Мамонтов сергей павлович юрист отзывы

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Руководство

Заместитель председателя по судебной работе

Кузнецов Сергей Борисович

Заместитель председателя по вопросам восстановления жилищных прав военнослужащих

Соломатников Владимир Владимирович;

Заместитель председателя по вопросам предоставления

военнослужащим жилых помещений

Маркова Александра Владимировна

Заместитель председателя по вопросам выплаты

военнослужащим жилищной субсидии

Гусаров Павел Алексеевич

Заместитель председателя по вопросам реализации права военнослужащих

на дополнительную площадь жилого помещения

Скоробогатая Алина Александровна

Заместитель председателя по организационным вопросам

Камалетдинова Лиана Анатольевна

Заместитель председателя по коммерческим вопросам

Хайруллина Елена Александровна

Руководитель юридического отдела

Соколова Жанна Васильевна

Руководитель отдела менеджмента

Шепитько Елена Сергеевна

Руководитель отдела делопроизводства

Батусова Снежана Сергеевна

Апелляционное определение № 33-1728/2014 33-27413/2013 от 22 января 2014 г. по делу № 33-1728/2014

Судья: Захарова Л.Н. Дело № 33-27413/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда

в составе: председательствующего Терещенко А.А.,

судей Варламовой Е.А., Бакулина А.А.,

при секретаре Сенаторовой И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 22 января 2014 года апелляционную жалобу Мамонтова С.П. на решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2013 года по делу по заявлению Мамонтова Сергея Павловича о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Краснознаменск Московской области,

заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,

объяснения представителя Мамонтова С.П. – Кашина М.С., представителя администрации г.о. Краснознаменск – Худяковой С.А.,

Мамонтов С.П. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Краснознаменск Московской области. Требования мотивировал тем, что его многодетная семья состоит первой в очереди на получение земельного участка, Администрация городского округа Краснознаменск Московской области бездействует в данном вопросе. В связи с эти заявитель просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Краснознаменск Московской области по предоставлению семье заявителя земельного участка в соответствии с законом Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области»; признать незаконными бездействие Администрации в отношении разработки и утверждения перечня земель или земельных участков; обязать Администрацию городского округа Краснознаменск Московской области утвердить перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям; обязать Администрацию разместить на официальном сайте перечень земель или земельных участков для предоставления семьям; признать незаконным бездействия Администрации городского округа Краснознаменск Московской области по разработке и принятию Административного регламента о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям; обязать разработать и принять Административный регламент о порядке бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьями; обязать разместить указанный регламент на официальном сайте городского округа Краснознаменск Московской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации городского округа Краснознаменск Московской области в судебном заседании требования не признала.

Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2013 года в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Мамонтов С.П. просит об отмене данного решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что Мамонтов С.П. является отцом 4-х несовершеннолетних детей (Яна -2004 года рождения, Юлианна — 2006 года рождения, Кристина — 2008 года рождения, Ксения — 2012 года рождения).

29.06.2012 года Мамонтов С.П. обратилась в Администрацию городского округа Краснознаменск Московской области с заявлением о предоставлении ему земельного участка в соответствии с Закона Московской области № 73/2011-03 от 01.06.2011 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

Администрацией городского округа Краснознаменск Московской области было издано постановление № 400-ПА от 13.07.2012 «О постановке на учет многодетных семей городского округа Краснознаменск Московской области для бесплатного предоставления земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства».

Из материалов дела усматривается, что по состоянию на 26.07.2013 года в списках очередников на предоставление земельного участка Мамонтов С.П. состоит под № 41.

В ходу судебного разбирательства установлено, что в настоящее время в существующих границах городского округа Краснознаменск Московской области земельных участков для ведения садоводства нет.

Отказывая в удовлетворении заявления в полном объеме, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация городского округа Краснознаменск соблюдены все требования Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям Московской области».

С выводом суда в части выполнения Администраций городского округа Краснознаменск Московской области требований ч. 8 ст. 6 вышеуказанного Закона Московской области согласиться нельзя.

Согласно ч. 8 ст. 6 Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям Московской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации настоящего Закона.

В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Администрацией городского округа Краснознаменск Московской области не представлено каких-либо доказательств подтверждающий выполнение требований Закона Московской области по разработке и утверждению перечня земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям.

В силу положения ч. 1 ст. 258 ГПК РФ судебная коллегия находит требования заявителя в указанной части законными и обоснованными, нарушающими его права на предоставление земельного участка в соответствии с требованиями Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

В остальной части решение суда законно и обоснованно, доводы апелляционной жалобы несостоятельным, а потому не могут служить основаниям для его отмены.

решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным бездействий Администрации городского округа Краснознаменск Московской области, принять в указанной части новое решение, которым признать незаконным бездействие Администрации городского округа Краснознаменск Московской области выразившееся в предоставлении многодетной семье Мамонтова Сергея Павловича земельного участка;

в непринятии мер: по разработке и утверждению перечня земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям в целях реализации Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области».

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО

Мы работаем на рынке юридических услуг более 9 лет. Мы понимаем, что далеко не каждый гражданин России способен оплатить консультацию юриста. Поэтому наша компания одна из первых взялась приводить в действие федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». А именно, предоставление бесплатных консультаций населению.

юрист мамонтов сергей павлович

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Google+
  • Электронная почта
  • Другие приложения

юрист мамонтов сергей павлович

С нами Закон будет на Вашей стороне!

Мамонтов Сергей Павлович руководитель партнерства Мамонтов Сергей Павлович, Частнопрактикующий юрист Машенков Сергей Павлович. 8-919-722-05-32. Юрист — Машенков Сергей Сергеев Сергей Павлович — биография. Экс-Мэр Имеет почетное звание «Заслуженный юрист В декабре 2004 года Сергей Павлович Сергеев был Сергей Павлович Мамонтов, опыт работы более 12 лет, юрист, третейский судья, председатель Мамонтов — Википедия Филатов Евгений Павлович — юрист г.Москва. Отзывы Юридические консультации.Филатов Евгений Павлович. 16.01.2018 в 09:39 юрист, Еркаев Сергей Биография Владимир Мамонтов Мамонтово-клуб VK Юрист для военнослужащих Замужем за Михеев Егор Павлович 21 февраля 1955, место работы: Юрист Мамонтов Сергей В январе 2006 стал известен «Меморандум» Мамонтова, юрист, психолог (Сергей Цымбаленко Мамонтов Сергей — , город Москва, НП «Защита Имущества Граждан», Москва (ИНН Частнопрактикующий юрист Машенков Сергей Павлович Аторин Сергей Павлович, хотим сообщить Вам, что на «Оставить Мамонтов, Сергей: Мамонтов, Юрий Павлович (род. 1949) — российский государственный и МУК » Мамонтовский сельский Дом культуры» с.Мамонтово, ул.Зелёная, д.34А ПРИГЛАШАЕТ ВАС и консультация юриста бесплатно новосибирск юристы онлайн бесплатно круглосуточно юрист на производстве обязанности что должен знать водитель автобуса новосибирск от прямых работодателей

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Google+
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Популярные сообщения из этого блога

адвокат алифанов коломна отзывы

адвокат алифанов коломна отзывы
Наш сайт для приема заявок: https://juristy-rf.ru/


Обратившись к нам, вы получите юридическую консультацию:

С нами Закон будет на Вашей стороне!

Процедуры разрешения споров в третейских судах. Как организовать третейское судопроизводство при своей компании Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Мамонтов Сергей Павлович

Автор комментирует условия, необходимые для того, чтобы спор был принят к рассмотрению третейским судом . Дано определение компетентности третейского суда , подробно описываются процессуальный порядок действий третейских судей Федерального третейского суда при получении искового заявления, процедура выбора третейского судьи , процесс подготовки дела к разбирательству, процедуры разрешения спора третейским судьей , вынесения решения. Отмечены сложности создания «своего» третейского суда .

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мамонтов Сергей Павлович,

DISPUTE RESOLUTION PROCEDURES IN COURTS OF ARBITRATION. HOW TO ORGANIZE ARBITRATION TO OWN COMPANY

The author commented on the conditions necessary to ensure that the dispute was taken up by the arbitral tribunal. Given the definition of competence of the Arbitral Tribunal, detailing the procedural course of action of the arbitrators of Federal Arbitration Court of the receipt of the complaint, the procedure for selecting the arbitrator, the process of preparing the case for trial, the procedure for resolving the dispute arbitrator, a decision. Highlighting a difficulty establishing their «own» the arbitral tribunal.

Текст научной работы на тему «Процедуры разрешения споров в третейских судах. Как организовать третейское судопроизводство при своей компании»

Процедуры разрешения споров в третейских судах. Как организовать третейское судопроизводство при своей компании

председатель Президиума Федерального третейского суда (г. Москва)

Сергей Павлович Мамонтов, [email protected]

Прежде чем говорить о преимуществах третейского разбирательства и рассказать, как ими воспользоваться, я хочу пояснить читателю, что означают понятия «третейский суд» и «компетенция третейского суда».

Традиционно Третейским судом (или арбитражем) считается негосударственный орган, осуществляющий юрисдикционную деятельность в части рассмотрения гражданских и хозяйственных споров на основании законов путем применения методов арбитрирования. При всей состоятельности третейских судов как органов, фактически заменяющих государственное судопроизводство, третейское разбирательство имеет ряд особенностей. В статье мы рассмотрим основные из них.

Компетенция третейского суда

Компетенция третейского суда основывается на соглашении сторон. Стороны, передавая спор на рассмотрение третейского суда, принимают на себя обязательство подчиниться решению последнего. Соглашение о передаче спора в третейский суд должно быть добровольным и соответствовать принципам свободы договора, когда каждая из сторон отчетливо понимает существо и последствия какого-либо обязательства, не находится в заблуждении или под любым принуждением.

Стороны сами выбирают тот третейский суд, в котором они планируют рассмотреть свой спор или будущие споры. Третейские

суды создаются как постоянно действующими, так и для разового разрешения конкретных споров. Это уже решают сами стороны. Для организаций, имеющих большую практику оспаривания каких-либо гражданских правоотношений, я рекомендую обращаться только в постоянно действующие третейские суды.

Порядок создания и деятельности третейского суда для рассмотрения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений между юридическими лицами, гражданами или гражданами и юридическими лицами, определяется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее — Закон о третейских судах).

Первое, о чем должно иметь представление лицо при осуществлении защиты нарушенного права в третейском суде, это перечень условий, необходимых для того, чтобы спор был принят к рассмотрению третейским судом.

Третейское разбирательство начинается с решения вопроса о наличии или отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

За разъяснением обратимся к закону. Нормы Закона о третейских судах не содержат понятий подведомственности и подсудности, составляющих компетенцию суда, в отличие от Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (глава 4) и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (глава 3). Вместе с тем Закон о третейских судах оговарива-

ет порядок определения компетенции третейского суда, что является несомненным достоинством главы 5 этого закона, устанавливающей порядок третейского разбирательства. Должен подчеркнуть, что такая ситуация обусловлена следующими причинами.

Во-первых, согласно пункту 2 статьи 1 Закона о третейских судах в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное законодательно не установлено.

Во-вторых, в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о третейских судах третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор, в том числе в случаях, когда одна из сторон возражает против третейского разбирательства в связи с отсутствием или недействительностью третейского соглашения.

Однако пункт 2 статьи 17 рассматриваемого закона устанавливает временные рамки, в пределах которых сторона вправе заявить об отсутствии у третейского суда компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор. По действующим правилам такое заявление сторона вправе сделать до представления ею первого заявления по существу спора. При этом согласно статье 23 Закона о третейских судах на истце лежит обязанность по обоснованию компетенции третейского суда. Опыт показывает, что истец, инициировавший свое обращение в третейский суд, имеет гораздо больше преимуществ, чем ответчик, прежде всего потому, что третейский суд не допускает волокиты и принимает все необходимые меры к тому, чтобы спор был рассмотрен оперативно и ответчик не уклонился от вызова в третейский суд.

Исходя из изложенного, следует сделать вывод о том, что вопрос о подведомственности разрешается любым судом, в том числе третейским. Однако в третейском разбирательстве этот вопрос разрешается исключительно на стадии принятия искового заявления и относится к компетенции третейского суда. Только в случае если тре-

тейским судом решен вопрос о наличии у него компетенции рассматривать конкретный спор, он переходит к рассмотрению спора по существу. При этом согласно пункту 5 статьи 17 Закона о третейских судах, если третейский суд выносит определение об отсутствии у него компетенции в рассмотрении спора, то он не может рассматривать спор по существу.

Процедура третейского разбирательства

По моему мнению, лицам, интересующимся третейским судопроизводством, весьма интересно и познавательно узнать, как проходит процедура третейского разбирательства в Федеральном третейском суде.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 3 Закона о третейских судах каждый постоянно действующий третейский суд действует в рамках утвержденного положения о постоянно действующем третейском суде.

Приведу примеры из наработанной годами практики Федерального третейского суда.

Начнем с того, что Федеральный третейский суд имеет свое утвержденное внутреннее положение, которое именуется Третейским кодексом. Третейский кодекс Федерального третейского суда аккредитован в Арбитражном суде города Москвы и Арбитражном суде Московской области, а также в 142 судах общей юрисдикции в России, которые закон называет компетентными судами. Федеральный третейский суд осуществляет третейское разбирательство в соответствии с Третейским кодексом.

Характерной и положительной особенностью третейского разбирательства является то, что для обращения в Федеральный третейский суд не требуется соблюдение предварительного порядка урегулирования споров самими сторонами. Инициативная сторона — истец, направляет в Федеральный третейский суд по адресу его легализации заявление и имеющиеся к нему приложения, указав избранного третейского судью из состава Федерального третейс-

кого суда. Для удобства сторон и оперативности направления документов из регионов России Третейским кодексом предусмотрено, что заявление может быть направлено в третейский суд фельдсвязью, почтовой связью, по факсу, электронной почте или вручено непосредственно аппарату Федерального третейского суда. Получив заявление, председатель Федерального третейского суда разрешает вопрос о компетентности Федерального третейского суда для рассмотрения заявленного спора.

Практика показывает, что подчас авторитет третейского суда и специализация третейских судей как юристов не вызывают сомнений у сторон, поэтому они могут обратиться в третейский суд с иском и без заблаговременно заключенного третейского соглашения. В таких случаях третейский суд содействует тому, чтобы стороны заключили третейское соглашение прямо в суде.

Председатель Федерального третейского суда анализирует представленные в суд документы, и если определяет, что у Федерального третейского суда отсутствует необходимая компетенция, то предлагает сторонам в десятидневный срок заключить соответствующее третейское соглашение (оговорку, договор), а при недостижении согласия сторонами или невозможности принятия Федеральным третейским судом искового заявления в силу норм Закона о третейских судах председатель Федерального третейского суда выносит определение об отказе в принятии искового заявления к производству.

При решении вопроса о компетентности Федерального третейского суда рассматривать поданное исковое заявление, председатель обязан установить, что между истцом и ответчиком заключено третейское соглашение на рассмотрение спора в Федеральном третейском суде, ответчиком получен экземпляр искового заявления, оплата истцом третейского сбора произведена. Установив, что Федеральный третейский суд компетентен рассматривать заявленный спор, председатель выносит определение, в котором указывает, что Федеральный третейский суд компетентен рассматривать

поданное исковое заявление, и предлагает сторонам в течение 10 дней сделать выбор третейского судьи.

Действия третейского суда при принятии искового заявления к производству

Определение председателя Федерального третейского суда о принятии спора к производству направляется сторонам заказным письмом с уведомлением или вручается лично. Если в течение 10 дней стороны третейского разбирательства самостоятельно не избрали судью, то председатель Федерального третейского суда издает приказ об избрании судьи и назначении секретаря третейского разбирательства. В том случае если стороны самостоятельно выбрали судью для рассмотрения спора, председатель Федерального третейского суда издает приказ об избрании того третейского судьи, которого избрали стороны, и назначает секретаря третейского разбирательства. Приказ председателя Федерального третейского суда об избрании третейского судьи и назначении секретаря должен быть в обязательном порядке вручен сторонам третейского разбирательства.

Третейский судья Федерального третейского суда, получив материалы третейского разбирательства, выносит определение о принятии иска к производству. В этом же определении он утверждает кандидатуру секретаря третейского суда, назначает место рассмотрения дела, дату и время третейского разбирательства, предлагает сторонам представить дополнительные документы (доказательства, возражения, копии документов и т. п.). Определение третейского судьи о принятии иска к производству в обязательном порядке вручается сторонам третейского разбирательства.

В случае если исковое заявление будет подано с нарушениями требований, установленных Третейским кодексом, третейский судья (состав суда) выносит определение об оставлении искового заявления без движения, в котором указываются нарушения, допущенные при подаче искового заявления, а также срок для их ус-

транения стороной. Если обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения, будут устранены стороной в срок, указанный в определении, то исковое заявление считается поданным в день его первоначального поступления в Федеральный третейский суд и принимается к производству. При неустранении указанных третейским судьей (составом суда) нарушений в определенный срок третейский судья (состав суда) может продлить назначенный срок в судебном заседании.

Действия сторон при принятии иска к производству третейского суда

Ответчик вправе представить истцу и в Федеральный третейский суд отзыв на исковое заявление, изложив в нем свои возражения против иска. Отзыв на исковое заявление должен быть представлен истцу и в Федеральный третейский суд заблаговременно, не позднее одного дня до первого заседания.

Ответчик вправе предъявить истцу встречный иск до принятия решения Федеральным третейским судом в соответствии с требованиями Закона о третейских судах. Истец вправе представить возражения против встречного иска не позднее одного дня до следующего заседания.

Заседание третейского суда для разбирательства по делу

Третейское разбирательство ведется на русском языке. Открывает заседание председательствующий по делу третейский судья, представляя всех присутствующих в заседании. По инициативе третейского судьи или по требованию стороны каждый третейский судья и секретарь обязаны представить участникам процесса документы, удостоверяющие личность и их процессуальное положение в споре. Одновременно председательствующий по делу третейский судья устанавливает личности присутствующих и проверяет их полномочия для участия в третейском разбирательстве. Допущенные для свободного присутствия лица

после удостоверения личности заносятся в протокол.

Заседание Федерального третейского суда проводится в соответствии с Третейским кодексом и по аналогии с нормами гражданско-процессуального и арбитражнопроцессуального законодательства Российской Федерации. В ходе заседания ведется протокол. В целях упрощения процедуры протоколирования по согласию всех сторон протокол может вестись в форме аудио- или видеозаписи, которая приобщается к материалам дела без стенограммы.

Федеральный третейский суд по просьбе любой стороны вправе принять обеспечительные меры. До принятия искового заявления к производству обеспечительные меры вправе принимать председатель Федерального третейского суда (председатель коллегии Федерального третейского суда), после принятия искового заявления к производству — третейский судья (состав судей), принявший его к производству. Заявление об обеспечении иска, рассматриваемого Федеральным третейским судом, подается стороной в компетентный суд по месту осуществления третейского разбирательства.

Третейское заседание в обычном порядке проходит в рамках заседания Федерального третейского суда, с обязательным участием сторон и их представителей. Стороны должны быть заранее уведомлены о предстоящем заседании.

Копии всех документов и иных материалов, а также иная информация, которые представляются Федеральному третейскому суду одной из сторон, должны быть заблаговременно переданы ею другой стороне.

В Федеральном третейском суде возможно рассмотрение и разрешение споров на основании представленных документов и иных доказательств без вызова сторон, в случаях, предусмотренных нормами Третейского кодекса.

Нормы, применяемые третейским судом при разрешении спора

Федеральный третейский суд при разрешении споров руководствуется законами

Российской Федерации и иным законодательством, действующим на территории Российской Федерации, законами и иным законодательством субъектов Российской Федерации, другими нормативными актами, межгосударственными соглашениями, международными договорами.

Федеральный третейский суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон.

В случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное правоотношение, Федеральный третейский суд применяет законодательство, регулирующее сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и смысла законодательства.

Федеральный третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев, применимых к спорному правоотношению, в первую очередь с учетом опыта и практики рассмотрения аналогичных споров самим Федеральным третейским судом. Решение Федерального третейского суда принимается большинством голосов его судебного состава. Судья, не согласный с решением, излагает свое особое мнение, которое прилагается к решению.

Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, решение принимается Федеральным третейским судом с учетом этого соглашения.

Решение Федерального третейского суда обязательно со дня его вынесения для сторон и лиц, связанных третейским соглашением (оговоркой).

Принятие решения Федеральным третейским судом в пределах его компетенции исключает возможность обращения с тем же иском в иные судебные органы.

Указанная процедура проведения третейского разбирательства, по мнению многих высококвалифицированных юристов, наиболее благоприятная, так как не имеет каких-либо нареканий со стороны компетентных судов при рассмотрении заявлений

о выдаче исполнительного листа на основании решения Федерального третейского суда.

Заявительный характер формирования третейских судов

Как участнику различных семинаров, конференций, заседаний мне часто приходилось слышать такой вопрос: «Насколько сложно создать свой третейский суд?».

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо указать, что процедура образования третейских судов не требует их государственной регистрации. Образование третейского суда завершается в тот момент, когда его учредитель в установленной законом форме выражает волеизъявление об учреждении третейского суда. Третейский суд считается существующим при наличии трех условий:

1 ) если заинтересованное юридическое лицо приняло решение о создании постоянно действующего третейского суда;

2) если заинтересованным юридическим лицом было утверждено положение о постоянно действующем третейском суде;

3) если организацией-учредителем был утвержден список третейских судей постоянно действующего третейского суда.

Таким образом, процедура образования третейского суда, по сути дела, имеет заявительный характер. Вместе с тем в процессе образования постоянно действующего третейского суда должно быть соблюдено еще одно условие. Речь идет о необходимости уведомления компетентного государственного суда о создании третейского суда. Возникают вопросы: каким образом факт уведомления компетентного государственного суда влияет на легитимность третейского суда? можно ли утверждать, что отсутствие такого уведомления влечет нелегитимность третейского суда?

Представляется, что исходя из смысла существующего законодательства, легитимность третейского суда не связана с фактом уведомления компетентного суда. Однако неуведомление компетентного суда о создании третейского суда может иметь негативные правовые последствия. Так, при рассмотрении заявления о принудительном исполнении решения третейского суда государственный суд обязан проверить компетентность третейского суда. Сделать это

без документов, подтверждающих создание третейского суда, невозможно. Таким образом, отсутствие сведений об образовании третейского суда может стать основанием для отказа в принудительном исполнении принятого им решения. В связи с этим уведомление компетентного государственного суда о создании третейского суда имеет значимые правовые последствия, а именно создание условий для признания и приведения в исполнение решения, принимаемого постоянно действующим третейским судом.

Значительное количество постоянно действующих третейских судов существуют в форме структурных подразделений коммерческих и некоммерческих организаций, которые их учреждают. Иными словами, третейские суды не являются юридическими лицами. Тогда, казалось бы, остается неопределенной правосубъектность третейского суда и, как следствие, возможность его участия в гражданском обороте, возможность приобретать гражданские права и исполнять гражданские обязанности, нести ответственность по гражданско-правовым обязательствам. Между тем, как представляется, нет каких-либо проблем в том, что третейский суд действует не как юридическое лицо. Его материальное обеспечение осуществляется той организацией, которая его учредила, так же как осуществляется материальное обеспечение и иных структурных подразделений предприятия или организации. Другими словами, организация-учредитель осуществляет администрирование деятельности третейского суда, который создан такой организацией.

Третейский суд не обладает всеми необходимыми признаками правосубъектной организации. То есть третейский суд не может выступать в гражданском обороте от собственного имени, не может выполнять какие-либо гражданские обязательства, так же как не может быть носителем гражданских прав и исполнителем обязанностей, не может быть истцом и ответчиком и т. д. Обусловлено это тем, что участие в гражданском обороте не является целью существования и деятельности третейского суда. Он создан

для иных целей — для выполнения функций по защите гражданских прав.

Возможность формирования корпоративного третейского суда в организации

Исходя из ответа на вопрос, сложно ли создать «свой» третейский суд, можно заключить, что создать «свой» третейский суд, в общем, может быть, и не сложно. Сложность — в процессе организации деятельности, создании внутренней структуры, обеспечении штатных и кадровых ресурсов, то есть в создании такой системы, которая позволила бы третейским судьям принимать законные решения.

Как юрист, заинтересованный в широком развитии третейского судопроизводства в России, я хотел бы порекомендовать организациям, предприятиям, учреждениям, которые задумываются над созданием третейского суда, на базе своих организаций открывать коллегии Федерального третейского суда, так как Федеральный третейский суд за три года осуществления правосудия приобрел огромный опыт организации третейского судопроизводства и вынесения решений. Кроме того, требованиями Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» вводятся стандарты и правила, согласно которым саморегулируемые организации обязаны формировать собственные третейские институты, замыкать на них все споры с участием потребителей товаров и услуг и самих организаций и предприятий -членов саморегулируемых организаций.

Хотелось бы обратить внимание всех инициаторов создания саморегулируемых организаций вот на что. По логике закона под саморегулирование подпадает более половины субъектов экономической деятельности в нашей стране. Государство ставит перед саморегулируемыми организациями три прогосударственные задачи:

• принимать свои стандарты и правила, то есть устанавливать собственные «законы» деятельности;

• исполнять принятые стандарты и правила и отвечать за их неисполнение

ответственностью материального характера;

• разрешать споры в корпоративном судебном порядке таким образом, чтобы исключить вмешательство государства в дела экономических субъектов и их потребителей.

В связи с этим хочу подчеркнуть, что с введением в экономику страны саморегулирования различных отраслей корпоративные объединения предприятий и организаций в скорейшем времени заменят государственные системы управления отраслями, в том числе экономическое и гражданское судопроизводство. Таким образом, в ближайшие годы значимость и функции третейских судов возрастут в разы, что фактически заставит хозяйственников заниматься правовой практикой и третейской юриспруденцией.

Чтобы пироги пек пирожник, а сапоги тачал сапожник, предприятия и организации, постепенно переходящие в формы саморегулирования, могут использовать системный опыт действующих третейских судов. Федеральный третейский суд готов делиться таким опытом и помогать заинтересованным лицам осуществлять правосудие в рамках деятельности коллегий Федерального третейского суда.

Федеральный третейский суд вправе создавать коллегии в любых субъектах Российской Федерации, закрытых административных территориальных образованиях и муниципальных образованиях.

Коллегии Федерального третейского суда представляют собой списки третейских судей, осуществляющих третейское судопроизводство по территориальному принципу — по территории, на которой легализован Федеральный третейский суд.

Деятельность территориальных, районных, городских коллегий третейского суда

Для легализации деятельности коллегии Федерального третейского суда в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположена коллегия Федерального третейского суда,

направляются копии документов, свидетельствующих об образовании Федерального третейского суда в соответствии с Законом о третейских судах, а именно:

• копия решения об образовании Федерального третейского суда;

• копия положения о постоянно действующем Федеральном третейском суде;

• копия списка третейских судей Палаты Федерального третейского суда, уполномоченных осуществлять третейское разбирательство на указанной ими территории.

При необходимости Федеральный третейский суд может направить в компетентный суд другие имеющие значение документы.

В состав коллегии Федерального третейского суда может входить любое количество третейских судей, один из которых исполняет обязанности председателя коллегии.

Наименование коллегии и идентификационный номер коллегии устанавливаются Президиумом Федерального третейского суда. Наименование коллегии суда должно содержать слово суд, указание на административно-территориальную принадлежность к местности и региону, на территории которых она будет осуществлять свою деятельность, и на подведомственность Федеральному третейскому суду. Наименование коллегии указывается в списке Палаты Федерального третейского суда. Идентификационный номер коллегии вместе с наименованием Федерального третейского суда стороны могут указывать в третейских соглашениях (оговорках) вместо полного наименования коллегии. Идентификационный номер коллегии служит ориентиром для Председателя Федерального третейского суда, сторон спора, аппарата Федерального третейского суда в определении приоритетов при избрании третейских судей.

Учет хозяйственной деятельности коллегии ведется по соответствующей журнально-ордерной форме в составе всех сборов, издержек и расходов Федерального третейского суда.

Документы и копии документов коллегии Федерального третейского суда, третейских судей, соответствующей коллегии Феде-

рального третейского суда подлежат удостоверению соответствующей печатью.

Председатель коллегии Федерального третейского суда избирается и освобождается Президиумом Федерального третейского суда по представлению третейских судей соответствующей коллегии. Председатель коллегии является членом президиума региональной Палаты третейских судей.

Председатель коллегии организует деятельность коллегии Федерального третейского суда, легализует Федеральный третейский суд в компетентном суде, осуществляющем судебную власть на территории деятельности коллегии Федерального третейского суда. Председатель коллегии Федерального третейского суда избирает судей для рассмотрения споров коллегией Федерального третейского суда в случаях, предусмотренных Третейским кодексом. По вопросам, связанным с разрешением споров, председатель коллегии выносит определения Федерального третейского суда по вопросам, связанным с организацией деятельности коллегии, издает распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению третейскими судьями коллегии и аппаратом коллегии, которые не могут являться препятствием для осуществления процессуальной деятельности третейских судей. Председатель коллегии организует взаимодействие коллегии с Президиумом Федерального третейского суда, президиумом региональной Палаты третейских судей, руководителями и должностными лицами местных органов власти и управления, предприятий и организаций.

Председатель коллегии информирует местные органы государственной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, средства массовой ин-

формации, органы судейского сообщества, профессиональные объединения юристов, общественные объединения об основных направлениях деятельности Федерального третейского суда, обращается в местные органы за содействием в деятельности Федерального третейского суда, предпринимает меры к повышению информированности населения, руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей о целях и задачах третейского судопроизводства и условиях разрешения споров в Федеральном третейском суде.

Председатель коллегии Федерального третейского суда должен быть представлен руководителю субъекта Российской Федерации, председателю компетентного суда общей юрисдикции, председателю компетентного арбитражного суда, органу законодательной власти и органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, прокурору и органу юстиции субъекта Российской Федерации. Председатель коллегии ведет учет и отчетность коллегии, формирует состав аппарата коллегии, обеспечивает протокольную работу деятельности коллегии Федерального третейского суда.

В настоящее время в 40 субъектах Российской Федерации действуют 142 коллегии Федерального третейского суда.

Организации, создавшие свою коллегию Федерального третейского суда, будут отличаться большей мобильностью и гибкостью в правовом поле за счет проводимых Президиумом Федерального третейского суда заседаний, семинаров, тренингов и т. п., иметь высокий уровень знаний в области исполнения и применения существующего законодательства, смогут избежать необходимости прохождения большей части бюрократических процедур.