Коап рф статья 71

07.03.2019 Выкл. Автор admin

Содержание:

Статья 7.9 КоАП РФ. Самовольное занятие лесных участков

Новая редакция Ст. 7.9 КоАП РФ

Самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.9 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — отношения собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом.

Право собственности на леса регулируется Лесным кодексом от 4 декабря 2006 г. (далее — ЛК РФ), согласно которому лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст. 8). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Следует отметить, что ЛК РФ впервые признал возможность установления права собственности на леса для субъектов РФ.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Границы участков лесного фонда должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в совершении активных противоправных действий, направленных на самовольное занятие лесных участков или их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Участки лесного фонда предоставляются в пользование на следующих правах пользования: право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками. Перечисленные права возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Согласно ст. 71 ЛК РФ в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование — гражданам.

К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданского кодекса (глава 34), если иное не установлено ЛК РФ.

Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и в безвозмездное срочное пользование гражданам осуществляется в порядке, предусмотренном ЗК РФ (глава IV), если иное не предусмотрено ЛК РФ.

Следует обратить внимание на то, что право лесопользования осуществляется на основе признания многофункционального значения лесов, то есть одновременного использования одного и того же участка леса разными лицами и в различных целях.

Под использованием участков, указанных в комментируемой статье, понимается их использование для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных ЛК РФ (ст. 25) и другими федеральными законами.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в РФ в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3. Субъекты правонарушения — лесопользователи, т.е. граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению установленного порядка управления лесным фондом.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии с Лесным кодексом РФ лесной фонд является федеральной собственностью. Порядок пользования им устанавливается актами федеральных органов исполнительной власти.

Объектом правонарушения, закрепленного в комментируемой статье, являются право собственности на лес и установленный порядок управления лесным фондом. Непосредственным предметом посягательства являются: участки лесного фонда — участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью; участки леса, не входящие в лесной фонд, — леса, расположенные на землях обороны, землях городских поселений (городские леса).

2. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении активных противоправных действий, направленных на нарушение установленных требований к пользованию лесным фондом: самовольное, т.е. без надлежащего оформления, занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд. Право пользования указанными лесными участками возникает на основе договора аренды, договора безвозмездного пользования, договора концессии, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета; использование лесных участков без специального разрешения для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей.

3. Субъектами правонарушения признаются лесопользователи — граждане и юридические лица, виновные в совершении вышеуказанных противоправных деяний, а также должностные лица, которые обязаны обеспечивать исполнение установленных правил.

4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

Статья 17.11 КоАП РФ. Незаконное ношение государственных наград

Новая редакция Ст. 17.11 КоАП РФ

1. Ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей с конфискацией ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках.

2. Учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией знаков; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией знаков; на юридических лиц — от восьмидесяти пяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией знаков.

Комментарий к Статье 17.11 КоАП РФ

1. Конституция РФ в пункте «с» статьи 71 устанавливает, что «в ведении Российской Федерации находятся: государственные награды и почетные звания Российской Федерации».

Комментируемая часть регулируется Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» (Российская газета. 10 марта 1994 г.), в котором утверждено Положение о государственных наградах РФ, в котором дан исчерпывающий перечень орденов, медалей, почетных званий и иных государственных наград РФ, определены их статуты, положения и описание.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами РФ являются: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

Также в Указе Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» определены полномочия Президента Российской Федерации. Так, в пункте 2 закреплено следующее: Президент Российской Федерации издает указы об учреждении государственных наград; издает указы о награждении государственными наградами; вручает государственные награды; образует Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан. Комиссия работает на общественных началах; образует в составе Администрации Президента Российской Федерации подразделение для обеспечения реализации конституционных полномочий главы государства и проведения единой политики в области государственных наград.

Пункт 20 комментируемого Указа закрепляет положения о гражданах Российской Федерации, удостоенных государственных наград СССР, на которых распространяются правила, предусмотренные вышеуказанным Положением и законодательством Российской Федерации, а также сохраняется порядок ношения орденов, медалей СССР, лент орденов и медалей на планках и других знаков отличия.

2. В соответствии с пунктом 19 Указа Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (ред. от 28.06.2005) «О государственных наградах Российской Федерации» запрещаются незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права. Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Также вопросы учреждения или изготовления знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами, регулируются Уголовным кодексом РФ. Так, например, статьей 324 Уголовного кодекса рассматривается приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград: незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР — наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Пункт 1 статьи 327 Уголовного кодекса указывает, что подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков — наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

3. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с учреждением, изготовлением и ношением государственных наград.

Административная ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, наступает за ношение орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, знаков отличия, орденских лент и лент медалей на планках лицами, не имеющими на это права (часть 1 комментируемой статьи); учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (часть 2 комментируемой статьи).

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием, так как незаконное ношение, учреждение или изготовление государственных наград может совершаться только путем активных действий.

Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица, при этом частью 1 рассматриваемой статьи в качестве субъекта подразумевает физическое лицо, хотя прямо об этом не говорится. Часть 2 комментируемой статьи к субъектам административного правонарушения относит граждан и должностных лиц.

Субъективная сторона выражается в форме умысла, поскольку лицо, совершающее данное правонарушение, сознает противоправный характер своего действия, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает, а может и безразлично к ним относиться. Правонарушитель понимает, что не имеет законного права носить, учреждать или изготавливать государственные награды, но тем не менее совершает такие действия.

Другой комментарий к Ст. 17.11 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии со ст.71 Конституции РФ к ведению РФ относится учреждение государственных наград и почетных званий РФ и определение их статуса. Награждение государственными наградами и присвоение почетных званий РФ осуществляется Президентом РФ.

Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах Российской Федерации» утверждено Положение о государственных наградах РФ (далее — Положение), в котором дан исчерпывающий перечень орденов, медалей, почетных званий и иных государственных наград РФ, определены их статуты, положения и описание.

Государственные награды РФ являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в защите Отечества, государственном строительстве, экономике, науке, культуре, искусстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные выдающиеся заслуги перед государством.

Государственными наградами РФ являются:

звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.

2. Пункт 19 Положения запрещает незаконное приобретение или сбыт государственных наград, учреждение и производство знаков, имеющих аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами, а также ношение орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных знаков к почетным званиям, лент орденов и медалей на планках лицами, не имеющими на то права.

Указанные действия влекут за собой ответственность, установленную законодательством РФ. Юридическая ответственность подразделяется на уголовную и административную.

Незаконные приобретение или сбыт государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, а также их подделка, изготовление или сбыт рассматриваются как уголовные преступления и наказываются в соответствии с УК РФ (ст.324 и 327).

3. Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с учреждением, изготовлением и ношением государственных наград.

4. Административная ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, наступает за ношение орденов, медалей, нагрудных знаков к почетным званиям, знаков отличия, орденских лент и лент медалей на планках лицами, не имеющими на это права (ч.1); учреждение или изготовление знаков, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами (ч.2).

Объективная сторона правонарушения характеризуется действием, так как незаконное ношение, учреждение или изготовление государственных наград может совершаться только путем активных действий.

5. Субъектами данного правонарушения могут быть как физические, так и должностные лица. Часть 1 рассматриваемой статьи в качестве субъекта подразумевает физическое лицо, хотя прямо об этом не говорится. Часть 2 ст.17.11 к субъектам административного правонарушения относит граждан и должностных лиц.

6. Субъективная сторона выражается в форме умысла, поскольку лицо, совершающее данное правонарушение, сознает противоправный характер своего действия, предвидит его вредные последствия и желает их наступления либо сознательно их допускает, а может и безразлично к ним относиться. Правонарушитель понимает, что не имеет законного права носить, учреждать или изготавливать государственные награды, но тем не менее совершает такие действия.

Статья 71. В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

Как оспорить штраф за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ)

Конституционный суд РФ указал, что КоАП РФ не предусматривает возможность снизить штраф, низший предел которого установлен в сумме более 100 тыс. руб. Это не обеспечивает назначения справедливого и соразмерного административного наказания, поскольку не позволяет учесть:

Суд, который рассматривает дело по статье 7.1 КоАП РФ, должен руководствоваться этой позицией. Он вправе изменить постановление о привлечении к ответственности и снизить штраф, например, до 50 тыс. руб., хотя такую возможность КоАП РФ не предусматривает ( постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2016 г. № Ф01-3177/2016 по делу № А79-10275/2015).

Лицу, которое оспаривает привлечение к ответственности, необходимо указывать суду как на положения статьи 4.1 КоАП РФ, так и на позицию Конституционного суда РФ. Это нужно, чтобы обосновать исключительность обстоятельств, ввиду которых штраф необходимо снизить менее суммы его минимального размера.

За какие действия привлекут к ответственности

Лицо понесет ответственность по статье 7.1 КоАП РФ, если самовольно захватит участок (или его часть), в том числе использует участок без прав на него.

С 20 марта 2015 года законодатель исключил из состава статьи 7.1 КоАП РФ ответственность за использование участков без правоустанавливающих документов ( п. 3 ст. 1 Федерального закона от 8 марта 2015 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений. »). Это означает, что, если право на использование участка возникло в силу закона, но лицо его, например, не успело зарегистрировать, административный орган не вправе привлечь за это к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ ( постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2016 г. № Ф02-1679/2016 по делу № А69-2000/2015).

Статья 7.1 КоАП РФ не говорит о предпринимателях, но они несут ответственность в том же размере, что и юридические лица ( прим. № 1 к ст. 7.1 КоАП РФ).

Кто рассматривает дела о нарушениях

Основание 1. Отсутствует событие правонарушения

Основание 2. Административный орган не может доказать нарушение закона

Основание 3. Административный орган не может доказать вину (отсутствует субъективная сторона)

Основание 4. Административный орган неправильно квалифицировал правонарушение

Основание 5. Административный орган нарушил правила составления протокола о правонарушении

Основание 6. Административный орган нарушил правила составления протокола осмотра

Основание 7. Истек срок давности привлечения к ответственности

Основание 8. Малозначительность

Высшая школа юриста

Cтать постоян­ным читателем журнала!

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

корпоративный юрист

Читайте в №11, 2018

Практикум банкротного юриста. Специальное приложение

☆ Полезная подборка для юриста

Главные правовые события

Что было на VII юридическом форуме в Кремле

Типовой устав ООО

Как перейти на него и не пожалеть об этом

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ

Подготовлено по показаниям инспекторов.

Как судиться с приставами

Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки.

Скачать образцы документов

ВЫБОР ГЛАВРЕДА

Система Юрист

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Судебная практика и законодательство — КоАП РФ. Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

в пределах полномочий, предусмотренных статьями ч. 1, ст. 1.1, ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и сооружений, принадлежащим указанным пользователям и органам), 7.11, 8.33 — 8.36, ч. 3 ст. 8.37, 23.25, 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

В силу этого содержащиеся в бланкетных конструкциях законодательства об административной ответственности отсылочные положения могут быть направлены на обеспечение правовой охраны правил (норм), установленных не только законами и подзаконными актами, но и международными договорами Российской Федерации, что, по сути, подтверждается положениями части 2 статьи 1.1 КоАП Российской Федерации, в соответствии с которыми данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

в пределах полномочий, предусмотренных статьями ч. 1 ст. 1.1, ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и сооружений, принадлежащим указанным пользователям и органам), 7.11, 8.33 — 8.36, ч. 3 ст. 8.37, 23.25, 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; статья 16 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире»;

Установление административной ответственности в качестве способа обеспечения соблюдения обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения большегрузными транспортными средствами, согласуется с вытекающим из Конституции Российской Федерации, ее статей 71 (пункты «в», «з», «о»), 72 (пункт «к» части 1) и 76 (части 1 и 2), правомочием федерального законодателя вводить меры административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях предупреждения совершения таких правонарушений (часть 1 статьи 1.1 и пункт 3 части 1 статьи 1.3 КоАП Российской Федерации). Исходя из этого нет оснований полагать, что предусмотренная статьей 12.21.3 КоАП Российской Федерации административная ответственность не соответствует характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей либо допускает избыточное государственное принуждение.

3. Правовую основу действующего законодательства об административной ответственности образуют нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 1.1), в которых находят закрепление общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях; перечень видов административных наказаний и правил их применения; административная ответственность по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе меры обеспечения такого производства; порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.3).

Согласно статье 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется как общим, так и специальным законодательством. Так, на общих основаниях с гражданами Российской Федерации иностранные граждане подлежат административной ответственности, что соответствует принципам и нормам международного права (статьи 1.1 и 2.6 КоАП Российской Федерации). Регламентация же правового положения иностранных граждан, их пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе в части предоставления им разрешений на временное пребывание (проживание) в Российской Федерации, осуществлена Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Таким образом, Пленум Верховного Суда Российской Федерации однозначно указал на то, что указанный штраф следует рассматривать как предусмотренный Законом особый способ обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ) в гражданско-правовом смысле этого понятия (статья 307 ГК РФ), а не как судебный штраф (статья 105 ГПК РФ), который налагается лишь в случаях и в размере, предусмотренных непосредственно ГПК РФ, либо административный штраф, который согласно положениям пункта 2 части 1 статьи 3.2 и статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) является одним из видов административного наказания за совершение административных правонарушений и в силу части 1 статьи 1.1 КоАП РФ не может быть предусмотрен нормативным правовым актом, не относящимся к законодательству об административных правонарушениях.

Необходимость проверки пункта «а» части 1 статьи 7.4 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» на соответствие Конституции Республики Карелия А.А. Беленький обосновывал тем, что данный пункт, устанавливая полномочие должностных лиц полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных данным Законом, не закрепляет перечень таких должностных лиц, а потому вступает в противоречие со статьей 1.1 КоАП Российской Федерации, а также с подпунктом «н» пункта 2 статьи 5 и подпунктом 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», по смыслу которых перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, также должен устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. Тем самым, по мнению А.А. Беленького, данный пункт нарушает принципы верховенства права и определенности, ясности правовой нормы, закрепленные в статьях 5, 16 — 19 Конституции Республики Карелия.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях наряду с нормами, устанавливающими административную ответственность за совершение тех или иных административных правонарушений, также предусматривает порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний (часть 1 статьи 1.1, пункты 3 и 5 части 1 статьи 1.3). При этом помимо общих положений, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 31), данный Кодекс устанавливает конкретные правила исполнения отдельных видов административных наказаний (глава 32), причем исполнение некоторых видов административных наказаний предусматривает обязательное участие судебного пристава-исполнителя. Речь идет о таких видах наказания, как конфискация вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, административное приостановление деятельности, обязательные работы.

В соответствии со статьей 1.1 КоАП России законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП России и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.