Материальная помощь в беларуси

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Информация: Материальная помощь, оказываемая работникам организации, и порядок ее налогообложения

МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ, ОКАЗЫВАЕМАЯ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИИ, И ПОРЯДОК ЕЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Материальная помощь — экономический термин, трактуемый как помощь, оказываемая нуждающимся работникам организации, в денежной или вещественной формах.

В данном случае следует обратить внимание на два момента:

1) определение критерия «нуждаемости»;

2) «добровольность» предоставления помощи.

Законодателем не определен критерий «нуждаемости», и соответственно работодатель самостоятельно устанавливает основания и размеры материальной помощи.

Предоставление материальной помощи не связано с результатами деятельности организации и относится к выплатам непроизводственного характера.

Рассматривая материальную помощь как объект налогообложения, можно выделить три основных ее вида:

1) материальная помощь, оказываемая в соответствии с действующим законодательством;

2) материальная помощь, оказываемая нуждающимся работникам в связи с чрезвычайными ситуациями (стихийные бедствия, смерть близких родственников, рождение ребенка и др.);

3) материальная помощь, оказываемая в иных случаях.

Нина Анищенко, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 38, 2008 г.

От редакции: С 1 января 2009 г. в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении Перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1489 внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1330-XII «О налогах на доходы и прибыль» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

С 1 января 2009 г. в Закон Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» на основании Закона Республики Беларусь от 13.11.2008 № 449-З внесены изменения и дополнения.

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 7, июль 2013

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Материальная помощь: оформляем правильно

Рубрика «Социальная защита»

Л.А. Шерснева, юрист

Материальная помощь — это помощь, оказываемая нуждающимся работникам предприятия, учреждения или другим лицам в вещественной или денежной формах 1 .

Материальная помощь не является оплатой за труд, поэтому условия и порядок ее выплаты утверждаются в коллективном договоре, соглашении, других локальных нормативных правовых актах (например, в Положении о выплате материальной помощи работникам, Положении об оплате труда) либо трудовым договором (контрактом). Решение о ее выплате оформляется приказом (распоряжением) на­нимателя.

Правовое регулирование

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь.
  • Указ Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2011 г. № 417 «О единовременной материальной помощи» (далее – Указ о едино­временной материальной помощи).
  • Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» с последующими изменениями (да­лее –– Указ о спонсорской помощи).
  • Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями (далее –– Закон о хозяйственных обществах).
  • Перечень выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» 1 (далее – Перечень выплат).
  • Положение о порядке распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, получивших послевузовское, высшее, среднее специальное или профессионально-техническое образование 2 (далее – Положение о распределении).
  • Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе 2 (далее –– Положение об оплате труда руководителей).
  • Постановление Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 14 ноября 2012 г. № 1047 «Об оплате труда работников администраций свободных экономических зон» (далее –– постановление об оплате труда работников СЭЗ).
  • Постановление Министерства труда Рес­публики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» с последующими изменениями (далее – постановление № 6).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (150), июль 2013 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Материальная помощь в беларуси

Виды оказания материальной помощи

Согласно статье 47 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Данные положения Основного Закона Республики Беларусь реализованы в правовых актах Республики Беларусь.

Так, постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9 определяется порядок оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи. К нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам относятся:

неработающие пенсионеры, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, и инвалиды;

Материальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам только в случаях:

причинения вреда их здоровью и (или) имуществу в результате стихийных бедствий (пожаров, засух, наводнений и других), техногенных катастроф, краж личного имущества;

возникновения иных ситуаций, объективно нарушающих их нормальную жизнедеятельность и сложных для самостоятельного разрешения, требующих оперативного оказания материальной помощи.

Нужно учитывать, что пенсионерам, инвалидам, детям-инвалидам, находящимся на государственном обеспечении в стационарных учреждениях социального обслуживания, материальная помощь не оказывается.

Заявление об оказании материальной помощи пенсионерам, инвалидам и детям-инвалидам подается в органы по труду, занятости и социальной защите либо в территориальные центры социального обслуживания населения, если данные центры наделены этим правом.

Заявление об оказании материальной помощи ребенку-инвалиду подается одним из родителей или другим его законным представителем.

Материальная помощь оказывается, как правило, не более одного раза в течение календарного года, и размер ее в каждом конкретном случае устанавливается индивидуально.

В исключительных случаях, когда пенсионер, инвалид или ребенок-инвалид нуждаются в оказании материальной помощи в размере, превышающем размер одного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, материальная помощь может быть оказана в размере до трехкратного размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Выплата материальной помощи производится почтовым переводом или через предприятия по доставке пенсий и пособий.

Трудовым кодексом Республики Беларусь также определяются случаи оказания материальной помощи конкретным категориям граждан.

Так, в соответствии со статьей 269 ТК наниматель может выдавать беременным женщинам путевки в санатории и дома отдыха бесплатно или на льготных условиях, а также оказывать им материальную помощь.

Согласно статье 342 ТК гарантируется предоставление уволенным лицам после прохождения срочной военной службы и принятым на прежнее место работы единовременной материальной помощи в размере не менее одной минимальной заработной платы.

Нередки также случаи оказания нанимателями материальной помощи работникам в соответствии с локальными актами организаций, устанавливающими порядок оказания такой помощи работникам. Связаны такие выплаты с наступлением определенных событий: уход в отпуск; бракосочетание; смерть работника, в том числе бывшего, либо члена его семьи; длительная болезнь и в связи с этим необходимость в лечении, оздоровлении и т.д.; рождение ребенка; чрезвычайные ситуации (пожар, авария и т.п.), государственные праздники и праздничные дни, юбилейные даты и др.

В целях усиления государственной поддержки населения и внедрения комплексного подхода к ее предоставлению был принят Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи» (далее – Указ № 41).

Указом № 41 устанавливается порядок оказания следующих видов государственной адресной социальной помощи:

ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие;

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников;

социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации;

обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Ежемесячное и (или) единовременное социальное пособие предоставляется на:

приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви, школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности;

внесение платы (полностью или частично) за жилищно-коммунальные услуги и (или) платы за пользование жилым помещением государственного жилищного фонда.

Под трудной жизненной ситуацией, нарушающей нормальную жизнедеятельность семьи (гражданина), понимаются объективные обстоятельства, сложные для самостоятельного разрешения:

полная нетрудоспособность по причине инвалидности или достижения гражданами 80-летнего возраста;

неспособность к самообслуживанию в связи с заболеванием, для лечения которого требуется длительное применение лекарственных средств;

смерть супруга (супруги), родителей (усыновителей), детей (в том числе усыновленных);

причинение вреда жизни, здоровью, имуществу в результате стихийных бедствий, катастроф, пожаров и иных чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) непреодолимой силы (форс-мажор), противоправных действий других лиц;

другие объективные обстоятельства, требующие материальной поддержки.

Для получения ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии), справка об освобождении – для лиц, освобожденных из мест лишения свободы;

свидетельство о рождении ребенка – для лиц, имеющих детей в возрасте до 18 лет (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство об установлении отцовства – для женщин, родивших детей вне брака, в случае, если отцовство установлено свидетельство о заключении брака – для лиц, состоящих в браке (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака или свидетельство о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

удостоверение инвалида – для инвалидов;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов;

свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя – для индивидуальных предпринимателей;

трудовая книжка – для неработающих граждан, достигших возраста, дающего право на пенсию на общих основаниях (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет), и неработающих членов семьи, не достигших указанного возраста;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей (граждан), в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь от 29 декабря 2012 года «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите;

справки о реализации продукции животного происхождения (за исключением молока), плодов и продукции личного подсобного хозяйства, продуктов промысловой деятельности – в случае реализации указанной продукции;

карта учета льготного отпуска лекарственных средств и перевязочных материалов – для лиц, имеющих право на такую льготу;

договор о подготовке специалиста (рабочего, служащего) на платной основе – для студентов, получающих образование на платной основе с привлечением кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования или за счет средств юридических лиц, а также физических лиц, ведущих с ними раздельное хозяйство;

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения).

Социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, имеющим IV степень утраты здоровья, инвалидам I группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках и документов, подтверждающих расходы на их приобретение.

Для получения социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей-инвалидов в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов I группы;

удостоверение ребенка-инвалида – для детей-инвалидов в возрасте до 18 лет;

свидетельство о рождении ребенка – при приобретении подгузников для ребенка-инвалида;

документы, подтверждающие расходы на приобретение подгузников, установленные в соответствии с законодательством, с обязательным указанием наименования приобретенного товара в Республике Беларусь;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в подгузниках.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.

Размер данного социального пособия равен стоимости технических средств социальной реабилитации.

Инвалидам III группы вследствие профессионального заболевания или трудового увечья указанное социальное пособие предоставляется в случаях, когда они не имеют права на оплату технических средств социальной реабилитации за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Инвалидам III группы, имеющим в соответствии с законодательством право на бесплатное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации, такое социальное пособие не предоставляется.

Для получения социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность (в отношении детей в возрасте до 14 лет – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и (или) полномочия их законных представителей);

удостоверение инвалида – для инвалидов III группы;

свидетельство о рождении ребенка – при обеспечении техническими средствами социальной реабилитации ребенка;

доверенность работника исправительного учреждения, уполномоченного руководителем данного учреждения, – для инвалидов III группы и детей в возрасте до 18 лет, отбывающих наказание в местах лишения свободы;

индивидуальная программа реабилитации инвалида или заключение врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения о нуждаемости в технических средствах социальной реабилитации.

Государственная адресная социальная помощь в виде обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни предоставляется семьям, имеющим по объективным причинам среднедушевой доход ниже критерия нуждаемости.

Семьям при рождении двойни или более детей такая помощь предоставляется независимо от величины среднедушевого дохода.

Для обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни граждане общаются в орган по труду, занятости и социальной защите и представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи (для несовершеннолетних детей в возрасте до 14 лет – при его наличии);

выписка из медицинских документов ребенка с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача-педиатра, врача общей практики) по рациону питания ребенка;

свидетельство о рождении ребенка (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

свидетельство о заключении брака (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, – при его наличии);

копия решения суда о расторжении брака либо свидетельство о расторжении брака или иной документ, подтверждающий категорию неполной семьи, – для неполных семей;

копия решения суда об усыновлении (удочерении) – для семей, усыновивших (удочеривших) детей;

копия решения местного исполнительного и распорядительного органа об установлении опеки – для лиц, назначенных опекунами ребенка;

копия решения суда о признании отцовства, или свидетельство об установлении отцовства (в случае, если отцовство установлено либо признано в судебном порядке), или справка о записи акта о рождении (в случае, если отцовство признано в добровольном порядке);

выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно проживает и ведет общее хозяйство;

договор найма (поднайма) жилого помещения – для граждан, сдававших по договору найма (поднайма) жилое помещение в течение 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для граждан, уволенных с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, сокращением численности или штата работников, – в течение 3 месяцев, предшествующих месяцу обращения);

договор ренты и (или) пожизненного содержания с иждивением – для граждан, заключивших указанный договор;

сведения о полученных доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения (для семей, в которых член семьи (гражданин) уволен с работы (службы) в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, нотариуса, сокращением численности или штата работников, – за 3 месяца, предшествующих месяцу обращения), кроме сведений о размерах пенсий с учетом надбавок, доплат и повышений, пособий по уходу за инвалидами I группы либо лицами, достигшими 80-летнего возраста, пособий, выплачиваемых согласно Закону Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (за исключением пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка), которые выплачиваются и приобщаются к материалам дела органами по труду, занятости и социальной защите.

Ирина Липовик, заведующая сектором юридической экспертизы управления юридической экспертизы и правовой работы главного управления юстиции Брестского областного исполнительного комитета.

Материальная помощь работникам: цели, оформление, ЛНПА

Не последним по значению инструментом, позволяющим нанимателям повышать лояльность своих работников, является такой вид социальных благ, предоставляемых нанимателями своим работникам, как материальная помощь.

Целостного понятия «материальная помощь» в общепринятом смысле законодательство Республики Беларусь не дает.

В целом, ее можно охарактеризовать как сумму денежных средств, выплачиваемую нанимателем своему работнику для его финансовой поддержки и не требующую от работника возвращения этих денежных средств нанимателю в будущем.

В то же время следует учитывать, что законодательство позволяет нанимателям выплачивать материальную помощь не только работникам, но и их родственникам, бывшим работникам нанимателя или их родственникам.

В Законе Республики Беларусь «О социальном обслуживании» под материальной помощью понимается предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. Законодатель сознательно уходит от упоминания целей, на которые может быть направлено предоставление материальной помощи, а оперирует только объективным критерием, определяющим, в чем может выражаться материальная помощь.

Так и наниматель в отношении своих работников вправе самостоятельно определять, в каких случаях, он будет выплачивать своим работникам материальную помощь.

Для поощрения работников за высокие результаты труда существует институт премирования. Для защиты работников от нестабильной экономической ситуации и постоянно возрастающего курса иностранной валюты существует возможность поставить их заработную плату в зависимость от курса любой иностранной валюты, несмотря на то, что существует прямой законодательный запрет на выплату заработной платы в валюте.

Институт же материальной помощи не предназначен для решения таких задач. Он дает нанимателю возможность оказать поддержку работнику или его близким вне зависимости от того, успешен или не успешен работник в труде, насколько стабильна его заработная плата и прочее.

Материальная помощь может быть оказана любому работнику по решению нанимателя, если оно соответствует локальным нормативным правовым актам нанимателя и не противоречит действующему законодательству Республики Беларусь.

Ниже перечислены наиболее распространенные поводы предоставления материальной помощи работникам, характеризуемые законодателем как обязательные. Выплата такой материальной помощи не обусловлена желанием нанимателя, а лишь наличием объективных обстоятельств, описанных в соответствующих законодательных актах.

В соответствии с частью третьей статьи 7 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Соответственно, наниматель может выплачивать материальную помощь работникам не только в тех случаях, когда это напрямую предусмотрено законодательством Республики Беларусь, но и в иных случаях.

В частности, наниматель вправе определять порядок оказания материальной помощи в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о порядке оказания материальной помощи, др.).

В определенных ситуациях, например, в микроорганизациях, достаточно издать приказ директора об оказании материальной помощи работнику.

На практике многие наниматели утверждают именно локальные нормативные правовые акты, а не издают каждый раз приказ об оказании материальной помощи, потому что это серьезно экономит их время, точнее – время руководителя, и позволяет работникам заранее знать, на какую финансовую поддержку нанимателя они могут рассчитывать.

Например, в некоторых крупных частных, в том числе с участием иностранного капитала, промышленных и производственных предприятиях предпочитают утверждать такие локальные нормативные правовые акты, чтобы снять с руководителя необходимость безотрывно находиться на предприятии, подписывать большой объем документов, в том числе «задним числом».

Получается, что в компании негласно согласован ряд оснований, по которым главный бухгалтер перечисляет различные суммы материальной помощи работникам, и, как правило, случаи, при которых необходимо выплачивать такую материальную помощь, наступают внезапно. Руководителя просто может не быть на месте, он может быть в командировке и прочее.

В таком случае главный бухгалтер вынужден ждать возвращения руководителя, либо принимать решение о выплате материальной помощи под свою ответственность, что, может быть, и оправдано, с точки зрения поддержания здорового климата в коллективе, но является неправомерным, с точки зрения того, что только единоличный исполнительный орган компании либо лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, в пределах своей компетенции без доверенности действуют от имени этой компании, представляют ее интересы, совершают сделки от имени хозяйственного общества и др.

Кроме того, это может оказаться рискованным для самого главного бухгалтера, так как руководитель может в последующем и не одобрить его самовольные действия и пытаться взыскать с такого главного бухгалтера материальный ущерб.

А в тех случаях, когда существует утвержденный руководителем локальный нормативный правовой акт, в котором утверждены порядок, размеры и случаи выплаты материальной помощи, руководителю нет необходимости издавать отдельный приказ при наступлении случая выплаты материальной помощи или задним числом, а главному бухгалтеру – нарушать закон и выходить за пределы своей компетенции.

Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»

Юридический консультант Премии HR-бренд

Материал опубликован с использованием нормативных правовых актов, действующих по состоянию на 06.09.2016.

Рассылка новостей журнала «Планово-экономический отдел»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 5, май 2017

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Материальная помощь к отпуску: кому, когда и сколько?

Рубрика «Заработная плата»

С.В. Мещерякова, ведущий экономист

Многие предприятия поощряют работников за добросовестный труд в течение года единовременными выплатами к отпуску. В разных организациях эти выплаты называют по-разному: премией, пособием, материальной помощью. От того, какое наименование будет закреплено в коллективном договоре, зависят налоговые последствия их осуществления для нанимателя. Чаще всего такая выплата именуется материальной помощью на оздоровление.

Выплата материальной помощи работнику, как правило, является правом, а не обязанностью нанимателя. Однако в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

В государственных организациях осуществление единовременной выплаты на оздоровление является обязательным и предусмотрено соответствующими нормативными актами. Работникам остальных организаций она производится в том случае, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором. Выплата материальной помощи работникам коммерческой организации осуществляется исходя из ее финансовых возможностей, а руководителю организации — по решению ее учредителя (участника) либо вышестоящей организации.

Порядок оказания материальной помощи на оздоровление, ее размеры, случаи и сроки выплаты наниматель должен предусмотреть в ЛНПА (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о порядке оказания материальной помощи).

На практике материальная помощь на оздоровление обычно выплачивается работникам один раз в год при оформлении ежегодного отпуска и представляет собой фиксированную сумму, которая не зависит от занимаемой ими должности, выполнения плана (продаж, выпуска) и т. д. Если работник берет отпуск по частям, то она оказывается обычно при предоставлении большей его части.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 5 (167), май 2017 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Материальная помощь: кому, когда и сколько?

В жизни каждого человека могут произойти события, когда ему будет нужна материальная поддержка. Например, при вступлении в брак или в связи с рождением ребенка. В этих случаях ему может быть оказана материальная помощь (далее — матпомощь).

Общие положения

На практике под матпомощью понимается добровольное предоставление нанимателем работникам и иным лицам, например их родственникам, бывшим работникам, денежных средств или иных материальных ценностей в связи с наступлением определенных обстоятельств.

Организации самостоятельно определяют, кому, когда, в каком порядке и размере выплачивать матпомощь . Однако есть случаи, когда матпомощь предоставляется в обязательном порядке .

Как правило, все эти моменты предусматриваются в локальных нормативных правовых актах, например в коллективном договоре, положении об оплате труда или положении о предоставлении материальной помощи (далее — Положение).

В отношении отдельных категорий организаций, например бюджетных, организаций здравоохранения, госорганизаций, госбанков и т.п., виды матпомощи, размеры, основания для ее оказания, категории лиц, которые могут ее получить, определяются в законодательстве .

Кому может выплачиваться матпомощь?

В Положении может быть предусмотрено, что на получение матпомощи могут претендовать, к примеру:

— бывшие работники организации, например пенсионеры, которые до выхода на пенсию работали в этой организации;

— родственники бывших работников в случае смерти этих работников.

Когда выплачивается матпомощь?

Матпомощь оказывают при наступлении определенных обстоятельств. Наниматель самостоятельно определяет случаи, в которых возможна выплата матпомощи. Их следует предусмотреть в Положении. При этом основания выдачи матпомощи могут быть различными.

Пример формулировки в Положении:

«Наниматель оказывает материальную помощь в следующих случаях:

— при увольнении в связи с выходом на пенсию по достижении пенсионного возраста или инвалидности;
— в связи с юбилейными датами;
— в связи с тяжелым материальным положением;
…».

При необходимости условия об оказании матпомощи можно закрепить в трудовом договоре с работником. На практике в трудовой договор включают условие о единовременной выплате на оздоровление работника при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части — при предоставлении одной из частей отпуска) .

Пример формулировки в трудовом договоре:

«8. Работнику устанавливаются следующие условия оплаты труда:

8.5. единовременная выплата на оздоровление в размере 50 базовых величин».

Каковы размеры матпомощи?

Размер матпомощи наниматель определяет самостоятельно. Обычно он устанавливается:

— в фиксированной сумме;
— базовых величинах (БВ).

При этом в Положении целесообразно закрепить размер матпомощи отдельно по каждому случаю.

Примеры формулировок в Положении:

«Работникам организации к юбилею по случаю достижения 50-летнего возраста выплачивается материальная помощь в размере 500 белорусских рублей».

«В случае рождения у работника ребенка ему оказывается материальная помощь в размере 100 базовых величин».

Наниматель также может предусмотреть «вилку» выплат, т.е. указать, к примеру, максимальный и (или) минимальный размер матпомощи.

Примеры формулировок в Положении:

«При бракосочетании работнику оказывается материальная помощь в размере до 100 базовых величин».

«В случае рождения второго ребенка работнику выплачивается материальная помощь в размере не менее 1000 белорусских рублей».

Какова периодичность выплат?

Матпомощь может выплачиваться разово, например, при вступлении в первый брак или при увольнении в связи с выходом на пенсию. Также она может быть оказана в сроки, определенные в Положении, например раз в год к трудовому отпуску или к Новому году.

Каков порядок оказания матпомощи?

Порядок оказания матпомощи также следует закрепить в Положении.

На практике выплата матпомощи работникам производится в соответствии с распорядительным документом руководителя, например приказом. В свою очередь, приказ, как правило, издается на основании личного заявления работника. В заявлении, на наш взгляд, следует указать обстоятельства, в связи с которыми необходима матпомощь.

В Положении целесообразно предусмотреть перечень документов, которые работник должен приложить к заявлению, чтобы подтвердить наличие у него причин для получения матпомощи. Такими документами могут быть копии свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака, справка из медицинского учреждения и др.

Как правило, не требуется заявление в случае единовременной выплаты на оздоровление при предоставлении трудового отпуска .

Пример формулировки в Положении:

«Для получения материальной помощи работник должен подать в отдел кадров соответствующее заявление с приложением копий документов, подтверждающих наличие обстоятельств, в связи с которыми в организации выплачивается материальная помощь.

После проверки заявления и приложенных к нему документов на соответствие законодательству и настоящему Положению оно представляется руководителю организации для принятия решения.

Решение об оказании материальной помощи оформляется в форме приказа, на основании которого производится выплата материальной помощи работнику».

Обратиться за оказанием матпомощи работнику может также его непосредственный руководитель. Например, на практике встречаются случаи, когда при достижении работником пенсионного возраста его непосредственный руководитель обращается к руководителю организации с докладной запиской. На ее основании наниматель издает соответствующий приказ.

Приказ об оказании матпомощи относится к категории приказов по личному составу . Так как унифицированной формы такого приказа нет, то при его подготовке следует соблюдать общие требования делопроизводства.

Пример формулировки в приказе:

«В связи с рождением ребенка у специалиста по кадрам Петровой С.Н. и в соответствии с подп. 2.4 п. 2 Положения о предоставлении материальной помощи

Петровой Светлане Николаевне, специалисту по кадрам, материальную помощь в размере 100 базовых величин.

Основание: 1. Заявление Петровой С.Н. от 03.01.2017.

Копия свидетельства о рождении от 23.12.2016″.