Комментарий статья 280

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 280 УК РФ

Конституционно-правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления экстремистской направленности являются положения ч. 5 ст. 13, ст. ст. 14, 29 Конституции РФ, в том числе о запрете пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства во взаимосвязи с международными нормативно-правовыми актами, в том числе Всеобщей декларацией прав человека от 10 декабря 1948 г. , Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. , Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г., Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. , Шанхайской конвенцией о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и др. .
———————————
РГ. 1995. 5 апр.

БВС РФ. 1994. N 12.

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163; БМД. 2001. N 3.

СЗ РФ. 2003. N 41. Ст. 3947; БМД. 2004. N 1.

Подробнее см.: Постановление Пленума ВС РФ от 28.06.2011 N 11.

Конституция, гарантируя каждому свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду (ч. ч. 1 и 2 ст. 29). В развитие данного конституционного положения, а также иных положений Конституции и международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, УК устанавливает запрет публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности, предусматривая уголовную ответственность не за любые действия, а только за те, которые совершаются публично, с обращением к неопределенному кругу лиц. Поэтому положения комментируемой статьи не могут рассматриваться как несовместимые с конституционным правом на свободу выражения мнения .
———————————
Определение КС РФ от 16.07.2009 N 1018-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мухина Юрия Игнатьевича на нарушение его конституционных прав статьей 280 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Основным объектом преступления являются общественные отношения, складывающиеся по поводу охраны конституционного строя, политической системы и безопасности РФ. Дополнительным объектом выступают права и свободы, честь и достоинство человека и гражданина.

2. В соответствии с примечанием к ст. 282.1 УК под преступлениями экстремистской направленности понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Поскольку конструкция диспозиции названной статьи представляется как бланкетная, для уяснения смысла понятий необходимо обратиться к Федеральному закону от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 25.12.2012) , в соответствии с которым экстремистская деятельность (экстремизм) — это деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо СМИ, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению деяний, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; на подрыв безопасности РФ; на захват или присвоение властных полномочий; на создание НВФ, на осуществление террористической деятельности, на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной вражды, связанной с насилием или призывами к насилию; на унижение национального достоинства.
———————————
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3447, 3452; 2007. N 21. Ст. 2457; N 31. Ст. 4008; 2008. N 18. Ст. 1939; РГ. 2012. N 301.

К экстремизму относится осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, финансирование экстремистской деятельности либо иное содействование ее осуществлению.

Экстремизм представляет собой склонность к политическому насилию, а также осуществление политики, направленной на насильственное изменение существующего государственного строя или на захват власти, установление фашизма или иной диктаторской формы правления. К проявлениям экстремизма могут быть отнесены призывы к систематическим нарушениям прав человека, дискриминации людей по шовинистическому, национальному, расовому или религиозному признаку.

3. Под публичными призывами в комментируемой статье следует понимать выраженные в любой форме (устной, письменной, с использованием технических средств, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет) обращения к другим лицам с целью побудить их к осуществлению экстремистской деятельности.

При установлении направленности призывов необходимо учитывать положения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Вопрос о публичности призывов должен разрешаться судами с учетом места, способа, обстановки и других обстоятельств дела (обращения к группе людей в общественных местах, на собраниях, митингах, демонстрациях, распространение листовок, вывешивание плакатов, размещение обращения в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая сеть Интернет, например на сайтах, в блогах (личных электронных дневниках, размещенных в сети Интернет для всеобщего пользования) или на форумах, распространение обращений путем веерной рассылки электронных сообщений и т.п.).

Формы, в которых осуществляются призывы, могут быть самыми разнообразными (устные, письменные, с помощью технических средств и т.п.), кроме призывов с использованием СМИ. Призывы с использованием СМИ образуют квалифицированный состав этого преступления.

Обязательным требованием к призывам является их публичность, которая предполагает, что призывы обращены к широкому кругу людей. Наиболее характерными примерами публичности являются выступления на собраниях, митингах и других массовых мероприятиях, использование экстремистских лозунгов во время демонстраций, шествий, пикетирования и т.д. В каждом конкретном деле вопрос о публичности призывов решается с учетом всех обстоятельств дела. В том числе должно быть установлено, что публика воспринимала призывы.

4. Состав комментируемого преступления является формальным, т.е. преступление признается оконченным с момента публичного провозглашения (распространения) хотя бы одного обращения независимо от того, удалось побудить других граждан к осуществлению экстремистской деятельности или нет.

Изготовление, размножение или хранение материалов с целью последующего их использования для пропаганды экстремизма не влечет уголовной ответственности, так как стадия приготовления к данному преступлению в силу ч. 2 ст. 30 УК ненаказуема (ввиду того что оно принадлежит к преступлениям средней тяжести).

По тому же основанию ненаказуема в уголовном порядке и подготовка совершения указанного преступления при отягчающих обстоятельствах (с использованием средств массовой информации).

Если публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности привели к вооруженному мятежу или массовым беспорядкам, то действия виновных следует квалифицировать по совокупности преступлений (со ст. ст. 212, 279 УК).

Следует разграничивать комментируемую статью и ст. 282 УК. Так, комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Тогда как публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.

Следует отличать высказывания, утверждающие необходимость совершения противоправных действий (ст. 282 УК), и призывы к таким действиям (ст. 280 УК). Призывы к совершению экстремистской деятельности являются разновидностью действий, направленных на возбуждение ненависти. Например, если в сети Интернет размещен видеоролик, в котором доказывается, что представители экваториальной расы повсеместно притесняют представителей европеоидной расы, избрали курс на ее искоренение и уничтожение, совершают особо тяжкие преступления исключительно по расовому признаку, то в этом случае имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК. Но если по результатам данного видеоролика делается вывод о необходимости сплотиться и убивать представителей экваториальной расы, то в данном случае наличествует ст. 280 УК, которая в своей конструкции предусматривает и действия по ст. 282 УК, следовательно, дополнительной квалификации не требует.

Необходимо иметь в виду, что комментируемой статьей предусмотрена ответственность лишь за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Публичное распространение информации, в которой обосновывается необходимость совершения противоправных действий в отношении лиц по признаку расы, национальности, религиозной принадлежности и т.д., либо информации, оправдывающей такую деятельность, следует квалифицировать по ст. 282 УК при наличии иных признаков этого состава преступления.

Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности в силу ч. 3 ст. 17 УК подлежат квалификации не по комментируемой статье, а в зависимости от обстоятельств дела по ч. ч. 1 или 2 ст. 205.2 УК.

5. С субъективной стороны преступление совершается только с прямым умыслом. Лицо осознает характер и публичную направленность призывов и желает действовать таким образом. Мотивы виновного являются факультативным признаком, могут быть разнообразными (хулиганские, националистические, корыстные, месть и т.д.). Для правильного установления мотива преступления следует учитывать, в частности, длительность межличностных отношений подсудимого с потерпевшим, наличие с ним конфликтов, не связанных с национальными, религиозными, идеологическими, политическими взглядами, принадлежностью к той или иной расе, социальной группе. Цель преступления — склонить граждан к осуществлению экстремистской деятельности.

6. Ответственность за данное преступление несут физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

7. Совершение преступления по заданию иностранных государств, иностранных организаций или их представителей следует квалифицировать по совокупности с государственной изменой в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации в проведении враждебной деятельности, если эти действия совершает гражданин Российской Федерации.

8. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за публичные призывы к экстремизму, совершенные с использованием СМИ. Прежде всего имеются в виду радио, телевидение, печать. В Российской Федерации запрещается распространение через СМИ экстремистских материалов и осуществление ими экстремистской деятельности. Законодательством РФ запрещается использование сетей связи общего пользования (в том числе сети Интернет) для публичных призывов к экстремистской деятельности. К материалам экстремистской направленности следует отнести материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской деятельности.

Вместе с тем исходя из положений норм закона экстремистская деятельность предполагает совершение активных действий, целью которых является возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, подрыв безопасности РФ и других целей, указанных в ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности». Поэтому сам по себе факт моделирования форума на сайте таким образом, что поступающие на него комментарии читателей помещаются без предварительной проверки содержащейся в нем информации, закону не противоречит и не может быть расценен как экстремистская деятельность .
———————————
Определение ВС РФ от 12.09.2006 N 51-Г06-21.

Статья 280. Пользование и распоряжение земельным участком, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд

Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению. При этом лица, указанные в настоящей статье, несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством, с реконструкцией зданий, сооружений, осуществлением неотделимых улучшений, со дня уведомления их о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.

Комментарий к Ст. 280 ГК РФ

1. Комментируемая статья, как следует из ее наименования, определяет права собственника земельного участка, подлежащего изъятию для государственных и муниципальных нужд. Вместе с тем при всей совокупности правил, посвященных изъятию земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. ст. 279 — 283 ГК), именно данной статьей установлены возможные для собственника неблагоприятные последствия при реализации им правомочий собственника земельного участка в период, исчисляемый с момента государственной регистрации решения об изъятии участка и до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка (о государственной регистрации решения об изъятии см. комментарий к ст. 279 ГК). При этом в статье подчеркивается, с одной стороны, отсутствие каких-либо ограничений собственника в осуществлении им права собственности, поскольку он может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. С другой стороны, с момента государственной регистрации решения об изъятии земельного участка (со дня осуществления государственной регистрации ограничений (обременений) соответствующего земельного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним) реализация указанных правомочий, направленных на осуществление нового строительства, расширение и реконструкцию имеющихся на участке зданий и сооружений, может неблагоприятно сказаться на определении размера выкупной цены земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества.

2. Следует отметить, что комментируемая статья не содержит императивных предписаний об обязательном (после осуществления государственной регистрации решения об изъятии земельного участка) исключении стоимости всех произведенных собственником улучшений, способных в итоге оказать влияние на увеличение выкупной стоимости. Собственник лишь несет риск отнесения на него тех затрат и убытков, которые непосредственно связаны с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в достаточно короткий период, в пределах которого уже весьма сложно существенно повлиять на увеличение выкупной цены. Это вполне очевидно, учитывая, что собственник несет указанный риск не с момента принятия уполномоченным органом решения об изъятии или даже не со дня его уведомления об этом таким органом.

Уже осведомленный о предстоящем изъятии земельного участка собственник до дня проведения в установленном порядке государственной регистрации решения об изъятии ничем не ограничен в осуществлении им права собственности на земельный участок и соответственно не несет никаких рисков, связанных с проведением на своем земельном участке строительства или реконструкции.

Представить суду убедительные доказательства того, что строительство или реконструкция осуществлены до или после государственной регистрации решения об изъятии земельного участка, будет достаточно сложно. При этом временной промежуток со дня получения собственником письменного уведомления о предстоящем изъятии земельного участка и до момента государственной регистрации решения об изъятии может быть очень значительным. В частности, иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления о предстоящем изъятии земельного участка (п. 3 ст. 279 ГК).

Можно предположить, что законодатель, подчеркивая полную свободу действий собственника земельного участка в осуществлении права собственности до момента государственной регистрации решения об изъятии, принимал во внимание возможную «невостребованность» данного участка в последующей реализации принятого уполномоченным органом решения об изъятии. В любом случае указанное правило служит дополнительной гарантией при обеспечении реализации права собственности для собственников земельных участков, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд.

3. Нельзя не отметить, что установленный комментируемой статьей порядок, в соответствии с которым собственник подлежащего изъятию земельного участка несет риск отнесения на него всех произведенных затрат и убытков с момента государственной регистрации решения об изъятии, находится в противоречии с правилом ч. 3 ст. 63 ЗК РФ . Если Гражданский кодекс РФ связывает несение указанного риска с фактом осуществления государственной регистрации, то Земельный кодекс РФ — с фактом уведомления собственника о предстоящем изъятии. В данном случае необходимо обратить внимание на непоследовательность положений ЗК РФ, затрагивающих вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

———————————
Согласно ч. 3 ст. 63 ЗК РФ расходы, понесенные собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков на осуществление застройки земельных участков зданиями капитального типа и проведение других мероприятий, существенно повышающих стоимость земли, после уведомления о предстоящем изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков, возмещению не подлежат.

Во-первых, правило ч. 3 ст. 63 ЗК РФ помещено в статье с наименованием «Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд». Достаточно очевидно, что ограничение собственника в осуществлении им права собственности на земельный участок никак нельзя рассматривать в качестве хоть какой-нибудь гарантии прав на землю.

Во-вторых, согласно ч. 3 ст. 55 ЗК РФ порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд; права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.

Как видно, правило ч. 3 ст. 63 ЗК РФ явно выходит за рамки предписания, установленного в ч. 3 ст. 55 этого же Кодекса. Ограничение собственника с момента его уведомления о предстоящем изъятии земельного участка в отрыве от всей совокупности положений, регламентирующих процедуру изъятия, нельзя признать обоснованным. На это указывает и само содержание нормы ч. 3 ст. 63 ЗК РФ в той части, которая устанавливает для собственника ограничения в его действиях, только если это влечет существенное повышение стоимости земли. Не затрагивая вопрос о том, что нужно считать существенным повышением (на несколько процентов, десятков процентов, в разы, на порядок и т.д.), следует отметить, что собственник и после получения указанного уведомления вправе осуществлять в разумных пределах расходы на строительство или реконструкцию либо совершать иные действия, которые могут повлиять на увеличение выкупной цены земельного участка.

Статья 280. Досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации

СТ 280 ТК РФ.

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор,
предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его представителя) в
письменной форме не позднее чем за один месяц.

Комментарий к Ст. 280 Трудового кодекса РФ

Руководитель организации, как и другие наемные работники, имеет право на увольнение по собственному желанию (см. ст. 80 ТК РФ и комментарий к ней). Вместе с тем в связи с возможной сложностью в замещении освобождающейся должности закон предписывает ему предупреждать работодателя о предстоящем увольнении не позднее чем за один месяц. У руководителя могут быть причины для увольнения, определяемые законодательством как уважительные (например, выход на пенсию). В этом и подобных случаях работодатель должен уволить работника в срок, о котором он просит. На руководителя распространяются и иные условия, предусматриваемые ст. 80 ТК РФ.

Статья 280 УК РФ. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

Новая редакция Ст. 280 УК РФ

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 280 УК РФ

1. Конституционное устройство России определяется положениями Конституции, в которой закреплены основы конституционного строя, основополагающие права человека и гражданина в Российской Федерации, федеративное устройство государства, организация высших органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядок отправления правосудия, а также порядок внесения конституционных поправок и пересмотра положений Конституции.

Основы конституционного строя РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией в ч. 1 ст. 16. Следовательно, объектом преступного посягательства является закрепленный Основным Законом конституционный строй РФ, включающий ее политическую систему и иные основополагающие принципы общественного устройства.

2. Объективная сторона составов преступления характеризуется совершением публичного действия — призыва, направленного на осуществление экстремистской деятельности, причем только публичного призыва к совершению данной деятельности.

2.1. Экстремистская деятельность может быть выражена в действиях, направленных на насильственный захват или присвоение властных полномочий, насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России и т.д. Подробнее см. ст. 1 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 27.07.2006) .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3447.

3. Под призывом понимается обращение, в котором выражается стремление оказать руководящее и направляющее воздействие на сознание, волю и поведение людей, побудить их к определенному роду действий. При этом форма такого воздействия (призывов) может быть различной: устной, письменной, изобразительной, с использованием технических средств.

3.1. Совершение публичных призывов является деятельностью целенаправленной. Преследуется конкретная цель — формирование побуждения к совершению насильственного захвата или присвоения властных полномочий, насильственного изменения основ конституционного строя РФ и т.д., активизация и объединение воли граждан для достижения этого. Своей целенаправленностью призывы отличаются от различного рода высказываний, не имеющих побуждающей цели и, следовательно, уголовно не наказуемых.

3.2. В то же время преследуемая в призывах цель носит общий, абстрактный характер. Требование направлено на формирование побуждения граждан к определенным насильственным действиям, т.е. воздействует прежде всего на волю людей. Выражаемые призывы не несут конкретных сведений о месте и времени совершения этих действий, способах экстремистской деятельности. Отсутствие данных признаков позволяет отграничить ст. 280 от подстрекательства к совершению конкретного преступления (ст. 278, 279).

4. Публичность призывов означает, что побуждающее обращение совершено открыто, в условиях восприятия его широким кругом лиц. Призывы будут носить публичный характер и в том случае, когда ознакомление с их содержанием происходит спустя некоторый период времени (например, если листовки расклеиваются в ночное время). Оценивать публичность тех или иных призывов следует исходя из конкретных обстоятельств времени, места и обстановки их совершения.

5. Призывы должны содержать требования осуществления экстремистской деятельности.

6. Моментом окончания преступления (составами) является совершение публичного призыва, содержащего указанное побуждение. Для квалификации действий виновного по коммент. статье не требуется установления факта восприятия призывов или достижения ими поставленной цели воздействия на сознание граждан.

7. Субъективная сторона составов преступления характеризуется прямым умыслом — виновный осознает общественно опасный характер своих действий и желает их осуществления. Цель публичных призывов — сформировать и активизировать внутреннее побуждение людей к осуществлению экстремистской деятельности.

7.1. Мотивы могут быть различными: корысть, месть, идеологические разногласия и т.п.

8. Квалифицированным видом коммент. преступления является совершение публичных призывов с использованием СМИ — периодических печатных изданий, радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ и иных форм периодического распространения массовой информации. К СМИ, в частности, относятся газеты, журналы, альманахи, бюллетени и другие издания, имеющие постоянное название, текущий номер и выходящие в свет не реже одного раза в год, периодические аудио- и аудиовизуальные сообщения и материалы (передачи), имеющие постоянное название и выходящие в свет (эфир) не реже одного раза в год (см. ст. 2, 4 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 16.10.2006) ).
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2870; 2002. N 30. Ст. 3029; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452, N 43. Ст. 4412.

В этом случае моментом окончания преступления (составом) будет являться момент выхода в свет периодического издания, передачи.

9. Деяния, отраженные в диспозиции коммент. статьи, относятся к преступлениям средней тяжести, и, следовательно, приготовление к совершению публичных призывов указанного содержания состава преступления не образует.

10. В случае если публичные призывы совершаются гражданином Российской Федерации по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, деяние надо квалифицировать по совокупности со ст. 275.

11. Следует разграничивать совершение публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности от действий, направленных на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст. 282) или на организацию вооруженного мятежа (ст. 279). Разграничение происходит по содержанию публичных обращений, их направленности на достижение определенных целей, отсутствию конкретных сведений о подготавливаемых действиях.

12. Субъектом преступного посягательства является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 280 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) предусмотрено в ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», и, будучи собирательным, оно включает в себя широкий круг общественно опасных деяний, начиная с насильственного изменения основ конституционного строя и заканчивая демонстрацией фашистской символики.

2. Иные признаки публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности совпадают с таковыми в преступлении, предусмотренном ст. 205.2 УК РФ (см. комментарий к ней), по отношению к которой комментируемая статья является общей нормой; при квалификации преступления также следует учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности».

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности

1. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности -наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

2. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», -наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к статье 280 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, обеспечивающие недопущение экстремистской деятельности.

2. Объективная сторона состоит в публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности, которая в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ и Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 211-ФЗ) понимается следующим образом:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

— возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

— пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. 1 ст. 63 УК;

— пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

3. Обязательным признаком уголовно наказуемых призывов является их публичность. Она означает, что призывы обращены к широкому кругу людей (к массам, толпе и т.д.), поскольку преследуют цель вовлечения масс в экстремистскую деятельность. Склонение конкретных лиц к совершению действий, предусмотренных ст. 278 УК, надлежит квалифицировать как подстрекательство к этому преступлению.

По форме призывы могут быть устными (на собраниях, митингах, демонстрациях), письменными (листовки, плакаты, изобразительные средства) и проч.

4. Преступление признается оконченным с момента публичного призыва, даже если под его влиянием ни одно лицо не было вовлечено в экстремистскую деятельность.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. От подстрекательства к массовым беспорядкам, хулиганству и вандализму рассматриваемое преступление отличается, в частности, наличием мотивов идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

6. Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

7. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 280 УК) характеризуется публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности, совершаемыми с использованием средств массовой информации (печати, радио, телевидения и др.).