Личные данные ученика фото

06.03.2018 Выкл. Автор admin

Персональные данные

Уважаемые родители и сотрудники МБОУ «СОШ № 6» им. А.И.Гордиенко!

27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Одной из причин принятия данного закона послужили многочисленные факты краж баз персональных данных в государственных и коммерческих структурах, их повсеместная продажа.
Закон вступил в силу 1 июля 2011 года.
МБОУ «СОШ № 6» им. А.И. Гордиенко является оператором, осуществляющим обработку персональных данных сотрудников, учащихся и их родителей (законных представителей) школы, а также физических лиц, состоящих в иных договорных отношениях с МБОУ «СОШ № 6» им. А.И.Гордиенко.
Школа занесена в РЕЕСТР операторов, осуществляющих обработку персональных данных на сайте РОСКОМНАДЗРА.
Сейчас в нашей школе собираются, хранятся, обрабатывается, предаются в вышестоящие инстанции персональные данные сотрудников, детей. Поэтому руководителю нашей школы необходимо сделать все, чтобы было соблюдено действующее законодательство в области защиты персональных данных.
Таким образом, в настоящее время проблема защиты персональных данных является очень актуальной.
Действие закона распространяется не только на бумажные носители, но и на электронные средства, такие как автоматизированные информационные системы и электронные базы данных.

Для соблюдения требований закона «О персональных данных» (ПДн) школа должна получить от сотрудников и родителей (законных представителей) каждого ученика, СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПДн (на основании статьи 6, п. 1 ФЗ № 152- «О персональных данных).

МБОУ «СОШ № 6» обрабатывает и защищает сведения о сотрудниках, детях и их родителях (законных представителях) на правовом основании.

Правовое основание обработки персональных данных:
• Конституция РФ;
• Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
• Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ст. 85-90);
• Гражданский кодекс РФ;
• Налоговый кодекс РФ;
• Закон РФ 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»;
• Устав МБОУ МО г.Нягань «СОШ № 6».

Правовое основание защиты персональных данных:

• Закон РФ «О персональных данных» №152-ФЗ от 27.07.2006г.;
• Статья 13.11 КоАП РФ «Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)»;
• Статья 137 УК РФ «Нарушение неприкосновенности частной жизни».

Категории персональных данных учащихся и сотрудников школы:
фамилия, имя, отчество; год рождения; месяц рождения; дата рождения; место рождения; адрес; контактные телефоны родителей учащихся (законных представителей), сведения об учебном процессе и занятости обучающегося ( перечень изученных, изучаемых предметов и факультативных курсов, успеваемость, в том числе результаты текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, данные о посещаемости уроков, причины отсутствия на уроках, поведение в школе, награды и поощрения и др.; сведения о гражданстве, паспортные данные, сведения об образовании, воинской обязанности, трудовом стаже, о предыдущем месте работы, составе семьи, сведения о количестве детей с целью получения подарков, заработной плате по письменному запросу банка с целью получения мной кредита в документальной/электронной форме, социальных льготах, адрес места жительства, номера личных телефонов, фотографии, информация об образовании, страховом пенсионом свидетельстве, ИНН, сведения об аттестации, повышении квалификации, профессиональной переподготовке, сведения о наградах (поощрениях, почетных званиях).

Цель обработки персональных данных: обеспечение наиболее полного исполнения образовательным учреждением своих обязанностей, обязательств и компетенций, определенных Федеральным законом «Об образовании», а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области образования.

Перечень действий с персональными данными: сбор, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу третьим лицам – Департаменту образования и молодёжной политики ХМАО-Югры, Комитету образования и науки Администрации города Нягани, МБУЗ МО город Нягань «Детская городская поликлиника», ОВД, управлению социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и т.д.), данные сотрудников ограниченно доступны представителям Западно-Сибирского банка России ОАО, отделения Пенсионного фонда РФ по Тюменской области, Управления налоговой службы по Тюменской области, военного комиссариата, УВД по ХМАО-Югре; обезличивание, блокирование и уничтожение персональных данных обучающегося и родителей (законных представителей), а также осуществление любых иных действий, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Оператор вправе:
• размещать обрабатываемые персональные данные в автоматизированных информационных системах и бумажных носителях, с целью предоставления доступа к ним ограниченному кругу лиц: учащимся, родителям (законным представителям), а также административным и педагогическим работникам школы;
• размещать фотографии сотрудника, учащегося (фамилию, имя, отчество на доске почета, на стендах в помещениях школы и на официальном сайте школы);
• предоставлять данные сотрудника, учащегося для участия в школьных, городских, окружных, всероссийских и международных конкурсах, олимпиадах, викторинах, выставках и т.д.,
• производить фото- и видеосъемки сотрудника, учащегося для размещения на официальном сайте школы и СМИ, с целью формирования имиджа школы,
• включать обрабатываемые персональные данные сотрудника, учащегося в списки (реестры) и отчетные формы, предусмотренные нормативными документами окружного, муниципального и школьного уровней, регламентирующих предоставление отчетных данных.


МЫ ДОЛЖНЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ВАШИ ДАННЫЕ,
НО МЫ НЕ МОЖЕМ ЭТО ДЕЛАТЬ БЕЗ ВАШЕГО СОГЛАСИЯ!

МБОУ «СОШ № 6» им А.И.Гордиенко активно внедряет информационные технологии во все направления деятельности.
Некоторые сотрудники, родители обеспокоены необходимостью подписывать СОГЛАСИЕ на обработку персональных данных.
Смеем Вас уверить, что причин для беспокойства нет.
Ваше согласие будет храниться в МБОУ «СОШ № 6» им. А.И.Гордиенко, распространяться только на МБОУ МО «СОШ № 6» им. А.И.Гордиенко.
Любой другой оператор ПДн должен будет получать от вас разрешение на обработку ваших персональных данных.

Мы используем современные общеизвестные средства защиты от несанкционированного доступа к информационной системе ПДн.
Обещаем заботливо относиться к Вашим персональным данным и персональным данным Вашего ребенка.

В любой момент на основании Закона РФ «О персональных данных» Вы можете изменить своё решение об общедоступности данных.

ДАННОЕ СОГЛАСИЕ ЗАЩИЩАЕТ ВАШИ ДАННЫЕ,
КОТОРЫЕ ВЫ УЖЕ ПРЕДОСТАВИЛИ НАМ
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В МБОУ «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко

С нормативно-правовыми и локальными актами и формами согласия (пакет документов по защите персональных данных в МБОУ «СОШ № 6» им. А.И.Гордиенко ) можно ознакомиться у документоведа школы.
Согласия на обработку персональных данных ребенка и родителя (законного представителя)
можно получить у ваших классных руководителей, в отделе кадров.

Просим отнестись с пониманием!
С уважением, администрация МБОУ «СОШ № 6»

Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ
» Об информации, информационных технологиях и о защите информации »

Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2007 года № 781
«Об утверждении положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных.»

Личные данные ученика фото

Ученик на вашем уроке упал в обморок. Ваши действия?

Сразу же попытаюсь оказать ему первую помощь в меру своих знаний

Немедленно вызову по телефону Скорую помощь и буду дожидаться ее приезда

Постараюсь как можно быстрее сообщить директору, пусть он решает эту проблему

Позвоню родителям школьника, а уже потом – все остальное

Всего проголосовало: 262

Текущий номер

Пять лет назад он считал, что молодой амбициозный мужчина никогда не пойдет работать в школу. Теперь он знает, что молодой амбициозный педагог ни за что не уйдет из школы

номер 47, от 20 ноября 2018

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Выбор профессии – один из главных в жизни. Кому-то он дается легко, а кто-то ломает голову даже тогда, когда на руках аттестат с отличием… О каких профессиях мечтает молодежь? Что лучше – освоить азы в вузе или уйти сразу после девятого в колледж? Как вообще определиться с дальнейшей жизненной траекторией и не ошибиться? Об этом размышляют старшеклассники в рубрике «Эпицентр».

Руководить образованием в многонациональной стране с огромной территорией и неравномерно распределенным населением – задача не из легких. И опыт других стран здесь может помочь лишь отчасти. Тем не менее, пренебрегать им не стоит… Именно об этом шла речь на международной конференции «Управление системой образования на разных уровнях: вертикаль власти, трансфер полномочий и региональное сотрудничество», прошедшей недавно в НИУ ВШЭ. Подробности – в репортаже Вадима Мелешко.

«Класс у нас был очень хороший. Два года назад отмечали 40-летие выпуска. Я приглашал всех к себе на дачу, и приехало 26 человек – практически все, кто жив и кто остался в городе. Моя жена, которая не является нашей одноклассницей, в середине вечера сказала: «У меня такое ощущение, что я с вами тоже училась». Мы общались, смеялись, пели песни… Школу я всегда очень любил, но скорее как социум, а не как источник знаний», — из интервью солиста группы «Чайф» Владимира Шахрина.

Наши приложения

​Вне закона? Что нужно знать учителю и директору школы при работе с персональными данными

Речь идет о поправке в закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

В Минобрнауки предполагают, что данные о детях должны попадать в базу с момента рождения. В личном деле должны быть указаны сведения об образовательных учреждениях и успеваемости, победах в конкурсах, олимпиадах, а также там должны содержаться сведения о родителях и ситуации в семье.

Вносить персональные данные учащихся в базу данных будут региональные и муниципальные структуры, за Минобрнауки закрепляется «методологическое и методическое обеспечение системы». Проект предполагает существенное расширение круга ведомств, которые имеют право собирать, обрабатывать и хранить персональные данные учеников. Так, в перечень включены Минздрав, Минтруд, налоговые и пенсионные органы, муниципальные и региональные образовательные структуры. Стоит отметить, что в документах правительства и Минобрнауки не содержится даже приблизительных сведений о том, сколько человек в итоге получит доступ к базе данных, и каким образом будет регламентироваться вопрос о неправомерном использовании информации об учащихся, особенно несовершеннолетних.

Планируемый срок вступления нормативного акта в силу уже завтра — 1 сентября 2015 года.

Между тем, школа уже сталкивалась с проблемами, связанными с несовершенством законодательства о защите персональных данных. В частности, осенью 2014 года, руководители двух с лишним тысяч школ, детских садов и интернатов были наказаны за публикации на сайте образовательных учреждений списков детей, при этом, согласие самих детей и родителей на размещение информации не принималось во внимание. Под запрет попали даже списки победителей олимпиад и соревнований.

Также тема безопасности персональных данных школьников становилась предметом широкого обсуждения в декабре 2014 года, когда информационно-аналитическая система «Московский регистр качества образования» («Электронный дневник школьника») подверглась мощной DDos-атаке, которая продолжалась с 17 по 24 декабря.

В последний раз вопрос в связи с массовыми утечками в открытый доступ персональных данных, вызванными, как предполагается, недостаточной защищенностью электронных дневников и журналов, возник уже в мае 2015 года. В СМИ тогда упоминался тревожный факт — офшорная кипрская компания получила доступ к данным как минимум 5,6 млн. российских учащихся, зарегистрированных в системе электронного дневника и журнала «Дневник.ру». Интересно, что последовавшие вслед за этим проверки Роскомнадзора, каких-либо серьезных нарушений в работе компании «Дневник.ру» не выявили.

Что говорят эксперты?

Мы попросили экспертов прокомментировать степень ответственности директоров школ и педагогов в случае работы с персональными данными. Что необходимо знать, чтобы не допускать нарушений законодательства?

«Нам известны случаи, когда в школе пароль учителя или даже директора был продолжительное время известен ученикам. Приходилось принудительно сбрасывать такие пароли, заставляя пользователя системы его изменить», — рассказал Денис Кузнецов, генеральный директор компании «Веб-Мост», которая является разработчиком электронного журнала и дневника ЭлЖур.

По его словам, при работе с персональными данными, администрация школы должна четко осознавать степень ответственности, которая на ней лежит в соответствии с законодательством и компетенциями школы. Сегодня не редки случаи, когда школы, исполняя устные указания вышестоящего руководства, начинают использовать в своей работе внешние информационные системы и передавать в них персональные в данные без каких-либо нормативных оснований и даже без заключения договора с принимающей стороной (а значит без какой-либо ответственности и гарантий конфиденциальности). Сам факт такой слепой передачи на основании неправомочных распоряжений уже является нарушением закона 152-ФЗ «О персональных данных». Отвечать за него придется директору школы, а не тому, кто выдал устное распоряжение или письменно рекомендовал «начать использовать информационную систему в работе».

Однако, и учитель, и другие пользователи информационных систем должны учитывать новые особенности работы с данными, обрабатываемыми в них. Что конкретно здесь имеется ввиду? И с какими проблемами может столкнуться учитель в свете задач защиты персональных данных? Об этом нам рассказал эксперт по информационным технологиям в образовании, член правления Лиги образования, тренер образовательных программ Apple, в прошлом учитель информатики с 25-летним опытом Михаил Кушнир.

«В первую очередь, каждый учитель должен понимать, что за правила обработки персональных данных отвечает администрация школы, а контролируют их использование родители. Поэтому учителю важно соблюдать школьные правила и учитывать особенности законодательства только в рамках личных творческих инициатив.

Персональными данными является любая информация, которая имеет отношение к конкретному человеку. Ее нельзя делать доступной другим людям без согласия этого человека. Особое внимание педагог обязан уделять тем случаям, когда приходится выносить персональные данные из школы: поездки, олимпиады, диспансеризации.

Есть несколько исключений из правила получения согласия, в том числе:

  • когда эта информация является общедоступной;
  • когда передача этой информации необходима для обеспечения жизни и здоровья;
  • когда передача предусмотрена в федеральных законах.

Кто бы не просил у учителя персональные данные, к которым он имеет доступ, он должен убедиться в законности просьбы. Строго по закону, любая передача персональных данных должна быть запротоколирована, чтобы можно было ответить на вероятный запрос родителей, что школа делала с персональными данными. Лучше любую передачу данных из школы переадресовать администрации или, по крайней мере, согласовать с ней. Если школа не уверена в правомочности обращения за персональными данными, то вправе потребовать письменного предъявления доказательств в логике одного из указанных вариантов. Если учитель отвечает за мероприятие, предусматривающее вынесение или передачу куда-то данных учеников, нужно убедиться в наличии одного из этих условий. Надежнее всего иметь письменное согласие родителей на такие действия. Поскольку для таких мероприятий обычно издается приказ по школе, стоит вставить в него фразу о наличии таких оснований, чтобы ответственность за доказательство необходимости передачи данных не лежала на учителе.

Самая нелепая ситуация с персональными данными может сложиться тогда, когда учитель выставляет свои достижения в интернете. Например, публикует на личном сайте или школьном Интернет-ресурсе достижения учеников с подписями их имен, фамилий и класса, а порой с фото и видео подростков и их выступлений. Именно этот пример сейчас используется регуляторами закона как наиболее типичное нарушение. Нужно либо не указывать полные ФИО, либо иметь разрешение от родителей на такую публикацию с указанием ФИО ученика. Чтобы не иметь претензий от родителей на основании Гражданского кодекса (это уже не имеет отношения к 152-ФЗ), стоит заранее получить согласие на публикации изображений их детей в школьных материалах на сайте или в изданиях на бумаге. Даже для варианта без указания их ФИО. Проще всего заложить аккуратно составленную фразу прямо в заявление о приеме. Там можно предусмотреть “галочку”: с указанием ФИО или без».

Аналогичный казус может случиться, если учитель использует облачную ИТ-платформу для дистанционных образовательных технологий.

«Это очень перспективное и модное направление развития современной педагогики: «смешанное обучение» (blended learning). Часто такая деятельность проводится учителем самостоятельно без согласования с администрацией или при ее молчаливом согласии, о факте которого в конфликтной ситуации можно и забыть. Если Вы где-то зарегистрируете детей с указанием полных ФИО, Вас могут обвинить в несанкционированном распространении их персональных данных. Можно предложить родителям их зарегистрировать самостоятельно, но не все родители в состоянии это делать», — пояснил Михаил Кушнир.

По словам эксперта, если педагоги регистрируют своих учеников не по полным ФИО, а только по имени или, тем более, по известным между собой «никам», принятым в Интернете, к ним сложно будет предъявить претензии, т.к. опознать учеников нельзя (данные обезличены и особых мер защиты не требуют), минимальная защита именем/паролем во всех системах есть, а согласие на использование очевидно, раз используют. Важно иметь подтверждение, что все родители информированы и не возражают. Соответственно, такие сервисы не должны быть детям и родителям навязаны, здесь все исключительно добровольно, по обоюдному согласию.

Часто учителя возмущаются, что их упрекают за разглашение персональных данных школьников, а учительские данные порой открыто размещают на нескольких сайтах сразу. Дело в том, что часть персональных данных учителя, связанных с его квалификационными характеристиками, по закону должна быть открыта и опубликована на сайте школы. Значит, они общедоступны и их можно свободно передавать без спроса. Но в них не предусмотрены личные данные, такие как домашний адрес педагога или его мобильный телефон.

Слухи о всемогущих учениках-хакерах, взламывающих электронные журналы, сильно преувеличены. Чаще всего, школьники применяют более надежные психологические приемы, используя простые навыки работы с ИТ. Например, подделывая данные или организуя локальные информационные диверсии своим родителям: препятствуют получению информации технически на их компьютерах (меняют настройки почты, например) или отправляют сообщения от имени родителей в адрес администрации с различными просьбами и даже требованиями.

С точки зрения получения реального доступа к данным электронного журнала, намного проще воспользоваться информационной неопрятностью учителей, которые используют простые пароли (их легко подобрать), пишут их на бумажках и приклеивают к мониторам (их можно подсмотреть), заходят в журнал на глазах учеников (тоже можно подсмотреть), оставляют технику после входа без присмотра.

Чем масштабнее по охвату журнал, тем масштабнее может быть воздействие злоумышленника, получившего доступ. Захват учетной записи учителя учеником, скорее всего, будет ограничен учебными курсами учителя или школы (в зависимости от прав доступа учителя). Хуже, если окажется захвачена учетная запись завуча, у которого обычно больше прав, а они часто ведут уроки в роли учителя. Возможности выявить и исправить неправильные действия в электронном журнале у разных продуктов разные, но что-то можно сделать в любом из них.

Для специалистов ломка электронного журнала редко представляет интерес, особенно, если в нем мало пользователей. «Так что, — заключил наш эксперт, — соблюдайте правила школы и не делайте глупостей. Вот и все личные правила по работе с персональными данными для учителя».

Личные данные ученика фото

С недавнего времени необходимым условием участия в конкурсах и других мероприятиях на страницах Единой образовательной сети стал высокий процент заполнения профиля участника. В этом материале мы расскажем вам, какие сведения должны быть указаны на ваших страницах, чтобы наиболее полно раскрыть информацию об учебных/профессиональных достижениях.

1) Полная личная информация – биография.

В разделе «Мой дневник – Профиль» пользователь указывает следующую информацию: Школа, Дата рождения.

2) Фото и видеозаписи в разделе «Файлы» (дипломы, сертификаты, записи уроков, конференций, выступлений):

Папки Учителя: Повышение квалификации, Достижения, Достижения учеников, Научно-методическая деятельность, Публикации, Отзывы.

Папки Ученика: Дополнительное образование, Достижения, Отзывы.

3) Наличие контактной информации (e-mail

4) Группы – участие в тематических группах.

5)* В разделе «Мой дневник – Блог» каждый участник может* создать портфолио своих учебных и профессиональных достижений. Прогнозируется, что в ближайшем будущем ведущие ВУЗы/работодатели будут принимать во внимание сведения, отражённые в этом электронном портфолио.

Отметим, что разделы портфолио для Ученика и Учителя разные.

Портфолио Учителя

Блог 1. Общие сведения

  1. Образование (вуз, годы обучения, полученная специальность и квалификация по диплому)
  2. Педагогический стаж
  3. Преподаваемый предмет
  4. Квалификационная категория
  5. Повышение квалификации за последние 5 лет:
  • название (например, повышение квалификации, дополнительная подготовка и т.д.);
  • дата (год, месяц);
  • название учреждения, где освоены курсы;
  • проблематика (название курса);
  • документ (например, удостоверение №…)

Блог 2. Достижения

Учёные степени и почётные звания, перечень наград и поощрений, результаты личного участия в конференциях, профессиональных и творческих конкурсах и грантах.

Дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты, свидетельства.

Пример: Диплом – Название — Дата получения (учебный год)

Блог 3. Достижения учеников

Результаты участия учеников и воспитанников в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, грантах, лучшие творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты, выполненные учащимися по предмету.

Пример: Ученик – Учебный год – Олимпиада – Результат участия

Блог 4. Научно-методическая деятельность

  1. Использование современных образовательных технологий ;
  2. Открытые уроки, занятия, мероприятия, мастер-классы : № п/п, тема, предмет, тип урока, форма проведения, дата проведения, класс, уровень (школьный, муниципальный, региональный);
  3. Работа в методических объединениях, экспертных советах, сотрудничество с методическими центрами, клубами, другими учреждениями №: п/п, дата, название мероприятия, уровень мероприятия, форма участия,
  4. Организация и участие в проведении семинаров, «круглых столов», конкурсов, конференций и т.п.;
  5. Разработка авторских программ, элективных курсов, факультативов №: п/п, вид разработки, название, класс, год создания;
  6. Наличие публикаций по проблемам обучения, развития, воспитания детей, подготовка творческих отчетов, рефератов, докладов, статей :
  • № п/п;
  • название публикации;
  • год публикации (выступления, печати);
  • место публикации.

В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о педагоге, отзывы коллег, родителей, выпускников, данные внутришкольного мониторинга качества образования, реализуемого учителем, статьи о педагоге . В него могут быть помещены грамоты, благодарности и т.д. Указывается:

Портфолио Ученика

Блог 1. Общие сведения

  1. Образование (список детских садов, школ)
  2. Дополнительное образование:
  • название (например курса);
  • дата (год, месяц);
  • название учреждения, где освоены курсы;
  • документ (например, удостоверение №)

Блог 2. Достижения

Результаты участия в олимпиадах, конференциях, конкурсах, соревнованиях, грантах, лучшие творческие работы, рефераты, учебно-исследовательские работы, проекты , выполненные учащимися по предмету.

Пример: Учебный год – Олимпиада – Результат участия

Включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов .

Данные заносятся следующим способом: ученик прикладывает скан отзыва, указывая, от кого он, например: «Петухова В.И., классный руководитель в 5-7 классах».

6) Стена – наличие публикаций, уровень пользовательской активности

Стена пользователя не должна содержать посторонних записей и спама.

Дорогие и уважаемые учащиеся и преподаватели!

Подробно заполненный профиль участника – это важный шаг в успешное будущее. С помощью инструментов, предоставляемых Единой образовательной сетью, все ваши успехи и достижения становятся максимально наглядными!

Желаем вам новых свершений, больше интересного опыта и покорённых вершин! Удачи!

*На процентном заполнении страницы данный факт не отражается — однако, для участия в ряде конкурсов («Урок XXI века») это необходимо.

Портфолио для школы

Вот и до нас дошел очередной эксперимент министерства образования. На родительских собраниях в школе учителя поставили родителей в известность, что для каждого школьника должен быть создан портфолио ученика начальной школы.

Озадаченные родители стали задавать учителям массу вопросов. Что представляет собой портфолио ученика, как сделать его? Каким оно должно быть? Что должно входить в портфолио? Зачем нужно портфолио для начальных классов?

После родительского собрания, я встретила знакомых, у которых дети учатся в другой школе и узнала, что их тоже обрадовали данным нововведением. Но в их школе решили поступить проще, они заказали готовое портфолио для школьника на все классы начальной школы. Портфолио им выдали на родительском собрании, дома они заполнили странички и сдали учителю.

Чтоб облегчить участь родителей нашего класса и свою, я вышла с предложением к учителю по поводу приобретения готовых школьных портфолио в той школе, где учиться мой ребёнок. Но, как оказалось составление портфолио – это творческий процесс, который помогает ребенку раскрыть свои творческие способности, а также провести самоанализ своей школьной жизни за определенный промежуток. Мотивирует ребенка принимать участие в учебной деятельности и творческой работе. Повышает самооценку и уверенность в своих возможностях. Поэтому готовые школьные портфолио не приветствуются.
Тогда я приступила к изучению информации… Пробороздив просторы интернета, стало понятно, что пока единого стандарта для оформления портфолио нет.

Пройдя этот сложный путь, мне хотелось бы помочь другим родителям, которые только столкнулись с составлением портфолио для школьника.

Итак, что нужно для портфолио:
1. папка-регистратор
2. файлы… нет, не правильно, мнооого файлов
3. бумага А4
4. цветные карандаши (для выполнения рисунков ребенком)
5. принтер
6. ну и, конечно же, терпение и время

Задача родителей — помочь детям составить портфолио. Подсказать, как правильно заполнить разделы, выбрать нужные фотографии, рисунки.

На данный момент у портфолио есть примерные разделы, которые можно дополнять различной интересной информацией:

1. Титульный лист портфолио ученика
На этом листе указываются данные ребенка – Фамилия, Имя, Отчество, фотография ребенка, учебное заведение и город в котором учится ребенок, дата начала и окончания портфолио.

2. Раздел — Мой мир :
В этом разделе добавляется информация, которая важна для ребенка. Примерный вариант страниц:

Личные данные (Обо мне) – дата рождения, место рождения, возраст. Можно указать домашний адрес, телефон.
Мое имя – напишите, что означает имя ребенка, откуда оно произошло, можно указать в честь кого назвали (например, дедушка). А также, укажите известных людей носящие данное имя.
Моя семья – напишите короткий рассказ о своей семье или если есть желание и время, то о каждом члене семьи. Приложите к данному рассказу фотографии родных или рисунок ребенка, как он видит свою семью. В данную рубрику можно приложить родословную ребенка.
Мой город (Я живу) — в данном разделе указываем город проживания ребенка, в каком году и кем он был основан, чем знаменит этот город, какие интересные места есть.
Схема маршрута до школы – рисуем вместе с ребенком безопасный путь от дома до школы. Отмечаем опасные места – автомобильные дороги, железнодорожные пути и т.д.
Мои друзья – здесь перечисляем друзей ребенка (фамилия, имя), можно приложить фотографию друзей. А также пишем об увлечениях друга или общих интересах.
Мои увлечения (Мои интересы) – на данной страничке нужно рассказать, что ребенок любит делать, чем увлекается. По желанию ребенка можно рассказать о кружках/секциях, куда он дополнительно ходит.

3. Раздел — Моя школа :

Моя школа – адрес школы, телефон администрации, можно приклеить фотографию учреждения, ФИО директора, начало (год) учебы.
Мой класс – укажите номер класса, приклейте общую фотографию класса, а также можно написать небольшой рассказ о классе.
Мои учителя – заполняем данные о классном руководителе (ФИО + краткий рассказ, о том какой он), о педагогах (предмет + ФИО).
Мои школьные предметы – даем краткое описание по каждому предмету, т.е. помогаем ребенку понять для чего он нужен. Так же можно написать свое отношение к предмету. Например, математика сложный предмет, но я стараюсь, т.к. хочу научиться хорошо считать или мне нравится музыка, потому что я учусь красиво петь.
Моя общественная работа (общественная деятельность) – данный раздел желательно заполнить с фотографиями, где ребенок принимал участие в школьной жизни (например, выступал на празднике, оформлял класс, стенгазету, читал стихи на утреннике и т.д.) + краткое описание о впечатлении/эмоциях от выполнения общественной деятельности.
Мои впечатления (школьные мероприятия, экскурсионно-познавательные мероприятия) – тут всё стандартно, пишем коротенький отзыв-впечатление о посещении ребенка с классом экскурсии, музея, выставки и т.д. Отзыв можно оформить фотографией с данного мероприятия или нарисовать рисунок.

4. Раздел — Мои успехи :

Моя учеба – делаем заголовки листов по каждому школьному предмету (математика, русский язык, чтение, музыка и т.д.). В данные разделы будут вкладываться в файлы хорошо выполненные работы — самостоятельные, контрольные, отзывы о книгах, различные доклады и т.д.
Мое творчество – сюда мы размещаем творчество ребенка. Рисунки, поделки, его писательскую деятельность – сказки, рассказы, стихи. Про объемные работы тоже не забываем – фотографируем и добавляем к себе в портфолио. При желании, работы можно подписать – название, а также где участвовала работа (если выставлялась на конкурсе/выставке).
Мои достижения – делаем копии, и смело размещаем в этот раздел – похвальные листы, грамоты, дипломы, итоговые аттестационные ведомости, благодарственные письма и т.д.
Мои лучшие работы (Работы, которыми я горжусь) – сюда будут вкладываться работы, которые ребенок посчитает важными и ценными за целый год учебы. А оставшийся (менее ценный, по мнению ребенка) материал выкладываем, освобождая место для разделов для нового учебного года.

5. Отзывы и пожелания (Мои учителя обо мне) – это страничка для педагогов, где они могут написать свои отзывы и пожелания по проделанной работе или итогам успеваемости.

6. Содержание – на этом листе перечисляем все разделы, которые мы посчитали нужным включить с ребенком в портфолио.

Дополнительные страницы, которые можно приложить к портфолио:

Я умею — описываем умения ребенка на данный этап (например, хорошо решает задачки, красиво рассказывает стихи и т.д.)
Мои планы – ребенок ставит для себя определенные цели, чему бы он хотел научиться или улучшить какие-либо умения, в ближайшем будущем (например, научиться красиво писать, выучить английский алфавит и т.д.)
Мой режим дня (Мой распорядок дня) – составьте с ребенком режим дня и постарайтесь придерживаться его
Техника чтения – здесь фиксируются все результаты проверок
Табель успеваемости за учебный год
Мои каникулы (Летний отдых, Каникулы) – краткий рассказ ребенка о том, как я провел лето. Не забываем про фото или рисунок об отдыхе
Мои мечты

Шаблоны портфолио школьника

В целях ознакомления вы можете скачать портфолио ученика начальной школы.

Смотреть

Персональные данные в школе: излишние страхи

Использование персональных данных обучающихся на сегодняшний день является одним из источников конфликтов между школой и родителями. О том, что необходимо знать как директору школы, так и родителям, чтобы этих конфликтов избежать — в материале директора Центра образовательного права НИУ ВШЭ Семена Янкевича.

Как известно, персональные данные детей необходимы не только непосредственно для образовательного процесса. Участие в олимпиаде и конкурсе, школьные поездки — все эти мероприятия сопровождаются получением сведений о детях. Зачастую недопонимание между родителями и школьной администрацией возникает из-за недостаточно верного толкования действующего законодательства.

Большинство опасений родителей по поводу персональных данных их детей, возможности их разглашения или передачи третьим лицам являются надуманными. Российское законодательство достаточно подробно регламентирует порядок сбора, обработки и передачи персональных данных. Наконец, добросовестность школы при использовании персональных данных детей обеспечивается наличием механизмов ответственности за нарушение требований законодательства.

Персональные данные и принципы их обработки

Порядок сбора, обработки и передачи персональных данных регламентирован Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и постановлениями Правительства Российской Федерации, детализирующими положения закона.

В соответствии с законом персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Таким образом, к персональным данным относится любая информация, связанная с конкретным человеком.

Под «обработкой персональных данных» понимаются любые действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, а также уничтожение персональных данных.

Обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Данный принцип требует от школы полного соблюдения законодательства при использовании персональных данных и равное отношение ко всем лицам, передающим такую информацию.

Действия школы по использованию персональных данных ограничиваются конкретными и законными целями. В случае образовательной деятельности такие цели продиктованы особым статусом образовательной организации — школы. Это значит, что персональные данные обучающихся могут быть использованы исключительно в некоммерческих целых и для реализации образовательной программы.

Еще одно важное условие — содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Школа вправе запрашивать объем персональных данных, необходимый для реализации образовательной программы. Родители вправе не передавать данные, которые являются избыточными (например, информация об уровне дохода семьи).

В соответствии с законодательством при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность персональных данных, их достаточность, а в необходимых случаях и актуальность по отношению к целям обработки персональных данных. Этот принцип означает, что родителям (законным представителям) следует предоставлять достоверные и неискаженные, полные и соответствующие действительности персональные данные.

Согласие на их обработку персональных данных

Перечень персональных данных, которые указываются в заявлении о приеме в школу, указан в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». К таким данным относятся: фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка; дата и место рождения ребенка; фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка; адрес места жительства ребенка, его родителей (законных представителей); контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка. Примерная форма заявления размещается школой на информационном стенде и (или) на официальном сайте школы в сети «Интернет».

Для приема в школу родителям (законным представителям) детей необходимо предоставить и иные данные. В частности, родители (законные представители) детей, проживающих на закрепленной территории, для зачисления ребенка в первый класс дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка или документ, подтверждающий родство заявителя, свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории.

Родители (законные представители) детей, не проживающих на закрепленной территории, дополнительно предъявляют свидетельство о рождении ребенка. Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Обработка персональных данных может осуществляться исключительно с согласия субъекта персональных данных. Согласно законодательству субъект персональных данных — родители (законные представители) обучающихся — принимает решение о предоставлении персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

Правила обработки персональных данных обучающихся регламентируются локальным нормативным актом школы. Помимо информации о составе персональных данных, собираемых школой, порядка их сбора, должны быть определены обязанности работников администрации школы, имеющих доступ к персональным данным, а также порядок хранений и защиты сведений от возможного получения их третьими лицами без согласия родителей.

Согласие на обработку персональных данных должно быть сформулировано полно и конкретно и не вызывать у родителей неоднозначного понимания условий обработки персональных данных.

В форму согласия на обработку персональных данных рекомендуется включить все действия с информацией о ребенке, которые содержатся в законодательстве. При этом не нужно менять формулировки, а слово в слово воспроизвести положение закона в согласии на обработку персональных данных.

К таким действиям относятся: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение персональных данных.

Допустим, школа планирует провести исследование, для участия в котором необходимо обезличить персональные данные учеников (вместо фамилии, имени и отчества указать соответствующие коды), но при этом окажется, что во время приема согласие родителей (законных представителей) детей на обезличивание персональных данных не было запрошено.

С одной стороны, ничего не мешает школе обратиться к родителям с просьбой подписать новое согласие на обработку персональных данных, объяснив необходимость участия в исследовании целями образовательного процесса. С другой стороны, если школа осуществит обезличивание данных без согласия родителей (законных представителей) есть риск, что такие действия будут квалифицированы как обработка персональных данных без письменного согласия. За данное административное правонарушение (статья 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) предусмотрены достаточно высокие штрафы: от 10 до 20 тысяч рублей для должностного лица и от 15 до 75 тысяч рублей для образовательной организации.

Таким образом, включив абсолютно все предусмотренные законодательством действия с персональными данными школа сможет избежать конфликтов и с родителями, и с законом.

Согласие на обработку персональных данных подписывается родителями при приеме ребенка в образовательную организацию, одновременно с заявлением о приеме и передачей документов, предусмотренных Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32).

Фото и видео с изображением ученика

Особый случай — использование изображений обучающихся. Пока не выработана однозначная позиция, относится ли фотография или видеозапись с изображением лица к персональным данным. Однако необходимо помнить, что изображение человека находится под особой защитой.

Статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена правовая охрана изображения гражданина как нематериального блага. Таким образом, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или записи видео с его изображением.

На практике нередко встречаются случаи, когда родители запрещают осуществлять фото- и видеосъемку открытых уроков и школьных праздников, либо опубликовывать изображение ребенка на официальном сайте школы. Данные действия могут быть расценены как обработка персональных данных, что в случае возникновения конфликта может привести к привлечению образовательной организации и ее должностных лиц к гражданской или административной ответственности. В то же время получение дополнительных согласий родителей перед каждым школьным мероприятием всегда сопровождается трудностями для администрации школы.

С учетом этого рекомендуется включать разрешение на опубликование фотографий и видеозаписей с изображением обучающегося в открытых источниках в согласие на обработку персональных данных. Это особенно важно, если такие фотографии и видеозаписи позволяют идентифицировать ребенка.

Трансграничная передача персональных данных

На многих родителей эта фраза наводит страх. Однако в современных условиях международной кооперации такая практика является обычной. Несложно себе представить сотрудничество российских и иностранных школ, участие детей в международных конкурсах, олимпиадах или программах обмена, либо выезд школьников за рубеж для обучения в языковой школе. Все эти мероприятия, так или иначе, сопровождаются необходимостью передачи персональных данных.

Законодательство в настоящее время не требуют включения в согласие на обработку персональных данных согласия на трансграничную передачу данных в страны, являющиеся участницами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных 1981 года. Например, при направлении обучающихся во Францию, являющуюся подписантом соответствующей Конвенции Совета Европы, не нужно запрашивать согласие на передачу персональных данных.

В то же самое время возможна передача данных в государства, которые не являются участниками упомянутой Конвенции. Перечень таких стран, в которых гарантируется обеспечение требуемой защиты данных, устанавливается Правительством Российской Федерации. К таким странам относятся, к примеру, Австралия, Израиль, Канада, Новая Зеландия, Швейцария и некоторые другие.

Таким образом, при направлении обучающихся за рубеж администрация школы должна удостовериться, обеспечивается государством принимающей стороны адекватная защита персональных данных.

Передача персональных данных детей в зарубежные страны при соблюдении требований законодательства не является экстраординарным событием. Источником обеспокоенности родителей в данном случае являются недостаточно корректные сообщения средств массовой информации и неточное понимание законодательства о персональных данных.

Проведение научных исследований в школе

Нередко школам поступают предложения принять участие в исследованиях, например, образовательных результатов обучающихся или оценки школьного климата. Для школы это уникальная возможность получить обратную связь и объективно оценить свою деятельность, а также установить новые институциональные партнерства.

Тем не менее, и такие исследования достаточно часто вызывают сомнения у родителей на предмет правомерности использования персональных данных детей.

Условие о проведении исследований в целях улучшения образовательного процесса, например, в целях диагностики и оценивания прогресса обучающихся, также рекомендуется включать в согласие на обработку персональных данных.

Сами исследователи редко имеют доступ к персональным данным детей. Как правило, такие исследования (чаще это опросы и тестирования) проводят сами учителя. Результаты исследований передаются в обезличенном виде, что не позволяет идентифицировать конкретного участника опроса.

Персональные данные используются исключительно в интересах ребенка для помощи учителю в выстраивании системы работы с детьми. Безусловно, при получении согласия родителей на участие их детей в исследованиях важен неформальный подход: разъяснение содержания и значения таких исследований позволит убедить родителей в их важности и для ребенка, и для школы.

Отказ от предоставления персональных данных

Мы достаточно часто слышим об опасениях родителей за персональные данные их детей и сомнения в должной обработке образовательными организациями. Многие при поступлении в школу даже отказываются предоставлять подобную информацию.

Некоторым родителям кажется, что отказ от предоставления персональных детей не ограничивает их права на получение образования. С одной стороны, да, это так. Ребенок может посещать школу и реализовывать образовательную программу. С другой стороны, такой отказ блокирует участие обучающегося в прохождении государственной итоговой аттестации (ГИА и ЕГЭ), поскольку информация о нем не будет внесена в государственную информационную систему итоговой аттестации. Кроме этого, невозможно получение аттестата об основном общем или среднем общем образования. Формы этих документов не предусматривают их выдачи в обезличенном виде. Порядок заполнения аттестатов предписывает указывать фамилию, имя и отчество лица, завершившего обучение.

Наконец, в случае отказа родителя дать согласие на обработку персональных данных ребенка ограничивается его право участвовать в олимпиадах, конкурсах и иных мероприятиях, в которых предусматривается идентификация участника.

Согласие на обработку персональных данных должно максимально подробно информировать родителя ребенка, поступающего в школу, о целях и действиях по обработке его персональных данных. На школе лежит важная задача разъяснения положений законодательства о персональных данных в случае возникновения у родителей каких-либо вопросов. Безусловно, это не обязанность школы, однако отсутствие недопонимания при подписании согласия на обработку персональных данных обеспечит отсутствие конфликтов в будущем.