа Санкт-Петербурга «Обеспечение законности, правопорядка и безопасности в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы
Признать утратившим силу с 01.01.2015:
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353 «О программе «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2013-2016 годы»;
— постановление Правительства Санкт-Петербурга от 26.03.2014 N 208 «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 N 353»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 353 О Программе «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2013-2016 годы

Закон Санкт-Петербурга от 26 июня 2013 года N 425-62 О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге

Закон Санкт-Петербурга от 16 мая 2007 года N 230-42 О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге

Распоряжения Комитета по образованию:

Распоряжение Комитета по образованию от 02.02.2015 N 333-р Об утверждении Плана мероприятий Комитета по образованию по профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, экстремистских проявлений в молодежной среде на 2015 год.

Распоряжение Комитета по образованию от 13.02.2014 N 446-р Об утверждении Плана мероприятий Комитета по образованию по профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, экстремистских проявлений в молодежной среде на 2014 год

Распоряжение Комитета по образованию от 18.03.2015 N 1103-p Об организации социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Распоряжение Комитета по образованию от 31.03.2014 N 1301-р Об организации социально-психологического тестирования обучающихся образовательных учреждений Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2008 г. N 5 О реализации Закона Санкт-Петербурга «О профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге»

Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений Санкт-Петербурга Методика (алгоритм) выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения в образовательном учреждении»

По инициативе Национального фонда защиты детей от жестокого обращения в Российской Федерации ежегодно 17 мая отмечается Международный день детского телефона доверия под девиз «Помочь ребенку — помочь семье».

16 мая 2016 г. во всех образовательных учреждениях Санкт-Петербурга проводился Единый информационный день Детского телефона доверия: 8-800-2000-122, который призван привлечь внимание широкой общественности к необходимости усиления мер по защите детей в трудной жизненной ситуации и помощи им.

В этот день учащимся и их родителям рассказывали о возможностях Детского телефона доверия, специалисты которого всегда готовы помочь в разрешении трудностей, возникающих в школе, на улице или дома, проконсультировать по вопросам отношений с родителями и сверстниками и по любым другим проблемам.

В школах прошли беседы о работе детского телефона доверия, о том, что Телефон открыт для каждого человека и не важен возраст, национальность, состояние здоровья звонящего. Учащимся рассказали об основной идее, которая состоит в том, что любой человек имеет право поделиться с консультантом любой беспокоящей его проблемой, особенно той, которую сложно обсудить с родными и знакомыми, быть выслушанным и получить необходимую помощь.

В мероприятиях приняли участие инспектора ОДН, службы сопровождения, волонтеры, педагоги-психологи ППМС, районные специалисты отделов опеки и попечительства, служб социальной защиты населения представители правоохранительных органов и прокуратуры.

Профилактика негативных явлений

Кабинет профилактики правонарушений

Цель работы: первичная профилактика социально-негативных явлений в среде обучающихся.

  • профилактика табакокурения, алкоголизма и наркозависимости;
  • повышение значимости здорового образа жизни;
  • формирование здорового образа жизни в среде обучающихся и негативного отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам;
  • предоставление обучающимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;
  • ориентирование обучающихся на выбор правильного жизненного пути, на здоровый образ жизни;
  • помощь обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Работа кабинета профилактики осуществлялась согласно календарному плану работы на 2016-2017 учебный год. Все мероприятия, проводившиеся по плану работы были направлены на реализацию и достижение главной цели: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества жизни.

Куратор кабинета профилактики Михайлова С.Р. осуществляет свою деятельность согласно направлениям, указанным в плане работы: профилактическая работа, диагностическая работа, работа с педагогами и родителями.

На сайте «Прибайкалье против наркотиков» (http://www.narkostop.irkutsk.ru/) в разделе «Медиа» размещены видео ролики победителей конкурса социальной рекламы «Вызов», видео ролики школы добровольческого актива антинаркотической направленности «Кричи громче» (http://www.narkostop.irkutsk.ru/youth/media/ )

Памятка для педагогов “Вместе предотвратим беду”

Наркопост — пост здоровья

В целях создания эффективной постоянно действующей системы наблюдения и контроля за распространением наркомании и токсикомании, организации и проведения комплексной работы по профилактике наркомании и токсикомании среди обучающихся колледжа создан наркологический пост (наркопост — пост здоровья).

— первичная профилактика злоупотреблений психоактивных веществ;

— оказание личностно-ориентированной педагогической, психологической помощи обучающимся по формированию и развитию жизненных социально-приемлемых навыков;

— оказание консультативно-диагностической и социально-правовой помощи обучающимся «группы риска», а также их родителям, (законным представителям) по вопросам своевременного выявления и первичной коррекции последствий злоупотребления психоактивных веществ (далее по тексту – ПАВ);

— повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей в вопросах профилактики зависимости от ПАВ среди обучающихся.

Основными задачами общественного наркологического поста (наркопоста — поста здоровья) являются:

1) выявление лиц, употребляющих наркотические средства и относящихся к «группе риска»;

2) осуществление профилактических мероприятий, проведение индивидуальной воспитательной работы с обучающимися, выявление и принятие мер к устранению условий, способствующих возникновению и распространению наркомании и токсикомании среди обучающихся;

3) осуществление профилактических мероприятий с родителями обучающихся;

4) организация и проведение информационно-просветительской работы профилактического характера среди педагогических работников и обучающихся.

Куратор кабинета профилактики Михайлова С.Р. осуществляет свою деятельность согласно направлениям, указанным в плане работы: профилактическая работа, организационная деятельность, работа с педагогами и родителями.

Информация о проводимых профилактических мероприятиях негативных явлений среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа

Профилактические мероприятия включают в себя следующие направления.

1. Проведение месячников по профилактике правонарушений и преступлений с привлечением социальных партнеров.

2. Реализация программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами, психотропными веществами и их незаконному обороту».

3. Реализация муниципальной программы «Профилактика распространения экстремисткой идеологии, вовлечения молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность».

4. Реализация программы «Всё, что тебя касается», разработанной ГБУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции».

5. Групповые и индивидуальные беседы по профилактике уголовных и административных нарушений, показ видеофильмов профилактической направленности.

6. Проведение профилактических бесед по программе «Профилактика наркомании и токсикомании»

7. Проведение диагностики мотивационной сферы, личностных особенностей обучающихся категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

8. Проведение диагностики по выявлению учащихся, склонных к злоупотреблению ПАВ

9. Организация индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися «группы риска».

МБОУ Средняя школа № 18

Мы учим всех, учим каждого и учим хорошо!

Профилактика негативных явлений

среди несовершеннолетних

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей.

К сожалению, факторов, негативно влияющих на развитие и поведение детей и подростков, как внешних, так и внутренних, много. Ими являются:

Процессы, происходящие в обществе:

– отсутствие ясной, позитивной государственной идеологии, направленной на изменение иерархии общественных ценностей;

– несовершенство законов и работы правоохранительных органов, безнаказанность преступлений;

– безработица (явная и скрытая);

– отсутствие социальных гарантий и государственной поддержки экономически несостоятельных семей с детьми;

– пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации;

– отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психологические нарушения здоровья детей и подростков, оказывать им по итогам диспансеризации помощь;

– доступность табака, алкоголя, наркотиков.

Состояние семьи, ее атмосфера:

– материальное положение семьи (как бедность, так и богатство);

– низкий социально-культурный уровень родителей;

– отсутствие семейных традиций;

– стиль воспитания в семье (отсутствие единых требований к ребенку, жестокость родителей, их безнаказанность и бесправие ребенка);

– отрицание самоценности ребенка;

– удовлетворение потребностей детей (недостаток или избыток);

– злоупотребление родителей алкоголем, наркотиками и др.;

– попустительское отношение родителей к употреблению детьми психоактивных веществ.

Факторы риска, идущие от организации внутришкольной жизни:

несовершенство организации управления процессами обучения и воспитания; плохая материальная обеспеченность школы; отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и рычагов воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; неудовлетворительная организация внеклассной работы; отсутствие детских организаций в школе.

К внутренним факторам риска относятся:

ощущение ребенком собственной ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, незнание и неприятие социальных норм и ценностей, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.

Признаками проблемных детей могут являться:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по большинству предметов;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– ориентации на другие виды деятельности;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления: употребление спиртных напитков, употребление психотропных и токсических веществ, тяга к азартным играм, курение, нездоровые сексуальные проявления.

4. Негативизм в оценке действительности.

5. Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым: грубость, драки, прогулы, пропуски занятий, недисциплинированность на уроках, избиение слабых, младших, вымогательство, жестокое отношение к животным, воровство, нарушение общественного порядка, немотивированные поступки.

6. Отношение к воспитательным мероприятиям: равнодушное, скептическое, негативное, ожесточенное.

Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитация.
На педагогов возложена огромная ответственность за воспитание личности с социально-активной позицией, формирование у учащихся понятия «свобода слова», умений правильно вести дискуссию, спор, умение аргументировано отстаивать свою позицию, умение слушать других и быть услышанным другими, умение сказать «НЕТ» негативным проявлениям, умение словом и делом помочь другому.

Направления деятельности по профилактике негативных явлений среди несовершеннолетних

Информационные материалы по правовому просвещению

Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних

Профилактика экстремистских проявлений

Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, т.к. ни одна другая социальная структура не в состоянии решить данную задачу. Исключение составляет семья, однако и она сама нередко выступает в качестве объекта профилактической деятельности.

Работа по профилактике правонарушений среди детей и подростков в МБОУ «Средняя школа № 18» проводится в тесном сотрудничестве со следующими службами: комиссией по делам несовершеннолетних при администрации города, подразделением по делам несовершеннолетних при городском отделении полиции, лечебно-профилактическими учреждениями, учреждениями культуры, центром занятости населения, детско-юношеским клубом «Белая ладья», ГКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Дзержинска» (http://srcn-dzr.ru/64/84).

В школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:

  • гуманный стиль отношений между всеми участниками образовательного процесса;
  • демократические принципы и стиль управления учреждением, включающие адекватную реакцию на общественный заказ;
  • разумная дисциплина и порядок как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве;
  • возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых.

Мероприятия по профилактике правонарушений и негативных явлений

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Методика организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формирования законопослушного поведения обучающихся общеобразовательных учреждений

Настоящие рекомендации подготовлены комитетом по образованию администрации Усманского муниципального района на основе законодательства Российской Федерации и Липецкой области в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности общеобразовательных учреждений в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний — лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Семья, находящаяся в социально опасном положении, — семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (абзац дополнен с 18 декабря 2004 года

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Индивидуальная профилактическая работа — деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

Правонарушение любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляющее собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности.

Административное правонарушение противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации установлена административная ответственность.

В муниципальном общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2. Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном Совете по профилактике правонарушений несовершеннолетних и др.).

3. Документы по реализации целевых программ (общеобразовательного учреждения), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).

4. Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательном учреждении (должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

5. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

6. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: общее количество обучающихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних — обучающихся школы; информация о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных: обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, в том числе на учете в ПДН, на учете в КДН; несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и систематически пропускающих учебные занятия без неуважительных причин; многодетных семей; семей, имеющих одного родителя; семей с низким материальным уровнем; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; опекаемых детей и детей из патронатных семей; детей-инвалидов.

7. Взаимодействие с территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделением по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органами и учреждениями социальной защиты населения, отделом опеки и попечительства и др. (повестки заседаний, решения, документы о рассмотрении дел обучающихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).

8. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

9. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, заседаний педагогических советов, родительского комитета, попечительского совета и др.).

10. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

11. Психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации (диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.).

12. Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

13. Работа школьного Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних (Положение о совете, его состав, план работы, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

14. Система учета детей, не посещающих образовательное учреждение, систематически пропускающих учебные занятия без уважительных причин (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной профилактической работе с каждым таким учеником, отчеты школы, журнал учета посещения уроков детьми и др.

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательно-профилактической работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обучающихся и их родителей (законных представителей).

Функции образовательных учреждений

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции образовательных учреждений входит:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

— постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

— проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

— разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

— привлечение необходимых специалистов для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

— разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

— осуществление постоянного педагогического наблюдения за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.

Работа в этом направлении предусматривает:

— разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия обучающегося в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

— совершенствование системы воспитательно-профилактической работы в образовательном учреждении;

— обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

— разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в «группе риска»;

— организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

— проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения обучающихся (в том числе «родительский всеобуч»).

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.

Работа в этом направлении предусматривает:

— организацию обходов микрорайона школы с целью выявления детей школьного возраста, подлежащих обучению и определению условий, в которых они проживают; посещение семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку при необходимости);

— организацию работы заместителя директора по воспитательной работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, обучающихся, участкового инспектора, медицинского работника, оформление и своевременное направление в территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав карт установленного образца на детей и семьи, находящихся в социально опасном положении;

— организацию рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с правоохранительными органами, органами социальной защиты и др.;

— создание банка данных по семьям «группы риска» в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

— привлечение субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов родительского соуправления, попечительских советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию, обучению детей;

— своевременное принятие необходимых мер по устройству детей из семей социального риска в государственные учреждения;

— организацию индивидуальных учебных занятий для обучающихся, долгое время не посещавшего образовательное учреждение и индивидуального подхода к ним;

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:

— развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

— разработку и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

— организацию постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

— обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, через:

— организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у обучающихся;

— использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д.;

— организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций городского, областного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

— организацию деятельности детских общественных объединений правовой направленности;

— привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

— создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных формированию законопослушного поведения, толерантного сознания, вопросам личной безопасности обучающихся.

Приложенные документы:

Организация работы по профилактике и ограничению распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации работы по профилактике и ограничению распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма в образовательных учреждениях района

На основании распоряжения администрации Усманского муниципального района от 15.01.2013 года №14р «О комплексном плане мероприятий по прфилактике и ограничению распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма на территории Усманского района на 2013 год» комитет по образованию подготовил методические рекомендации для образовательных учреждений о проведении мероприятий, направленных на привлечение внимания обучающихся, их родителей и работников образовательных организаций к проблематике эпидемии ВИЧ/СПИДа, повышения их информированности о путях заражения и способах защиты.

Безопасность детства является фундаментальным гарантом демографической стабильности нации, важнейшим инфраструктурным маркером образовательного пространства, поэтому сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи и обеспечение безопасности их жизнедеятельности являются очевидными и неоспоримыми государственными приоритетами.

В настоящее время в России, как и во всем мире, продолжает оставаться актуальной проблема распространения ВИЧ/СПИДа. В 2012 году в Российской Федерации было выявлено почти 80 тысяч новых случаев инфицирования ВИЧ, число официально зарегистрированных больных ВИЧ-инфекцией составило 850 тысяч человек, около 10% из которых — дети.

В последние годы в России активизировался выход эпидемии из уязвимых групп населения в общую популяцию. В эпидемию вовлечены социально адаптированные люди трудоспособного возраста. Максимальная пораженность ВИЧ-инфекцией зарегистрирована среди женщин в возрастной группе 25-34 года, среди мужчин в возрастной группе 30-34 года. Основные пути заражения: 58 % — внутривенное введение наркотиков нестерильными инструментами, 40 % — гетеросексуальный контакт.

Профилактика ВИЧ-инфекции по-прежнему является основным и наиболее эффективным инструментом сдерживания эпидемии.

В соответствии с Концепцией профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (письмо Минобрнауки России от 5 сентября 2011 г. № МД-1197/06) при организации ВИЧ-профилактики следует руководствоваться принципом многоаспектности, предполагающим сочетание различных аспектов профилактической деятельности:

образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях инфицирования ВИЧ;

социальный аспект, способствующий формированию позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни;

психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивных когнитивных оценок, а также мотивации на «успешность», волевой способности к альтернативному нравственно значимому выбору в трудной жизненной ситуации.

Результативность профилактической работы значительно повышается при подключении потенциала родителей обучающихся. При соответствующей подготовке именно родители, наряду с педагогическими и медицинскими работниками образовательных организаций (далее — работники образовательных организаций) могут и должны стать наиболее активными субъектами профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи.

Тревожная эпидемиологическая обстановка обуславливает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на профилактику ВИЧ/СПИДа в образовательной среде, с активным привлечением к данной деятельности родителей. Дополнительный акцент необходимо сделать на повышении осведомленности родителей и работников образовательных организаций о ВИЧ-инфекции и способах ее профилактики.

Задачами ОУ по профилактике распространения ВИЧ/СПИДа, наркомании и алкоголизма являются:

повышение информированности обучающихся, их родителей и педагогов о путях заражения, способах защиты, источниках получения информации по проблеме;

повышение мотивации обучающихся к получению необходимой информации по проблеме ВИЧ/СПИДа, вовлечение их в активную работу по ВИЧ-профилактике, расширение методов и форм профилактической деятельности;

формирование в обществе негативного отношения к рискованному поведению, пропаганда преимуществ здорового и безопасного образа жизни; разработка и реализация конкретных мер по профилактике ВИЧ-инфекции в образовательных организациях и формированию толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям в условиях образовательной среды.

Рекомендуемые мероприятия по профилактической работе в ОУ:

Подготовка информационных материалов по ВИЧ-профилактике и пропаганде здорового и безопасного образа жизни, в том числе буклетов, брошюр, социальной рекламы для размещения на официальных сайтах образовательных организаций, в средствах массовой информации.

Проведение форумов, круглых столов, конференций для обучающихся, их родителей, работников образовательных организаций по проблематике профилактики ВИЧ-инфекции.

Проведение специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) для руководителей и работников образовательных организаций (директоров, социальных педагогов, психологов, преподавателей основ безопасности жизнедеятельности и др.) с целью обобщения передового опыта, обучения их современным технологиям, передовым формам и методам работы, взаимодействию с родителями при решении актуальных вопросов профилактики ВИЧ/СПИДа и формирования в образовательном пространстве негативного отношения к рискованному поведению.

Проведение тематических родительских собраний по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям.

Формирование актива из числа наиболее подготовленных обучающихся и родителей, проведение с ними специальных мероприятий (лекций, семинаров, тренингов) с целью обучения навыкам ВИЧ-профилактики, пропаганды здорового и безопасного образа жизни, формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям.

Организация, в том числе силами обучающихся при участии родителей работников образовательных организаций, культурно-развлекательных, спортивно-массовых и иных досуговых мероприятий, творческих конкурсов направленных на пропаганду здорового и безопасного образа жизни, профилактику ВИЧ/СПИДа и неприятие норм рискованного поведения.

Распространение среди обучающихся, их родителей и работников образовательных организаций информации о возможности консультирования по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа.

Одной из наиболее эффективных форм профилактической работы в молодежной среде является организация молодежных волонтерских отрядов по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни.

Принадлежность ребят, проводящих занятия со сверстниками, к одному поколению, способность говорить на одном языке, их успешность и привлекательный имидж, компетентность и доступность − все это увеличивает положительный эффект профилактической работы.

Привлечение молодых людей к работе в волонтерских отрядах по противодействию злоупотреблению ПАВ и пропаганде здорового образа жизни позволяет сформировать устойчивые антиалкогольные и антинаркотические установки как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются, развить чувство самоуважения и ответственности. Международная практика и накопленный в нашей стране опыт показывают, что добровольческий труд, являясь лишь одной из возможных форм социализации, играет важную роль в процессе формирования у молодежи первичных знаний, опыта, ценностей и полномочий, необходимых для того, чтобы стать социально активными, ответственными гражданами. Именно добровольчество является сегодня одним из действенных и эффективных инструментов реализации государственной молодежной политики.

Руководитель волонтерского формирования − педагог, психолог, молодежный лидер, прошедший обучение по программе профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, владеющий знаниями, умениями и навыками работы с добровольцами, психологически грамотный, коммуникабельный, ответственный, демократичный. Важным условием является творческий подход к делу, умение делегировать полномочия, приверженность идеям добровольчества, тактичность. Руководитель обеспечивает координацию всей деятельности. Кураторы − это взрослые люди, которые помогают организовать деятельность волонтерского отряда и осуществляют ее сопровождение.

Действующие волонтеры − это молодые люди, которые прошли отбор, обучение по программе профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения и стажировку под руководством куратора и волонтеров, имеющих опыт профилактической работы.

Стать волонтером может любой молодой человек от 14 лет.

Для оказания целевого профилактического воздействия на различные группы подростков и молодежи необходимо, в первую очередь, ознакомиться со следующей информацией:

разновидности наркотика, ПАВ, наиболее распространенного на территории, где будет реализована программа;

контингент потребителей (возраст, пол, социальное положение, этническое происхождение, культурный уровень и т.п.);

география точек незаконного оборота наркотиков, ПАВ;

места злоупотребления (в школе, дома, на улице, с друзьями или в одиночестве);

причины, мотивы злоупотребления;

способы употребления (курение, инъекции, нюхание и т.д.);состояние развития у подростков и молодежи установок на здоровый образ жизни и наличие условий для их реализации.

В качестве источников необходимых сведений могут быть использованы официальные данные различных ведомств (УВД, УФСКН, органов по делам молодежи субъекта, органов государственной статистики, образования, здравоохранения), а также анкетирование подростков и молодежи, анализ публикаций СМИ и др.