Консультации для родителей агрессивные дети

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников)

Яна Музыкина
Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников)

Агрессивный ребёнок.

(консультация для родителей)

1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения дошкольников.

2. Знакомство родителей с приемами работы с агрессивными детьми.

Уважаемые родители!

Тема нашей сегодняшней встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления нашими детьми жестокости и агрессии к друг другу. Давайте же попробуем разобраться в причинах детской агрессивности и рассмотрим пути коррекции поведения наших детей.

Рождаясь, ребенок имеет лишь два способа реагирования — это удовольствие и неудовольствие.

Когда ребенок сыт, у него ничего не болит, пелёнки сухие — тогда он испытывает положительные эмоции.

Если же ребёнок испытывает по какой — либо причине дискомфорт, то он своё недовольство проявляет криком, плачем.

С возрастом ребёнок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий направленных на других людей.

Что же такое агрессия?

Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства).

Агрессивное поведение детей – это своеобразный сигнал «sos», крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

Как проявляется агрессивное поведение у детей дошкольного возраста?

Агрессивное поведение детей дошкольного возраста выражается всегда по-разному. И это поведение можно разделить на несколько видов:

1. Внешняя агрессия – она направлена на окружающих людей, животных, игрушки. Ребенок может кричать, обзываться, угрожать, дразнить окружающих. Так же он может свою агрессию выражать жестами – пригрозить кулаком или пальцем, кривляться, передразнивать. Помимо устной и жестовой агрессии, ребенок может перейти и к физической, т. е. он может укусить, поцарапаться, подраться, ущипнуть, или толкнуть.

2. Внутренняя агрессия – эта агрессия направлена на самого ребенка. Он может себе кусать ногти, биться головой об стену, кусать свои губы, выдергивать ресницы или брови.

И к первому и ко второму виду агрессии нужно отнестись серьезно. Постараться понять, почему она появилась, и потом провести коррекцию агрессивного поведения у детей.

Что означает такое поведение ребёнка и откуда оно берётся?

Как научить своего ребенка безопасно для себя и других проявлять недовольство и гнев?

Причины агрессивного поведения:

Заболевание центральной нервной системы

Чувства страха, недоверия к окружающему миру, угрожающие безопасности ребенка;

Столкновение ребенка с невыполнением его желаний, запретами на удовлетворение определенных потребностей;

Отстаивание своей личности, территории, обретение независимости и самостоятельности.

Агрессивное поведение ребёнка может быть вызвано различными причинами, но все они схожи в том, что у ребенка они вызывают чувство гнева или дискомфорта. И малыш эти эмоции проявляет так, как может. Справиться с ними ему совсем не просто.

Рекомендации по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением:

Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте понять ребёнку, что вы его любите таким, какой он есть.

Собственным примером приучайте ребёнка к самоконтролю.

Направьте его энергию в положительное русло: в спорт, где ребёнок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (бокс, ушу, рисование, пение, плаванье, бег).

Предъявляя ребёнку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.

Игнорируйте лёгкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.

Включайте ребёнка в совместную деятельность, подчёркивайте его значимость в выполняемом деле.

На проявление агрессии устанавливайте жёсткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».

Научите ребёнка жалеть окружающих. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.

Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый (скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!»).

Если у ребёнка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему можно предложить, громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома или вокруг сада, покидать мяч об стену, порвать бумагу.

Если профилактика агрессивного поведения детей будет проводиться постоянно, то агрессия ребёнка может и не коснуться.

Нужно следить за содержанием фильмов и мультфильмов, которые просматривает ваш ребёнок.

Следить за друзьями ребёнка, их поведением. А так же ознакомиться с играми, в которые играют дети.

Развивать любовь и доброжелательные отношения с братиками и сестренками.

И главное любить и понимать своего ребенка.

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию игры которые помогут вам снять напряжение у вашего ребёнка. (проиграть с родителями)

Игры для снижения агрессивности ребенка.

«Игрушка в кулаке».

(Игра способствует снятию напряжения и переключает на положительные эмоции).

Попросите ребёнка закрыть глаза. Дайте ребёнку в руку какую-нибудь красивую игрушку, конфетку. Теперь попросите его сильно-сильно сжать кулак и подержать так какое-то время. После этого пусть ребёнок раскроет ручку и увидит красивую игрушку.

(«Мешочек гнева» нужно использовать каждый раз, когда ребёнок на кого-то злится)

Заведите дома «мешочек гнева», чтобы ребёнок мог воспользоваться им для выражения своих агрессивных эмоций. Для этого возьмите обыкновенный воздушный шарик, но вместо того, чтоб надуть его, насыпьте туда муку, песок либо какую-то мелкую крупу (примерно полстакана). После чего хорошенько завяжите шарик. Теперь познакомьте ребенка с новой игрушкой. Его можно кидать, бить им о стену или об стол.

(Когда ребенок напряжен и зол на кого-то).

Нужно ходить по комнате и как можно злее говорить одну фразу: «Тух-тиби-дох».

Подбадривайте ребенка, чтобы он говорил эту фразу как можно агрессивнее, выражая в ней всю свою злость и напряжение. Вы увидите, что упражнение принесло свои плоды, когда ребенок больше не сможет говорить эту фразу со злостью, так ему будет смешно.

(Эта игра дает возможность ребёнку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому — управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с гиперактивными детьми «час тишины»).

Договоритесь с ребёнком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать, то в вашем доме будет «час тишины». В это время ребёнок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать ещё что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит «час можно», когда ему будет позволено делать всё, что угодно. Пообещайте не одергивать ребёнка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих.

Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от «часа можно», лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Для борьбы с агрессией нужны:

• Терпение. Это самая большая добродетель, какая только может быть.

• Объяснение. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

• Поощрение. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нём желание ещё раз услышать эту похвалу.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-своему.

Запомните «золотые» правила воспитания:

• Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

• Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

Консультация (средняя группа) на тему:
Консультация для родителей «Преодоление агрессии у детей с ОВЗ»

Преодоление агресии у детей с ОВЗ.

Предварительный просмотр:

Истоки агрессии детей с ОВЗ , в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные воздействия, но особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает внезапно. Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если родители ведут себя агрессивно, применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребёнка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание родителей.

Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. Помимо социально полезного опыта, родители порой передают и негативный, который является очень эмоциональным «руководством к действию». Не имея личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция – осуждать агрессию и говорить об этом ребенку, но обходиться без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, будто любое поведение детей прилично, не акцентируя свое отношение к агрессии. Однако, когда ребенок совершал проступок, его строго наказывали. Строгость родителей, если она достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению негативных импульсов в их присутствии, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хоть и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия -средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком расстраивает детей, или им больно, они могут забыть его причину, и это мешает усвоению правил приемлемого поведения.

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают своими внутренними ценностями те нормы, которые им пытаются привить. Они будут повиноваться лишь до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Агрессивность ребенка проявляется, если ребенка бьют, издеваются, над ним зло шутят, заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда, когда родители заведомо лгут, пьют и устраивают дебоши. Если родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка, не умеют любить своих детей одинаково, настраивают детей друг против друга, родители живут своей жизнью, и в этой жизни нет места их ребенку или ребенок чувствует, что его не любят.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью понимания своего ребенка. Без искреннего интереса к личности ребенка невозможно полноценно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для его развития, побуждать к хорошим поступкам и т. д.

Рекомендации для родителей по эффективному взаимодействию

с детьми с агрессивным поведением

– В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребенок и почему он это делает.

– Общаясь с ребенком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.

– Навязывание своих правил и требований против воли детей — это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

– Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.

– Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

– Невозможно проявлять доброжелательность избирательно — будьте доброжелательными в отношении к другим членам вашей семьи.

– Говорите открыто, дружелюбно, искренне.

– Создайте для ребенка такие условия жизни, где ему показывались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения.

– Воспитание на принципах сотрудничества — главное условие предотвращения появления агрессивного поведения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений среди детей с ОВЗ, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Решающее значение в становлении агрессивного пове.

Консультация для родителей детей с ОВЗ.

речевую агрессию у детей в самом деле можно определить как грубое общение.

Данная статья отражает опыт работы по формированию математических представлений у детей с ОВЗ.

Данная презентация наглядно отражает содержание консультации по вопросу формирования математических представлений у детей с ОВЗ.

Истоки агрессии детей с ОВЗ, в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только сознательные и целеустремленные воспитательные воздействия, но.

Консультация для родителей «Агрессия детей: ее причины и предупреждение».

Что приводит к конфликтам? Злость или агрессивное поведение? Давайте определимся с понятиями. Что такое агрессия? А агрессия и злость – это одно и тоже, или нет?. Злость – это чувство, а агрессия – это поведение, в котором это чувство проявляется. Причем, злость – это лишь степень негативного чувства, которое несет в себе энергию.

Сначала, может возникнуть недовольство, затем оно порождает раздражение, после появляется злость, которая может перерасти в гнев, гнев – в ненависть, а она, в свою очередь, в ярость. Это выглядит таким образом:

недовольство >>> раздражение >>> злость >>> гнев >>> ненависть >>> ярость

Негативные чувства – это вполне естественное явление, которое заложено природой, и его вряд ли можно избежать. Это сигнал о том, что что-то не в порядке. Нужно помнить об этом и учиться справляться с негативными чувствами, которые возникают у нас постоянно, чтобы они не причиняли нам серьезных неудобств.

Как же соотносятся злость и агрессия? Агрессия – это деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический и моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт. Злость может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Причины появления агрессии у детей могут быть разными. Но огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Стратегии

воспитания

Конкретные примеры стратегии

Стиль поведения

ребенка

Почему ребенок так поступает

Резкое подавление агрессивного поведения ребенка

«Не смей так говорить». Родители наказывают ребенка

(ребенок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте)

Ребенок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения

Игнорирование агрессивных вспышек ребенка

Родители делают вид, что не замечают агрессии ребенка или считают, что ребенок еще мал

(ребенок продолжает действовать агрессивно)

Ребенок думает, что все правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера

Родители дают возможность ребенку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим

Если родители видят, что ребенок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребенку, как надо вести себя в определенных ситуациях

Скорее всего, ребенок научиться управлять своим гневом

Ребенок учится анализировать различные ситуации и берет пример со своих родителей

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

1. Работа с гневом (истерикой).

Для того чтобы дети могли правильно оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего – ощущения своего тела. Способы выражения (выплескивания) злости, истерики:

  1. Громко спеть любимую песню
  2. Пометать дротики в мишень
  3. Попрыгать на одной ноге
  4. Использовать стаканчик для криков, высказать все свои отрицательные эмоции
  5. Налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом.
  6. Пускать мыльные пузыри
  7. Устроить бой с боксерской грушей или подушкой
  8. Пробежать по коридору детского сада, квартиры
  9. Полить цветы
  10. Быстрыми движениями руки стереть с доски
  11. Забить несколько гвоздей в мягкое бревно
  12. Погоняться за кошкой (собакой).
  13. Пробежать несколько кругов вокруг дома
  14. Передвинуть в квартире мебель (например, журнальный столик)
  15. Поиграть в настольный футбол (баскетбол, хоккей)
  16. Постирать белье
  17. Отжаться от пола максимальное количество раз или заняться другими физическими упражнениями
  18. Сломать несколько ненужных игрушек
  19. Устроить соревнование «Кто громче крикнет. Кто выше прыгнет. Кто быстрее пробежит»
  20. Стучать карандашом по столу
  21. Скомкать или помять несколько листов бумаги, а затем их выбросить
  22. Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем замалевать его
  23. Слепить из бумаги фигуру обидчика и сломать ее.
  24. Помыть посуду
  25. Принять прохладный душ
  26. Послушать музыку

Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: «Ты – негодник. От тебя одни проблемы». Такое заявление вряд ли будет эффективным с ребенком. А если вы скажете: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны», таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете — вы говорите о себе и о своих ощущениях.

В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком.

ЗЛОСТЬ — может выражаться в агрессивном поведении, а может и не выражаться. Поскольку агрессия – это поведение, т.е. то, что мы можем контролировать и регулировать сознательно, значит, мы можем и не быть агрессивными.

Причины появления агрессии у детей могут быть разными. Но огромную роль играет воспитание в семье, в частности характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего ребенка.

Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка)

Консультация для родителей: «Агрессивный ребенок — это сегодня не редкость»

Каждый, кто хоть раз общался с детьми, наверное, имел дело с проявлениями детской агрессии. Для взрослых такое детское поведение представляет довольно серьезную проблему: как вести себя, если ребенок сердится, дерется, кусается? При этом говорить, что делать?

В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление, что количество детей с подобным поведением ежегодно увеличивается. Скорее всего, это так и есть. Ведь образ жизни, средства массовой информации, поведение взрослых очень способствуют формированию у ребенка такого способа поведения, когда он постоянно вынужден демонстрировать свою силу, нападать, кричать и ругаться.

Каждый из нас неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. Ребенок плачет, капризничает, может наговорить нам немало неприятных слов, начать драться или кусаться. Почему это происходит? Ведь порой такое поведение беспричинное и безосновательное. Кажется, что все якобы в порядке, вы с ребенком не ссорились и не наносили ему боль, а в детском саду он еще 5 минут назад со всеми дружил и был мирно настроен. И, вдруг, такая реакция!

Причина детской агрессии существует всегда, потому что ничего не происходит само по себе, все оставляет свой след. Агрессия — не исключение из правил.

Что такое «агрессия»?

Агрессивный — злой, сердитый. Агрессия — это не эмоция, не повод и не установка. Агрессия — это модель поведения. Закладывается она еще в раннем детстве, а иногда — и до рождения малыша.

Представьте себе женщину на последнем месяце беременности, которая, почувствовав изнутри толчки малыша, который растет, замечает сердито: «Прекрати толкаться!» Или другую женщину, которая в этой ситуации погладит свой живот, а в ответ на сигналы, которые посылает ребенок, скажет: «Как ты здорово играешь, малыш! Расти, играй! Старайся только, пожалуйста, в следующий раз не наносить маме такой боли!» Удивительно, но факт: ребенок наши слова слышит, понимает . и воспринимает как руководство к действию. Поэтому, в первом случае малыш имеет больше шансов стать агрессивным, чем во втором.

Откуда берется агрессия?

Самый яркий пример поведения детям подают родители. Конечно, именно они влияют на детское восприятие мира в первую очередь, поэтому очень важно как папа ведет себя дома, как он относится к маме, не позволяет ли мама во вспышках злобы ссориться, кричать и при этом крушить все вокруг в присутствии ребенка.

Важно и то, как наказывают малыша. Если ребенка бьют, то скорее всего, что он будет вести себя так же с детьми в саду.

Агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. В дошкольном возрасте сила имеет особое значение, это своеобразный критерий лидерства. В детской группе сильный — значит главный. Особенно ярко это выражено у мальчиков. Кто самый сильный, тот все может — вот принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением детей в детском саду. Самое главное, чтобы ребенок получил качественно иной опыт общения (без необходимости постоянно проявлять агрессию)

А если вы оставите все как есть, тогда что ожидает вашего ребенка? Здесь хорошо работает принцип «выживает сильнейший»

И этот вариант ваш ребенок осознает, возьмет за правило что единственно правильное решение выход из ситуации только с помощью кулаков. Но если ваш ребенок не агрессивный, спокойный и менее конфликтный, если малыш уже научился решать и дружить мирно, договариваясь, тогда возможен другой вариант-ребенок будет чувствовать себя некомфортно, станет замкнутым, снизится самооценка.

Мультфильмы или компьютерные игры?

Сколько примеров агрессивного поведения ребенок может усвоить из них? Часто мы не задумываемся о вреде той или иной игры, в которую часами может играть наш ребенок, или сажаем ее перед телевизором, чтобы заняться своими делами, а в это время на экране демонстрируют совсем не детские и не полезны мультфильмы и передачи.

Поэтому тщательно следите за тем, что просматривает ваш малыш. А компьютерные игры следует вообще исключить в столь раннем возрасте, он еще успеет наиграться.

Читайте ребенку книги, энциклопедии, вместе лепите из пластилина, конструируйте и воздвигайте дворцы и крепости, собирайте самолеты и корабли. Что касается выбора мультиков, то согласитесь, что все-таки добрые советские мультфильмы значительно гуманнее современных американских и прежде, чем показать ребенку мультик, просмотрите его сами.

Что еще вызывает агрессию у детей?

Это может быть неприятие родителями собственного ребенка

Если ребенок нежелателен, или один из родителей оставил семью, и тем самым демонстрирует свое равнодушие к малышу, оставляет его. Так, если родители, возможно из-за своей неопытности или незрелости еще не готовы иметь ребенка и не знают, что с ним делать. Или когда в этот момент у родителей на первом месте стоит карьера, а не продолжение рода и забота о потомстве. Ссоры между родителями, ссоры родителей и ребенка, когда семья напоминает дремлющий вулкан готовый вспыхнуть в любую минуту, — все это также заставляет ребенка находиться в постоянном напряжении, его агрессия возникает как способ общения и выход из конфликта.

Когда ребенок не чувствует любви, у него складывается плохое мнение прежде всего о себе, у него снижается самооценка. И если все вокруг твердят, что он хулиган и непослушный, то ему ничего не остается, как вести себя в соответствии с тем, что о нем говорят: шалить, шуметь, ломать и бить все вокруг.

Маленький ребенок только начинает жить и познавать мир. Ему многое не известно, и он только должен познавать его. Мы же, взрослые, являемся проводниками малышей в этот мир. Мы рассказываем ему о том, что его окружает: как нужно ходить, завязывать шнурки, надевать шапку, когда на дворе зима. Но очень часто мы забываем о самом главном — о том, чтобы познакомить ребенка с миром чувств и эмоций. Как же малышу догадаться, что он переживает, или переживает его мама, когда хмурится или улыбается?

Ребенок непосредственно передает свои эмоции, он только приобретает свой первый опыт, и делает свои первые выводы. А вот научить контролировать свое поведение и владеть своими эмоциями — это задача для взрослых.

Очень часто взрослые не догадываются, что их ребенку, чтобы получить внимание и любовь, сначала нужно за них побороться. То есть ребенок осознает: для того, чтобы завоевать внимание, следует сделать что-то такое, что обязательно сработает. Если ребенок кричит, толкает игрушки вокруг, ругает всех, то это обязательно привлечет внимание. Поэтому, еще одной из причин детской агрессии, мы можем назвать недостаток внимания со стороны взрослого.

Как распознать агрессию у ребенка?

Дошкольников можно назвать агрессивными, если они:

— Часто теряют контроль над собой;

— Часто спорят и ссорятся с окружающими;

— Отказываются выполнять просьбы взрослых;

— Могут намеренно вызывать у других чувство злости и раздражения;

— Обвиняют других в своих ошибках и неудачах (могут выливать свой гнев на неодушевленных вещах);

— Часто испытывают чувство злости, гнева и зависти;

— Не способны забыть об обиде, не отплатив должным образом;

— Становятся недоверчивыми и раздражительными.

Может ли агрессия быть полезной?

Иногда взрослые путают агрессивное поведение ребенка с нормальной защитной реакцией в случае опасности. Когда нас обижают, мы защищаемся, или избегаем, уходим от угрозы и обидчика, и это вполне нормальное поведение. Эмоция гнева мобилизует нашу энергию и позволяет принимать меры в целях самозащиты. Можно сказать, что это агрессия со знаком «+». Во-первых, это выход энергии и негативных накопившихся эмоций, во-вторых, это умение защищаться. Самое главное, чтобы ребенок осознавал то, что он делает, что именно сейчас с ним происходит, ведь многие дети не понимают, поэтому не различают свои эмоции и чувства, им очень сложно контролировать себя.

Что такое аутоагрессия?

Значительно лучше, когда ребенок выплескивает свои эмоции, дает выход своей злости. Ведь часто, благодаря нашим строгим запретам, малыш не проявляет своего агрессивного поведения. Ребенок может специально бить себя, нанося себе боли, вести себя так, чтобы вызвать негативную реакцию взрослого.

Такая скрытая агрессия рано или поздно может отразиться на детском здоровье. Мы все понимаем, что когда у нас все внутри кипит — будь то радость или злость — мы должны позволить выйти этому наружу.

Очень опасной является ситуация, когда нет выхода эмоциям, и они обращены на себя. Это так называемая — аутоагрессия. Если мы злимся и не даем выхода своим переживаниям, накапливая их в себе, рано или поздно этим эмоциям придется выйти наружу — это приведет к негативным последствиям.

Агрессия как способ взаимодействия с внешним миром.

Ребенок может провоцировать других детей и взрослых на проявление к нему агрессии, свидетельствует о единственном способе обращения на себя внимания со стороны взрослых и сверстников. Когда ребенок, вместо того, чтобы подойти и попросить игрушку у сверстника, нападает на него, при этом толкнув или ударив, мы должны понимать, чего он хочет.

И в этой ситуации мы, взрослые, также способны помочь нашим детям. Мы должны научить их общаться и дружить. А еще обязательно нужно демонстрировать на своем примере, как можно проявлять доброту, ласку, щедрость.

Поэтому ребенка нужно учить распознавать свои эмоции и эмоции других людей. Проговаривайте каждое чувство, что переполняет вас. Если вы сердитесь, то обязательно сообщите об этом малышу, если видите, что он в ярости, тоже отметьте его эмоцию: «Я вижу, что ты злишься», «Я понимаю, что ты рассердился на меня или на соседского мальчика, и почему?».

Еще одна причина агрессивности у детей.

В период трехлетнего возраста каждый ребенок переживает кризис, что вполне естественно для его нормального психологического развития. Это период осознания своей обособленности, непохожести и неповторимости, когда ребенок пытается защитить и отстоять свое собственное «Я». В этом возрасте дети с удовольствием начинают играть самостоятельно, обижаются, когда взрослые посягают на неприкосновенность их игровых уголков или комнат. В возрасте от 3 ​​до 4 лет взрослые часто имеют дело с проявлениями «немотивированной» с взрослой точки зрения, агрессии, которую можно считать нормой. Агрессивное поведение в этом возрасте часто означает протест, когда ребенка что-то не устраивает, и он хочет это изменить, но пока не знает как. Злость ребенка чаще вызывает бессилие. Ребенок вместо жалоб или пассивной покорности судьбе отдает предпочтение этой реакции. Ребенок борется за независимость и самостоятельность, и поэтому лишние запреты могут даже стать толчком к агрессивному поведению.

Итак, агрессивность — это внешнее проявление, прежде всего внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна повышенная тревожность, чувство ненужности, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (часто занижена).

Бурные злобные реакции маленького «агрессора» является его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку. Первое, что нужно сделать взрослому, который пытается помочь агрессивному ребенку — это выявить истинную симпатию, принять его как личность, интересоваться его внутренним миром, понимать чувства и мотивы поведения. Старайтесь акцентировать внимание на положительных качествах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его этому. Попробуйте сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и положительную самооценку. Если вашими обычными способами взаимодействия для достижения этой цели оказывается недостаточно, то можно использовать специальные игры.

Очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка, ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.

Не бойтесь высказываться о своих чувствах и чувства своего ребенка, учите и учитесь сами прислушиваться к себе, распознавать свои переживания, уметь ими владеть!

Методическая разработка (старшая группа) по теме:
Агрессивный ребенок Консультация для родителей. Рекомендации.

Почему дети не слушаются?

Предварительный просмотр:

Агрессивный ребенок Консультация для родителей. Рекомендации.

Почему дети не слушаются?

«Ребёнка можно сравнить с зеркалом.

Он отражает, а не излучает любовь.

Если ему дать любовь, он возвращает её.

Если ничего не дать, ничего в ответ

Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии? » Как много негативного в современном мире! И все это зачастую находит прямое отражение в детях. Несговорчивые, нетерпеливые, агрессивные они становятся заложниками тех условий, в которых растут и развиваются. Проще найти объяснение проблем в потусторонних причинах. Снять с себя всякую ответственность за перемены в состоянии ребенка. А за одно, между прочим, и не иметь возможности что-то изменить. Существуют причины, из-за которых происходят перемены в поведении ребенка. Возможными причинами проявления агрессивности в поведении ребенка являются:

Начнем с семейных причин. Семья является микроскопом для ребенка. В ней он получает все необходимое для выживания, учится не только ходить, говорить, но и узнает о том, как устроен мир, как мир относится к нему, что надо и нельзя делать и многое другое. Короче говоря, семья — это его BCE! Самым необходимым для выживания человека является любовь. Родительская любовь и ласка говорят ребенку, что он нужен, что мир прекрасен и безопасен, что он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь.

Неприятие — одна из основных причин агрессивности человека. Признанным фактом является повышенная агрессивность нежеланных детей. Не все родители бывают, готовы к материнству и отцовству, но ребенок все таки является, и совсем не обязательно говорить ребенку, он все равно поймет это на эмоциональном уровне. В такой ситуации ожидать от ребенка спокойного, тихого поведения не приходится.

Часто родители окружают ребенка чрезмерной опекой. Они предугадывают каждый шаг ребенка, предоставляют по любому вопросу готовое решение, лишая ребенка собственной инициативы, возможности выбора, что он сам хочет. В результате ребенок вырастет совершенно безвольным, не способным справиться с трудностями. Это в худшем случае, а в лучшем — ребенок будет бунтовать, агрессией пытаясь побороть давление.

Недостаток внимания для ребенка очень болезнен, и чтобы компенсировать его, ребенок готов делать запрещенные вещи — пусть отругают, зато уж точно заметят. Ребенку надо не так уж много времени. Хотя бы полчаса в день папа, мама должны быть в полном его распоряжении. Делайте эти тридцать минут что-то вместе – все, что захочет ребенок: играть, рисовать, читать или можно просто выслушать, что произошло, за день. Таким образом, агрессивное поведение ребенка быстро исчезнет.

Запрет на физическую активность

Ребенок часто слышит: «Не шуми, не стучи, не прыгай, не бегай. что скажут соседи? » А что делать с накопившейся за день энергией? Даже у очень послушного ребенка наступает момент, когда он больше сдерживаться не может и становится совершенно не управляемым. Поэтому необходимо организовать ребенку ежедневную зарядку энергии, где он может напрыгаться, набегаться и, желательно, накричаться от души.

Мы охватили возможные причины появления агрессивного поведения у ребенка, берущие свои истоки в семье.

Напряженный эмоциональный климат в семье.

Если мир в семье нарушен и родители постоянно в ссорах, шумных выяснениях отношений, взаимных обвинениях, мира нет и в душе ребенка. Неуравновешенность будет проявляться и в его поведении. Между родителями могут происходить разногласия в способах воспитания и методах. Проблемой может быть взаимоотношения между братьями и сестрами. Конфликты между детьми в семье могут приводить к словесной агрессии, не редко доходят до открытой физической агрессии — драк.

Родителям необходимо найти баланс между вмешательством выяснения отношений между детьми и отстраненностью. Дети могут договорится самостоятельно, если мама и папа не будут принимать ничью сторону. Нельзя автоматически вставать на сторону младшего ребенка, младшие дети в семье умело используют возможность обвинить старшего незаслуженно.

Неуважение к личности ребенка.

Не допустимы высказывания в адрес ребёнка: «У тебя не руки, а крюки», «Не поваляешь, не поешь», «Что молчишь, язык проглотил? », «У людей дети как дети, а ты», «И в кого ты такой уродился? ». Они являются оскорбительными, унижающими достоинство ребенка. В подобных ситуациях это не помогает, а только усиливает стресс. Надо вовремя сказать себе: «Спокойно». Вы должны нажать вовремя на тормоз и остановиться.

Имитация поведения родителей и близких.

Ребенок подражает тому, что видит вокруг себя, и затем эти образцы поведения закрепляются как устойчивые качества личности. В том числе ребенок учится у нас, как реагировать на стресс, неудачи, неловкость. Кроме того, наши эмоции, настроение передаются окружающим. Старайтесь не заражать ребенка собственными агрессивными реакциями на какие-то события. Учитесь управлять собой, вовремя выражать негативные эмоции, а не накапливать их и делать это цивилизованным способом.

Личные причины агрессивности ребенка.

Личные причины связанны с внутренними процессами ребёнка. Все мы от рождения наделены одним из типов темперамента, который может предрасполагать к проявлению агрессии.

Принято рассматривать 4 основных типа темперамента:

В чистом виде ни один из типов не встречаются.

Менее всего склонны к агрессии меланхолики. Любая мелочь расстраивает их и выводит из равновесия. Такие дети обладают повышенной чувствительностью, ранимостью и обидчивостью, страдают от неуверенности в себе, часто плачут. Очень близко к сердцу принимают проблемы, боль другого человека, проявляют сочувствие.

Не склонны к агрессии и флегматики. Их нервная система уравновешена, они не обидчивы, хорошо переносят трудности. Могут часами заниматься мозаикой. Его упрямству нет равных, настойчивы во всём. Обычно они медлительны. Новую информацию усваивают медленно, но прочно. Движения их также неторопливы.

Сангвиник по природе своей неагрессивен и все проблемы и конфликты решает мирным путём. Такой ребёнок обожает новые лица и места, ему необходимы перемены. Если ребёнку скучно, он становится вялым. В стрессовой же ситуации сангвиник будет защищать себя активно, но обдуманно.

Холерики обладают природной склонностью к агрессии. Они чрезмерно раздражительны, вспыльчивы, их очень легко вывести из себя. Если их что-то увлекло они занимаются интенсивно, у них много энергии, но быстро утомляются и не могут продолжать. Отсюда и частая смена настроения, перемены интересов, нетерпеливость, неспособность к ожиданию. Они общительны, легко находят друзей. Но быстрая усталость приводит к раздражению, а поэтому холерики часто вступают в конфликты.

Изменить темперамент нельзя, но научиться использовать сильные стороны можно и нужно. Например, не торопите флегматика, наберитесь терпения и он выполнит всё в лучшем виде. Не на все обиды меланхолика стоит реагировать. Лучше найти возможность переключить его внимание.

А сангвиника необходимо регулярно обеспечивать интересным делом. Холерика не стоит уговаривать, он лучше реагирует на спокойное, тактичное требование. Кропотливо учите его доводить дело до конца.

Всего в нашей жизни 8 возрастных кризисов. В детстве на каждом возрастном этапе мы осваиваем новые высоты.

Кризис трёх лет.

Ребёнок становиться молоуправляемым, делает всё наоборот, может ругаться и проявлять негативные переживания. Это происходит, потому что у ребёнка формируется самосознание. Он начинает отделять себя и свои желания от взрослого. Появляется воля, желание независимости и самостоятельности. Любимая фраза ребёнка в это время Я сам.

7 основных симптомов кризиса трёх лет.

— негативизм — стремление сделать наоборот;

— упрямство — ребёнок настаивает на чём-то т. к. он этого требовал;

— строптивость — она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни, сложившегося до сих пор;

— своеволие — стремление всё сделать самостоятельно;

— протест — бунт — ребёнок в состоянии войны и конфликта с окружающими;

— симптом обесценивания — проявляется в том, что ребёнок начинает ругаться, дразниться, обзываться (проверяя рамки дозволенного) ;

— деспотизм — малыш заставляет делать родителей всё, что он требует и проявляет ревность к братьям и сёстрам.

Ужасаться не стоит. Кризис трёх лет-это норма развития любого малыша. Следовательно, необходимо помнить, что малыш не из вредности плохо себя ведёт, а он занят важным делом и ему очень нужна ваша поддержка и понимание.

Кризис семи лет.

Этот кризис проходит в возрасте 6-7 лет. Поведение ребёнка снова меняется. Вчера он был покладистым и ласковым, сам напрашивался в помощники, а сегодня протестует против повседневных требований, того, что он давным-давно освоил.

Симптомы кризиса 6-7 лет:

— пауза-промежуток между обращением к ребёнку и его реакцией. Создаётся впечатление, что он просто «делает вид, что не слышит», «издевается»;

— спор — по поводу и без него практически всегда;

— хитрость — не всегда с целью избежать наказания, чаще просто как шутка;

— манерничанье и кривлянье – новые нелепые, искусственные нотки в поведении ребёнка;

— негативная реакция на критику — малейшее замечание может вызвать бурные возмущения, крик и даже слёзы.

К семи годам в психике ребёнка возникает ряд сложных образований, которые приводят к тому, что трудности поведения коренным образом меняются, они принципиально отличны от трудностей трёхлетнего ребёнка.

— игровая деятельность меняется учебной. Ребёнок хочет учиться.

— возникает произвольность, меняется личностная позиция ребёнка, он учится откладывать свои желания, действовать по правилам.

— развивается абстрактное мышление.

— появляется самоконтроль эмоций, ребёнок старается скрывать свои чувства.

— формируется самооценка ребёнок сравнивать себя с другими, с самим собой, появляется уважение к себе.

— в кризисный период могут возникнуть сложности, связанные со школьной адаптацией, обостриться различные страхи (темноты, оставаться дому одному). Это мешает ребенку уверенно чувствовать себя.

Как помочь ребёнку преодолеть кризис?

1. Учится относиться к ребёнку по-новому. У него своя внутренняя жизнь, к которой нужно проявлять уважение.

2. В семь лет уже нельзя переключить внимание ребёнка, теперь у него есть авторитет взрослого — учителя, ссылка на которого его убедит.

З. Важно поощрять и поддерживать стремление к новому положению в жизни, сохраняя гармонию прав и обязанностей ребёнка.

4. В кризис семи лет ребёнок учиться общаться с собой, понимать себя, подчинять себя самому себе. Это непростая задача и ему нужна ваша деликатная поддержка.

Неуверенность в себе.

Ощущение, что тебя любят и верят в тебя, окрыляет. И наоборот, если ребёнок слышит, что будет, любим только при определённых условиях, у него вырабатывается неуверенность в себе, в своих силах и способностях, отсутствует ощущение безопасности. На рубеже семи лет у ребёнка формируется самооценка. Ребёнок сам размышляет о себе, сравнивает себя с другими, делает выводы, нередко не в свою пользу. Дети не винят в своих проблемах других или окружающий мир. Они считают себя недостаточно, красивыми, умными и т. п. поэтому у них могут возникнуть сложности в установлении контактов с другими детьми и с взрослыми. Это создаёт новые проблемы, и ребёнок пытается их преодолеть. Кто-то защищается, стремясь выделиться, привлечь к себе внимание, кто-то пытается силой решать конфликты, кто-то уходит в свой выдуманный мир и остро нуждается в помощи. Уже в таком юном возрасте может сформироваться негативный образ себя, неуверенность в себя, а следом и привычка с помощью агрессии решать проблемы. Важно во время заметить назревшую проблему и оказать ребёнку помощь. Как? Доступнее всего любовью. Чем неувереннее ребёнок, тем чаще выражать свою любовь к нему.

Чувство вины и стыд

Когда ребёнок начинает овладевать «правилами общежития», то есть он учиться пить, ходить, кушать, убирать на место игрушки и т. п., родители обучают его нередко с помощью угроз, обвинений, насмешек. А главная угроза — «ЛIОБИТЬ ТЕБЯ НЕ БУДУ. » Это очень действенное средство, проблема только в том, что с одной

стороны, люди, воспитанные на чувстве вины, становятся зависимыми от мнения окружающих, живут только для них, а с другой — проявляют агрессию. Важно научить ребенка освобождаться от чувства вины: с помощью извинения, искупления вины (т. е. наказание) .

Бытует мнение, что наказывать ребенка нельзя. Наказывать не только можно, но и нужно. Это нужно самому ребенку для извлечения из неприятных ситуаций.

Нужно чтобы наказание не ущемляло его достоинства, а физические наказания сказываются негативно.

Человек не рождается с полным набором психических возможностей. По мере роста он овладевает новыми ступенями развития. И это не просто. Ребенок должен пройти через определенные кризисы, во время которых он становиться личностью. Неуверенность ребенка в себе, в своих силах может стать источником не только агрессивности, но и многих других психических проблем, по этому всеми силами надо вселить в ребенка уверенность, что ОН ЛЮБИМ, ПРОСТО ПОТОМУ, ЧТО ОН ЕСТЬ.

Ситуативные причины агрессивности ребенка.

У ребёнка «вышедшего в свет», то есть получившего новую ситуацию общения, могут возникнуть агрессивные нотки в поведении — как реакция на стресс. А всё новое, незнакомое является стрессом, и не только для ребёнка.

Ситуации новизны невозможно избежать. Любая новая ситуация может оказаться проблемной. Важно быть готовым к возможному появлению негативных реакций и держать наготове любимую игрушку, книжку то, что обычно успокаивает малыша.

А ещё хорошо бы уже накануне рассказать малышу сказку, где главный герой тоже попадает в новую, незнакомую ситуацию и успешно с ней справляется.

Текущая стрессовая ситуация.

Очень часто агрессивное поведение ребёнка бывает обусловлено текущей стрессовой ситуацией. Однажды, играя во дворе, дети нашли мёртвую птичку. Можно себе представить, какой это был стресс для малышей. Они не рассказали никому, так как боялись, что за «находку» их будут ругать.

Тема смерти часто вызывает проблемы, но проблемы эти больше связаны со страхом взрослых, чем с реальными последствиями для ребёнка. Естественно, что родители стараются изолировать ребёнка от темы нашей смертности в целом и от любого проявления горя,

оберегая ребёнка. Кроме того, они просто не знают, как себя вести, как объяснить ребёнку, что происходит.

Изолировав ребёнка от переживания горя, мы можем нанести ещё больший вред. Непережитое горе человек не может нести с собой всю свою жизнь, отравляя себе существование.

Стрессовые ситуации поджидают на каждом шагу. Это может быть ссора с другом, непредложенная добавка к обеду, развязавшийся бант, потеря солдатика, ссадина на коленке, неполучившийся рисунок.

Обращение к собственному детскому опыту также помогает нам лучше понимать своих детей.

Итак, не отмахивайтесь от детских пустяковых забот. Для наших детей это вовсе не пустяк, а настоящая трагедия. Ваше сочувственное внимание необходимо малышу, как скорая психологическая помощь. Нам, взрослым, ведь тоже становится значительно легче после того, как выговорим всё наболевшее другу.

Всем родителям известны ситуации, когда ребёнок начинает капризничать, после прогулки или похода в гости. «Ну, всё, устал» — понимают родители. Или на празднике в детском саду — очень хорошо знал свои слова, а выступить не смог. Тоже понятно- переволновался. Это говорит о переутомлении — физическом или моральном. Нервная система ребёнка не выдерживает, он может «сорваться», кричать, кидаться с кулаками, бросаться на пол в истерике. Проявляемая агрессия — следствие, она связана с ситуацией, вместе с ней и уйдёт.

Хотя и здесь сказка может помочь, подсказать ненавязчиво, как сориентироваться в ситуации, настроит на позитивный лад, немного снизит накал переживаний.

Влияние окружающей среды

Есть ещё одна группа причин возможного проявления агрессии в поведении ребёнка. Все они связаны с физическим воздействием.

чрезмерное употребление шоколада, чипсов, лимонада может тоже привести к повышенной возбудимости и агрессии. Уровень агрессивности часто является повышенным из-за влияния повышенного шумового тона. Обратите внимание на уровень громкости телевизора, музыкального центра, радио в вашем доме. У детей чувствительность к шуму значительно выше, чем у взрослых.

Температура воздуха, духота, замкнутое пространство. Не добавляйте нагрузок нашим детям. Это факторы, которые гораздо проще устранить по сравнению с эмоционально- психологическими.

Итак, ситуативные причины агрессивности ребёнка включают в себя последствия стрессовых ситуаций. Устранив конкретную простую ситуацию, провоцирующую агрессивность, ребёнок успокаивается и поведение его изменяется.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ключ к сердцу ребенка лежит через игру. Только в игре можно передать навыки и знания, понятия о жизненных ценностях, лучше понять друг друга.Игра.

В консультации приведены признаки агрессивного ребенка, причины детской агрессии и способы управления детской агрессией.

Здесь приводятся примеры ситуаций, которые возникают при общении маленького ребенка (возраст до 3-х лет) и родителей, и в которых ребенок проявляет агрессию. Приводятся примеры поведения родителей.

Как НАДО вести себя родителям с гиперактивным ребенком.

материал для консультации родителей.

Агрессивный ребенок Консультация для родителей.

Развитие лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; звуковой культуры речи; связной речи.