Когда вступает в силу договор страхования автомобиля

06.05.2018 Выкл. Автор admin

Содержание:

Юридические тонкости оформления полиса КАСКО

Технические детали оформления полиса КАСКО не менее важны, чем условия страхования. Например, из-за ошибок и неточностей страховая компания может признать полис недействительным, и при обращении за выплатой попросту вернёт страховую премию вместо выплаты возмещения. Несколько простых правил помогут избежать таких последствий.

Полномочия страховщика

Страховая деятельность подлежит обязательному государственному лицензированию. Контроль за соблюдением законодательства в данной сфере лежит на Центробанке. Это учреждение следит за состоянием лицензий всех отечественных страховщиков.

Соответственно, у страховой компании непременно должна быть лицензия с указанием на право оформления договоров добровольного автострахования. Оригинал этого документа хранится в главном офисе страховщика, потому клиент может ознакомиться лишь с заверенной копией.

Это стоит сделать до оформления полиса КАСКО , ведь только так можно проверить полномочия страховой компании. Отсутствие лицензии означает, что организация не вправе заключать договоры добровольного автострахования. Полис такой компании ничем не отличается от обычной бумажки.

Полномочия отдельного сотрудника

Далеко не все менеджеры страховой компании уполномочены подписывать документы. По умолчанию такое право есть только у руководителя организации. Однако он не может единолично подписать несколько тысяч страховых полисов, потому делегирует полномочия другим ответственным сотрудникам.

Как правило, доверенность на право заключения договоров страхования есть у следующих категорий менеджеров:

  • Высший руководящий состав (заместители руководителя).
  • Руководители территориальных подразделений (филиалы и агентства).
  • Начальники отделов страхования.

Рассчитать КАСКО – в 17 компаниях за 2 минуты

При этом в доверенности непременно указывается максимальная страховая сумма по каждому виду страхования. Если в документе указано, что лимит ответственности менеджера при оформлении полиса КАСКО составляет триста тысяч рублей, он не вправе расписываться в договорах с большей страховой суммой.

Следует попросить показать такую доверенность, чтобы лично убедиться в полномочиях представителя компании. При этом стоит сверить подписи в доверенности и в полисе, ведь нередко из-за технических накладок рядовые менеджеры расписываются в документах за своего руководителя.

Требования к документам

Стоит обратить самое пристальное внимание на подпись уполномоченного сотрудника и на печать организации. Первая должна совпадать с образцом в доверенности на право страхования, вторая должна быть выполнена настоящими чернилами, а не типографским способом.

Не допускается подписание оригиналов полисов и квитанций с помощью факсимиле (кроме электронных версий страховки). При наличии разногласий со страховщиком проще доказать в суде, что договор имеет юридическую силу, если он подписан лично уполномоченным сотрудником.

Сам бланк полиса КАСКО может отличаться в каждой отдельно взятой компании. Однако при этом такой документ в любом случае имеет серию и номер, а также поля для заполнения всех важных параметров.

Кроме того, в полисе непременно должна быть ссылка на правила КАСКО с датой начала действия этого документа. Примечательно, что при оформлении страховки многие компании выдают частным автовладельцам только полис и страховые правила. В этом нет никакой ошибки, ведь в таком случае все ключевые аспекты страховой защиты, включая обязанности страхователя, можно найти в правилах КАСКО .

Проверка данных

Следует досконально изучить полис, чтобы проверить корректность всех данных, включая сведения о страхователе, автовладельце, водителях и выгодоприобретателе. Кроме того, необходимо тщательно сверить параметры застрахованного автомобиля, включая заводские номера.

Малейшая ошибка даст страховщику возможность аннулировать договор при наступлении страхового события. Конечно же, такое может случиться только после судебного решения. Да, судьи чаще принимают сторону автовладельцев, но теоретически возможно, что страхователь проиграет подобный процесс.

При наличии ошибок и опечаток нужно настоять на исправлении документа. Причём желательно, чтобы менеджеры оформили полис на новом бланке. В противном случае придётся заключать дополнительное соглашение, что приведёт к лишней бумажной волоките.

Подтверждение оплаты

Полис КАСКО не вступит в силу, если автовладелец не внесёт страховую премию. В отдельных случаях страхователям приходится доказывать, что они действительно оплатили страховку. Для этого непременно потребуется соответствующий документ.

Страховая компания может принимать оплату как в безналичной форме, так и наличными. В первом случае автовладельцу не составит труда подтвердить факт оплаты, ведь у него на руках останется заверенное банком платежное поручение. Кроме того, этот документ всегда можно запросить повторно.

В случае оплаты страховки наличными выдаётся квитанция формы А-7. Этот документ свидетельствует о своевременном внесении платы за страхование.

При утрате квитанции страховщик в лучшем случае выдаст клиенту ксерокопию этого документа. Следовательно, нужно бережно хранить квитанцию как минимум до момента окончания страховой защиты. При оплате полиса в рассрочку следует собирать все выданные страховщиком квитанции, причём лучше хранить их ещё в течение трёх лет после завершения действия полиса.

Услуги посредника

При приобретении полиса КАСКО через агента или брокера, в том числе в автосалоне, стоит проверить, действительно ли посредник передал страховщику документы и деньги. Нередко брокеры и агенты нарушают сроки передачи необходимых бумаг. Естественно, все это время ответственные сотрудники страховщика даже не догадываются о новом клиенте.

Чтобы своевременно узнать о возникших сложностях, нужно обратиться в контактный центр страховщика. Желательно связаться со страховой компанией спустя несколько дней после оформления полиса. Менеджеры сообщат, передал ли посредник деньги и документы.

Если выяснится, что этого не произошло, необходимо связаться с агентом и потребовать незамедлительной передачи полиса КАСКО страховщику. При наступлении страхового события подобная заминка чревата большими проблемами, ведь страховая компания может поставить под сомнение ликвидность страховки.

Как правило, после этого страхователь получает возмещение только по решению суда. Такой вариант развития событий сопряжён с тратой времени и нервов, потому лучше своевременно проконтролировать процесс взаимодействия страховщика и посредника.

В России вступают в силу новые правила выплат по ОСАГО

МОСКВА, 28 апреля. /ТАСС/. Поправки в закон об ОСАГО, устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными, вступают в силу с 28 апреля. Возмещение по договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, будет осуществляться в виде ремонта автомобиля.

Теперь при продаже полиса ОСАГО или принятии заявления на выплату страховщик предложит клиенту список станций техобслуживания (СТО), с которыми имеет соглашение. В одной из них автовладелец сможет отремонтировать свою машину в случае ДТП.

При этом СТО должны соответствовать ряду требований, в частности, находиться в пределах 50 км от места происшествия или места жительства потерпевшего.

Срок ремонта автомобиля не должен превышать 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет шесть месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.

«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами», — пояснил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс.

По закону автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако ее необходимо согласовать со страховой компанией. «При заключении договора ОСАГО у страховщика может не оказаться договора с подходящей вам станцией, однако этим вопросом стоит поинтересоваться, допустим, через месяц или два. Возможно, компания включит удобную для потребителя станцию в свой реестр. Тогда можно будет внести соответствующие изменения в свой договор ОСАГО», — отметил Юргенс.

Основное преимущество новых правил для автовладельца — при ремонте не придется доплачивать за износ, то есть за разницу в стоимости старых и новых деталей, эти затраты лягут на страховую компанию. При денежной выплате сумма износа, как и раньше, будет вычитаться из выплаты. По оценкам РСА, износ может составлять до 38% от суммы.

Порядок вступления в силу

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев объяснил, как будет действовать норма о приоритете ремонта, если у одного из участников ДТП будет новый полис ОСАГО, а у другого — старый, купленный до 28 апреля.

«Если данное ДТП попадает под прямое возмещение убытков (два участника, нет вреда жизни и здоровью, нет споров по обстоятельствам) и нужно обращаться в свою страховую компанию, то в этом случае принцип работает так — договор должен быть у потерпевшей стороны. Если он заключен после 28 апреля, то потерпевший получает направление на ремонт, в этом случае работает закон для него. Если в ДТП пострадало несколько автомобилей, и в этом случае пострадавший пока что должен обращаться в страховую компанию виновника, то работает принцип, когда обязательность (ремонта) начинается, если у виновника полис ОСАГО оформлен после 28 апреля», — рассказал Уфимцев.

Соответствующее разъяснение Банка России опубликовано на сайте регулятора.

Учитывая постепенное вступление в силу новых правил, на первом этапе, по оценкам Уфимцева, натуральным возмещением смогут воспользоваться около трети автовладельцев. По соглашению со страховщиком выплата по новым правилам возможна и по более ранним полисам, заключенным до 28 апреля, добавил Уфимцев.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) сейчас действует для ДТП, где участвуют только два автомобиля, нет пострадавших и разногласий относительно того, кто виновник ДТП. В таких случаях потерпевший должен обращаться за выплатой к своему страховщику ОСАГО, а не к страховщику виновника. При коллективных столкновениях потерпевшие должны обращаться к страховщику виновника.

Новые поправки, помимо введения натурального возмещения, распространяют систему ПВУ и на коллективные столкновения, но эта норма вступит в силу через полгода после официального опубликования закона (то есть в конце сентября 2017 года).

Когда вам заплатят деньгами

Закон устанавливает ряд случаев, когда приоритет ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 тыс. рублей) в случае, если потерпевший не согласен доплатить разницу. Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.

«Однако по договоренности со страховой компанией потерпевший может получить и в этих случаях натуральное возмещение», — отметил Юргенс.

Что делать, если ремонт сделали плохо

Срок ремонта в 30 дней является максимальным, подчеркнул Юргенс. По его оценкам, при наличии запчастей работы проводятся в течение 3-7 дней, при крупных авариях — до 15 дней. Однако закон требует осуществлять ремонт с использованием только новых деталей, что может удлинить сроки ремонта из-за необходимости их поставки.

Если потребителя не устроили результаты ремонта, он может обратиться с претензией к страховщику.

Зачем нужны новые правила

Закон о приоритете натурального возмещения над денежным был разработан для борьбы с мошенничеством и недобросовестными автоюристами в ОСАГО, провоцирующими растущую убыточность «автогражданки». По статистике РСА, в первом квартале 2017 года выплаты по ОСАГО составили 96,7% от сборов (47,8 млрд рублей и 49,5 млрд рублей соответственно),

«Предполагалось, что мошенники, которые заинтересованы в наличных деньгах, будут исключены из взаимодействия страховщика и потребителя услуги ОСАГО, так как возмещение должно производиться в натуральной форме», — сказал Юргенс.

Однако при работе над законом в нем появились требования к организации ремонта, которые не дают возможность делать ремонт в 100% случаев и оставляют возможность для хождения в системе ОСАГО наличных денег. «Поэтому риски мошенничества сохраняются», — добавил Юргенс.

По мнению директора департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, неверно говорить, что реформа ОСАГО направлена только на борьбу с автопосредниками. «Закон направлен на улучшение сервиса для пострадавших. Закон (об ОСАГО) действует 14 лет, каждый год у нас около 2 млн ДТП с последующим воздействием ремонтного характера. Поэтому сейчас мы говорим о расширении возможностей», — резюмировал Жук.

В силу вступили новые правила оформления электронных полисов ОСАГО

С 4 сентября в России вступило в силу правило, согласно которому договор ОСАГО в электронной форме вступает в силу не раньше чем через 3 дня после отправки заявления страховщику. Об этом сообщает «Российская газета».

В новых правилах указано, что на один телефонный номер может быть зарегистрирован только один личный кабинет страхователя на сайте страховщика. Это защитит страховые организации от мошенников. Отмечается, что ключ электронной подписи может состоять только из латинских букв и цифр. Раньше пользователи сталкивались с трудностями при регистрации на сайте страховщика, если в ключе использовались схожие по написанию русские и латинские буквы.

Обязанность страховщиков обеспечивать заключение договоров ОСАГО в электронном виде действует с 2017 года. По данным «Российской газеты», в I квартале 2018 года каждый четвертый полис был оформлен через Интернет. Однако в целом работа с ОСАГО для многих страховщиков остается убыточной.

В середине августа «Ведомости» сообщили о том, что страховщики предлагают Минфину ограничить срок, в течение которого автомобилист сможет сообщить о страховом случае по ОСАГО, 5 днями. Сейчас срок обращения автомобилиста в страховую компанию после происшествия ограничен в одном случае — если ДТП оформлено без участия полиции, то есть по европротоколу. Однако, по данным Российского союза автостраховщиков, европротоколом в 2017 году воспользовались всего 33% водителей.

ОСАГО и техосмотр. Вопросы про заключение договоров ОСАГО и ТО задавать тут!

Опции темы
Поиск по теме

Тут не всё просто.

В моей жизни был один единственный случай, когда срок действия договора об ОСАГО совпал с началом периода страхования. Это — когда я заключал самый первый свой договор об ОСАГО. С тех пор, я страхуюсь (и уплачиваю страховую премию), хотя бы, на пару дней раньше, чем начинается период страхования. Были случаи, когда новый договор ОСАГО я заключал за несколько месяцев до начала очередного, годового, периода страхования. Подозреваю, что эти случаи регулируются, как раз, пунктом 2 ст. 957 ГК.

Глянул в свой полис ОСАГО. То что я именую периодом страхования там именуется «Срок страхования».
С точки зрения ГК — существует момент «вступления договора в силу» и момент «окончания срока действия договора» (ст. 425)
Для страхования, ст. 957 оговаривает ещё «срок начала действия страхования», который может не совпадать с моментом «вступления договора в силу».

Так вот, договор ОСАГО вступает в силу в момент его заключения и уплаты страховой премии. На этот момент, должна быть действующая карта ТО. Срок страхования, иногда начинается немного позже чем момент вступления договора в силу. К началу срока страхования, карта ТО может «превратиться в тыкву», при этом договор ОСАГО останется действующим и никакого криминала не будет. И отказ от заключения договора страхования на срок страхования начинающийся после того как действие карты ТО закончится, — неправомерен, если сегодня эта карта ТО — ещё «жива».

всегда так делаю, много лет уже. У одного и того же агента СК. Даже езжу с двумя бланками полисов одновременно. в переходный период :)) И ДК у двух машин не совпадают ни между собой, ни с датами страховок. Но я слежу за этим. не допускаю, т. ск-ть :))

всегда так делаю, много лет уже. У одного и того же агента СК. Даже езжу с двумя бланками полисов одновременно. в переходный период :)) И ДК у двух машин не совпадают ни между собой, ни с датами страховок. Но я слежу за этим. не допускаю, т. ск-ть :))

да им -то неинтересно. Интересно будет, когда ДК будет просрочена на момент ДТП. Тогда есть все шансы получить регрессный иск. Может статься, что СК даже выгоднее прикрывать на это глаза 🙂

Не является собственником, потому что не он в ДКП, или потому, что не перерегистрировал авто на свое имя?

первое что нужно сделать, посмотреть в базе РСА по ГРЗ авто, вдруг еще не истек срок действия СП от предыдущего собственника. Тогда шанс получить выплату от СК появится.
Если нет, то только оценив ущерб и обратившись в суд на водителя виновного авто.
Ну о том, что нужно до суда предложить виновнику возместить ущерб, сам наверное знаешь?
К стати, как он себя ведет, что говорит?

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Не является собственником, потому что не он в ДКП, или потому, что не перерегистрировал авто на свое имя?

первое что нужно сделать, посмотреть в базе РСА по ГРЗ авто, вдруг еще не истек срок действия СП от предыдущего собственника. Тогда шанс получить выплату от СК появится.
Если нет, то только оценив ущерб и обратившись в суд на водителя виновного авто.
Ну о том, что нужно до суда предложить виновнику возместить ущерб, сам наверное знаешь?
К стати, как он себя ведет, что говорит?

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Вопрос из Новосибирска. Несколько лет страховал в Уралсибе, тут когда потребовалось продлить страховку, выяснил, что Уралсиб перестал страховать ОСАГО. Стал искать другую компанию, сходил в офис Ингосстраха (посчитал, у них на сайте самая норм цена). Пропарили мозг полчаса в итоге сказали «не можем загрузить скидку, нужно делать запрос, ответ придет 6 декабря». Отказался, стал обзванивать других. Вскрылась проблема. У меня собственник авто — теща, а у нее регистрация (как и регистрация авто) в Московской области. Все агенты вокруг (а обзвонил я наверное номеров 15) говорят что нужно обращаться в центральный офис.

Вопрос — куда лучше обратиться где точно не откажут с такой «проблемой»? И в чем вообще проблема продать ОСАГО на авто с другого региона?
Нагуглил тему с электронными осаго, однако в большинстве сервисов какие-то проблемы — где-то паспорт собственника не находит в базе, где-то просто какие-то ошибки. Если посоветуете сайт где можно оформить из дома — буду благодарен 🙂

По поводу чего попробовал электронного — у Росгосстраха не работает это на сайте (звонил им, сказали не работает в данный момент, да). Альфа — не находят паспорт собственника по своей базе. ВСК тоже не находят но уже водительское удостоверение. Ингос — предлагают не электронную страховку, а оформить полис и прислать его курьером — но дают выбрать адрес только в регионе регистрации. собственника. А у Тинькофф (это все с первой страницы выдачи гугла по запросу страхование) просто заполняешь форму и типа жди звонка оператора, но мне так и не позвонили — заполнял вчера.

Наверное уже ни раз разжевывалось, но читать всю тему долго. ))
Купил Авто, страховка у продавца есть чуть меньше чем на год еще, он мне ее отдал. Позвонил в офис СК, мне сказали, что переоформлением собственника в полисе не занимаются, только расторжение договора продавцом ТС и заключение нового договора с покупателем.

Как происходит процедура расторжения договора? А конкретнее интересно выдадут ли деньги сразу или только перевод денежных средств на счет в банке.

Думаю может взять продавца, поехать в офис, он напишет заявление, получит деньги и я на них сразу оформлю новый договор на себя.

Наверное уже ни раз разжевывалось, но читать всю тему долго. ))
Купил Авто, страховка у продавца есть чуть меньше чем на год еще, он мне ее отдал. Позвонил в офис СК, мне сказали, что переоформлением собственника в полисе не занимаются, только расторжение договора продавцом ТС и заключение нового договора с покупателем.

Как происходит процедура расторжения договора? А конкретнее интересно выдадут ли деньги сразу или только перевод денежных средств на счет в банке.

Думаю может взять продавца, поехать в офис, он напишет заявление, получит деньги и я на них сразу оформлю новый договор на себя.

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

ТО а/м А В С D (осаго/КБМ)

Вопрос из Новосибирска. Несколько лет страховал в Уралсибе, тут когда потребовалось продлить страховку, выяснил, что Уралсиб перестал страховать ОСАГО. Стал искать другую компанию, сходил в офис Ингосстраха (посчитал, у них на сайте самая норм цена). Пропарили мозг полчаса в итоге сказали «не можем загрузить скидку, нужно делать запрос, ответ придет 6 декабря». Отказался, стал обзванивать других. Вскрылась проблема. У меня собственник авто — теща, а у нее регистрация (как и регистрация авто) в Московской области. Все агенты вокруг (а обзвонил я наверное номеров 15) говорят что нужно обращаться в центральный офис.

Вопрос — куда лучше обратиться где точно не откажут с такой «проблемой»? И в чем вообще проблема продать ОСАГО на авто с другого региона?
Нагуглил тему с электронными осаго, однако в большинстве сервисов какие-то проблемы — где-то паспорт собственника не находит в базе, где-то просто какие-то ошибки. Если посоветуете сайт где можно оформить из дома — буду благодарен 🙂

По поводу чего попробовал электронного — у Росгосстраха не работает это на сайте (звонил им, сказали не работает в данный момент, да). Альфа — не находят паспорт собственника по своей базе. ВСК тоже не находят но уже водительское удостоверение. Ингос — предлагают не электронную страховку, а оформить полис и прислать его курьером — но дают выбрать адрес только в регионе регистрации. собственника. А у Тинькофф (это все с первой страницы выдачи гугла по запросу страхование) просто заполняешь форму и типа жди звонка оператора, но мне так и не позвонили — заполнял вчера.

вот и до НСКа докатилось отдаленно то, с чем мы живем уже 4-й год..
Что же дальше будет.
)

Тебе, Михаил, лучше в регионалке спросить..

Я Русский, сказал Человек.И Бог заплакал вместе с ним

Дата вступления в силу договора ОСАГО

Собственно, вопрос, наверное, не сложный, но у меня вызывает определённые затруднения.

Итак, с 01.10.2014 г. у нас вступили в силу изменения в законодательство, касающиеся ОСАГО, которые увеличили размер максимальных страховых выплат. Разумеется, данные изменения распространяются только на договоры, заключенные 01.10.2014 г. и позднее. Для всех прочих продолжают действовать «старые» размеры выплат.

Ситуация такая: 08.10.2014 г. у организации заканчивался «старый» полис. Данная организация заблоговременно (ещё в сенятбре) обратилась в страховую компанию с просьбой заключить договор ОСАГО со сроком действия с 08.10.2014 г.

Страховая компания подтвердила готовность это сделать, выставила документы на оплату страховой премии, которая так же заблоговременно была оплачена. После этого, в первых числах октября 2014 г. организация получила страховой полис. В данном страховом полисе было зафиксировано, что срок действия договора с 08.10.2014 г. по 07.10.2015 г. При этом дата заключения договора в полисе была прописана как 30.09.2014 г.

В связи с этим и вопрос: подпадает ли организация с таким полисом под увеличенные с 01.10.2014 г. выплаты по ОСАГО?

С одной строны вроде нет. Логика здесь формальная — дата заключения договора есть дата, указанная в соответствующей графе полиса. Там указано 30.09.2014 г.

С другой стороны есть обширная судебная практика (по крайней мере арбитражных судов) о том, в тех случаях, когда в полисе ОСАГО в качестве начального момента срока действия договора указан более поздний, по сравнению с датой выдачи полиса, срок, действие договора не распространяется на события, имевшие место в период времени между этими датами.

Проще говоря, елси бы автомобиль организации попал бы в ДТП 30.09.2014 г. и на руках в тот момент находился бы этот полис, то возмещение именно по этому полису организация не получила бы, так как данный полис распространяется только на дтп с 08.10.2014 г. А если развивать эту логику, то необходимо признать, что данный полис уже подпадает под изменённые с 01.10.2014 г. правила.

Вот собственно и вопрос: считать ли данный полис подпадающим под новые правила возмещения или нет?

Объявление

Дата вступления договора страхования в силу

Коллеги, возник вопрос.

В соответствии с п. 1 ст. 957 ГК РФ

Напрямую договор условия о моменте вступления его в силу не содержит. Вместе с тем в договоре, есть условие о сроке страхования, который определен периодом времени с ___ и по ____.

Согласны ли вы с мнением, что указанный срок страхования является сроком действия договора, и таким образом датой вступления договора страхования в силу можно определить дату начала течения этого срока?

Данное определение необходимо для ответа на вопрос: есть ли у страховщика обязанность по выплате страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему до уплаты страховой премии (единым платежом), но в течение срока страхования.

Договором дата уплаты страховой премии не определена.

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

KoDmi есть ли у страховщика обязанность по выплате страхового возмещения по страховому случаю, произошедшему до уплаты страховой премии (единым платежом)

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 28 ноября 2003 г. N 75

Т.е. декларативное условие о сроке страхования становится договорным (обязательным для сторон) с момента вступления договора в силу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 ноября 2002 г. Дело N КГ-А41/7647-02

(извлечение)
Пункт 2 статьи 940 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что договор страхования может быть заключен путем составления одного документа либо вручения страховщиком страхователю на основании его заявления страхового полиса.
Из этой нормы, являющейся специальной нормой, следует, что договор страхования не может быть заключен в порядке пункта 3 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому уплата страхователем страховой премии (страхового взноса) должна расцениваться не в качестве совершения лицом, получившим оферту, действий по выполнению указанных в ней условий договора страхования, а в качестве доказательства вступления договора страхования в силу, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 957 Гражданского кодекса Российской Федерации договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса; иное в договоре страхования N 16 от 16.03.2001 г. не установлено.

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Можно ли считать срок страхования сроком действия договора?

Комментарий

  • Регистрация: 09.12.2004
  • Сообщений: 10224

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Я думаю, что если в договоре указан срок страхования, то это и есть «иное» из п. 1 ст. 957 ГК — Я тоже так думаю: в моем случае дата подписания Договора и дата начала срока страхования не совпадают. Сл–но, даже уплатив премию после подписания договора, но до даты начала срока страхования, у страховщика обязанности по выплате возмещения за этот период (до начала срока страхования) не будет.

Последствий в договоре нет.

Комментарий

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

KoDmi
закон предусматривает (ст.942 ГК), что существенным условием договора страхования является срок действия договора

С учетом положений ГК об определении момента заключения договора страхования (начала действия договора, ст. 957 ГК), срок действия договора – это срок страхования, при этом начальный срок действия договора страхования наступает
1) с момента оплаты страховой премии или его первого взноса (п.1 ст. 957 ГК)
2) с иного момента, предусмотренного договором страхования:
2.1. с момента подписания договора при достижения согласия сторон по всем существенным условиям договора;
2.2. с определенной в договоре даты (в т.ч. и прошедшей, п.2 ст. 425 ГК, п.2 ст. 957 ГК);
2.3. с определимой даты

Den_ver если в договоре указан срок страхования, то это и есть «иное» из п. 1 ст. 957 ГК.
Если при этом в договоре также указано, что он вступает в силу с момента оплаты премии, то какой вывод будет правильным:
1) соглашение о сроке действия договора не достигнуто;
2) начальный срок страхования наступает с даты срока страхования, но не ранее оплаты страховой премии?

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Согласен срок действия договора – это срок страхования, при этом начальный срок действия договора страхования наступает в моем случае это 2.2. с определенной в договоре даты даты начала срока страхования

Комментарий

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

KoDmi т.е. договор заключен с момента оплаты единого взноса, но обязанности страховщика возникают позднее, с указанной даты?

невыгодное, на мой взгляд, условие (для страхователя)

Уточняющий вопрос:
Либо в вашем случае оплата взноса не влечет заключение договора, поскольку его действие начинается с определенной даты (но при условии оплаты взноса)? Или независимо от оплаты взноса?

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

т.е. договор заключен с момента оплаты единого взноса, но обязанности страховщика возникают позднее, с указанной даты? — ну я такого не говорил Я считаю, что в моем случае дата вступления договора в силу определена не моментом оплаты премии, а началом течения срока страхования (он же срок действия договора).

Уточняющий ответ

Комментарий

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Коллега, я потому и задаю этот вопрос Если бы не было спора со страховщиком – не было бы темы Не хотит страховщик добровольно уплачивать страховое возмещение, вот готовлюсь к претензионному обращению.

Комментарий

  • Регистрация: 09.12.2004
  • Сообщений: 10224

Комментарий

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

Комментарий

  • Регистрация: 09.12.2004
  • Сообщений: 10224

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Спасибо! Будем поглядеть

Комментарий

  • Регистрация: 07.10.2003
  • Сообщений: 7013

Значит в правилах есть. нету, сам удивился. 5 раз ужо прочел от корки до корки.

Комментарий

  • Регистрация: 09.12.2004
  • Сообщений: 10224

Комментарий

  • Регистрация: 24.04.2001
  • Сообщений: 26491

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2010 по делу N А56-82150/2009

ФАС Северо-западного округа указал, что решение суда об удовлетворении иска страховой компании о взыскании с ОАО в порядке суброгации страхового возмещения подлежит отмене. Суд не исследовал довод ОАО о том, что страховой полис, выданный водителю автомобиля (причинителя вреда), на момент ДТП не вступил в действие и причиненный вред не покрывается страховой защитой по этому полису ОСАГО.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2010 г. по делу N А56-82150/2009

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А., рассмотрев 22.07.2010 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества «Страховая компания ГАЙДЕ» на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2010 по делу N А56-82150/2009 (судья Бурденков Д.В.),

Закрытое акционерное общество «Московская акционерная страховая компания» (далее — ЗАО «МАКС») обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу «Страховая компания ГАЙДЕ» (далее — ОАО «СК ГАЙДЕ») о взыскании в порядке суброгации 25 357 руб. 58 коп. страхового возмещения, а также 1014 руб. 30 коп. расходов по уплате государственной пошлины.

Решением суда первой инстанции от 02.02.2010 исковые требования ЗАО «МАКС» удовлетворены полностью.

В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ОАО «СК ГАЙДЕ», ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 02.02.2010 и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд. Податель жалобы ссылается на несоблюдение истцом досудебного (претензионного) порядка разрешения настоящего спора. Кроме того, ответчик ссылается на то, что полис ОСАГО от 22.05.2008 серии ААА N 0452281960, выданный водителю автомобиля причинителя вреда, из которого следует, что в момент ДТП названный полис не вступил в силу.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО «МАКС» просит отказать в удовлетворении жалобы, ссылаясь на несостоятельность доводов ответчика о необходимости соблюдать досудебный порядок урегулирования спора и об отсутствии в момент ДТП страховой защиты ответственности виновного лица по полису ОСАГО.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции считает, что решение от 02.02.2010 подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.

Как следует из материалов дела, 31.12.2006 между ЗАО «МАКС» (страховщик) и Шведовым П.В. (страхователь) заключен договор страхования транспортных средств (полис N 10653/50/1393556 по страхованию средств наземного транспорта), по условиям которого объектом страхования является автомобиль Chery А15 (государственный регистрационный номер К354КК98), находящийся в залоге у ОАО «МДМ-Банк». Срок действия договора страхования — с 01.01.2007 по 31.03.2012 (лист дела 17).

В период действия договора страхования 22.05.2008 в 9 час. 20 мин. произошло дорожно-транспортное происшествие (далее — ДТП) в городе Санкт-Петербурге, ул. Кубинская с участием вышеуказанного автомобиля Chery А15 под управлением по доверенности Шведова А.П. и мотоцикла Honda СВ400SE (государственный регистрационный номер 38ВВ3951) под управлением Васильевой Е.А.

Определением органа ГИБДД об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 22.05.2010 (лист дела 32) установлено, что ДТП произошло по вине водителя мотоцикла Васильевой Е.А., нарушившей Правила дорожного движении Российской Федерации.

В результате ДТП автомобиль Chery А15 получил повреждения; стоимость восстановительного ремонта автомобиля (с учетом износа) согласно отчету об оценке от 09.06.2008 N 1295-1223, проведенной ООО «Центр Независимой Оценки «Петербург-Эксперт», составила 25 357 руб. 58 коп. (листы дела 37 — 38, 48).

В связи с наступлением страхового случая ЗАО «МАКС» выплатило Шведову А.П. страховое возмещение в указанной сумме, что подтверждается платежным поручением от 06.08.2008 N 6632 (лист дела 49).

Полагая, что ОАО «СК ГАЙДЕ» является лицом, ответственным за убытки, возмещенные страховщиком в результате наступления страхового случая, ЗАО «МАКС» в порядке статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в полном объеме, сославшись на их обоснованность как по праву, так и по размеру.

Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, а также представленные в материалы дела доказательства, считает, что суд первой инстанции не исследовал все фактические обстоятельства по делу и, неправильно применив нормы материального права, сделал необоснованные выводы.

Пунктом 1 статьи 965 ГК РФ предусмотрено, что если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

При суброгации происходит перемена лица в обязательстве на основании закона (статья 387 ГК РФ), поэтому перешедшее к страховщику право осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем и ответственным за убытки лицом.

В данном случае страховщик (ЗАО «МАКС») выплатил страховое возмещение, признав страховым случаем по полису страхования средств наземного транспорта ущерб, причиненный в результате ДТП застрахованному автомобилю. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Статьей 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.05.2008) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — ФЗ N 40-ФЗ) предусмотрено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

При этом владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.

В пункте 24 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.29003 N 263 (в ред. Постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.2006 N 525, от 18.12.2006 N 775, от 21.06.2007 N 389, от 29.02.2008 N 129, от 29.02.2008 N 131, с изменениями, внесенными решениями Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2006 N ГКПИ06-529, от 24.07.2007 N ГКПИ07-658), предусмотрено, что документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, является страховой полис обязательного страхования, оформляемый страховщиком по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Бланк страхового полиса обязательного страхования имеет единую форму на всей территории Российской Федерации и является документом строгой отчетности.

В страховом полисе обязательного страхования указывается эксплуатируемое транспортное средство или прицеп, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2008 N 131).

Страховой полис обязательного страхования выдается страхователю непосредственно при уплате им страховой премии наличными деньгами, а в случае ее уплаты по безналичному расчету — не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии.

Пунктом 27 названных Правил также предусмотрено, что водитель транспортного средства, участвующий в дорожном движении, обязан иметь страховой полис обязательного страхования (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.02.2008 N 131).

Из изложенного следует, что страховщик, выплативший страховое возмещение, вправе взыскать со страховой компании виновного лица страховое возмещение в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом, если отношения между страхователем и страховщиком виновного лица урегулированы Законом об ОСАГО.

В качестве основания ко взысканию с ОАО «СК ГАЙДЕ» выплаченного истцом страхового возмещения ЗАО «МАКС» ссылается на названный Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ.

В претензионном письме от 25.08.2008 истец также ссылается на полис ОСАГО серии ААА N 0452281960, выданный ОАО «СК ГАЙДЕ» водителю Васильевой Е.А. Ссылка на этот полис ОСАГО имеется также и в справке о ДТП от 22.05.2008, выданной органом ГИБДД водителям названных транспортных средств. Сведения об иных полисах, имеющихся у Васильевой Е.А., в материалах дела отсутствуют.

Однако, взыскивая с ОАО «СК ГАЙДЕ» в порядке суброгации страховое возмещение, суд первой инстанции не затребовал для представления в материалы дела полис ОСАГО, который является основанием для предъявления исковых требований к ответчику как страховщику.

Таким образом, суд первой инстанции не исследовал условия, содержащиеся в полисе ОСАГО, выданном ответчиком водителю Васильевой Е.А., и не устанавливал обоснованность исковых требований, исходя из условий этого страхового полиса.

К кассационной жалобе ОАО «СК ГАЙДЕ» приложило копию страхового полиса ОСАГО от 22.05.2008 серии ААА N 0452281960 (лист дела 84).

Податель кассационной жалобы ссылается на то, что в страховом полисе от 22.05.2008 серии ААА N 0452281960 срок страхования указан «с 12 час. 00 мин. 22.05.2008 по 24 час. 00 мин. 21.05.2009». В связи с этим ответчик указывает на то, что в момент ДТП, которое произошло в 9 час. 20 мин. 22.05.2008, данный страховой полис еще не вступил в действие, поэтому причиненный вред не покрывается страховой защитой по этому полису ОСАГО.

Данное обстоятельство судом первой инстанции также не исследовалось и не оценивалось.

В данном случае взыскание в порядке суброгации со страховой компании виновного в ДТП лица страхового возмещения возможно только при наличии действующего страхового полиса.

В статье 957 ГК РФ содержится положение о начале действия договора страхования.

Согласно пункту 1 статьи 957 ГК РФ договор страхования, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в момент уплаты страховой премии или первого ее взноса. Страхование, обусловленное договором страхования, распространяется на страховые случаи, происшедшие после вступления договора страхования в силу, если в договоре не предусмотрен иной срок начала действия страхования (пункт 2 этой же статьи).

Поскольку в полисе ОСАГО указано конкретное время и дата вступления договора страхования в силу, то исковые требования должны быть рассмотрены судом первой инстанции именно с учетом конкретных условий относительно начала действия договора (полиса), о которых стороны пришли к соглашению.

Позиция истца, содержащаяся в отзыве на кассационную жалобу, о том, что факт уплаты страховой премии и выдачи страхового полиса подтверждает вступление договора в силу, в данном случае является ошибочной, поскольку в полисе страхования, который в суд первой инстанции в материалы дела не был представлен, предусмотрено прямое указание на момент начала действия договора страхования.

При этом кассационная инстанция отклоняет как несостоятельный и довод ответчика о несоблюдении истцом досудебного (претензионного) порядка урегулирования настоящего спора.

Из буквального толкования норм Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» не следует обязанность соблюдать досудебный порядок урегулирования спора. Каких-либо доказательств того, что ЗАО «МАКС» и ОАО «СК ГАЙДЕ» как действительные члены Российского Союза Автостраховщиков приняли на себя безусловное обязательство по соблюдению досудебного порядка урегулирования споров по ОСАГО, ответчик в материалы дела не представил.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении суду первой инстанции надлежит исследовать представленный в материалы дела страховой полис ОСАГО серии ААА N 0452281960, оценить обоснованность исковых требований и позицию ответчика и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части первой статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.02.2010 по делу N А56-82150/2009 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.