Материальная помощь фз

06.07.2018 Выкл. Автор admin

Выплата ежегодной материальной помощи военнослужащим

Выплата ежегодной материальной помощи военнослужащим

В соответствии с п. 22 ст. 2 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (далее — Закон N 306-ФЗ) военнослужащим, проходящим службу по контракту, выплачивается ежегодная материальная помощь в размере не менее одного оклада денежного содержания.

Правила ее выплаты установлены Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 993 (далее — Правила N 993). В статье рассмотрим порядок выдачи ежегодной материальной помощи военнослужащим с отражением указанной операции в учете.

Порядок выдачи материальной помощи

В соответствии с п. 22 ст. 2 Закона N 306-ФЗ, п. 1 Правил N 993 ежегодная материальная помощь выплачивается военнослужащим в размере не менее одного месячного оклада денежного содержания. Военнослужащим, имеющим право на ее получение, но не обратившимся за ней в текущем году, материальная помощь выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за декабрь текущего года (п. 3 Правил N 993).
Материальная помощь исчисляется из месячного оклада военнослужащего в соответствии с присвоенным воинским званием и месячного оклада согласно занимаемой воинской должности , которые установлены на дату принятия решения о выплате материальной помощи, а при выплате материальной помощи в декабре — на 1 декабря текущего года (п. 4 Правил N 993).
——————————–
В случае временного исполнения обязанностей по вакантной воинской должности — из месячного оклада в соответствии с этой воинской должностью.

Военнослужащим, переведенным для дальнейшего прохождения военной службы из одного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в другой (Вооруженные Силы РФ) либо из Вооруженных Сил РФ в федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом установлена военная служба, материальная помощь выплачивается один раз в год в полном размере при убытии из федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (Вооруженных Сил РФ), если она не была выплачена ранее (п. 5 Правил N 993).

Случаи, когда военнослужащим не выплачивается материальная помощь, перечислены в п. 6 Правил N 993. К ним относятся:
— увольнение с военной службы по основаниям, указанным в п. 1 — 5, 7 — 11 ч. 4 ст. 3 Закона N 306-ФЗ. Если указанным военнослужащим материальная помощь была выдана ранее, при их увольнении с военной службы выплаченная сумма не подлежит удержанию;
— периоды нахождения в распоряжении командиров (начальников);
— увольнение с военной службы в конце текущего года с предоставлением при увольнении отпуска, оканчивающегося в следующем году, — за год, в котором оканчивается отпуск.
В случае смерти военнослужащего материальная помощь за текущий год (если она не была выплачена военнослужащему до его смерти) выплачивается его супруге (супругу), а при ее (его) отсутствии — проживающим совместно с ним совершеннолетним детям, законным представителям (опекунам, попечителям) либо усыновителям несовершеннолетних детей и лицам, находящимся на иждивении военнослужащего, в равных долях или родителям в равных долях, если военнослужащий не состоял в браке и не имел детей (п. 7 Правил N 993).

Порядок обращения за материальной помощью

Порядок обращения за материальной помощью, а также ее размер устанавливаются (п. 2 Правил N 993):
— Министром обороны РФ — в отношении военнослужащих Вооруженных Сил РФ;
— Генеральным прокурором РФ — в отношении военнослужащих органов военной прокуратуры;
— Председателем Следственного комитета РФ — в отношении военнослужащих военных следственных органов Следственного комитета РФ.
Так, Приказом Министра обороны РФ от 30.12.2011 N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ (далее — Порядок N 2700). В соответствии с п. 84 Порядка N 2700 военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, ежегодная материальная помощь выплачивается на основании рапорта, поданного им командиру, в подчинении которого он находится. Аналогичный порядок обращения за материальной помощью установлен Приказами Следственного комитета РФ от 05.12.2012 N 76, МВД РФ от 19.12.2011 N 1265.

Отражение выдачи материальной помощи в бюджетном учете

В соответствии с п. 2 Правил N 993 ежегодная материальная помощь устанавливается исходя из бюджетных ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия военнослужащим в составе расходов федерального бюджета на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, расходы на ее выплату в бюджетном учете будут отражены так же, как расходы на выплату денежного довольствия.
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на выплату ежегодной материальной помощи отражаются по коду вида расходов 131 «Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания» в увязке с подстатьей 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Согласно п. 102 Инструкции N 162н суммы начисленной материальной помощи отражаются записью по дебету счета 1 401 20 211 «Расходы по заработной плате» и кредиту счета 1 302 11 730 «Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате».
——————————–
Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Выплата материальной помощи посредством ее перевода на банковскую карту военнослужащего отражается по дебету счета 1 302 11 830 «Расчеты по заработной плате» и кредиту счета 1 304 05 211 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по заработной плате» (п. 102 Инструкции N 162н).
В отношении НДФЛ отметим следующее. Перечень выплат, не подлежащих обложению этим налогом, приведен в ст. 217 НК РФ. В силу п. 28 данной статьи от обложения НДФЛ освобождаются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам и бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или возрасту, в размере, не превышающем 4 000 руб. за налоговый период. Эта норма применяется и в отношении материальной помощи, выплачиваемой военнослужащим.

Таким образом, материальная помощь, выплачиваемая на основании указанных норм военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, освобождается от налогообложения в сумме, не превышающей 4 000 руб. за налоговый период (Письмо Минфина России от 06.05.2013 N 03-04-05/15618). Следовательно, при подаче в налоговые органы сведений по форме 2-НДФЛ финансовый работник отражает сумму ежегодной материальной помощи в общем порядке. Напомним, что доходы и вычеты показываются в справке по кодам, утвержденным Приказом ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/[email protected] Материальная помощь имеет код дохода «2760», вычету по материальной помощи (ее не облагаемая налогом сумма, составляющая до 4 000 руб.) присвоен код «503».
Рассмотрим пример отражения данной операции в учете.

Пример. Предположим, что в декабре 2016 года вместе с денежным довольствием выплачивается ежегодная материальная помощь военнослужащему, не обратившемуся за ее получением в течение года. Размер материальной помощи составляет 25 000 руб. (цифра условная). Ее сумма перечислена на банковскую карту военнослужащего.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие записи:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.12.95 N 195-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
  • «Российская газета», N 243, 19.12.95
  • «Парламентская газета», N 223, 24.11.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 50, ст. 4872

Статья 8. Материальная помощь

1. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

2. Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правила предоставления материальной помощи к отпуску

Заработная плата понятие не однозначное. Она включает в себя не только оклад, но и другие выплаты, подразумевающие компенсацию за труд в определенных условиях.

Еще более сложным для рядовых граждан является понятие отпускных, которые формируются из нескольких составляющих, в частности, материальной помощи, порядок выплаты которой определен несколькими нормативными актами.

Законодательное регулирование вопроса

В соответствии с нормами закона каждый труженик в период ежегодного отпуска вправе рассчитывать на сохранение заработной платы в среднем размере за все дни законного отдыха в порядке ст.139 ТК РФ. Но при этом в ряде организаций и компаний к так называемым отпускным выплачивается еще и материальная помощь, условия назначения которой не совсем понятны рядовым гражданам, а между тем, законом данный аспект освещен.

Так в частности, в ст.135 ТК РФ сказано, что еще на стадии оформления трудовых правоотношений работодатель обязан оговорить в договоре условия оплаты труда включающих в себя оклад, а также надбавки и доплаты, предусмотренные в организации локальными актами либо федеральным законодательством.

То есть, оклад и надбавки за вредные условия труда или выполнение обязанностей в особых климатических условиях регламентируются федеральным законодательством и являются обязательными, а вот доплаты, по сути, относятся к стимулирующим выплатам и могут выплачиваться исходя из финансового положения компании в порядке определенном локальными актами. А так как материальная помощь является стимулирующей выплатой, выплачивается она только в том случае, если предусмотрена коллективным договором.

Но выше оговоренная норма актуальна только для коммерческих предприятий, которые вольны расходовать полученную прибыль по собственному разумению, в отношении же государственных структур выплата материальной помощи к отпуску является обязательной, в порядке федерального законодательства, а именно ст.50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Государственные учреждения

Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

Коммерческие организации

При этом для того, чтобы приурочить перечисление материальной помощи к ежегодному отдыху, условия о размере помощи, а также порядке предоставления для начала следует закрепить в локальных актах, учитывая, что обязанность по выплате материальной помощи в ТК РФ не закреплена, а исполнять условия локальных актов работодатель обязан на основании ст.22 ТК РФ.

То есть по сути, работодатель может установить и собственные условия перечисления материальной помощи, но только при соблюдении единого правила, оговоренного ст.8 ТК РФ и предусматривающего запрет на ухудшение условий труда либо оплаты в сравнении с утвержденным законодательством.

Так в частности, в некоторых организациях помощь к отпуску можете выплачиваться только в размере оклада либо его половины, да и то исходя из финансовых возможностей компании в текущем году. В других же учреждениях, помощь к отпуску предоставляется не ранее, чем труженик отработает полный год на благо предприятия, а не полгода. То есть сотрудник, конечно, может воспользоваться своим законным правом на отдых уже через шесть месяцев с момента трудоустройства, при этом помощь к отдыху он сможет получить только в следующем году.

При этом учитывая, что законом выплата материальной помощи не регламентирована, руководство компании может предусмотреть различный размер помощи в отношении некоторых категорий сотрудников. То есть для рядовых тружеников размер материалки может составлять и половину оклада, в то время как руководящий состав будет вправе рассчитывать и на все 100%.

Однако, несмотря на значительные отличия в размере материальной помощи, порядок ее начисления для всех сотрудников компании будет применяться один, причем аналогичный с вышеописанным. То есть для получения помощи к законному отдыху сотрудникам нужно будет оформить заявление с просьбой о выделении помощи в связи с уходом в отпуск.

Оформление выплат и порядок начисления

В соответствии со ст.123 ТК РФ о времени начала отпуска труженик должен быть уведомлен руководством компании за две недели до начала оного, посредством вручения письменного уведомления, составленного на основании графика очередности. При этом в упомянутом документе порядок перечисления материальной помощи не оговаривается, следовательно, работник для получения материалки должен подать заявление с просьбой о ее предоставлении.

Учитывая, что данная выплата не является обязательной, утвержденного образца заявления законом не предусмотрено, поэтому оговоренный документ составляется в порядке, предусмотренном для документации данного вида, с текстовкой составленной произвольно. К примеру: «Прощу оказать мне помощь в связи с уходом в отпуск».

На основании заявления и уведомления нормировщиком компании либо кадровым работником оформляется отпускная записка с указанием количества дней отпуска, периода его предоставления, а также процентного соотношением помощи, к примеру, 50% или 100%. При этом распорядительных документов издается не один, а два. В частности, для оформления отдыха используется бланк Т-6, а для выделения помощи приказ, составленный в произвольной форме.

Естественно оговоренные распорядительные акты составляются в двух экземплярах, в связи с их последующей передачей в бухгалтерию для начисления отпускных и помощи, и регистрируются в разных журналах, ведь приказы по отпускам относятся к документации по личному составу, а приказы по выделению помощи к документам по основной деятельности.

Налогообложение

В то время как помощь к отпуску имеет регулярный характер перечисления и отсутствие чрезвычайных обстоятельств в качестве основной причины перерасчета. То есть, материальная помощь к отпуску в данной ситуации считается получением прибыли и соответственно облагается налогами в том же порядке, что и заработная плата, не говоря уже о других начислениях.

О видах поощрения сотрудников рассказано в следующем видеосюжете:

Материальная помощь пенсионерам

lori-0002780997-bigwww.jpg

Похожие публикации

В законодательстве РФ предусмотрено два вида материальной помощи пенсионерам: государственная материальная помощь осуществляется за счет страховой системы социальной поддержки граждан страны, и материальная поддержка бывшего работника-пенсионера или вышедшего на пенсию работника от его бывшего работодателя.

Адресная единовременная материальная помощь неработающим пенсионерам со стороны государства осуществляется департаментом или управлением соцзащиты населения по месту регистрации пенсионера. Она может быть: материальной (денежной), продовольственной, вещевой, санитарно-гигиенической, патронажем социально-медицинских и социальных услуг, а также услуг по уборке помещений, где проживают престарелые люди.

Единовременная материальная помощь пенсионерам

Как получить материальную помощь пенсионеру? В основном адресная материальная помощь направляется одиноким неработающим пенсионерам и семьям пенсионеров, где все члены семьи не работают и имеют среднемесячный доход не более 15 тыс. рублей. Данная помощь предоставляется один раз в год на основании письменного заявления пенсионера и на определенные цели, например, на ремонт жилого помещения (после случаев пожара, затопления). Такая материальная помощь пенсионеру осуществляется на основе акта осмотра специалистов, чеков, смет выполненных работ и т.д.. Матпомощь пенсионеру могут дать на дорогостоящее лечение, которое пенсионер не может оплатить самостоятельно. Еще одна статья матпомощи пенсионера, – на приобретение топлива (уголь, дрова и т.д.), предметов первой необходимости и т.д.

Основания предоставления адресной материальной помощи неработающим пенсионерам, как и ее сумма, регулируются органами местного самоуправления.

Материальная помощь бывшим работникам пенсионерам

Оказание материальной поддержки со стороны работодателя работникам, вышедшим на пенсию или бывшим работникам — пенсионерам, осуществляется на основании положений коллективного договора.

Есть предусмотренные законодательством основания на предоставление материальной помощи работникам пенсионерам:

-дорогостоящее лечение, связанное с тяжелыми заболеваниями работника-пенсионера;

-выход на пенсию по возрасту или инвалидности после длительного времени работы в данной организации.

Для того, чтобы получить единовременную материальную помощь, пенсионеру необходимо написать соответствующее заявление работодателю (в свободной форме) с просьбой предоставить ему материальную помощь. В заявление необходимо указать причину востребования помощи. Если руководитель примет положительное решение по данному заявлению, то издается приказ от его имени об оказании материальной поддержки работнику (нет унифицированной формы, он составляется в свободной форме).

В соответствии со ст. 270 НК РФ, сумма материальной поддержки не может быть включена в расходы при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль, но при этом нет четкого определения — какая именно материальная помощь подходит под это определение. Если форма материальной поддержки организации своим сотрудникам не связана с его трудовыми обязанностями, а направлена на удовлетворение потребностей, связанных с тяжелыми жизненными ситуациями, то данные суммы могут быть включены в расходы.

Страховые взносы не начисляются на сумму единовременной материальной помощи, которая оказывается не чаще одного раза в год и суммой не более 4 тыс. рублей, если:

-она оказывается лицам, перенесшим стихийные бедствия;

-в случае смерти близкого человека;

-в случае рождения (усыновления) ребенка.

Во всех остальных случаях работодатель должен уплачивать страховые взносы с сумм материальной помощи по ФЗ №212-ФЗ от 24.07.2009 г. Напомним, что он действует до конца 2016 года. Впрочем, новая глава НК РФ о страховых взносах не сильно отличается от принципов закона №212-ФЗ.

Полностью освобождается от уплаты НДФЛ сумма единовременной материальной помощи в размере не более 4 тыс. рублей, оказанная работодателем вышедшему на пенсию работнику или бывшему работнику, который сейчас находится на пенсии.

Материальная помощь малоимущим семьям

Материальная помощь малоимущим одиноким гражданам и семьям

Одним из документов, гарантирующих господдержку лицам с низким доходом, является Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно статье 7 закона, получить ее может одинокий малоимущий гражданин или малоимущая семья, если среднедушевой доход на каждого гражданина ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

Чтобы понять, может ли семья (отдельный гражданин) претендовать на господдержку, надо подсчитать, сколько денег приходится на каждого ее члена в последние три месяца. Учесть все доходы поможет перечень, утвержденный Постановлением Правительства от 20.08.2003 № 512.

Отметим, что на федеральном уровне установлены только общие нормы поддержки малообеспеченных. Конкретный набор соцуслуг, льгот и пособий, а также порядок их выплат утверждают региональные власти.

Единовременная материальная помощь малоимущим: виды и размеры

Поскольку пакет социальных мер поддержки определяется на региональном уровне, нельзя сказать, что перечисленные ниже виды поддержки есть везде. Но во многих субъектах они установлены.

Выплаты детям из малообеспеченных семей

Маленьким гражданам могут оказывать поддержку в натуральном виде, например, первоклассникам давать наборы канцелярских товаров, школьников обеспечивать питанием и проездными билетами. Но чаще их родителям предлагают выплаты на определенные цели. Так, в Санкт-Петербурге предусмотрены ежемесячные пособия на ребенка до 1 года. Их размер — от 1550 до 3000 рублей в зависимости от того, сколько всего детей воспитывают, какой по счету ребенок, имеется ли второй родитель.

В северной столице на детей также предоставляют следующие пособия (не исключено, что такие же или аналогичные есть и в других регионах):

  • единовременное при рождении ребенка (от 12 до 20 тысяч рублей);
  • ежемесячное на ребенка от 1 года до 7 лет (от 450 до 900 рублей);
  • ежемесячное на ребенка от 7 лет до 16 лет (от 300 до 900 рублей);
  • до окончания образовательного учреждения (только до совершеннолетия ребенка);
  • на инвалида в возрасте от 7 лет до 18 лет на покупку необходимых товаров и услуг.

Адресная помощь бедным

Во многих регионах имеется особая помощь для инвалидов, ветеранов, чернобыльцев, многодетных семей, иных категорий граждан с низкими доходами. Среди ее видов:

  • частичная или полная компенсация расходов на оплату ЖКХ;
  • выдача транспортного средства;
  • предоставление земельного участка для ведения подсобного хозяйства;
  • бесплатные медикаменты;
  • налоговые льготы;
  • доплаты к праздникам;
  • социальные доплаты к пенсиям;
  • пр.

Узнать перечень социальных услуг и выплат непосредственно в регионе проживания можно в отделе соцзащиты.

Документы для получения материальной помощи малоимущим

Решение о предоставлении социальной помощи выносит орган соцзащиты населения. Для этого подается заявление в тот отдел, который занимается проблемами граждан по месту жительства/пребывания малоимущей семьи. Обращение можно принести лично или направить по почте в традиционной письменной форме, отправить в электронном варианте через портал госуслуг (в некоторых регионах услуга может быть недоступна) или обратиться к чиновникам через МФЦ.

Дополнительно к заявлению потребуются:

  • паспорт или иное удостоверение личности заявителя и всех членов (копии и оригиналы);
  • сведения о составе семьи;
  • документы, подтверждающие родство с остальными членами;
  • информация о доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности;
  • данные о получаемом наборе социальных услуг (если кто-то ее получает в соответствии со статьей 6.1 закона № 178-ФЗ);
  • копии трудовых книжек или справки из центра занятости;
  • справки о состоянии здоровья (если кто-то является инвалидом).

По закону, на проверку достоверности данных и принятие решения о предоставлении/отказе в предоставлении помощи чиновникам дается 30 дней. Если заявитель посчитает, что его незаконно лишили соцподдержки, он может обжаловать решение чиновников в суде.