Коап рф 2018 года ст 23

05.01.2019 Выкл. Автор admin

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 103-ФЗ “О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (не вступил в силу)

Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 18 апреля 2018 года

Внести в часть 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2006, N 50, ст. 5281; 2014, N 42, ст. 5615; 2015, N 24, ст. 3367; N 41, ст. 5642; 2016, N 26, ст. 3864; 2017, N 17, ст. 2450; N 22, ст. 3069) изменение, изложив ее в следующей редакции:

«4. В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.».

Москва, Кремль
23 апреля 2018 года
№ 103-ФЗ

Обзор документа

Внесены поправки в КоАП РФ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении отдельных должностных лиц.

Решено прекращать производство по делу в отношении высшего должностного лица субъекта Федерации, иного должностного лица органа исполнительной власти субъекта Федерации и руководителя государственного учреждения, если ими вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта регионального бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий или выполнение соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись.

Ранее аналогичные основания прекращения производства были установлены в отношении главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, иных должностных лиц органа местного самоуправления, руководителя муниципального учреждения.

Тем самым решено уравнять положение должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также руководителей государственных и муниципальных учреждений при рассмотрении дел о неисполнении (ненадлежащем исполнении) соответствующих полномочий, причиной которого явилось отсутствие бюджетного финансирования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Изменения валютного законодательства – 2018: чего ждать бизнесу

14 мая 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Теперь у банков больше возможностей отказать в выполнении валютной операции, например, если клиент предоставил недостоверные документы или не тот пакет документов.

Сроки исполнения обязательств по договорам, в том числе получения оплаты от нерезидентов и исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара или оказанию услуги, должны быть прописаны в договорах. Для должностных лиц вводятся серьезные штрафы, а повторное нарушение наказывается дисквалификацией.

Подробнее о нововведениях рассказывают эксперты.

Иван Шевельков, генеральный директор юридического центра «Высшая инстанция»

Изменения Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившие в силу 14 мая 2018 года, означают, что теперь резиденты и нерезиденты обязаны указывать в договорах срок исполнения контрактов. Информация должна быть предоставлена уполномоченным банкам.

Также у банков будет больше возможностей отказать в выполнении валютной операции. Это, вероятно, ударит по российским экспортерам, сделки которых могут срываться. Это может привести к офшоризации бизнеса. Отказ может быть обоснован предоставлением недостоверных документов или неполного пакета документов. Также отказать в валютной операции банки могут, ссылаясь на нарушения положения ст. 9, 12, 14 обновленного закона или положения других актов валютного законодательства.

Отметим, что финансовое учреждение обязано предоставить отказ в письменной форме не позднее следующего рабочего дня, после принятия такого решения. Кристаллизировался и порядок привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства, регулирующего валютную сферу. Штрафы по ч. 1, 4, 4.1 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей будут налагаться в том же размере, что и на граждан и юридических лиц.

Кстати, для должностных лиц предусмотрены отдельные фиксированные размеры штрафов. При повторном нарушении будет применена дисквалификация на срок от 6 месяцев до 3 лет. Самое интересное, что административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц указанными нормами, применяется только к тем, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Алена Сосновская, эксперт «РосЕвроБанка»

Суть всех изменений сводится к ответственности бизнеса за сроки исполнения обязательств по договорам при осуществлении внешнеторговой деятельности. Это касается как сроков получения оплаты от нерезидентов, так и сроков исполнения нерезидентами обязательств по контрактам по поставке товара и/или оказания услуг.

Теперь эти сроки должны быть прописаны в договорах (ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018) «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Расширен круг субъектов, к которым применяются меры административной ответственности за нарушение сроков. И если внесение ИП в список субъектов наравне с юридическими лицами скорее является устранением казусов законодательства, то совершенно новым будет применение мер административной ответственности к должностным лицам.

Размер штрафа — от 20 до 30 000 руб. Повторное нарушение приведет к дисквалификации должностного лица на срок от шести месяцев до трех лет. Одновременно дополнен перечень оснований для отказа банками в осуществлении валютных операций.

Банки не будут проводить операции, если они противоречат ст. 9, 12 и 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.04.2018), и в случае непредставления документов, перечисленных в том же законе, в ч. 4 ст. 23.

В случае отказа в осуществлении валютных операций банки обязаны будут сообщить об этом резиденту в письменной форме не позднее рабочего дня со дня принятия соответствующего решения.

Павел Сафоненков, заместитель председателя президиума коллегии адвокатов «Союз московских адвокатов»

1) п. 1.1 ст. 19 Закона, касающийся предоставляемой в уполномоченные банки информации.

Теперь в банки должна предоставляться информация о сроках исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам, которые в свою очередь должны указываться в самих внешнеторговых контрактах.

В контрактах также должны быть указаны сроки возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты;

2) п. 5 ст. 23 Закона. В данной норме расширен перечень оснований, по которым уполномоченный банк может отказаться проводить валютную операцию.

С 14 мая отказ банка в проведении валютной операции может последовать в результате любых нарушений валютного законодательства:

  • непредставление банку документов или подачи их с недостоверными сведениями;
  • проведение запрещенных валютным законодательством операций;
  • несообщение ИФНС об открытии счета за рубежом;
  • несоблюдение правил осуществления операций с валютой.

В случае отказа в проведении валютной операции банк направляет письменное уведомление не позднее следующего рабочего дня.

1) Административный штраф от 20 000 до 30 000 руб. установлен для:

  • должностных лиц организаций, осуществивших незаконную валютную операцию;
  • не обеспечивших поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента;
  • не обеспечивших возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки.

При этом из текста примечания к ст. 15.25 КоАП РФ исключено положение о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 данной статьи для должностных лиц, касаются только ИП.

2) Предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности ИП по пп. 1 (незаконные валютные операции), 4, 4.1 (необеспечение поступления в срок средств по контракту от иностранного контрагента), 5 (необеспечение возврата в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки) ст. 15.25 КоАП РФ.

3) Предусмотрен новый вид административной ответственности по делам данной категории — дисквалификация на срок от полугода до 3 лет для должностных лиц за повторные нарушения по пп. 1, 4, 4.1, 5 ст. 15.25 КоАП РФ;

Кроме того, необходимо учесть, что с 1 мая 2018 года применяется новая Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У), регулирующая вопросы предоставления в банки документов по валютным операциям.

Эта инструкция предусматривает:

  • отмену паспорта сделки и справки о валютных операциях (но сохраняет обязанность предоставления в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов);
  • обязательность постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. – для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. – для контрактов на экспорт).

Как видим, изменение положений Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 14 мая 2018 года сопровождается и изменением законодательства об административных правонарушениях, что предполагает не только в определенной степени ужесточение дисциплины предпринимателей, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, но и усиление ответственности ИП и должностных лиц организаций за нарушение установленных требований валютного законодательства.

Статья 11.23. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, установленного режима труда и отдыха —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Примечание. Утратило силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования Федерального закона от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ.

Комментарий к Ст. 11.23 КоАП РФ

1. Объектом рассматриваемого деяния выступают правила управления транспортным средством, правила его эксплуатации. Неотъемлемым элементом совершения правонарушения в данном случае выступает нарушение правил использования технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о движении транспортного средства, т.е. тахографа.

В настоящее время требования к тахографам регламентированы Приказом Министерства транспорта РФ от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства». Однако, несмотря на издание указанного нормативного акта, большинство транспортных средств на территории Российской Федерации не оснащены указанными средствами. В этой связи сохраняет свою актуальность письмо МВД РФ от 22.05.2013 N 13/5-134 «О применении части первой статьи 11.23 КоАП РФ», согласно которому, по мнению Генеральной прокуратуры РФ, у органов Госавтоинспекции отсутствуют достаточные основания для привлечения водителей за управление транспортными средствами, подлежащими оснащению тахографами, без таких технических средств контроля. В связи с чем реализация положений комментируемой статьи возможна в отношении практически любого транспортного средства, т.е. способствует нарушению установленного порядка эксплуатации транспортных средств и осуществления перевозок. В этой связи применение комментируемой статьи требует приостановления до утверждения порядка оснащения транспортных средств тахографами с одновременным продолжением работы по доведению через средства массовой информации до собственников (владельцев) транспортных средств требований законодательства РФ в этой части. В полной мере предписания комментируемой статьи подлежат применению на территории Российской Федерации начиная с 1 апреля 2014 г. До наступления указанного срока их реализация осуществлялась в соответствии с требованиями международных договоров лишь в отношении международных автомобильных перевозок.

Объективная сторона рассматриваемого деяния охватывает собой управление транспортным средством в отсутствие контрольного устройства (тахографа), с неработающим или не соответствующим установленным требованиям устройством, а также нарушение правил использования тахографа, например его отключением блокировка, изменение устройства и т.п. Таким образом, объективная сторона рассматриваемого деяния заключается в выполнении предусмотренных диспозицией статьи действий.

Объективная сторона ч. 2 настоящей статьи заключается в нарушении водителем транспортного средства установленного режима труда и отдыха, контроль за соблюдением которого призван обеспечивать тахограф. Таким образом, указанное деяние также непосредственно связано с применением указанного оборудования.

2. Субъектами данного правонарушения выступают исключительно физические лица. В большинстве случаев субъектами признаются граждане, осуществляющие управление транспортным средством с нарушением установленных требований. В то же время закон предусматривает и возможность привлечения к административной ответственности должностного лица, ответственного за установку и поверку тахографа, установленного на транспортном средстве. Как правило, в качестве ответственного должностного лица рассматривается главный механик, начальник гаража и т.п., т.е. лицо, в ведении которого находится выпуск транспортных средств в рейс.

Определяющим показателем субъективной стороны рассматриваемого деяния выступает умышленная форма вины. Однако приоритет деяний, совершенных умышленно, не исключает и возможность совершения данного правонарушения по неосторожности. Проявление неосторожной формы вины допускается в случае управления транспортным средством с неисправным тахографом либо нарушения режима труда и отдыха водителем транспортного средства. В большинстве случаев реализация объективной стороны рассматриваемого деяния сопряжена с умышленным нарушением установленных правил эксплуатации транспортных средств.

В сфере ветеринарного надзора

В соответствии с ч. 1 ст. 23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 — 10.8, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 8 и 8.1 статьи 19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно п. 21 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 1 статьи 19.4, частью 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в пределах компетенции соответствующего органа.

Также в соответствии с ч. 3 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7, 17.9, ч. 1 ст. 19.4, 19.4.1, ч. 15 ст. 19.5, ст. 19.6, ст. 19.7, ст. 19.20, ч. 1 ст. 19.26, ст. 19.33, ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.6 — 10.8, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 — 14.46, частями 8 и 8.1 статьи 19.5 настоящего Кодекса.

Согласно п. 21 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, — об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.43, частью 1 статьи 19.4, частью 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.33 настоящего Кодекса.

За нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии и в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения предусмотрена административная ответственность, а именно:

ст. 10.6 КоАП РФ — нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил;

ст. 10.7 КоАП РФ — сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных;

ст. 10.8 КоАП РФ — нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства;

ст. 14.43 КоАП РФ — нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов;

ст. 14.44 КоАП РФ — недостоверное декларирование соответствия продукции;

ст. 14.45 КоАП РФ — нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ст. 14.46 КоАП РФ — нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

ч. 8, 8.1, 15, ст. 19.5 КоАП РФ — невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.

Коап рф 2018 года ст 23

Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации за 2017 год

I. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по производству неотложных следственных действий и предварительному расследованию в форме дознания

По итогам работы за 2017 год таможенными органами Российской Федерации возбуждено 2 103 уголовных дела. Из них в отношении конкретных лиц возбуждено 1 429 уголовных дел.

Наибольшее количество возбужденных уголовных дел приходится на таможенные органы Северо-Западного (515), Сибирского (435),
Дальневосточного (285) и Центрального (208) таможенных управлений.

Из общего числа уголовных дел по статье 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры) (далее – УК РФ) возбуждено 321 дело; по статье 226.1 УК РФ (контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники) – 661 дело.

По статье 200.2 УК РФ (контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий) – 52 дела; по статье 200.1 УК РФ (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов) – 65 дел.

Доля контрабанды от общего количества возбужденных уголовных дел за 2017 года составила 52%.

По статье 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица) возбуждено 481 уголовное дело.

По статье 193 УК РФ (уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации) возбуждено 173 дела. По статье 193.1 УК РФ (совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов) возбуждено 116 дел.

По статье 173.2 УК РФ (незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица) возбуждено
188 уголовных дел; по статье 173.1 УК РФ (незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица) – 45 дел.

Также возбуждено 1 дело по статье 174.1 УК РФ (легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления).

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕАЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕАЭС (далее – ЕАЭС) товаров, в том числе стратегически важных товаров и ресурсов (статья 226.1 УК РФ), составила около 22 млрд. рублей.

Сумма неуплаченных таможенных платежей (статья 194 УК РФ) – 5,2 млрд. рублей.

Не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации (статья 193 УК РФ) на сумму более 24 млрд. рублей.

Переведено денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов (статья 193.1 УК РФ) на сумму 14,2 млрд. рублей.

Размер незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (статья 200.1 УК РФ) составил более 141 млн. рублей.

Стоимость незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС алкогольной продукции и (или) табачных изделий составила более 157 млн. руб. (статья 200.2 УК РФ).

В результате мер, направленных на возмещение причиненного преступлениями ущерба, до возбуждения уголовных дел и в ходе их расследования в федеральный бюджет перечислено около 711 млн. рублей.

Из незаконного оборота изъято более 389 килограммов наркотических средств и психотропных веществ, более 6 килограммов прекурсоров, более 2,2 тонн сильнодействующих веществ.

По подозрению в совершении преступлений должностными лицами таможенных органов задержано 102 лица.

В суды с обвинительными актами/постановлениями направлено 118 уголовных дел. Судами по 85 уголовным делам постановлены обвинительные приговоры, 4 дела прекращены в связи с деятельным раскаянием.

II. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов по линии административного производства

В 2017 году таможенными органами возбуждено 119 327 дел об административных правонарушениях (далее – АП), что на 48,5% больше аналогичного показателя 2016 года (80 355).

Из общего количества дел, возбужденных за 2017 год, 52,5% (62 641 дело) приходится на юридических лиц, 39% (46 496 дел) – на физических лиц, более 8% (9 913 дел) – на должностных лиц, 0,2% (277 дел) – на неустановленных лиц.

Наибольшее количество дел об АП возбуждено в связи с нарушениями, предусмотренными главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – 74 432 дела.
Из них 32 807 дел (27,5% от общего количества возбужденных дел об АП) возбуждено по статье 16.2 КоАП РФ (недекларирование либо недостоверное декларирование товаров), 15 581 дело (13%) – по статье 16.3 КоАП РФ (несоблюдение запретов или ограничений на ввоз/вывоз товаров). По составам, не относящимся к нарушениям таможенных правил, наибольшее количество дел об АП возбуждено за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (статья 19.7.13 КоАП РФ) – 23 266 дел (19,5%), за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (статья 15.25 КоАП РФ) – 14 263 дела (12%).

По результатам рассмотрения дел об АП принято 114 723 решения, из них должностными лицами таможенных органов – 83 967 решений, судом или уполномоченным органом – 30 756 решений.

В том числе в отношении:

— юридических лиц – 58 217 решений;

— физических лиц – 47 290 решений;

— должностных лиц – 9 204 решения;

— неустановленных лиц – 12 решений.

Назначено наказаний по 111 663 делам об АП на общую сумму около 157 млрд. рублей, из которых:

— должностными лицами таможенных органов – по 81 955 делам об АП на сумму 50,8 млрд. рублей;

— судом или уполномоченным органом – по 29 708 делам об АП на сумму 106,2 млрд. рублей.

Виды назначенных наказаний:

— административные штрафы – по 66 596 делам на сумму 143,8 млрд. рублей;

— конфискация орудий совершения и/или предметов АП – по 18 071 делу на сумму 12,4 млрд. рублей;

— предупреждения – по 24 731 делу;

— административный штраф с конфискацией орудий совершения и/или предметов АП – по 2 235 делам на сумму 811,8 млн. рублей;

— обязательные работы применялись по 25 делам;

— административный арест – по 5 делам.

Взыскано денежных средств по административным штрафам на общую сумму более 1,7 млрд. рублей.

В уполномоченные органы (организации) передано имущество, обращенное в федеральную собственность, общей стоимостью 8,3 млрд. рублей.

В результате работы с задержанными в рамках таможенного контроля товарами в территориальные управления Росимущества таможенными органами передано 282 товарные партии общей стоимостью 275,8 млн. рублей.

RSS каналы сайта ФТС России

Свободное Программное обеспечение

По этим ссылкам вы можете скачать бесплатные и свободные программы для работы с любыми материалами сайта:

  • Для работы с файлами .doc, .xls, .odf, .odt, .ppt и многими другими — пакет Libre Office (Open Office)(поддерживает национальный стандарт РФ — ГОСТ Р ИСО/МЭК 26300-2010, вводимый в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. №2299-р) ;
  • для работы с файлами .pdf — свободные программы просмотра PDF     
  • браузеры: Mozilla , Chrome

Обзор изменений валютного законодательства 2018

1. Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

С 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (Далее «Инструкция»).

Инструкция № 181-И распространяется на резидентов, являющихся:

— юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанк),

— физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой (в том числе адвокатов и нотариусов), а также на нерезидентов (за исключением физических лиц).

Основные нововведения Инструкции:

1) отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

2) отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях (при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций);

3) для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня.

Следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018 (см. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»), вступающие в силу с 14 мая 2018 г.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроки исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам (контрактам) — в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ.

Резиденты таким образом, обязаны будут представлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей, а также сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Помимо этого, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ. Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

1.2.Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства. В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

1.3.Новое в административной ответственности

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов — в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

По­прав­ки в ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ство 2018 за­тро­ну­ли и во­про­сы ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 15.25 КоАП РФ «На­ру­ше­ние ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния».

К при­ме­ру, с 14.05.2018 «ва­лют­ная» ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа для долж­ност­ных лиц во всех слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся в аб­со­лют­ной сумме. Так, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций или невы­пол­не­ние в уста­нов­лен­ный срок обя­зан­но­сти по воз­вра­ту в РФ де­неж­ных средств, упла­чен­ных нере­зи­ден­там за не вве­зен­ные в РФ то­ва­ры, невы­пол­нен­ные ра­бо­ты, неока­зан­ные услу­ги либо за непе­ре­дан­ные ин­фор­ма­цию или ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти – штраф для долж­ност­ных лиц со­ста­вит от 20 000 до 30 000 руб­лей (ч.1, 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет воз­мож­но, к при­ме­ру, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций.

Повысят до указанных пределов и штрафы для должностных лиц по части 4.1 статьи 15.25 КоАП (за неполучение валюты РФ в установленной доле по контрактам, по которым оформляется паспорт сделки); для юридических лиц за это нарушение штрафы останутся прежними.

Утратит силу примечание о том, что штрафы, установленные в отношении должностных лиц частями 1, 4, 4.1 и 5 указанной статьи, применяются только к ИП.

2. Изменения в 2018 году относительно СВО

С 01.01.2018 Инструкцией отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являющихся формами учета, при этом сохранено требование о представлении ими документов — оснований для проведения валютных операций.

Резидент при проведении операции по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет должен представить в уполномоченный банк документы, связанные с проведением операций, не позднее 15 рабочих дней после даты ее зачисления, указанной в уведомлении уполномоченного банка о ее зачислении на транзитный валютный счет, за исключением некоторых случаев, предусмотренных Инструкцией.

Приводятся формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах, ведомости банковского контроля) и порядок их заполнения.

3. Изменения нормативно-правовой базы валютного контроля, а также планируемые изменения указанных нормативных актов

3.1. Расширен круг лиц, которые признаются валютными резидентами.

В Государственной Думе РФ готовится рассмотрение в первом чтении Проекта Федерального закона № 287822-7 «О внесении изменений в Федеральныйзакон »О валютном регулировании и валютном контроле» (далее «Проект»).

Напомним, что в действующей редакции Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не все физические лица-граждане России признаются валютными резидентами: исключение составляют физические лица, постоянно проживающие в иностранном государстве, имеющие вид на жительство или временно пребывающие в иностранном государстве не менее 1 года.

Согласно Проекту, все физические лица, являющиеся гражданами РФ, будут по умолчанию признаваться российскими валютными резидентами независимо от места и периода пребывания. При этом, согласно Проекту общий запрет на совершение операций между резидентами в случае пребывания за пределами РФ таких резидентов более 183 дней также снимается.

3.2. Требования к счетам, открытым за пределами РФ

Установленные требования к уведомлению о счетах/вкладах в банках за пределами территории Российской Федерации, проведению по указанным счетам/вкладам валютных операций, а также представлению отчетов о движении средств по ним не будут применяться к физическим лицам, которые хотя бы и являются резидентами, но их срок пребывания за пределами Российской Федерации в сумме составляет более 183 дней (в том числе, в 2017 году) за календарный год. При этом не имеет значения количество въездов на территорию Российской Федерации в течение календарного года.

3.3. Предоставление отчетов налоговым органам

В соответствии с действующим законодательством на физических лиц-валютных резидентов возложена обязанность представлять налоговым органам отчеты о движении денежных средств по счетам/вкладам в банках, которые осуществляют свою деятельность за пределами Российской Федерации. После принятия данного Проекта такая обязанность будет возложена на всех граждан РФ, кроме тех, в отношении которых предусмотрены исключения, описанные выше.

3.4. Незаконные валютные операции

Налоговые органы проверяют правомерность проведения валютных операций по иностранным счетам на предмет их соответствия требованиям валютного законодательства.

В том случае, если будет установлено, что валютные операции были незаконны, валютный резидент может быть привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа, при этом сумма может составить от 75 % до 100% размера суммы операции.

Напомним, что применимые к операциям по зарубежным счетам ограничения и валютные обязанности в соответствии с Проектом будут действовать только в отношении российских валютных резидентов, проживающих на территории РФ более 183 дней в календарном году. Проект устраняет существующую проблему для граждан, совершающих кратковременные визиты в Россию.

Выводы по проекту.

Проект помогает устранить существующие в действующем валютном законодательстве сложности и обременения для фактически не находящихся на территории РФ лиц.

Кроме того, в Проекте предусмотрены и иные изменения, в частности:

  • снимаются ограничения с операций по расходованию резидентом денежных средств на зарубежных счетах, связанные с передачей товаров и оказанием услуг в России;
  • допускается получение резидентом на зарубежные счета средств по договорам купли-продажи транспортных средств и в ряде случае — недвижимого имущества и иные.

4. В случае принятия Проекта в текущей редакции для постоянно проживающих за рубежом российских граждан регулирование, вытекающее из статуса валютного резидента, существенно упрощается, однако полностью не исключает сложностей. Из текста Проекта
пока следует, что определение лиц, к которым валютные требования упрощаются, происходит на текущий календарный год, т.е. заранее достоверно определить, вправе то или иное лицо совершать определенные операции на момент совершения операции, может быть затруднительно, если на Актуальные изменения валютного законодательства РФ и их последствия в практике внешнеэкономической деятельности компаний в 2018 году

С 1 января 2018 г. вступает в силу Инструкция Банка России от 16.08.2017 г. № 181-И, устанавливающая порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, а также единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (Далее «Инструкция»).

Инструкция № 181-И распространяется на резидентов, являющихся:

— юридическими лицами (за исключением кредитных организаций и Внешэкономбанк),

— физическими лицами — индивидуальными предпринимателями или лицами, занимающимися частной практикой (в том числе адвокатов и нотариусов), а также на нерезидентов (за исключением физических лиц).

Основные нововведения Инструкции:

1) отменяется требование об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки, введен порядок постановки контрактов на учет в банках с присвоением им уникальных номеров;

2) отменяется требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях (при этом сохранено требование о представлении ими документов, являющихся основанием для проведения валютных операций);

3) для резидентов-экспортеров устанавливается упрощенный порядок постановки на учет контрактов — в течение одного рабочего дня.

Следует отметить, что в настоящее время рассматривается проект Указания ЦБ, предусматривающий перенос срока введения в силу обновленной Инструкции не с 01.01.2018, а с 01.03.2018 (см. Проект Указания Банка России «О внесении изменений в пункт 19.1 Инструкции Банка России от 16 августа 2017 года № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).

Федеральным законом от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях («Закон № 325-ФЗ»), вступающие в силу с 14 мая 2018 г.

В Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» установлено требование указывать в договорах (контрактах), заключенных между резидентами и нерезидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, сроки исполнения сторонами обязательств по соответствующим договорам (контрактам) — в целях исполнения требования о репатриации иностранной валюты и валюты РФ.

Резиденты таким образом, обязаны будут представлять уполномоченным банкам информацию о конкретных сроках:

1) получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов);

2) исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей, а также сроках возврата указанных авансовых платежей в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов).

Помимо этого, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» расширен перечень оснований, при наличии которых уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, включая совершение запрещенных валютных операций между резидентами, а также нарушение любых актов валютного законодательства РФ. Решение об отказе должно быть сообщено лицу в письменной форме не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.

4.2.Расширены случаи отказа банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ.

Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства. В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

4.3.Новое в административной ответственности

В статье 3.5 КоАП корректируются правила исчисления штрафов — в настоящее время штраф может выражаться, в частности, в величине, кратной сумме денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования ЦБ от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока. Вместо ставки рефинансирования будет использоваться ключевая.

По­прав­ки в ва­лют­ное за­ко­но­да­тель­ство 2018 за­тро­ну­ли и во­про­сы ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, вне­се­ны из­ме­не­ния в ст. 15.25 КоАП РФ «На­ру­ше­ние ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния».

К при­ме­ру, с 14.05.2018 «ва­лют­ная» ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность в виде штра­фа для долж­ност­ных лиц во всех слу­ча­ях уста­нав­ли­ва­ет­ся в аб­со­лют­ной сумме. Так, за про­ве­де­ние неза­кон­ных ва­лют­ных опе­ра­ций или невы­пол­не­ние в уста­нов­лен­ный срок обя­зан­но­сти по воз­вра­ту в РФ де­неж­ных средств, упла­чен­ных нере­зи­ден­там за не вве­зен­ные в РФ то­ва­ры, невы­пол­нен­ные ра­бо­ты, неока­зан­ные услу­ги либо за непе­ре­дан­ные ин­фор­ма­цию или ре­зуль­та­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­но­сти – штраф для долж­ност­ных лиц со­ста­вит от 20 000 до 30 000 руб­лей (ч.1, 4 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018).

С этой же даты за неко­то­рые по­втор­ные на­ру­ше­ния ва­лют­но­го за­ко­но­да­тель­ства РФ и актов ор­га­нов ва­лют­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния преду­смот­ре­на дис­ква­ли­фи­ка­ция долж­ност­но­го лица на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действмомент начала календарного года лицо не знает вернется ли оно в РФ или нет. Как следствие, при незапланированном возврате в РФ, физическое лицо может быть под риском совершения незаконных валютных операций по своим иностранным счетам.

5. Комплекс мер по созданию внутрифирменной системы валютного контроля

Во-первых, следует учесть правила переходного периода. В 2018 году для всех сделок будет работать новая инструкция. ЦБ объяснил, что делать в переходный период.

Если паспорт сделки будет оформлен, но не закрыт, в 2018 году его автоматически закроют, а договор поставят на учет.

Если документы на проверке, но паспорт еще не оформили, его и не оформят. Контракт поставят на учет на основании тех же документов. Собирать сведения заново не придется.

Если банк успел оформить паспорт сделки, можно попросить и документ выдадут.

Во-вторых, в связи с изложенным, компаниям и группам компаний для соответствия новым правилам рекомендуется при совершении контрактов в валюте предусматривать следующее:

  • Максимально четко формулировать сроки расчетов и исполнения обязательств в контрактах;
  • Заблаговременно формировать пакет документов для предоставления в банк;
  • Несмотря на сокращение срока постановки на учет контракта банком до 1 рабочего дня, рекомендуется закладывать больше времени, например, 2-3 дня на данный этап.
  • Тщательно формулировать условия сделок на предмет их соответствия п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, ст. 9 ст. 12, ст. 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, прочих положений валютного законодательства РФ.

Кроме того, организации, в частности, следует предпринять следующие шаги:

  • созвониться с сотрудниками обслуживающего банка, уточнить нюансы планируемого перехода в конкретном банке,
  • запросить ведомости банковского контроля.
  • При обнаружении расхождений при переносе из паспортов сделок в реестр контрактов (с учетом свершенных операций за период), подать заявление в банк на внесение корректировок.